Нарушение прав детей детском саду. Ключевые задачи правового воспитания дошольников

Отдавая малыша в детский сад, немногие родители задумываются о юридических тонкостях. Между тем маленький человечек с рождения имеет права, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка. Основываясь именно на этом международном документе, страны-участники Конвенции разрабатывают собственное законодательство. И знать основные положения таких документов будет абсолютно нелишним.

Право на жизнь

Возможно, у некоторых эти слова вызовут улыбку и недоумение. Но это право ребенка указано в Конвенции первым. Государство обязано обеспечить условия для выживания и здорового развития ребенка. Надеемся, о выживании речь идти не будет, а вот здоровое и разностороннее развитие чада - главная задача дошкольного учреждения любой формы собственности.

Здесь также нелишне упомянуть о детях с умственными или физическими отклонениями. Выбрасывать их за борт жизни, игнорировать их потребности, препятствовать общению с окружающим миром - грубейшее нарушение прав. Обычный детский сад не имеет права отказать в приеме ребенку-инвалиду и должен обеспечить ему подходящие условия для пребывания в учреждении.

Как родитель вы имеете право требовать от администрации переоборудования помещений с учетом потребностей ребенка, например, установку перил вдоль стен в группе для самостоятельного передвижения.

Право на услуги здравоохранения

Ребенок, посещающий детсад, имеет право на квалифицированную, а главное - своевременную медицинскую помощь. Если малыш заболел, персонал учреждения обязан немедленно проинформировать родителей и по согласованию с ними принять меры, способствующие скорейшему восстановлению состояния здоровья ребенка.

Однако наряду с этим родители должны знать, что в обязанности сотрудников детского сада не входит лечение ребенка, в т.ч. и контроль приема препаратов в случае наличия хронических заболеваний, требующих постоянной медикаментозной коррекции. Максимум, что может сделать персонал - дать ребенку симптоматическое средство ( , поноса, проч.), предварительно обсудив данный момент с родителем, либо вызвать бригаду скорой помощи для немедленной госпитализации малыша.

Отдельная животрепещущая проблема для многих родителей - это прививки. Без письменного согласия родителей ребенку не имеют право делать вакцинацию. Равно как и отказывать ребенку в посещении дошкольного учреждения в случае отказа родителей от прививок - независимо от причины отказа.

Право на образование

Независимо от возраста ребенка в распорядок его дня обязательно включаются развивающие занятия. Они могут быть самыми разными, но при этом должны соответствовать следующим принципам:

  • разностороннее развитие талантов ребенка, его умственных и физических способностей;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание уважения к родителям ребенка, к стране его проживания и происхождения, к ценностям этих стран, а также к ценностям стран с другим жизненным укладом;
  • понимание и терпимость к другим народам, людям других национальностей, верующим различных конфессий;
  • бережное отношение к окружающей среде.

Если ребенок принадлежит к национальному или религиозному меньшинству, ему никто не может запретить пользоваться родным языком и собственной культурой, а также проповедовать свою религию и исполнять ее обряды.

Право на отдых и досуг

Играя, ребенок учится жить, поэтому нельзя лишать его возможности участия в играх и развлекательных мероприятиях. Также сотрудники детского сада должны содействовать предоставлению возможностей для культурной жизни и занятий искусством. Это вовсе не обозначает, что нельзя пресекать вдохновенное творчество по расписыванию обоев. Но альтернативный вариант сесть за стол с альбомом и красками малышу обязательно следует предложить.

Право свободно выражать собственное мнение

Если у маленького человечка есть к персоналу какие-либо просьбы, жалобы или претензии, их ни в коем случае не следует игнорировать. Нельзя отказать ребенку в желании посетить туалет только по той причине, что по плану массовое усаживание на горшок планируется через 20 минут. Или заставлять есть рисовую кашу, если она ему не нравится. Сюда же относятся не только физические потребности, но и право ребенка на поиск, получение и передачу какой-либо информации или идеи. Если воспитателю задается вопрос, что это за цветок или куда убежала кошка, следует обязательно удовлетворить детское любопытство.

Право на уважение

Жестокое обращение с ребенком подразумевает не только физическое наказание, но и моральное унижение его человеческого достоинства. К сожалению, это право нарушается у нас чаще всего. Если на вашего ребенка повышают голос, обзывают его, поднимают на него руку, запирают в темной комнате, запугивают, пресекайте подобное поведение персонала незамедлительно.

Присматривая за детьми, персонал не имеет права заниматься посторонними делами. Читать книгу, болтать по телефону или сплетничать с коллегами во время прогулки, не обращая внимания на детей, абсолютно недопустимо.

Право на питание

Полноценное питание - обязательное условие для полноценного физического развития ребенка, поэтому нужно постоянно контролировать рацион ребенка. Если вы заметите, что ребенка кормят некачественными продуктами или плохо приготовленной едой, принимайте меры.
А как поступить, если ребенку можно кушать не все, например, у него на ряд продуктов или диета по медицинским показаниям? В таком случае вы имеете право обсудить с персоналом вопрос приготовления блюд, которые не нанесут вред здоровью ребенка, и ребенку должны готовить отдельно. Возможно, полностью выполнить все ваши требования не удастся, но компромисс найти можно. Например, если ребенку нельзя есть курятину, и вы заменяете ее мясом кролика, вряд ли учреждение обеспечит вам наличие крольчатины. Но приготовить суп на воде, а не на мясном бульоне вполне можно договориться.

«Конвенция о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990 году. В 2009 году в Российской Федерации введен институт Уполномоченных по правам детей. Омбудсмены строго следят за соблюдением прав ребенка, а в школах и детских садах правовое воспитание стало уже традицией.

Методические материалы по правовому воспитанию

Содержится в разделах:
  • Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 1600 .
Все разделы | Права ребенка. Правовое воспитание детей

«Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности, защиты прав детей . Решение этой проблемы на разных уровнях (государственном, общественном) позволит укрепить позиции демократии в нашей стране, обеспечить...

«Права наших детей» в ясельной группе Деловая игра с родителями «Права наших детей » в ясельной группе. Актуальность темы «Права наших детей » заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка . Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его...

Права ребенка. Правовое воспитание детей - Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Публикация «Проект «Правовое обеспечение профессиональной...» Тема: Российское законодательство регламентирующее защиту прав детства (ребенка. « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». И.В. Гете. Цель: Систематизация и обобщение нормативно-правовой базы регламентирующие систему образования Задачи: 1)...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Знакомим дошколят с их правами «Семья - моя родословная» в подготовительной к школе группе Цель: способствовать формированию основ правовых знаний. Коррекционно-образовательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей в соответствующей их возрасту, форме с основами правового знания; 2. Раскрыть понятия «род», «родословная», «родители», «право детей на воспитание в...

Конспект занятия по окружающему миру «Я имею права» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 80 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Конспект занятия по окружающему миру « Я имею права » Воспитатель: Каткова Д.В. Саранск 2018 г Цель: познакомить детей с конвенцией о правах ребенка. Задачи: ...

Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников» Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы воспитания правовой культуры детей 5–7 лет. Обоснована актуальность исследуемой темы. Обобщен практический опыт использования фольклорного жанра «сказка» как средства воспитания старших дошкольников. Ключевые слова: сказка,...

Права ребенка. Правовое воспитание детей - Деловая игра с родителями «Как познакомить ребенка с его правами»

Деловая игра с родителями: «Как познакомить ребенка с его правами» Подготовила: Клеменкова И. А, социальный педагог Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится...

Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию «Любимый Тамбов, гордимся тобой» в старшей группе Воспитатель Полякова Т.М. Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Любимый Тамбов, гордимся тобой!». Старшая группа. Цель: Продолжать знакомить детей с историей родного города, гербом города, достопримечательностями. Показать, что город как человек способен расти...

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому...


Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Научить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать искусство самоуважения к другим людям. Способствовать развитию умения защищать свои права и уважать...

Педагоги в игровой форме знакомят дошкольников с их правами: проводят викторины, развлечения, творческие занятия, позволяющие детям осознать значимость каждого ребенка в обществе. Дети могут назвать свои основные права: право на жизнь, право на дом и семью, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование и развитие способностей и прочие. Дошкольники начинают понимать, что в любой трудной ситуации они могут найти поддержку – телефоны доверия и службы помощи детям действуют в каждом поселении.

Правовое просвещение необходимо и родителям. Особенно в семьях с низким педагогическим потенциалом, с неблагоприятной воспитательной обстановкой. В этом разделе опытные педагоги публикуют отчеты о родительских собраниях, тексты консультаций по правам ребенка с целью защиты детей от насилия в семье.

Однако правовая грамотность – это не только знание собственных прав. Дети должны понимать, в каком случае их правовая свобода ограничивается, и наступает зона ответственности и обязанностей. Уже в дошкольном возрасте ребенок может принять равноправие детей разной национальности, разного уровня здоровья и развития. Кто-то умный, кто-то талантливый, кто-то добрый, но все равны в своих правах и обязанностях. В некоторых семьях происходит перекос в признании уникальности своего ребенка – «звездная» болезнь мешает таким детям конструктивно общаться со сверстниками.

Правовое воспитание детей – одно из актуальных направлений в образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Права ребенка в нашей стране защищены многочисленными законами: Семейным кодексом, Конвенций, Декларацией по правам ребенка, но проблем не становится меньше, на практике повсеместно законы нарушаются, или не работают вовсе, свои правила педагоги и воспитатели диктуют на местах.

Между гражданами отсутствует культура общения, родители не знают к кому обращаться в случаях насилия над детьми, недобросовестного поведения работников ДОУ. О том, как защитить права своих детей, сделать посещение сада более комфортным и как вести себя с сотрудниками в конфликтных ситуациях рассмотрим в виде подробной пошаговой инструкции в данной статье.

Индивидуальными правами ребенок наделен со дня своего рождения. Об этом подробно прописано в Конвенции ООН. Родители обязаны следить за соблюдением прописанных законов, правильно отстаивать свои права в случае ненадлежащего ухода за их детьми в детских дошкольных учреждениях.

Психологический комфорт

Находясь в учреждении, ребенок имеет полное право на комфортные условия, приближенные к дому. Лет 10 назад можно было допустить, когда недоевшую кашу за малышом нянечка убирает нехотя, с претензиями, угрозами к нему. Сегодня садики современны, чисты, укомплектованы, имеется все необходимое оборудование для игр, развития детей.

Конечно, родителей волнует больше эмоциональная обстановка в учреждениях. Дело не в навороченном оборудовании, а, в первую очередь, отношениях, уважении к малышам, удовлетворении их требований.

Нельзя:

  • запрещать малышу сходить в туалет , если он этого настойчиво просит;
  • грозить отказом в прогулке , если малыш не доел суп либо разлил нечаянно;
  • делить детей на лучших и худших , упрекая последних в этом;
  • отстранять от игр малыша , если он провинился;
  • отделять его от остальных одногруппников , усаживая в угол на отдельный стульчик;
  • повышать голос, кричать на ребенка , равно как и нецензурно выражаться, рассчитывая на то, что дети не поймут, а взрослых, посторонних людей в помещении нет.

Психологическое насилие над детьми, давление, унижение, к сожалению, до сих пор присутствует в детских садах. Родителям нужно бороться с данными проблемами, выносить жалобы на рассмотрение заведующей и, при необходимости, обращаться в полицию и в суд.

Задача родителей – отстаивать права детей и защищать их. Психологический дискомфорт недопустим, бездействовать, оставлять проблемы без внимания — преступление перед малышами, об этом нужно знать и помнить.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Согласно законам, принятым в РФ, малыш имеет право в ДОУ на:

  • здоровье , при необходимости дошкольные учреждения должны оказывать медицинскую помощь детям.
  • развитие и реализацию своих творческих, физических возможностей в детском саду. Педагоги обязаны развивать в детях творческие способности, речь, мышление, то есть, проводить различные занятия, развивать способности, имеющиеся у каждого малыша с рождения.
  • психическое спокойствие в коллективе , педагогам нельзя допускать жестокого обращения с детьми, грубого физического и сексуального насилия над ними.
  • Не должно присутствовать эмоционального насилия . Замечания, угрозы, критика оскорбительного характера в адрес своих подопечных недопустимы в ДОУ, также, как нельзя, врать малышам, преднамеренно изолировать их от социума. Метод воспитания с повышением голоса, криками на детей считается у многих вполне нормальным и привычным явлением, но это тоже нарушение прав ребенка. Впечатлительные дети могут быстро травмироваться, психологический вред может отразиться на них в будущем.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.

Ребенок в ДОУ имеет право:

  1. Играть в любимые игры , времени на них у малышей должно быть в достатке, образование творческое развитие важны для ребенка, но заниматься тем, чем он хочет, хотя бы несколько часов в день, не должен никто запрещать.
  2. Развивать творческие способности. Развитие в саду заключается в проведении разного рода развивающих занятий для развития мышления, логики, речи. Ребенок должен развиваться всесторонне без ущемления каких — либо его прав, а это –задача педагогов и воспитателей.
  3. Получать медицинскую помощь. Нуждающимся в помощи детям в ДОУ она должна быть оказана без промедлений, эффективно и в полном объеме, для этого в садике обязательно должен присутствовать постоянно врач, или медсестра.
  4. Быть защищенным от жестокого обращения с ним, разного рода насилия. Недопустимо не только сексуальное, физическое насилие в открытой форме, но и эмоциональное. Крики, ругань, оскорбления и унижения детей считаются нарушениями их прав, которые должны наказываться. Это не педагогично, воспитатели просто не имеют права себя так вести.
  5. Удовлетворять свои нужды , ребенок имеет право ходить в туалет, пользоваться только чистыми в саду полотенцами, безопасными игрушками.
  6. Полноценно питаться. Подрастающее поколение, как никто другой, нуждается в полноценном здоровом питании. Ни в коем случае нельзя давать малышам испорченные каши, прокисшие супы, это тоже своего рода нарушение прав беззащитных детей, которые бессильны перед порой грозными и нерадивыми педагогами,при отсутствии родителей.

Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.

Что для защиты прав могут сделать родители?

Родители призваны защищать своих детей, следить за соблюдением их прав в детских садах:

  • Подбирать учреждение важно правильно, чтобы работающий в нем персонал был достаточно квалифицированным , человечным, знающим свою работу и умеющим обращаться с маленькими детьми. Ребенку в саду должно быть комфортно и тепло, только такие условия должны быть созданы.
  • Родители вправе проявлять интерес к режиму дня в ДОУ , рабочему распорядку, учебной программе, применяемой к их детям. Серьезных нарушений не должно быть, уверенность в комфортном пребывании ребенка у родителей должна быть на все 100%.
  • Все жалобы ребенка должны быть услышаны и исключены , поэтому к претензиям малыша нужно обязательно прислушиваться, не оставлять его проблемы без внимания, ссылаясь на выдумки, воображения своих чад.
  • В случае оскорбления ваших детей воспитателями, педагогами обратитесь к директору заведения с заявлением, опишите проблему, подайте на рассмотрение.
  • При игнорировании ваших действий сотрудниками ДОУ, обращайтесь в полицию , данные органы не должны оставить ваши претензии без должного внимания.

Родители должны знать права ребенка в саду и уметь их отстоять, защитить при необходимости. При ущемлении прав пускать все на самотек и бездействовать нельзя.

Все проблемы, недоразумения, жалобы детей обязан решать директор садика. Если он не принимает никаких мер, защитить права детей, а также проверить компетентность сотрудников помогут правоохранительные органы, куда и стоит обращаться родителям.

Защита прав детей в детском саду

Правозащитниками своих детей являются в первую очередь родители. Проконтролировать ДОУ, проверить работников учреждения на компетентность и профессионализм при обустройстве ребенка в сад –их прямая обязанность.

Отстаивайте права своих дошколят, вы имеете на это полное право!

Что делать, если сад не нравится?


Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.

  1. Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
    • Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
  2. Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
    • Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
  3. Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
    • Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
  4. По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
    • Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.

Вопросы –ответы

  1. Мой ребенок при выходе из бассейна, находящегося при ДОУ, сильно поранила ногу, была госпитализирована, наложены швы. Лестничное крепление ничем не обработано, вокруг очень скользко. Кому мне жаловаться? Ответ: Напишите заявление на имя заведующего вашего садика, потребуйте устранения опасного крепления, а также возмещения материального ущерба, если затраты на лечение для вас значительны. Если меры не будут приняты, обращайтесь в суд, не забудьте собрать все чеки за купленные лекарства, по возможности предоставить показания свидетелей.
  2. Имеют ли право сотрудники ДОУ отдавать ребенка несовершеннолетнему родственнику, но с разрешения родителей? Ответ: Воспитатели отвечают за ребенка, пока он находится на их попечении. Граждане до 18 лет юридически не ответственны, поэтому отдавать ребенка несовершеннолетнему человеку, пусть даже родственнику, работники ДОУ не имеют права.
  3. Воспитатель, пытаясь остановить моего 5 – летнего ребенка травмировала ему руку так, что лучевая кость была сломана. Об инциденте мне не сообщили. По результатам мед.осмотра, проведенного в саду, перелома не было, травма была незначительна. Кому мне жаловаться и какова мера наказания в моем случае? Ответ: Обращайтесь с письменным заявлением в полицию, также пройдите суд мед экспертизу, зафиксируйте повреждения, степень их тяжести. После того, как полиция рассмотрит ваше заявление, будет ясно, как вам действовать дальше. При отказе в возбуждении дела вы можете обратиться в суд, привлечь воспитателя к ответственности, а также потребовать возмещения морального, материального вреда.
  4. Я являюсь ветераном боевых действий, имеет ли моя дочь льготы при постановке на очередь в сад? Ответ: Льготы имеют только военнослужащие, сотрудники МЧС, ФСИН, ФСКН. Если вы не относитесь к их числу, права на льготы вы не имеете.
  5. Я воспитатель детсада. При устройстве на работу мне было обещано заведующей получение путевки. За 2 года посещения путевки моя дочь так и не получила. Как быть? Ответ : Обратитесь с заявлением в местную администрацию, либо в управление, относящееся к вашему детскому учреждению. Все — таки заведующая самолично не может выдавать путевки, это не ее обязанность и прав на это у нее никаких нет.

Вставайте на защиту прав ребенка. Даже самые смелые и опытные педагоги не имеют права травмировать детей психологически, физически, морально. При неисполнении их обязанностей не торопитесь менять садик, там вряд ли будет лучше. Это создаст определенные неудобства, ведь ребенок уже привык, адаптироваться в новом коллективе ему будет сложно.

Жалуйтесь заведующей детского сада, в полицию, органы местного самоуправления, в опекунский совет. Изложите свои претензии правильно, с доказательствами, свидетелями. Ваши просьбы будут услышаны и не останутся без внимания. Правда всегда на стороне детей и это вполне справедливо.

С самого рождения и до 18 лет каждый ребенок обладает рядом индивидуальных прав, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, на практике эти права часто нарушаются, а нарушители остаются безнаказанными просто потому, что ребенок не жалуется. Поэтому родители должны, в частности, следить, не нарушаются ли права ребенка в детском саду .

Конвенция о правах ребенка - не единственный документ, в котором изложены права ребенка. В каждой стране есть свои нормативные документы, содержащие перечисление основных прав ребенка . В Российской Федерации это, к примеру, Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании». В них изложены в том числе и права ребенка в детском саду.

Так, ребенок имеет право на здоровье . Это означает, что дошкольные учреждения должны иметь возможность оказать ребенку медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость.

Также у всех детей есть право на развитие физических и творческих способностей . В дошкольном заведении за реализацию этого права отвечает педагогический коллектив. В детском саду дети не должны только играть - им необходимы творческие занятия, которые помогут развить способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.

Грубым нарушением прав ребенка является жестокое обращение с детьми . Встречается оно, кстати, чаще, чем вам кажется. Дело в том, что под жестоким обращением подразумевается не только физическое и сексуальное насилие, но и психическое (эмоциональное).

К эмоциональному насилию относится, в частности, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, словесные угрозы, невыполнение взрослым своих обещаний, ложь, преднамеренная изоляция ребенка (физическая или социальная).

В детском саду ребенок рискует столкнуться практически с любым видом эмоционального насилия: к сожалению, некоторые воспитатели позволяют себе повышать голос на воспитанников , нелестно о них отзываться. Да и родители иногда самым эффективным методом воспитания считают повышение голоса.

К сожалению, некоторые считают такие методы воспитания привычными и нормальными. Однако не следует забывать, что это нарушение прав ребенка . Маленькие дети очень впечатлительны, так что постоянно кричащий на них воспитатель может нанести им серьезную психологическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка тоже считается жестоким обращением с детьми. В детском саду забота о ребенке возлагается на коллектив дошкольного учреждения, а это значит, что он и отвечает за удовлетворение нужд воспитанников. Так что воспитатель-«пофигист», занимающийся собственными делами, пока дети предоставлены сами себе, нарушает права вашего ребенка.

За тем, как соблюдаются права ребенка в детском саду, должны следить родители . Важно убедиться, что в выбранном вами дошкольном детском учреждении работает квалифицированный персонал, который знает свое дело и может обеспечить комфортное пребывание ребенка в детском саду, а также необходимые условия для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Родители имеют полное право интересоваться рабочим порядком, режимом дня и учебной программой детского сада , и этим правом не нужно пренебрегать: вы должны быть на 100% уверены, что права вашего ребенка не нарушаются. Общайтесь с другими родителями и обязательно прислушивайтесь к вашему ребенку: если он жалуется, не нужно сразу предполагать, что он все выдумал.

Что делать, если кто-нибудь из педагогов или воспитателей нарушил права вашего ребенка , скажем, оскорбил его или даже отвесил подзатыльник? Начните с заявления на имя директора дошкольного учреждения, он обязан рассмотреть его и принять соответствующие меры. Если директор проигнорировал заявление, а действия педагога нанесли значительный вред ребенку, вы можете обратиться в правоохранительные органы.

Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) - игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно .