Автономная некоммерческая организация "центр социокультурной аналитики". Проект "формирование семейных ценностей и традиций, укрепление социального статуса семьи" Подготовить проект семейное законодательство укрепляет семью

10:56 — REGNUM Кандидат юридических наук, адвокат и эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр 2 декабря представила юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Юрист передала его в редакцию ИА REGNUM .

По мнению эксперта, представленный законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала уголовного и административного права, противоречит принципам семейного права, имеет коррупциогенный характер, создает предпосылки для разрушения института семьи и в итоге приведет к обострению социальных противоречий и дестабилизации общества.

Швабауэр указывает, что представленные в документе определения понятий не выдерживают никакой критики и нарушают законы логики. Например, из текста законопроекта следует, что определение главного понятия закона «семейно-бытового насилие» фактически означает, что это «умышленное преступление, не содержащее признаков преступления» .

Кроме того, «физическое страдание», о котором идет речь в определении понятия «семейно-бытового насилия», согласно замыслу авторов документа, остается за пределами норм УК и КоАП, поскольку «не содержит признаков административного правонарушения или уголовного преступления» . Анна Швабауэр указывает: если учесть формулировки действующих статей УК и КоАП РФ, а также законы логики, то это фактически означает, что подобное «физическое страдание» не должно причинять боль.

«Что такое «физическое страдание», не причиняющее боли?» — задаётся вопросом эксперт.

Адвокат отмечает, что в случае «психических страданий» дело обстоит ничуть не лучше, поскольку законопроект предполагает, что речь идет о страданиях, не обусловленных «насильственными действиями» или принудительным воздействием на кого-либо со стороны членов семьи.

«То есть, если один из родственников поет песню, которая другому причиняет чувство печали или тревоги, то он совершает — согласно законопроекту — самое что ни на есть настоящее «семейно-бытовое насилие». Характерен случай из жизни, когда ребенок просит маму спеть лиричную песню, от которой, как мама знает, он будет плакать. Но ребенок настаивает на том, чтобы мама спела. Тут, как ни крути, мама совершает «семейно-бытовое насилие»: если она откажется петь, ребенок будет страдать, а если споет — он тоже будет страдать» , — пишет эксперт.

Анна Швабауэр указывает, что, таким образом, «любые споры между супругами, любые воспитательные меры по отношению к детям могут стать основанием для включения карательных механизмов закона» .

Адвокат отмечает, что в законопроекте есть также проблемы с определениями таких понятий, как «лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию», и «профилактика семейно-бытового насилия». Кроме того, серьёзную проблему представляет статья о «субъектах профилактики семейно-бытового насилия», которая не только не вводит никаких ограничений на вмешательство НКО в жизнь российских семей, но и даёт право и возможность индивидуальным предпринимателям зарабатывать на профилактике «семейно-бытового насилия».

Что касается одного из главных моментов документа — защитных предписаний, то, по мнению юриста, нормы законопроекта составлены таким образом, что если они начнут действовать, то любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределенный срок таких прав, как право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ).

«В случае принятия законопроекта его карательные суровые санкции могут быть применены абсолютно к любому человеку. Создается параллельная система уголовного права, в которой не работают базовые принципы уголовного права и процесса» , — отмечает адвокат.

Она также указывает, что зарубежный опыт применения законов о борьбе с семейным насилием доказывает несостоятельность механизмов законопроекта, а также то, что их будут использовать в манипулятивных целях, разрушая основы института российской семьи.

В итоге Анна Швабауэр приходит к неутешительным выводам:

«Согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи … недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав…»

Однако законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ», напротив, способствует вмешательству третьих лиц в дела любой семьи, препятствует примирению членов семьи (путем навязывания запретов общения). Соответственно, проект идет вразрез с принципами семейного права.

Законопроект противоречит также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р), которые указывают на необходимость укрепления социальной устойчивости семьи, на рост рождаемости.

Законопроект направлен на подрыв института семьи путем легализации неадекватного понятия «семейно-бытового насилия» и внедрения суровых санкций за обычные внутрисемейные отношения, в связи с чем он нарушает также Стратегию национальной безопасности (утв. Указом Президента № 683 от 31.12.2015 г.), согласно п.п. 76, 78 которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности».

С учетом вышеизложенного законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» следует оценить как юридически несостоятельный и крайне деструктивный для семьи и общества в целом».

Напомним, проект закона о профилактике семейно-бытового насилия был опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. Своё возмущение по поводу текста этого законопроекта уже выразили многие известные публичные фигуры.

История вопроса

Насилие - это не только применение физической силы к кому-нибудь, но и принудительное психологическое воздействие. Беззащитнее всех в этом вопросе дети, пожилые люди.

В России с февраля 2017 года уголовная статья 116 «Побои» была частично декриминализирована. После этого к уголовной ответственности привлекают только лиц, которые нанесли побои из хулиганских или экстремистских побуждений. Остальные граждане за те же действия несут административную ответственность. К уголовной ответственности их могут привлечь лишь при рецидиве.

В обществе несколько лет до этого шла дискуссия о том, что декриминализация статьи приведёт к всплеску семейно-бытового насилия. Статистика опровергла мнение. Сейчас же периодически в обществе поднимается вопрос о возвращении полной статьи в уголовный кодекс.

Проект направлен на решение проблем современной семьи, в том числе обеспечение интересов участников семенных отношений и сохранение традиционных семенных ценностей. Он является идейным продолжением Региональной программы по сохранению института брака и семьи, которую Центр социокультурной аналитики проводил в 2017 г. за счет средств региональной субсидии. Работа в рамках программы имела множество положительных отзывов со стороны государственных органов и общественности. Настоящий проект взял за основу опыт этой программы, при этом он обрел новую форму, наполнился целым рядом уникальных для региона мероприятий.
В рамках проекта будет работать Центр профилактики расторжения браков, где прием будут вести психолог и юрист-медиатор. Центр будет ориентирован на лиц, которые только планируют заключение брака и хотят подготовиться к предстоящей роли супругов, а также на тех, кто уже состоит в браке и столкнулся с различного рода проблемами.
Супружеские пары, испытывающие трудности в семейной жизни, смогут принять участие в индивидуальном семейном психологическом тренинге. На нем психолог поможет найти выход из проблемы, улучшить микроклимат в семье.
Кроме того, в рамках проекта будет организована система бесплатной юридической помощи для семей. Она будет включать личное и видео консультирование, подготовку юридически-значимых документов, а также правовой патронаж (правовое сопровождение в решении проблем, с которыми столкнулась семья, включая представительство интересов).
Среди основных мероприятий проекта также: организация социологического исследования, направленного на определение основных проблем современных семей; проведение просветительских мероприятий в городах области; распространение материалов, направленных на популяризацию института семьи в сети Интернет и др.
В рамках проекта будет проведена межрегиональная конференция по проблемам сохранения института семьи и брака. Участие в ней примут представители юриспруденции, НКО, законодательных органов и др. Будут также приглашены эксперты из регионов, имеющих успешную практику по сохранению институтов семьи и брака. По итогам конференции будет подготовлена резолюция, которая сможет стать основой для программ областного уровня в сфере здравоохранения, образования, занятости.
Особого внимания заслуживает подпроект «История одной семьи». В его основе – идея популяризации института семьи посредством представления историй образцовых семей региона. В рамках подпроекта будет проведена работа по отбору семей-участников. Среди критериев для отбора: образование социально-ответственной семьи, пример в укреплении института семьи и воспитании детей, супружеское долголетие и т.п. Истории 50 семей региона будут представлены в издании, которое будет презентовано перед общественностью и СМИ и передано в библиотечные учреждения области, органы власти, ведущие общественные организации региона. А в летние месяцы будут организованы одноименные фотовыставки с фотографиями семей, сделанных специально для проекта.

Цели

  1. Сохранение традиционных семейных ценностей
  2. Обеспечение интересов участников семейных отношений

Задачи

  1. Защита прав и интересов участников семейных отношений
  2. Популяризация института семьи, ответственного материнства и отцовства, крепкого брака
  3. Профилактика расторжения браков
  4. Проведение социального исследования целевых групп граждан
  5. Формирование предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения в сфере семейных отношений

Обоснование социальной значимости

Сегодня институт семьи переживает существенный кризис. Ценность и нерушимость семьи стали чем-то второстепенным, люди стали легкомысленно относиться к семейным отношениям.
Статистические данные показывают, что за последние несколько лет значительно возросло количество разводов. Наибольший процент разводов приходится на ранние браки. Зачастую заключение брака воспринимается как некая романтическая церемония, при этом готовности к семейной жизни и осознания своей роли в браке у молодых супругов нет.
Кроме того, изменились роли мужчин и женщин, многие «мужские» функции взяли на себя женщины, при этом множество семейных пар не может найти взаимопонимания в вопросах семейных финансов и выполнения бытовых задач, стоящих перед семьей, где оба супруга являются успешными в своих профессиях и имеют примерно равные доходы. Возникают конфликты по поводу «распределения функций» в семейном быте.
Еще одной проблемой современной семьи является снижение культуры воспитания детей. Родители зачастую не уделяют должного внимания развитию детей. Нередко дети в буквальном смысле передаются на воспитание бабушкам и дедушкам, либо вовсе остаются предоставленными самим себе. Отсутствие внутрисемейных традиций стало нормой. Многие родители не находят времени и желания на то, чтобы уделить детям выходные дни, организовать совместный вечерний досуг, заняться всей семьей спортом и т.п. занятиями, которые могли бы укрепить семью.
Нельзя недооценивать вред, который может быть причинен ребенку при расторжении брака родителей, особенно если это происходит в накаленной психологической обстановке, с конфликтами. В этой ситуации ребенок неминуемо претерпевает существенные психологические неудобства, а порой и серьезные психологические травмы.
При этом общество заинтересовано в прочности семейно-брачных отношений, поскольку именно такие условия наиболее благоприятны для рождения и воспитания детей. Жизнь в неполной семье может оказать сильное влияние на дисциплину ребенка и формирование личности. А родители, в одиночку воспитывающие детей, нуждаются в особой поддержке, для них семейные ценности должны играть не меньшую роль, чем в полноценной семье, при этом родитель, проживающий отдельно от ребенка, не должен быть лишен возможности участия в его жизни.

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 СК РФ.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права представляют собой определенные руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 СК РФ. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равенство мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <1>.

———————————

<1> См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

Примерно так же излагал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав <1>.

———————————

<1> См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность в заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <1>.

———————————

<1> См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 16 — 20.

В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, законность только гражданского светского брака, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей <1>.

———————————

<1> См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) точкам зрения, высказанным в разные периоды истории российского государства, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным, более того — необходимым. Рассматривать основные начала (принципы) семейного права и семейное законодательство нельзя в отрыве от того, что было ранее. Наше современное законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

Среди основных начал семейного законодательства названы:

1) необходимость укрепления семьи ;

2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи ;

3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав ;

4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав ;

5) добровольность брачного союза мужчины и женщины ;

6) признание только гражданского светского брака ;

7) равенство прав супругов в семье ;

8) приоритет семейного воспитания детей ;

9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи ;

10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <1>.

———————————

<1> К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопросов о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами и, соответственно, о количестве таких начал (см., например: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 310 — 315).

На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, который писал: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» <1>. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга» <2>.

———————————

<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

<2> Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

Так, В.И. Синайский писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» <1>.

———————————

<1> Синайский В.И. Указ. соч. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре обязательства любить и уважать других членов семьи, как невозможно обеспечить данное обязательство санкциями или создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанности по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права или о необходимости признания семьи субъектом права <1>, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи, и т.д.

———————————

<1> См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

Среди принципов семейного права в п. 3 ст. 1 СК РФ упоминается разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Как представляется, это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с правовой точки зрения обеспечить торжество взаимного согласия попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в семейные дела? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из членов семьи участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. 69 , 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» свою волю членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав . В соответствующей части ст. 1 СК РФ по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации прав, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям прав, и т.д.

Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом , а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом , — государственными органами или органами опеки и попечительства. Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И неважно, от кого исходит давление и руководствуясь какими соображениями его осуществляют, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (далее — загс). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов. В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в загсе. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует. Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно исчезли права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) <1>.

———————————

<1> См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно и исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) — равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. 31 — 39 и др.).

По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей Семейного кодекса (см., в частности, ст. 54 , 55 , 63 , 121 — 123 ).

Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65) . Родители могут быть лишены родительских прав (ст. 69 — 70 ). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71) и т.д. и т.п.

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85) . Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87) . Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89) , и т.д. и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно в семейном законодательстве запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности (п. 4 ст. 1 СК).

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 4 ст. 1 СК). «Истоки» данного правила находятся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Понятие семейного законодательства

Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.

При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.

Консультация юриста по разделу имущества юридической группыСервиса бесплатных юридических консультаций выиграет семейное дело с гарантией результата!

Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:

  • изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
  • отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.

Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.

Принципы семейного законодательства

Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:

  • раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
  • определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
  • устанавливают основы конституционного строя.

Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования. При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи. Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.

Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях. К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе. Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.

Какие цели преследует законодатель, регулируя семейные правоотношения?

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:

  • укрепление семьи;
  • недопустимость вмешательства в дела семьи.

Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.

Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.

Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.

Состав семейного законодательства

Источники семейного права выступают формой внешнего выражения правовых положений, закрепляют их в документах. В состав семейного законодательства введены нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 1993 года. В статье 7, п. 2 закон определил принцип помощи российским семьям со стороны государства. Кроме определения компетенции центра и регионов, Конституция содержит ряд правовых установлений, который находят свое отражение в нормативно-правовых актах. Например, это статьи 19, 38, которые закрепляют равенство обоих полов в правах и свободах, а также обязанность родителей воспитывать детей, равно как обязанность детей, достигших 18 лет, по содержанию родителей.

2. Семейное законодательство, Семейный Кодекс (№223-ФЗ) определяет:

  • основные принципы;
  • порядок заключения и расторжения брачных отношений;
  • полномочия родителей по отношению к детям (в том числе и усыновленным);
  • ответственность родителей;
  • применение норм к правоотношениям, участниками которых выступают иностранные граждане или апатриды;
  • порядок судебной защиты.

Семейное законодательство от предшествующих законов отличают новые положения, введенные одновременно с законом: об алиментах, порядок заключения брачного договора, интересах детей в приемных семьях.

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права:

  • 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
  • №124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • ГК РФ от 1994 года;
  • 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Из источников семейное законодательство следует выделить гражданский кодекс РФ (№51-ФЗ). В Семейном Кодексе можно увидеть отсылочную норму (ст.4), которая указывает на ГК РФ в случае, если правоотношения невозможно урегулировать при помощи СК РФ.
Подзаконные акты федерального уровня также нельзя оставлять без внимания, в частности, Указ Президента РФ от 1996 года (№712), определяющий направления семейной политики, кроме того, на Постановления высшего исполнительного органа власти и другие.
К источникам следует причислить договоры, заключаемые на международном уровне. Россия является участником Конвенций (О правах ребенка), Всеобщей декларации прав человека и т.д.

3. Международное право. Положения международных договоров имеют приоритет над национальными нормами. Если в международном документе установлен иной порядок, чем тот, который определяет национальное семейное законодательство, применяются положения международного права.

Нормативные акты по семейному праву

Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок - 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).

Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.

Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.

Какие правоотношения семейное законодательство регулирует

СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов. Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам.
Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона. Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права.
Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Другие акты семейного права

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики".
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 686 "Об утверждении правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала.
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".