Что нас ждет после. Что будет после смерти? Пошаговая Инструкция

Небытие - вот что самое страшное в смерти. Приходит костлявая, хватает за горло и… все. А что дальше? Пустота, неизвестность. В этом смысле древние люди были защищеннее нас. Даже средний эллин четко знал: после смерти его душа предстанет перед судом, потом пройдет через коридор преисподней Эребус. И, если будет признана недостойной, отправится прямиком в Тартар. А если зарекомендует себя героически - обретет бессмертие на Елисейских полях радости и блаженства. Потому жил эллин - не тужил, не ведая мук страха и неопределенности. А что нас ждет за последней чертой?

Основания для бессмертия

Разнясь во многих вопросах и положениях, священные писания и религии всех времен и народов Земли проявляют удивительное единодушие во всем, что касается продолжения посмертного существования людей. В бессмертие души верили в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Греции. Так что это коллективный опыт всего человечества. Но мог ли он возникнуть случайно? И не иметь под собой никакой иной основы, кроме страха смерти и желания вечной жизни? И от чего отталкиваются нынешние отцы церкви, не сомневающиеся в бессмертии души? Ну, с ними-то все просто, скажет читатель. Они все равно что среднестатистические эллины: закованы в броню своей веры и потому им ничего не страшно. И действительно, для христиан главный источник веры в вечную жизнь - Священные писания: Ветхий и Новый заветы, Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова. Они не боятся смерти, потому как она для них - лишь вход в другую жизнь, жизнь со Христом. Уверен и мусульманин - после физической смерти его душа переселится в иной мир, где будет дожидаться судного дня.

Буддисты стоят на том, что душа постоянно перерождается: покидая одно бренное тело, она получает другое.

Пожалуй, меньше всего говорит о жизни после смерти иудаизм. В книгах Моисея внеземная жизнь упоминается крайне редко: евреи в большинстве своем полагают, будто и рай, и ад существуют на земле. Но и они убеждены, что жизнь вечная -- она продолжается в детях и внуках. Недаром говорят: еврей тот, чьи внуки евреи.

И только кришнаиты, также не сомневающиеся в бессмертии души, опираются на логические и эмпирические аргументы. Им в помощь -- многочисленные данные о пережитых клинических смертях, когда люди поднимаются над своими телами и парят по тоннелю к неведомому свету, и ведическая философия. Вот он, знаменитый ведический аргумент в пользу вечности души: «Я наблюдаю изменения, происходящие в моем теле, которое превращается из тела младенца в тело старика, но сам факт того, что я могу эти изменения созерцать, означает, что я нахожусь вне изменений тела, ибо наблюдатель всегда должен быть в стороне». Вас этот довод не убеждает? Ну что же, значит вы один из многочисленной армии тех, кому мало просто верить: им нужно знать наверняка.

Свет в конце тоннеля
Здравый смысл подсказывает: у нас нет никаких шансов узнать, что происходит с человеком после того, как к нему приходит старуха с косой. Тем удивительнее, что многие ученые придерживается совершенного иного мнения. В первую очередь - это медики. А все потому, что их врачебная практика опровергает известную аксиому: с того света никто не возвращался. Уж кто-кто, а врачи не понаслышке знакомы с сотнями таких «возвращенцев». Да и вы сами -- хотя бы краем уха - слышали о феномене «клинической смерти».

Обычно все проходит по одному и тому же сценарию. У пациента -- чаще всего во время операции, под наркозом, - останавливается сердце. Врачи констатируют «клиническую смерть» и приступают к реанимации, всеми силами пытаясь запустить «мотор». Время идет на секунды - ибо уже через 5-6 минут головной мозг и остальные жизненно важные органы начинают страдать от гипоксии (нехватки кислорода), а это чревато самыми неприятными последствиями.

Пациент меж тем «выходит» из своего тела, какое-то время наблюдает за самим собой и действиями врачей сверху, а потом плывет по длинному коридору к свету. А там, если верить статистике, собранной британскими эскулапами за последние 20 лет, 72% «умерших» попадают в рай. На них нисходит благодать, они видят ангелов или своих умерших родственников и друзей. Все ликуют и смеются. Чего не скажешь о других 28%: те отправляются прямой наводкой в ад. Так что когда некая божественная сущность, чаще всего являющаяся в виде сгустка света, говорит им: «Ваше время еще не пришло», - они очень радуются. И возвращаются в свое тело. Это значит, что врачам удалось откачать пациента - и его сердце вновь начинает биться. Смерть отступила. Но те, кто заглянул за ее порог, уже никогда не забудут этого.

А те, кто посмелее - обязательно поделятся полученным откровением с лечащими врачами и близкими родственниками.

Доказательства смерти
Исследования «околосмертных переживаний» начались в 1970-х годах. Удивительно, но продолжаются они и поныне, хотя копий на сей счет было сломано немало. Кто-то увидел в феномене несомненное свидетельство вечной жизни, а кто-то, наоборот, и сейчас пытается доказать, что и рай, и ад, и вообще весь пресловутый «тот свет», - находятся внутри человека. Дескать, это вовсе не какие-то реальные места. А всего лишь галлюцинации, процесс, характерный для угасающего сознания. Да, но почему тогда они у всех одинаковые? Есть ответ и на этот вопрос: «Мозг лишается крови, обогащенной кислородом. Части зрительной доли коры больших полушарий выключаются очень быстро. А полюса затылочных долей мозга, имеющие двойную систему кровоснабжения, еще продолжают функционировать. И поле зрения при этом резко сужается. Остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, «трубное» зрение. Вот вам и искомый тоннель», - объясняет член-корреспондент РАМН Сергей Левицкий.

Ему возражают: те, кто воскрес, детально рассказывают о действиях врачебной бригады, «колдовавшей» над телом, о своих родственниках, горюющих в коридорах. Один пациент, например, полностью придя в себя через семь дней после клинической смерти, потребовал у докторов, чтобы те вернули его зубной протез, вынутый во время операции. Те же никак не могли вспомнить, куда они его сунули в суматохе. И тогда пациент точно указал им место, где лежит протез: он запомнил его во время своего «путешествия».

Доказательства жизни
Вот и получается, что на сегодняшний момент у медицины отсутствуют безусловные доказательства того, что загробного мира не существует. А получить их очень хочется. Потому-то в 2010 году и стартовало исследование AWARE: ученые из 25 медицинских центров Англии и США объединились, чтобы досконально изучить опыт 1500 пациентов, переживших остановку сердца и клиническую смерть. Их цель - экспериментально проверить некоторые данные, связанные с предсмертным состоянием человека. Возглавляет исследование доктор Сэм Парниа из британского университета Саутгемптона и вот что он о нем думает: «Существует ли потусторонний мир или нет, это вопрос не моей компетенции. Вы удивитесь, но воспоминания о пережитом опыте сохраняются лишь у 10-20% пациентов, испытавших клиническую смерть. Мы же просто хотим понять, что происходит с мозгом в этот момент».

На эксперимент отводят три года. Ученые решили, что этого срока хватит, чтобы «набрать» и опросить 1500 пациентов. Проверять же их будут очень просто: в реанимациях всех 25 больниц на полках и потолочных плафонах разложат картинки с тем расчетом, что ни один пациент, поступивший в палату, не сможет их увидеть. Но если во время операции у него остановится сердце и он покинет тело, то разглядеть спрятанные картинки для него труда не составит. Разумеется, вернувшись в тело и воскреснув, он сможет их описать. И это будет весомый аргумент в пользу того, что сознание способно существовать отдельно от физической оболочки.

Итоги исследования должны быть подведены в конце 2012 года. Пока же доктора хранят молчание: они готовы к любому развитию событий. И все же надеются: «Поскольку мы пытаемся пробиться через границы традиционной науки, то ждем самых удивительных открытий. В конце XIX века физики работали с законами Ньютона и не сомневались, что они все объясняют. Однако когда дело дошло до изучения атома, оказалось, что там работают другие законы. Так же и с мозгом. В 99% случаев мы не можем отделить разум от тела, они работают вместе. Но в экстремальных состояниях все может быть по-другому. Поэтому нас интересует смерть как самое экстремальное из возможных состояний. И если мы продемонстрируем, что сознание продолжает существовать после того, как отключается мозг, это даст нам возможность допустить, что сознание существует само по себе». Вот так-то, не больше - не меньше.

Эффект Соляриса
А что если посмотреть на проблему с другой стороны и вспомнить, во-первых, закон сохранения энергии, а во-вторых, тот факт, что в основе всех видов вещества лежит энергетическое начало? Есть оно и в человеке. И, разумеется, никуда не исчезает после смерти физической оболочки и переходит прямо в энергоинформационное поле Земли. Впрочем, бывают исключения. Наталья Бехтерева вспоминала, что после смерти мужа «человеческий мозг стал для нее загадкой, которую в принципе нельзя разгадать». Призрак супруга стал являться к ней даже днем: делился мыслями, давал советы, подсказывал, где что найти. И Бехтерева, ученый с мировым именем, ни разу не усомнилась в реальности происходящего: «Что это было -- продукт моего сознания, оказавшегося в состоянии стресса, или что-то иное - я не знаю. Одно я знаю наверняка -- он не померещился, а был на самом деле».

Появление «призраков» умерших родных и близких ученые называют «эффектом Соляриса» -- или материализацией «по методу» Станислава Лемма. Но происходит это крайне редко: видимо лишь в тех случаях, когда скорбящие обладают достаточной энергетической силой, чтобы «притянуть» из поля земли фантом дорогого любимого человека.

Переход на новый уровень
Другим же безутешным горюющим приходят на помощь медиумы. Именно так случилось с ученым-геофизиком Всеволодом Запорожцем.

Приверженец научного материализма изменил своим взглядам в 70 лет, когда умерла его жена. Он просто не мог смириться с потерей и засел за литературу о духах, потустороннем мире и спиритизме. В итоге провел более 460 сеансов, написал книгу «Контуры мироздания», в которой подробно описал методику доказательства реальности посмертной жизни. И главное -- сумел связаться с горячо любимой супругой: она молода и прекрасна, как и все, кто живет на том свете. Объяснение этому очень простое, по мнению Запорожца: «Мир «отошедших» - это продукт материализации их желаний, поэтому он схож с земным и даже лучше него. В большинстве своем они пребывают в молодом возрасте и красивом обличье. Они ощущают себя столь же вещественными, как и живущие на земле, осознают свою телесность и способны наслаждаться жизнью. Одежда формируется мыслью и желанием отошедшего, быть может, и не сознательно. Влюбленность и любовь там сохраняются или вновь обретаются, но лишены сексуальности, хотя и отличны от дружеских чувств. Деторождения нет. Для поддержания жизни питаться не требуется, но для удовольствия или до изжития земной привычки вкусно покушать некоторые едят, преимущественно фрукты, которые в изобилии и прекрасны, как цветы».
Не жизнь - сказка. Правда, есть нюанс: если «тот свет» действительно продукт материализации желаний, то надо срочно перестраиваться и переставать бояться смерти. Пора учиться воспринимать ее как качественный переход на новый уровень. И только. И тогда умирать совсем не страшно. И даже расставаться с родными и близкими не так больно.

Некоторые материалы по посмертию:
Мои воспоминаний о сумеречном мире.

За последние десятилетия наука сделала много новых открытий. Стало точнее известно, чем является смерть в самой сути своей, как происходит умирание человека, что чувствует умирающий, и наука начала даже приоткрывать завесу над самым главным – что ждет всех нас после смерти. То, что раньше знала и говорила нам Церковь, теперь во многом, можно сказать в основном, подтверждается наукой. Последние открытия оказались – особенно для так называемых неверующих – совершенно неожиданными, и далеко не все знают о них.

Современная наука о смерти – это молодая отрасль медицины, но прогрессирует она очень быстро. Известные ученые отдают ей свои силы. Наблюдения и исследования ведутся в научно-медицинских институтах и крупных больницах. Вышел ряд серьезных научных трудов.

Новые горизонты в этой области были открыты наблюдениями, экспериментами, а потом и практикой реанимации, то есть оживлением умерших людей. Сейчас предлагают различать два состояния смерти – смерть клиническую, то, что мы всегда называли смертью, и смерть органическую, когда уже началось структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма, то есть пока ткани хотя а мертвые, еще сохраняют свою нормальную структуру; после того как ткани начали распадаться, никакая реанимация не поможет…

Еще не так давно, если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца обозначала смерть, и ничего сделать было нельзя. Однако ученые-медики разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, впрыскивание адреналина в сердце, новые фармакологические препараты. Появились сердечно-легочные машины, стало возможным стимулировать остановившееся сердце электрическими токами. И вот оказалось, что, если состояние смерти продолжалось не слишком долго и еще не произошел необратимый распад тканей организма, можно заставить остановившееся сердце биться снова, неподвижную кровь снова циркулировать и снабжать мозг и другие органы кислородом, глюкозой и другими жизненно необходимыми материалами.

Недавно умершего человека иногда удается оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, потом рассказывали о своих переживаниях во время пребывания «по ту сторону». Они сохраняли способность воспринимать окружающее, могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи и сестры пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал, когда его тело было мертвым.

«Личность», или «душа», не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, душа возвращается в тело.

Одним из пионеров этой новой отрасли медицины является доктор Раймонд Муди. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга на английском языке «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела», а в 1977 году вышла его вторая книга «Размышления о жизни после жизни».

Доктор Муди собрал большой материал – 150 случаев; его книги написаны очень просто и ясно. Он приводит ряд клинических историй болезни с описанием заболевания, характера смерти, применения методов оживления и рассказы своих пациентов.

Доктор Муди пишет, как он впервые заинтересовался этой проблемой. В 1965 году, еще будучи студентом, он был на лекции профессора психиатрии, рассказавшего, что он дважды умирал, но был возвращен к жизни, и описавшего то, что происходило с ним, когда он был мертв. Фантастический рассказ профессора заинтересовал доктора Муди, но личного опыта у него не было, и он не предпринял никаких действий. Однако спустя несколько лет он встретился с другим подобным случаем и был поражен тем, что необразованная старая женщина описала то же самое, о чем говорил профессор психиатрии. После этого доктор Муди всерьез занялся изучением этого, как он пишет, феномена – продолжения жизни после смерти тела. Он приводит много случаев.

Вот один из них – это рассказ женщины, поступившей в больницу с болезнью сердца. Она лежала на больничной койке. Когда у нее начались сильные боли в груди, она успела надавить кнопку звонка, чтобы вызвать сестер, и они пришли и начали что-то делать с ней. Ей было неудобно лежать на спине, она повернулась и вдруг перестала дышать и чувствовать удары своего сердца. Услышала крики сестер: «Дайте сигнал, дайте сигнал», а сама в это время чувствовала, что она выходит из своего тела и падает вниз, на пол, проходя сквозь защитные перила у края кровати, а потом начала медленно подниматься вверх. Она видела сестер, вбегавших в комнату, и своего доктора и удивлялась: «Зачем он тут и что он здесь делает?» Она поднялась до самого потолка и остановилась рядом с висячими лампами; она видела их совершенно ясно. «Я чувствовала себя как кусочек бумажки, на которую кто-то дунул, подняв ее до потолка».

Она парила под потолком и смотрела вниз. «Я смотрела, как они старались оживить меня. Мое тело лежало там, внизу, вытянувшись на кровати. Его было ясно видно, а все они стояли вокруг него. Я слышала голос одной сестры: «О, Господи, она умерла», а в это время другая наклонилась и делала мне искусственное дыхание – губы к губам. Когда она это делала, я смотрела на ее затылок. Я хорошо помню вид ее волос – они были коротко острижены. И тогда я увидела, как они вкатили туда эту машину и дали токи на мою грудь. Когда они это сделали, я видела, как мое тело просто прыгнуло вверх на кровати, и я слышала, как трещали мои кости; это было ужасно. Когда я видела их там, внизу, бивших мою грудь и растиравших мои руки и ноги, я думала: «Зачем они так стараются? Сейчас мне хорошо».

Второй случай касается девятнадцатилетнего мужчины, который вез своего друга домой на автомобиле. Он рассказал, что на перекрестке на них налетел другой автомобиль. «Я слышал, как трещал бок автомобиля, а затем был один момент, будто я двигался в темноте, в каком-то со всех сторон закрытом пространстве. Все это длилось только одно мгновение, а затем я вдруг – ну как бы парил два метра над дорогой, четыре метра от автомобиля, и я слышал слабеющее эхо от грохота столкновения. Оно утихало вдали».

Потом он видел людей, которые бежали и толпились вокруг машины, видел своего друга, выходившего из машины и потрясенного, видел в разбитом автомобиле свое собственное тело, залитое кровью и с перекрученными ногами. Смотрел, как люди старались освободить его тело. Он был возвращен к жизни и позже рассказал об этом переживании…

В медицинской литературе есть немало сообщений о продолжении жизни после смерти тела. Жизнь вне тела испытал и описал Карл Густав Юнг, один из ведущих психологов-психиатров нашего времени, и ряд других ученых. Некоторые из возвращенных к жизни пробыли в состоянии временной смерти больше часа. С этим феноменом хорошо знакомы мормоны.

Случаи временной смерти с выходом души из тела и возвращением в него были известны и до трудов современных нам врачей-реаниматоров. Время от времени их описывали, но этим сообщениям обычно не верили, слишком уж странным казалось то, о чем они свидетельствовали. В качестве примера приведем случай К. Икскуля.

Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в «Троицких листках» в 1916 году, а позднее перепечатано в журнале «Православная жизнь» (№ 7, 1976) и в третьем выпуске сборника «Надежда» под заглавием «Невероятное для многих, но истинное происшествие».

К. Икскуль, рассказавший о своем переживании, вскоре после случившегося ушел в монастырь.

Сообщение архиепископа Никона приводится в сокращенном виде.

Он пишет, что раньше К. Икскуль не задумывался, читал священные книги, признавал, что все в них написанное – правда, но чувства веры у него не было, и смерть оставалась для него финалом человеческого бытия. Он много лет был формальным христианином. Ходил в церковь, крестился, но по сути не верил, всерьез всего не принимал.

После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением легких. Болел долго и серьезно, но как-то утром вдруг почувствовал себя совсем хорошо. Кашель исчез, температура упала до нормы. К его удивлению, врачи забеспокоились... принесли кислород. А потом – озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает:

«Все мое внимание сосредоточилось на самом себе... и как бы раздвоение... появился внутренний человек – главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит».

Он продолжает: «Удивительно было жить, видеть и не понимать ничего, такую чувствовать ко всему отчужденность. Вот доктор задает вопрос, а я слышу, понимаю, но не отвечаю – мне незачем говорить с ним.. И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю... я заметался. «Агония», – сказал доктор. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть болезненна, но болей не было. Но мне было тяжко, томно. Меня тянуло вниз... я чувствовал, что что-то должно отделиться... я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал покой.

Дальнейшее я помню ясно. Я стою в комнате, посредине ее. Справа от меня полукругом стоят врачи и сестры, вокруг кровати. Я удивился – что они там делают, ведь я не там, я здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев его двойника, я не испугался, а был только удивлен – как это возможно? Я хотел потрогать самого себя – моя рука прошла насквозь, как через пустоту.

Себя стоящего я тоже видел, но ощущать не мог рука проходила через туловище насквозь. И пола я не чувствовал... Дотянуться до других тоже не мог.

Я позвал доктора, но тот не реагировал. Я понял, что я совершенно одинок, и меня охватила паника».

Посмотрев на свое мертвое тело, он подумал, а не умер ли он. «Но это было трудно себе представить я был живее, чем прежде, я все чувствовал и сознавал. Кроме того, в жизнь души я не верил, и эта мысль не приходила».

Позже, вспоминая пережитое, Икскуль говорит: «Предположение, что, сбросив тело, душа сразу все знает и понимает, неверно. Я явился в этот новый мир таким, каким ушел из старого. Тело – не тюрьма души, а её законное жилище, и поэтому душа является в новый мир в той степени своего развития и зрелости, каких достигла в совместной жизни с телом».

Он видел, как старушка няня перекрестилась: «Ну, Царство ему небесное», и вдруг увидел двух ангелов. В одном он почему-то узнал ангела-хранителя, а другого он не знал. Ангелы взяли его за руки и пронесли через стены палаты на улицу.

Затем он описывает подъем, видение «безобразных существ» («Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы») и появление света... ярче солнечного. «Всюду свет и нет теней». Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. «Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: «Не готов», и началось стремительное движение вниз». Он вернулся к телу. Ангел-хранитель сказал: «Ты слышал Божие определение. Войди и готовься».

Оба ангела стали невидимы. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. «Она всегда со мной». Он потерял сознание и очнулся в палате на койке.

Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти («он отсутствовал») были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов.

Доктор Муди и другие ученые описали много подобных случаев. Все они говорят о том, что за порогом не начинается новое существование, а продолжается бывшее прежде. Перерыва в жизни не происходило, и личность начинала жизнь там такой, какой она была в момент перехода. Видимо, жизнь человека на земле – это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; вероятно, ждут и какая-то ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. И, по-видимому, очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.

Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека…

За последние 15 – 20 лет наше понимание смерти во многом изменилось. О том, что казалось неправдоподобным и невероятным, пишут не только духовные и светские писатели, но и ученые, в том числе и медики. Опубликовано много проверочных исследований.

Мы уже писали о докторе Муди и его наблюдениях. Его заслуга в том, что он объективно подошел к этой проблеме, собрал большой материал, систематизировал его и привлек к нему внимание серьезных научных кругов. Он не был первым, занявшимся этим вопросом. До него над проблемой смерти трудились доктор Е. Кюблет-Росс из Чикаго, еще раньше – Карл Густав Юнг, профессор Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), доктор Георг Ритчи и другие ученые. Позже много сделал доктор Михаил Сабом.

К 1980 году было известно более 25000 случаев возвращения к жизни недавно умерших. В настоящее время их много больше. Восприятия людей во время пребывания «на той стороне» записаны, систематизированы и многие из них проверены.

Сейчас ученые предлагают различать две стадии восприятий: аутоскопические – то, что душа видит, слышит и чувствует непосредственно после выхода из тела, когда она находится еще здесь, в нашем мире; и трансцендентальные – восприятия души, уже ушедшей в нездешний мир.

Выше мы привели три рассказа об аутоскопических восприятиях людей, прошедших через временную смерть. Один из них, случай Икскуля, описан более 70 лет назад, то есть еще до того, как началось систематическое научное изучение феномена продолжения жизни после смерти тела.

Приводимые ниже примеры взяты из разных источников, многие из них – из книг доктора М. Муди «Жизнь после жизни» и профессора М. Сабома «Воспоминания о смерти». Оба ученых передают рассказы своих пациентов. Они говорят их словами, сохраняя этим яркость и свежесть описанных переживаний.

Аутоскопические восприятия

Вот несколько сообщений о пережитом. Мой друг передал мне рассказ солдата, раненного во время артиллерийского обстрела. Сперва была короткая потеря сознания, а потом солдат увидел, как санитары укладывают на носилки израненное безжизненное тело. Он хотел помочь санитарам, что-то говорил им, но они не обращали на него внимания, а один из них прошел просто сквозь него. Он попытался взяться за ручки носилок, но не почувствовал их тяжести, его руки не ощущали контакта. Посмотрев на убитого или, может быть, раненного, солдат с удивлением узнал самого себя.

В сборнике «Надежда» (вып. 3, 1979) опубликован перевод с французского статьи Жан-Жака Грейфа «Жизнь после смерти». В числе описанных случаев есть такой рассказ: «Я ничего не понимал. Я видел свое собственное тело на кровати. Было грустно видеть его таким жалким... Я видел себя плоским, как на фотографии или в зеркале... Вдруг я увидел себя полностью в трех измерениях, на расстоянии двух метров. Мне понадобилось время, чтобы узнать себя».

Остановка дыхания у женщины. Реанимация. Она рассказала: «Я видела, как они старались оживить меня. Все это было очень странно. Я была выше их и будто смотрела на них сверху... Я пыталась говорить с ними, но никто не замечал меня. Доктора и сестры колотили мое тело, пытались делать вливание в кровь... Я, все время стараясь привлечь их внимание, говорила им: «Оставьте меня в покое, я хочу остаться одна...» Но они меня не слышали. Тогда я попыталась убрать их руки, чтобы они больше не били меня, но у меня ничего не выходило. Это было, я не знаю как... я видела, что я трогаю их руки, стараясь оттолкнуть их, но они все еще были там же. Я не понимала. Я не чувствовала давления их рук, может быть, мои руки проходили сквозь них или еще что?» (Муди. с. 43 – 44).

Есть много описаний того, как душа мужчины или женщины, выйдя из тела, пытается войти в контакт с врачами или сестрами, старающимися оживить безжизненное тело. Душа женщины, умершей во время остановки сердца, чувствовала себя совершенно реальной и удивлялась безуспешности попыток: «Почему они не видят, не отвечают? Может быть, это они нереальны? Как в зеркале?»

Иногда душа, парящая над своим телом, может вдруг мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытались вернуть его к жизни. «Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, а он (доктор) был, но как будто его и не было. Я схватил его, а его не было. Я вроде прошел просто насквозь через него... А потом я вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых. Я хотел помочь им, но вдруг оказался снова в операционной... Это будто вы материализируетесь там, а потом снова здесь, будто моргнули глазами...»

Другой пациент сказал, что он мог посмотреть близко или вдаль, как в телефотолинзу (Сабом. с. 54 -55).

Таких рассказов много. Испытавшие это говорят не о полете, а о моментальном перемещении – «чисто мыслительный процесс и очень приятный. Захотел – и я там».

Почти все пережившие состояние временной смерти говорят о каком-то темном закрытом пространстве, а потом о появлении яркого света.

«Я слышал, как доктора объявили меня мертвым, а я в это время как бы плыл в каком-то темном пространстве. Нет таких слов, чтобы это объяснить. Все вокруг было совсем черным, и только далеко, далеко я увидел этот свет. Он был очень ярким, но не очень большим сначала, а чем ближе, тем больше и больше. Я стремился к этому свету. Страшно не было, а было хорошо. Я – христианин, и я сразу подумал: «Этот свет – Христос, ведь Он сказал: «Я свет миру». Я сказал себе – если это смерть, я знаю, что меня ждет» (Муди. с. 63).

В других рассказах говорится не о темном пространстве, а о чем-то вроде черного туннеля, в котором движется, летит вышедшая из тела душа. В Священном Писании тоже есть термин «Долина смертной тени».

В конце туннеля – свет. Умерший стремится к нему, свет может напоминать собою заход солнца – яркий центр и зарево вокруг.

Видимо, туннель отделяет восприятия этого мира от потустороннего. Свет, это начало потустороннего, волшебной красоты и очарования. В рассказах тех, кто не дошел до встречи со светом, нет никаких описаний трансцендентального мира.

Трансцендентальные восприятия

Те люди, у которых состояние временной смерти продолжалось несколько дольше, рассказывают примерно то же самое, но кроме описанных у них бывают и совершенно другие восприятия.

«...Я знал, что я умираю, и ничего сделать было нельзя, так как меня никто не слышал... Я не был в моем теле, никаких сомнений быть не могло, потому что я видел мое тело там, на столе в операционной. Моя душа была вне тела. Из-за этого я чувствовал себя очень плохо, но потом пришел этот очень яркий свет. Сперва он был немного тусклым, а потом, как очень яркий луч. Я чувствовал от него тепло. Свет покрывал все, но не мешал мне видеть операционную, и докторов, и сестер, и все другое. Сперва я не понимал, что происходит, но потом Он как бы спросил меня, готов ли я умереть. Он говорил, как человек, но никого не было. Голосом говорил Свет.

Любовь, шедшая от Света, была невообразимой, неописуемой» (Муди. с. 63 – 64).

Многие из переживших состояние временной смерти говорят об этом свете. Им было ясно, что говорил не просто свет, а Кто-то в свете. Обычно они не слышали слов, но понимали их. Какого-либо языка – русского или другого – здесь не было. Они воспринимали и передавали мысли, и все было так ясно, что ни обмануть, ни утаить что-либо было невозможно. Свет всегда приносил любовь, понимание и покой.

О свете пишут также Озис и Харольдсон. Тем, кто пытался описать этот свет, было трудно найти слова. Свет был иным, чем тот, который мы знаем здесь. «Это был не свет, а отсутствие тьмы, полное и совершенное. Этот свет не создавал теней, было просто отсутствие темноты. Свет не был виден, но он был всюду, вы были в свете» (Сабом. с. 66)...

Адмирал Бофр рассказал, что, когда он тонул, он видел «...детство, проказы, время, потраченное зря, прежнее плавание с кораблекрушением; все это в панораме, причем каждый шаг мой являлся предо мною, сопровождаясь сознанием правильности или неправильности его, с точным пониманием его причины и следствия. Многие маленькие приключения моей жизни, на самом деле уже забытые, предстали пред моим духовным взором в полной ясности». От падения в воду до извлечения прошло две минуты. Значит, была сверхъестественная быстрота течения сознания.

В другом случае говорится об одной даме, упавшей в воду и чуть не утонувшей. С момента прекращения всяких движений ее тела и извлечения ее из воды прошло две минуты, в которые она, по ее словам, пережила еще раз всю свою прошлую жизнь, развернувшуюся перед ее духовным взором со всеми подробностями.

О таком просмотре пишут Ритчи, Муди, Сабом и многие другие. При состоянии близком к смерти, перед глазами человека проходили, как на экране, все главные события его жизни.

Вот выдержки из длинного рассказа пациентки доктора Муди, возвращенной к жизни на земле:

«Когда пришел Свет, Он спросил меня: «Что ты сделала в своей жизни? Что ты можешь показать Мне?» Или что-то в этом роде. И тогда начали появляться эти картины. Они были очень ясные, трехмерные и в красках. И они двигались. Перед моими глазами прошла вся моя жизнь... я еще маленькая девочка... а потом, как я вышла замуж... мелькнуло перед моими глазами и исчезло... дольше всего стояло перед глазами, когда я приняла Иисуса Христа... это было много лет тому назад».

Она продолжает: «В каждом эпизоде, а Свет выбирал их. Он показывал мне самое главное. Он не обвинял, а как бы наставлял меня, что нужно учиться любви и просто учиться, приобретать знания, потому что это непрерывный процесс, и я буду продолжать его после того, как Он во второй раз придет за мной. Свет сказал, что на этот раз я вернусь назад» (Муди. С. 65 – 68).

Вернувшиеся говорили, что этот показ похож на воспоминания, но есть и разница – во-первых, очень быстро, а во-вторых, не последовательно, а все одновременно, в один момент. Вся жизнь – за несколько секунд. Это очень живые картины; они сопровождаются эмоциями, и остается яркая память о них.

Многие рассказывали о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми – иногда в земных условиях, а иногда в обстановке нездешнего, «небесного» мира. Они всегда видели уже умерших и никогда – еще живущих людей.

Женщина, пережившая эпизод временной смерти, слышала доктора, сказавшего ее родным, что она умирает. Выйдя из тела и поднявшись вверх, она увидела под потолком умерших родных и подруг. Она узнала их, а они радовались, встречая ее.

Другая женщина видела своих родственников, которые приветствовали ее и пожимали ей руки. Они были одеты в белое, радовались и были счастливыми... «и вдруг повернулись ко мне спиной и стали уходить, а бабушка обернулась через плечо и сказала: «Мы увидим тебя позже, не на этот раз». Бабушке, когда она умерла, было 96 лет, а она выглядела... ну, на 40-45, здоровой и счастливой».

Во время сражения рота потеряла убитыми 42 солдата. Один из них, тяжело раненный, видел свое искалеченное тело и беседовал со своими убитыми товарищами. Он их не видел, но они был тут, с ним. Говорили без голосов, но все друг друга понимали. Печали, сочувствия не было ни у кого. Назад в тело они не хотели, были там счастливы. (Оба последних случая подробнее описаны профессором Сабомом в его книге на стр. 71 и 72).

Большинство, почти все из имевших трансцендентальные восприятия, говорили о встречах с близкими им, но уже почившими людьми.

Иногда недавно умершему дается возможность выбора – остаться в потустороннем мире или вернуться в земную жизнь. Голос Света может спросить: «Готов ли ты умереть?» Иногда умершим против их желания приказывают вернуться. Душа уже преисполнилась чувством радости, любви и мира, ей там хорошо, но ее время еще не пришло; она слышит голос, какие-то слова или приказ и возвращается в жизнь на земле. Эти возможности и предписания часто принимают символическую форму: ручья, тумана, другого берега и тому подобного. Таких рассказов много.

Женщина, выйдя из тела, видела протянутые к ней руки уже прежде нее умершего мужа, но дотянуться он не смог, и она снова оказалась в своем теле.

Солдат, тяжело раненный на поле боя, видел свое искалеченное тело и слышал Голос. Он думал, что с ним говорил Иисус Христос. Ему была дана возможность вернуться в земной мир, где он будет калекой, или остаться в мире загробном. Солдат решил вернуться на землю.

Вот отрывок из рассказа одной пациентки доктора Муди: «У меня был сердечный приступ, и я оказалась в черной пустоте. Я знала, что я покинула мое тело и умираю... Я просила Бога помочь мне, и я скоро выскользнула из тьмы и увидела впереди серый туман, а за ним людей. Их фигуры были такие, как на земле, и я видела что-то похожее на дома. Все это было залито золотым светом, очень нежным, не таким грубым, как на земле. Я испытывала неземную радость и хотела пройти через туман, но вышел мой дядя Карл, умерший много лет тому назад. Он преградил мне дорогу и сказал: «Иди назад. Твое дело на земле еще не закончено. Сейчас иди назад». Против своего желания она вернулась в тело. У нее был маленький сын, которому она была нужна (Муди. с. 75-76).

Есть много сообщений о том, что встретили «на той стороне» люди, заглянувшие за завесу.

Они описывают ручей, преградивший дорогу, поле, перегороженное изгородью или рядами колючей проволоки; по одной стороне – сухая трава, по другой – чудесное пастбище, лошади, деревья – «здесь» и «там». Описывают встречи с духовными фигурами, нездешнюю природу, дома, города света.

В основном все рассказывают об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что они ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, патриархов. Индусы видят индусские храмы; неверующие видят фигуры в белом, юношей, иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие». Психологи видели в свете облик своего отца или понимали его как «коллективное сознание» и так далее. Убежденные атеисты тоже видели свет и царство света и не хотели возвращаться назад, к жизни на земле.

Есть много описаний природы, похожей на нашу, земную, но чем-то и отличную от нее: холмистых лугов, яркой зелени такого цвета, какого на земле не бывает, поля, залитого чудесным золотым светом, разделенного забором, за который переходить нельзя. Есть описания цветов, деревьев, птиц, животных, пения, музыки.

Озис и Харольдсон собрали 75 случаев трансцендентальных восприятий с описаниями лугов и садов необычайной красоты, городов, музыки, встреч с другими существами.

Свыше ста случаев приводит Муди и столько же Сабом.

Есть очень много интересных сообщений о личных переживаниях.

Карл Густав Юнг, один из ведущих психиатров нашего времени, в книге «Воспоминания, сны и размышления» пишет о своих восприятиях вне тела во время сердечного приступа. Он был в пространстве и видел землю – пустыни, моря – с высоты 1000 миль…

Вот выдержки из рассказа женщины, больной раком и вышедшей из тела во время операции. Она видела себя и двух врачей и с великим ужасом смотрела на свое тело. Весь желудок и тонкие кишки были в раковых узлах. Она стояла и думала: «Почему нас двое? Я стою и я лежу». Вдруг она очутилась в воздухе. Она чувствовала, что летит, что кто-то ее держит и они поднимаются все выше и выше; стало так светло, что она не могла смотреть... Потом она видела толстые деревья с разного цвета листьями, небольшие ДОМИКИ. ЕЙ также показали ад – «змеи, гады, невыносимый смрад, бесы», а потом показали рай – там хорошо, но она услышала голос: «Спустите ее на землю», – и вернулась в тело. Она не хотела возвращаться.

Бетти Мальц описывает свои переживания в книге «Я видела вечность», вышедшей в 1977 году. Она пробыла в состоянии клинической смерти 28 минут. Случилось это в июле 1959 года во время второй операции по поводу аппендикулярного перитонита. Ей было тогда 27 лет.

Она пишет, что переход был ясным и спокойным. Сразу после смерти тела она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что, имея три операционные раны, она стоит и ходит свободно, без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами – трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка, как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее – мужская фигура в мантии. Бетти подумала: «Не ангел ли это?» Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее.

Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь.

Бетти Мальц нашла очень хорошие слова, описывая то, что она испытывала там. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. «Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть».

Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, «но башен не было». Музыка, хор; она слышала слово «Иисус». Стена из драгоценных камней. Ворота из слоя жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в свете, но поняла, что это – Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело.

Ее отец, убитый горем, все эти 28 минут стоял у ее кровати и был поражен, когда она «ожила» и отбросила простыню, которой было закрыто ее лицо.

Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей и люди – ее.

Не менее интересна книга доктора Георга Ритчи «Возвращение из завтра», вышедшая в 1978 году. Он описывает случившееся с ним самим в 1943 году.

Предисловие к его книге написано доктором Раймондом Муди. «Его книга, – пишет доктор Муди, один из наиболее фантастических и хорошо документированных отчетов о переживании смерти, известных мне».

Свою собственную книгу доктор Муди посвящает доктору Ритчи и «Тому Единственному, которого он называет».

Во вступлении к своей книге доктор Ритчи пишет: «Иисус – это не только сила, это невероятная, безусловная любовь». И дальше: «Яне имею понятия о том, какой будет следующая жизнь. Я смотрел, можно сказать, только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать».

В возрасте 20 лет, готовясь поступать в университет, Ритчи заболевает. После длительной и тяжелой болезни он слышит, как врачи объявляют его мертвым. Его душа выходит из тела, некоторое время странствует и наконец оказывается в маленькой комнате, где на больничной кровати лежит закрытое простыней тело. Он не сразу понял, что это его тело и что, значит, он умер. Он представлял себе смерть как какое-то небытие, а он был жив, видел и думал.

Свет в комнате усилился, он настолько ярок, что физические глаза его не вынесли бы. Ритчи начинает чувствовать «присутствие» и потом видит Иисуса Христа.

Христос любит его полной и безграничной любовью, и Ритчи испытывает покой, радость и такое удовлетворение, что он хочет остаться в таком состоянии навсегда.

Перед его взором проходят все годы его жизни, здесь было все – в данный момент и в течение времени; он видел знакомых людей, которые двигались и говорили. Время шло очень быстро – вся жизнь за несколько минут. Ритчи воспринял вопрос: «Как ты использовал свое время на земле?» Вся его жизнь была видна – Христос спрашивал не о фактах, а об их значении – что важного сделал Ритчи за свою жизнь. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям.

Потом – полет в сопровождении Христа и несколько видений загробной жизни на земле и в потустороннем мире. Улицы, дома, фабрики, люди и бестелесные существа.

Он видел самоубийц. Они страдают. Они прикованы к жертвам своего акта. Они причинили страдания другим, плачут, просят прощения у тех, перед кем они виноваты, но их не слышат. Ничего сделать нельзя.

Он видел и другие картины ада – привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы. «Где лежит твое сердце, там и ты сам».

Потом он видел небесный мир, где процветают наука, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти.

Он вернулся в тело против своего желания. Его рассказ встретили с недоверием, но пережитое изменило его жизнь и его самого.

У святых, поднятых в духе на небо (апостолы Иоанн, Петр и другие), тоже есть описания небесного мира и его природы. Они видели луга, цветы, реку; видели птиц и слышали их пение.

Почти все рассказы людей, переживших клиническую смерть, имеют светлый характер. Смерть не страшна, нам ничто не угрожает; смерть рисуется как приятное переживание. Так, однако, бывает не всегда. В сообщениях доктора Ритчи, Бетти Мальц и других фигурирует и ад. Переживания вне тела у самоубийц, возвращенных к жизни на земле, тоже носили далеко не радостный характер. Мужчина, покончивший с собой после смерти любимой жены, попадает в такие ужасные условия, что не находит слов для их описания…

Оставить отзыв)

— Ученые на пороге доказательства загробной жизни
— Что будет после смерти человека. Физика процессов
— Три дня на том свете

Неожиданный эксперимент проводился в сентябре 2013г. в английском госпитале в Саутхэмптоне. Врачи фиксировали свидетельства больных, переживших клиническую смерть. Руководитель исследовательской группы врач-кардиолог Сэм Парниа поделился результатами:

“С первых дней моей медицинской карьеры я интересовался проблемой «бестелесных ощущений». К тому же некоторые мои пациенты пережили клиническую смерть. Постепенно у меня набиралось все больше рассказов тех, кто уверял, будто в состоянии комы летал над собственным телом.

Однако научных подтверждений подобной информации не было. И я решил найти возможность проверить ее в условиях госпиталя.

Впервые в истории медицинское учреждение было специально переоборудовано. В частности, в палатах и операционных под потолком мы развесили толстые доски с цветными рисунками. А главное, стали тщательнейшим образом, вплоть до секунд, фиксировать все, что происходит с каждым пациентом.

С того момента, как останавливалось его сердце, прекращались пульс и дыхание. А в тех случаях, когда сердце затем удавалось запустить и пациент начинал приходить в себя, мы сразу записывали все, что он делал и говорил.

Все поведение и все слова, жесты каждого больного. Теперь наши знания о «бестелесных ощущениях» значительно более систематизированные и полные, чем прежде”.

Почти треть больных ясно и четко вспоминают себя в состоянии комы. В то же время ни один не видел рисунков на досках!

Сэм и его коллеги пришли к следующим заключениям:

“С научной точки зрения успех немалый. Установлены общие ощущения у людей, которые как бы перешагнули порог «того света».

Они неожиданно начинают все понимать. Полностью освобождаются от боли. Чувствуют удовольствие, комфорт, даже блаженство. Видят своих умерших родственников и друзей. Их обволакивает мягкий и очень приятный свет. Вокруг атмосфера необыкновенной доброты”.

На вопрос, считают ли участники эксперимента, что побывали в “ином мире”, Сэм ответил:

“Да, и хотя этот мир был для них несколько мистическим, он все же был. Как правило, пациенты достигали в туннеле ворот или какого-то другого места, откуда уже нет хода назад и где нужно решать, возвращаться ли…

И знаете, практически у каждого теперь совершенно иное восприятие жизни. Оно изменилось из-за того, что человек прошел момент блаженного духовного существования. Почти все мои подопечные признавались, что больше не боятся смерти, хотя и не хотят умирать.

Переход в мир иной оказался необыкновенным и приятным опытом. Многие после больницы стали работать в благотворительных организациях”.

На данный момент эксперимент продолжается. Еще 25 британских госпиталей подключаются к исследованию.

— Что будет после смерти человека. Физика процессов

По медицинским показателям за факт физической смерти принимается момент остановки сердца и дыхания человека. С этого момента можно считать, что человек мертв, точнее мертво его физическое тело. Но что происходит с центром сознания человека и его полевой (энергетической) оболочкой, которая покрывает физическое тело в процессе всей сознательной жизни? Есть ли жизнь после смерти у этих энерго-информационных объектов?

Происходит буквально следующие: в момент смерти центр сознания вместе с энергетической оболочкой отделяются от умершего тела (физического носителя) и формируют астральную сущность. То есть после физической смерти Человек просто переходит на более тонкий план существования материи — астральный план.

Способность к мышлению на этом плане также сохраняется, и центр сознания продолжает функционировать. Некоторое время могут даже сохраняться фантомные ощущения от тела (ноги, руки, пальцы)… Также появляются дополнительные возможности для перемещения в пространстве на уровне мыслительных стимулов, приводящих к движению в выбранном направлении.

Детализируя ответ на вопрос, что происходит после смерти, стоит уточнить, что умерший человек, перейдя в новую форму тонко-материального существования — описанный выше объект астрального плана — может существовать на этом уровне до 9 дней после смерти физического тела.

Как правило, этот объект в течение этих 9 дней находится недалеко от места своей смерти или привычной территории проживания (квартира, дом). Именно поэтому рекомендуется закрывать плотной тканью все зеркала в доме после ухода человека из жизни, чтобы отошедший на астральный план центр сознания не мог увидеть своего нового, еще не привычного облика. Форма данного объекта (Человека) астрального плана – преимущественно сферическая. В состав объекта входит центр сознания, как отдельная разумная структура, плюс — окружающая его энерго-оболочка, так называемый энерго-кокон.

Если при жизни человек был очень сильно привязан к материальным вещам и своему месту обитания, то для облегчения «отхода» умершего на более тонкие планы существования материи, рекомендуется сжигать вещи покойного: таким образом ему можно помочь отвязаться от плотно-материальной действительности и передать дополнительную энергию – подъемную силу от плазмы пламени.

— Три дня на том свете

В ХХ веке «рекордсменом» по длительности пребывания за чертой смерти была жительница Барнаула Клавдия Устюжанина, умершая 19 февраля 1964 года во время операции. Ее тело везли в мертвецкую, а она шла следом и все изумлялась: «Почему это нас двое?» Она видела, как привели ее маленького сына, как он плакал. Пыталась обнять и утешить мальчика, но он ее не видел и не чувствовал.

Потом Устюжанина увидела свой дом. Ссорились и ругались из-за наследства ее родственники, а чуть поодаль стояли радующиеся каждому бранному слову бесы, делавшие записи в какой-то книге. Вереницей пронеслись все места, связанные с ее жизнью, а затем душа куда-то понеслась и немного погодя, оказалась посреди лавровой аллеи, близ огромных блестящих ворот. Оттуда вышла ослепительно красивая женщина в монашеском одеянии – Царица Небесная, сопровождаемая плачущим Ангелом-хранителем Клавдии. Раздался голос Всевышнего: «Верни ее на Землю, она пришла не в срок. Добродетель ее отца и его непрестанные молитвы умилостивили Меня».

Рано умершие родители Устюжаниной были добрыми верующими людьми, но она, выросшая в годы ярого богоборчества, стала атеисткой и успела наломать немало дров. Перед возвращением на этот свет Клавдии показали, что ждет всех тех, кто живет на земле как придется, делается рабом греха и порока и не раскаивается в этом.

Вам может быть интересна статья « «.

Она оказалась в аду. Там стояли черные, обгоревшие, смердящие люди, их было несметное количество. Изрыгающие пламя бесы избивали, мучили несчастных… Одного из адских узников на ее глазах выпустили из царства мрака со словами: «Прощен!» Его отмолили родные. Для наглядности было дано испытать страдания и самой Клавдии. На нее наползали жуткие огненные змеи, они проникали в тело, вызывая жуткую боль…

Напоследок Бог сказал Клавдии: «Спасайте ваши души, молитесь, ибо немного века осталось. Скоро, скоро приду судить мир! Не та молитва дорога, которую вы читаете и которая выучена, но та, которая от чистого сердца. Скажите: «Господи, помоги мне!» И Я помогу. Я всех вас вижу».

Она воскресла в морге спустя три дня с момента смерти. Сделали новую операцию, и выяснилось, что у Клавдии полностью исчезла раковая опухоль с метастазами! Она прожила еще 14 лет. Кстати, сына Клавдии родственники уже успели отдать в детдом, пришлось его возвращать (ныне Андрей Устюжанин – протоиерей Свято-Успенского монастыря города Александрова). Бывшая коммунистка сдала партбилет и оставшуюся жизнь посвятила проповедям. Она рассказывала людям о том, что с ней произошло. Ей угрожали, неоднократно пытались посадить в тюрьму, но гонения ее не сломили. Многим она помогла обрести православную веру.

В том, что рассказы Устюжаниной – никакие не выдумки, убедились многие уважаемые люди. Например, общавшийся с Клавдией руководитель Душепопечительского Православного Центра святого Иоанна Кронштадтского на Крутицком Подворье в Москве, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов так отзывается о ней: «Это была простая рассудительная женщина, без каких-либо признаков истеричного фанатизма. Клавдия показала мне свидетельство о своей смерти и историю болезни с записью, что она была оперирована по поводу рака тонкого кишечника, во время операции перенесла клиническую смерть… Помню, я очень внимательно рассматривал эти справки…»

Протоиерей Валентин Бирюков в своей книге «На земле мы только учимся жить» рассказывает, что в 1948 году он пережил удивительное видение – ему явился таинственный незнакомец, поведавший о его прежней жизни и о том, что будет в будущем. Все предсказания сбылись. В числе прочего, он предсказал ему и предстоящую встречу с Клавдией, которая оживет после смерти. И действительно, спустя 16 лет, в 1964 году, отцу Валентину удалось в числе первых пообщаться с воскресшей Устюжаниной.

Статистик по профессии, она была атеистом с научным складом ума и считала, что впереди нас могут ждать лишь «тьма и пустота, которые продлятся вечно». По ночам эти образы мучили ее, вызывая приступы острой тревоги. Друзья пытались ее успокоить, говоря, что две трети населения планеты не разделяют ее нигилизма, веря, что душа продолжает свой путь, воплощаясь в последующих жизнях. В ответ Карина возражала, что те же две трети верят, что вправе бить своих жен…

Я смог сказать ей в утешение лишь одно: только очень самонадеянный человек станет утверждать, будто знает, что ждет нас после смерти. Впрочем, у каждого врача бывали в жизни удивительные встречи с людьми, пережившими клиническую смерть (их электроэнцефалограмма оставалась абсолютно ровной в течение нескольких минут) и вернувшимися к жизни… И хотя я не интересовался этим вопросом специально, несколько пациентов рассказали мне о подобном опыте.

Каждый из них осознавал, что умер, оказался по ту сторону бытия. Они видели сияние, которое принимало их, излучая огромную любовь и доброту. Нередко они встречали давно умерших людей. Те обращались с ними очень нежно, говоря им, что их время еще не пришло и что надо вернуться.

Многие возвращались с сожалением и отчетливо помнили боль в момент воссоединения со своим измученным телом. Этот опыт полностью менял переживших его: они начинали лучше выражать эмоции словами, становились более открытыми, учились радоваться тому, что вокруг них - жизнь. И, главное, уже не боялись того, что может ждать их после смерти.

Раз мы не знаем наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить: в пугающую тьму или обнадеживающий покой

Детали этих признаний можно найти во всех культурах, на протяжении всей истории человечества. Яркое сияние, чувство неописуемого восторга и легкости, ощущение тела, плывущего по туннелю, - все эти признаки встречаются в подобных рассказах так часто, что можно заподозрить галлюцинации, спровоцированные нехваткой кислорода.

Но как тогда объяснить, что пациенты, по их словам, парившие над головами реанимировавших их тело медиков, подробно описывали происходившее в палате и даже повторяли сказанные там слова?

Можно ли сравнивать обычные галлюцинации, вызванные временной асфиксией мозга, с опытом, который полностью преображает тех, кто его пережил? В рамках одного поразительного исследования голландские ученые опросили 344 человек, вернувшихся к жизни после остановки сердца.

12% опрошенных пережили состояние, строго отвечающее критериям клинической смерти. Четверть из них рассказала, что парила над собственным телом. Один мужчина, по всем объективным критериям находившийся без сознания, даже смог подсказать озадаченной медсестре, куда она положила его вставную челюсть, вынув ее перед интубацией.

Людей с научным складом ума - таких, как мы с Кариной, - подобные наблюдения ставят перед серьезной дилеммой.

С одной стороны, мы привыкли объяснять любые явления на основании научных принципов и знаний. Но научный подход слабо совместим с вероятностью сознательной жизни после смерти…

С другой стороны, научный склад ума обязывает нас не отбрасывать достоверные наблюдения только потому, что они не находят объяснения в рамках наших теорий. А между тем случаи клинической смерти встречаются часто, и их описания вполне достоверны.

После нашего разговора Карина осталась в замешательстве. Но потом, спустя несколько месяцев, принесла мне кассету с документальным фильмом, снятым американским психиатром Реймондом Моуди, пионером в области изучения клинической смерти в США. В этом фильме восемь «вернувшихся» рассказывают, как то, что они пережили, навеки избавило их от страха смерти. По лицу Карины я видел, что и у нее на душе стало спокойнее. Тогда я не стал продолжать с ней разговор на эту тему.

В конце концов, раз мы не можем знать наверняка, каждый имеет право сам выбирать, во что ему верить, - будь то пугающие нас тьма и пустота или обнадеживающие свет и покой.

Согласно христианским верованиям, после кончины человек продолжает жить, но в другом качестве. Его дух, покинув физическую оболочку, начинает свой путь к Богу. Что такое мытарство, куда попадает душа после смерти, должна ли она улетать и что происходит с ней после отделения от тела? После смерти дух усопшего проходит проверку испытаниями. В христианской культуре они носят название «мытарство». Всего их двадцать, каждое сложнее предыдущего, зависит от грехов, совершавшихся человеком при жизни. После этого дух умершего попадает на Небеса или низвергается в Преисподнюю.

Есть ли жизнь после смерти

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку? Так уж сложилось, что человек всегда будет размышлять на эти животрепещущие темы, чтобы познать истину – обращаться к христианской религии или другим учениям.

Что происходит с человеком, когда он умирает

Пройдя свой жизненный путь, человек умирает. С физиологической стороны – это процесс остановки всех систем и процессов организма: активности мозга, дыхания, пищеварения. Происходит разложение белков и остальных субстратов жизни. Приближение к смерти также влияет на эмоциональное состояние человека. Наблюдается изменение эмоционального фона: утрата интереса ко всему, замкнутость, отгораживание от контактов с внешним миром, разговоры о скорой кончине, галлюцинации (смешивается прошлое и настоящее).

Что происходит с душой после смерти

Вопрос, куда девается душа после смерти, трактуется всегда по-разному. Однако священнослужители едины в одном: после полной остановки сердца человек продолжает жить в новом статусе. Христиане считают, что дух усопших, живших праведной жизнью, ангелы переносят в Рай, грешнику суждено попасть в Ад. Покойнику нужны молитвы, которые избавят его от вечных мучений, помогут духу пройти испытания и попасть в Рай. Мольбы близких, а не слезы, способны творить чудеса.

Христианское вероучение говорит о том, что человек будет жить вечно. Куда девается душа после смерти человека? Его дух отправляется к царству небесному на встречу с Отцом. Путь этот очень сложный и зависит от того, как проживал человек свою мирскую жизнь. Очень многие священнослужители воспринимают уход не как трагедию, а как долгожданную встречу с Богом.

Третий день после смерти

Первые два дня духи умерших летают по земле. Это период, когда они находятся рядом со своим телом, с домом, скитаются по дорогим им местам, прощаются с родными, заканчивают со своим земным существованием. Рядом находятся в это время не только ангелы, но и бесы. Они стараются переманить ее на свою сторону. На третий день начинаются мытарства души после смерти. Это время, когда предстоит поклониться Господу. Родные и близкие должны молиться. Молитвы совершаются в честь воскресения Иисуса Христа.

На 9 день

Куда попадает человек после смерти на 9-й день? После 3-го дня Ангел сопровождает дух к вратам Рая, чтобы он мог видеть всю красоту райской обители. Там бессмертные души находятся шесть дней. Они временно забывают печаль выхода из своего тела. Наслаждаясь видом красот, душа, если имеет грехи, должна раскаяться. Если этого не произойдет, то она будет пребывать в аду. На 9-й день Ангелы опять представляют душу Господу.

В это время церковью и близкими совершается молебен за усопшего с просьбой о помиловании. Поминовения проходят в честь 9 ангельских чинов, являющихся защитниками во время Страшного суда и слугами Всевышнего. Для умершего «ноша» уже не такая тяжелая, но очень важная, ведь Господь по ней определяет дальнейший путь духа. Родные вспоминают об умершем только хорошее, ведут себя очень спокойно и тихо.

Существуют определенные традиции, помогающие духу усопших. Они символизируют вечную жизнь. В это время родные:

  1. Совершают в церкви молебен за упокоение духа.
  2. Дома варят кутью из семян пшеницы. Ее смешивают со сладким: медом или сахаром. Семена – это реинкарнация. Мед или сахар – это сладкая жизнь в другом мире, помогающая избежать тяжелой загробной участи.

На 40 день

Число «40» очень часто можно встретить на страницах Священных Писаний. Иисус Христос на сороковой день вознесся к Отцу. Для Православной церкви это стало основанием, чтобы устраивать поминовения умершего на сороковой день после кончины. Католическая церковь делает это на тридцатые сутки. Однако смысл всех мероприятий один: душа умершего взошла на святую гору Синай, достигла блаженства.

После того, как на 9-й день Ангелы повторно представили дух перед Господом, он попадает в Ад, где видит души грешников. В Преисподней дух пребывает до 40-го дня, и третий раз предстает перед Богом. Это период, когда определяется участь человека по его земным делам. В посмертной судьбе важно, чтобы душа раскаялась во всем содеянном и приготовилась к будущей правильной жизни. Поминовения заглаживают грехи умершего. Для последующего воскресения мертвых важно, как дух пройдет по чистилищу.

Полгода

Куда попадает душа после смерти спустя полгода? Всевышний принял решение о дальнейшей судьбе духа умершего человека, изменить что-то уже невозможно. Нельзя рыдать и плакать. Это только навредит душе, доставит сильные мучения. Однако родственники могут помочь и облегчить участь мольбой, поминовениями. Необходимо молиться, успокаивая душу, указывая ей верный путь. Спустя полгода дух предпоследний раз приходит к родным.

Годовщина

Важно помнить о годовщине смерти. Молитвы, совершаемые до этого времени, помогали определиться, куда попадет душа после смерти. Спустя год после смерти родные и близкие совершают молебен в храме. Можно просто сердечно вспомнить умершего, если нет возможности посетить церковь. В этот день души последний раз приходят к родным попрощаться, потом их ждет новое тело. Верующему человеку, праведнику годовщина дает старт для новой, вечной жизни. Годовой круг – это литургический цикл, после которого разрешены все праздники.

Куда уходит душа после смерти

Есть несколько версий, где живут люди после смерти. Астрологи считают, что бессмертная душа попадает в космос, где обосновывается на других планетах. По другой версии, она парит в верхних слоях атмосферы. Эмоции, которые дух испытывает, влияют на то, попадет он на высший уровень (Рай) или низший (Ад). В буддийской религии сказано, что обретя вечный покой, дух человека переселяется в другое тело.

Медиумы и экстрасенсы утверждают, что душа связана с потусторонним миром. Нередко бывает, что после кончины она остается рядом с близкими людьми. Духи, которые не закончили свои дела, появляются в виде призраков, астральных тел, фантомов. Некоторые охраняют родных, другие желают наказать своих обидчиков. Они контактируют с живыми при помощи стуков, звуков, передвижения вещей, кратковременного явления самих себя в видимом обличии.

В ведах, священных писаниях Земли, говорится, что, покинув тело, души проходят по тоннелям. Многие люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, описывают их как каналы на собственном теле. Всего их 9: уши, глаза, рот, ноздри (отдельно левая и правая), анус, гениталии, темечко, пупок. Считалось, если дух вышел из левой ноздри, то попадает на луну, из правой – на солнце, через пупок – к другим планетам, через рот – на землю, через гениталии – в низшие слои бытия.

Души умерших людей

Как только души умерших людей покидают физические оболочки, они не сразу понимают, что находятся в тонком теле. Вначале дух покойника парит в воздухе, и только увидев свое тело, понимает, что отделился от него. Качества умершего человека при жизни определяют его эмоции после смерти. Мысли и чувства, особенности характера не меняются, но становятся открытыми для Всевышнего.

Душа ребенка

Считается, что умерший до 14 лет ребенок сразу попадает на Первое Небо. Дитя еще не достигло возраста желаний, не несет ответственности за поступки. Ребенок помнит о своих прошлых воплощениях. Первое Небо – это место ожидания перерождения души. Умершего ребенка ждет ушедший на тот свет родственник или человек, который при жизни очень любил детей. Он встречает дитя сразу после смертного часа и провожает к месту ожидания.

На Первом Небе у ребенка есть все, что он пожелает, его жизнь напоминает прекрасную игру, он учится добру, получает наглядные уроки, как влияют злые поступки на человека. Все эмоции и знания остаются в памяти малыша даже после перерождения. Считается, что люди, живущие благородно в обычной жизни, обязаны этим полученным урокам и опыту на Первом Небе.

Душа самоубиенного

Любое учение и верование утверждает, что человек не имеет права лишать сам себя жизни. Действия любого самоубийцы продиктованы Сатаной. Душа самоубиенного после кончины стремится к Раю, врата которого для нее закрыты. Дух вынужден возвратиться, но отыскать свое тело он не может. Мытарства длятся до наступления срока естественной кончины. Тогда Господь принимает решение по его душе. Раньше люди, покончившие собой, не хоронились на кладбище, предметы самоубийства уничтожались.

Души животных

Библия говорит о том, что все обладает душой, но «взяты из праха, в прах и обратятся». Духовники порой соглашаются с тем, что некоторые питомцы способны преобразиться, однако точно сказать, куда попадает душа животного после смерти, нельзя. Ее дает и забирает сам Господь, душа животного не вечная. Однако иудеи полагают, что она приравнивается к человеческой, поэтому существуют разные запреты на употребление мяса.

Видео