Позитивное и естественное право. Позитивное и естественное право: понятия и взаимодействие

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII--XVIII вв.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления -- неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм -- по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм -- направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права -- необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон -- это правовой закон.

"Широкое" толкование права включает в его понятие не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи. Нормы

Важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплощаются в правоотношениях. Таким образом, право выражается двояко, в предписаниях закона и правоотношениях.

Приверженцы "широкой" концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свободы, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции

-- "широкого" и собственно нормативного понимания права -- сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического и правового государства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых конституционных идеях отражены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современного мирового сообщества.

Право - это система общеобязательных, формально определённых и закреплённых в официальных источниках норм, правил поведения, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Признаки:

4. Помимо юридических документов они могут быть выражены в содержании моральных и религиозных норм.

5. Не имеют жёсткой иерархии , то есть они все значимы, представляют ценность для человека.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм.

Позитивное право - правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение. Оно рассматривается как искусственно созданное, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов, так как разрабатываются специально для регулирования отдельных видов общественных отношений. Посредством специальной правотворческой процедуры нормы принимаются и закрепляются в официальных источниках (законах, подзаконных актах) и представляют собой определённый вариант регулирования отношения, наиболее оптимальный в конкретных исторических условиях в конкретном государстве.

Для норм позитивного права характерно следующее:

1. Они разрабатываются («придумываются») людьми для регулирования различных видов общественных отношений и соответствующая норма применяется именно и только для конкретного отношения, для которого она создана.

2. Носят национальный характер. Т.е. в каждом государстве создаются свои собственные нормы, отличающиеся от норм регулирования в других государствах.

3. В них содержится указание на конкретные права и обязанности субъектов, вступающих в общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой.

4. Они закреплены в официальных источниках, например, в законах и подзаконных актах.

5. Они иерархичны. То есть нормы, закреплённые, например, в Конституции, будут обладать приоритетом по сравнению с нормами, закреплёнными в подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы позитивного права должны соответствовать принципам естественного права.

Объективное право - это юридические нормы, формально закреплённые в официальных источниках, уста-навливаемые и обеспечиваемые государством и направленных на урегулирование общественных отношений в общем порядке. Они распространяются на неопределённый круг лиц, на всех. Они объективны в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица, то есть создаются в процессе правотворческой деятельности. Они закреплены законодательно независимо от отношения к ним конкретного лица (считает ли конкретный человек их необходимыми, эффективными, справедливыми). Они принадлежат субъектам права (то есть не столько индивидуальному лицу, сколько виду субъектов отношений. Например, физическому лицу, юридическому лицу, органу государственной власти. ) именно в силу законодательного закрепления. Они определяют модель поведения. Они определяют, в какие правоотношения потенциально может вступить тот или иной субъект.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе-ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица в рамках конкретного правоотношения. Субъек-тивными правами выступают конкретные права и свободы личности как определённые возможности (право на труд, образование, заключение договоров и т.п.), которые субъек-тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и их реализация зависит от его воли и сознания. Если конкретный субъект, например, человек или организация, не заинтересованы в реализации этих прав и свобод, то они не вступают в правоотношения и эти права и свободы так и остаются как именно потенциальные возможности, предусмотренные законодательно. Таким образом, субъективные права принадлежат конкретным субъектам как участникам правоотношений. Они возникают у лица в силу наличия заинтересованности в их реализации.

Многие авторы считают, что одни нормы приняты государством, а другие возникли сами по себе. То есть существует естественное и позитивное право. Считается, что к естественному следует относить на равенство и так далее - то есть те права, которые даны человеку от природы. Они являются естественными, а значит, государство посягать на них не может.

В говорится, что создаваемое государством право является производным к тому, которое вытекает из самой человеческой природы. Позитивное право - это нормы, которые были установлены государством. Признаны они могут быть только в том случае, если не противоречат естественного.

Позитивизмом называют одно из направлений юриспруденции. В данном случае акцент делается на словесно-символической форме существования права. Учитываются только фиксированные нормы, то есть важно то, при помощи чего они выражены (их форма).

Позитивное право - институциональное образование. Существует оно в виде внешних институтов (объектированных), норм, которые выражены в законах и так далее.

Позитивное право имеет массу и отрицательных, и положительных потенций. Пожалуй, основное его достоинство заключается в том, что данное право является эффективнейшим нормативно-ценностным регулятором. Именно оно помогает контролировать поведение людей в обществе. Данный регулятор имеет не только нормативный, но еще и ценностный характер. Это утверждение основано на том, что право, входя в жизнь людей, становится ее частью. Нормативные начала помогают дать оценку отдельным жизненным явлениям, именно они делят поступки людей на допустимые и недопустимые.

Позитивное право обеспечено государством. Речь о том, что оно гарантировано, а несоблюдение норм становится причиной наступления санкций. Принудительная сила, которой обладает государство, помогает навести порядок в обществе, устранить своеволие, а также произвол.

Позитивное право отличается от естественного многим. Вот основные различия:

Связано с естественным порядком вещей. Речь о природе человека и мироздании в общем. Естественное право - часть мирового порядка. Позитивное право есть нечто искусственное. Творцом в данном случае выступает именно человек. Все это приводит к тому, что его нормы могут даже противоречить нормам мирового порядка.

Естественное право связано с всеобщим бытием, позитивное - с конкретным государством.

Позитивное право возникло тогда, когда возникло государство. Естественное было всегда.

Нормы права естественного не всегда выражаются в письменной форме, так как могут существовать в традициях и так далее.

Естественное право в отличие от позитивного не тождественно действующему законодательству. Его цель - высшая справедливость, а не интересы государств.

Позитивное право в отличие от естественного не имеет норм, которые могли бы быть обоснованы за счет религии или этики. Они связаны только с волей государства.

Чем плохо позитивное право? В первую очередь тем, что его нормы могут быть несправедливыми. Во все времена наблюдалась тенденция порабощения народа. Речь, конечно же, не о прямом, а именно о косвенном рабстве. Государство навязывает обществу те правила и порядки, которые нужны только ему. По этой причине люди часто оказываются ущемленными в своих правах. Часто действующие нормы являются несправедливыми, негуманными, выгодными только людям, обладающим властью и стремящимся эту власть удержать. Во многих случаях они обеспечивают благополучие одних за счет ущемления других. Вся загвоздка в том, что обязательными к исполнению являются все нормы позитивного права без исключения.

Естественное и позитивное право

В государстве израильтян мы видим то же стремление к единению "храма" (обиталища Бога), "закона" (договора между Богом и людьми) и "страны" (обиталища человека), которое было в Едеме, истоки жизнеспособности которого были в единении Бога с человеком посредством закона. Причем они были в тесной связи друг с другом и генетически восходили друг к другу: божественные свойства человека стали основой естественного права, естественное право - базой законодательства (позитивного права), закон - фундаментом государства. Эти "три кита" именно в такой взаимозависимости и должны были поддерживать в человеке константные божественные свойства. Сама "страна Едем" была обиталищем Бога и, следовательно, эквивалентом храма. Так виделось Господу назначение созданной Им "общественной структуры" - "государства", райского как по библейскому "географическому" названию, так и по существу (счастливого и пока безгрешного). Во взаимоотношениях иерархического "верха" и "низа" в этом "государстве" отчетливо подчеркивалось единство цели, взаимосотрудничество: "низ" (Ева) квалифицировался как помощник "верха" (Адама) в достижении общей цели - заботиться о благоденствии своего "государства", в соответствии с задачей, обозначенной Богом при поселении человека в едемском саду: "Чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2. 15). Внимательней приглядевшись к этой формулировке, мы можем видеть, что здесь подчеркнуты два целевых назначения - земная и духовная. Земная цель - обустраивать страну - выражена в слове "возделывать". Между тем слово "хранить" означало отстоять в неизменном виде его райскую суть, которая зависела уже от внутренних духовных усилий человека, от того, насколько будет сохранено присутствие Божьего Духа в жителях Едема. А от этого, в свою очередь, зависело сохранение "страны", куда поселил их Бог. Так что высшая цель виделась в том, чтобы созданная общность людей неизменно служила сохранению Божьего Духа в каждом индивиде. Государство претерпевает изменения, однако они не должны вступать в противоречие с этой высшей целью. Было бы неверно представлять Едем как статически данную реальность в застывших формах. Подчеркнутая Господом необходимость "возделывать


его свидетельствует, что этот прототип государства также виделся Господу как образование, подлежащее изменениям, благоустраиваемое человеком, и было бы слишком однолинейно и примитивно думать, что под благоустройством своего дома предполагалось лишь занятие в области садоводства в отвлечении от идеи совершенствования отношений. Тем более, что представлять человека до грехопадения пределом совершенства также неверно: человеку еще предстояло сделать выбор, а при допущении его предельного совершенства этот выбор не оказался бы грехопадением.

Таким образом, раз и навсегда определенное человеческое естество уже тогда помещается в изменчивое общественно-историческое пространство, функционирует хотя и в зависящих от него, но уже во внешних по отношению к нему и потому переменных координатах. В этом и заключается цель истории: чтобы перипетии исторического развития человечества служили проявлению, сохранению в нем всего боговдохновенного. "Возделывать" едемский сад было поручением Господа, следовательно благоустройство внешнего мира человеком - составная часть Божьего промысла и исполнение духовного назначения человека. Таким образом, история становится испытанием на крепость человека в Духе и на крепость Духа в нем. Человечество формируется в развитии, посему наряду с правовыми константами, являющимися составными естественного права, в Библии же формируются и правовые переменные, относящиеся к устройству человеческого общежития, общности людей. Эксплицируя Божье определение цели жителей Едема на правовые реалии, можно сказать, что "хранить" - это о константных величинах, "возделывать" - о переменных. Но при этом самое главное то, что эти, уже изменчивые величины, в том числе и особенно правовые нормы, регулирующие жизнь общества, опираются в Библии на неизменное естественное право и обеспечивают его безукоснительное функционирование и действенность.

Десять заповедей, являющиеся основой библейских законодательных норм, представляют собой не что иное, как утверждение, что права эти универсальны и в равной мере относятся ко всем людям, ибо определяют условия обеспечения прав не того, к кому обращены, а всех прочих людей. "Не убивай" (Исх. 20. 13) - это обеспечение всеобщего права на жизнь; "Не делай себе кумира [...]; не


поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20. 4-5) - обеспечение всеобщей свободы; "Не произноси ложного свидетельства" (Исх. 20. 16) - обеспечение права на истину, правдивое слово, получение верной информации; "Не прелюбодействуй" (Исх. 20.14) - обеспечение права на семью; "Шесть дней работай, [...] а день седьмый - [...] не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя" (Исх. 20. 9-10) - обеспечение права на труд и на отдых; "Не кради" (Исх. 20. 15) -■ обеспечение права на собственность. Принцип "конструирования" заповедей позже сформулирует Кант: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом" 1 . Так все запреты заповедей являются гарантией всеобщности естественного права, и та организация общества, которую мы видим в течение библейских событий, представляет собою механизм реального действия прав, которыми изначально наделен человек. Для обеспечения всеобщности прав и создается общественное устройство, основанное на регуляции отношений отдельных индивидов таким образом, чтобы были гарантированы константные права всех. Правовые нормы, обеспечивающие организацию общества, в отличие от естественного права, претерпевают ряд метаморфоз и находятся в динамике - нормативные положения, составляющие публичное (государственное) право, в Библии предстают как правовые переменные. В такой соотнесенности с естественным правом и зарождается право позитивное - писаный закон. Как писал автор "Армянского судебника" XII в. Мхитар Гош, "законы (писания) пророков и Евангелие неизменны; суд же по необходимости изменяется в зависимости от народов и стран" 2 . Хотя здесь использовано слово "суд" (ибо написано это во введении к судебнику), тем не менее вполне правомерно в слове "суд" видеть синоним государственной власти вообще, в том числе продукта этой власти - позитивного права, закона. Косвенные подтверждения константности естественного права и правовых переменных



Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 286.

2 [Мхитар Гош]. "Армянский судебник" Мхитара Гоша. Пер. с древнеарм. яз. // Памятники армянского права. Ереван, 2000. С. 256 (далее: Мхитар Гош. Армянский судебник).


как свойств права позитивного ("установленного"), можно видеть и в ряде других классических трудов, как, например, у голландского мыслителя Г. Гроция: "То, что вытекает из природы вещи, всегда пребывает тождественным самому себе [...], то же, что возникло путем установления, часто изменяется во времени и различно в разных местах" 1 . Однако необходимость соотнесенности с тем, что "вытекает из природы", диктует пределы изменчивости того, "что возникло путем установления". Естественное право, определенное Богом и оглашенное пророками и Евангелием, и является пределом допустимых вариаций позитивного права.

Заметим, что права человека, нормы естественного права нигде в Библии не провозглашаются - они реконструируются из текста Священного Писания. Как только речь заходит об обеспечении прав всех, о создании механизмов подобного обеспечения, - тут-то и появляется надобность в позитивном праве - письменной фиксации тех или иных норм. Любое право имплицитно включает и ограничения. Заповеди активизируют именно этот, имплицитно включенный в право, элемент запрета: они провозглашают не права, а как раз обратное - ограничения, запреты покушаться на права других. И именно с них начинается область позитивного права, нуждающаяся в юридическом оформлении, и в этом смысле они - начало законодательства в прямом значении этого слова. Поэтому как раз после оглашения заповедей и производных из них законодательных норм и те, и другие фиксируются письменно - и как действие Самого Бога ("Дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их" - Исх. 24. 12; "И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, (и взойди ко Мне на гору), и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил" - Исх. 34. 1), и как законодательная деятельность Моисея: "И написал Моисей все слова Господни" (Исх. 24. 4); "И написал Моисей закон сей" (Втор. 31. 9). Неизменное нет надобности фиксировать письменно - оно дано объективно, раз и навсегда. Записывать надо

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 52.


то, что субъективно и потому подвержено или может быть подвержено изменениям 1 .

Итак, естественное право (права человека) неизменно, позитивное же право, в том числе нормы государственного устройства изменчивы. Любопытно, что фактически подобное соотношение составляющих права в широком смысле корреспондирует и с современным государственно-правовым сознанием. Напомним, что в конституциях современных государств непременно фиксируются права граждан, после чего оглашаются функции и обязанности государственных структур. При определении задач конституции С. С. Алексеев подчеркивает решение двух принципиальных задач: чтобы в ней были "во-первых, установлены "ограничители" власти, не допускаю- " щие неоправданной ее концентрации, превращения ее в диктатуру, тиранию. И во-вторых, установлены в качестве нерушимых, защищенных (в том числе и от самой власти) неотъемлемые права граждан" 2 . Однозначно соглашаясь с этим, мы бы предложили рокировку двух отмеченных конституционных задач, исходя из той общеизвестной аксиомы, что субъектами права являются люди, что они первичны, а цель государственных структур, цель любой власти - тоже люди, а не наоборот. Соответственно, и цель конституций, отражающаяся в их структуре, - это, во-первых, защита прав граждан и лишь во-вторых, причем для достижения этой цели, - установление ограничений для власти. Как правило, изменения в конституциях касаются лишь второй их составляющей - структур, функций и обязанностей (полномочий) тех или иных звеньев государственной власти, но никак не прав граждан. То есть так или иначе, сознательно или подсознательно, современное конституционное право исходит из константности естественного права, пусть даже в современном представлении относительной. "Каждый человек от природы индивидуален, и это, естественно, не может не учитываться обществом и государством. Названное качество должно находить соответствующее

1 Ср.: "Согласно естественно-правовому различению права и закона, право (и присущие или приписываемые ему свойства) объективно в особом смысле -■ в смысле его естественности, принципиально противополагаемой искусственности позитивного права (а вместе с тем - его субъективности)" (Нерсесяни, В. С. Философия права Гегеля. М., 1998. С. 148).

2 Алексеев С. С. Философия права. М., 1999. С. 227.


отражение в их институтах, в том числе и правовом статусе личности" 1 . Сверхзадача любого закона, в том числе основных законов государств - конституций, усматривается в том, чтобы закрепляемая ими структура государственной власти, взаимоотношения ее различных ветвей, их функциональные границы и прочее как можно полноценнее обеспечивали реальное соблюдение норм, вошедших в константную часть, - прав человека и гражданина. Насколько успешно практически решается эта задача - вопрос совершенно иной плоскости. Посему, оставив этот вопрос в стороне, подчеркнем: подобное соотношение степени динамизма двух составляющих современного конституционного права, недвусмысленно подчеркивает, что, невзирая ни на какие отклонения от первооснов бытия, в современном сознании все равно превалирует давняя мысль о том, что "священно не общество, не государство, не нация, а человек" 2 . Священное - неприкасаемо, потому оно и есть константа, все прочее, служа ему, так или иначе трансформируется под воздействием исторических, общественных, социальных, культурных и прочих факторов.

Легитимность

Ьог передал человеку Свои свойства. Среди синонимов слова "Бог", в которых отражены божественные свойства, переданные Богом человеку, есть такие, как Владыка, Господь, Вседержитель.

Помимо ряда значений (в частности, значения обладания собственностью, откуда и возникает одно из основных прав человека - право на собственность), в этих синонимах присутствует и идея власти. Бесспорно, что Бог не допускает иной власти над людьми, чем Его, Господня власть: это утверждается и в запрете "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20. 3), и в апостольском провозглашении человеческой свободы - в увещевании " Ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6. 12), - равно как и во многих иных местах Священного Писания.

1 Воеводин Л. Д. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 5. С. 9.

2 Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 104.


Но из синонимов "Владыка" и "Вседержитель" выводится и наиболее основополагающий принцип власти - ее легитимность. Она в библейском осмыслении сводится к тому, что Бог, являясь высшим и единственным источником всех прав, является и источником права властвовать, что Бог - источник человеческой (государственной) власти: "Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13. 1). Подобная формула легитимности была подготовлена задолго до этого - как фактическими ветхозаветными событиями, относящимися к формированию структур государственной власти, так и в "теоретическом" положении: "От Господа дана вам держава" (Прем. 6. 3). Легитимность, осознанная как установлепность Богом, проявляется в Библии в том, что любая властная структура, помимо прямого назначения Богом, еще и наделяется Им Духом Своим. Это значит, что через поставленных у власти людей должен управлять обществом Божий Дух, пребывающий в них. Дух этот был и на Моисее, и на старейшинах. Духом этим наделялись и последующие предводители народа - судьи и цари.

О проекции небесных реалий на земные мы еще будем говорить, но забегая вперед, скажем, что впервые намек на такую легитимность мы видим до сотворения человека, в описании создания светил: "И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью" (Быт. 1. 17-18). В период же, когда библейские события переходят в историю народа, нацеленную на создание своей государственности, впервые ставится проблема легитимности власти. Еще в Египте, до призвания Моисея Богом и для того, чтобы он был призван, ему был задан вопрос о легитимности власти. Он ясно прозвучал в обращении к нему двух ссорящихся евреев, когда Моисей попытался рассудить их: "Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня?" (Исх. 2. 14). Вопрос "кто поставил?" - является кардинальным вопросом формирования власти. Поэтому возник он в этом, казалось бы, незначительном эпизоде сразу же, тогда как не возникал в намного более важных ситуациях, когда Моисей стоял во главе народа. А не возникал потому, что решен был с самого начала: Моисей был поставлен Богом, и первым Его требованием, предъявленным Моисею, было как раз требование объявить народу об источнике своей власти, о ее "божественной" легитимности: "Моисей


сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону (царю Египетскому) и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал (Бог): Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя" (Исх. 3. 11-12). В дальнейшем не раз в обществе израильтян возникал вопрос "кто поставил", и не раз Моисею приходилось представлять доказательства своей легитимности, отрицать сомнения об узурпации им власти: "Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу (я делаю сие)" (Чис. 16. 28). Возвращаясь к мысли о том, что в христианстве Бог не только управляет, но и являет пример поведения, напомним, что принцип легитимности прозвучал и в устах Христа даже относительно Своих властных полномочий, причем почти в тех же словах, какие были сказаны Моисею: "Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лука 12. 13-14). Теми же словами, какими Моисей подтвердил свою легитимность, но уже в новозаветной редакции, Христос подтверждает Свою легитимность: "Дела [...] Отец дал Мне совершить, [...] Отец послал Меня" (Иоанн 5. 36). Общехристианский же смысл легитимности власти можно усмотреть во включении гордыни в один из смертных грехов, в проповеди Христа о смирении, которая фактически соотносится с мыслью об обреченности узурпированной власти: "Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет" (Лука 14. 11). Обращаясь же к параллели "церковь-государство", мы должны напомнить, как установляется легитимность апостолов: "Се, даю вам власть" (Лука 10. 19).

Возвращаясь к периоду египетского пленения, особо хотелось бы подчеркнуть, что в самой формулировке вопроса, заданного Моисею ссорящимися евреями, можно усмотреть и вторую, производную от первой, важную мысль: власть, не являющаяся легитимной, таит в себе потенциальное зло. Это подчеркнуто в настороженном сомнении вопрошающего: "Не думаешь ли убить меня?" Узурпация власти осознается как возможность смерти общества, причем смерти, исходящей от узурпированной власти. Потому на заре формирования еврейской государственности вопрос источника власти становится первостепенным.

Нелегитимность власти, ее узурпация, несомненно, связана с ее абсолютизацией, ибо вслед за отвержением источника власти -


Бога - неизменно следует обожествление самой земной власти. Посему идея человеческой "власти" в Библии постоянно корректируется - с тем, чтобы эта "власть" никак не могла претендовать на собственную абсолютизацию, ибо подобная абсолютизация и есть величайший грех гордыни, отрицания Бога, что, в свою очередь, является источником всех прочих грехов и распространения греховности от властителей ко всему обществу. Такой коррекцией следует считать первые четыре заповеди, в которых оглашается недозволение "узурпации" божественной власти и искажения смысла взаимоотношений с нею: "Я Господь, Бог твой", "Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим", "Не делай себе кумира", "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх. 20. 2-7).

Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «позитивное (объективное) право», под которым понимается критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещённого, неправомерного поведения.

Понятие «позитивное право» близко по своему значению понятиям «закон», «законодательство». Вместе с тем позит-е право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений . Оно определяет юридические возможности людей и других субъектов общ-ных отношений .

Как объективное явление позит право обладает качествами:

1. всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;

2. общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного гос-ва;

3. способностью определять рамки юрид-кой свободы участников общ-ных отношений и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах установленных законом.

4. стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Надо иметь в виду что право представляет собой единство объективного и субъективного поэтому под естественным (субъективным) правом понимаются те конкретные права которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права закреплённых в законах и других нормативных правовых актах . Т.о. субъективные права являются претворением в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями.

И если позитивное право не прикреплено к конкретному субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого, кто попадает в сферу действия номы права, то естественное право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе позитивного права. Напр. Решение судебного органа, акт главы администрации, решении органа милиции и т.д.

Для естественного права характерны:



1. совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений

2. определение меры возможного и необходимого поведения субъекта

3. возникновение в результате правоотношения как его содержания

4. зашита и охрана гос-вом.

Между позитивным и естественным правом существует тесная связь: позитивное право служит прочной опорой, фундаментом для проявления естественного права, а естественное право есть результат реализации позитивного права. Позитивное право предшествует появлению естественного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.

Позитивное право называют позитивным, поскольку оно устанавливается гос-вом и в этом смысле является искусственным образованием, т.к. формируется гос-вом, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.


48. Принципы права: понятие, признаки, виды, содержание.

Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Принципы права - основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

С одной стороны , они выражают закономерности права , а с другой - представляют собой наиболее общие нормы , которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов . Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм , выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам , правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними .

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые ), его отдельным отраслям (отраслевые ) или группе смежных отраслей (межотраслевые ). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов , отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей , а объективно присущие праву качества . Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

С. С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину

В. К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы , которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых.

И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законодатель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции России, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конституция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов , которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права : демократизм , федерализм , уважение прав и свобод человека , непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принцип ы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей , между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями . Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Содержание принципа законности заключается в том, что, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.