Какое правовое значение имеют указы президента рф. Правовые акты Президента РФ, их значение и юр. Сила. Администрация Президента РФ
1. Конституция РФ (ст. 90) предусматривает два вида правовых актов Президента РФ: указы и распоряжения. Указы, как правило, имеют нормативный характер, т. е. содержат общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу органов и лиц. Вместе с тем распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. установлено, что в форме указов издаются также решения о назначении и освобождении от должностей руководителей федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, о награждении государственными наградами, о присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании1.
Когда, однако, он начинает навязывать «правила игры», они отказываются «включаться». Например, отказ признать российскую элиту правом управлять своим собственным государством, соответственно убежденность в том, что именно они - еврейские олигархи - должны править Россией. Или право на продолжение радикального чеченского кланового рэкета и порабощение юга России. Трудно судить в каждом случае, что один из этих факторов играет самую важную роль. Дело в том, что эти олигархи становятся ядром и знаменем российской еврейской фракции, ведущей упорную войну против Путина.
Распоряжениями в силу названного акта Президента РФ оформляются решения Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.
Круг решений, которые оформляются соответственно указами и распоряжениями Президента РФ, установлен законами и самим Президентом РФ. Однако известны указы Президента РФ по организационным вопросам и изданные им распоряжения нормативного характера.
Эта фракция и эти олигархи получают полную политическую, медиа, финансовую и т.д. поддержку и поддержку со стороны англосаксонских государств и американских сетей влияния в Европе и мире. Например, Березовский бежит в Англию и получает там политическое убежище. Более того, по просьбе Правительства России британское правительство изучает законность своего капитала, переданного западным странам. Оказывается, его капитал «легален». Тот факт, что британское правительство признает «законность» капитала одного из крупнейших российских бандитов, показывает, насколько англо-саксонская элита готова достичь в своей войне против России.
По общему правилу указ - это акт более высокого ранга по сравнению с распоряжением. Так, законодательство в ряде случаев специально оговаривает необходимость решения в форме >таза (введение военного положения, чрезвычайного положения и др.). Конституция выделяет особое положение указов Президента РФ, позволяя Президенту, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ по мотивам их противоречия указам Президента РФ (ст. 115).
Американские англосаксонские и еврейские элиты поддерживают еврейскую фракцию и возглавляемую олигархами Россию и ее неформальные сети влияния. Например, Политковская получила множество международных наград за «права человека» и «журналистскую» деятельность. Даже в Болгарии есть журналистская награда от имени Политковской.
Политковская стала ведущей фигурой идеологической войны против возрождения России. И как аналог Путина. Очень активна деятельность Политковской для содействия страданиям чеченцев во время войны. Но способ, которым она пишет, является манипулятивным и оставляет очевидное впечатление, которое служит интересам американских англосаксонских и еврейских элит в их войне против России. Манипулитизм выражается в представлении войны как российской агрессии и, соответственно, «борьбе за свободу» чеченского народа.
Деление правовых актов Президента РФ на нормативные и ненормативные не в полной мере раскрывает их особенности. По своему содержанию многие указы и некоторые распоряжения Президента имеют комплексный характер, включая в себя те и другие предписания, решения распорядительного характера1.
Вопросы о предмете правовых актов Президента РФ и их месте в правовой системе страны - один из сложнейших в конституционном праве. Общие требования Конституции РФ о том, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90), что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны (ст. 4), и другие позволяют утверждать, что акты Президента РФ являются, безусловно, подзаконными2.
Таким образом, чеченцы и русские не воспринимают войну таким образом. Подобным же образом воспринимают войну как элиты, так и народы. А именно - борьба двух чеченских стратегий. Эта стратегия имеет многовековые традиции и очень похожа на стратегию гашиша и их идеолога и творца Хасана ибн Сабаха.
Причиной являются большие страдания чеченского «гражданского населения» в ходе двух войн. Стоимость рэкета и порабощения русского населения становится неприемлемой для женщин, старейшин и детей. Чеченское население поддерживает кадетский клан. Этот клан также привлекает большинство других бойцов клана, которые также устали от своей тяжелой жизни в горах Кавказа.
"Не ясно, однако, как должен действовать Президент РФ, если практическая необходимость государственного управления требует правового регулирования, но в данной конкретной сфере его деятельности пока нет федерального закона", - отмечает Л.А. Окуньков3. В ответе на этот вопрос позиции ученых разошлись. Сторонники концепции подзаконности актов Президента РФ (В.О. Лучин и другие) выступают против признания за Президентом РФ права издавать указы, заменяющие законы даже временно4. Другая позиция сводится к признанию за Президентом РФ права восполнения правовых пробелов с помощью своих актов5. Тем самым обосновывается существующая практика президентского нормотворчества. В защиту и той, и другой позиции приводятся убедительные аргументы. Так, кроме названных аргументов сторонники подзаконности актов Президента РФ заявляют о том, что в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ первичное регулирование общественных отношений по вопросам компетенции РФ должно осуществляться только посредством Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Сторонники другой позиции заявляют, в частности, что такое регулирование не может считаться перечнем отношений, по которым могут издаваться лишь законы.
Политковская сама по себе не является русской по происхождению. И, соответственно, он должен быть лояльным к российскому государству. Поэтому его вмешательство в действия чеченских клановых воинов против России, а также с символикой Березовского о грабеже и порабощении России воспринимается российским общественным мнением как крайне нечеткое поведение. Это восприятие подтверждается ее убийством и тем фактом, что оно не было совершено службами Путина, а чеченскими преступниками, связанными с Березовским.
Во время избирательной кампании он «сыграл» русскую патриотичность. Во время самой большой встречи на Лужниковском стадионе он четко сформулировал тезис, о боли, которая была понятна русскому народу - «Россия ведет войну». Он цитирует стихи Лермонтова о стихотворении о Бородинской битве. В конце его выступления был лозунг «Будда Победы для нас!».
Представляется, что обе позиции страдают крайностями, а Президент РФ широко практикует так называемое "указное право".
В советской правовой системе теоретическое признание подзаконности указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР не исключало первичного регулирования ими общественных отношений. Однако парламент имел право утверждения таких указов или их отмены. Тем самым действовал принцип: молчание парламента в знак согласия с актом президиума.
За все эти годы он, будучи главой государства, а затем и премьер-министром, никогда не играл в антисемитскую карточку. Напротив, российский глава государства использовать антисемитизм и стимулировать антиеврейские погромы неоднократно происходил в истории России.
Вопрос в том, каковы перспективы? Возможно ли в какой-то момент для Путина и его окружения «прижать к стене» и заставить сыграть карту антисемитизма? По многим причинам одним из них является то, что еврейская фракция, верная России, сильнее, чем враждебная фракция России. Лояльная фракция с пониманием ивритской интеллигенции предлагает Путину серьезную идеологическую поддержку. Он успешно «работает» в пользу патриотизма Путина. Но давление американских англосаксонских и еврейских элит, которые поместили европейскую элиту в зависимость, слишком велико.
В зарубежных странах парламенты в той или иной форме признают или терпят так называемое делегированное законодательство, т.е. издание другими государственными органами актов, имеющих силу закона. При этом возможна прямая делегация (передача) полномочий со стороны парламента на издание подобного акта либо делегация в силу молчания парламента. В том и другом случаях за парламентом остается право контроля, вплоть до отмены актов делегированного законодательства. Российское конституционное право не признает делегированное законодательство, а потому не знает парламентского контроля за актами президента и правительства. Думается, вопрос не в том, вправе ли Президент РФ своими актами заполнять пробелы законодательного регулирования, а в делении президентского нормотворчества на две части:
Если они преуспеют и действительно угрожают силе объединенной российской и еврейской элиты Путина, российский антисемитизм зажжет огромный огонь. Трудно даже представить себе масштаб антиеврейских погромов. Во-первых, потому что это свидетельство времени; во-вторых, потому что время не отрицало мой анализ. София: Ред.
Не случайно он, как и Лев Гумилев, является моральным знамением для российской общественности. Ибо, когда работы диссидентской литературы были широко восприняты положительно среди интеллигенции и молодого поколения в 1990-х годах, он видел идеи, которые стали идеологией сильной фракции российской еврейской элиты. Другое дело в том, как сознательно писатели и диссидентские журналисты служили идеологическими работниками для экономических интересов этой элиты. В принципе, идеологи в большинстве случаев сами не осознают ту роль, которую они играют в борьбе между различными фракциями элиты.
а) в пределах собственных полномочий;
б) делегированное законодательство, допускающее жесткий парламентский контроль за последним.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Президент РФ издает директивы и приказы. Они обязательны для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (ст. 13 Федерального закона об обороне). В отличие от указов и распоряжений, сфера действия которых не ограничена, названные акты - правовая форма руководства Вооруженными Силами РФ. Призыв граждан на военную службу, увольнение с таковой производятся на основании указов Президента РФ.
Однако обоснование тезисов Шафферевича, а также перспектива, которую он предлагает, являются слабыми и неверными. София: Ред. «Отечество», стр. 66-. В Польше эта стратегия реализуется как можно скорее, но так сказать «на полпути». Степень грабежа там была в несколько раз ниже.
Синод болгарской церкви, 47-. Николай Айтов в своей книге «Родопские правители» отмечает это как особенность славистики. На мой взгляд, это общая черта каждой нации. Но на них может не так сильно повлиять, потому что руководство псевдоеврейской партии определяет себя как партию русского крестьянства и ведет настоящую борьбу за защиту своих интересов.
Л.А. Окуньков, директор Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук.
Журнал российского права. – 1997. — №2. – 14-23.
I. Виды и характер правовых актов Президента
Статья 90 Конституции Российской Федерации предусматривает две разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. Указами оформляются обычно решения нормативного характера, то есть те, что содержат общие правила поведения, относятся к неопределенному кругу адресатов и рассчитаны на многократное применение.
И особенности буржуазного менталитета обусловлены той ролью, которую буржуазия играет в общественном разделении труда и, соответственно, его интересах, а не его идеологии. Идеология является следствием, она является плащом ее интересов, и она различна в разных регионах и в разном возрасте.
В Чечне есть также кланы, которые лояльны к российским правительствам и довольны получением аннуитета, но они слабее кланов, которые, кроме аренды, хотят практиковать рэкет. Этот олигарх во время своего правления на Чукотке имеет возможность платить гораздо более низкие налоги на экспорт нефти, пользуясь налоговыми льготами этого региона.
По сложившейся практике и согласно п. З распоряжения Президента РФ от 5 февраля 1993г. № 85 «О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ», в форме указов издаются также решения о назначении освобождении от должности руководителей исполнительной власти и Администрации Президента, о приобретении гражданства, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении классных чинов, почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, помиловании.
София: Ред. «Солнце», стр. 373-. Особенно для Ходорковского, который по рекомендации Путина развивает нефтяной бизнес с Соединенными Штатами, слухи утверждают, что их вербуют американцы, и они обязались стать президентом России, чтобы уничтожить свое ядерное оружие.
Вы - нация с тысячелетней историей, тысячелетними военными традициями, с ошеломляющими победами над вашими врагами. Почему вы сейчас готовы платить за мир? Горная масса Кавказа, склонившаяся над южной Россией, делает возможным еще один вариант для мира, кроме того, что он сослан на равнину горного населения. Это было сделано дважды российским государством - во времена Империи и во время Второй мировой войны Сталиным.
В отличие от указов распоряжения не должны содержать, предписаний, носящих нормативный характер. В идеале они должны из даваться только по оперативным и организационным вопросам.
Заметим, однако, что такая градация соблюдается далеко не всегда. Так, указами оформлялись решения о проведении различного рода мероприятий, в частности Ассамблеи общественного согласия Общероссийского конгресса по правовой реформе. В то же время ряд распоряжений содержит правовые предписания нормативного характера. Кстати, упомянутое решение от 5 февраля 1993 г. включающее положения нормативного характера, было оформлено распоряжением, а не указом.
Поскольку такой исход является фактически этнической чисткой, в нынешней ситуации российское государство невозможно. Поэтому для того, чтобы мир существовал, российское правительство должно выплатить аннуитет чеченским кланам, объединенным Кадыровым. Сам Березовский чрезвычайно откровенен. Он твердо утверждает, что русские в принципе являются рабами. Поэтому его дело с рабыней для него - это нечто вполне разумное, естественное и моральное.
Путин контролирует «короткие», отслеживает и наказывает любые преступные акты национализма. В то же время, однако, в сфере искусства, используя государственные ресурсы, это дает ему серьезное «плечо». Мы помним завет Александра Невского, который с нами пришел с мечом, погибнет от меча. Мы никому не шли с мечом, говорит Генеральный прокурор Российской Федерации.
Правовые акты Президента не подлежат утверждению законодательными органами. Согласно Конституции Российской Федерации, только два вида издаваемых им указов - о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения -’ требуют утверждения Советом Федерации (ст. 102, ч. 1, п. «б» и «в»).
Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Будучи разновидностью подзаконных актов, указы, тем не менее, находятся на более высокой ступени иерархии нормативных актов, чем акты Правительства, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов -и нормативных указов Президента. Поэтому, подчеркивая подчиненный характер этих актов, преамбулы многих правительственных постановлений строятся примерно по такой схеме: «В соответствий с Указом Президента Российский Федерации от 30 сентября 1993 г. № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распространении находящихся в федеральной собственности акциями…». Руководящий характер решений Президента может быть выражен и в самом заголовке правительственного акта - например, «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608».
Сотир Цацаров также участвовал в беседе: для людей, которые живут от иностранных грантов, наши национальные интересы ничего не значат. Прокурор Чайка, какова цель вашего визита в Болгарию? Это вторая такая программа. Документ касается нескольких направлений: обмен опытом и персоналом, участие в международных проектах, совместные усилия по достижению общей позиции по вопросам международной правовой помощи.
Прокурор Цацаров в интервью Болгарскому национальному радио, бывший посол в Москве Ильян Васильев обвинил вас в том, что вы принимаете роль, превышающую ваши конституционные полномочия, и люди вряд ли могут поверить, что визит Генерального прокурора России связан только с подписанным соглашением для сотрудничества.
В свою очередь в актах Президента центральное место занимают положения, имеющие непосредственное отношение к деятельности Правительства. Практически подавляющая часть президентских решений в социально-экономической сфере, а они занимают ведущее место в нормотворческой деятельности главы государства, имеет правительственную «субстанцию». Как правило, в указах и распоряжениях Президента содержатся поручения Правительству принять соответствующее решение, изыскать источники финансирования, войти с законодательной инициативой в парламент и т.п. Так, в «Указе Президента «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации» от 2 декабря 1996 г. № 1612 федеральному Правительству поручено: обеспечить до конца 1996 г. погашение в полном объеме задолженности федерального бюджета по заработной плате судьям и работникам аппарата судов, предусмотреть в проекте федерального бюджета на 1997 г. увеличение расходов на нужды правосудия, обеспечить выдачу органами внутренних дел служебного оружия судьям и т.д.
Когда человек живет на иностранных грантах или был. Тогда, что бы ни случилось - министр или посол, остается адом в аренду. Для таких людей национальные интересы ничего не значат. В чем причина визита Чайки в Болгарию и как вы прокомментируете ее в контексте опубликованного несколько дней назад доклада о том, что Россия представляет угрозу национальной безопасности Болгарии?
В рамках своей реализации каждые два года подписывается программа, которая предусматривает подготовку и консультативную деятельность в области международной юридической помощи между двумя прокуратурами. Во-первых, сотрудничество профессионально. Болгария является членом Европейского союза и НАТО.
Отметим императивный характер подобных поручений, особенно в части сроков их выполнения. Например, распоряжением Президента от 18 июля 1995 г. Правительству предписано в двухнедельный срок после подписания Федерального закона «О повышении минимального размера оплаты труда» «решить вопрос о повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы в целях обеспечения социальной защищенности граждан, занятых в бюджетной сфере». Из содержания таких формулировок видно, что фактически Президент выступает по отношению к Правительству вышестоящим органом, дающим ему соответствующие директивы и контролирующим ход их выполнения.
Это не допрошено и не должно быть. Мы не должны подвергать сомнению нашу общую историю, тот факт, что мы братские славянские народы. Никто не может уничтожить душу болгарского, чтобы увидеть Россию как страну, населенную славянскими славянскими людьми.
Выводы о том, что Россия угрожает нам, не создают ненужной напряженности в то время, когда большой проблемой мира является терроризм, который можно решать только совместными усилиями? Мы должны быть настолько честными, насколько это возможно. Россия не угрожает нашей национальной безопасности. Болгарские интересы требуют, чтобы ее видели как друга.
Особенно характерны президентские поручения Правительству относительно расходов на социальные нужды. Так, указом от 25 января 1996 г. № 99 был увеличен на 20 процентов размер стипендий студентам и аспирантам государственных образовательных учреждений на период с апреля 1996 г. до принятия нового федерального закона о минимальном размере оплаты труда. Причем решение главной проблемы - определение источников финансирования расходов на повышение стипендий - было возложено на Правительство. Глава государства, таким образом, дистанцировался от решения вопросов, связанных с финансированием. Аналогичный, по сути, характер имеет и большинство других указов Президента социальной «тематики». К сожалению, ряду из них свойственна декларативность, экономическая непроработанность, и по этой причине они зачастую оказываются невыполнимыми.
Важнейшее значение для правовой оценки указов и распоряжений Президента имеет порядок их подготовки и принятия, установленный Указом от 2 мая 1996 г. № 63Д несоблюдение которого может быть, на наш взгляд, основанием для признания акта Президента неправомерным. Речь идет о процедурном самоограничении, имеющем юридическое значение. Согласно упомянутому Указу, Президент должен, принимая свои решения, предусматривающие впоследствии издание правительственных постановлений и распоряжений, согласовывать проекты своих решений в Правительстве. Такое самоограничение при реализации Президентом собственной компетенции представляется вполне оправданным, учитывая отсутствие в Конституции нормы о контрассигнации президентских актов Правительством). Здесь уместно вспомнить роль регламентов палат Федерального Собрания, где процедура подготовки федеральных законов имеет прямое значение для оценки самого правового акта. При несоблюдении процедуры трех чтений Президент как гарант Конституции возвращал принятые парламентом законы без рассмотрения по существу. Правомерность его действий оспаривалась депутатами, но была в принципе подтверждена Конституционным Судом РФ. Видимо, процедурные правила, зафиксированные в упомянутом Указе, должны оцениваться Судом с аналогичных позиций.
Действующий порядок подготовки значительной части решений Правительства предполагает обязательный президентский контроль, который, правда, именуется достаточно мягко - согласованием с Администрацией Президента. Такое согласование необходимо для проектов решений Правительства, предусмотренных указами и другими актами Президента либо рассмотренных на заседаниях Правительства под председательством Президента. Аналогичное согласование установлено также для проектов решений Правительства, принимаемых в пределах его компетенции, но отнесенных Конституцией одновременно и к ведению Президента - по вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности; обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определения основных направлений внутренней и внешней политики, руководства.
II . Классификация указов Президента
Среди многообразия указов достаточно четко прослеживаются следующие разновидности:
а) указы исполнительного характера, определяющиё порядок практической реализации федеральных законов. Они принимаются либо в связи с изданием новых федеральных законов, либо в порядке контроля за их выполнением;
б) директивные указы. Такие акты состоят преимущественно из поручений Правительству, другим органам исполнительной власти;
в) программно-политические указы, издаваемые Президентом в целях реализации возложенных на него обязанностей по определению основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции). По своему содержанию такие указы представляют собой чаще всего федеральные президентские программы, концепции, доктрины (например, военная доктрина), основные направления развития отдельных отраслей, сфер управления и т.д. В них, как правило, отсутствуют нормативные установления и преобладают программно-политические установки;
г) нормативные указы, то есть указы «в собственном смысле», устанавливающие новые самостоятельные юридические нормы под условием непротиворечия законам. Содержание этой разновидности представляет главный предмет правовых исследований.
Возможность издания Президентом нормативных указов прямо вытекает из полномочий Президента и зафиксирована в Конституции РФ и многих федеральных законах. Так, в ст. 3 Гражданского кодекса записано, что отношения в сфере гражданского законодательства «могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам». Принципиальная позиция ГК состоит в том, что в гражданское законодательство в узком значении этого термина включены только «Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы…» (пункт второй ст. 3). Указы Президента и постановления Правительства в этой области отнесены не к гражданскому законодательству, а к «иным актам, содержащим нормы гражданского права».
В текущем законодательстве сложился весьма устойчивый пласт, состоящий из нормативных указов Президента, формирование которого во многом связано с отсутствием федеральных законов, прежде всего в сфере организации государственной власти, приватизации, налоговой политики, земельных отношений. На этапе становления новой государственности и экономического уклада указные нормы оказываются нередко первичными и единственными в правовом регулировании в связи с отсутствием федеральных законов и медлительностью парламента в законотворчестве.
В указах, временно заменяющих недостающие законы, конечно, не столь очевиден их подзаконный характер. Именно так обстоит дело, к примеру, с официальной символикой Российской Федерации (государственный герб, флаг и гимн). Хотя ее описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70 Конституции), однако он до сих пор не принят. По этой причине новая российская символика регламентируется президентскими указами, которые действуют до вступления в силу упомянутого закона, о чем прямо записано в этих актах. Непринятие в течение трех с лишним лет федерального конституционного закона по государственной символике свидетельствует не только об упущениях наших законодателей, но и о медлительности Президента в использовании права законодательной инициативы. Такое положение дел усугубляется, на наш взгляд, и отсутствием ответственности за реализацию конституционных предписаний.
Анализ содержания указов, принятых в 1995-1996 гг., показывает, что значительный объем нормативных установлений сосредоточен в сфере публичного права: организация исполнительной власти, определение структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, утверждение положений о министерствах (МИД, Минобороны, ФСБ и т.д.), Администрации Президента и ее основных подразделениях, осуществление различного рода мер по обеспечению согласованного функционирования различных государственных институтов власти, взаимодействия с палатами Федерального Собрания и Правительством. Обратим внимание на активную позицию Президента в формировании нормативного блока своего политического курса и явно недостаточную законодательную регламентацию системы и организации федеральной государственной власти.
Многие нормоустанавливающие указы приняты Президентом в соответствии с федеральными законами. На практике содержание значительной части полномочий Президента конкретизируется в текущих законах.
С увеличением числа федеральных законов границы нормотворчества Президента чаще всего сужаются, и многие указы утрачивают силу полностью или частично. К примеру, в связи с принятием федеральных законов в социально-трудовой сфере Указом Президента от 20 мая 1996 г. были признаны утратившими силу четыре указа: «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О социальной защите граждан, получивших увечье либо иное повреждение здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В тех областях, где полномочия Президента весьма значительны, принятие федеральных законов влечет, как правило, лишь частичную отмену указов. Например, в связи с новым Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент отметил и внес изменения в 22 указа, но ни один из них не был отменен полностью.
Наряду с сужением нормотворческой сферы деятельности Президента последствия принятия федеральных законов могут быть и иного плана. Ряд федеральных законов содержит положения, конкретизирующие и расширяющие компетенцию Президента. Обратимся, в частности, к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно ему, за Президентом закреплены серьезные полномочия в области кадровой политики. Отметим, что координация деятельности по реализации задач, вытекающих из упомянутого закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы, который создается при Президенте (ст. 26). Глава государства самостоятельно принимает значительную часть решений, связанных с нормативным регулированием по этим вопросам (например, утверждает Реестр государственных должностей). Расширение границ нормотворчества Президента в данной области объясняется также отсутствием ряда базовых федеральных законов по пенсионному обеспечению, денежному содержанию госслужащих и др. До сего времени уровень и качества правового обеспечения государств венной службы крайне недостаточны, а имеющиеся решения фрагментарны, что само по себе характеризует удручающее состояний кадровой политики.
Приоритет законодательного регулирования подтверждается содержанием многих федеральных законов. В последнее время в заключительных статьях законов появляются записи примерно такого содержания: «Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим федеральным законом». Впрочем, некоторые представители исполнительной власти считают подобные формулировки некорректными с точки зрения доктрины разделения властей, полагая, что законодатель не вправе давать поручения (предписания) Президенту и федеральному Правительству.
Многие полномочия Президента (ст. 83 и 89 Конституции РФ) должны реализовываться путем издания актов индивидуального характера. Это вытекает из формулировок типа: «назначает и освобождает», «награждает», «представляет», «принимает верительные отзывные грамоты» и т.д. Индивидуальные указы составляют примерно половину актов Президента.
Строго говоря, нормотворческая компетенция Президента не столь обширна и характеризует прежде всего функции исполнительной власти, осуществляемой им. В последние годы многие специалисты обоснованно обращают внимание на избыточность.указов. Президенту для осуществления инициативной государственной политики вовсе не обязательно издавать сотни указов, которые к тому же нередко не выполняются. Большая политика проявляется в конкретных действиях, зачастую не требующих правового оформления.
Нельзя не отметить к тому же, что директивных, программных или нормативных указов Президента в «чистом» виде, то есть подчиненных именно этим целям, сравнительно мало. Как правило, многие указы (особенно в социально-экономической сфере) имеют комплексный характер и содержат нормативные положения, оперативно-распорядительные и индивидуальные предписания и поручения, а в некоторых случаях и рекомендации (для палат парламента).
Известный русский правовед Н.М. Коркунов в особую группу выделял указы, «вызванные необходимостью и могущие противоречить законам». Такие акты он определял чрезвычайными и требующими одобрения представительного и законодательного органа (парламента). В российской конституционной практике издание Президентом указов законодательного характера объясняют прежде всего наличием пробелов в законах. В большинстве случаев указы такого рода принимаются, когда имеют место коллизии между положениями Конституции и федеральными законами, действовавшими на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции. Механизм разрешения таких противоречий и природа подобных указов не вполне ясны. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на различных точках зрения по этому поводу.
III. Научная дискуссия об указах Президента
Положения действующей Конституции, по мнению Б.М. Лазарева, позволяют Президенту издавать нормативные указы по многим вопросам федеральной компетенции, если, конечно, в Основном и федеральных законах нет указания на то, что соответствующие вопросы относятся к исключительной компетенции парламента (либо одной из его палат) или, а это почти одно и то же, - что по ним должны быть приняты именно законы. Еще более широкая возможность издания нормативных указов Президента содержится в одном из комментариев к Конституции РФ, изданном в 1996 г.: «Конституция Российской Федерации не ограничивает Президента перечнем вопросов, по которым он вправе издавать акты, осуществляя правовое регулирование. С другой стороны, в Конституции отсутствуют исчерпывающие указания на отношения, по которым могут издаваться лишь законы».
Для обоснования особой правотворческой роли Президента ссылаются на то, что предмет закона и нормативного указа якобы одинаковы и неразличимы, в связи с чем выдвигается тезис о допустимости принятия указов, выполняющих в определенных ситуациях функции законов. Как заявлено в Послании Президента Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России» (1995 г.), в случаях пробелов закона указы являются формой реализации основной функции Главы государства как гаранта Конституции и конституционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны. Обратим внимание, что упомянутое Послание содержит еще одну из любопытных сентенций. Поскольку указы Президента Российской Федерации - это акты не главы исполнительной власти, а Главы государства, их абсолютно подзаконный характер не очевиден.
Между тем подобная точка зрения не встречает поддержки большинства специалистов-государствоведов, указывающих на императивность нормы ст. 90 Конституции, определяющей, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить не только Конституции, но и федеральным законам. Конституционные нормы достаточно ясно определяют подзаконный характер актов Президента, их подчиненное положение по отношению к законам в иерархии правовых актов Российской Федерации. К тому же единственным федеральным органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание, а положение Президента достаточно дистанцировано от законодательной и других ветвей власти, поскольку во главе угла поставлены его координирующие, интегрирующие функции.
Некую промежуточную формулу для указов Президента находят авторы Энциклопедического словаря «Конституция Российской Федерации». Характеризуя указ как подзаконный акт, они полагают, что издание большого количества нормативных указов не означает неправомерного вторжения в сферу законодательства. Ограничение нормотворческой компетенции Главы государства они усматривают лишь в том, что он «…не может издавать указы по вопросам, в отношении которых Конституция содержит прямые указания о том, что они должны быть регламентированы федеральным законом, а тем более федеральным конституционным законом». За пределами упомянутых ограничений компетенция Президента, а, следовательно, и сфера указов не связаны, по их мнению, рамками какого-либо закрытого перечня предметов ведения. Вследствие этого многие вопросы оказываются в сфере компетенции как Президента, так и парламента при приоритете законодателя.
Подобное обоснование законодательных функций Президента не вытекает, по нашему мнению, из российской доктрины разделения властей и не убеждает нас в совпадении компетенции Президента и парламента. В данном случае мы имеем дело с совместными предметами ведения, но не с совместной компетенцией.
Если исходить из возможности совместной компетенции парламента и Президента, то она должна была бы последовательно распространяться и на федеральное Правительство, поскольку перечень его полномочий носит также открытый характер (ст. 114). Предметы ведения Правительства корреспондируются с предметами ведения Российской Федерации (ст. 71 и 72). Однако попытки найти «совпадение» компетенции серьезно деформируют закрепленный в Конституции принцип разделения властей и тем самым чреваты угрозой существованию конституционного строя России.
В оценке правовых актов Президента, содержащих нормы законодательного уровня, можно согласиться с А.В. Мидкевичем, который считает, что такая практика не опирается на прямое закрепление в Конституции полномочий Президента принимать указы, замещающие законы. Хотя его предложение предоставить Президенту право издавать указы законодательного уровня вряд ли может получить горячую поддержку. И все же представляется, что при подготовке поправок к Конституции этот вопрос было бы целесообразно обсудить в парламенте. Видимо, актуальность делегирования Президенту таких полномочий в ближайшие годы значительно снизится, поскольку проблема пробельности законов станет не столь острой, как это было в начале 90-х годов. За последнее время (1994-1996 гг.) принято более трехсот федеральных законов, в том числе немалое число актов кодифицированного характера. Сейчас главное - расчистка законодательства, приведение его в контрольное состояние. Нельзя забывать и непростой характер взаимоотношений между Государственной Думой и Президентом, а также уроки прошлого делегирования, когда депутаты не успевали отслеживать правомерность указов, представленных Президентом в парламент ввиду многочисленности последних. По этой причине, в частности, возникало обострение отношений между двумя основными участниками законотворческого процесса.
С нашей точки зрения, многие аргументы сторонников издания законодательных указов Президента основываются на рассуждениях о «плохих законах» и «хорошем праве». По такой логике, как отмечал В.Н. Кудрявцев, «если сегодня можно отложить в сторону Конституцию, то завтра - Уголовный кодекс. Поскольку Основной закон умалчивает о субъекте права толкования федеральных законов, то присвоение любой государственной структурой таких прерогатив является, на наш взгляд, неправомерным. В подобных случаях мы имеем дело с явлениями, характеризующими возможность неподчинения закону на основе субъективной оценки их необоснованности или неэффективности, а равно утверждения об отсутствии необходимых законодательных предписаний. Кстати, утверждения о том, что указами Президента заполняются пробелы в российском законодательстве, не всегда соответствуют истине. В настоящее время состояние правовой системы характеризуется в большей мере противоречиями и несогласованностями норм, нежели пробелами. Каковы же способы разрешения отмеченных противоречий?
С правовых позиций предпочтительнее выглядит принятие парламентом пусть даже фрагментарного федерального закона (по предложению Президента или Правительства), нежели опережающее издание Президентом аналогичного по содержанию указа. Такой акт Главы государства, не согласованный с палатами Федерального Собрания, но фактически затрагивающий его законодательные прерогативы, всегда вызывает негативную реакцию парламента и инициирует запросы депутатов в Конституционный Суд.
На наш взгляд, нет серьезных резонов для заполнения указами пробелов в законах, даже если Президент это делает вынужденно, в связи с тем что Государственная Дума «медленно раскачивается» в плане законотворчества. Но нельзя забывать и другое. Во-первых, разрабатывать законы, обсуждать и принимать их - дело гораздо более хлопотное, хотя бы в процессуальном отношении, чем издание любого другого правового акта. Регламенты палат Федерального Собрания предусматривают достаточно сложную процедуру рассмотрения законопроектов, в которой активно задействованы обе палаты, Президент и Правительство, введены специальные фильтры «очистки» в виде трех чтений и т.д. Можно ли ожидать, что Президент это сделает лучше, принимая указ законодательного характера единолично, минуя законодательный орган России? Быстрее, оперативнее - да, но выше качеством - вряд ли. Однако выигрыш во времени, пусть и с благими намерениями, объясняемыми необходимостью решения насущных проблем, не приводит, как показывает жизнь, к желаемому результату. Многие указы из-за поспешности проигрывают в качестве (хотя качество федеральных законов тоже невысоко), юридико-техническом оформлении, экономической обоснованности. Да и реализация указов испытывает те же трудности, что исполнение федеральных законов.
Сложившаяся практика издания так называемых законодательных указов создает прецедент конкурирующей компетенции парламента и Президента. Тем самым фактически исповедуется порочный принцип: «прав тот, кто издал акт последним».
Строгое следование указов и распоряжений Президента букве и духу Конституции, федерального закона должно стать главным постулатом правотворчества Главы государства - гаранта и хранителя Конституции. Представляется, что медвежью услугу Президенту оказывают те, кто «открывает» ему все новые перспективы деятельности в роли законодателя. Было бы полезнее если бы Президент как Глава государства более активно участвовал в законодательном процессе на все его стадиях, памятуя о том, что на федеральном уровне имеется только один законодательный орган — парламент. В свою очередь, российскому парламенту не следует дожидаться, пока Президент примет тот или иной указ, чтобы затем критиковать его и обращаться с запросом в Конституционный Суд. Парламентариям следовало бы активнее действовать в тех сферах, где объективно ощущается «законодательный дефицит». Именно в этом, а не в перехватывании инициативы или в поиске повода для ограничения прерогатив и возможностей ветвей власти проявился бы дух сотрудничества двух главных субъектов законотворчества. Таким путем практически могла бы решаться проблема разграничения полномочий Президента и парламента.
Как уже отмечалось, в повседневной жизни необходимость принятия Президентом нормативны указов определяется в первую очередь реальными потребностями связи со значительным отставанием законодательного регулировании в сфере экономики, социального государственного развития. В такой ситуации ждать, пока парламент через два-три года примет соответствующие законы, было бы для Президента равносильно серьезной политической ошибке в государственном управлении. Он не может находиться в роли нейтрального наблюдателя. Однако у Президента в отсутствие федерального закона есть определенные правовые пути достижения поставленных целей. Прежде всего, это предварительное согласование с палатами Федерального Собрания и Правительством своих намерений по выбору оптимального решения, затрагивающего компетенцию законодательной исполнительной власти. Для обеспечения согласованно взаимодействия и выработки единой политики целесообразно зафиксировать в федеральном законе взаимные обязательства Президента и парламента.
На законодательном уровне было бы полезно определить последствия необоснованного затягивания рассмотрения законопроектов, и в частности предусмотреть право Президента издавать в целях обеспечения выполнения возложенных на него конституционных обязанностей указы законодательного характера со строго ограниченной сферой действия (во времени и по кругу объектов регулирования). В связи с этим заслуживают внимания положения проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», одобренного в первом чтении Государственной Думой осенью 1996 г. В нем предпринята попытка определить сферу исключительного регулирования федеральными законами Российской Федерации и тем самым более четко разграничить компетенцию парламента и Президента. Авторы законопроекта не исключают возможность издания указов Президента, восполняющих пробелы законодательства в сфере регулирования исключительно федеральными законами и действующих впредь до принятия соответствующих законов. Для того чтобы ускорить их принятие, намечаются весьма жесткие сроки представления проектов. В случае издания Президентом указов, восполняющих пробелы закона, Президент не позднее десяти дней вносит в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы соответствующий законопроект, а Госдума рассматривает его в первоочередном порядке. Вместе с тем предлагаемый порядок конкретизации компетенции парламента имеет, на наш взгляд, и весьма серьезные изъяны. Один из них заключается в искусственном и необоснованном ограничении сферы и предметов исключительного законодательного регулирования. Это, вероятно, понимают и сами разработчики проекта, ибо последняя позиция в перечне предметов исключительного законодательного регулирования сформулирована следующим образом: «Иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации». Такая запись фактически перечеркивает «исключительность» и возвращает «на крути своя» прежние неясности.
Критерий разграничения законов и подзаконных актов следует искать, прежде всего, в полномочиях и функциях соответствующих органов власти. Можно проиллюстрировать это на примере ст. 71 (пункт «д»), согласно которой в ведении Российской Федерации находится «федеральная государственная собственность и управление ею». Как известно, правовое регулирование отношений в этой сфере не является предметом исключительной компетенции парламента России. Согласно ст. 114 Конституции, осуществление управления федеральной собственностью относится к полномочиям федерального Правительства. Следовательно, ст. 71 Конституции РФ в этой части реализуется законами и постановлениями Правительства, имеющими подзаконный характер, поскольку они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента.