Гражданское общество как государственно правовой институт. Перспективы развития институтов гражданского общества в современной России (правовая направленность политических процессов)

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента - свободных, полноправных индивидов - невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, как правильно отмечает В.С. Нерсесянц, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов, однако в конечном счете именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества. К сожалению, в России у государственной элиты в широком смысле этого слова до сих пор не сложилось мнение о приоритетности указанных вопросов, их огромном прикладном и экономическом значении.

Президентский акт устранит неоправданную блокировку номеров экстренной помощи. Гражданское общество в 1970-х годах было отражением ситуации, в которой он должен был действовать. Они не происходили рядом с государством, а против него - балансируя самые большие проблемы коммунистической системы.

Военное положение положило конец институциональному развитию гражданского общества. Запрещается деятельность «Солидарности» и многих других профсоюзов, а также многочисленных профессиональных и творческих объединений. В других, руководство было изменено, восстанавливая контроль над лояльными аппаратчиками, а часто - как в Польской ассоциации журналистов - тайной полиции. Власти также создали новые, подчиненные стороны, организации, предоставив им собственность независимых организаций и предоставив новые субсидии.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 317.

Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004. С. 42.

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества; его основы и необходимые структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. Социальная структура постсоциалистического общества (социальный компонент гражданского общества) находится в стадии формирования. Процесс ломки прежних социальных классов, слоев и групп и становления новых еще далек от завершения.

Гражданское общество ушло в подполье. Там были сохранены человеческие связи, напечатаны бюллетени и книги, а также оказана взаимная помощь. Это общество было защищено католической церковью, единственным независимым учреждением, пережившим военное положение. Именно через Церковь значительная часть иностранной помощи прошла. Подобно тому, как во время немецкой оккупации Церковь снова защищала консерваторов, которых искали власти подпольных организаций, в настоящее время в основном «Солидарность», или просто инициировала встречи, благодаря чему они могли наконец подключить интеллектуальных активистов к союзу, удалить от работы.

Суть гражданского общества, по мнению П.П. Баранова, заключается в активном правовом поведении широких слоев населения и превращении института государства в инструмент достижения той цели, которую определяют организованные и неорганизованные народные массы. Такие политико-правовые институты, как демократические выборы, референдум (в том числе и инициативный), участие партий в политике, право петиций, иные формы непосредственной демократии, право законодательной инициативы и т.п., способствуют не просто контролю общества за органами государственной власти, но делают последние (в определенных пределах) зависимыми от политически активной общественности.

Примечательно, что в ходе обсуждения «Круглого Сто» делегаты «Солидарности» настаивали на том, чтобы называть себя «социальной партией» или «гражданской партией» в отличие от «партийной и правительственной партии»,, до июньских выборов его комитеты были назначены комитетами, которые назывались «гражданскими».

Вскоре после этого «Солидарность» разделилась. В то время уже было ясно, что гражданское общество 1970-х и 1980-х годов распалось. Со временем можно было убедить себя, что это не может стать основой прочной демократии. Даже в годы своей славы это было искалечено, и источник этой инвалидности был довольно глубоким в истории нашей страны.

Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 67.

Определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов, многие из которых в нашей стране еще не до конца сложились. По мнению А.И. Подберезкина, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией РФ. С другой стороны, гражданское общество - это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кроме прав имеют и обязанности перед государством, четко определенные в Основном Законе страны.

В то же время дворяне не хотели иметь дело с торговлей и ремеслом - как самими, так и мальчиками. Последние были назначены на землю, и им было наложено так называемое иго. вторая страна. Бедная буржуазия могла, в лучшем случае, «размножаться», поскольку новые люди, дворянство и крестьяне не поддерживали это государство. И именно сильная буржуазия была везде ядром гражданского общества.

Несмотря на то, что благородство, функционирующее в дворянстве, демократия не создавала гражданских связей. Дворяне лично присутствовали на диетах, и их представители в Сейме приложили к ним указания, что вызвало слабость представительных учреждений. Членам дворянства не нужно было учиться формировать коалицию, вступать в союзы, достигать компромиссов или создавать группы, которые будут представлять их интересы. Они не строили промежуточные институты между государством и их государством. Таким образом, демократия «золотого века» не создавала политические и правовые институты, которые находились в согласии между различными группами интересов.

Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004. С. 15.

На Гражданском форуме 21 - 22 ноября 2001 г. Президент РФ В.В. Путин сказал: "Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество "сверху". Оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы". Организация Гражданского форума в 2001 г. доказала, что власть не строит гражданское общество, но доброжелательно поворачивается к нему лицом, чтобы вместе обсудить проблемы российской модернизации. Одним из итогов Гражданского форума 2001 г. явилось ясное понимание и осознание того, что гражданское общество "сверху", то есть волевыми усилиями самой государственной власти с помощью чиновничьего аппарата, построить невозможно. Оно должно стать результатом социальной самодеятельности нации. Из этого следует, что гражданское общество - нечто принципиально иное, чем политическая и административная структура, имеющаяся в стране. Более того, по мнению С.А. Абакумова и А.И. Подберезкина, гражданское общество является базовой формой реализации общественных интересов, а государство со своей стороны обеспечивает и гарантирует его жизнедеятельность. Гражданское общество не может существовать без главного своего носителя - гражданина, человека, способного и умеющего самостоятельно определять и осуществлять свои цели и жизненные интересы. Субъектами гражданского общества выступают индивиды и их объединения. В зависимости от того, в каком качестве выступают эти субъекты, среди них можно выделить следующие: индивид, семья, школа, церковь, социальные группы (в частности, собственники и предприниматели), общественные объединения, оппозиционные политические партии и движения, свободные средства массовой информации и др.

Благородство имело право противостоять действиям короля, которые нарушали ее привилегии. Она завоевала такие права повсюду, где цари пытались централизовать государство после периода феодальной фрагментации. С тем, что в других странах были промежуточные меры между полным повиновением и повстанцами. В Польше вместо того, чтобы использовать петицию или попытку посредничества, которая была неизвестна, стремления разразились по какой-то причине.

Подтолкнув к ослаблению власти центральной политической системы, которая подняла унитарную привилегию в ранг высшего принципа публичного принятия решений, не позволила королю попытаться модернизировать страну. Результатом стал крах государства и дальнейшее ослабление общества, которое потеряло контроль над такими социальными организационными мерами и каналами мобильности, как офисы, армия и полиция, транспортная система, почтовое отделение и с течением времени железная дорога и даже образование.

Там же. С. 24.

Первоначальным и главным элементом гражданского общества является индивид, а уже производным - образуемые им социальные институты. Каждый индивид участвует в правоотношениях внутри гражданского общества как самостоятельный субъект, член семьи, член или участник общественного объединения, часть социальной группы. Однако гражданское общество предполагает деятельность индивида в большей мере в рамках того или иного объединения в зависимости от его интересов и потребностей.

После потери независимости усилия поляков были направлены на восстановление государства, а не на восстановление общества. У патриотов также было амбивалентное отношение к государству как таковому: борясь, игнорируя или нейтрализуя деятельность существующего государственного аппарата, они мечтали о наличии сильного государства одновременно. Однако у них не было возможности учиться, потому что на практике они не могли узнать, какие индивидуальные отношения и коллективные действия способствуют идентификации с государством и поддерживают его укрепление.

Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.

Писатели, мыслители и политические лидеры поощряли великие дела и восстания против захватчиков. Таким образом, символы собственного состояния носили абстрактный характер. Они включали все, что отличало поляка от русского, немецкого, австрийского. Таким образом, язык, католическая религия, традиция, память о собственном великолепии, поддерживались в мифе и литературе ценности благородной культуры, которую полякам никогда не приходилось проверять, потому что они могли указывать пальцем на «других» - русских, пруссаков и австрийцев - как исполнители их несчастья.

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государств, но в рамках действующих законов.

Демократическое государство призвано максимально удовлетворять многочисленные интересы и потребности своих граждан. Для достижения этой цели возникает необходимость информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества. В то же время удовлетворение конкретных интересов и потребностей индивидами зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих индивидов, объединившихся на основе реализации этих интересов. Это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.

Они были символами, более национальными, чем государство, по меньшей мере, социальной степенью. Это не означает, однако, что в Польше девятнадцатого века не было вообще элементов гражданского общества. Были многочисленные ассоциации, ассоциации - часто секретные и секретные. У всех были свои особенности. Они были подчинены определенной концепции общего блага. Это было восстановление независимого государства, но оно уже оспаривалось в этом новом государстве гражданских прав для крестьян. Это общее благо было превосходным благом, в некотором смысле благом целого, а не суммой или случайностью целей и интересов отдельных социальных групп.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они организуются в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными, культурными, духовными интересами. Это организации и фонды благотворительного характера, многочисленные движения. Важными институтами гражданского общества - объединениями индивидов являются средства массовой информации и политические партии.

Более того, не было недостатка в пространстве для плюрализма в борьбе за него, потому что единство нации должно было дать ему силы. И если патриотическое движение было разделено на фрагменты и группировки, это было катастрофой для дела и потому негативно оценивалось самыми яркими умами. И это справедливо, потому что такие разделения чаще всего были результатом неспособности идти на компромисс, гордости и перевертывания амбиций руководства. Но следствие такого - искусный суд - оценка была полноценным отношением к плюрализму как таковому, стремление к единству и стремление к благу целого.

Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех сферах общественной жизни.

Экономическая структура общества (экономический компонент гражданского общества) определяется наличием различных форм собственности - частной, государственной, муниципальной и т.д., которые согласно Конституции (ч. 2 ст. 8) "признаются и защищаются равным образом". В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право частной собственности охраняется законом. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" (ч. 3 ст. 35 Конституции). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется также право наследования.

У этих отношений также был другой фон. Организации гражданского общества, хотя, вероятно, должны были сказать «гражданская нация» - не боролись за реализацию интересов отдельных групп, а за само выживание; собственной и нации. Если они не сражались вооруженными или не готовились к такой битве, они концентрировали свою деятельность на мире и культуре. Лидеры этой работы были представителями интеллигенции и католической церкви. Они прививали людям чувство национальной идентичности. Но символы этой польственности были когда-то чисто абстрактными, лингвистическими, религиозными и культурными.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 318.

Рыночные отношения - основа современной экономики - невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую основу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения - наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически состоятельный индивид способен в полной мере осознавать и реализовывать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.

Не было никаких ощутимых элементов национальной принадлежности, что еще было государственным, армейским, школьным, железнодорожным и официальным аппаратом. Не было также места для капитализма и экономических связей в национальных и общественных организациях. Исключением была прусская оккупация, где патриотизм также означал противодействие методу германизации, используемому захватчиками - на самом деле экономическому. Но Познаньский не прошел национальную культуру поляков. Позитивизм пытался ввести буржуазные добродетели и поощрять капитализм, но теперь он был вытеснен из культуры не только благородной, но благородно-интеллектуальной традицией, которая находила соблазнительное выражение в мифах Синкевича.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими), которые в современных демократических государствах составляют абсолютное большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать как сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), так и их объединения, являющиеся по законодательству России некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов.

Другими словами, «гражданская нация» девятнадцатого века не была переплетена многовековой традицией сети интересов различных социальных групп, а скорее монолитной силой, которая приравнивала власть государств, которые Польша поработила. На фото - члены Комитета защиты рабочих.

Совет министров принял направление законопроекта о Национальном институте свободы - Центр развития гражданского общества, представленный полномочным представителем правительства по гражданскому обществу. Будет создан Национальный институт свободы - Центр развития гражданского общества, который будет отвечать за поддержку развития гражданского общества, общественной пользы и добровольчества.

Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.

Семья - один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит существенную часть своей жизни. Семья, ее цели, степень ее материального благополучия, духовные отношения внутри семьи во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, а в конечном итоге влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Не говоря уже о том, что семья - основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог самого существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.

Институты гражданского общества в Польше являются одними из самых слабых и относительно наименее многочисленными в Европе - они играют предельную роль в общественной жизни. Исследование неправительственного сектора показывает, что, несмотря на рост организационного потенциала и гражданского участия, в секторе отсутствует стабильное финансирование, в результате оно слабо экономически и частично уязвимо, в том числе для олигархизации. Одним из последствий такой ситуации является неравный доступ к государственным ресурсам, особенно ограниченный для новых и малых организаций, работающих далеко от крупных городов.

В политической сфере гражданского общества действуют такие объединения индивидов, как общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства; негосударственные средства массовой информации.

Следовательно, необходимость укрепить роль государства в построении гражданского общества - как в территориальном, так и в тематическом аспектах, следует уделять особое внимание мелким организациям, пропаганде социалистического идеала и уходу за местным наследием. Это будет сделано вновь созданным Национальным институтом свободы, который обеспечит эффективное расходование государственных средств для развития гражданского общества, позволит создать уже функционирующие организации и оказать поддержку инициативам гражданского общества на низовом уровне.

Среди общественных объединений в данной сфере особо следует отметить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Однако это не совсем так.

Во многих странах Европейского союза сотрудничество с организациями гражданского общества осуществляется через учреждения, непосредственно подчиняющиеся правительству или его структуре. Такие решения работают, например, в Великобритании, Германии, Швеции, Хорватии и Чехии.

Он также будет нести ответственность за распределение средств для деятельности гражданских организаций в рамках других правительственных программ. Согласно законопроекту, Национальным институтом свободы является управление программами поддержки развития гражданского общества. Эти программы - после консультаций с гражданскими организациями - Совет министров примет резолюции.

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.

Дело в том, что партии ставят одной из своих основных целей завоевание и осуществление политической власти. При этом политическая партия, получившая и осуществляющая власть в государстве, автоматически становится его частью, поскольку она формирует из своих членов органы государственной власти, проводит через них свою политику, на время нахождения ее у власти становящуюся государственной политикой. Действительно, в условиях многопартийности только политические партии (а иногда их десятки), не находящиеся у власти, в полной мере отвечают критериям субъектов гражданского общества. Однако в демократических государствах нередка ситуация, когда законодательную и исполнительную власть осуществляют разные партии. В любом случае к субъектам гражданского общества могут быть отнесены исключительно партии, не находящиеся у власти.

Особо следует отметить, что гражданское общество может существовать только в государстве, в котором создана реальная многопартийность. Интересно то, что в той или иной степени выпадение политической партии из сферы гражданского общества пока не грозит России с ее несформированной партийной системой. Для России характерно образование партий из лиц, уже осуществляющих власть, и создание "партий власти", которые существуют только до тех пор, пока их лидеры находятся у власти, и распадающихся по мере ослабления "административного ресурса". Некоторые авторы (например, В.А. Рыжков) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление. Местное самоуправление в научной литературе понимается как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление - институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности.

Рыжков В.А. Четвертая республика. Очерк политической истории современной России. М., 2000. С. 73.

Однако, как уже отмечалось в настоящей работе, первичным элементом гражданского общества следует признать человека, вторичным - объединение людей, сообщество (группу). В таком случае неотъемлемым элементом, подсистемой гражданского общества является местное сообщество, а не местное самоуправление, как полагает В.А. Рыжков. Вместе с тем местное самоуправление - необходимый элемент формирования гражданского общества, поскольку он позволяет местному сообществу самоорганизоваться и самостоятельно нести ответственность за решение своих дел. Таким образом, развиваются внутренние связи между членами сообщества, повышается их ответственность за состояние дел сообщества.

Процесс образования местного сообщества в России характеризуется существенными особенностями. Чаще всего он связан с протестом против действий власти. Так, например, объединение граждан в территориальные самоуправляющиеся общины, объединения по месту жительства имеют своей целью защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные объединения защищают лесопарки, отстаивают необходимость соблюдения санитарных норм при строительстве, требуют повышения качества коммунальных услуг и т.д. В случае, когда внешнего давления на граждан нет, не происходит и их объединения. Такие процессы в большей мере характерны для крупных городов, где разобщенность жителей исторически выше, чем в деревнях.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере действуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.

Среди духовно-нравственной сферы общественных отношений в гражданском обществе важную роль играет такой социальный институт, как церковь. Церковь, религия формируют систему человеческих норм и ценностей, регулируют социальное поведение человека, его отношение к обществу, семье, другим людям. Церковь часто является хранителем национальных традиций, самобытности народа, основ морали, нравственности, культуры.

Формирование гражданского общества наиболее успешно осуществляется в условиях светского государства, в котором ни одна религия не провозглашается в качестве официальной или обязательной. Отделение церкви от государства должно предусматривать нейтралитет государства в вопросах веры, невмешательство органов государственной власти во внутрицерковные дела и, соответственно, невмешательство церкви в дела государства. Свобода религии как элемент свободы совести подразумевает право человека выбирать и исповедовать любую религию. Возможно формирование гражданского общества и в клерикальном государстве (например, Великобритания), однако ни при каких условиях гражданское общество не может возникнуть в теократическом государстве.

Более подробно о церкви как связующем звене между гражданским обществом и государством см. параграф 5 главы 3 настоящей работы.

Особо следует отметить информационную систему гражданского общества. Она возникла и сформировалась только во второй половине XX в. вместе с формированием так называемого информационного общества и бурным развитием СМИ и средств передачи информации на расстояние. Посредством возникновения сети Интернет происходит глобализация проникновения информации и в определенной мере переплетение институтов гражданского общества различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние.

Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации - это практически "глаза и уши" гражданского общества. СМИ призваны информировать гражданское общество о деятельности власти, о попытках ограничить права индивидов и общества, о незаконных действиях представителей власти. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства. И именно они осуществляют обратную связь между государством и гражданским обществом, информируя органы власти об отношении населения к действиям власти и проблемах индивидов и их объединений, нуждающихся в помощи со стороны государства.

Различие структур гражданского общества и государства предопределяет разные способы правового регулирования частных и публичных отношений. В гражданском обществе действует принцип "разрешено все, что не запрещено", вмешательство государства в его сферу строго ограничено, закон может устанавливать правила только на будущее время, он не имеет обратной силы.

В публичной сфере действует принцип "все, что не разрешено, запрещено", поэтому статус органов государственной власти и должностных лиц, их компетенция подробно урегулированы законом. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; закон обязательно должен иметь обратную силу, если им смягчается наказание за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния. Взаимоотношения гражданского общества и государства в реальности сложились так, что первенствует государство, у которого в руках сосредоточена политическая власть. Вместе с тем следует отметить, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению политической власти к абсолютному господству, имея для этого немало средств: активное участие граждан в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных и радиоканалов и периодической печати), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ; при этом само гражданское общество нуждается в государственной поддержке, поэтому представители организаций гражданского общества активно участвуют в работе ряда государственных органов.

Гражданское общество - это источник легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство. В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес, совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Гражданское общество по сути своей должно развивать социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей личностной индивидуальности. В рамках процессов гражданского общества наиболее ярко проявляется эта индивидуальность и, следовательно, возникают личностная конкуренция, соперничество, внутренние противоречия между индивидами. Эти противоречия являются движущей силой развития гражданского общества, его прогресса. Государство, напротив, проводит в жизнь общий интерес, объединяет деятельность индивидов и социальных групп в одно целое, стремится к достижению компромисса между различными субъектами гражданского общества. Оно играет роль фактора, сдерживающего развитие противоречий до уровня, способного разрушить гражданское общество. Предназначение государства - нивелирование социальных противоречий, реализация общих интересов, установление социального мира.

Гражданское общество - это экономическая и личная сфера взаимоотношений между людьми. Вмешательство государства в нее должно быть минимизировано до социально необходимых величин. Роль государства заключается в нем в основном в поддержании правопорядка, борьбе с преступностью, создании условий для реализации гражданами своих прав и свобод, частных инициатив. Гражданское общество - деполитизированное и деидеологизированное общество.

Это не означает, что оно не проводит никакой политики, не исповедует никаких идей и взглядов. Это означает лишь, что в нем не может быть моноидеологии и абсолютного господства какой-либо политической силы.

С начала XIX в. наблюдаются две противоположные линии по обоснованию парадигмы: гражданское общество - государство. Одна линия опирается на германскую культурную традицию (Г. Гегель): только государство (как абсолютный дух и универсальная политическая общность) способно достичь общий интерес. В силу этого государство доминирует над гражданским обществом и может вмешиваться в его деятельность для достижения общих интересов. К. Маркс предложил решить проблему, сняв различия между гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

Другая линия центр тяжести переносит на свободу, ставя ее превыше иных ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д. .

Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. N 3. С. 27 - 28.

Удачно, на наш взгляд, удалось сформулировать положения, на которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает, что: 1)

нет однозначной зависимости между существованием государства и наличием или отсутствием гражданских начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные, подчас и несвойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию; 2)

именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; 3)

от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности его граждан; 4)

на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, могущих смягчать противоречия между достатком одних и нищетой других; 5)

государством, его внешней политикой и оборонной мощью могут быть обеспечены само существование данного сообщества, его материальное и духовное сближение с другими народами.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. С. 150.

Недопустимо жесткое размежевание гражданского общества и государства. В частности, в настоящее время наблюдается усиление проникновения государства в сферу деятельности гражданского общества. Это выражается в следующем: 1.

Усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества. 2.

Изменяется социальная роль государства; оно принимает на себя заботу о социально незащищенных слоях населения, вмешивается в демографическую обстановку общества. Кроме того, государство, назвавшее себя социальным, должно содействовать развитию науки, культуры, образования, осуществлению прав человека. 3.

Усиливается проникновение государства в сферу экономики. Ни в одной стране мира рынок не свободен от государственного регулирования. Принцип планирования, широко используемый в социалистических государствах, воспринят многими государствами Запада. В некоторых из них регулирование планирования осуществляется на уровне обычных законов (например, во Франции), в других положения о планировании закреплены в конституциях. Централизованное воздействие в гражданском обществе сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через налоги, кредиты, льготы, пошлины, тарифы, законы, поддержку базовых отраслей производства, политическую стабильность, противодействие безработице, борьбу с коррупцией и т.д. 4.

Государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность граждан и социальную защищенность общества.

Взаимодействие государства и гражданского общества проявляется и в том, что при органах государственной власти создаются общественные советы, комиссии, структуры, представляющие гражданское общество при принятии органами государственной власти решений в тех или иных сферах деятельности и одновременно осуществляющие контроль за соблюдением государством общественных интересов.

Все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общества, свободную от государственного вмешательства. Некоторые исследователи предлагают даже уйти от противопоставления гражданского общества и государства, их якобы неизбежной борьбы, полагая, что в современных условиях правовое государство и его аппарат могут быть отнесены к элементам гражданского общества, из которого то в свое время возникло. Не берясь оценивать этот тезис применительно ко всем государствам, отметим, что для Российского государства он пока неприменим. Однако, несмотря на все перечисленные выше факторы, гражданское общество должно и впредь оставаться той сферой, в которой вмешательство государства сведено к минимуму.

Одинцова А.В. Гражданское общество: история и современность. Материал для обсуждения. М., 1990. С. 5, 41.

Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к человеку, так и по отношению к государству. По вопросу классификации функций гражданского общества нет единой точки зрения. Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества. 1.

Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая самостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков в надежде, что по отношению к нему будет соблюдаться тот же принцип. 2.

Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязанностей человека, формируется общественно активный индивид. 3.

Стабилизация социального развития. Многие институты гражданского общества (религия, церковь, семья, собственность) весьма консервативны и практически очень редко подвергаются кардинальному пересмотру, а значит, спасают личность от потрясений, способствуя тем самым стабильному развитию общества и государства. 4.

Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет и охраняет государство. 5.

Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, объединившись с другими людьми, воздействовать на государство с целью обеспечить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь от излишнего вмешательства и регулирования государством. 6.

Воздействие на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан.

Левин И.В. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. N 5. С. 8.

Эффективно действующее гражданское общество способно взять на себя ряд функций государства, например развитие культуры, науки, образования, решение проблем демографии и семьи и т.д. При этом, как отмечает А.Д. Керимов, развитие гражданского общества ни в коем случае не должно осуществляться за счет ослабления государства или отстранения его от выполнения вверенных ему функций.

Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. 2002. N 3. С. 18.

Гражданское общество и правовое государство должны взять на себя функцию обеспечения прав человека и гражданина, разделив ее следующим образом: государство обеспечивает права гражданина (т.е. политические права), а гражданское общество - права человека (т.е. личные и социальные права) . Важное условие функционирования гражданского общества предполагает наличие в менталитете граждан такой важной ценности, как свобода. Применительно к гражданскому обществу свобода понимается, прежде всего, как невмешательство государства в частную жизнь граждан.

См., напр.: Нерсесянц В.С. Вопросы правопонимания в контексте прав человека, сложности и противоречия в обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах / Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. N 5. С. 90; Морщакова Т.Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. 2002. 10 декабря; Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. N 31.

Напрямую с ценностью свободы связан принцип уважения к закону.

Свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, не подкрепленная законом, это вседозволенность, способная породить скорее "войну всех против всех", нежели цивилизованные отношения гражданского общества.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном значении этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь.

Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. Гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества и, следовательно, лежит в основе взаимоотношений гражданина, государства и гражданского общества.

Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9-ти томах. Т. 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. М., 2007. С. 269.

В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, а также государственно-правовых механизмов их формирования и поддержки в России следует классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида: A)

адвокатура; -

нотариат;

общественные движения; -

Если эта классификация и не полна, то все же достаточно представительна, чтобы показать, что теоретически у власти есть, из чего выбирать, и есть, из кого вербовать себе партнеров.

Важно заметить, что строительство гражданского общества, демократического, правового государства - это не только внутриполитическая потребность, но и внешняя необходимость, которая диктуется развитием России в условиях глобализации мира. В сущности, при всем разнообразии мир един в том, что подлинный прогресс осуществляется только там, где созданы общественные условия для раскрытия главного ресурса цивилизации - человека. Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена. Поэтому Россия, как верно отмечает В.Н. Влазнев, может стать равноправным партнером в мировом прогрессивном сообществе только тогда, когда будет демократической и правовой страной с развитыми экономическими отношениями, высоким культурным и духовным потенциалом гражданского общества.

Абакумов С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? М.: Галерия, 2005. С. 38.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 181.

Гражданское общество в условиях современного индустриального развития представляет собой сферу "организованного" экономического, политического и идеологического плюрализма. Организованный плюрализм означает, что реально общество складывается не столько из деятельности отдельных индивидов, сколько из взаимодействия их организованных по интересам объединений, малых и средних социальных групп и иных естественно складывающихся ассоциаций. Таким образом, возникает "корпоративно-структурированное общество", в котором основной ячейкой и наиболее узкой группой является семья, а на более высоких структурных уровнях функционируют более широкие группы и объединения и, наконец, наиболее высоким уровнем объединения по интересам выступает "государственно организованное сообщество".

Группы - это основные естественно складывающиеся структурные элементы общества. Представителей группы объединяет прежде всего общность их социального статуса, определяемого их местом и ролью, главным образом в системах производства, распределения и управления. Отсюда проистекает общность их интересов, мировоззрения, ценностных социально- политических установок. В отличие от групп объединения представляют собой организующиеся структурные элементы общества, цель которых - внешнее (по отношению к среде объединения) выражение однородных интересов, их защита и включение в тот комплекс внешне выраженных интересов, из которого как некая "равнодействующая сила" образуются охраняемые государством общие интересы.

Группы и объединения играют разную роль в гражданском обществе и в его воздействии на государство как аппарат публичной власти, в связи с чем юриспруденция не оставляет без внимания этническую окраску современных миграций, положение беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы их адаптации. Более того, в процессе взаимодействия гражданского общества и государства необходимо всесторонне исследовать причины обострения межнациональных отношений и дезинтеграционных процессов в странах-членах СНГ, появление безграничной "суверенизации" и зон межнациональных конфликтов. Без государственно-правовой оценки вряд ли могут быть успешно реализованы национальная и региональная политика, новый федерализм в России, все возможности гармонизации национальных отношений и реинтеграции.

Так, в гражданском обществе особую роль играют народы и, соответственно, наука о народах - этнография. Но не менее важен правовой статус народов, правовая организация власти народа (народовластие), изучаемая юридической наукой. Здесь с правом связывается этнический состав, национальная структура населения, этнополитический и этносоциологический портрет той или иной нации.

"Качественные" различия структурных элементов гражданского общества определяются уровнем, мерой их организованности, и, конечно, в этом отношении группы уступают объединениям. Однако объединения охватывают далеко не весь круг претендующих на внешнее выражение интересов. Они возникают лишь постольку, поскольку условия общественного бытия подсказывают необходимость более организованных форм внешнего выражения групповых интересов, либо поскольку возникают интересы внегрупповые и надгрупповые. Словом, выражение частных интересов через интересы группы является первичной и наиболее фундаментальной формой проявления интересов в современном гражданском обществе. При этом принадлежность индивида к определенной группе имеет для его существования тем большее значение, чем шире представительство группы в составе населения, чем выше "удельный вес" групповых интересов в интересах общесоциальных, тем безупречнее объективные возможности самоорганизации группы.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 65.

Плюрализм групп и объединений с их интересами рассматривается в теории как эквивалент плюрализма индивидуальных интересов в общественной модели классического либерализма. С этой точки зрения в "коллективно-либеральном обществе" интересы должны взаимодействовать и уравновеситься в процессе достижения консенсуса организованных социальных сил, каждая из которых обладает своей долей общественной власти (модель социального партнерства). Однако отношения социального партнерства реально складываются лишь постольку, поскольку общественная власть распространена относительно равномерно и сталкивающиеся социальные силы примерно уравновешивают друг друга.

Поэтому в действительности представительство интересов многих малых групп в общем интересе (как "равнодействующей силе") и в отношениях социального партнерства должно быть поставлено под сомнение. Речь идет не только о том, что непропорциональность распределения общественной власти приводит к доминированию в такого рода общем интересе интересов более сильных групп за счет вытеснения интересов более слабых. Речь идет и о том, что существуют группы, вообще не обладающие никакой властью (например, безработные, домохозяйки, инвалиды, малоквалифицированные иностранные рабочие и т.д.).

Между тем именно современное государство, выступающее как защитник общего интереса, учитывает в своей управленческой деятельности интересы этих "безвластных" групп. В то же время модель "коллективно-либерального общества", если бы она соответствовала действительности, исключала бы возможность представительства интересов этих групп в общем интересе, понимаемом как результат естественного взаимодействия сталкивающихся групповых интересов.

Таким образом, как верно отмечает В.Н. Влазнев, существует определенное противоречие между "коллективно-либеральной моделью саморегулирования", в соответствии с которой всеобщий интерес включает в себя интересы отнюдь не всех, а главным образом наиболее активных социальных сил, и государственным регулированием в соответствии с таким пониманием всеобщего интереса, которое предполагает необходимость учитывать, хотя бы минимально, интересы всех.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 66 - 67.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, под институтами гражданского общества понимаются образуемые его элементами (индивидами) и независимые от государства социальные группы (общности), деятельность которых, во-первых, порождает правоотношения, направленные на реализацию и защиту индивидами своих прав и свобод, решение общих задач в сфере экономики, культуры, во всех областях общественной жизни, во-вторых, способна влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь.

Во-вторых, гражданское общество является источником легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.

В-третьих, особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей личностной индивидуальности, неизбежно порождает их конкуренцию и противостояние в различных негосударственных сферах (экономической, социальной, культурной и др.). Это внутреннее противоречие является движущей силой развития гражданского общества, прогресса общества и государства.

В-четвертых, в целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, а также государственно-правовых механизмов их формирования и поддержки в России следует классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида: A)

институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи: -

адвокатура; -

общественные объединения адвокатов; -

нотариат;

Б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии; B)

институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах: -

некоммерческие общественные организации; -

общественные движения; -

общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы; -

средства массовой информации; -

церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).

Помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, напрямую (по своей правовой природе) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его поле, следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный совет при МВД России.

Проблема становления и развития гражданского общества особо актуальна для современной России. Она предполагает политикоправовой анализ различных структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации и инкуль- турации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Основной задачей данной статьи является не просто анализ социальных функций институтов гражданского общества, а выделение тех из них, которые обеспечивают выявление социальных нужд и потребностей индивидов, обуславливая диалог и взаимодействие между гражданами и властными структурами. В качестве таких социальных институтов гражданского общества будут рассмотрены: третий некоммерческий сектор, социальные движения, эксперты, общественные организации и ассоциации, профсоюзы, местное самоуправление, СМИ, которые выполняют функцию социального контроля со стороны общества по отношению к государству. Это особо актуально для современной России, где ощутим дефицит научных исследований социальных институтов, которые давали бы не только полноценную картину функционирования институтов гражданского общества, но и надежные ориентиры для защиты интересов граждан. Основное внимание уделяется рассмотрению прежде всего политических партий, что приводит к формальному анализу институтов гражданского общества, особенно тех из них, которые обеспечивают систему социальной защиты, социальной инициативы, социальной мобильности, социального контроля, социальной ответственности и социального партнерства между обществом и государством.

Гражданское общество - это социокультурное поле, в рамках которого осуществляется реализация универсальных прав и свобод человека - социальной, экономической, политической, правовой, культурной, обеспечивающих активную позицию гражданина. Целью гражданского общества является сфера социальной интеракции, взаимодействие, взаимное влияние, установление межличностных отношений, добровольные объединения граждан, социальные движения, которые осуществляются с помощью коммуникации. Гражданское общество формируется гражданами путем конкретных форм са - моконструирования и самомобилизации и институционализируется с помощью законов, прав, свобод членов общества.

Задачами гражданского общества являются:

1) определение ориентации политической активности человека и правовой роли гражданина;

2) определение границ политической деятельности государства, а также границ между легитимностью гражданской деятельности и политики государства;

3) обеспечение принципа равенства, партнерства, социальной защиты, прав и свобод гражданина, принципа договора между ними;

4) обеспечение прямых, обратных и горизонтальных связей между обществом и государством, обоюдная политическая ответственность граждан (членов общества) и государства за политические процессы.

На основании выделенных принципов и задач гражданского общества можно обозначить следующие цели гражданского общества:

1) гарантированная свобода объединений;

2) плюрализм, обеспечение разнообразия форм жизни и деятельности, свобода общественной жизни и деятельности;

3)законность основных прав человека, неприкосновенность частной жизни, институционализация гражданского общества;

4)обеспечение политической культуры граждан и эффективности проводимой социокультурной политики, благодаря которой члены общества становятся субъектами коллективного взаимодействия;

5)внедрение специальных процедур, повышающих рациональность в оценках эффективности политического курса.

Реализация указанных задач и целей гражданского общества осуществляется путем мобилизации людей в рамках

1)политических партий;

2)профессиональных союзов;

3)общественных организаций и ассоциаций;

4)социальных движений;

5)третьего некоммерческого сектора;

6)местного самоуправления;

8)экспертов, которые оценивают политический курс с точки зрения его соответствия интересам граждан.

Благодаря этим институтам гражданское общество выполняет различные функции, которые разделяются на две категории: обычную партиципацию, адресованную государственным институтам и структурам, и влияние общественных институтов на представителей властных структур в целях замены чиновников и изменения политических решений для удовлетворения запросов граждан. К первой категории относятся три вида активности: участие в избирательных кампаниях, голосование и лоббирование. Вторая категория охватывает активность и партиципацию в форме протеста, «ставящую под вопрос существование элиты», т. е. посредством демонстраций, забастовок, митингов, когда имеют место нарушение социальных, экономических, правовых, культурных, политических прав и свобод человека.

Основные функции институтов гражданского общества и виды политической активности - обычная партиципация (участие):

I. В рамках обычной партиципации (целью которой является участие граждан в политических процессах и институтах) следует рассматривать деятельность политических партий, профсоюзов, местного самоуправления, экспертов, лобби, СМИ, третий некоммерческий сектор, социальные группы.

1. Политические партии - это общественные, социально упорядоченные организации, образующиеся по принципу социокультурной общности, имеющие свои цели, задачи, устав и программу действий, на основе которых объединяются люди. Любая партия ведет борьбу за получение голосов избирателей по принципу состязательности. Структура политической партии включает в себя блоки избирателей, партийную организацию и партийный аппарат, целью политической партии является разработка политических программ, представляющих интересы различных социальных групп и слоев общества. Политическая программа раскрывает цели политической партии в борьбе за власть, интересы социокультурных групп, которые она защищает. Исходя из структуры, целей и задач можно выделить следующие функции политических партий: институциональную, агрегативную, артикулятивную, электоральную, состязательную, организационно-стратегическую.

а) Институциональная функция политических партий - это способ ее конструктивной деятельности и обеспечения рациональности, которая не зависит от конкретных лиц. Институциональная функция политических партий включает четыре основные подсистемы: разработку политической программы, создание на этой основе политической партии, программную состязательность и проведение свободных выборов; выявление первостепенных социальных нужд и проблем граждан.

б) Агрегативная функция политических партий - это выявление социально значимых интересов индивидов и запросов членов общества, которые решаются политическими средствами. Иными словами, агрегативная функция политических партий - это проблемно-ориентированная стратегия партии, с помощью которой выявляются и типологизи - руются основные проблемы различных социальных групп общества.

в) Артикулятивная функция связана с выработкой конкретных способов решения социально значимых проблем. На основе классификации и селекции основных проблем общества разрабатываются специальные программы и предлагаются меры их решения. Это социальная база политической партии, обеспечивающая защиту интересов граждан.

г) Организационно-стратегическая функция партии включает в себя следующие критерии: автономность, источники финансирования, источники пополнения, характер руководства, согласованность, фракционность, вовлеченность, стратегию, тактику.

Автономию можно определить как структурную независимость партии от других институтов и организаций, государственных ресурсов, бюрократических институтов и PR-технологий, так как зависимость партии от власти подрывает ее функциональность и авторитет.

Организационно-стратегическая функция придает агрегативной и артикуляционной функциям политических партий практическое значение, благодаря которым она становится важнейшим институтом гражданского общества и наделяется двумя статусами - представительным и законодательным (в случае победы на выборах).

д) Состязательная функция политических партий предполагает принцип состязательности на программной основе и ответственность за свои обещания перед обществом. Эта функция обеспечивает связь между партией и избирателями на правовой основе в социокультурном пространстве. Принцип состязательности играет роль фильтрации, устраняя неэффективные политические партии с политической сцены и обеспечивая поддержку конструктивно-рациональной политической программы.

е) Электоральная функция обеспечивает донесение программных целей и задач до избирателей, от которых зависит их проникновение в структуры власти . Следует подчеркнуть, что все выше перечисленные функции должны осуществляться совместно, в противном случае они потеряют свой легитимный характер.

Таким образом, в рамках политической партии осуществляется два вида политико-правовой активности граждан - участие и влияние на политико-правовые процессы, с одной стороны, и государственные институты, с другой. Политической партии - единственный институт гражданского общества, которому свойственны именно такие характерные черты и функции.

Хотя в современной России существует множество партий, все они имеют низкую эффективность из-за отсутствия выше перечисленных функций. В связи с этим они не способны стать важнейшим институтом гражданского общества и обеспечить принцип сдержек и противовесов. Поэтому они носят конъюнктурно-бюрократический характер и тормозят развитие полноценного гражданского общества в России.

II. Профессиональные союзы - институты гражданского общества, с помощью которых индивиды осуществляют свою политическую активность. В отличие от политических партий, профсоюзы представляют и защищают интересы граждан в социально-трудовой сфере.

Профсоюзы совместно с государственными органами выполняют определенные функции (трудовая инспекция, социальное страхование, обеспечение условий труда и рекреации трудящихся). В настоящее время деятельность профсоюзов контролируется всемирным профцентром - Международной конфедерацией свободных профсоюзов (МКСП) - высшим органом которого является конгресс, проходящий 1 раз в 4 года.

Профсоюзы являются основными защитниками интересов работающих категорий населения перед работодателями, способствуют реализации прав трудящихся, улучшению условий труда и обеспечению соответствующего уровня заработной платы. Для достижения этой цели используются механизмы переговоров и трехсторонних консультаций, стачечное и забастовочное движение и т. п. Профсоюзы в различных формах сотрудничают с парламентами или оказывают на них влияние, в том числе и путем лоббирования.

В современной России профсоюзное движение выражено слабо из-за отсутствия четких представлений об их задачах. Необходимо научное исследование роли и значения этого важного института гражданского общества и информирование об этом граждан для использования профсоюзов в их интересах.

III. Социальные движения в рамках гражданского общества и политического пространства формируют политические и социальные запросы. Социальные движения включают коллективные действия на основе выделения следующих аспектов: социальные запросы, социальные проблемы, социальные интересы, социальная защита, социальная безопасность, социальное равенство, социальная справедливость, социальный контроль и т. п. Благодаря артикуляции таких запросов со стороны членов общества происходит смена парадигм от господства и подчинения к социальному партнерству, от контролируемых элитами технократически управляемых структур к автономному самоуправлению.

Целями и задачами мобилизации социальных групп является изменение форм взаимодействия государства и общества, обеспечение государством и обществом социальной защищенности граждан, что называется социальной инициативой. В целях обеспечения социальной защищенности социальные группы могут оказать давление на систему правовых норм, несоответствующих принципам социального государства; правоохранительные, государственные и муниципальные органы; профсоюзы; общественные организации и т. п.

Социальная инициатива в этом случае является выражением социальных действий для артикуляции и практической реализации социально значимых проблем. Социальная активность расширяет рамки социальных движений, социально-ролевой деятельности и увеличивает преобразовательную деятельность активного гражданина.

Социальная инициатива включает следующие фазы: артикуляцию социально значимой проблемы индивида или группы; схему реализации их действий; практические поступки. Субъектом социальной инициативы выступает личность, социальные группы, неформальные объединения. Социальные группы могут выполнять также функцию социальной инновации, т. е. преобразовательную функцию, которая имеет положительные последствия для жизни людей или общества. Социальная инициатива, реализуемая в рамках социального движения, способствует социокультурному воспроизводству новых форм жизнедеятельности индивидов и общества в целом и способствует осуществлению модернизационных преобразований в широком контексте. Выделенные выше функции социальных групп - социальная защита, социальная инициатива, социальная инновация, мобильность - направлены на реализацию целей и задач различных групп и отдельных граждан.

Итак, в современных обществах гражданская активность в рамках социальных движений и социальных групп решает политические и правовые задачи. Во-первых, задачу обретения гражданами влияния на политические институты и процессы помимо политических партий и государственных организаций, путем расширения сферы участия граждан в решении социально значимых проблем. Во-вторых, задачу придания такому участию институционального характера, посредством которого возникают новые формы идентичности, артикуляции, агрегации интересов граждан. Отличие социальных движений от политических партий состоит в том, что они создаются гражданами для решения социальных проблем и после достижения цели не стремятся во властные структуры.

В современной России этот институт гражданского общества полностью отсутствует, что приводит к ослаблению защиты социальных интересов граждан и мешает полноценному развитию многоаспектного гражданского общества. Выделенные в Конституции РФ и конституционном праве РФ основы социальной системы не создают соответствующих условий для адаптации и внедрения этого социального института гражданского общества в современной России. Необходимы специальные научные исследования и изучение практики функционирования этого института в западноевропейских странах.

IV. Третий некоммерческий сектор осуществляет комплекс социальных мер для оказания помощи нуждающимся гражданам и группам населения, способствующих преодолению или смягчению их жизненных условий, поддержанию социального статуса и полноценной жизнедеятельности нуждающихся, их адаптации в обществе.

Социальная помощь является основной для третьего некоммерческого сектора, при реализации которого эти организации разрабатывают целенаправленные программы в зависимости от конкретных нужд различных социальных слоев и групп населения, в соответствии с законами и правилами своего функционирования, которые практикуются в современных западных государствах.

В странах Запада с XVIII в. существует законодательная база и практика помощи таким людям со стороны третьего некоммерческого сектора. Такая система наиболее присуща США. Благотворительные акции государства осуществляются здесь не только официальной властью, но и структурами третьего некоммерческого сектора. Цель государственной политики - упростить помощь и поддержку слабо социально защищенных слоев общества без бюрократических препятствий, для чего создается целая сеть благотворительных организаций, находящихся в непосредственной близости к самим гражданам. В правовом государстве само государство берет под законодательный контроль данный вид помощи, система которой складывается как совокупность различных видов практики.

Концепция «благотворительность» и «милосердие» третьего некоммерческого сектора выполняет функции: социальной помощи, социального обеспечения, социальной работы, социальной адаптации и социального контроля. В рамках первой функции - социальной помощи - осуществляется предоставление слабо социально защищенным индивидам, группам, семьям пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров и продуктов. При этом индексируются качество и уровень жизни и качество товаров, продуктов и социальных услуг.

Третий некоммерческий сектор - это органы социальной защиты и социального обеспечения индивидов по месту жительства или месту пребывания. Социальная помощь, кроме материального обеспечения, предполагает совокупность медицинско-социальной, педагоги - чески-социальной, социально-бытовой услуг, - формы поддержки индивида в периоды его неблагополучного состояния и в других сложных ситуациях и обстоятельствах.

Такие институты гражданского общества, как третий некоммерческий сектор, имеют лицензии на право оказания услуг в рамках различных социальных программ, действующих в системе государственного социального обеспечения. Финансирование этой деятельности осуществляется частично за счет государства, но в большей степени - за счет меценатства, спонсорства, которые поощряются государством. Специфическим видом функции социальной работы третьего некоммерческого сектора является социокультурная деятельность, т. е. создание условий занятости творчеством, наукой и работой, формирование культурных и иных запросов и ориентаций с тем, чтобы социально неблагополучные члены обшества чувствовали себя полноценными гражданами.

Третий некоммерческий сектор, как и социальные движения, отсутствует в российском в законодательстве и реальной практике. Такая ситуация является препятствием для развития социально ориентированного государства и созреванию гражданского общества. В связи с этим изучение такого рода практики и внедрение ее в современную российскую действительность является необходимым условием для обеспечения защиты интересов российских граждан политическими и правовыми средствами.

V. Местное самоуправление - это публичная власть граждан, основанная на самоорганизации их политической активности. Местное самоуправление - это один из важнейших институтов гражданского общества, который обеспечивает автономию граждан по отношению к государству.

Суть местного самоуправления как вида политической активности граждан связана с тем, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра, а на местах, посредством включения местного населения в процесс самоуправления. Местное самоуправление - одна из важнейших составляющих демократической системы управления, функционирующая путем выражения власти народа на низовом уровне.

Приоритет гражданских прав и свобод зафиксирован в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1965 г. Хартия рекомендует в целях развития демократии закрепить данную статью в конституциях каждой страны.

Основными функциями института местного самоуправления являются: обеспечение согласования интересов населения на местах и реализацию планов; использование муниципальной собственности в интересах граждан; использование местного бюджета на различные нужды местного населения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства; строительство и благоустройство территории для обеспечения социально-культурных запросов граждан; оптимизация торговых сетей, общественного питания, охраны общественного порядка, здравоохранения, образования, социального обслуживания, службы быта, пожарной безопасности, санитарного контроля, охраны природы и др.

В задачу общества входит оценка эффективности, осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления с использованием различных его форм, вплоть до устранения чиновников местного самоуправления в случае неудовлетворительной их работы.

Деятельность органов местного самоуправления регулируется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Основными формами осуществления местного самоуправления являются местные Советы депутатов, а формами осуществления власти местного самоуправления - местные референдумы, муниципальные выборы, собрания граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и др. Местный референдум проводится как по решению представительного органа, так и по инициативе граждан, проживающих на данной территории, их решения имеют высшую юридическую силу. Согласно Конституции РФ, институт местного самоуправления закрепляет за гражданами права на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к определенным должностным лицам, которые обязаны дать ответ в месячный срок.

Местное самоуправление как важный институт гражданского общества, выражающий и защищающий права и социальные запросы граждан на местном уровне, развивается в России в недостаточной степени и даже претерпевает существенные искажения за последние годы. Такая ситуация приводит к ослаблению инициативы граждан и формированию полноценного гражданского общества.

VI. Общественные организации и ассоциации - это один из институтов гражданского общества, который создается по инициативе граждан для решения определенных вопросов. Общественные организации и ассоциации имеют четкую структуру, устав и действуют в рамках универсальных прав и свобод граждан. К таким общественным организациям относятся союзы ветеранов, молодежи, экологические, женские, культурные организации, союзы критиков, различные союзы деятелей искусства и т. п.

Основными функциями общественных организаций и ассоциаций являются:

Развитие институтов гражданского общества и обеспечение активных движений, которые эффективно выполняют свои уставные цели и задачи;

Прояснение конкретных целей, ценностей, интересов различных групп и рациональное определение стратегии социальных действий, связь общественных организаций и ассоциаций с политическими институтами и влияние на политико-правовые процессы;

Формирование организационных форм, обеспечивающих их деятельность; развитие навыков политической самоорганизации;

Обеспечение смены парадигм в отношениях между государством и обществом: от господства - подчинения к социальному партнерству и т. п.

Институциональное ядро общественных организаций состоит в том, что они создаются не государством, а инициативными группами граждан и являются альтернативными институтами политических партий, профсоюзов, третьего некоммерческого сектора, местного самоуправления.

Благодаря институтам общественных организаций и ассоциаций осуществляется рост влияния индивидов на политические процессы с помощью определенных групп интересов. Все сказанное позволяет сделать вывод, что содержание института общественных организаций и ассоциаций направлено на конкретизацию социокультурных проблем как общества, так и отдельных граждан, осуществляющуюся при постоянном воздействии на политику в соответствии с уставом и целями организации и способствующую формированию общегосударственной социокультурной политики.

Для российской политической культуры не характерно применение и использование функций и задач общественных организаций, что обуславливает их формальный и дистанционный характер по отношению к обществу. Об этом свидетельствует недавно созданная Общественная палата, представленная хорошо обеспеченными чиновниками и представителями шоу-бизнеса, не имеющими никакого представления о реальных проблемах граждан.

VII. СМИ также являются социальным институтом, осуществляющим обмен информацией между обществом и властью с помощью систем коммуникации. Можно выделить четыре базовых элемента, осуществляющих обмен информацией: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Задача СМИ как важнейшего института гражданского общества обеспечить прямые и обратные связи между обществом и государством. Содержание информации должно отражать социально значимые проблемы общества. Информация определяет критерии эффективности принимаемых решений с точки зрения артикуляции, агрегации и удовлетворения социально значимых проблем общества.

Достоверность и открытость информации создает атмосферу доверия и взаимности отношений, снижает вероятность предвзятых стереотипных оценок. Цель работы СМИ заключается в том, чтобы до общества был доведен социально-политический курс государственной деятельности, кроме того, информирование о потенциальных проблемах и возможностях их устранения. Иными словами, СМИ как институт гражданского общества выполняют роли связующего звена между обществом и государством и защитника интересов граждан путем непосредственного донесения информации соответствующим структурам, наблюдения за функционированием государства и общества. Это означает, что деятельность СМИ должна осуществляться в правовых рамках в условиях открытости и гласности, которые требуют независимой экспертизы, формирующейся за пределами государственного управления в рамках института гражданского общества и обуславливающей взвешенный подход в оценке информации.

Выделение СМИ в качестве важного института гражданского общества является одной из самых актуальных проблем современной России, т. к. СМИ страдают идеологизированностью, предвзятостью и конъюнктурностью. Они полностью подчинены властным структурам и крупным финансово-промышленным группировкам и не выполняют функцию контроля в интересах граждан.

VIII. Эксперты - это особый институт гражданского общества, который занимается сбором и анализом данных относительно причинно-следственных связей между обществом и государством. Экспертиза проводится высококвалифицированными специалистами на основе принципа сравнения разных явлений. Заключение считается обоснованным, если в тех или иных явлениях или процессах наблюдается отклонение от нормы. Экспертизу социокультурных процессов в рамках гражданского общества можно классифицировать 1) по объектам и предметам исследования (например, состояние общества и функционирование политических и правовых институтов, либо институтов гражданского общества); 2) по специфике поставленной задачи (например, направлена ли осуществляемая политика на решение социально значимых проблем людей или общества); 3) по рациональной структуре доказательства и т. п.

Задача эксперта - выявление причин возникших в обществе проблем и путей их решения, а конечная цель - выявление закономерностей, обуславливающих проблемы, пронизывающие всю политикоправовую и социальную систему государства и общества. Основным критерием результата экспертизы является рациональность и конструктивность выводов, которые носят практический характер. Экспертиза социокультурных процессов осуществляется экспертами на основе научной программы, формулированием гипотезы и ее проверки, включая процедуры критериев оценки эффективности. В качестве оценочных факторов выступают универсальные принципы и нормы гражданских прав и свобод, либеральные ценности, универсальные модели политико-правовых и социально-экономических систем, которые определяют степень соответствия проводимой политики этим стандартам. Экспертиза предполагает следующие процедуры: разработку программы социокультурной экспертизы, формулировку проблемы, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета экспертного исследования, описание объекта и моделирование его действия, выделение устойчивых и переменных основ проблемы, анализ этих факторов, выбор экспериментальных и контрольных групп, экспертизу политической программы и т. п.

Эксперты как один из институтов гражданского общества практически полностью отсутствуют в современной России, что приводит к бесконтрольности государственных, политических, правовых, социально-экономических институтов. Ситуация требует подробного изучения сферы деятельности экспертов и их внедрения в российскую действительность.

Обобщая все вышесказанное, можно дать такое определение гражданского общества: гражданское общество - это особый срез (особое поле) социокультурного пространства, в рамках которого индивиды и группы, т. е. члены общества реализуют свои запросы. Изучение институтов гражданского общества является необходимой предпосылкой демократизации России и условием ее приближения к общемировым стандартам.