Муниципальные выборы в году. Становитесь народными кандидатами на выборах муниципальных депутатов

Статья 33. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления

1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями (группой избирателей) соответствующего избирательного округа, избирателем путем самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.

2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование; основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий), занимаемая должность; сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номеров и наименований статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации; гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через пять дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в муниципальной избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соответствующими и нижестоящими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.

3. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается за шестьдесят дней и заканчивается за тридцать дней до дня голосования.

4. Все выдвинутые в установленном настоящим Законом порядке кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях организации выдвижения, сбора подписей избирателей, представления документов в муниципальную избирательную комиссию для регистрации.

5. Под использованием преимущества должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых, государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
5) проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

6. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами городского, районного Собрания представителей, выдвинутыми кандидатами в депутаты, своих обязанностей перед избирателями.

7. Кандидат вправе в любое время до регистрации снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

Статья 34. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления непосредственно избирателями

1. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом соответствующей муниципальной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов в депутаты, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты уведомляют в письменной форме соответствующую муниципальную избирательную комиссию о своей инициативе.

3. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом (заявление о самовыдвижении) по данному избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

4. При выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты непосредственно избирателями не требуется проведение собрания избирателей с определенным числом его участников.

5. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при наличии у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, у избирателей, выдвигающих кандидата, - активного избирательного права при голосовании за данного кандидата и при условии представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

6. Муниципальная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов.

Статья 35. Избирательные объединения и избирательные блоки

1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

2. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из политических общественных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.

3. Избирательные блоки регистрируются муниципальной избирателей комиссией непосредственно после их образования. Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после представления в муниципальную избирательную комиссию протоколов съездов (конференций) политических общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения политических общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями.

4. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения.

5. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока регистрируется соответствующей муниципальной избирательной комиссией.

Статья 36. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательными объединениями, избирательными блоками производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с их уставными и иными документами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.

2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата, в многомандатном избирательном округе - по числу мандатов в округе.

5. Один и тот же кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не может одновременно выдвигаться избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном и многомандатном избирательных округах.

6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.

7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме муниципальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены копии свидетельств о регистрации региональных, республиканских общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации или Министерством юстиции Республики Адыгея, их устав, решение и протокол съезда (конференции) общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленная в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, а также письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по данному избирательному округу. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в муниципальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение и протокол совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленную в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного блока, а также письменные обязательства кандидатов в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

8. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

9. Муниципальная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.

10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то съездом, конференцией, собранием избирательного объединения, избирательного блока.

Статья 37. Сбор подписей в поддержку кандидата

1. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи муниципальной избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов от инициаторов сбора подписей, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков.

2. В поддержку кандидата в порядке, установленном настоящим Законом, должно быть собрано не менее пятидесяти подписей избирателей, независимо от того, кто является инициатором выдвижения. В случае проведения дополнительных выборов число подписей сокращается наполовину. Подписи, собранные в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, могут включаться в число подписей в поддержку кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутых этим избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

4. Сбор подписей проводится по месту жительства, службы, учебы, работы, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях.

5. Сбор подписей по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.

6. Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.

7. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину и технологические процессы.

8. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.

9. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания муниципальной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.

10. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.

11. Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по форме, установленной в приложениях N1 и N2 к настоящему Закону.

12. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.

13. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номера и наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должны указываться наименование соответствующего иностранного государства.

14. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.

15. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.

16. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.

Статья 38. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, избирателем путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в муниципальную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в муниципальную избирательную комиссию представляются данные о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата, основные сведения биографического характера, в частности о состоянии здоровья, об образовании, семейном положении, наличии гражданства иностранного государства (»двойного» гражданства), об отбытии наказания в местах лишения свободы по приговору суда (о неснятой судимости), письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, копия декларации кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме, копия специальной декларации о расходах кандидата, заверенные соответствующими налоговыми органами. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, представления других указанных в настоящем Законе документов.

2. Муниципальная избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, при этом сведения, содержащиеся в представленных документах, передаются в средства массовой информации.

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующую муниципальную избирательную комиссию, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на пятнадцать процентов.

4. Подписные листы представляются в муниципальную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов муниципальная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.

5. Муниципальная избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

6. Не допускается регистрация одного и того же лица кандидатом более чем в одном избирательном округе.

7. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении муниципальной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.

8. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая муниципальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, избирателю, группе избирателей, осуществлявшей выдвижение кандидата и сбор подписей в поддержку его выдвижения, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

9. Основанием отказа могут быть:

1) существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей;
2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
5) иные основания, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом.

10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за шестнадцать дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а в период от пятнадцати до одного дня до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.

11. Решение муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение трех дней.

12. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение сорока восьми часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за десять дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

13. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования снять свою кандидатуру.

14. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать зарегистрированного кандидата в том же порядке, в котором производилось выдвижение кандидата.

Статья 39. Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов

1. Соответствующая муниципальная избирательная комиссия до регистрации кандидатов вправе провести проверку достоверности подписей избирателей, представленных в их поддержку.

2. По решению муниципальной избирательной комиссии к проверке достоверности подписей могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, члены муниципальной и участковых избирательных комиссий.

3. Проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.

4. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). В случае проведения проверки посредством случайной выборки (жребия) выборочной проверке подлежит не менее двадцати процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

5. О каждом проведении проверки и о времени ее проведения избирательная комиссия должна своевременно извещать всех инициаторов выдвижения кандидата, представивших установленное количество подписей избирателей для регистрации кандидата.

6. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей инициаторы выдвижения кандидата, в том числе представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.

7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если об этом поступило от них письменное сообщение в муниципальную избирательную комиссию.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.

9. Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, подписи которых указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами муниципальной избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. При этом вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.

10. Недостоверными подписями считаются:

1) недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт;
2) подписи избирателей без указания всех перечисленных в части 14 статьи 37 настоящего Закона данных (сведений);
3) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе;
подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной, указанный протокол заверяется подписями не менее чем двух членов муниципальной избирательной комиссии.

11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, что не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

12. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей в количестве более пятнадцати процентов от числа проверенных подписей или недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей муниципальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

13. Регистрация кандидата не производится также в том случае, если количество представленных подписей избирателей, за вычетом подписей, признанных в результате проверки недостоверными, недостаточно для регистрации.

14. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей муниципальная избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Статья 40. Избирательный залог

1. Регистрация кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципальной избирательной комиссией может быть произведена не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога.

2. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию в поддержку данного кандидата не может служить основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом избирательного залога.

3. Избирательный залог вносится из избирательного фонда кандидата и должен составлять пятнадцать процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.

4. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее пяти процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в бюджет муниципального образования.

Статья 41. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов

1. В случае, если до дня голосования избирательное объединение (блок) или входящая в него политическая партия, политическая организация, политическое движение, выдвинувшее кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в избирательных округах, признано неконституционным (отмена регистрации), то регистрация данных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления отменяется муниципальной избирательной комиссией.

2. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

3. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

4. При наступлении указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии со статьей 57 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей муниципальной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.

5. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого представительного органа местного самоуправления.

Для того чтобы претендовать на возможность принятия участия в выборах, надо пройти регламентируемую законом процедуру.

Первое – выдвинуть свою кандидатуру в депутаты.

Второе – стать кандидатом в депутаты.

Третье – стать зарегистрированным кандидатом в депутаты.

Я вам дам четкий алгоритм прохождения этого пути.

В первую очередь смотрим на календарь, смотрим региональные законы о выборах и понимаем, когда назначены ближайшие выборы в тот муниципалитет, в который Вы собираетесь баллотироваться. Как правило, в муниципальные органы власти избираются на 4 или 5 лет. Соответственно, посчитать и понять, когда будут выборы - несложно. А за 180 дней до даты выборов надо начинать свою избирательную кампанию.

Также смотрим муниципальную газету, в которой было ранее опубликовано решение о назначении выборов, чтобы понимать, в какой газете затем ждать появление публикаций по назначению выборов.

И следующий важный момент: необходимо изучить порядок выдвижения и регистрация кандидатов. Так как это процесс жестко заформализован законодательством и малейшее несоответствие может быть использовано с тем, чтобы не регистрировать вас кандидатом в депутаты.

В своих курсах и книгах я всегда прикладываю такие рекомендации, чтобы вам легко и просто можно было пройти этот путь. Подобные рекомендации разрабатывают все избирательные комиссии регионов. Основаны эти рекомендации на Федеральном законе, о котором я уже говорил (67-ФЗ), и на региональном законе о выборах. Эти рекомендации подойдут Вам практически в полном объеме. Здесь описывается выдвижение кандидата, проверки избирательными комиссиями соблюдения порядка выдвижения кандидатов, правило сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на выборах. Очень подробно все описано, с ссылками на статьи законов. Описана процедура предоставления документов для регистрации в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата. Четко написано, как надо готовить подписные листы к сдаче, какие документы еще нужны, как заверять подписные листы, как прошнуровывать их. Досконально изложен порядок проверки достоверности подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах.

Теперь о подготовке документов для того, чтобы выдвинуть свою кандидатуру в кандидаты в депутаты.

Первое , что нужно оформить - это заявление в избирательную комиссию. Как и что должно содержаться в этом заявлении регулируется пунктом статьи 33 67-ФЗ.

Второе – оформляем сведения о доходах и имуществе, опять же это регулируется пунктом 3 статьи 33 67-ФЗ. Здесь надо указать ФИО, серию и номер паспорта, источник выплаты доходов (зарплата или дивиденды, наименование организации, выплачивающей эти доходы), перечисляется ваша собственность: дома, дачи квартиры и другое недвижимое имущество, которое зарегистрировано в Регистрационной палате. Также необходимо указать все транспортные средства, зарегистрированные на вас: автомобили, трактора, спецтехнику, яхты, вертолеты и самолеты (если вы распоряжаетесь собственностью на основании генеральной доверенности, указывать ее не нужно), указываете денежные средства, находящиеся на ваших банковских счетах (наименование банка, номер счета, остаток на счете в рублях), наличие у вас акций, иных ценных бумаг и доли участия в коммерческих организациях.

Затем Вы подписываетесь под этим документом, тем самым подтверждаете полноту достоверных сведений. Забегая вперед, хочу сказать, что если в данном документе Вы не укажите полные данные или укажите их неверно, то это не будет служить основанием для отмены вашей регистрации. Если в данном документе будут обнаружены недостоверные данные, то Избирательная комиссия опубликует эти сведения в средствах массовой информации, и в информационном листе в избирательной комиссии будет указано мелким шрифтом: предоставил такие-то данные, а на самом деле данные оказались иными. Такие последствия будут иметь место, если Вы упустите или не укажете какие-либо данные. Поэтому рекомендую их заполнять спокойно, указав данные в полном объеме, чтобы не давать лишних поводов избирателям думать, что Вы что-то утаиваете от них.

Далее прикладываем к заявлению следующие документы: копию всех страниц паспорта. Рекомендую изготовить и копию обложки паспорта в том числе. Потому что в законе четко сказано: «нужно представить копию паспорта». А паспорт по закону состоит из обложки, форзаца и определённого количества страниц. Так же надо поступить со всеми документами. Если требуется предоставить копию, то предоставлять надо копию всех страниц, включая обложку. «Почему такая тщательность?» – спросите Вы? Я же предлагаю посмотреть судебную практику на сайте Верховного Суда РФ – были случаи, когда снимали неугодных кандидатов, используя такие уловки, что были предоставлены не все страницы паспорта соответственно, а несколько страниц паспорта не являются копией паспорта. Такое решение принял суд, и этого кандидата в связи с решением суда сняли с регистрации.


Какие еще документы прикладываем к заявлению: справка с места работы с указанием занимаемой должности. Справка делается в произвольной форме, пишется о том, какую должность Вы занимаете, и то, что работаете по настоящее время в этой должности.

В избирательную комиссию, которая занимается регистрацией кандидатов в депутаты, мы идем лично, то есть Вы как кандидат в депутаты должны явиться лично и принести с собой следующие документы: заявление, сведения о доходах и имуществе (кстати, если в Вашем муниципальном образовании все избирательные округа менее 5000 тысяч избирателей, то тот документ — сведения о доходах и имуществе — заполнять не надо (это отмечено в Федеральном законе), оригинал и копию паспорта, оригиналы и копии дипломов или аттестатов, справку с места работы.

Это исчерпывающий перечень документов, в соответствии с Федеральным законом, которые имеют право требовать в избирательной комиссии.

После того как Вы представите все документы члену избирательной комиссии, он, сличив оригиналы с копиями, поставив отметки, что такое сличение провел, принимает документы и выдает Вам специальный документ – справку-подтверждение о приеме документов за своей подписью. Это очень важный момент, так как этот документ подтверждает, что такой-то перечень документов на стольки-то листах Вы сдали.

Очень важно соблюдать эти формальности, потому что именно по формальным моментам есть возможность отменить регистрацию кандидата. Особо хочу отметить, что до процедуры регистрации Вас кандидатом в депутаты ничего не меняем, включая паспорт, регистрацию, место работы, чтобы не возникло ситуации, что Вы собирали подписи на одного гражданина, а данные изменились, и избирательная комиссия, если она настроена агрессивно, по формальной причине может просто не принять документы или не зарегистрировать Вас кандидатом.

2017-06-11T17:04:04+00:00

Уважаемые жители Москвы!

Сегодня я обращаюсь ко всему городу, а не только к моему родному р-ну Можайский.

С сегодняшнего дня (10.06.2017) наступает время, когда в Москве объявят муниципальные (районные) выборы (с 10.06.2017 до 20.06.2017 должны объявить, а потом официально опубликовать). Нам предложат выбрать почти 1500 муниципальных депутатов во всех районах Москвы (кроме р-на Щукино, в котором выборы прошли в 2016 году).

По закону выборы объявят не ранее, чем за 90 дней до даты голосования и не позднее, чем за 80 дней (бывают исключения). Это значит, что крайний срок официального опубликования решения о назначении выборов будет 24-25 июня 2017 года.

У меня сразу есть к Вам вопрос: Вы что-нибудь слышали об этих выборах? Начиная с сентября 2016 года на каждом заседании Мосгоризбиркома я говорил о ВАЖНОСТИ муниципальных выборов в Москве и просил информационную поддержку в области донесения информации до людей. Поддержка будет, но крайне маленькая. Это можно понять: МГИК организует выборы только в Мосгордуму, а также выборы мэра. При этом, ничего не мешало двигаться в этом направлении более активно. Я боюсь за явку. Хорошие люди могут проигнорировать выборы, потому что ничего о них не знают.

Почти никто не знает, что они вообще существуют и кого там выбирают. Я постараюсь немного приоткрыть завесу тайн и кратко рассказать, что это вообще такое.



  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » .
  • Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы ».
  • Устав конкретного муниципального образования.
  • КОНСТИТУЦИЯ РФ (как общая гарантия наших избирательных прав).

В этих НПА Вы подчерпнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.

Я специально не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ (важен принцип “самостоятельности”). Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни + будете юридически подкованы в области избирательного процесса на уровне Москвы и отдельно взятого района.

Что может муниципальный депутат?

Давайте ознакомимся с этими полномочиями:

1) Полномочия в сфере благоустройства:

Управа вносит на заседание Совета депутатов перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству на следующий год, с указанием того, что будет сделано по каждому адресу и сколько денег на это выделяется управой. Депутаты согласуют. Затем префектура проводит конкурс на выбор подрядчика. Депутаты участвуют в приемке работ и подписывают акты закрытия. Депутат выходит во двор и проверяет, что и как сделано.

Также Совет депутатов согласует адреса посадки деревьев и кустов в районе. Перечень адресов предоставляет управа. Депутаты могут вносить предложения.

Депутаты участвуют в согласовании планов благоустройства парков, скверов, бульваров . Вносят свои предложения в проекты.

Установка жителями шлагбаумов во дворах тоже в ведении местных депутатов. Жители подают в Совет депутатов план установки шлагбаума — депутаты согласуют. Это особенно актуально сейчас, когда везде на улицах ставят знаки «Остановка запрещена».

2) Полномочия в сфере деятельности местных организаций:

Раз в год Совет депутатов заслушиваетдоклады : главы управы, начальника ОВД, директоров школ, главврачей поликлиник, руководителя МФЦ, руководителя ТЦСО, руководителя досугового учреждения, руководителя организации, обслуживающей ООПТ, руководителя «Жилищника». Депутаты слушают доклад по итогам работы за год, задают вопросы, высказывают пожелания по работе учреждений.

3) Полномочия в сфере капитального ремонта и содержания жилищного фонда:

Совет депутатов согласует адресный перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств бюджета. Перечень домов предоставляет управа. Депутаты могут вносить предложения. Депутаты участвуют в открытии и приемке выполненных работ – ходим по подвалам, подъездам, чердакам и крышам, проверяем, как выполнен ремонт, подписываем акты. До начала работ подписываются акты открытия, после выполнения работ – акты закрытия. Депутаты часто принимают ремонты подъездов .

По обращениям жителей Совет депутатов может вызывать на собрания директоров местных управляющих компаний . Также Совет депутатов может организовать проверку деятельности УК и созвать общее собрание собственников квартир в целях смены УК, обслуживающей дом.

4) Полномочия в сфере размещения объектов капитального строительства:

Совет депутатов согласует размещение в районе церквей, гаражей и объектов площадью менее 1500 кв. м. (это очень маленькие объекты, которые почти не строятся в Москве).

Церкви незаконно строятся в Москве в природных комплексах – парках, скверах, бульварах. Исполнительная власть проводит эти незаконные решения через зависимых муниципальных депутатов, которые согласуют строительство церквей в природных комплексах.
Строительство всех остальных объектов – вне компетенции Совета депутатов.

5) Полномочия в сфере размещения некапитальных объектов:

Совет депутатов согласует адресный перечень нестационарных торговых объектов (палаток) и места размещения сезонных кафе (как правило, возле ресторанов).

Также Совет депутатов согласует места размещения ярмарок выходного дня.

6) Согласование перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.

Часто первые этажи жилых домов переводят под нежилые помещения — магазины . Перевод утверждает Мосжилинспекция после согласования с местными депутатами.

Собственник помещения сначала должен собрать общее собрание собственников квартир и получить согласие большинства собственников на перевод. После этого Мосжилинспекция направляет в совет депутатов проект решения о переводе. Нередко протоколы собраний собственников просто подделываются. Здесь депутат должен проявить бдительность.

7) Выражение недоверия главе управы района:

Инициатива о выражении недоверия главе управы района считается выдвинутой, если она поддержана не менее чем половиной от установленной численности Совета депутатов. О выдвижении данной инициативы уведомляется Мэр Москвы.

8) Полномочия по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства:

В основном, это согласование плана по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением в районе. Все мероприятия организует и проводит управа конкретного района.

На мой взгляд, самое важное, что может делать депутат – это:

  • Постоянно держать связь со своими избирателями (лично и через интернет);
  • Использовать право депутатского запроса. Даже мундеп обладает такой бумажкой, как “депутатский бланк”. Это очень важно;
  • Право законодательной инициативы с выходом на Мосгордуму – наш региональный парламент. Сложно реализуемое, но вполне реальное право. Любая инициатива может быть вынесена на заседание Совета депутатов и в случае поддержки может быть отправлена ВЫШЕ.

10 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА состоятся муниципальные выборы . Я призываю ВСЕХ и КАЖДОГО прийти на избирательные участки и проголосовать за тех, кого Вы знаете и, хотя бы видели. За тех, кто сделал что-то для Вашего района задолго до выборов.























Если Вы живёте в ЗАО г. Москвы, в районе Можайский (на участке от Витебской до Аминьевского шоссе – с одной стороны и на участке от Гришина до конца Можайского шоссе) – округ №1) , то я призываю Вас поддержать мою будущую кандидатуру на этих выборах.

Официальную нарезку можно посмотреть здесь:

http://elections.moscow/wp-content/uploads/2017/04/Границы-округов-Можайский.docx

Все отчёты о моей общественной деятельности находятся на сайте захаркин.рф, а во всех моих социальных сетях.

В мэрии Москвы обсуждается перенос муниципальных выборов 2017 года на весну, рассказали источники РБК. Это не даст оппозиции возможности самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы

Во время муниципальных выборов в Москве. 2013 год (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

В столичной мэрии обсуждается возможность переноса муниципальных выборов, которые должны состояться в единый день голосования в сентябре 2017 года, на более ранний срок. Речь идет о весне 2017-го, рассказали РБК два источника, близких к администрации президента, и собеседник, близкий к мэрии Москвы. По словам одного из источников, идея обсуждается на уровне вице-мэра Анастасии Раковой, курирующей в структуре столичной власти внутриполитический блок, и руководства профильного департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы. Окончательного решения о том, переносить ли кампанию, пока нет, подчеркивают собеседники РБК.

Предыдущие муниципальные выборы в столице проходили в один день с выборами президента в марте 2012 года на фоне массовых протестов. Позже в России законодательно закрепили, что единый день голосования на региональных и муниципальных выборах вместо двух раз в году — весной и осенью — проводится один раз, в сентябре.

Все муниципальные советы Москвы были избраны сроком на пять лет. Исключение составило только муниципальное собрание района Щукино, полномочия которого равняются четырем годам. Выборы в Щукино прошли в этом году в один день с выборами в Госдуму и преподнесли неприятный сюрприз московским властям: по их итогам кандидатам от «Единой России» досталось лишь семь мандатов из 15. А главой муниципального собрания стал коммунист Андрей Гребенник.

Источник, близкий к столичным властям, рассказывает, что мэрия, полностью поглощенная парламентскими выборами, практически не следила за кампанией в Щукино, а когда выяснилось, что единороссы не получили там большинства, это вызвало серьезное недовольство. «Решили, что надо сделать все возможное, чтобы не допустить подобного впредь», — говорит собеседник РБК.

Перенос кампании застигнет оппозицию врасплох — это и есть главная причина, по которой обсуждается возможность более раннего старта выборов, констатируют источники РБК. «Очевидно, что и КПРФ, и «Яблоко», и, возможно, «Справедливая Россия» будут вести переговоры о сотрудничестве, поддержке тех или иных кандидатов. К сентябрю договориться возможно, если же выборы перенесут на март — не успеют, — рассуждает собеседник РБК, близкий к Кремлю. — А чем больше будет депутатов от оппозиции, тем больше неудобных для мэрии инициатив они будут вносить в Мосгордуму — об отмене тех же платных парковок, например. Понятно, что Мосгордума будет такие инициативы отклонять, но это все равно шум и скандалы, а они никому не нужны. Префектуры тоже не заинтересованы в том, чтобы «пропускать» оппозицию — чем ее меньше, тем спокойнее».

Источник, близкий к мэрии, утверждает, что «подготовка к муниципальным выборам началась сразу после думской кампании»: «Префектуры изучают потенциал возможных кандидатов от оппозиции, с прицелом на выборы также начинает строиться работа по районной проблематике».

Собеседник, близкий к Кремлю, заявляет, что обсуждение идеи переноса кампании происходит с прицелом на выборы мэра Москвы, которые должны состояться в сентябре 2018 года. Чем меньше депутатов сейчас проведет в муниципальные советы оппозиция, тем меньше у нее будет шансов самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр. А значит, придется договариваться с властью, чего не хочется делать никому.

Во время мэрской кампании 2013 года власть помогла преодолеть муниципальный фильтр кандидатам от парламентских партий и «Яблока», а также Алексею Навальному, который выдвигался от РПР-ПАРНАС и занял второе место.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова в ответ на просьбу РБК прокомментировать возможный перенос муниципальных выборов заявила, что столичные власти «не обсуждают подобное и никаких оснований для комментариев нет».

Политолог Александр Пожалов говорит, что с законодательной точки зрения есть два механизма переноса выборов: досрочное сложение полномочий муниципальными советами, после чего назначаются новые выборы, или же пересмотр границ муниципальных округов с созданием нового муниципального образования: «Единственный реалистичный сценарий — досрочное сложение полномочий советами. В большинстве из них московская власть имеет достаточное количество голосов. Если идти по этому пути, то советы придется распускать в конце декабря — начале января, а досрочные выборы можно провести по ускоренной процедуре. Что касается возможной муниципальной реформы, то я не вижу никаких признаков того, что она готовится».

Политолог Николай Миронов, напротив, считает, что самороспуск советов — слишком скандальная история и гораздо логичнее провести реформу МСУ: «Пропаганда на телевидении сумеет объяснить людям необходимость этого. А если учесть, что избиратели особо не знают ничего про муниципальные советы, то им будет все равно».

Для оппозиции, говорит Пожалов, возможный перенос выборов невыгоден, поскольку она не успеет к ним подготовиться: «И времени мало, и после только что завершившейся федеральной кампании серьезно упадет интерес к выборам. К сентябрю же не исключена новая политизация городской повестки, и выборы могут оказаться менее управляемыми, в августе-сентябре в целом проще вести дворовую кампанию». Тенденция, по словам эксперта, показывает, что в следующем году городская власть будет принимать еще больше непопулярных решений, работающих именно на повестку муниципальных выборов, например о расширении платных парковок в спальных районах, новых конфликтных градостроительных проектах. «Для внутригородской оппозиции важно провести в советы протестных по настроению районов как можно больше людей, избрать своего председателя и вносить инициативы в Мосгордуму. За счет избрания в муниципалитеты оппозиция может компенсировать свое фактическое отсутствие в Мосгордуме», — считает он.

Муниципальная кампания, по словам Пожалова, важна для оппозиции еще и возможностью «получить ключ к прохождению муниципального фильтра на выборах мэра Москвы», для чего потребуется по одной депутатской подписи от 115-120 районов: «Если КПРФ и «Яблоко» проведут хотя бы по одному человеку в большинство муниципалитетов, то очевидно, что они преодолевают фильтр. Для той же КПРФ это важно, чтобы не зависеть от «Единой России» в получении помощи с подписями муниципальных депутатов. Если коммунисты преодолевают фильтр самостоятельно, это позволит им вести более агрессивную кампанию на выборах мэра», — говорит эксперт.

С ним согласен Миронов: «Коммунисты в Москве — реальные политические игроки. Другие парламентские партии, если бы напряглись, тоже могли бы провести немало депутатов. В противном же случае на выборах мэра надо будет договариваться с властью, а кто контролирует муниципальный фильтр, тот контролирует выборы. Власть зарегистрирует того, кого посчитает нужным».

Пожалов считает, что в целом рациональные политические аргументы для проведения досрочных муниципальных выборов у мэрии отсутствуют, и поэтому не считает такой сценарий реалистичным: «Если же такое решение будет принято, то городским властям и «Единой России» потребуется четко объяснить общественности причины».

Политолог Виталий Иванов полагает, что возможный перенос муниципальных выборов связан с желанием мэрии «минимизировать политические риски, упредить расширение оппозиционного представительства в муниципальных советах». «Если увеличивается представительство оппозиции, то наступает риск скандализации деятельности соответствующих органов власти. Оппозиция зачастую избирается для того, чтобы создать себе площадку для других выборов — в Мосгордуму, например; начинает забрасывать органы власти различными письмами, обращениями, что я называю «спойлированием». Если есть возможность этого избежать, то почему бы и нет?» — резюмирует эксперт.

При участии Елизаветы Антоновой