Организация работы воспитателя по обеспечению охраны жизни и здоровья, по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам доу

Введение 3

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении 4

1.1.Понятие здоровья детей и подростков 5

1.2.Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей 6

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 10

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования 11

Заключение 28

Список литературы. 30

Приложения 31

Введение

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Известно, что существующая в нашей стране система образования не способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. Это часто связано с завышенным объемом и интенсивностью учебных программ, невысоким качеством полиграфического оформления учебников, несоответствием школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, отсутствием полноценного питания, значительным увеличением длительности выполнения учащимися домашних заданий.

Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. В школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.).

В результате перечисленных выше и ряда других социально-экономических причин состояние здоровья современных школьников находится на очень низком уровне. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. Сегодня лишь 4-10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми [письмо].

Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным трендом» среди молодежи, начиная с раннего возраста.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса, входят в число первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и совершенствование сопровождающей законодательной и нормативной базы будут способствовать эффективной реализации приоритетов государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.

В нашей стране забота о детях - дело поистине всенародное. Фундамент здоровья человека закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является всенародным делом.

Целью моей работы является изучение проблемы охраны здоровья обучающихся.

Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраны здоровья школьников в современных школах и ее соответствие санитарным требованиям.

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении

    1. Понятие здоровья детей и подростков

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.»

Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".

Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).

Важно отметить роль, так называемых управляемых факторов - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.

Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.

Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.

    1. Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипотензии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

Следующему фактор здорового образа жизни, влияющий на здоровье человека – питание.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

Еще один фактор здорового образа жизни – правильная одежда.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.


Министерство образования и науки РФ
ШАРЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.А. НЕКРАСОВА»

Контрольная работа
ПО КУРСУ : «Основы медицинских знаний и
безопасности жизнедеятельности»
НА ТЕМУ : «Охрана здоровья детей
дошкольного возраста»

студентки 2 курса
специальность:
«Социальная работа»

Шутовой Лидии Олеговны

Отметка о регистрации
контрольной работы
дата подпись ответственного за регистрацию
Отметка о проверке
контрольной работы ________________________ ___________________
дата подпись проверяющего

Шарья 2012
Содержание.
Введение………………………………………………………… ………………...3

    Проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………… ……………….4
    Охрана жизни и здоровья детей……………………………………………..5
      Обязанности сотрудников детского дошкольного учреждения……….5
      Медицинский осмотр в дошкольных учреждениях……….…………...6
      Профилактика нарушения осанки (сколиоза) у детей…………………7
      Профилактика заболеваний почек у детей……………………………..8
      Профилактика отита у детей………………………………………….....8
      Профилактика заболеваний крови у детей……………………………..9
    Болезнетворные микробы и защитные свойства организма..……………..9
      Иммунитет……………………………………………………… ............10
      Прививки………………………………………………………… ……...11
    Содержание, формы и методы работы с родителями по формированию здоровья детей……………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………… ………………….20
Список литературы……..………………………………………… …………..…21
Приложение.

Введение.
Большая проблема современного общества – как сохранить здоровье наших детей, нашего будущего поколения. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, так как статистические данные показывают, что уровень здоровья детей дошкольного возраста за последние годы резко падает. Таким образом, эта проблема требует немедленного решения с помощью взаимодействия трех сторон: родителей, детских образовательных учреждений и детской поликлиники. Особая роль в этом союзе, конечно, занимают детские образовательные учреждения, так как сотрудники образовательных учреждений непосредственно сотрудничают с двумя другими сторонами.
В данной работе я также рассмотрела вопросы о профилактике некоторых заболеваний и предоставила план конкретных мероприятий, которые способствовали бы охране здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель моей работы – определить особенности охраны здоровья детей дошкольного возраста. Задачи: 1) определить проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях; 2) изучить обязанности сотрудников дошкольных образовательных учреждений в сфере охраны здоровья детей; 3) дать понятие медицинскому осмотру как одному из способов охраны здоровья детей дошкольного возраста; 4) рассмотреть способы профилактики некоторых детских заболеваний; 5) составить план мероприятий по охране здоровья детей дошкольного возраста с привлечением ДОУ, родителей и детской поликлиники.
    Проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос об охране здоровья детей дошкольного возраста включает следующие аспекты: особенности состояния здоровья современных дошкольников, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях, современные формы дошкольного образования и их медико-профилактическое обеспечение, современные профилактические и оздоровительные технологиии в детском саду, закономерности роста и развития современных детей дошкольного возраста в разных условиях их жизнедеятельности.
Наиболее актуальные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:
- состояние здоровья дошкольников и особенности его формирования в современных условиях;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей дошкольного возраста;
- современные формы дошкольного образования и их медико-профилактическое обеспечение;
- медико-психолого-социальная помощь детям с отклонениями в развитии и особыми потребностями;
- новые технологии профилактики нарушений и заболеваний, оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- двигательная активность и оздоровительная физическая культура дошкольников;
- медико-психолого- педагогические и психофизиологические вопросы готовности детей к школе;
- гигиенические проблемы инклюзивного и дополнительного образования дошкольников;
- социализация детей дошкольного возраста, особенности их адаптации на разных этапах развития;
- семья и ее роль в развитии и формировании здоровья детей дошкольного возраста;
- сетевое взаимодействие и его ресурсное обеспечение в реализации проектов по охране здоровья детей дошкольного возраста;
- мониторинг здоровья дошкольников и оценка эффективности здоровьеформирующей деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- развитие здоровьеформирующих компетенций медицинских и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

2. Охрана жизни и здоровья детей.
2.1. Обязанности сотрудников детского дошкольного учреждения.
Медицинское обслуживание дошкольных учреждений возложено на врачей поликлиник, а также медицинских сестер. Однако заведующий, являясь руководителем учреждения, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, поэтому он призван работать в тесном контакте с медицинским персоналом.
Заведующий должен знать, какие мероприятия и в какие сроки намечается провести во вверенном ему учреждении, какая помощь педагогов и других сотрудников может быть при этом необходимой. Вместе с педагогами и медицинскими работниками он анализирует данные плановых осмотров, помогает воспитателям групп установить в случае необходимости индивидуальный режим для некоторых детей, продумать меры закаливания, провести консультацию для родителей и т. д.
Заведующий обязан строго следить за выполнением инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, а также за повышением квалификации персонала и санитарно- просветительной работой.
Перед выездом на дачу заведующий совместно с медицинским персоналом обращает особое внимание всех сотрудников на необходимость профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения отравлений ядовитыми растениями, детского травматизма.

2.2. Медицинский осмотр детей в дошкольных учреждениях.
Целью медицинских осмотров является оценка функционального состояния отдельных органов, систем и всего организма в целом у детей, своевременное выявление отклонений и организация оздоровительных мероприятий.
Нормальная прибавка в весе и увеличение длины тела, развитие статических (двигательных) качеств, а также органов чувств и психических функций - это те процессы, измерение и оценка которых входят в сферу врачебного контроля.
Врач дошкольного учреждения осматривает детей в возрасте до 6 мес.- 1 раз в 10 дней; от 6 мес. до 1 года - 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет- 1 раз в месяц; от 3 лет и старше - 1 раз в 3 месяца. Детям первого года жизни антропометрия (вес, рост, окружность грудной клетки, окружность головы) проводится ежемесячно, детям второго и третьего годов жизни - ежеквартально, детям старше трех лет - один раз в полугодие.
Во время каждого осмотра врач оценивает физическое (по местным стандартам), нервно-психическое развитие и состояние здоровья ребенка. При этом он фиксирует те изменения, которые произошли с момента предыдущего обследования. В истории развития или индивидуальной карте ребенка подробно отмечаются все назначения (режим, питание, физическое воспитание, закаливающие процедуры, лечебно-оздоровительные мероприятия). Назначение соответствующего режима осуществляется совместно врачом и педагогом дошкольного учреждения.
Результаты обследования и оценка состояния здоровья ребенка должны быть сообщены воспитателям группы. Эти данные, сведения, полученные от родителей, и результаты своих наблюдений воспитатель использует при составлении педагогической характеристики на ребенка.
Для ребенка раннего возраста характерны значительные темпы прибавки веса и энергичные процессы роста. Организм ребенка очень чутко реагирует на любое изменение внешней среды. Наиболее чувствительным является вес ребенка. При любом заболевании замедляется темп нарастания веса. Самой стабильной величиной является рост, но при длительных заболеваниях он замедляется. Поэтому контроль за физическим развитием ребенка позволяет судить об эффективности лечебно- профилактических и оздоровительных мероприятий и вовремя зафиксировать изменения в состоянии здоровья ребенка.
Антропометрию детям ясельного возраста проводит воспитатель, детям дошкольного возраста старшая медицинская сестра.

2.3. Профилактика нарушений осанки (сколиоза) у детей.
Заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности сколиоза, у детей занимают одно из лидирующих мест и в 90% случаев являются приобретенными. Причины его развития разнообразны, но все они приводят к одному – прогрессирующему нарушению осанки.
На формирование правильной осанки основное влияние имеет тот образ жизни, который ведет человек, хотя изначально осанка предопределяется наследственностью. Осанка начинает формироваться с раннего детства и к 14 годам завершается ее становление, после чего исправить ее нарушения консервативными методами не удается.

2.4. Профилактика заболевания почек у детей.
Существует много видов заболевания почек, которые могут повстречаться у детей. Маленький организм очень тяжело переносит проблемы работы почек, поэтому лучше их не допустить, чем лечить.
Особое внимание на профилактику почечных болезней следует обратить родителям, которые сами страдают этим недугом. В таком случае, нужно регулярно водить малыша к врачу и сдавать анализы, а дома внимательно наблюдать за поведением ребенка, за частотой мочеиспускания, цветом и прозрачностью мочи.
2.5. Профилактика отита у детей.
Среди множества проблем отолоринголического профиля особое место в вопросах профилактике у детей отводиться предупреждение отита. В большинстве случаев родители не уделяют должного внимания, когда у ребенка появляется насморк, считая, что любой насморк, который лечат либо нет, пройдет за 7 дней. При скоплении достаточно большого количества жидкости, происходит давление на среднее ухо, приводящее к отиту среднего уха. Однако это является заблуждением, последствия которого могут привести к серьезным проблемам со слухом у ребенка, начиная от частичной потери остроты слуха до полной глухоты. В связи с этим необходимо своевременно начинать лечение насморка у детей, предварительно проконсультировавшись с врачом – отоларингологом. Лечение следует начать с момента появления заболевания.
2.6. Профилактика заболеваний крови у детей.
Кровь - является жидкой тканью, которая непрерывно движется по сосудам и состоит из плазмы и взвешенных клеточных элементов, которые делятся на красные и белые (эритроциты и лейкоциты). Основные функции эритроцитов – это транспорт кислорода и углекислого газа. Лейкоциты же выполняют функцию защитников организма. Кроме того, в крови содержится тромбоциты - кровяные пластинки, функцией которых является обеспечение свертываемости крови. Абсолютно любое заболевание крови – это всегда серьезно.
3. Болезнетворные микробы и защитные свойства организма.
Причиной неинфекционных болезней детей может быть недостаточное или неправильное питание (гипотрофия, диспепсия), отсутствие в пище необходимых витаминов (рахит, цинга и др.), физические факторы – сильное охлаждение, перегревание, травмы, отравления и пр. Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными (патогенными) микробами – мельчайшими растительными и животными организмами, видимыми под микроскопом.
Проникая в организм человека, болезнетворные микробы начинают быстро размножаться и в результате жизнедеятельности выделяют яды-токсины, которые, поражая клетки и ткани, вызывают болезненные симптомы.
Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ – лизоцим. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. Если же все болезнетворные микробы прорывают защитный барьер и прорывается в ткани организма, то на их пути возникает воспалительный процесс – сложная защитная реакция, в результате которой микробы или погибают, или вследствие образования фиброзной соединительной ткани, которая окружает очаг воспаления, изолируются от здоровых органов. Если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Но и в крови существует защитное вещество – алексин.
Все эти защитные приспособления имеются в каждом здоровом организме. Голодание, особенно уменьшение в пище достаточного количества белков и витаминов, переутомление, тяжелые переживания, нарушение режима резко снижают защитные свойства организма. Правильный распорядок жизни, регулярное пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, веселое, жизнерадостное настроение способствуют повышению этих свойств.

3.1. Иммунитет.
Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными – антигенными – свойствами. Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Под влиянием инфекционных заболеваний ткани организма приобретают определенную устойчивость к микробам и их ядам. Возникает так называемый тканевый иммунитет. Также существуют послеинфекционный естественный иммунитет, бытовой иммунитет и врожденный естественный иммунитет.
Невосприимчивость к тому или иному заболеванию можно создать искусственно, вводя в организм здорового человека вакцину (убитые или ослабленные микробы), анатоксин (ослабленный яд микробов), сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.
При вакцинации – введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов – организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит название активного.
При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их переработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называется пассивным.
На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2-3 недели после введения сыворотки. Поэтому вакцины в большинстве случаев применяют тогда, когда необходим иммунитет, способный предохранять организм от заражения на длительное время. Сыворотки же чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.
3.2. Прививки.
При многих инфекционных заболеваниях искусственная иммунизация (прививки) является основной мерой профилактики.
У нас в стране прививки проводят против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, свинки, гриппа. Перед прививкой врач осматривает детей, выявляет, нет ли у них противопоказания к ней.
Пути введения прививочного материала в организм ребенка различны: накожно, подкожно, внутримышечно, через рот или нос.
Наилучший эффект от прививок против коклюша, дифтерии получается при повторных (через небольшие интервалы) введениях прививочного материала. После прививки создается искусственный иммунитет различной длительности (от 1 гола до 5 лет). Для поддержания иммунитета на достаточно высоком уровне через определенные сроки (чаще 2-3 года) проводят ревакцинацию (повторение прививки).
В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок в предупреждении инфекционных заболеваний.
Активная иммунизация иногда сопровождается послепрививочными реакциями. Различают общую, местную и очаговую реакции.
Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры: иногда она имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.
Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.
И общая и местная реакции обычно быстро проходят и легко переносятся. Однако при появлении болезненных симптомов у подвергшегося прививке ребенка его следует обязательно показать врачу. Такая консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания – очаговая реакция (ревматизм, воспаление среднего уха, почек и др.)
Поскольку дети, переболевшие незадолго до очередной прививки каким-либо острым заболеванием, могут дать на нее более сильную реакцию и при этом у них вырабатывается недостаточный иммунитет, работники дошкольного учреждения о таких детях должны поставить в известность врача.
4. Содержание, формы и методы работы с родителями по формированию здоровья детей.
В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Но вместе с тем, здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии.
Как показали результаты специального изучения, из 273 обследованных врачами детей у 255 имеются те или иные отклонения в здоровье.
Анализ полученных данных позволил врачам установить, что генетический (наследственный) анамнез у 67% детей отягощен сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями.
Биологический анамнез (течение беременности и родов) был отягощен практически у всех детей. Данные анамнеза свидетельствуют о высоком уровне подверженности детей различного рода заболеваниям.
У половины обследованных детей были выявлены отклонения в физическом развитии в виде пониженного роста и дисгармонии за счет избытка или дефицита массы тела, а также некоторые соматические признаки, которые являются предвестником нарушения осанки.
Кроме того, у многих детей выявлено плохое развитие мускулатуры, что объясняется специалистами как недостаточное развитие мышечной ткани на уровне закладки. Результаты обследования стопы детей также неутешительны. Только у 40% детей полноценно сформирован свод стопы, у остальных стопа уплощенная или плоская.
Результаты обследования показали, что 50% детей относятся к категориям часто болеющих. При организации оздоровления этих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения встает вопрос о необходимости подбора или специальной разработки программ, которые учитывали бы индивидуальный темп развития, а также позволяли регулировать нагрузку при проведении различных медицинских и оздоровительных процедур.
Было установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка оказались родители. На втором месте – педагоги. Наиболее полными данными о состоянии здоровья детей располагают врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии.
В первую очередь это связано с тем, что дети не получают своевременную медицинскую помощь и для них не создаются необходимые условия в семье по выполнении режима дня, закаливанию, питанию и т.п.
Режим дня в подавляющем большинстве семей не выполняется. Пренебрежительное отношение родителей к режиму дня приводит к серьезным негативным последствиям. Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется повышенная утомляемость, вялость, или, напротив, повышенная возбудимость.
С целью изучения использования закаливания в семье было проведено анкетирование 269 родителей. Результаты анкетирования представлены в приложении 1.
Информацию закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике и 12% - при чтении специальной литературы и только 25,7% - в детском саду.
Для сравнения можно рассмотреть данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступление в дошкольное образовательное учреждение (Приложение 2).
Доля родителей принимающих активное участие в закаливании своих детей возрастает после поступление в ДОУ. Также расширяется номенклатура процедур, которые применяются родителями.
Анализ таблиц позволяет установить, какие виды закаливания предпочитают родители: это прогулки и хождение босиком по полу, т.е. родители стремятся использовать наименее трудоемкие процедуры.
Таким образом, педагогам и медицинским работникам следует изменить методы работы с родителями. Необходимо отказаться от общих рекомендаций типа «Надо закаливать ребенка!», а осуществлять аргументированное убеждение, в основе которого должны лежать показатели состояния здоровья конкретного ребенка.
В настоящее время работа по сохранению и укреплению здоровья детей проводится не в полной мере и связана с отсутствием взаимодействия учреждений образования и здравоохранения. Следует ввести единую медико-педагогическую документацию, обеспечивающую полноту и достоверность информации о ребенке в рамках преемственности между этими ведомствами.
Родители должны иметь на своего ребенка паспорт, в котором будет представлен биологический и социальный анамнез, с учетом которого должны осуществлять работу другие специалисты.
Для более эффективной реабилитации детей с нарушениями здоровья необходимо начинать профилактическую и коррекционную работу как можно раньше: ребенок может посещать оздоровительные мероприятия в детской поликлинике или ДОУ вместе с мамой еще до поступления в детский сад.
Особое внимание следует уделить взаимодействию ДОУ с семьей. Соучастие педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая, психологически проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих родительских прав. Следовательно, в работе ДОУ с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества.
При организации работы по оздоровлению детей в первую очередь должна быть установлена связь с детской поликлиникой. На основе это сотрудничества рассмотреть направления работы с родителями по формированию здоровья детей и спрогнозировать ожидаемые результаты.

Направление деятельности Ожидаемый результат
Совместно со специалистами детской поликлиники провести анализ состояния детей Прогноз состояния здоровья. Разработка паспорта «здоровье и развитие ребенка», в котором будут представлены показатели, на основании которых родители смогут контролировать состояние здоровья и развитие своего ребенка
На базе ДОУ организовать консультативный пункт для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей)
Создать на базе детской поликлиники пункт по оказанию адресной медицинской помощи Профилактика ранних заболеваний
Определить приоритетные направления по оздоровлению детей (бассейн, физиотерапевтический кабинет, физкультурный зал, прогулочные группы и т.п.), в которых заинтересованы родители
и т.д.................


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

«Организация работы воспитателя по обеспечению охраны жизни и здоровья, по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ»


Введение


На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. В вопросах профилактики травматизма родителям нужно оказывать всестороннюю помощь. В программе родительских лекториев, школ, университетов и факультетов здоровья при всем разнообразии тем делается особый акцент на формировании у родителей травматологической настороженности. Следует проводить разъяснительную работу среди родителей, которые считают, что несчастные случаи с детьми бывают редко, и несерьезно относятся к профилактическим мероприятиям. Родители должны понять, что действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку, подростку надо объяснить детально. В выработке у подростка навыков осмотрительного поведения большую роль играет положительный пример взрослых. Поэтому необходимо всемерно повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей за воспитание детей.

Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач.

Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них - ребёнок. Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, беспомощными в большой массе людей и потому нуждаются в особом внимании и заботе.

Забота о защите детей - дело не только родителей, по и всех административных, хозяйственных и общественных структур государства.

В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей. Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком. Правила охраны жизни и здоровья детей являются обязательными для исполнения детскими дошкольными учреждениями независимо от ведомственной подчиненности. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. Так, академик Юрий Евгеньевич Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно - психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня). В дошкольном детстве изменяется формула белой крови: кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого, поэтому развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы. Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.

Проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях особенно актуальна. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения.

Поведение взрослых в быту определяется рядом привычек и действий, которые человек выполняет автоматически, не задумываясь. Однако, когда в доме появляется малыш, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Надо прямо сказать - маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых.


1. Теоретические основы обеспечения охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста и сотрудников ДОУ


1.1 Работа по профилактике травматизма


Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

Большое внимание уделяется ознакомлению педагогов со статистикой травмирования детей, проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.).

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Основные черты, характеризующие детский травматизм, - распределение по полу и возрасту, видам травматизма - остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60-68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% - в помещениях.

Проранжировав причины детского травматизма, мы выявили следующее:

) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

) На второе место по частоте встречаемости - травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

) На третьем месте - травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

) на четвертом месте - травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм. Мы выявили, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши…

Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы ДОУ по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Главная цель этой работы - создание условий для предупреждения детского травматизма.


1.2 Профилактические мероприятия в ДОУ


Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно. Было выявлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В ясельном возрасте (1-3 года) основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием навыков, а также умением ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для профилактики травматизма в этом возрасте.

Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых

Для детей дошкольного возраста (4-6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода - появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой - активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

Принципы реализации профилактических мероприятий

Разработка и реализация мер профилактики отклонений в состоянии здоровья детей должна строиться с учетом следующих принципов:

Комплексный подход к осуществлению профилактических мероприятий, предполагающий совместную работу администрации ДОУ, воспитателей, медицинского персонала, психологов и родителей;

Осуществление преемственности в работе ДОУ и детской поликлиники;

вовлечение родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребенка;

Реализация профилактических мероприятий с учетом результатов профилактических осмотров воспитанников ДОУ, направленных на выявление ранних признаков нарушений здоровья;

Анализ всей имеющейся информации (о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии, влиянии факторов среды в ДОУ и семье, а также воспитательно-образовательного процесса на здоровье детей) для выделения приоритетных направлений профилактической работы;

Непрерывность проведения профилактических мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении;

интеграция программы профилактики ввоспитательно-образовательный процесс;

Проведение мероприятий, направленных на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия среды ДОУ, режима и условий воспитания и обучения детей;

Периодическая оценка эффективности проводимой профилактической работы (снижение острой заболеваемости и заболеваемости по результатам профилактических осмотров; улучшение показателей физического развития детей, улучшение самочувствия дошкольников).

Правильно организованные профилактические мероприятия в ДОУ могут стать действенными мерами по охране здоровья дошкольников, т.к. здоровье, обучение и воспитание - неотъемлемые части единого процесса формирования здоровой, полноценной личности ребенка.


1.3 Работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей


Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости - чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки (перед летним оздоровительным периодом, перед началом учебного года). Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

Весенний, летний и осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от сосулек крыши здания, от снега дорожек, детских площадок, ступенек крыльца. Проводится посыпание песком.

Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек), смена игрового оборудования в связи с сезонными изменениями.

Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Инструктор ЛФК и инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения.

Заведующей ДОУ проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей:

«Инструкция по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста», «Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста», «Инструкция по охране жизни и здоровья детей во время экскурсий за пределы детского сада», «Инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Инструкция по профилактике травматизма и оказанию первой помощи», «Инструкция по предупреждению отравления детьми ядовитыми грибами и растениями» и др.

На педагогических советах рассматриваются вопросы по безопасному проведению физкультурных мероприятий в ДОУ», «Организация безопасной зимней прогулки».

На производственных совещаниях проходит анализ работы по профилактике травматизма и создания безопасных условий пребывания детей в ДОУ, консультирование воспитателей и обслуживающего персонала по профилактике травматизма в ДОУ, профилактике гриппа, ОКИ, оказание первой помощи детям при различных видах травм.

Воспитателями в группах созданы уголки безопасности, в которых имеются настольные и дидактические игры, альбомы, плакаты, раскладушки, макеты дорог, иллюстративный материал по обучению детей безопасному поведению. Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм:

а. Непосредственно образовательная деятельность - коммуникация, познание, художественное творчество (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

б. Беседы («Осторожно «Дорога»», «Внимание - Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»).

в. Целевые прогулки к проезжей части, экскурсии по улицам города.

г. Встречи с инспектором ГИБДД, прогулка в пожарную часть.

д. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные).

е. Конкурсы рисунков, просмотр мультфильмов.

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:

расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;

формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;

обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное - убедительным и запоминающимся.

Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.


2. Практическая работа по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста, их родителям и сотрудникам ДОУ


2.1 Мероприятия с сотрудниками и персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма


Любой воспитатель или сотрудник ДОУ несет ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, поэтому должен соблюдать ряд правил:

.При проведении выходов на мероприятия вне помещения ДОУ ответственный воспитатель обязан отвечать за соблюдение правил безопасности детей на улице и в местах досуга, учреждения.

.В жаркое время не допускать перегрева детей. Дети должны носить легкие головные уборы. Солнечные ванны проводить только под наблюдением старших воспитателей.

.Выдача лекарств разрешается только по назначению врача.

.Лекарства, дезинфицирующие средства, предметы бытовой химии, моющие средства спички следует держать в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. Электропроводка должна быть изолирована, электророзетки, электроприборы - недоступны для детей.

.Необходимо следить за тем, чтобы дети без разрешения воспитателей / патронатных воспитателей не ели никаких растений (ягод, грибов, травы).

.Воспитатели должны строго соблюдать Правила пожарной безопасности. Каждый сотрудник детского сада должен знать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара. При изменяющихся условиях (выезд на отдых, переезд в другое помещение и т.п.) план эвакуации детей должен быть пересмотрен и известен каждому работнику детского сада.

.Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя.

Запрещается:

.Вбивать гвозди на уровне глаз детей;

.Впускать в помещение детского сада посторонних лиц без предъявления официальных документов, подтверждающих личность и право посещать детей.

.Обо всех несчастных случаях ставить в известность директора и ответственного за работу по охране труда.

Заведующий ДОУ и заместитель по безопасности проводят инструктажи по охране труда и здоровью детей;

Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и выездных мероприятий за пределами детского сада;

Инструктаж «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»;

Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма;

Проведение деловой игры «Дорожные знаки»;

Проведение консультаций «Оказание первой помощь», «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников»;

Круглый стол «Безопасность ребенка на дороге»;

Анкетирование.

Практическая часть курсовой работы включает в себя составление вопросов:

.Нами были составлены вопросы для беседы с методистом МАДОУ №5 с целью определения работы в ДОУ по профилактике травматизма

Цель беседы: Определения работы в ДОУ по профилактике травматизма

Вопросы для беседы с методистом:

.Какие у Вас проходят занятия по профилактике детского травматизма?

.Ведете ли Вы беседу с детьми для предупреждения травматизма?

.Разрабатываете ли программы и материалы, связанных с организацией работы по профилактике травматизма детей?

.Бывают ли беседы с родителями?

.Часто ли у Вас в детском саду случался травматизм ребенка, и какие были дальнейшие действия, чтобы не было повтора?

.Часто ли проводите анализ состояния травматизма детей во время нахождения их на территории?

Вывод: В процессе беседы мы узнали, что в данном детском саду проходят мероприятия по охране детского здоровья и профилактике травматизма, Методисты ДОУ ведут беседы с родителями, чтобы и дома дети не получали травмы. Исходя из этого мы можем сказать, что в ДОУ делается все, чтобы наши дети были в безопасности

.Нами были составлены вопросы для беседы с медицинской сестрой МАДОУ №5 по вопросу оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ

Цель беседы - узнать какие действия делает медицинская сестра, для оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ.

Вопросы для беседы с медицинской сестрой.

Достаточно ли у вас материала для оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ

Как часто у вас обновляется материал?

Легко ли доступный материал?

Как вы поведете себя в стрессовой ситуации, когда нужна будет медицинская помощь?

Организовываете медико-педагогический контроль над качеством и интенсивностью физических нагрузок для детей на занятиях физкультуры?

Вывод: В процессе беседы мы узнали, что в медицинском кабинете есть весь нужный материал, для оказания первой медицинской помощи; Медицинская сестра высококвалифицированный работник; Дети получают нагрузку соответствующую возрасту, что уменьшает вероятность получения травм.

Составления конспекта «Охрана и безопасность нашей жизни».

.Защитить детей от различных опасностей, которые подстерегают их в быту;

.Обеспечить безопасность учащихся (ПДД);

.Охранять здоровье детей;

.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Физическое, духовное и психическое здоровье - факторы, определяющие здоровье человека.

Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.

Отдых, среда природного окружения: игры, спорт, труд, познавательная деятельность.

Забота об окружающей среде и здоровье; соблюдение режима дня.

Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.

Я предлагаю два варианта выполнения поставленной цели:

.Тематические занятия на тему «Дорога закалки»

.Тематические занятия на тему «Юный пешеход»

План выполнения заданий смотреть в приложении 1

Благодаря этим занятиям, мы выполним поставленные нами цели. Так же можно провести с детьми праздник «Дорожная Азбука».


2.2 Система профилактических мероприятий с дошкольниками и родителями по профилактике детского травматизма

травматизм дошкольный профилактика родитель

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это:

Занятия: ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация);

Беседы («Осторожно «Дорога», «Внимание - Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»);

Целевые прогулки;

Встречи с интересными людьми (в т.ч., мед. работниками), включая их рабочее место;

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

Праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН;

Конкурсы, городские акции;

Просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей.

Чтение детям сказок (Приложение 3)

Так же можно провести занятие «Дорожка здоровья», которое поможет научить детей заботиться о своём здоровье; совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены; объяснить детям необходимость витаминов для человеческого организма; формировать навыки полного ответа на вопросы, не перебивать друг друга; цветотерапия; развитие мышления, памяти.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Для работы с родителями используют следующие методы:

.Проводят консультации для родителей

Анкетирование

Беседы

.Проводят день открытых дверей

.Проведение различных тестов.

.Разработка буклетов для родителей

Консультации помогают предотвратить травматизм детей. Вот примеры некоторых консультаций для родителей по обеспечению охраны жизни и здоровья детей:

Консультация «Зимние травмы» (приложение 5)

Консультации для родителей «Ребёнок на даче» (Приложение 6)

Консультация для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» (Приложение 7)

Также можно проводить анкетирование родителей. Были составлены несколько примеров анкет. (Приложение 8)

Нами были составлены вопросы для беседы с родителями по вопросу обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Цель беседы - Понять, что делают родители для обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для беседы с родителями.

.Бывали ли у Ваших детей травмы и какую медицинскую помощь Вы им оказали?

.Знаете ли Вы правила безопасности для детей?

.Как часто Вы проводите время со своим ребенком?

.Ведете ли Вы беседы с ребенком о правилах дорожного движения?

При беседе с родителями становится ясно, что родители знают как обеспечить охрану и защиту жизни и здоровья детей.


Заключение


Анализ теоретической и методической литературы, а так же практический опыт работы в ДОУ позволяет нам сделать некоторые выводы:

.Что ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей. Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

.Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

.На первый взгляд кажется, что травма ребенка - явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.

.Уже начиная с дошкольного возраста, необходимо в самой простой и игровой форме детей начинают обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В детских садах, школах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются. Все разъяснения детям даются с учетом их возрастных и психологических особенностей. Ни в коем случае нельзя вызывать своим поведением и разговорами у детей страх.

.Учителя, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал детских садов должны твердо знать свои обязанности на случай аварии или пожара вблизи учебного заведения, стихийного бедствия, место укрытия детей, маршрут следования к нему. Для этого во всех образовательных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.

.Взрослые, прежде всего родители, учителя, учебно-воспитательный состав, персонал детских дошкольных учреждений, обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Подготовка взрослых заключается в изучении своих обязанностей.


Литература


1.Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности Издательство: «Дашков и К», 2008

2.Андреев Ю.А. Откровенный разговор. - М.: Просвещение, 1986.

.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н; А. Прокопенко, Г.В.

.Волков М., Морозова Е., Рудякова Т. Преградить путь травмам. М., 2008

.Гуськов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

.Григорович Л. Детский травматизм и его профилактика / Начальная школа. 2007. №7.

.Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста // Медицинская сестра. 2008. №8.

.Григорович Л. Санитарное просвещение по профилактике детского травматизма // Гигиена и санитария. 2008. №7.

.Григорович Л. Это надо знать родителям // Дошкольное воспитание. 2009.

.Дамье Н. Оберегайте детей от несчастных случаев. М., 2009.

.Дурнов Л. Опухоли у детей. М., 2009.

.Кистяковская М. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 2010.

.Ковалев А. Психология семейного воспитания. Минск, 2009.

.Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. - М., 2008

.Студеникин М. Книга о здоровье детей. М., 2010.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Работа администрации ДОУ по безопасности и охране жизни

и здоровья детей.

Руководитель МБДОУ № 36

Аверкина Н.В.

Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи ОУ.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые ДУ в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты :

    Охрана жизни и здоровья детей

    Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм .

Действия руководителя ДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:

    Целенаправленная деятельность родителей, всех сотрудников ДОУ в вопросах безопасности детей, освоения ими соответствующих умений навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.

    Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

    Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

    Создание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

    Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

    Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

    Профилактика производственного травматизма;

    Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

    Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»

    Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

    Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города

    Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего ДОУ - это прежде всего:

    Нормативно-правовое обеспечение

    Научно-методическое сопровождение

    Аттестация рабочих мест по условиям труда

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.

Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями :

    Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ.

    Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).

    Пожарная безопасность.

    Антитеррористическая защита.

    Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ , РЕШАЕМЫЕ В ДОУ.

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса:

    В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.

    Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию сотрудников и воспитанников д/с при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (положения, инструкции, лекции, памятки,…) .

    Разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищённости).

    Ведется профилактическая работа с персоналом и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т.ч. проведение:

    учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации;

    занятий, досугов, бесед по ОБЖ с воспитанниками.

    Оформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.

    Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.

    Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.

    В детском саду разработана Программа обучения по охране труда и обеспечению безопасности работников ДОУ.

    Планируется в 2012 г. установить на входной двери домофон.

    Озабоченность вызывает наличие травматизма у воспитанников в ходе воспитательного процесса. И хотя травмы происходят в результате случайных стечений обстоятельств, преднамеренных или непреднамеренных действий детей (столкновения во время бега, падение во время игр, прищемление конечностей, бросание друг в друга предметов)- единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ .

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

    Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

    Противопожарный режим.

    План противопожарных мероприятий.

    Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.

    Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.

    Установлена системы оповещения о пожаре.

    Проводятся работы по замерам сопротивления.

    ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

    За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно-технического минимума.

    Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.

    Проводится огнезащитная обработка сгораемых конструкций.

    Заменены планы эвакуаций.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА .

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:

    Установлено межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.

    Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.

    Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

    Изготовлены макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения.

    Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице. Большинство же родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта.

ВЫВОД: Понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только: организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы,

    транспортный и бытовой травматизм,

    недостаточно защищенные условия труда и учебы,

    незаконное вторжение в личное и информационное пространство,

    но и террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью.

    Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них.

Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.администрацииИнструкция

ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности , охране жизни и здоровья воспитанников... лейку, воду в ведрах до 2–2,5 кг и работать не более 10 мин; ... обеспечить безопасность детей ; - убедиться в отсутствии опасности ситуации; - сообщить администрации о случившемся...