Понятие избирательного процесса. Избирательный процесс в россии Избирательный процесс включает в себя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Избирательный процесс в Америке. Избирательная кампания: понятие и сущность. Стратегия и тактика избирательных кампаний: методологические аспекты. Анализ стратегии и тактики избирательной кампании Д. Трампа. Особенности избирательной кампании Х. Клинтон.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Раскрытие сущности избирательной системы как совокупности норм, регулирующих порядок предоставления прав и проведение выборов. Анализ мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Избирательный процесс и избирательная система России.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Система единственного передаваемого голоса. Способы определения результатов выборов.

    реферат , добавлен 29.08.2006

    Сущность понятия "избирательная система". Сравнительный анализ избирательной системы в РФ и зарубежных странах. Применение различных видов избирательных схем. Роль политических партий. Использование современных программно-технических средств голосования.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2017

    Избирательная система. Понятие и виды. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса. Партийные списки. Отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной. Средства массовой информации в избирательных процессах.

    реферат , добавлен 29.10.2008

    Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия, основных элементов, типов и методов планирования избирательной кампании. Использование организационно-политических, информационно-коммуникативных, психолого-имиджмейкерских и социологических технологий в процессе ее проведения.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Выборы как признак демократической политической системы. Избирательная система: основные компоненты. Избирательное право и избирательный процесс. Современная процедура выборов президента США. Основные параметры избирательной системы в современной России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2010

Понятие, цели и принципы избирательного процесса, его законодательное регулирование. Характеристика этапов избирательной кампании: подготовительный, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, финансирование, голосование и подведение итогов выборов.

Избирательный процесс в России

Впервые выборы в законодательный орган власти прошли в феврале-марте 1906 г. К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. был изменен закон о выборах и предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели - мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочих.

При формировании Думы использовалась мажоритарная многостепенная избирательная система абсолютного большинства с неравными нормами представительства от избирателей четырех групп, называемых “куриями”, с применением имущественных и других цензов при тайном голосовании.

(Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов).

В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет. Избирательного права были лишены женщины. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше.

Первые по настоящему всеобщие выборы состоялись в России в Учредительное Собрание, первое и единственное заседание которого состоялось 5 января 1918 г. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. состоялись выборы, в ходе которых впервые за много лет возникла конкуренция, реальное соперничество нескольких кандидатов.

Понятие и принципы избирательного процесса

Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.

В связи с этим, избирательный процесс следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

Избирательный процесс как политико-правовая категория используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. В широком смысле термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. В узком смысле избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий.

Таким образом, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).

В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий:

Подготовительный этап.

Характеризует ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов.

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), Федеральным законом от 18 мая 2005 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при всём этом, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее 90 дней до дня голосования. В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня ее роспуска. В случае если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска Думы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 10 января 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента назначает Совет Федерации как верхняя палата федерального парламента и днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом. В случае если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При назначении досрочных выборов сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Составление списков избирателей.

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы. Закон предоставляет в соответствии с международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и граждане Российской Федерации, то закон обязывает включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное право.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -- дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии -- окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию-- также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата и причина исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования -- немедленно.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Образование избирательных округов и избирательных участков.

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно - территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно - территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в установленный законом срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.

При проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

а) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях -- не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

Указанные требования могут не применяется при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

б) при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40 процентов;

избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении этих требований учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Формирование избирательных комиссий.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Избирательные комиссии муниципальных образований;

Окружные избирательные комиссии;

Территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

Участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов.

(завершающееся их регистрацией).

Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. Право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет рамки выдвижения кандидатов "внутри" избирательных объединений. Избирательными законами установлено, что выдвижение кандидатов избирательными объединениями производится на высших форумах этих объединений и тайным голосованием.

Большое значение имеет то, что предусмотрена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандатных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

Субъекты Российской Федерации наделены правом при проведении выборов в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч собственным законодательством определять иной порядок выдвижения кандидатов, помимо сбора подписей в их поддержку. Иным (альтернативным) вариантом выдвижения кандидатов является проведение собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Федеральный закон устанавливает, что при выдвижении кандидатов как по собственной инициативе, так и по инициативе неформализованных групп избирателей требуется процедура уведомления избирательных комиссий. Комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

При выдвижении кандидатов избирательными объединениями избирательная комиссия, куда поступают списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, заверяет их, после чего начинается сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов.

Сбор подписей.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, собираются подписи избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. При этом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может определяться предельное количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), которое не должно превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей более чем на 10 процентов.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на свое выдвижение, то есть среди его потенциальных избирателей. Следовательно, если подписи собираются на предприятии, где работают избиратели другого избирательного округа, их подписи не могут приниматься во внимание. Кроме того, запрещается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение к сбору подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписей. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.

Таким образом, при сборе подписей в поддержку кандидата должны соблюдаться определенные условия, призванные гарантировать "чистоту" процедуры. Кроме того, в законе оговаривается поведение кандидатов при сборе подписей, в частности, кандидатам, в том числе еще не зарегистрированным, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Использование преимуществ должностного или служебного положения подразумевает следующие действия кандидата, способствующие его выдвижению: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время таких действий; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности (этот запрет не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, за исключением выборов Президента Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного в избирательную комиссию такими кандидатом, избирательным объединением.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов).

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована.

Федеральный закон об основных гарантиях требует:

1). Наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов.

2). Письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов).

3). Наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Федеральный закон устанавливает прямую обязанность проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, в частности указывает на то, что процедура проверки должна предусматриваться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов).

В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший установленный федеральным законом день, на который могут назначаться выборы.

Если такая ситуация создастся в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при всём этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

Агитационно-пропагандистская кампания .

Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация -- деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний осуществляющих телевизионное и радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации.

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

IV. Финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований.

Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

Собственных средств кандидата, избирательного объединения;

Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;

Средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

В целях обеспечения суверенитета страны, а также равенства кандидатов законодательно запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды:

иностранным государствам и иностранным гражданам и юридическим лицам;

лицам без гражданства;

гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов; международным организациям и международным общественным движениям;

органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов;

организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами;

воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям;

юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме.

В целях обеспечения относительного равенства возможностей кандидата законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

Для эффективного осуществления контроля за расходованием средств из избирательных фондов все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Кандидат или избирательное объединение обязаны представить в соответствующую комиссию итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Расходование средств на избирательную кампанию должно быть гласным, поэтому копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило --с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голосов.

В избирательном процессе можно выделить следующие стадии: назначение выборов, создание необходимой инфраструктуры, кампании кандидатов (выдвижение, регистрация кандидатов, предвыборная агитация), голосование и подведение итогов (подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов). Временные рамки избирательного процесса определяются законом и уточняются специальным решением избирательной комиссии, проводящей выборы – календарным планом.

Правовым механизмом, обеспечивающим своевременное начало избирательного процесса, является назначение выборов уполномоченным органом. Формально оно выражается в определении даты голосования, а с точки зрения правовой природы это правоприменительный акт, который влечет возникновение избирательных правоотношений. Одновременно его юридическая конструкция обеспечивает необходимую для защиты избирательных прав определенность в намерении государственных органов проводить выборы в конкретный день [статья 10, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Под созданием инфраструктуры следует понимать определение территорий (избирательных участков), формирование органов, обеспечивающих подготовку – назначение избирательных комиссий, создаваемых ad hoc, и обеспечение начала ими свой деятельности. К обеспечительным мерам можно отнести также и составление списков избирателей (по правовому значению это установление круга лиц, обладающих активным избирательным правом).

Кампанию кандидатов следует отличать от избирательной кампании. Под кампанией кандидата понимается выдвижение кандидатов, представляющее собой намерение выставить кандидатуру [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. В настоящее время возможны такие способы выдвижения, как самовыдвижение и выдвижение избирательными объединениями и блоками (до недавнего времени была возможность выдвижения непосредственно избирателями). От выдвижения отличается регистрация – приобретение статуса кандидата в результате выдвижения (для кандидатов от политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, этого достаточно), а также выполнения необходимых требований – либо сбора необходимого количества подписей избирателей, либо внесение избирательного залога. Регистрации в качестве кандидата невозможна в случае неизбираемости (в отличие от несовместимости, которая в случае невыполнения необходимых действий влечет аннулирование результатов выборов) [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Регистрация в качестве кандидата влечет приобретение специального статуса, с которым связаны как права (например, право назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса), так и ограничения (например, обязанность для государственных служащих быть освобожденными от исполнения служебных обязанностей) [глава VI, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Кампания кандидата включает в себя также ведение предвыборной агитации, которая может начинаться с момента выдвижения кандидата (за исключением агитации в СМИ).

Правовое регулирование голосования включает установление всей процедуры, включая правила предварительного голосования, организации голосования в отведенном для этого помещении и вне его в день выборов, форму бюллетеня и открепительного удостоверения [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Следует различать (1) установление итогов голосования – фиксацию количества поданных бюллетеней и их содержания – и (2) установление результатов выборов – принятия решения окружными избирательными комиссиями и избирательной комиссией, организующей выборы, о юридических последствиях проведенного голосования (признание выборов действительными, состоявшимися и распределение мест между кандидатами, либо назначение повторных выборов) [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Особенности выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

Особенности правового регулирования состоят в нормативной основе их проведения, субъекте их назначения, системы организующих выборы избирательных комиссий, особенностей финансового обеспечения кампании кандидатов и всех элементов избирательной системы.

Выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся на основе специальных федеральных законов [Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ], [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ], а выборы органов государственной власти субъектов и выборы органов местного самоуправления – на основе законов субъектов РФ.

На выборах Президента РФ используется мажоритарная система в два тура: абсолютного большинства в первом и относительного большинства во втором (с вытекающими отсюда единым одномандатным округом, системой избирательных комиссий во главе с ЦИК и отсутствием окружных комиссий и т.д.)[Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ]. Половина состава депутатов Государственной Думы (225) избираются в одномандатных округах с использованием мажоритарной системы относительного большинства, а половина (225) – по единому избирательному округу по пропорциальной избирательной системе закрытых списков с 7%-м заградительным барьером [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ].

Как уже отмечалось выше федеральное законодательство требует избрания не менее половины состава законодательного органа власти субъекта РФ по пропорциальной избирательной системе.

Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение .

Обжалование действий и решений, нарушающих избирательное законодательство, осуществляется в суд или, если речь идет о действиях и решениях избирательной комиссии – в вышестоящую избирательную комиссию. Правила защиты избирательных прав в суде регламентированы, помимо избирательного законодательства [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ ], Гражданским процессуальным кодексом [глава 26, ГПК РФ].

Избирательным законодательством предусматривается ряд мер административного пресечения (например, аннулирование вышестоящей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата), специальных мер ответственности, которые обычно относят к конституционно-правовой ответственности по избирательному законодательству (отмена регистрации кандидата), а также правообеспечительных мер (признание выборов недействительными). В избирательном законодательстве регламентированы также порядок и условия применения указанных мер [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Кроме того, возможна административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях [глава 5, КоАП РФ]и законом о СМИ [статья 16_1, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»], а также уголовная ответственность [ст. 141-142_2, УК РФ]. Судебной практике известны также случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинившую вред деятельность в рамках избирательной кампании.

Понятие и виды референдумов .

Референдум представляет собой способ принятия какого-то важного решения или закона. Процедура его проведения строится на тех же принципах, что и проведение выборов (всеобщее, равное и прямое право на участие в референдуме и т.д.).

В теории выделяют виды референдумов в зависимости от (1) необходимости его проведения в соответствии с законом (обязательный и факультативный); (2) правовых последствий принятия решения (императивный и консультативный, который действующим законодательством не предусматривается); (3) характера принимаемого решения (р. по принятию политического решения, законодательный, в том числе конституционный, и плебисцит); (4) от уровня проведения (федеральный р., р. субъекта и местный р.).

Правовое регулирование референдума осуществляется рамочным избирательным законом [Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ], а также законами, регулирующими отдельно каждый вид референдума в зависимости от уровня его проведения, причем на федеральном уровне действует Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ». Новейшей политической истории России известно проведение всероссийских референдумов 17 марта 1991 года и 25 апреля 1993 года.

Вопросы референдума .

Законодательством устанавливаются ограничения содержания вопросов, выносимых на референдум. Эти ограничения связаны с тем, что референдум выражает волю населения государственно-территориального или муниципального образования, а потому (а) не должен противопоставляться другой форме выражения мнения населения – выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П], (б) не может выходить за пределы предметов ведения самого государственно-территориального или муниципального образования [Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П], (в) не может создавать препятствий для принятия срочных мер по защите, а также не может ограничивать права человека и гражданина, которые имеют приоритет перед решениями государственной власти, даже реализуемой народом непосредственно и (г) не может предоставлять приоритет личным интересам голосующих в ущерб интересам общества в целом

Кроме того, вопросы референдума должны быть сформулированы так, чтобы по ответу можно было однозначно определить волю голосовавших [Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.1993 N 8-П].

Порядок инициирования, назначения и проведения кампании референдума . Определение итогов референдума .

Существуют обстоятельства, которые делают невозможным обеспечение свободного выражения воли народа и наличие которых делает проведение референдуме невозможным [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П].

Запрещается инициирование пересмотра решения референдума путем инициативы нового референдума по тому же вопросу в течение 1 года.

Инициативу проведения референдума Российской Федерации действующая Конституция РФ и законодательство предоставляют не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и Конституционному Собранию (в порядке пересмотра Конституции РФ).

Процедура проведения референдума состоит из стадий выражения инициативы (создание инициативной группы, её регистрация, сбор подписей, проверка соответствия формулировок вопроса Конституции и законодательству), назначения референдума, кампании референдума, голосования, подсчета голосов и определения результатов [Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ»].

Для принятия решения на референдуме за определенный вариант из числа предложенных должны проголосовать более половины участвующих в голосовании при условии участия не менее 1/2 граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права.. стараясь не воспроизводить общие положения теории права относительно видов.. тема основы теории конституции..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет конституционного права
К определению предмета конституционного права(1) , то есть круга общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права, существует два подхода. Согласно первому,широкому подх

Метод конституционного права
Помимо предмета регулирования, основанием деления права на отрасли традиционно в правовой науке рассматривается метод правового регулирования. Зачастую рассуждения о методе сводятся к спорам о прео

Конституционно-правовые нормы
Обычно выделяются следующие особенности конституционно-правовых норм: абстрактность (регулирование на уровне норм-принципов), усеченность состава нормы (отсутствие санкции, иногда гипотезы).

Конституционно-правовые отношения
Субъектом конституционно-правовых, как и других юридических отношений может быть лицо, способное иметь права и обязанности. В связи с этим не следует рассматривать в качестве субъектов конституцион

Структура отрасли конституционного права
В структуре отрасли конституционного права редко выделяют Общую и Особенную части. Среди конституционно-правовых норм нельзя выделить какую-то группу норм, которые применялись бы при реализации отд


К источникам конституционного права следует отнести нормативные правовые акты, различающиеся по юридической силе. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая 12 дека

Конституционно-правовая ответственность
Конституционное право, используя охранительные нормы других отраслей (уголовного, административного), обладает в то же время собственным механизмом охраны своих норм. В настоящее время выделяют вид

Место конституционного права в системе отраслей права
Предмет регулирования конституционного права объясняет и специфику отрасли в качестве ведущей или базовой в правовой системе. Отношения по поводу осуществления государственной власти связаны с учас

История и теоретические предпосылки возникновения конституции
Начиная со времен античности, среди обычных законов выделялись основные, определявшие организацию властей в государстве и изменявшиеся в особом порядке. Аристотель называл такие законы

Понятие конституции, её сущность и значение
Со времен Великой французской революции по поводу понятия конституции идут споры. В этом споре одни утверждают, что государств без конституции не бывает, т.к. устройство органов и статус личности с

Функции Конституции
Среди функций конституции принято выделять юридическую, социальную и идеологическую (воспитательную). Юридическая функция конституции определяется её природой и местом в системе правовых а

Виды конституций
Классификация конституций возможна по различным признакам. Наиболее часто конституции классифицируются в зависимости от: а) порядка принятия: октроированные, референдумные и законодательны

Форма конституции
а) Порядок принятия и изменения. Одной из существенных особенностей, отличающих конституцию от законов, является порядок её принятия и изменения. Обычно предусматривается либо квал

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
Под конституционным строем в современной науке понимают такую систему организации власти в обществе, при которой государственная власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности

Основы правового статуса личности и взаимоотношения личности и государства
Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2 Конституции РФ). В мировой культуре можно выделить два принципиально различных подхода к роли личности в обществе. При первом


Демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ) Демократию часто путают с республикой как формой правления, противопоставляемой монархии или аристократии. Это позволяет не

Принципы организации и осуществления государственной власти
Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ) Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной т

Принципы функционирования правовой системы
(ст. 15 Конституции РФ) Верховенство и прямое действие Конституции. Этот принцип был раскрыт выше как одно из юридических свойств конституции (см. Тему 2), и применительно

Правовое значение основ конституционного строя
(ст. 16 Конституции РФ) Конституция устанавливает определенную иерархию собственных норм: глава 1 имеет приоритет по отношению к другим главам конституции. Принципы, составляющие основы ко

История возникновения и теоретические взгляды на права человека
Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В зап

Принципы правового регулирования и реализации прав человека
1. Конституция РФ (ч.1 ст.17 ) устанавливает, что права человека признаются (но не устанавливаются) и гарантируются согласно нормам международного права и в соответствии с положениями самой


Среди действующих источников правового регулирования прав человека можно выделить международные и внутригосударственные. Международные, в свою очередь, следует разделить на (а) содержащие общепризн

Общая характеристика средств правовой защиты прав человека
Права человека могут защищаться с помощью внутригосударственных и международных средств защиты. Международные (среди них главным является способ защиты в международных судах) используются только по

Судебная защита прав человека
Судебная защита прав человека осуществляется судами общей юрисдикции, если гражданин оспаривает совершение в отношении него действий или принятие индивидуальных решений, которыми на него незаконно

Понятие, принципы организации, функции и полномочия прокуратуры
Прокуратура как система специализированных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законности, появилась при Петре I для контроля за деятельностью администрации. В отличие от Западной Европы


Уполномоченный по правам человека – относительно новый правовой институт для России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) первоначально возник в Швеции как орган парламентского конт

Личные права и свободы
Особенностью личных прав является роль государства в их обеспечении. Государство не только обязано воздерживаться от вмешательства в сферу свободы индивида, но и препятствовать вмешательству со сто

Политические права
В отличие от прочих, политические права принадлежат только гражданам Российской Федерации и выступают формой (правовым механизмом) реализации народного суверенитета – гарантиями участия граждан в о

Социально-экономические права
Анализируя буквальные формулировки конституционных положений, можно сделать вывод, что социально-экономические права гарантируются каждому человеку, находящемуся в Российской Федерации. Од

Процессуальные права и права-гарантии
Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии

Коллективные права
Спецификой коллективных прав, или прав третьего поколения, является развитие после второй мировой войны совершенно новых отношений, которые предполагают правовое закрепление прав, нереализуемых в и

Конституционные обязанности человека и гражданина
Не рассматривая подробно те конституционные обязанности, которые носят скорее морально-этический, нежели правовой характер, вроде обязанности заботиться о детях и родителях (ст. 38 Конституции РФ),

Особые правовые режимы
Основания и порядок введения военного и чрезвычайного положения Под особыми правовыми режимами понимается специальный порядок деятельности органов власти, а также реализации прав и

Понятие, правовая природа и значение гражданства
Действующий закон «О гражданстве РФ» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Вопрос о том, каков характер этой св

Принципы российского гражданства
Правовое регулирование российского гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а также высылки гражд

Основания и порядок приобретения гражданства
Среди способов приобретения гражданства можно выделить филиацию, натурализацию, декларативное вступление в гражданство, а также разновидности последнего способа – оптацию и восстановление в граждан

Основания и порядок прекращения гражданства
К числу способов прекращения гражданства относится выход из гражданства и оптация. Выход из гражданства предполагает волеизъявление гражданина. Это может быть заявление о выходе из

Понятие и принципы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Под иностранными гражданами и лицами без гражданства понимаются находящиеся на территории России лица, не имеющие российского гражданства [Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ]. Они могут иметь

Беженцы и вынужденные переселенцы
Различие в статусе беженцев и вынужденных переселенцев заключается в основаниях получения их статуса и в принадлежности к гражданству России. Беженцы – явление международное и наряду с зак

Избирательное право как подотрасль конституционного права
Нормы, составляющие правовое регулирование выборов, выделяются в подотрасль конституционного права, а некоторыми учеными – даже в самостоятельную правовую отрасль. Основанием этому служит наличие с

Принципы избирательного права
Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на при

Избирательные комиссии
Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, обычно входят в структуру исполнительной власти, обладая лишь функциональной независимостью. В Российской Федерации полномочия по подготовке

Избирательные территории – округа и участки
Теории избирательного права известны многомандатные и одномандатные избирательные округа. Основанием такой классификации является количество распределяемых в округе мест в представительном органе (

Избирательные системы: понятие, виды, структура
В теории конституционного права обычно выделяются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, а также смешанная, основанная на сочетании принципов первых двух разновидносте

В отличие от избирательного права, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношения при проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовой формой реализации гражданами избирательного права и отражает технологию непосредственного формирования выборных органов.

Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Поэтому нередко его отождествляют с избирательной кампанией. На самом деле понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к ней, поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее ряд последовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ее формальные временные рамки.

Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательный процесс - это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собой не только юридическую технику организации голосования, но и институт, обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность и легальность власти.

Таким образом, избирательный процесс - это система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности процессуальных, политических, административных, финансовых и информационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, и реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными.

Наиболее часто в юридической литературе структуру избирательного процесса связывают со стадиями избирательной кампании. Но более точной представляется позиция, различающая в содержании понятия "избирательный процесс" три элемента: субъектную, технологическую и стадийную составляющие.

Субъектная составляющая включает в себя участников избирательного процесса. Статус субъекта избирательного процесса предполагает наличие у него определенных прав и обязанностей, а также юридическое оформление механизма их реализации. К числу субъектов избирательного процесса относятся избирательные комиссии, кандидаты, избиратели, средства массовой информации и так далее.

Технологическая составляющая включает в себя временные и формальные элементы избирательной кампании. К ним относятся сроки избирательных действий и документы, составляемые участниками избирательного процесса.

Сроки избирательных действий определяют последовательность их совершения. Несоблюдение электоральных сроков является нарушением объективного избирательного права.

Стадийную составляющую избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов. О них речь пойдет в дальнейшем, а пока остановимся на принципах избирательного процесса.

Под принципами избирательного процесса следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающих реализацию и защиту электоральных прав граждан.

Среди принципов избирательного процесса можно выделить: обязательность выборов, справедливость, периодичность выборов, их полнота, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, альтернативность выборов.

Обязательность выборов. В основе данного принципа лежат положения Конституции Российской Федерации, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Обязанность выборов предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклониться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

Проведение выборов в установленные сроки является обязательным - это требование статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), чем обеспечивается ротация составов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит, - гарантия реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы публичной власти.

Справедливость . Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что "выборы должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве". Эта правовая норма предполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и имеют право быть избранными.

Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижение определенного возраста, наличие гражданства и места жительства.

Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций. К таким мерам можно отнести реализацию права на судебную защиту и права на защиту от дискриминации, а также требования, касающиеся присутствия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

Периодичность выборов . Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами прямо зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями. Неслучайно в указанном Федеральном законе прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет.

Принцип полноты в избирательном процессе. Данный принцип предполагает обеспечение двух основных условий.

Первое условие - обязательность включения всех стадий избирательного процесса в проведение тех или иных выборов, начиная с назначения и выборов и заканчивая официальным опубликованием их результатов. Причем каждая стадия должна быть полной и завершенной по содержанию избирательных действий и процедур. Данное нормативное условие обеспечивается положениями Федерального закона об основных гарантиях, которые не только устанавливают обязательные стадии для любого избирательного процесса, но и обязывают участников избирательного процесса обеспечить их выполнение.

Второе условие - соблюдение нормативных электоральных сроков выполнения тех или иных избирательных действий.

В рамках установленного временного цикла должны быть определены сроки формирования избирательных комиссий, образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей и их представления для ознакомления избирателям, выдвижения и регистрации кандидатов и так далее вплоть до определения результатов выборов и их официального опубликования.

Допустимость различных избирательных систем . Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем, а также их вариантов.

Допустимость различных избирательных систем предусматривает самые широкие возможности для поиска наиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. В качестве примера можно привести Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с видами избирательных систем, установленными в законе субъекта Российской Федерации.

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов . Этот принцип означает, что для подготовки и проведения выборов образуются специальные органы - избирательные комиссии.

Независимость предметно отображена в механизме формирования избирательных комиссий, основанном на участии широкой общественности в формировании избирательных комиссий, определении квот для назначения в состав комиссии государственных и муниципальных служащих, представителей политических партий и общественных организаций.

Неслучайно этот принцип нашел свое отражение среди принципов проведения выборов и референдума в Российской Федерации, перечисленных в статье 3 Федерального закона об основных гарантиях, пункт 7 которой гласит: "Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается".

Альтернативность . Этот принцип является своеобразным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Достаточно полно это понятие изложено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года № 91-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которому альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, так как обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. В ином случае выборы превращаются в формальное голосование.

Избирательный процесс РФ

    Понятие, признаки, стадии избирательного процесса

    Назначение выборов

    Избирательные комиссии: понятие, виды, состав, полномочия

    Регистрация избирателей. Составление списков избирателей

    Территориальные формирования по выборам: избирательные округа и участки.

1. Избирательный процесс в широком смысле – форма реализации принципов периодических и свободных выборов и обеспечение избирательных прав граждан.

В узком смысле избирательный процесс – установленная последовательность действий участников выборов, целью которых является обеспечение организации выборов и объективных результатов голосований.

Признаки избирательного процесса:

    Это деятельность, совершение юридически значимых действий

    Это деятельность субъектов избирательного процесса (органов власти, избиркомов, избирательных объединений граждан

    Это деятельность, урегулированная избирательным законодательством

    Это деятельность, направленная на формирование представительных органов власти и должностных лиц

Избирательный процесс – направленная на формирование представительных органов власти, деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных избирательным законодательством прав и обязанностей путем совершения действий в определенной последовательности.

Избирательный процесс реализуется со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссии, организующей выборы отчета о расходовании бюджетных средств. Избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов.

Стадии избирательного процесса – этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершается предусмотренные законом избирательные действия, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и других участников выборов.

Основные стадии:

    Назначение выборов

    Образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей

    Выдвижение кандидатов (списков) и их регистрация

    Предвыборная агитация

Факультативное стадии

    Повторные выборы

    Выборы депутатов вместо выбывших

2. Характеристика основных стадий

Назначение выборов – первая стадия, которая заключается в принятии уполномоченным органом или должностным лицом решения о выборах и официальном опубликовании нормативного акта, в котором определяется дата голосования. Правом назначения выборов обладают:

    Президент РФ (ст.84 К РФ) назначает выборы Госдумы. Решение должно быть принято не ранее чем за 110 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресение месяца, в котором истекает срок, на который была призвана Госдума прежнего созыва.

    Совет Федерации назначает выборы президента (ст.102). решение должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресение месяца, в котором проводилось голосование за прежнего президента.

    Законодательные органы субъекта РФ, которые назначают выборы законодательных органов, глав субъекта и муниципальных образований. Решение о назначении выборов органов власти субъекта должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в органы МСУ должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее 80 дней до дня голосования.

Решение о назначении выборов официально публикуется не позднее 5 дней со дня принятия. Днем голосования на выборах в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ является 2 воскресенье сентября в год истечения полномочий этих органов.

3. Избирательные комиссии – общественные или государственные комиссии, целями которых являются обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществление и подготовки и проведения выборов.

    Центральная комиссия

    избирательные комиссии субъектов РФ

    избирательные комиссии муниципальных

    окружные избирательные комиссии

    территориальные избирательные комиссии

    участковые избирательные комиссии

ВЦИК состоит из 15 человек (5 назначаются Госдумой, 5 Советом Федерации, 5 Президентом).

Полномочия:

    Руководит деятельностью всех других избиркомов

    Разрабатывает нормативы технического оборудования

    Распределяет выделенные средства

    Оказывает правовую, методическую помощь

    Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и определения результатов выборов

    Издает инструкции по порядку применения избирательного законодательства

Избиркомы субъектов РФ состоят не менее 10 и не более 14 членов. Половина назначается законодательным органом субъекта, вторая половина – главой субъекта.

Полномочия:

    Руководит подготовкой и проведением выборов в органы избирательной власти субъекта, осуществляет меры по их финансированию, устанавливает нормативы, в соответствии с которыми составляют избирательные акты.

    Рассматривает жалобы на нижестоящие комиссии

Избирком муниципального образования число членов устанавливается уставом образования, назначение происходит представительным органом.

Полномочия:

    Организует выборы в органы МСУ, участвует выборах органов гос. власти РФ и ее субъектов.

    САМОСТОЯТЕЛЬНО

4. Регистрация

Регистрация избирателей, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой муниципального образования. Основанием для регистрации является факт нахождения места жительства, который устанавливается на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющих регистрацию граждан.

Регистрацию избирателей могут осуществлять:

    Командир воинской власти

    Руководитель дипломатического представительства

Предоставление численности зарегистрированных на территории образования избирателей осуществляется на состояние на 1 января и 1 июля с использованием ГАС (выборы). На основании этих сведений составляются списки избирателей на каждый участок. Выставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Округ – территориальная единица, образованная в установленном законом порядке для организации и проведении выборов от которой граждане избираются депутаты представительных органов.

    Единый избирательный округ, который включает территорию РФ, и субъекты или муниципальные образования

    Одномандатный округ - от него избивается 1 депутат

    Многомандатный округ – предназначен для избрания нескольких депутатов (не более 5).

Требования для

    Соблюдается примерное равенство одномандатных округов по числу избирателей. (отклонение 10%)

    Соблюдается примерное равенство числа избирателей на 1 депутатский мандат

Избирательный участок – территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.

Требования:

    Не более 3000 избирателей

    Недопустимость пересечения границ избирательных округов с границами избирательных участков