Регуляторы общественных отношений. Регуляторы общественных отношений Понятие регулятора общественных отношений
- Регуля́торы обще́ственных отноше́ний - совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм (ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.
Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические. В юридической литературе также выделяются стихийные регуляторы.
Связанные понятия
Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Поэтому при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны: формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор общественных отношений . Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможет познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.
Во втором случае (дескриптивная составляющая, базирующаяся на «власти нормы») ценностные характеристики политического опираются на анализ нормативного регулирования в системе государственного властвования и социально-политического коммуницирования с целью выявления наиболее конструктивных и оптимальных регуляторов общественных отношений .
Не следует путать с Социальным регулированием. Правовое регулирование процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и… … Википедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Система права это внутреннее строение структурных элементов права. Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия
Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия
Является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции (теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Гражданское общество это совокупность общественных отношений, фо … Википедия
Норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве… … Википедия
Вот одна из классических дефиниций правового института: Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства … Википедия
Типология государств это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… … Википедия
Конституционная экономика научно практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают… … Википедия
Право является не единственным регулятором общественных отношений, потому что не может охватить все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому независимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутствует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.
Другие социальные нормы не только выступают самостоятельными регуляторами различных общественных отношений, но и дополняют правовое регулирование.Правовые нормы, с одной стороны, являются разновидностью социальных норм, с другой - социальные регуляторы часто становятся основой для появления правовых норм, например, на основе обычаев часто появляются нормы права. Право регулирует значимые для государства общественные отношения и зачастую не охватывает сферы, которые являются значимыми для общества в целом.
Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные
нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации. Так как в обществе складывается множество различных отношений, социальные регуляторы характеризуются разнообразием видов, поэтому понятие «социальная норма» объединяет множество регуляторов, имеющих схожие характеристики, но разное назначение и сферы воздействия.
Многообразие социальных норм объясняется многообразием общественных отношений и жизненных обстоятельств, поэтому в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.
Необходимость социального регулирования возникла на ранних этапах развития общества, еще до появления государства. Социальные нормы являются основным средством регуляции общественных отношений. «Ведь в любом обществе существует необходимость подчинения поведения людей определенным правилам...» .
Основным назначением социальных норм было обеспечение устойчивого стабильного развития, которое должно было отвечать потребностям общества. Для общества действие социальных норм имеет большую значимость. Как отмечает В.И. Нижечек, «невозможно осуществлять никакую целенаправленную деятельность без социальных норм и их регулирующего влияния на общественные отношения в интересах каких-либо поставленных задач, ... без социальных норм невозможно обеспечить организацию и регулирование любых процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни» .
В результате анализа В.И. Нижечек пришел к выводу, что социальная норма - родовое понятие и в этом смысле оно представляет собой определенную научную абстракцию. В реальной действительности социальная норма всегда предстает перед нами в качестве нормы данного конкретного вида - правовой, нравственной...
Социальные нормы всегда отвечают целям и интересам общественного развития. Социальные нормы можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, социальные нормы относятся к основным регуляторам поведения человека, с другой стороны они являются критерием оценки поведения в обществе. Социальные нормы также можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений, так как они отражают потребности общества, уровень культуры, нравственности и т.д.
Таким образом, в социальных нормах очень ярко проявляются два основных направления - регулятивное и оценочное. Регулятивное направление проявляется в способности упорядочения общественных отношений, а оценочное - в создании общественного мнения и воспитательном воздействии на общество. Регулятивные качества обеспечивают упорядочение общественных отношений, а оценочные способствуют созданию устойчивого развития (так как направлены на формирование отношения индивида к ценностям общества).
В научной литературе можно выделить различные подходы к определению функций социальных норм. Так, М.И. Бобнева в качестве функции социальных норм рассматривает социальный контроль, под которым она понимает «форму управления социальными процессами и поведением членов общества» . Социальные нормы, по мнению М.И. Бобневой, «оформляют различные виды контактного и опосредованного общения» , с их помощью осуществляются процессы и так называемой социализации личности. Социальный контроль в данном случае является проявлением как регулятивного, так и оценочного направления воздействия социальных норм на общественные отношения.
Н.И. Сидоренко выделяет ценностно-ориентирующую, отражательную, информационную, коммуникативную и другие функции . Указанные функции, по сути, раскрывают основные направления воздействия социальных норм на общественные отношения.
В научной литературе социальные нормы часто рассматриваются как результат исторического развития. Так, С.П. Цепаев под социальными нормами понимает «сложившиеся в социально-исторической практике и выраженные в институционально-системной форме объективные регуляторы деятельности и общественных отношений, отражающие их особенности и взаимную связь» . С данным утверждением можно согласиться только частично, так как далеко не все социальные нормы становятся результатом исторической практики. Отдельные регуляторы могут возникнуть до появления соответствующей практики, т.е. появление норм может предшествовать ожидаемым отношениям. Эта особенность характерна не только для ряда правовых норм, но и, например, для некоторых обычаев, действующих в международном праве. Некоторые авторы в понятии «социальная норма» указывают на возможность двух способов их появления. Одни социальные нормы складываются исторически, другие устанавливаются сознательно . Под «историческим» складыванием норм может пониматься только длительный процесс появления какого- либо правила.
В.Д. Плахов полагает, что в основе всех нормопроцес- сов лежит особого рода человеческая деятельность по организации общественных отношений. Он рассматривает социальные нормы в субстанциональном (субъективно присвоенная организация общественных отношений) и функциональном (средство субъективного овладения общественной организацией) аспектах. В.Д. Плахов приходит к выводу, что социальные нормы являются средством устранения энтропийных тенденций в социальных системах. Источником социальной дезорганизации могут выступать естественные (стохастические) явления, а также намеренные и ненамеренные дезорганизующие действия социальных групп . На основании всего вышесказанного В.Д. Плахов приходит к выводу, что «функционирование социальных норм направлено на самосохранение и само- воспроизводство общественной системы» .
На практике социальная норма может сложиться за относительно небольшое время, так как для социальных норм характерны две особенности. С одной стороны, социальные регуляторы носят обязательный и консервативный характер, поэтому социальные нормы достаточно устойчивы к изменениям. С другой стороны, социальные нормы соответствуют общественному развитию, а следовательно, они должны изменяться, иначе социальная норма устареет и ее применение потеряет всякий смысл.
Гибкость социальных норм позволяет им всегда соответствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практически одновременно с изменением общественных отношений, так как для общественных отношений характерно целенаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень гибко реагируют на все изменения, что позволяет обеспечить непрерывность воздействия на общественные отношения. Появление любой социальной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы появляются на основе существующих в данном обществе принципов (моральных, религиозных и т.д.). В отличие от социальных норм, социальные принципы практически не изменяются, так как они носят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие, как уважение к старшим, помощь близкому и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что делает их гибкость необходимостью.
В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальная норма». Т.Н. Радько под социальными нормами понимает «правило поведения общего характера, регулирующее не конкретный, отдельный случай, а типичные, многократно повторяющиеся жизненные обстоятельства». При этом Т.Н. Радько выделяет наиболее значимую характеристику - наличие у социальных норм моральной, общественной, психологической, а иногда властной поддержки . Социальные нормы основаны на устоях и морально-нравственных установках общества, поэтому поддержка социальных норм основана на одобрении со стороны общества, без такого одобрения норма не будет иметь признания и применения в обществе. Н.И. Матузов рассматривает социальные нормы как «общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия». Данное понятие включает два основных назначения социальных норм: создание образца для поведения, наличие самого правила поведения. По его мнению, «социальная норма выражает не только должное, но и сущее» . С этим утверждение нельзя не согласиться, так как любая норма является отражением не только требований к поведению, но и уровня развития отношений в целом.
Анализ социальных норм позволяет дать характеристику отношениям в обществе. В.С. Нерсесянц под социальными нормами понимает «повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» . Некоторые авторы связывают социальные нормы с материальным развитием общества , указывают сознательно-волевой характер , рассматривают как критерий оценки поведения людей и средство контроля со стороны всего общества , как отражение потребностей общественной жизни и т.д.
По нашему мнению, социальные нормы - это регуляторы общего характера, выработанные в ходе общественного развития и содержащие конкретные правила поведения. Для социальной нормы характерны следующие черты.
1. Общий характер предписаний (т.е. социальные нормы распространяются на типичные ситуации).
2. Обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства).
3. Способность регулировать общественное поведение (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленности).
4. Наличие одобрения со стороны общества (большинство членов общества поддерживает предписания социальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения).
5. Наличие конкретного «предписания» поведения (социальная норма всегда содержит четкое правило, поскольку отсутствие четкости предписания или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества).
6. Соответствие уровню развития и потребностям общества.
Основное назначение социальных норм - это упорядочение общественных отношений. Очень точно назначение социальных норм охарактеризовал Л. Дюги. По его мнению, «социальная норма не может создать настоящих прав ни в пользу индивида, ни в пользу общества, она только создает всякому индивиду известное положение в обществе, тесно ограниченное положением других, и принуждает его к известному активному или пассивному образу действий» .
Таким образом, социальные нормы призваны создавать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зависимости от потребностей общества. Способность оказывать регулирующее воздействие зависит от наличия общественной потребности в таком воздействии. Следовательно, социальные регуляторы не только регулируют общественные отношения, но и являются отражением общества.
Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуалы, нормы общественных организаций, религиозные нормы, политические нормы и иные регуляторы. Такой перечень социальных норм поддерживают далеко не все авторы. Так, С.И. Вильнянский критикует авторов, которые
включают обычаи в число социальных норм, так как полагает, что обычай не является социальной нормой. На наш взгляд, к социальным нормам не относятся традиции и мораль. Традиции и мораль необходимо рассматривать не как нормы, а как основу или своеобразный фундамент для формирования и функционирования социальных норм. В научной литературе можно выделить несколько подходов к понятию «традиция», которое рассматривается как:
1. Социальная норма, обладающая трансцендентным
регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей 23 .
2. Как специфическая форма отражения и закрепления
общественных отношений в сознании и поведении лю- - 26
3. Как проявление повторяемости общественных отношений на одном уровне сложности и как повторяемость
общественных отношений на различных уровнях сложно-
И.В. Суханов, сопоставляя обычаи и традиции, приходит к выводу, что диапазон выбора поступка человеком в рамках традиции неизмеримо шире, чем в рамках обычая. Обычай формирует простые привычки, которые имеют характер автоматизма. Традиции формируют сложные привычки, которыми является направленность поведения. И.В. Суханов под простой привычкой понимает пассивную форму приспособления к социальной среде, а под сложной - активную форму приспособления к требованиям жизни, которая ориентирует поведения человека .
чиє повторяемости и устойчивости не является основанием для включения традиций в число социальных норм.
По нашему мнению, понятие традиция можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под традицией следует понимать тенденции (или закономерности) в социальной сфере. В узком понимании традиция - это совокупность принципов взаимоотношений в обществе, которые являются основой для формирования социальных норм. Традиции носят обобщенный характер, нормы же всегда конкретны. Поэтому на основе традиции может появится большое количество социальных норм, которые будут детализировать должное поведение. Традиции в отличие от социальных норм более консервативны и устойчивы. Одна традиция может стать основой для появления нескольких «поколений» социальных норм. Традиции очень прочно отражаются в сознании и воспринимаются индивидом как императивные правила, поэтому иногда традиции могут выступать в качестве самостоятельного социального регулятора.
1. Синоним нравственности .
2. Совокупность нравственных норм и принципов .
3. Форма общественного сознания .
4. Форма социального контроля, имеющая специфическое содержание, форму, способы и методы осуществления требований общественной дисциплины .
Мы считаем, что мораль - это совокупность нравственных ценностей общества. Моральные нормы выступают в качестве принципов как для формирования традиций, так и для формирования социальных норм. Мораль формирует общественное мнение.
Традиции и мораль имеют общие с социальными нормами признаки:
1. Стабильность и устойчивость.
2. Способность регулировать общественные отношения.
3. Наличие одобрения со стороны общества.
При этом традиции и мораль не содержат конкретных предписаний, а устанавливают только «поведенческие рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социальной нормы человек руководствуется моральными принципами. Таким образом, можно отметить, что, хотя традиции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна
11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждение может быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.
Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай ; судебный прецедент ; правовая доктрина . К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные . Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.
Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.
У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.
Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права Одним из источников современного международного частного права является правовой обычай. Он представляет собой сложившееся на практике правило поведения, за которым
Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых
Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции
Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис Александрович21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,
Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья§ 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные
Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич111. Нормативные документы в области жилищных отношений К нормативным правовым актам органов местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях, относятся правила застройки. Порядок
Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила АлександровнаГлава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -
Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис АлександровичГлава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают
Из книги Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы автора Селянин Антон Викторович11.5 Особенности права как нормативного регулятора Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.1. У права особая
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт
Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов1. Предмет и метод теории государства и права Предмет той или иной науки – это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности
Из книги автораОрганизация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе
Из книги автораПонятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
Из книги автора§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.) Уголовное законодательство ознаменовало факт смерти И.В.Сталина в марте 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", на основании которого большое число
Из книги автора§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.) После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959–1961 гг. В своих Общих частях они во многом