Конституционные основы российского общественного и государственного устройства. Конституционные основы государственного строя российской федерации

СОДЕРЖАНИЕ: При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.

Таким образом, конституции могут быть написаны или неписаны. Обычные конституции являются результатом повседневного опыта и практики некоторых предыдущих традиций. Обычные конституционные правила также имели Францию, законы о престолонаследии на престоле - признание принципа наследственности, истинных основополагающих законов, точно соблюдаемых. Момент появления письменной конституции не совпадает с моментом появления обычной конституции, даже если они имеют одну и ту же причину возникновения, а именно борьбу буржуазии, чтобы взять на себя политическую власть.

При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.
Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.
Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
- народовластие и республиканская форма правления;
- федеративное устройство;
- разделение властей;
- государственный суверенитет;
- верховенство права;
- политическое и идеологическое многообразие;
единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
- социальный характер государства;
- светский характер государства;
- признание и гарантирование местного самоуправления.
Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его, нормы. Положения Главы 1 Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции.
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Характерным атрибутом демократического государства является принцип идеологического многообразия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма. Последний способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Политический плюрализм выражается в свободе политических мнений и политических действий, дает возможность гражданину не только состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и быть беспартийным. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.
Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.
Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций - это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление - в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.
Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.
В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация - это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.
Статьей 7 Конституции РФ заложено в основу конституционного строя понятие «социальное государство». Это означает, что главной задачей государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности и характеризуется ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должны быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.
Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй. Прежде всего должно обеспечиваться подчинение праву, что достигается деятельностью органов государственной власти через осуществление ими своих полномочий на благо России и ее граждан.

Обычная конституция является результатом опыта практики и традиций в области фундаментальных общественных отношений государства. Это также требует письменной и систематической конституции, потому что, как писал Томас Пойн, «нет конституции, если ее нельзя положить в карман». Письменная конституция выступает как реакция против обычая, обыденность считается неопределенной, неполной, трудно доказать степень и число постоянно движущихся обычаев. Буржуазия нуждалась в письменных, точных, четких правилах, без неопределенностей, постоянных и неосязаемых, превосходящих губернаторов.

Рассматривая структуру и деятельность органов государственной власти, необходимо раскрыть понятийный аппарат этой сферы деятельности.

Аппарат государства - это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих работу по реализации управленческой, обеспечительной и охранительной функций государства.
Государственный орган - это политическое учреждение, участвующее в реализации функций государства и наделенное для этого соответствующими полномочиями.
В Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, являясь главой государства и выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
В настоящее время при Президенте России создан Государственный совет Российской Федерации, который является совещательным органом.
Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
В соответствии с Конституцией РФ для обеспечения деятельности и реализации полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации: организует исполнение законов, контролирует законодательный процесс. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, руководителей служб и агентств.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе для рассмотрения федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы и является постоянно действующим органом.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четыре года. Палаты заседают раздельно.
Судебная власть в Российской Федерации (Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации) имеет право законодательной инициативы. Суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Свою деятельность судебная власть осуществляет посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между: федеральными органами государственной власти; органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, данный судебный орган по жалобам на нарушение конституционных прав и* свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В субъектах Российской Федерации власть осуществляют органы государственной власти на местах, составляющие систему из законодательного, исполнительного и иных органов государственной власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В статье 15 Конституции РФ указано «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Кроме этого, в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля на территории страны образовано семь федеральных округов - структурных единиц политического деления России:
Центральный федеральный округ;
Северо-Западный федеральный округ;
Северо-Кавказский федеральный округ;
Приволжский федеральный округ;
Уральский федеральный округ;
Сибирский федеральный округ;
Дальневосточный федеральный округ.
В каждом округе Президентом назначен полномочный представитель, который подчинен только ему. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих «владений». Полномочный представитель должен обеспечивать и реализацию кадровой политики главы государства.
Примечательно, что большинство представителей Президента -выходцы из силовых структур. Это особый тип государственного человека, более дисциплинированного, сохранившего навыки управления, верящего, что власть осуществляется не в корыстных интересах, а на благо всей страны, всего народа.

Они обеспечивали буржуазию точной борьбой с обычным феодализмом. Также в английской конституционной практике была идея о верховенстве закона, которая также легла в основу появления письменной конституции. Наиболее эффективным средством утверждения верховенства права была письменная конституция. Она утверждает, что верховенство закона должно соблюдаться до тех пор, пока оно не будет изменено или отменено. Теория верховенства права включает в себя три идеи: у губернаторов нет произвольной власти, поскольку она вытекает из закона; верховенство права применяется как к отдельным лицам, так и к государству; все нормы права образуют конституционный режим, и никто не имеет первостепенной ценности для других.

Конституционный строй представляет собой определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Эта теория привела к принятию британских конституционных актов, уже перечисленных. Применение этой теории имеет разные последствия. Последствием в Англии было отсутствие дифференциации юридической силы между правовыми нормами и, следовательно, отсутствие контроля за конституционностью закона, а во Франции - создание различия между конституционными законами и другими нормативными актами и, следовательно, появление конституционного контроля закона. Эта дифференциация была вызвана опасением французов заменить личную диктатуру коллективной диктатурой.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики.

Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Теория социального договора близка к теории естественных прав. социальный договор должен включать права граждан и приниматься в соответствии с конкретной процедурой. Теория социального договора будет рассмотрена более подробно в другой части нашего подхода. Государство, которое должно уважать права граждан, является самым важным эффектом социального договора и его цели.

Социальный договор должен был быть занесен в документ высшей юридической силы и выполнять другие черты фундаментального закона, поскольку только это может быть благоприятным для буржуазии и поддерживать ее цели в поддержании и осуществлении власти, уже установленной. Формы принятия конституции.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции РФ.

Среди способов принятия конституций мы вспоминаем самые важные из них: конституцию, предоставленную конституции конституции, действующую в качестве варианта конституции референдума и парламентской конституции. Его критикуют, считая самым элементарным.

Как правило, статус, предоставленный монархом, ратифицирован плебисцитом. Это одобрение плебисцитом не превращает его в демократическую конституцию, поскольку плебисцит - это изменение, в смысле кесарева, референдума. Есть сходство с конституцией пакта, но также важное различие, а именно, что инициатива принятия конституционного пакта принадлежит главе государства, но также и парламенту, в то время как в случае этого устава он принадлежит только главу государства.

Конституционный строй – это совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Характерная особенность основ конституционного строя, закрепленных в главе 1 Конституции РФ, состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства и иных нормативно – правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно – правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

Это ограничивает власть монарха в определенных условиях. Он был принят в результате некоторых неохотных движений и в качестве способа доступа к престолу иностранного принца, когда он пользовался благоприятными союзами, некоторые требования могли быть наложены на короля.

Учредительное собрание может принять решение не согласиться с теми, кто его назначил. Инициатива, проект, общественное обсуждение и принятие являются прерогативами парламента. Парламент принимает конституцию квалифицированным большинством. Жесткие компоненты и гибкие компоненты.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена – в Конституции РФ, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Гибкие или гибкие конституции. Гибкие конституции характеризуются тем фактом, что установленные ими правила поведения имеют такое же юридическое значение, что и обычные законы, и могут быть изменены в соответствии с обычной законодательной процедурой. Конечно. поскольку в странах с гибкими конституциями нет никакого процессуального различия между конституционными законами и другими законами. создавая отдельную категорию законов, таких как органические законы. некоторые системы права обладают юридической силой, превосходящей обычные законы, не могут быть задуманы.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно – правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции РФ, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции РФ непосредственно закреплен ст. 15.

Поскольку любой закон может изменить конституцию в любое время, очевидно, что проблема проверки соответствия обычного закона конституции даже не применяется к странам с гибкими конституциями. Поэтому эти страны не знают специальных органов, компетентных объявлять неконституционные обычные законы, противоречащие конституционному принципу.

Но если гибкие конституции не пользуются законным превосходством над орденскими законами, они еще не могут быть политически приравнены к последним. Действительно. конституции определяют основную часть всей общественной и частной жизни человеческого коллектива, а также перспективные координаты ее развития. Поэтому любая попытка заменить или изменить их, скорее всего, пошатнет разнородные интересы и углубит противоречивые политические страсти, поскольку в этих обстоятельствах частое и поспешное переосмысление конституций, как правило, трудно достичь на практике, неизбежно, что на самом деле даже в странах с гибкими конституциями они получат больше стабильности, чем другие законы.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики следующие характеристики российского государства, закрепленные в ст. 1 Конституции РФ.

Российская Федерация – демократическое государство. Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня гибкое письмо - редкость. Конституция не может быть задумана как многолетний памятник, призванный противостоять превратностям веков и даже десятилетий. Как и все другие правовые нормы, конституция отражает экономические, социальные и политические условия, существующие в обществе в эпоху истории, и направлена ​​на создание организационных структур и форм, наиболее подходящих для его дальнейшего развития. То, что истинно сегодня, завтра может стать устаревшим. С другой стороны, одной из характеристик правовых норм является то, что они предсказывают некоторые фагасуримениты, чтобы направлять развитие общества в том или ином направлении.

Демократия есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Важнейшие признаки демократического государства:

> реальная представительная демократия;

> обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Оба эти направления, а также способы достижения поставленных целей могут оказаться столкнутыми с реалиями, но они коррумпированы. Именно по этой причине конституции, как и другие правовые нормы, не могут оставаться неизменными, но должны адаптироваться к социальной динамике. Люди всегда имеют право пересматривать, реформировать и изменять свою конституцию. Все народы имеют право распоряжаться ими.

В этом случае они свободно определяют свой политический статус. Возникает вопрос, может ли в обзоре какой-либо контент? Является ли законным вводить в конституцию любое настроение или диспозицию, не имеющую здесь доступа? Можете ли вы когда-либо прибегать к обзору или есть моменты, когда это невозможно? Можете ли вы внести изменения в конституцию, независимо от их последствий для основных прав и свобод?

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Другими словами, каковы пределы обзора? В доктрине, придерживаясь идеи пределов пересмотра, были сделаны искажения между прямыми ограничениями и негласными пределами пересмотра, между верхними границами и нижними границами и, наконец, между гетерограничными границами и автономными пределами.

Пределы участия - это нормы, налагаемые международным правом, если правовая система допускается к идее ее превосходства или ее приоритет в определенных областях.

  • Пределы выражения - прямо предусмотрены в конституционном тексте.
  • Автономные пределы - это те, которые установлены внутренним законодательством.
Что касается масштабов обзора, то речь идет о частичном обзоре и общем пересмотре или ограниченном обзоре и глобальном обзоре.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственной власти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).

Проводится различие между полным и частичным пересмотром, как в соответствии с формальным, так и материальным критерием. Согласно первому критерию, общий пересмотр происходит, когда новая конституция заменяет старую конституцию. Частичное рассмотрение происходит, когда изменяется только несколько элементов.

Согласно материальному критерию, пересмотр является тотальным, когда он меняет фундаментальные институты или принципы, закрепленные в конституции, и является частичным, когда внесенные изменения не приносят фундаментальной политической власти. Инициатива обзора чаще всего приписывается важным государственным органам, особенно в старых конституциях. Таким образом, инициатива имеет только законодательную власть.

Великий нравственный смысл представительства делает гражданина ответственным за судьбы его родины, «приучить видеть в государственном интересе не нечто постороннее и чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склоняться все интересы частные» – высказывается Котляровский С.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражения власти народа являются референдум и свободные выборы.

В других конституциях эта инициатива принадлежит как исполнительной, так и законодательной власти. Существуют также некоторые конституции, которые приписывают обзор некоторых государственных органов и ряда граждан, например, Швейцарии. Аналогичным образом, действующая Конституция Румынии предусматривает, что эта инициатива может также принадлежать гражданам, необходимо 000 граждан.

Необходимость установления контроля за конституционностью законов. Контроль конституционности законов - это организованная деятельность по проверке соответствия закона конституции, а в качестве института конституционного права она содержит правила, касающиеся компетентных органов для проведения этой проверки, процедуры, которой надлежит следовать, и мер, которые могут быть приняты после этой процедуры.

Другой важнейший признак демократического государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др. правонарушения.

В принципе, контроль конституционности законов касается только закона как правового акта парламента или нормативных актов, имеющих равную юридическую силу с законом, нормативные акты, имеющие равную юридическую силу для закона, те действия, которые хотя и издаются государственными органами, кроме парламента, вмешиваются регулирует социальные отношения с законом и поэтому может изменять, приостанавливать или отменять закон. Такие действия содержатся в большинстве конституционных систем, обычно в соответствии с декретами-законами, законами или постановлениями.

Российская Федерация – федеративное государство. Государственно-территориальное устройство России основывается на принципе федерализма. За счет него обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации. Это конкретизирует главную задачу федерализма – обеспечение эффективности управления единым государством, имеющим большую территорию и численность населения, при помощи рассредоточения государственной власти, обеспечения права народностей на самоопределение.

Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство. Между Российской Федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты Федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу Федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов Федерации. Государственная власть федерации является единственной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации.

Российская Федерация – правовое государство. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Главная идея правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Важнейшими признаками правового государства являются:

> приоритет прав и свобод человека и гражданина;

> принцип разделение властей, для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная;

> верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Она образует фундамент всей правовой системы;

> приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Российская Федерация – социальное государство. Таковым признается государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство стремление к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

> – охрана труда и здоровья людей;

> – установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

> – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

> – развитие системы социальных служб;

> – установление государственных пенсий, пособий;

> – иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения законодательства В частности, ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, др. государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Российская Федерация – республиканское государство. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция РФ закрепляет следующие признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя на разум и опыт; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на неограниченный срок.

Российская Федерация сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства РФ; возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства РФ парламентом и роспуска парламента Президентом РФ).

В Российской Федерации признается приоритет прав и свобод человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не в праве ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Конституция РФ установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6). Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Государственные органы не имеют права безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией РФ.

Российская Федерация – суверенное государство. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции РФ и других законов, издаваемыми высшими органами государственной власти РФ.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях:

> суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

> Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

> Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В Российской Федерации действует принцип разделения властей. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Суть этого принципа, теоретически обоснованного французским просветителем XVIII в. Ш. Монтескье, состоит в недопущении сосредоточения всех ветвей власти в одних руках, признании самостоятельности каждой из них при осуществлении своих функций, а также создании инструментов воздействия властей друг на друга в целях сдерживания их от злоупотреблений (система сдержек и противовесов).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Конституция строго разделяет полномочия Федерального Собрания и судебных органов.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

> законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

> исполнительная власть должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту;

> между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

> судебные органы независимы в пределах и своей компетенции действуют самостоятельно;

> ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

> споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным судом РФ.

В Российской Федерации признается экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства . Основной Закон России защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экологической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу (ст. 37 Конституции РФ). При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, «разгружает» государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.