Какая Конституция действует в настоящее время в РФ? Кому и зачем нужно ее знать.

Являясь юридическим документом, обладает особыми юридическими свойствами , т.е. признаками основного закона государства, отличающими ее от иных нормативных правовых актов. Рассмотрим их на примере .

Высшая юридическая сила конституции. Это свойство подчеркивается в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Нормы Конституции — основополагающий , однако Конституция реализуется и через другие акты — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Все эти нормативные акты не должны противоречить Конституции, их должны выполнять как граждане, так и органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица и др. Если эти акты не выполняются, то как бы не выполняется Конституция РФ.

Верховенство, или учредительный характер, Конституции проявляется в том, что никто и нигде, кроме Конституции, не может установить основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан. Никакой государственный орган не может изменить порядок своего формирования, деятельности, взаимодействия с другими органами, которые установлены в Конституции РФ.

Конституция ядро правовой системы, основной закон страны . Она является базой текущего законодательства России. Законы конкретизируют положения Конституции, детализируют конституционные нормы. Например, ст. 37 Конституции РФ закрепляет права в сфере труда, но подробно они детализируются в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Иногда Конституция прямо указывает виды законов, требуемых для регулирования определенных вопросов (ст. 6 — о гражданстве, ст. 59 — об альтернативной гражданской службе, ст. 81 — о выборах Президента Российской Федерации и др.).

Конституция может не давать наименования, но указывает вид нормативного правового акта, которым регулируется данная область. Например, согласно ст. 118, судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

Конституция не указывает конкретный вид закона, а отсылает к текущему законодательству. Например,ч.4ст. 35 Конституции РФ закрепляет право наследования, т.е. должен быть принят определенный акт (Гражданский кодекс РФ).

Из формулировки ряда статей Конституции РФ очевидна необходимость последующего нормативного регулирования для обеспечения применения конституционной нормы. Например, ст. 46 Конституции РФ «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» требует принятия специального закона для действия данной нормы.

Конституция — акт прямого действия. Нормы Конституции не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, в опосредованных актах. Например, не требуют дополнения нормы, регулирующие статус Президента Российской Федерации, здесь нормы Конституции действуют напрямую (нет закона о Президенте РФ). Некоторые конституционные нормы требуют дополнительного разъяснения и соответственно принятия дополнительного акта. Например, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ закрепляет в определенных случаях замену военной службы альтернативной гражданской службой. Однако Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (об АГС) № 113-ФЗ был принят только в 2002 г., вследствие чего прямое действие данной конституционной нормы стало возможным только после принятия этого закона.

Особая правовая охрана Конституции РФ. Под охраной Конституции РФ понимаются меры по устранению препятствий в ее реализации и предотвращению конституционных нарушений. Гарантом выполнения Конституции выступает Президент Российской Федерации. Охрана Конституции РФ находится в сфере непосредственного ведения специально созданного органа — Конституционного Суда Российской Федерации.

Стабильность Конституции. Конституция должна быть составлена так, чтобы она охватывала длительный период времени, отвечала не только особенностям сегодняшнего дня, но и учитывала будущее. Например, в Конституцию США за более чем 200 лет ее существования было внесено всего 26 поправок из более 10 тыс. предложенных.

Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это юридическое свойство Конституции РФ будет в статье "Изменение Конституции".

Конституция РФ — это основной закон общества и государства, в котором закреплены основы конституционного строя, организация государства, правовое положение личности.

Государственной основой конституционного строя является Российское государство. Это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его официальные наименования — Российская Федерация и Россия — равнозначны.

Власть в Российской Федерации строится на основе первичности и единства власти народа в сочетании с принципом разделения властей и разграничением компетенции между органами государственной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, что народу принадлежит вся полнота государственной власти, народ осуществляет власть сам непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Признание высшей ценностью прав и свобод человека — одна из незыблемых основ конституционного строя РФ. Россия учитывает международные правовые нормы, закрепляющие права человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., закрепляет признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав и является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В силу этого Конституция РФ в ст. 2 обязывает государство соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Идеологическое многообразие и политический плюрализм Конституция РФ закрепляет в качестве основ конституционного строя. Ни одна идеология не может признаваться государственной, господствующей. Утверждая политический плюрализм, конституция закрепляет свободу и равенство перед законом политических партий и других общественных объединений.

Единство общечеловеческих и национальных ценностей является одной из основ конституционного строя РФ. Общемировая человеческая культура богата и ценна тем, что обогащает друг друга, независимо от того, кем, когда, в какой стране она создавалась.

Гражданское общество выступает одним из важнейших элементов конституционного строя России и представляет собой совокупность не обывателей, а граждан данной страны, политически активных, самодеятельных, самостоятельных. Гарантии такой самостоятельности, независимости общества от государства должны быть закреплены в конституции и заключаются не в отвлеченной самостоятельности общества, а в его взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество — то, в котором граждане могут свободно выражать свое мнение, создавать различные общественные объединения, политические партии.

Свобода хозяйствования и возможность существования разных форм собственности — характеристика конституционного строя России. Конституция РФ закрепляет такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные, не запрещенные законом формы собственности, гарантируя их равную защиту государством. Развитию рыночных отношений способствует свобода конкуренции и ценообразования в условиях организационно-правового регулирования со стороны государства. Экономические отношения так или иначе отражаются в нормах права, превращаясь в правовые отношения, но не утрачивая своей экономической сути.

Национальное равноправие и свобода народов в выборе форм своего национального самоопределения является неотъемлемой чертой конституционного строя Российской Федерации. В связи с этим Конституция РФ закрепляет федеративное устройство России, которое состоит из трех видов субъектов — республика (государство), национально-территориальные образования — автономные округа и автономная область, территориальные образования — край, область, города федерального значения. Согласно Конституции РФ, субъекты являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Форму правления и систему органов власти Российской Федерации также закрепляет Конституция. Россия — государство с республиканской формой правления. Конституция РФ определяет такие признаки республиканской формы правления, как выборность гражданами органов государственной власти и местного самоуправления. Республиканская форма правления основывается на том, что властные функции народ вправе осуществлять непосредственно. Сами органы избираются народом на выборах.

В соответствии с Конституцией РФ главой государства является Президент РФ, который избирается народом путем прямых и всеобщих выборов. Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этим Конституция подчеркивает роль Президента как института, цементирующего всю государственную систему. Каждый государственный орган обязан выполнять функции, которые тоже направлены на обеспечение действия Конституции РФ, на защиту прав и свобод личности.

Принцип системы местного самоуправления , впервые введенный Конституцией РФ, является составной частью конституционного строя России. Он признается и гарантируется и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В гл. 8 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Второй раздел Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяет приоритет Конституции перед иными актами. 12 декабря 1993 г., когда были официально опубликованы результаты всенародного голосования, объявлено Днем принятия Конституции Российской Федерации.

Юридическая природа Конституции просматривается в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания.

Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания, являющегося сложным многоплановым правовым феноменом. И только все вместе взятые эти черты и свойства дают полное всеобъемлющее представление о Конституции.

Определение 1

Итак, юридические свойства Конституции - это качественные характеристики, отличающие ее от других законодательных актов (рис. 1). Эти характеристики следующие:

    Конституция является основным законом государства;

    она имеет юридическое верховенство;

    является базой текущего законодательства;

    имеет прямое действие;

    охраняется правом;

    имеет особый порядок изменения.

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Все основные черты Конституции и ее юридические свойства являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, они не существуют изолированно друг от друга, а оказывают влияние друг на друга и проявляются в системе. Они являются органическим единством, целостной системой, выражающей содержание Конституции.

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, является писаной и изменяется в жестком порядке.

Конституция РФ имеет прямое действие. Она действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы перестают ей соответствовать. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав.

Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.

Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроляКонституционный суд РФ . Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров.

    комплексное, но в то же время сжатое закрепление основ устройства государства и негосударственных институтов;

    приоритет в регулировании прав и свобод граждан по сравнению с их обязанностями;

    учрежденные федерализм, республиканская форма правления и демократический правовой режим.

Замечание 1

Структура Конституции состоит из преамбулы и двух разделов, В первый раздел включено девять глав и 137 статей. Во второй раздел входит 9 пунктов и он называется «Заключительные и переходные положения» .

Юридическая сущность Конституции

Каждой Конституции помимо социально-политической присуща еще и юридическая сущность. Юридическая сущность Конституции - это:

    обладание высшей юридической силой;

    роль ее в качестве основы текущего законодательства;

    принципы действия;

    повышенная стабильность.

Замечание 2

Помимо юридической и социально-политической сущности, Конституция характеризуется наличием своей конкретной цели, которая заключается в защите и укреплении существующего общественного и государственного строя.

Из всего сказанного вытекают три основные функции Конституции:

    юридическая;

    политическая;

    идеологическая.

Конституция РФ является основой правопорядка в стране.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Рассмотрим особые юридические черты Конституции, позволяющие выделить ее среди других нормативно-правовых актов. К этим чертам относятся:

  • - Особый субъект, который принял Конституцию - народ. Конституция принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало более половины (54,8%) зарегистрированных избирателей -58187775 человек, большинство из которых - 32937630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.
  • - Учредительный, первичный характер конституционных установлений.

Источником власти в демократическом государстве является народ, и поэтому именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В ее содержание вкладывается право принимать Конституцию и тем самым учреждать те основы устройства общества и государства.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Из этого, однако, не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в Конституцию могут быть включены любые нормы. На процесс выработки Конституции воздействует широкая система факторов- экономических, политических, внешнеполитических, социальных, исторических и т.д.

Особый предмет конституционного регулирования.

Регулируемые Конституцией отношения затрагивают все основные сегменты жизнедеятельности общества и государства, поэтому сферу конституционного регулирования отличает особый, не присущий никакому другому правовому акту всеохватывающий характер.

Рассмотрим основные юридические свойства Конституции, то есть признаки, позволяющие отличить ее от других правовых актов.

1. Принцип верховенства Конституции РФ

Рассмотрим пункт 2 статьи 4 Конституции. В нем отражается утверждение конституционного строя, стремление к созданию правового государства, к подчинению государства праву. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции означает, что ей должны соответствовать конституции республик в составе России.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе юридических актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»- закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется как по отношению к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу, так и по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится:

«Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

2. Конституция РФ согласно пункту 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Если такие противоречия имеются, то они должны быть устранены. В противном случае такие правовые акты должны быть признаны недействующими.

Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно без принятия дополнительных актов.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

  • а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
  • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  • 3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства: устанавливают, какие основные акты принимают различные органы, их наименование, юридическую силу, а также порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ непосредственно названы федеральные конституционные и многие федеральные законы, которые должны быть приняты.

Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

Нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности, в этом и заключается ее учредительный характер. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

  • 4. Особая охрана Конституции РФ. В этом задействована вся система органов власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Особое место в охране Конституции принадлежит Президенту, который является гарантом соблюдения Конституции, и Конституционному Суду, который разрешает вопросы о соответствии Конституции правовых актов. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают свою силу.
  • 5. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Гражданские права защищены в нашей стране главным законом, а именно Конституцией РФ. Если при судопроизводстве или иных правовых спорах интересы гражданина грубо попираются, то он имеет возможность составить и направить конституционную жалобу. Сделать это следует с соблюдением существующих установок, правила довольно строги и требуют обязательного исполнения, иначе жалоба не будет принята к рассмотрению.

Защиту конституционных прав гражданина оптимально осуществлять под руководством профильного юриста. Профессиональный подход к вопросу позволяет составить грамотный и аргументированный документ, который примут к рассмотрению с первого раза, без возврата на доработку.

Права, нарушенные различными органами в отношении гражданина, всегда можно отстоять и наказать виновных, если правильно подойти к делу. Важно то, что у конституционного юриста присутствует опыт подобных дел, что всегда благотворно влияет на исход дела. Достаточно осветить проблему на консультации и юрист объяснит правовой статус проблемы и пути ее разрешения.

Жалоба на бездействие полиции

Это наиболее часто встречающаяся причина обращения к защитнику. Человек обращается в полицию с заявлением по своим проблемам, но в ответ получает бездействие или открытое пренебрежение к его проблемам. Если заявление на совершенное или готовящееся преступление остается без внимания, несмотря на приведенные факты и доказательства, тогда придется жаловаться на сотрудников полиции.

Доказать преступную халатность и пренебрежение к служебным обязанностям можно, используя практический опыт специалиста. Юрист по конституционному праву подскажет: на чье имя писать жалобу или претензию, как правильно аргументировать свое заявление.

Обычно подобное официальное заявление на бездействие полиции направляется в надзорные органы, а именно в прокуратуру или в контролирующее подразделение МВД.

Претензии к товару в торговле

Нередки случаи, когда качество приобретенных товаров и продуктов оставляет желать лучшего. Конфликт с администрацией торговой организации часто не доходит до логического завершения, виновные остаются безнаказанными, уплаченные средства не возвращаются, не компенсируется моральный ущерб покупателя.

Если речь идет о покупке продуктов питания в супермаркете, то при возникновении претензий к качеству, должны последовать дальнейшие действия:

  • при обращении покупателя некачественный товар возвращается;
  • при этом необязательно предъявление кассового чека и неповрежденной упаковки;
  • средства возвращаются в полном объеме без удержания различных сумм;
  • покупатель имеет право требовать возмещение морального ущерба.

Юрист поможет составить претензию, если не получается урегулировать вопрос мирным путем. При необходимости составляется иск в суд или заявление в Роспотребнадзор.

От качества текста и обоснованности, соотнесения законодательству, во многом зависит ход дальнейшего рассмотрения. Юрист воспользуется своими правовыми знаниями и практическим опытом, чтобы максимально защитить интересы потребителя.

Претензии по трудовым отношениям

Довольно часто конституционные права нарушаются в трудовых коллективах, когда работодатель ущемляет интересы наемного работника. Люди порой слабо ориентируются в законах и правовых нормативах, помочь им может профильный юрист. Жалоба может быть направлена в комиссию по трудовым спорам или подан судебный иск. Юрист постарается решить дело мирным путем, в противном случае потребуется защитить интересы труженика в суде.

Если работодатель нарушил трудовой кодекс, не выплачивает заработную плату или иначе ущемляет права, то стоит получить консультацию профессионала. Юрист по конституционному праву сразу разберется в представленной ситуации, укажет, какие законы нарушены и как следует действовать в дальнейшем.

Правовые споры с сотрудниками ГИБДД

Защитить гражданина в конфликте с сотрудниками дорожной полиции требуется довольно часто. Конфликтных ситуаций на практике возникает множество и разрешение спора становится невозможным, когда доказать невиновность и отстоять позицию трудно. Юрист разберется в конфликте, укажет, какие гражданские права нарушены и какие служебные полномочия превышены сотрудниками.

Без соответствующих знаний доказать вину инспектора и предумышленность поступков, например, получения взятки, без юриста практически невозможно. Конституционный юрист организует процедуру, составит и направит процессуальные документы по требуемым адресам.

Конфликтовать с правовыми и исполнительными органами следует, предварительно получив правовую консультацию юриста нашего сайта. Это верный поступок позволит высоко поднять шансы в правовом споре и эффективно отстоять гражданские интересы пользователя сайта.