Широкий подход. Понятие и структура государственного механизма

    Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”;

    Государственный орган: понятие, признаки, виды;

    Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата;

    Структура современного государственного аппарата;

    Разделение властей как принцип организации современного государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России;

      Государственный аппарат: понятие, признаки. Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”.

Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения (Петров А.В).

Государственный аппарат это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки:

    Это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, построенная на принципах субординации 1 и координации 2 . Целостность этой системы обеспечивается общими для всех государственных органов принципами организации и деятельности, конечными целями и задачами деятельности.

    Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы, в которых работают государственные служащие, то есть лица, занимающие в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющие определенную работу по осуществлению задач и функций государства, подчиненные служебной дисциплине.

    Для обеспечения государственных властных полномочий в состав государственного аппарата входят органы принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. Без них не может обойтись ни одно государство.

    Государственный аппарат осуществляет государственную власть и выполняет функции государства.

    Все государственные органы, образующие государственный аппарат, создаются и действуют на основе Конституции и других нормативно-правовых актов.

Соотношение понятий “механизм государства” и “государственный аппарат”.

Часто в юридической литературе понятия “государственный аппарат” и “механизм государства” рассматриваются как тождественные (Перевалов В.Д., Черданцев А.Ф., Хропанюк В.Н., Корельский В.М., Хмелин М., Денисов А., Байтин М.).

По мнению В.А. Толстика, М. Марченко, В. Афанасьева, В. Лазарева государственный аппарат – это система государственных органов непосредственно осуществляющих государственную власть, а в понятие “механизм государства” кроме них включаются также “материальные придатки”, то есть силовые структуры государственного аппарата, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения: вооруженные силы, полиция (милиция), исправительные учреждения, органы безопасности и т.д., опираясь на которые государственные органы осуществляют свою властную деятельность.

По мнению В.И. Цыганова, Р.А. Ромашова в механизм государства кроме “материальных придатков”, то есть силовых структур можно включить государственные учреждения 3 , государственные предприятия 4 и другие государственные структуры, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства.

Именно осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком.

Таким образом, механизм государства – это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства (Цыганов В.И.).

По мнению В.И. Червонюка, механизм государства – это та материальная сила, с помощью которой государство действует, достигает своих целей и задач. Механизм государства – это то, из чего состоит государство. Он имеет сложную организацию, подчиненную осуществлению задач и функций государства. Через механизм государства осуществляется государственная власть. Механизм государства имеет сложное строение и не сводится к совокупности органов или аппарату государства. Структурно он состоит из 2-х частей: государственных учреждений (организаций) и государственных органов. Центральное и основное звено в механизме государства – это его аппарат, состоящий из государственных органов, то есть аппарат государства, состоящий из государственных органов – это часть механизма государства.

Таким образом, механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства; это та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику . Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах: широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административно права. В теории государства и права понятие “государственный аппарат”, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в широком значении, то есть как адекватное понятию механизма государства. Таким образом, государственный аппарат это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Если форма государства, выражает внутреннее содержание государственной власти, то механизм государства – это ее внешнее строение, определяющее порядок организации и взаимодействия органов государственной власти.

Слово «механизм» выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм – взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена его сущность.

[Определение] Под механизмом государства следует понимать целостную, единую и иерархическую систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов, организаций и учреждений, как непосредственно осуществляющих государственную власть, так и способствующих ее осуществлению и обеспечивающих ее осуществление.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная взаимосвязь. Функции государства осуществляются, получают свое реальное воплощение посредством деятельности государственного механизма, всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

В учебной и научной литературе наряду с понятием «механизм государства» используется понятие «аппарат государства» и соответственно встает вопрос о соотношении этих понятий. В научной и учебной литературе этот вопрос решается по разному.

И «механизм», и «аппарат» государства могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Существует «широкий» и «узкий» подход к пониманию рассматриваемых категорий.

Государственный механизм в «широком понимании» рассматривается как совокупность всех государственных органов, организаций, учреждений, участвующих в реализации функций государства а также материальных средств, необходимых для их реализации. В «узком» же смысле механизм государства определяется как система исключительно органов государства, непосредственно участвующих в осуществлении государственной власти. Государственный аппарат при «широком» подходе к его пониманию определяется как совокупность всех государственных органов, все структуры государственной власти. В «узком» смысле государственный аппарат включает в себя только органы исполнительной власти, органы государственного управления, то есть государственный аппарат рассматривается как система управления, состоящая из профессиональных чиновников. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия.

Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Несомненно, что «механизм» и «аппарат» государства понятия достаточно близкие друг другу по своему содержанию и значению, но, тем не менее, между ними существует различие. «Механизм государства» представляет динамическую характеристику организации государственной власти и отражает те взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют между органами государственной власти.

Аппарат государства указывает на структурно-организационное строение государственной власти, показывает из каких органов эта власть сформирована, и, следовательно, отражает статику государственной власти.

[Внимание] Структура механизма государства многообразна и изменчива, она включает:

Органы государственной власти;

Государственные учреждения;

Государственные организации (предприятия).

Органы государства – это важнейшее звено государственного механизма, поскольку именно на них возложено непосредственное осуществление государственной власти. Они наделяются властными полномочиями, выражающимися в возможности принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

В структуру механизма государства входят представительные органы государственной власти, получающие властные полномочия от источника власти ([Пример] монарх, парламент. президент); органы государственного управления, составляющие систему исполнительной власти ([Пример] Правительство, министерства, органы исполнительной власти на местах); судебные органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие – справедливое, в строгом соответствии с законом рассмотрение и разрешение юридических дел, вынесение по этим делам окончательного решения; контрольно-надзорные органы ([Пример] прокуратура, Счетная палата), осуществляющие контроль и надзор за соблюдением и исполнением законов.

Механизм государства не может существовать без аппарата принуждения – «силовых структур», которые составляют армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

[Определение] Государственные учреждения – это часть механизма государства, представляющая собой организационно-структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

[Пример] Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д.

Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны.

Государственные организации создаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

В результате изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

1.2 Широкий подход

Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.). Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

1.3 Функциональный подход

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Одним из первых данную позицию выразил Г.А.Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления... не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П.Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П.Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы: во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения: механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

2) механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.)

3) механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И.Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства – это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Структура механизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п. Исходя из того, что по своей структуре механизм государства – это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов - системный аспект;

изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.

Государственный аппарат представляет собой взятые в единстве все государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом – обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФ внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти РФ, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом. С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ - принципа разделения властей - и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.

Таким образом, решению проблемы выработки единого подхода понимания механизма современного Российского государства способствует определение его как совокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ в целом и отдельных его составляющих.

Жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. 53. Договорная теория происхождения государства. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. ...

Собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм. 47 Нормативистская теория права Кельзен, Штаммлер – Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права. 48 Формы (источники) права …- способы закрепления и выражения правовых...

Государственный механизм это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком , так и в узком смысле .

Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого, под государственным аппаратом подразумевается, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество.

Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название «материальных придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д. Так, по мнению М. И. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В. С. Афанасьев и В. В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т. п.)».



По мнению В. М. Боера и Н. Г. Янгола, материальные придатки государства – «это, как правило, вооруженные формирования, наделяемые в особых случаях чрезвычайными полномочиями и, что весьма существенно, в силу вооруженности могущие выйти из под контроля тех государственных органов, которыми они создаются и которыми управляются».

Необходимо отметить, что отождествление «материальных придатков» с силовыми структурами государства выглядит не совсем точным. Представляется, что к числу «материальных придатков» государственной власти наряду с органами, при помощи которых осуществляется государственное принуждение, целесообразно относить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное, техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности, направленной на реализацию функций государства. В этом смысле вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М. К. Исаковой: «Механизм государства – законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства».

Наряду с научными подходами, предполагающими отождествление понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат», в современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения, авторы которых обращают внимание, прежде всего, на этимологию данных понятий. Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства» . Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого .

На основании этого В. М.Боер, Н. Г.Янголутверждают, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

Анализ вышеперечисленных подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией 1993 г. в качестве идеальной модели государственного строя России, подобный подход представляется односторонним и в силу этого не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.

Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т. д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие, различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм». Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).

Отношения между государственными и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, реализует монополию на правосудие и государственное принуждение. Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко ;

б) государственные организации:

Государственные предприятия - хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;


Государственные учреждения - организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятийданном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства - органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Во-первых , механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых , механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Например , в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих , между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых , механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

Правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

Правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

Правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

Нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

Непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

Полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

Самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

Разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

Принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

Законность - строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

Профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с государством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Об-разуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрократических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению демократии. Сердцевина конфликта связана с принципами принятия решений в политической (демократия) и бюрократических сферах. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрократии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и контроль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджменту функционирующему в частной сфере.

Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией должен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореализацию и самопроявление личности. Разрастание бюрократии поставило под угрозу главное достоинство бюрократической деятельности, то есть ее эффективность. Все более обозначившаяся тенденция к централизации привела к усилению иерархической структуры государства, возросла роль центральных органов, оказывается скованной инициатива на местах. Государство столкнулось с дилеммой: отсутствие иерархии ведет к потере координации, слишком жесткая иерархия означает утрату эффективности.

Практика функционирования бюрократии в условиях государства большой бюрократии (например, государства всеобщего благоденствия), выявила отчуждение масс от политического процесса, падение легитимности власти. Парадокс состоит в том, что большие социальные программы, исполняемые государством, порождают большую бюрократию, а значит возникают разветвленные государственные институты и олигархические способы принятия решений. При этом выясняется, что основной задачей бюрократии становится проблема сохранения своей власти, даже если она вредна государству в целом.

Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм . Если бюрократия это слой людей, профессионально действующих в государственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппарата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характеристиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественно-го контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие.

Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще большему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления.

Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом:

1) значительное сокращение управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и некомпетентных управленцев;

2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу;

3) подъем уровня политической культуры населения для его реального влияния на существующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, определяющим вопросом становится контроль над деятельностью учреждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль.

Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. Высшие чиновники следят за деятельностью низших, а инспектора и ре-визоры контролируют бюрократический аппарат. Наряду с этим проводятся внутренние ревизии, выборочные проверки, отчеты и т. п. мероприятия. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего контроля за каждым отдельным учреждением. Во многих государствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена". Омбудсмен не только парламентский представитель по защите прав человека, но и специальный чиновник, являющийся независимым и непредвзятым, выслушивающий жалобы от служащих и представляющий свои рекомендации решения спорных вопросов.

Задание к семинару.

1. Проведите классификацию по всем основаниям следующих государственных органов: Президент РФ, Министерство образования РФ, Счетная палата, Конституционный Суд РФ, мэр города Москвы, парламент Англии.

Президент РФ Министерство образования РФ Счетная палата Конституционный Суд РФ мэр города Москвы парламент Англии
по порядку формирования первичные производные производные производные производные первичные
по объему выполняемых полномочий высшие органы власти центральные центральные высшие органы власти местные высшие органы власти
по широте компетенции органы общей компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы общей компетенции
по характеру организационно-правовых форм деятельности исполнительные, законодательные исполнительные контрольно-надзорные органы судебные исполнительные законодательные
по числу государственных гражданских служащих единоличные коллегиальные коллегиальные коллегиальные единоличные коллегиальные
по времени функционирования постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные

2. Заполните таблицу, раскрывающую полномочия каждой из ветвей власти в сфере контроля за двумя другими (система «сдержек и противовесов») с учетом опыта различных государств:

Ветви власти, в отношении которых осуществляется контроль Полномочия законодательной власти Полномочия исполнительной власти и главы государства Полномочия судебной власти
Законодательная __ Право роспуска парламента у главы государства, право определять состав Правительства в РФ, право вето у в отношении законов, принятых ФС, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств, все соглашения, подписанные Президентом, должны пройти процедуру ратификации Конгрессом Возможность отмены закона, в случае его противоречия Конституции, законодательная инициатива Конституционного и верховного судов по вопросам их ведения
Исполнительная Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Возможность отрешения Президента РФ Федеральным Собранием от должности, возможность выразить недоверие правительству разрешение Конституционным судом споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Судебная номинирует кандидатов в судьи Президент, а утверждает Конгресс (Сенат) США. Конгресс США определяет структуру Судебной ветви Утверждение президентом РФ кандидатура судей федеральных судов __

3. Используя текст глав 1 (ст.10-12), 4 - 7 Конституции РФ составьте схему, раскрывающую структуру государственного аппарата Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей и федеративным устройством РФ.