Большая энциклопедия нефти и газа. управленческая и регулятивная функция

Функции политической системы

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации.

Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования - подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Благодаря функции реагирования политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т. д. среды. Данная функция называется экстракционной . Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды.

Типы политических систем .

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований). Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж.Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять их основных разновидностей: 1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Г. Алмонд различал политические системы по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Онвыделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т. д.



Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т. д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.

«Главный плюс - он местный»

В интриге, связанной с российскими региональными выборами, наметился новый поворот. В среду, 26 сентября, президент Владимир Путин освободил от должностей по их просьбам губернатора Астраханской области и главу республики Кабардино-Балкария. Но самым интересным в череде этих переназначений стало, конечно, появление главы Сахалина Олега Кожемяко в качестве врио губернатора Приморья вместо Андрея Тарасенко.

чревата была бы имиджевыми потерями, – отмечает Шаповалов.

У вновь назначенного в Приморье Олега Кожемяко, конечно, давняя и крепкая связь с Дальним Востоком. До того, как стать главой Сахалина в 2015-м году, он семь лет возглавлял Амурскую область (с 2008-го года). А ранее два года руководил Корякским автономным округом, был депутатом Законодательного Собрания Приморья и сенатором от него же в Совфеде. В общем, именно ему доверено за три месяца довести проблемный регион до повторных выборов - он уже, кстати, заявил о своем желании в них участвовать.

Как считает лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев, для Приморья был выбран оптимальный вариант.

«Кожемяко на хорошем счету у федерального центра. Он – эффективный менеджер, хорошо взаимодействует с местными элитами, при этом оценивается как достаточно жёсткий руководитель. Свои способности он прекрасно продемонстрировал в трех предыдущих областях, где работал: Карякский округ, Амурская область и Сахалин.

Безусловно, главным плюсом, конечно, является и тот факт, что Кожемяко местный. А это имеет для Приморья принципиальное значение. Приморье считает себя «государством в государстве», и отчасти имеет на это право.

Получится ли у Кожемяко «обуздать» приморцев? Пока говорить уверенное «да» преждевременно. Время сейчас такое, что гарантировать заранее эффективность работы и избежание внутренних конфликтов в регионе практически невозможно.

Крайне важно понимать, как Кожемяко будет работать не только с элитами, но и с народным протестом, который был выражен в голосовании за маргинальных кандидатов от КПРФ (как, например, Ищенко), и над избирательной кампанией, и над консолидацией электората».

Не меньшим сюрпризом стало назначение врио в Кабардино-Балкарии. Юрия Кокова сменил Казбек Коков. Поначалу многие подумали, что они родственники. Но, как пояснил сам президент Владимир Путин, они - однофамильцы.


Казбек, до последнего времени занимавший должность в Администрации президента, является сыном первого президента КБР Валерия Кокова.

«Ваш отец возглавлял республику с 1992-го по 2005 год, и о нем там очень добрая, хорошая память. Он был эффективным руководителем и очень надежным товарищем» - сказал президент Казбеку Кокову, предлагая ему новое назначение. Владимир Владимирович заявил, что Юрий Коков сам попросил «перевести его по ряду обстоятельств, в том числе семейного характера, на работу в Москву».

По словам политолога Владимира Шаповалова, в Кабардино-Балкарии ситуация хоть и попала в общие политические тренды, но изнутри полностью отличается.

Нужно помнить, что глава республики не избирается, поэтому в данном случае речь идет о внутреннем конфликте в республике, который вышел за пределы местной политики. показало, что глава республики не контролирует ситуацию и не разрабатывает мер предупреждения. Здесь смена власти не имеет никакого отношения к подготовке к будущим выборам, – констатирует Шаповалов.

Казбек Коков ранее был заместителем министра, а потом депутатом парламента Кабардино-Балкарии.

Это назначение отлично вписывается в патерналистские традиции и клановую структуру власти в регионе, – считает политолог Дмитрий Орлов. – Там востребован политик, которого хорошо принимала и идентифицировала бы местная элита, и федеральный центр, назначив Кокова, показал знание местных условий. Это значит, что традиции и сложившийся характер взаимоотношений в обществе будет поддерживаться.

С точки зрения местных граждан, это отличное решение, свидетельство уважения со стороны федерального центра, знак доверия республике.

Куда более предсказуемой была отставка губернатора Астраханской области Александра Жилкина. Смену места работы ему прочили с 2015-года, когда он возглавил рейтинг «худших губернаторов». Фонд развития гражданского общества, оценивающий эффективность глав регионов, поставил его на последнее, 83 место рейтинга.

Попал Жилкин в число аутсайдеров из-за, как говорилось, непрозрачности и аффилированности при совершении ряда крупных сделок с предприятиями области. В частности, имелась ввиду сделка по продаже 25-процентной доли акций «Астраханской нефтегазовой компании», принадлежащей Астраханской области, компании «ЕвроХим» со скидкой в 60 процентов. При этом Заксобрание области, потребовавшее расследования, уверяло, что сделку пролоббировала руководитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Наталья Москвитина, близкая к губернатору.

Был и еще ряд громких коррупционных скандалов, подпортивших рейтинг губернатору. Однако в 2015-м Жилкин устоял. Но в августе этого года уже фонд «Петербургская политика» сообщил, что осенью, сразу после единого Дня голосования, Александра Жилкина попросят-таки на выход. Правда, аргументы политологов сводились к математическим расчетам. Они заметили закономерность, что те губернаторы, которым в следующем году предстоят выборы, но к которым есть претензии у Кремля, примерно за полгода внезапно уходят в отставку. У губернатора Астраханской области выборы намечены на 2019 год.

Закономерность сработала, хотя сам Александр Жилкин еще вчера уверял, что информация об его отставке - лишь слухи, которые он не намерен комментировать.

Пресс-служба Кремля сообщила о встрече президента Путина с замруководителя Федеральной таможенной службы Сергеем Морозовым, в ходе которой глава государства сообщил следующее: «Хочу вам предложить поработать в одном из субъектов РФ. Губернатор Астраханской области, Александр Александрович Жилкин - он там давно уже работает, и он обратился с просьбой перевести его на другое место». Сергей Морозов свое согласие возглавить регион дал.

Прошедшие выборы были серьезным вызовом, и необходимо извлечь уроки. Чистка рядов губернаторов направлена на то, чтобы избавиться от фигур, которые заведомо проиграют выборы в 2019 году. Астраханский губернатор органично вписан в эту тенденцию: он давно у власти, но в нынешней ситуации у него мало шансов на переизбрание. Соответственно, его освобождают от должности, – объясняет Владимир Шаповалов.

«Вторые туры выборов продемонстрировали очень мощный запрос на обновление, на который федеральный центр стремится как можно скорее ответить. Конечно, с учетом местной специфики и нюансов кадровой политики в каждом регионе», – резюмирует политолог Дмитрий Орлов.

Распределительная политика – это комплекс действий предпри-ятия, обеспечивающих физическое доведение товаров до потребите-лей, их продажу и организацию реализации. Задачами распределительной политики являются: Планирование объемов продаж на рынках; Формирование сбытовой сети; Выбор каналов, методов сбыта и посредников; Организация складирования и товародвижения; Организация сервиса.

Инструментами распределительной политики являются: Каналы распределения; Методы и формы сбыта товаров; Посредники; Фирменные продажи; Сервис; Логистика сбыта (складирование и транспортировка). Эффективное управление сетью сбыта товаров. Критериями эффективности распределительной политики явля-ются скорость товародвижения, уровень издержек обращения, объ-емы продаж и прибыль, качество обслуживания клиентов. Каналы распределения – совокупность посредников, которые участвуют в доведении товаров от производителя до потребителей. Характеристиками каналов являются длина и ширина. Длина – количество промежуточных звеньев между предприяти-ем и потребителем; ширина – количество посредников на каждом уровне. Ширина канала – количество посредников находящихся на одном уровне канала распределения. Распределение – процесс обслуживания целевых рынков, обеспечение доставки целевым потребителям в нужное время и в нужное место.

Организация перемещения в определённой последовательности товаров в процессе их продажи.

Маркетинговые решения в области распределения:

1) Формирование каналов распределения; 2) Выбор торговых посредников и установления с ними долгосрочных и взаимовыгодных партнёрских отношений; 3) Организация новых форм продажи продукции (прямой маркетинг, франчайзинг, лизинг, электронная торговля);

Две основные функции распределения:

Обеспечение доступности товара через формирование каналов сбыта; - физическое перемещение товара (маркетинговая логистика).

Канал распределения – совокупность промежуточных звеньев, вовлечённых в процесс продвижения товара с целью обеспечения их доступности для конечного потребителя.

Промежуточные звенья: - простые посредники; - оптовые торговцы; - розничные торговцы.

Предложение товаров конечному потребителю: - в розничной торговле это мерчендайзинг; - в лицензированной торговле это франчайзинг; - в прямых контактах с потребителем это директ-маркетинг.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 25. Распределительная политика предприятия.:

  1. 20. Система распределительных отношений. Социальная политика государства
  2. Ценовая политика предприятия: понятие, инструменты, риски, виды. Значение ценовой политики для предприятия.
  3. 28. Сущность, задачи и функции распределительной (сбытовой) логистики. Распределительная логистика и маркетинг.
  4. 24.Понятие и задачи распределительной логистики. Правила распределительной логистики.
  5. Цели ценовой политики предприятия и их отражение в политике ценообразования.
  6. 13. Ценовая политика предприятия. Этапы разработки и реализации ценовой политики.
  7. 24.Соотношение учетной политики предприятия для целей ведения бухгалтерского учета и учетной политики для исчисления налога на прибыль.

Поняття міжнародної політики не можна розглядати окремо від світового політичного процесу, який означає не тільки міжнародне життя людства, а й певний стан м/н відносин у дипломатичній, політичній, воєнній, економічній та інших галузях. «М/н політика стоїть разом з такими базисними поняттями як «світова пол», «зовнішня пол» та «геополітика», їх призначення – опис політичних явищ, які відб на м/н арені.

Отже, «міжнародна політика» означає діяльність держави в м/н справах, а також міждержавна політика взагалі, в системі загальносвітових відносин і зв’язків; до того жце поняття включає в себе діяльність усіх суб’єктів м/н відносин в т.ч. міжурядові і неурядові орган-ї, політичні партії, сусп-політ і громадські рухи, організації тощо.

Головними суб"єктами міжнародних відносин на сучасному етапі є національні держави, які для вироблення певних форм, моделей взаємодії об"єднуються у всесвітні й регіональні міжнародні організації; організації регіонального, міжрегіонального, міждержавного характеру; міжнародні урядові орг-ї та їх органи; а також недержавні суспільно-політичні, громадські організації.

Ось, наприклад, Організація Об’єднаних націй (ООН),як урядова орг-я створена для підтримки й зміцнення м/н миру й безпеки, роз-ку співробітництва мі державами й заохочення соціального прогресу.

Грінпіс, як неурядова орг-я, - міжнародна природоохоронна організація, основне завдання якої - сприяти екологічному відродженню та привертати увагу людей та владу до збереження природи.

Основними принципами м/н політики, як і зовнішньополітичної діяльності є наступні:

* Рівноправність;

* Повага суверенітету;

* Невтручання у внут справи ін держав;

* Добросовісність у виконанні державами взятих на себе міжнародних зобов’язань;

* Мирне співіснування;

* Незастосування сили або погрози силою;

* Вирішення суперечок мирними засобами.

Звісно, щоб слідувати поставленим цілям, досягати успіхів у м/н діяльності та невтрачати позицій кожна держава повинна прагнути притримання вищеперелічених принципів, як фундаментальних положень існування у м/н просторі.

Функции политических систем

В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике. Отметим, что политика это открытая система , т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества - экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений.

Политическая система характеризуется: политической культурой, политическими нормами, традициями и обычаями. В политическую систему входят следующие институты: государство и его органы, политические партии, общественно-политические движения, группы давления, или группы интересов. Государство это основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной.

Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации своей программы. Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности. Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные партии образуют часть данной политической системы и действуют по ее правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы

или для большинства членов данного общества (политической системой

устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах

отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия

различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы,

политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени

соответствия реальной политической жизни).

Функциями политической системы являются те общественные потребности, которые она удовлетворяет. Существуют разные подходы к определению функций политической системы в обществе.

Д.Истон выделил основные функции, возможности политической системы:регулятивную(управление,регулированиеобщественныхотношений); экстракционную (извлечение из общества всех видов ресурсов); дистрибутивную (распределение и перераспределение материальных средств); релятивную (взаимодействие с окружающей средой, адаптация).

В концепции Т. Парсонса общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной подсистемой:

1) адаптацию системы к материальной среде обеспечивает экономика;
2) целеполагание осуществляется политикой;
3) интеграцию общества сфера гражданского общества;
4) легитимизацию (поддержание латентного порядка) - сфера политической культуры.
Другие американские политологи Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили три вида функций политической системы: функции системы в целом, функции процесса и функции политического курса.
Функции системы в целом, которые действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют динамику политической системы (соотношение преемственности и изменчивости в политических процессах, которые она регулирует):
а) рекрутирование участников политики;
б) социализация граждан;
в) коммуникация, связь с общественностью.
Функции процесса, которые связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения:
а) на «входе» артикуляция и агрегирование интересов;
б) на «выходе» определение и осуществление политического курса, контроль за применением норм.
Функции политического курса:
а) регулятивная (интеграция);
б) экстрактивная (привлечение ресурсов в систему);
в) дистрибутивная (распределительная);
г) реактивная (реагирование на мнение общества);
д) символическая (отстаивание ценностей общества внутри системы и во внешнем мире).
С точки зрения институционального подхода функциями политической системы являются: интеграция общества, определение социально значимых целей развития общества, мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей, управление политическими процессами, поддержание порядка в обществе.

Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие: Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Понятие «политическая система» объёмно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Теория политической системы.

Тема 5. Политическая система общества и проблема власти.

1. Теория политической системы.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типы политической системы.

4. Политическая система советского типа.

Необходимость создание целостного представления о процессах в политической сфере, её взаимосвязях с внешним миром обусловило развитие системного подхода в политической науке.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Затем эта теория получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча. и др. Это было связано с необходимостью рассмотрения политики как системы. Это понятие было призвано отразить 2 момента: 1) целостность политики, как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов(партий гос-ва, лидеров, права…); 2) характер связи политики с внешней средой (экон-й,..).Понятие политическая система д/б помочь выявить факторы которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрыть механизм согласования интересов различных групп.

Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, участвующие в политике, (гос-во, партии, лидеры,и т.д), но и экономические социальные, культурные институты, традиции и ценности, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экон-е, валютные, матер-ые, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Ранее политика сводилась к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление свободной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство через политические организации. Власть перестала быть монополией (прерогативой) государства, а властные отношения приобрели сложный характер, т.к. в них стали участвовать негосударственные организации. Сложность властных отношений привела к пересмотру преобладающих в то время институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Политика должна была решать более сложную задачу: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды .



Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах 20в.

Понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. Фон Берталанфи (1901-1972). Он исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е как систему связанную с внешней средой. Эти элементы так связаны между собой, что если изменить даже один элемент системы, то изменятся и все остальные, вся совокупность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс . Он политическую систему рассматривает как специфический элемент социальной системы . Т.о. Толкотт, Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из четырех подсистем, которые находятся во взаимодействии - это экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из подсистем выполняет свои функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений, составляют функции политической подсистемы . Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, традиции, обычаи, ценности, (которые составляют мотивационную структуру личности.) И, наконец, интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема .

Однако модель Т. Парсонса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы в политической сфере, она не включает случаи конфликтов, сой- ой напряжённости. Тем не менее, теоретическая модель Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Теория политической системы Д. Истона . (системный анализ)

Теорию систем в политологию ввёл американский политолог Д. Истона, который определил политику, как «волевое распределение ценностей». (Основной вклад Истона в полити­ческую науку применение методов системного анализак изучению политических систем , а также с исследование проблем по­литической социализации). Следовательно, политическая система, по Д. Истонуестьсовокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение её состоит в распределении ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более чётко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц-х изменений в ней.

Так с одной стороны ,политика выступает как самостоятельная сфера, основное назначение которой распределение ресурсов , а с другой стороны , политика есть часть общества , она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Т.о. политическая система может существовать, имея способность реагировать на импульсы, поступающие из внешней среды и приспосабливаться к внешним условиям функционирования.

Механизм функционирования политической системы .

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа » и «выхода ».


"Вход" – это способы

влияния внешней среды на политическую систему.

"Выход" – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.

Д. Истон различает 2 типа входа : требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной з.п. или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соц-х групп.

Поддержка, напротив, означает усиление пол-й системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к режиму. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.

В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе ». На «выходе » появляются политические решения иполитические действия . Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий и т.д.

(Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи).

В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход " системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи" . В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система , игнорирующая обратную связь , неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности .

Т.о. политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Однако Д. Истон сосредоточил внимание на взаимодействии с внешней средой и оставил без внимания внутреннюю структуру пол-ой системы , которая позволяет поддерживать равновесие в обществе.

Теория политической системы Г. Алмонда. (функциональный анализ П.С.)

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил амер-й политолог Г. Алмонд. (специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования и поддерживать стабильность зависит от функций и ролей политических институтов. Алмонд проводил сравнительный анализ различных политических систем, с целью выявления основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию. Сравнительный анализ П.С. предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий , осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. Политическая система должна осуществлять три группы функций: Функции взаимодействия с внешней средой ;

· Функции взаимосвязи внутри политической сферы;

· Функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативная теория политической системы К. Дойча .

Переход развитых стран к информационным технологиям, внедрению компьютерной техники , позволили рассматривать политическую систему как механическую модель. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912 г). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Особое значение в политической коммуникации имеет обмен информацией между управляющими и управляемыми с целью добиться согласия. Поэтому формулировка целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношений к данным целям. Функционирование политической системы зависит от качества и объёма информации, поступающей из внешней среды, и информации, о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения.

Модель К.Дойча обращает внимание на важное значение информации в жизни пол-ой и

соц-й системы, но опускает значение других переменных : пол-я воля, идеология, которые тоже могут влиять на отбор информации.

Политическая система состоит из подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Изменение одной приводит к изменению функционирования всей системы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ, церковь и т.д. Центральное место отводится государству, которое представляет всё общество. Оно обладает суверенитетом в рамках гос-х границ и независимостью за их пределами. (Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает большими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни). Зрелость этой подсистемы определяет степень специализации ролей и функций её структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения .

Нормативная включает правовые, политические, моральные нормы, ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, граждан .

Функциональная – это методы политической деятельности, средства и способы осуществления власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.). Преобладание тех или иных методов (принуждение или согласование), определяет хар-р взаимоотношений власти и гражданского общ-ва, способы интеграции и достижения целостности..

Коммуникативная включает в себя все формы политического взаимодействия власти, общества, индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д). Система коммуникаций характеризует открытость власти, её способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на потребности различных групп, обмениваться информацией с обществом .

Культурная включает систему ценностей, религию, ментальность (совокупность представлений об обществе, образ, характер и способ мышления). Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности пол-х институтов.

Функции политической системы .

Взаимодействуя друг с другом, подсистемы обеспечивают жизнедеятельность П.С., способствуют эффективной реализации её функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций П.С. дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл.

. Функция политической социализации .

1. Регулирующая функция . Она выражается в регулировании поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью.

2. Экстракционная функция . Сущность её заключается в способности системы черпать из внешней и внутренней среды ресурсы для своего функционирования. Любая система нуждается в матер-х, финансовых ресурсах, политической поддержке.

3. Распределительная (дистрибутивная) функция . П.С.распределяет полученные ресурсы, статусы, привилегии социальным институтам, индивидам и группам, чтобы обеспечить интеграцию внутри общества. Так, централизованного финансирования требует образование, управление, армия. Эти ср-ва черпают из внешней среды, например, из экономической сферы, через налоги.

4. Функция реагирования . Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к (импульсам), требованиям различных групп населения. Быстрое реагирование системы определяет её эффективность.

5. Функция политической социализации . Означает процесс усвоения человеком пол-х ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему выполнить различные политические роли.