Умение отстаивать свое мнение — одно из основных прав человека. Собственное мнение & Мнение окружающих

Как сильно наше собственное мнение зависят от мнения окружающих нас людей? Поскольку жизнь в обществе предполагает общение с другими людьми, волей-неволей приходится прислушиваться к тому, что нам и о нас говорят окружающие. Одни, прислушиваются к словам избранных людей, так называемых авторитетов, другие обращают внимание на косой взгляд прохожего, а для кого‑то самое главное – точка зрения близких людей.

Степень зависимости от чужого мнения бывает различна. И эта степень во многом определяет поведение человека. Те люди, которые способны адекватно реагировать на замечания, мнения окружающих и извлекать из них нужную информацию, заслуженно могут называться независимыми и уверенными в себе . И, напротив, если человек не способен отстоять свое мнение , постоянно опирается только на мнение окружающих, прежде чем что-либо сделать, скорее всего, безволен, замкнут и не уверен в себе.

Что бы понимать, как относиться к мнению окружающих, надо уяснить несколько моментов:

  • Что такое мнение и как оно формируется.
  • Какое влияние на нас оказывает мнение окружающих людей.
  • Какие цели может преследовать человек, пытающийся привить нам свою точку зрения.

Мнение – это в большей степени видение или оценка ситуации тем или иным человеком. Свою оценку каждый из нас складывает исходя из собственного или заимствованного опыта, знаний, умений. Следовательно, каждый судит в меру того, что он успел узнать за свою жизнь, а так же исходя из своих личных убеждений и черт характера. Следовательно, собственное мнение любого человека не может считаться единственно верным и правильным, и не может быть навязано в виде аксиомы другим людям.

Следует также помнить, что окружение человека состоит не только из доброжелателей (родители, друзья, приятели и просто хорошие люди), которые пусть не всегда, но могут дать полезный совет, высказав свое мнение. В круг нашего общения входят также люди (недруги, завистники, конкуренты…) чье мнение и чьи советы могут нам навредить. Нередко они преследуют свои цели, желая чтобы мы поступили определенным образом. Наверняка все знают что такое манипуляция человеком ?! Слова, фразы, выражения – вот основная сила манипулятора. Он умеючи задевает самые потайные струнки, которые заставляют нас совершать в ответ те или иные действия.

Каждому ясно, что друзья желают нам хорошего, а враги плохого. Но всегда ли эти желания дают соответствующий результат? Нет, конечно. Мнение окружающих , пусть и очень близких, не всегда может быть приятным и не всегда полезным и правдивым. Например, мать, чрезмерно опекающая своего ребенка из добрых побуждений, старается уберечь его от всего плохого, избавить от трудностей и неприятностей. Ребенок воспринимает это как должное, родители всегда делают все хорошо и правильно. А в результате вырастает несамостоятельное дитя, неспособное решить никаких проблем самостоятельно, которое до старости будет прятаться за мамину юбку.

Не важно, положительное или отрицательное мнение вам довелось выслушать. Важно задуматься над ним, взвесить все за и против и сделать выводы. Ведь если сказано, значит, были какие-то причины, факторы породившее мнение. Прислушиваться стоит к любому мнению, прислушиваться и делать выводы: хорошие или плохие. Но определяющим должно быть собственное мнение – именно оно должно играть решающую роль. А если оно окажется ошибочным, то нужно уметь перестроится и составить свое мнение на мнения окружающих и уже на его основе принимать решение. Если же не хотите обидить близкого вам человека, хоть и считаете его суждения и предложения ошибочными, можно согласиться с ними, но поступить по своему.

В окончании этой статьи хочу процитировать Наполеона Хилла : «Мнение – самый дешевый в мире товар. Спросите любого – и он Вам подарит целый букет. И если при принятии решения Вы будете основываться на чужом мнении, а не на собственном то не преуспеете ни в чем, и менее всего в превращении желания в деньги. »

Предлагаю вам посмотреть притчу «Не слушайте мнения окружающих», которая лучше всяких слов объясняет, как порой мнение окружающих может сбить с толку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Креон - царь Фив - приказывает, чтобы Полиника - изменника, убитого на поле брани, не хоронили, а оставили тело его на растерзание воронью и псам. Сестра Полиника, Антигона, восстает против этого приказа на том основании, что каждый человек, по ее мнению, имеет право быть похороненным. «И какое право имеет царь, - вопрошает она, - оторвать от меня брата моего?». Антигона хоронит брата, но за это ее арестовывают и приводят к Креону.

«Ты знаешь закон?» - спрашивает ее царь.

«Да», - отвечает она.

«Тогда зачем ты его нарушаешь?»

Антигона отвечает, что закон, который она нарушила, противоречит совести; он может быть законом государства, но он идет вразрез с законом справедливости. Антигона говорит, что царь, будучи простым смертным, не может отменить или преступить неотвратимые и неписанные законы Неба, ибо эти законы возникли не сегодня и не вчера, они бессмертны, и никому не дано знать источника их.

Не полагала, что твои всесильны так

Веленья, чтоб законы божьи устные -

Незыблемые все же - смертный мог попрать.

Ведь не отныне и не со вчера живут,

Когда ж явились - никому не ведомо.
Пьеса Софокла "Антигона"

Но есть большое НО....
Креон отвечает, что Полиник - изменник, и никакой правитель не может прощать изменников. Государство должно иметь законы и соблюдать их. Правителю следует подчиняться во всем, справедливо это или нет, иначе будет анархия. «А что, - вопрошает Креон, - может быть хуже анархии?».

Пьеса Софокла была бы значительно слабее, если бы аргументация Креона не была столь же логичной и сильной, как и доводы Антигоны... Древнегреческий драматург вскрывает глубокую и страшную трагедию, когда человек бросает вызов позитивному праву, обеспечивающему безопасность общества, когда он восстает против установившегося авторитета во имя совести или «неотвратимых неписаных законов Неба».

Эмоционально реагировать на пьесу Софокла легко, но принятие или непринятие его доводов зависит от согласия с автором в том, что существует закон, превосходящий закон позитивный. Для Софокла и многочисленных поколений христиан, тоже веривших в существование закона, превосходящего закон человеческий, было нетрудно указать источник этого высшего закона - высшее существо, пребывающее на небесах. Но обязательно ли иметь концепцию божества для оправдания веры в существование естественного права?

Концепция естественного закона, предвосхищенная Софоклом... была впервые выдвинута, наряду с концепцией естественных прав, стоиками эллинистической эпохи. Римские стоики, будучи скорее юристами, чем философами, придерживались того же мнения. Цицерон говорит: «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он неизменен и вечен».

Каждому человеку гарантируется свобода слова. Ст. 29 Конституции РФ закрепляет эту гарантию на высшем законодательном уровне. Рассмотрим далее содержание и особенности применения нормы.

Ст. 29 Конституции РФ: общие сведения

В норме закреплены основные положения, связанные со свободой слова. При этом установлены как запреты, так и права. В частности в части 2 ст. 29 Конституции РФ запрещены пропаганда или агитация, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Не допускается пропаганда языкового, национального, социального, религиозного превосходства.

В ч. 3 закреплен запрет на принуждение человека к выражению своих убеждений, мнений либо отказу от них.

Согласно части 4 ст. 29 Конституции РФ , каждый человек может свободно искать, передавать, распространять, производить, искать информацию, используя законные способы. В федеральном законодательстве закрепляется перечень данных, являющихся государственной тайной.

В ст. 29 Конституции РФ закреплена свобода слова СМИ. Цензура в России запрещена.

Ст. 29 Конституции РФ с комментариями

В юридическом плане свобода мысли предполагает невмешательство государственной власти в процесс формирования у индивида его убеждений и мнений, защиту от любого другого вмешательства. Гарантии, закрепленные в ст. 29 Конституции , предполагают также недопущение всякого идеологического диктата, контроля или насилия над личностью.

Свободой слова следует считать возможность без каких-либо препятствий выражать убеждения и мнения по разным вопросам государственного, общественного или любого иного характера через устную или письменную речь, на митингах, собраниях и иными формами.

Свобода выражения мнений

Эта юридическая категория закрепляется на международно-правовом уровне. Она включает в себя свободу придерживаться возможность искать, получать, распространять идеи, сведения любыми способами без вмешательства власти и вне зависимости от госграниц.

Принцип свободы выражения мнения лег в основу и других свобод и прав. К ним, в первую очередь, следует отнести активное избирательное право, которое может реализовываться в том числе и посредством участия в референдумах; право петиции, свободу творчества, право на образование, свободу совести.

Ограничения

Принципы, закрепленные ст. 29 Конституции , чрезвычайно важны для реальной реализации свободы каждого человека. Между тем, она не может быть безграничной.

Слово является одним из ключевых средств общения. Оно может оказывать огромное влияние на поведение и сознание окружающих. Слово способно разрушать и созидать, призывать к прогрессу или к насилию, унижать достоинство или способствовать повышению культурного уровня. Все это обуславливает необходимость определения не только правовых, но и нравственных ограничений свободы слова.

Ответственность за нарушения запретов

Во 2 части ст. 29 Конституции закреплены юридические барьеры, препятствующие злоупотреблениям свободой слова. Несмотря на то что они сформулированы в общем виде, они вполне определенно задают направление поведения индивида. Нарушение запретов, установленных ст. 29 Конституции , влечет ответственность.

В частности, в 282 статье УК предусмотрено наказание за действия, направленные на разжигание вражды или ненависти, унижение достоинства отдельного человека или социальной группы по расовым, половым признакам, отношению к религии, принадлежности к какому-либо объединению, совершенные с использованием СМИ либо публично.

В преамбуле ФЗ № 1807-1 присутствует указание на недопустимость пропаганды пренебрежительного отношения или вражды к любому языку, используемому на территории России, создания препятствий или привилегий, противоречащих закону, при использовании языков, а также иного нарушения действующих норм.

Мнения и убеждения

Они отражают содержание сознания человека, его внутренний мир, определяют индивидуальность. Мнения считаются подвижным элементом сознания. Убеждения представляют собой устойчивую систему взглядов, характеризующую ценностные ориентации индивида.

Свобода слова и мысли, закрепленная в ст. 29 Конституции , означает не только право человека без каких-либо препятствий выражать свои убеждения, мнения, но и недопустимость всякого принуждения к этому или к отказу от высказывания своих мыслей. должны соблюдать все участники общественных отношений. В их числе и госорганы, структуры территориальной власти, политические объединения и пр.

Закрепляя в Конституции ограничения, законодатель обеспечивает охрану внутреннего мира человека, гарантирует развитие личности, возможность изменять свои убеждения, но не вследствие принуждения, а по своему усмотрению в ходе свободной дискуссии, изучения реальности, обсуждения идей и пр.

Проблемы судебной практики

При применении положения 29 статьи Конституции возникает вопрос о том, как добиться в том или ином конкретном случае, чтобы требования о защите доброго имени, чести индивида не противоречили интересам свободных дискуссий по политическим проблемам? Решение этого вопроса отнесено к компетенции инстанций общей юрисдикции.

При разбирательстве дел о защите достоинства и чести суд должен установить не только достоверность информации, но и характер ее распространения. Учитывая это, суд решает, причиняют ли действия субъекта вред ценностям, защищаемым Конституции, не нарушаются ли пределы свободной дискуссии.

Инстанции общей юрисдикции могут и должны обеспечивать равновесие при реализации прав на защиту достоинства и чести и свободу слова.

Доступ к информации

Производной от права на свободу слова является возможность осуществлять поиск, распространение сведений, распространять и получать их, гарантированная ст. 29 Конституции РФ (4 часть статьи). Она может реализовываться разными способами: в процессе межличностного общения, через СМИ, путем использования материальных носителей данных, в учебных заведениях, на митингах, собраниях, клубах, на сходах граждан и пр.

Основным условием реализации права, установленного в п.4 ст. 29 Конституции РФ , является законность способов. Законными действия признаются, если не нарушают предписания, закрепленные в нормативных актах. Речь, в частности, о законах, регламентирующих деятельность СМИ, организацию и проведения массовых мероприятий и пр.

Поиск и получение сведений

Права, закрепленные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ , конкретизируются в различных федеральных законах. К примеру, в ФЗ № 2124-1 содержится ст. 38. В ней указано, что все граждане имеют право оперативно получать через СМИ достоверную информацию о работе госструктур, организаций, их должностных лиц и пр. Эти данные предоставляются по запросам редакций, на пресс-конференциях и так далее.

Физические и юрлица могут искать и получать любую информацию в любой форме из любых источников с соблюдением требований, предусмотренных в федеральных законах. Исключение установлено только для сведений с ограниченным доступом, составляющих тайну (государственную, коммерческую и пр.).

Использование информации

Конституция гарантирует свободную передачу, распространение, производство сведений законными способами. Соответственно, всякая монополия госвласти на это исключена.

Средства распространения сведений могут быть государственными, общественными или частными. Это подтверждается положениями федеральных законов. К примеру, в 7 статье ФЗ № 2124-1 предусматривается право гражданина, организации или госоргана стать учредителем СМИ, если соответствует установленным требованиям.

Не может выступать в качестве учредителя СМИ:

  • несовершеннолетний гражданин;
  • лицо, признанное недееспособным или отбывающее тюремное заключение по судебному приговору;
  • общественная организация, учреждение, объединение граждан, деятельность которых законом запрещена;
  • иностранец или лицо, не имеющее гражданства, не проживающее на территории РФ постоянно.

Обеспечение конфиденциальности

Право на распространение сведений законными способами предполагает необходимость соблюдать определенные ограничения доступа к данным, охраняемым законом. Об этом прямо говорится в ч. 4 29 статьи Конституции. В норме сказано, что перечень информации, составляющей гостайну, определяется в федеральном законе. Речь, в частности, о ФЗ № 5485-1.

В указанном нормативном акте определен перечень охраняемых сведений в сфере экономики, внешней политики, науки, техники, внешнеэкономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, разведывательной деятельности, в военной области. За их разглашение устанавливается ответственность, в том числе и уголовная. Здесь следует, однако, учесть один нюанс. В силу положений 4 части 29 статьи Конституции, уголовное наказание за разглашение гостайны допускается, если перечень сведений, отнесенных к ней, опубликован в официальном общедоступном источнике.

Правоприменительные решения, к числу которых относится и судебный приговор, не могут основываться на неопубликованных нормативных актах. Это положение вытекает из 3 части 15 статьи Конституции. Важным условием применения нормативных документов является их обнародование. Они должны быть доступны всем заинтересованным лицам.

Пожалуйста помогите!!! Тренировочная работа ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 декабря.
1. Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример? 1) политической и экономической 3) экономической и духовной 2) экономической и социальной 4) политической и социальной Ответ:
2. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт? 1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов. 2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства. 3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости. 4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. Ответ:
3.Екатерина – студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как 1) индивида 2) представителя молодёжи 3) личность 4) товарища Ответ:
4. Верны ли суждения о целях трудовой и учебной деятельности? А. Целью трудовой деятельности является изменение окружающего мира. Б. Цель учебной деятельности в том, чтобы изменить самого человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется 1) патриотизмом 3) эгоизмом 2) свободой совести 4) гуманизмом Ответ:
5. Верны ли суждения о роли современного образования? А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике. Б. Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ:
6. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные – на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как 1) географическая специализация 3) разделение труда 2) эффективность производства 4) производительность труда Ответ:
7. Объектом налогообложения является 1) торгующая организация 3) научное открытие 2) имущество граждан 4) повышенная стипендия
8. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z? 1) рыночная 3) смешанная 2) традиционная 4) административно-командная Ответ:
9. Верны ли суждения о рынке? А. Рынок порождает тенденцию к монополизации производства. Б. Рынок решает все региональные проблемы с распределением ресурсов. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Если можете помочь еще, то откройте файл