Государственный строй византии схема. Государственный и общественный строй Византии

Государственный строй Византии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государственный строй Византии
Рубрика (тематическая категория) Государство

Византийская империя называлась ʼʼромейскимʼʼ государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определœенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и ʼʼнародʼʼ в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или ʼʼсоправителяʼʼ.

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал всœе текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателœем сената. Квестор являлся председателœем Государственного совета͵ ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. всœе византийское чиновничество было разделœено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное делœение. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделœена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиᴦ.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (делœение на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделœена от военной и обладала в данный период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинœении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Οʜᴎ являлись судьями первой инстанции по всœем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Государственный строй Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный строй Византии" 2017, 2018.

Общественный строй .Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать , базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, особенно столицы - Константинополя.Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы . Их правовое положение, определяемое нормами позднего римского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы . Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и позднее римская форма эксплуатации крестьян - колонат . Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и "приписных ". Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение "приписных" колонов: они были прикреплены к земле . Свободные и "приписные" колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов , местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства . Все эти силы долгое время не были консолидированы и не складывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон - поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.С XI-XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве византийской знати. Слуги - рабы константинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.Государственный строй. Во главе государства стоял император , наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора. Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий. Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи. Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василев-са достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников. Роль центрального государственного аппарата возросла в IX- XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой.. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, - распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

8.Общая характеристика источников и институтов византийского права. Византийское право, история которого насчитывает бо­лее тысячи лет,представляет собой уникальное явление для сред­невековой Европы. Онохарактеризуется относительно высокой сте­пенью стабильности, внутреннейцельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и по­литическим условиям. Эти качества права в Византииопределя­лись рядом исторических факторов, среди которых особое значе­ниеимели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовоенаследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывалиинтегрирующее влияние на право, прида­вали ему свойства системности.Относительная ста­бильность политической системы Византииспособствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попыткикодифика­ции императорских конституций, а затем и римского права в целом.Так, первым официальным сводом римских законов был со­ставленный в 438 годуКодекс византийского императора Феодо­сия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312года). В IV-VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень разви­тия правовой мысли,складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные - вБейруте и Константинополе). Сре­ди юристов бейрутской школы, которыепреподавательскую рабо­ту сочетали с участием в императорских кодификационныхрабо­тах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурныхтрадиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностямобщества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классическиетексты рим­ских юристов. Таким образом подготавливалась почва для прове­дениякрупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, какуже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юристаТрибониана была осуществле­на всеобъемлющая систематизация римского права,итогом кото­рой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Этако­дификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим ис­точникомдействующего права Византии, но и была тем фундамен­том, на которомокончательно сформировалась ее правовая система.

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало основные чпрты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию) с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» Империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из городских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса п!/ Византии.

Л С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-X вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на не! императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние в обществе повышаются. Она являлась единственным сдерживающим фактором во времена политической нестабильности, Византийская церковь предпринимала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. Но императоры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило относительное спокойствие. Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства.

Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньо- риальная система начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном составе. По подсчетам историков, его численность достигала 30-35 млн человек.

В истории Византии принято выделять несколько этапов.

Первый этап (IV-середина VII вв.) был периодом окончательного разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную ограниченную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом. Для данного исторического периода была характерна крайняя неустойчивость власти.

Второй этап (с конца VII в. до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы абсолютной монархии, причем механизмы властных отношений напоминают тип восточной деспотии. Императорская власть п3* в Византии достигает апогея. СО

На третьем этапе (XIII-XV вв.) происходит углубление политического и экономического кризиса Византийской империи, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением Византийского государства, децентрализацией и его фактическим распадом в XIII- XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на политическое и культурное развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была преемницей и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей . Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления , который возглавляется:

  1. с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);
  2. с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

  1. внутренних дел (полиции);
  2. иностранных дел;
  3. военное;
  4. финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории . Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:

  1. поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;
  2. подушная подать;
  3. подать с жилищ;
  4. налог на париков;
  5. принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;
  6. принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;
  7. поставки продовольствия в крепости;
  8. принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

  1. при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;
  2. императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

  1. наличием многих крупных городских центров;
  2. потребность в экономической связи между областями и провинциями;
  3. особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;
  4. постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь.

Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
считать 330г., когда римский император
Константин перенес свою столицу из Рима в
Византий, незначительный город древней
босфорской колонии, который позже назвал
своим именем. Официальное разделение
империи на Западную и Восточную произвел
уже император Феодосий, в 395г.

Выделяют три этапа византийской государственности:

IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)
централизованная монархия.
VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
церковной властью в форме абсолютной монархии.
XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.

Общественный строй

Для Византии характерна очень
медленная феодализация
До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
низшее сословие социальной иерархии, не
обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:

Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1го
этапа византийской государственности, которые могли быть
как лично свободными так и приписанными к земле.
Элевтеры – были формально свободными крестьянами
общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
прекарные грамоты и становились крепостными.
Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
«десятину» с вырощенного уражая.
Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
казенным или частным в зависимости от принадлежности
тому либо иному господину.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
находился городской плебс, который не обладал полной
правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
обладавших почетными званиями, привилегиями,
ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Привилегированные слои общества включали в себя:

Куриалы – сборщики налогов в Византии,
члены городских курий – совета
византийских городов.
Динаты – «могущественные», обладали
полным «налоговым иммунитетом». Также
не несли никаких трудовых повинностей в
пользу государства.

Высшее сословие Византии включало в себя:

Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и это
делало привилегии церкви весьма ощутимыми
Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
этих разрядов относился к категории крупных
землевладельцев, пользовавшихся полной
имущественной правосубъектностью и свободных от
налогообложения. Сенаторы имели свои военные
отряды, свою систему штрафов по отношению к
крепостным и параллельно замещали высшие
государственные должности, составляя оплот
византийской бюрократии.

Государственный строй

Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее
развития находился император.
На первом этапе император формально избирался
«сенатом, армией и народом Византии», на
следующем этапе он был вправе выбирать себе
«соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
формируется наследственно легитимная монархия,
где
император
уже
является
василевсом
(автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
умерли своей смертью или отреклись от
престола.

В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
еще играл важную роль в государстве (жители
Византии называли себя римлянами, хотя
официальным языком был греческий).
Впоследствии на смену сената приходит синклит
(совет) при василевсе, куда входят высшие
государственные чиновники:

Такие как:

Квестор – возглавлял синклит и выполнял
функции министра юстиций.
Префект столицы – управляющий
Константинополем.
Два префекта претория – один из которых
управлял восточной частью империи, а
другой – Балканами, и др.

На всех этапах для Византии характерно наличие
огромного бюрократического аппарата,
строгой иерархии: чиновники разделены на
ранги (в 10в. было 60 рангов)
Существовало около 60 государственных
министерств – секретов.
Для бюрократического аппарата Византии была
характерна развитая система коррупции.

Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
стояли префекты, входившие по должности в синклит.
Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
начальником провинции, а самым низшим звеном были
округа, также возглавляемые окружной администрацией.
Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
власть, но были отделены от власти военной.

В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
арабов прежняя система управления уступила место
фемному строю (фема – военно-административный
округ), главой фемы был стратиг, который был
наделен всеми властными полномочиями, включая
судебные и военные.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных
полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
должностного лица высшей или провинциальной администрации,
оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).

Церковные суды были строго централизованны: суду
патриарха Константинополя подчинялись суды
митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
попадали все дела с участием духовенства.