Депутат государственной думы основы статуса и деятельность. Правовой статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания рф

Депутат — лицо, которое избирается определенными лицами для последующей службы в органах власти. Лицо может быть назначено депутатом при выборах по партийным спискам. Его основная цель — представление интересов граждан-избирателей в области защиты их прав, властных структурах, которые были закреплены в Конституции и законах. В различных странах, если лицо приобретает статус депутата, его трудно привлечь к уголовной или административной ответственности.

С законодательной точки зрения деятельность парламентария зависит от законов, конституций, регламентов, правовых традиций. Участник Государственной Думы — это представитель всего народа, а не только одного избирательного круга. В связи с этим был создан закон о статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации.

Описание ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации»

Настоящий ФЗ-3 перечисляет обязанности, права и ответственность участника Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Если они осуществляют выданные им полномочия, члены власти должны придерживаться условиям предоставления социальных и правовых гарантий. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. 7 июня 2017 года при последней редакции были внесены изменения. Содержит 4 главы и 45 статей.

Краткое содержание Федерального закона №3:

  • Глава 1 — описывает общие положения о статусе уполномоченного лица;
  • Глава 2 — перечисляет гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
  • Глава 3 — предусматривает ответственность в случае нарушения действующего Федерального закона;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения статуса.

Член Совета Федерации — представитель, отправленный от субъекта РФ. Уполномочен осуществлять законодательные и другие полномочия действующего статуса. Они прописываются в Конституции РФ и в настоящем Федеральном законе.

Депутат Государственной Думы — представитель народа, который был избран в соответствии с федеральным законом «О выборах в Государственную Думу». Если человек наделен гражданством иностранного государства, видом на жительство или другим документом, по действующему статусу он не может стать участником Думы.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О статусе членов государственной власти» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Изменения в ФЗ 3 «О статусе депутатов»

Как уже говорилось выше, последняя редакция ФЗ «О Государственной Думе и Совете Федерации» датирована 7 июня 2017 года. В частности, были изменены следующие статьи:

Статья 34

Ч 1 ст 34 была изложена в обновленной редакции. Если человеку со статусом депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации на момент приобретения полномочий негде жить, в течение трех месяцев ему предоставляется жилье в Москве. В квартире или частном доме должно находиться все необходимое для комфортного проживания. Подробный список предусматривается в жилищном законодательстве. Предметы, которые необходимы для проживания, устанавливаются контролируемым органом.

Статья 38 «О статусе членов государственной власти»

В ч 1 второе предложение дополнено следующими словами «или распоряжения уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Часть третья дополнена словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 40

В ч 4 после слов «соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется следующими словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Ниже рассмотрены статьи «О статусе депутата», в которых не было внесено изменений при последней редакции. Однако в них содержатся важные аспекты, способствующие тщательному анализу законодательства.

Статья 3

В статье 3 описан срок действия статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Срок полномочия начинается со дня избрания лица депутатом Думы. Исключением считаются случаи, которые предусматриваются в 4 статье настоящего Федерального закона.

Статья 6

В ст 6 определяются условия, при которых возможно осуществить полномочия в качестве статуса депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Подобные лица обязаны осуществлять свою деятельность качественно и в соответствии с законодательством на постоянной основе.

Избранное лицо не может быть депутатом представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Ему запрещается работать в муниципальной или государственной службе. Также предпринимательская или другая оплачиваемая должность должна быть запрещена. Исключением является занятие преподавательской, творческой или научной деятельностью. Однако подобная работа не должна финансироваться привлеченными иностранными денежными средствами.

Статья 23

В ст 23 описывается возмещение вреда, которое было причинено здоровью или жизни депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Если подобное лицо утратило трудоспособность, ему выплачивается ежемесячная компенсация. Для расчета используется определенная формула. Размер — это разница между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы в день выплаты компенсации и назначенная пенсия без переменных в виде страховых сумм. Если причиненный вред здоровью не совместим с жизнью, семье погибшего предоставляется ежемесячное материальное обеспечение.

Статья 38

В ст 38 описывается увольнение, а также прием на работу помощника депутата или члена Совета Федерации. Работник принимается на должность помощника в соответствии с законодательным положением «О государственной гражданской службе РФ». Присутствует возможность срочного заключения служебных контрактов на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания РФ. Если на работу принимаются другие помощники, с ними заключается срочный трудовой договор. Здесь уже учитывается Трудовой кодекс.

Статья 41

В ст 41 предусматривается ответственность за невыполнение должностными лицами или иными сотрудниками, а также предоставление ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления данных.

Чтобы скачать фед закон «О статусе депутата» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Со вета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания и прекращается со дня начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата. Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: а) письменного заявления о сложении своих полномочий; б) избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы; поступления на государственную или муниципальную службу; осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; в) утраты гражданства Российской Федерации; г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; д) признания гражданина, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти парламентария. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае роспуска Государственной Думы; выхода из состава фракции по личному заявлению. Полномочия члена Совета Федерации по представлению Председателя Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы работают на постоянной основе. Формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной деятельности являются: - участие в заседаниях соответствующей палаты, в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 3, ст. 100); - участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, создаваемых палатами Федерального Собрания; - участие в выполнении поручений соответствующих палат и их органов; - участие в парламентских слушаниях; - обращение с депутатским запросом; - работа с избирателями. Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. По вопросам своей деятельности член Совета Федерации и Депутат Государственной Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Члены Совета Федерации и Депутаты Государственной Думы в установленном порядке обеспечиваются документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом, Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентария распространяется на его жилое, служебное помещение, личное и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палаты. Палата рассматривает представление Генерального прокурора в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: - гибели (смерти) депутата или члена Совета Федерации, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им своих полномочий; - причинения депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности Ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы. Депутату Государственной Думы, члену Совета Федерации по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Членам Совета Федерации, за исключение Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размерах, установленных для федерального министра. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право на внеочередное поселение в гостинице, в течение одного часа в отдельном номере с телефоном. Парламентариям, не имеющим жилой площади в г. Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия ко торого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного возраста. При этом он имеет право, на ежемесячную доплату к государственной пенсии при исполнении своих полномочий от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Им также предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства РФ. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся за счет федерального бюджета. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников по работе в Совете Федерации, по работе в Государственной Думе, на территории субъекта Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, до сорока помощников, работающих на общественных началах.

Еще по теме §5. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания:

  1. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
  2. 15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
  3. Глава 30 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
  4. 4. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
  5. 1 Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  6. 1. Парламентский иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
  7. 3. Структура Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  8. 2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  9. 4. Порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  10. § 2. Основные полномочия и гарантии деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
  11. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СФ РФ)
  12. 2. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  13. С. Митрохин, депутат Госу дарственной Душ Федерального Собрания Российской Федерации, фракция «Яблоко»
  14. 1 Структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  15. 1 Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  16. Развитие федеративных отношений в России В. Н. Лихачев, доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  17. Положение о представителе Совета – заместителе Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе Утверждено Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 25 августа 2003г. (протокол № 3)

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Для повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти российским законодательством установлен статус депутата.

Статус депутата - это закрепленные законодательством права и обязанности депутата, а также основные правовые, социальные и организационные гарантии осуществления ими депутатской деятельности Конституция РФ: Проблемный комментарий/ отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 2007..

"Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" устанавливает следующие права депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 11-17

1. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре положений Конституции РФ.

2. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссий.

3. Право на обращение с депутатским запросом.

4. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами.

5. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации

"Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" помимо прав предусматривает также обязанности депутатов и членов соответствующих палат Федерального Собрания: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 8, 9, 10.

1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями.

2. Депутат Государственной Думы рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

3. Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания РФ.

5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами РФ, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания РФ.

Осуществление Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий было бы невозможно без закрепления в законодательстве гарантий их деятельности. Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти.

Выделяются три основные группы гарантий: правовые, социальные и организационные.

Важнейшей правовой гарантией является неприкосновенность депутата, закрепленная, как в Конституции РФ, так и в Федеральном Законе. .Конституции РФ: ст. 98

2. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 19,20,21. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы также вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Федеральный Закон предусматривает следующие социальные гарантии депутатской деятельности: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 2, ч.2, ст. 22-36.

1. Ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные Федеральным законом.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск;

3. Зачисление времени осуществления полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы.

4. Медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей.

5. Пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

6. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

7. Жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не обладающих жилой площадью в городе Москве.

8. Освобождение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от военных сборов.

9. Предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения.

10. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ. М.: Юристъ, 2008.

11. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице.

12. Иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Важнейшей организационной гарантией является право депутата (члена) палат Федерального Собрания иметь помощников. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 37-40

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте РФ (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) РФ, определяемом соответствующей депутатской фракцией (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно не может быть более двух.

Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 39

1. Ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;

2. Готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

3. Получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

4. Организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

5. Ведет делопроизводство;

6. Выполняет другие поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные трудовым договором (контрактом).

Закрепленные в законодательстве правовые, социальные и организационные гарантии способствуют повышению эффективности депутатской деятельности Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д., Конституционное право России. М., МГЭИ, 2007.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

(наименование и текст закона в новой редакции, изложенной в Федеральном законе от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3466; в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 9-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 614; Федерального закона от 4 августа 2001 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3317; Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 81-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2785; Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033; Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 160; Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 22 апреля 2004 г. N 21-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 17, ст. 1588; Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2484; Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;Федерального закона от 16 декабря 2004 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 51, ст. 5128; Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 42-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст.1749; Федерального закона от 21 июля 2005 г.N 93-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3104; Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123; Федерального закона от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3427; Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 277-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 40; Федерального закона от 30 января 2007 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 683; Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151; Федерального закона от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1828; Федерального закона от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1186; Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 190-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 44, ст. 4996; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6229; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7,ст. 772; Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 789; Федерального закона от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2391; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 212-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4181; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16; Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4703; Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 43, ст. 5975; Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730; Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 178-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6389; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6954; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6961; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2329; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 147-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3439; Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 209-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4042; Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094; Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 191-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3397; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4217; Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1393; Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2008; Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 196-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3987; Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41,ст. 5639; Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6204; Федерального закона от 3 мая 2016 г. N 140-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 19, ст. 2670; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 311-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4244; Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 451-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7500); Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст.46; Федерального закона от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 24, ст. 3476; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4776; Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 408-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7129; Федерального закона от 27 декбря 2018 г. N 561-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 53, ст. 8487)

Преамбула нормативного акта представляет собой вводную часть, раскрывающую правовое содержание документа, цели его принятия и задачи, которые он должен реализовать на практике. Сама по себе преамбула не является правовой нормой и не содержит их в себе, ее основная цель - пояснение содержания нормативного правового акта, а также определение круга общественных отношений, к которым может и должен применяться данный нормативный акт.

Комментируемого Закона определяет два ключевых момента в урегулировании деятельности Федерального Собрания РФ: круг субъектов, подпадающих под действие Закона, а также круг общественных отношений, составляющих его предмет.

По логике данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нормы комментируемого Закона могут быть применены к указанным субъектам только с момента их избрания (назначения) на соответствующую должность в структуре Федерального Собрания РФ.

1. Сущность данной сводится к определению понятия член Совета Федерации и депутат Государственной Думы. При этом норма Закона не предусматривает какого-либо общего понятия, рассматривая данные категории субъектов применительно к осуществляемой ими деятельности. Следует заметить, что положения статьи указывают на особенности правового положения субъектов, осуществляющих законодательную власть на федеральном уровне, в первую очередь, в том, что они выступают в качестве представителей субъектов РФ. Такое положение позволяет учитывать политику отдельных регионов в том или ином вопросе. В соответствии с РФ, все субъекты обладают равным правовым статусом, т.е. при принятии решения в рамках Федерального Собрания они наделены равным количеством голосов. В тоже время каждый из субъектов имеет основные направления деятельности, в которых ими достигнуты определенные результаты, как положительные, так и отрицательные, что позволяет при принятии решения государственного масштаба учитывать такие результаты, а также заслушивать мнение представителя соответствующего субъекта о причинах неудовлетворительных результатов и основных направлениях изменения ситуации. Учет практической деятельности субъекта на общегосударственном уровне позволяет принять наиболее рациональное и эффективное решение.

Законодательная власть в России реализуется коллегиально путем приятия решения каждой из палат Федерального Собрания. Учитывая специфику федеративного устройства государства, принятие наиболее важных решений в масштабах государства может быть реализовано исключительно с учетом мнений его регионов. В этой связи законодательно установлен особый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, который и является представительным органом власти в прямом смысле слова, поскольку формируется путем включения в его состав представителей от каждого из субъектов РФ.

Действующее российское законодательство позволяет рассматривать членов Совета Федерации, равно как и депутатов Государственной Думы с разных позиций, в частности, как представителей субъектов либо представителей избирателей в органах власти и т.п.

Указанные статусы рассматриваемых субъектов позволяет сформулировать наиболее общее понятие данных терминов с учетом особенностей их деятельности, а также процедуры приобретения полномочий.

Определяя общее правовое положение рассматриваемой категории субъектов, в первую очередь необходимо говорить о том, что все они являются гражданами Российской Федерации, которые в специальном порядке наделяются особыми полномочиями по управлению государством и реализации его отдельных функций.

2. В самом общем виде члена Совета Федерации можно определить как гражданина РФ, выступающего в качестве представителя субъекта Федерации, в котором он постоянно проживает. Однако указанное определение также не позволяет в полном объеме рассмотреть все особенности осуществления деятельности членами Совета Федерации.

Одна из наиболее важных и существенных особенностей определена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ", ст. 1 которого предусматривает, что Совет Федерации формируется посредством включения в его состав по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органа власти. Такой порядок формирования Совета указывает дополнительные требования к кандидатам на данные должности: наличие стажа государственной службы, причем, как правило, в органах государственной власти субъекта РФ. Таким образом, действующее законодательство устанавливает точное количество членов Совета Федерации, которое по логике Закона всегда должно быть постоянным. Согласно Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного Совета Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ общее число членов Совета составляет 168, что соответствует положениям РФ, с учетом изменений, произошедших в составе Федерации в последние годы: образование новых субъектов на основе объединения ранее существовавших.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Исходя из вышеизложенного, можно определить, что член Совета Федерации - это гражданин России, выступающий представителем конкретного субъекта РФ, на территории которого он постоянно проживает не менее десяти лет, назначенный (избранный) в законодательный (представительный) орган государственной власти на срок полномочий назначившего (избравшего) его органа власти субъекта РФ для осуществления законотворческой деятельности и иных полномочий, предусмотренных РФ и действующим законодательством.

3. В отличие от члена Совета Федерации, который является представителем органов власти субъекта РФ в федеральных органах, депутат Государственной Думы является представителем народа, его избирателей, в связи с чем для него предусмотрен особый порядок наделения полномочиями - всеобщие выборы.

Сочетание в рамках единого законодательного органа субъектов, представляющих интересы власти и интересы народа позволяет разрабатывать и претворять в жизнь наиболее актуальные и необходимые законодательные акты.

В качестве кандидатов на пост депутата Государственной Думы могут выступать граждане, включенные в списки кандидатов от политических партий, а также самостоятельно реализующие свое пассивное избирательное право (право быть избранным) с соблюдением требований, установленных избирательным законодательством для таких кандидатов.

Комментируемой статьи предусматривает лишь общие положения в отношении требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты, однако, действующее законодательство содержит ряд обязательных императивных требований, несоблюдение хотя бы одного из которых влечет невозможность регистрации такого субъекта в качестве кандидата на выборах в Государственную Думу.

В первую очередь, депутат рассматривается в качестве представителя народа, что предполагает тесную правовую связь со своими избирателями. Как правило, такая взаимосвязь проявляется через требования к гражданственности кандидата. Кандидат в депутаты Государственной Думы России должен являться ее гражданином. Участие иностранных граждан, а также лиц без гражданства в законотворческой деятельности российского парламента Законом не допускается.

При регистрации кандидата учитывается момент приобретения им гражданства, так, по общему правилу, лицо, вступившее в гражданство России перед началом избирательной компании, не может участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Действующее российское законодательство не содержит четкого указания на срок обладания гражданством для рассматриваемой категории субъектов.

Анализ действующего законодательства позволяет опосредовано определить такой срок, который составляет десять лет, некоторыми нормативными актами устанавливается и иной срок. Определение десятилетнего срока обладания гражданством России тесно связано и с установленным цензом оседлости, т.е. необходимости постоянного проживания кандидата в депутаты на территории России в течение десяти лет. Введение подобного критерия позволяет кандидатам в большей мере оценить обстановку в государстве, определить наиболее уязвимые сферы деятельности, нуждающиеся в нормативном урегулировании и регламентации. С другой стороны длительное постоянное проживание граждан, баллотирующихся в Государственную Думу на территории России свидетельствует о их намерении продолжать свою активную деятельность в данном государстве, а также о том, что такой субъект будет непосредственно заинтересован в эффективности своей деятельности, поскольку ему, равно как и другим гражданам государства, надлежит осуществлять свою жизнедеятельность по законам, действующим в государстве, т.е. по тем нормативным актам, которые будут разработаны и приняты при его непосредственном участии.

Ст. 5 ФЗ от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Регистрация кандидата производится на основании паспорта, который подтверждает соблюдение указанного требования.

Соответствие второму условию - отсутствие заболеваний, препятствующих оценке субъектов своих действий и их последствий, критерий наиболее сложный, поскольку требует специального заключения медицинской комиссии. Однако, отсутствие специального законодательного предписания не позволяет проводить медицинское освидетельствование граждан, претендующих на участие в выборах в Государственную Думу. В этой связи оценка рассматриваемого фактора производится на основании документов, представленных самим кандидатом.

Особое требование, как в отношении депутатов Государственной Думы, так и в отношении членов Совета Федерации установлено