Государственный аппарат и государственный механизм. Понятие и соотношение

Механизм государства

Понятие «механизм государства» принято употреблять в широком и узком смысле.

В широком смысле государственный механизм это совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства. В число государственных организаций входят государственные предприятия, государственные учреждения и государственные органы.

В узком смысле механизм государства совпадает с категорий «государственный аппарат». Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства. Данное определение механизма государства представляется более точным и оправданным с точки зрения реализации его функций. Именно государственные органы непосредственно осуществляют государственные функции и реализуют властные полномочия.

Таким образом, механизм государства - это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Государство реализует свои задачи и функции через государственный механизм.

Признаки гос. механизма:

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений . Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения , соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства .

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы, обладающие властными полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (полиция, войска, исправительные учреждения).

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Властные полномочия означают, что орган государства, устанавливая формально-обязательные правила поведения, в рамках закона может добиваться их выполнения.

Признаки органа государства:

Обладает определенной самостоятельностью;

Образован и действует на основе правовых актов;

Выполняет присущие только ему задачи и функции;

Наделен властными полномочиями;

Имеет внутреннее строение (структуру);

Имеет материальную базу, финансовые средства

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

По порядку осуществления компетенции можно выделить коллегиальные и единоначальные.

По срокам полномочий выделяются постоянные и временные.

По принципу разделения властей осуществляют свою деятельность следующие государственные органы:

законодательные (парламент);

исполнительные (правительство, министерства и т. п.);

судебные.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государ­ственной власти сосредоточена в руках одного лица монарха (царя, короля, императора, султана, князя и т. п.). Монархия характеризуется тремя основными чертами:

Наследственность верховной власти предполагает, что монарх получает свою власть по наследству. В мире существует несколько систем престолонаследия, которые используются в различных сочетаниях. Причем, несмотря на преобладание наследования по закону, иногда используется и наследование по завещанию. В частности, в арабском мире не­редки случаи, когда монарх еще при жизни назначает себе наследника из числа сыновей или ближайших родственников.

Несменяемость власти монарха. Монарх занимает свой пост пожизненно, это неизменный атрибут монархии. В зависимости от времени вступления на престол, монарх может быть главой государства на протяжении многих десятилетий. Иногда под влиянием определенных обстоятельств монарх добровольно отрекается от престола. Когда монарха силой вынуждают покинуть трон, это называется низложением.

Безответственность главы государства. В государственно-правовой традиции большинства монархических государств существует принцип: «Монарх не может быть неправ». Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, вводится институт «контрасигнатуры». Данный признак сложился исторически в силу особого статуса монарха, его авторитета и величия.

Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.

Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью, концентрирует в своих руках все рычаги управления государством, является источником законодательной власти и исполнительной власти, выступает в качестве высшего судьи.

Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен».

В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.

В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии.

Несмотря на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.

Ограниченные (конституционные) монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме правления являются конституционными.

Ограничение власти монарха традиционно связывают с деятельностью парламента - законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.

Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса монарха. Законодательная власть в парламентских монархиях принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному и подконтрольному парламенту. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства ил и по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламента Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит.

По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символичные монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

Помимо парламентарных монархий, к ограниченным монархиям относят также дуалистические монархии, существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия являет переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии - после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.

Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

Республика - форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

Для республики характерны следующие отличительные признаки:

Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом.

Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-5 лет. Практически во всех республиках по конституции главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков.

Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.

Форма показывает внешние характеристики гос. власти, то механизм гос-ва определяет внутреннюю характеристику гос. власти (показывает хар-р взаимосвязи).

Механизм государства (в широком понимании) – совокупность, единая целая политическая система взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимообусловленных гос. органов, организаций и учреждений, как непосредственно осущ-ляющих гос. власть, так и способствующих её осуществлению и обеспечивающих её осуществление.

Механизму гос-ва д.б. присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы гос-ва осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы организации и деятельности .

Принципы организации и деятельности механизма гос-ва :

1. общие принципы относятся к механизму гос-ва в целом;

1) принципы, закрепленные в Конституции РФ - охватывают констуциоино закрепленные принципы организации и деят-сти механизма гос-ва (конституционные принципы):

а) принцип народовластия – проявляется в демократической организации гос-ва, республиканской форме правления, при ктрх носитель суверенитета и единственный источник власти – многонациональный народ. Он осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. и непосредственно (н-р, выборы президента и представительных ОГВ) или ч/з ОМС. НО главное место в ряду средств осущ-ления власти народа РФ занимает механизм гос-ва в лице объединяемых им органов.

б) Приоритет прав и свобод личности: РФ – социальное гос-во, политика ктрго направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общ-ва (К РФ в ст.2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва»).

в) принцип разделения властей: гос. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исп-ную и судебную власти, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 К. РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов. Данный принцип повышает эффективность работы гос. механизма.



г) принцип федерализма : РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города фед. значения, автономные области/округа. Во взаимоотношениях с фед. ОГВ, S’ы РФ равноправны м/у собой (согласно ст. 11 (п. 3) К РФ, разграничение предметов ведения и полномочий м/у ОГВ РФ и ОГВ S’ов осуществляется наст. К РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий).

С.С. Алексеев: Ряд общефедеральных органов (н-р, Фед. Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют ГО S, м/у ктрыми складываются отношения координации и субординации, т.е. слаженная и высокоэффективная работа механизма гос-ва невозможна без строгой гос. дисциплины, без подчинения по вертикали и координации по горизонтали. Дисциплина обеспечивает целостность и работоспособность всего механизм гос-ва.

д) принцип законности – Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов гос-ва. ( ст. 15 п. 2. К РФ: ОГВ, д.л., ОМС, граждане и их объединения, обязаны соблюдать К РФ и законы РФ).

е) принцип демократизма ; В демократическом гос-ве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу.

2) принципы, сформулированные в ФЗ’е «Об основах гос. службы РФ», ФКЗ” «О суд. системе РФ», “О Конст. Суде РФ», ФЗ’е «О прокуратуре РФ» и др. (внеконституционные принципы)

а) верховенство К РФ и ФЗ’ов над иными НПА”, должностными инструкциями при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) равный доступ граждан к госслужбе в соотв. со способностями и проф.подготовкой;

г) обязательность для госслужащих решений, принятых вышестоящими ГО и руководителями в пределах их полномочий и на основе зак-ва РФ;

д) профессионализм и компетентность госслужащих;

е) гласность в осуществлении госслужбы; отв-сть служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

ж) внепартийность госслужбы; отделение религиозных объединений от гос-ва;

з) и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность госслужбы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

2. частные принципы действие ктрх распространяется на некоторые звенья гос. механизма, отдельные органы или группы органов.

Например, предусмотренный К. РФ и федеральными процесс. законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон ; закрепленный в ФЗ’е «О прокуратуре РФ» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ - органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на тер-рии РФ законами, независимо от федеральных ОГВ, органов власти S’ов РФ, ОМС, общественных объединений.

Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей гос. механизма.

Механизм государства. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России. Орган государства: понятие признаки виды.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 1

Тема 8. Механизм государства.

1. Механизм государства: понятие и структура.

2. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России.

3. Орган государства: понятие, признаки, виды. Принципы деятельности государственных органов.

8.1. Механизм государства: понятие и структура.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства – это совокупность организационных форма государственной власти, призванных осуществлять функции государства, он представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом.

На механизм государства воздействуют: состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

В юридической науке понятие “механизм государства“ и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства“ включаются также “материальные придатки“ государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Кроме этого в структуру механизма государства входят государственные служащие , специально занимающиеся управлением; организационные и финансовые средства , а также принудительная сила , необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства.

Механизм государства обладает рядом признаков :

механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, организующая свою деятельность в соответствии с в Конституцией РФ, Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и другими федеральными законами.

механизм (аппарат) государства имеет сложную структуру, отражающую место, которое занимают в ней различные виды и, группы государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях 1 .

механизм государства располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов 2 .

8.2 . Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России.

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства.

Принципы подразделяются на:

Общие принципы , относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам. Общие принципы , в свою очередь, принято разделять на:

а) принципы, выраженные в Конституции РФ;

б) принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Частные принципы , действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

а) Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Принципы, закрепляемые в федеральных законах РФ.

а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;

в) единство системы государственной власти , разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

г) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

д) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) единство основных требований , предъявляемых к государственной службе;

ж) профессионализм и компетентность государственных служащих ;

з) гласност ь в осуществлении государственной службы;

и) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

к) внепартийность государственной службы ; отделение религиозных объединений от государства.

8.3. Орган государства: понятие, признаки, виды. Принципы деятельности государственных органов.

Первичным элементом государственного аппарата является орган государства.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, создаваемая государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенная государственно-властными полномочиями и опирающаяся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Государственные органы выполняют следующие функции:

функции по принятию нормативных правовых актов;

функции по контролю и надзору;

правоприменительные функции;

функции по управлению государственным имуществом;

функции по оказанию государственных услуг

Орган государства обладает рядом специфических признаков:

1. Наделен полномочиями осуществлять государственную власть;

2. Обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;

3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

5. Имеет территориальный масштаб деятельности;

6. Образуется в порядке, установленном исключительно законами;

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы классифицируются по видам на основе различных критериев.

По юридическому источнику их легитимности, органы государства подразделяются на:

органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства ;

органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов .

2. На основе принципа разделения властей органы делятся на: законодательные; исполнительные; судебные.

3. По территориальной сфере деятельности подразделяются на: федеральные органы; органы субъектов Федерации; органы местного самоуправления.

4. По действию во времени государственные органы делятся на: постоянные; и временные (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Люди, замещающие государственные должности, являются государственными служащими.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Подобные принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) принцип демократизма;

3) принцип разделения властей;

4) принцип законности;

5) принцип гласности;

6) принцип федерализма;

7) принцип профессионализма;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости;

10) принцип иерархичности.

Всесторонний учет этих принципов, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Тема 9. Место и роль государства в политической системе общества.

1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

2. Институты политической системы

3. Основные концепции соотношения государства и личности.

9.1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

В отечественной политико-социологической литературе политическую систему определяют как совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Основой политической системы общества является политическая власть , по поводу использования которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы и др.

Политическая власть – система волевых отношений общества, обусловленная интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. В последние десятилетия преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная .

Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику.

Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную подсистему представляют политическая культура, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология), политические отношения.

Элементы политической системы:

  1. Совокупность политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь и др.).
    1. Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
      1. Политические нормы и традиции.
      2. Политическое сознание, культура, идеология.
      3. Политическая деятельность.

Используя различные методологические приёмы (подходы) , можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы 3 .

1. Генетический подход – концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.

А) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.

Б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции.

В) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институциональный подход рассматривают политическую систему только с точки зрения существующих институтов.

Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом.

Функциональный подход политическую систему рассматривают в динамике политической деятельности.

2. Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, имеющей интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.

Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

3. Субстанциональный (сущностный) подход – помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления – политическая система.

Первое место из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.

Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

Четвертое , особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.

Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Политическая система выполняет координирующую и интегративную функции. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, возникающие между ними противоречия, добивалась наиболее оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также представляющих их интересы организаций и движений. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсус основных ценностей и идеалов общества

9.2. Институты политической системы

Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:

а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:

Политические организации – прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые общественные объединения . Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев общества и в проведении политических интересов той или иной социальной группы в жизнь.

Неполитические общественные объединения – развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования являются не политика.

  • Центральным элементом в политической системе всегда выступает государство . Государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории 4 ».

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство на протяжении всей истории развития общества видоизменяется в своей сущности, форме и содержании, но в отличие от остальных элементов политической системы — политических партий и общественных организаций (которые могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать) государство неизбежно сохраняется.

Место , занимаемое государством в политической и общественной жизни любой страны, обусловлено следующим.

1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социальное расслоение общества. Марксистская характеристика сущности государства как политической организацией экономически господствующего класса наиболее ярко проявляется, когда в нем возникает классовая напряженность, способная взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в обществе превалируют общесоциальные связи, более созидательные, чем классовые антагонизмы.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальных и др. отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.

Политические партии и движения в политической системы общества

В современном мире политическими общественными объединениями являются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества и в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Это политические партии, политические движения и некоторые общественные объединения.

Значительную роль в жизни современного российского общества играют политические партии – объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления 5 .

Политические партии - особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике 6 .

Политические партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

От политических партий следует отличать политические (общественные) движения. Политические партии имеют государственную регистрацию, устав, программу , определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, членство и членские взносы, строго определенную процедуру входа и выхода из партии и т.п. Политическое движение – не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения. К политическому движению можно примкнуть в любой момент, быть членом этого движения любое время по своему усмотрению и выйти из него в любой момент по собственному желанию (напр., политическое движение «Женщины России»).

  • Непартийные политические объединения в политической системы общества.

Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и вне политических целях. Непартийные объединения участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.

Общественные объединения строят свои отношения с государством с позиций сотрудничества, взаимопомощи, координации и руководства со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, надзора и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные объединения действуют в рамках правового режима, установленного государством. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

К несобственно политическим организациям относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает; в этом смысле если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения.

  • Неполитические объединения .

Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект , выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью.

К числу неполитических общественных объединений относят:

профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;

объединения, уставы которых предусматривает членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам;

объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.

Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.

1 Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

2 Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

3 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института бизнеса и права. – 2006. – С. 37-38.

4 См.: Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.– М., 1995. - С. 190.

5 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)

6 В.В. Лапаева. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права, - 2002 - N 1.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3434. Механизм государства 4.37 KB
Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения государственный аппарат централизован и отношения взаимодействия различные органы решают совместные задачи никакой орган не существует сам по себе. Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: – по принципу разделения властей различают законодательные исполнительные судебные органы; – в зависимости от организационноправовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные исполнительнораспорядительные судебные и контроля и надзора. Среди...
18652. Механизм рыночной системы 170.97 KB
Цель индивидуальной работы изучить механизм рыночной системы и показать оптимальную реализацию совокупных экономических интересов в обществе через количественное соответствие спроса и предложения товаров услуг и ресурсов. Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке рис. График рыночного равновесия спроса и предложения Точка пересечения кривых Е - это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Qe...
3165. Механизм правового регулирования 6.75 KB
Механизм правового регулирования Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков К. Механизм правового регулирования: учеб. Механизм правового регулирования – это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права это цель. Элементы механизма правового регулирования 1.
15814. Гидравлический удар и его механизм 97.97 KB
Практически определить причиной аварии гидравлический удар на 100 невозможно но предупредить его реально. Примером гидравлического удара может быть движение жидкости в простом трубопроводе рис. Движение жидкости в простом трубопроводе При рабочем положении I задвижка полностью открыта и жидкость под действием напора Н движется по трубопроводу со скоростью υ обеспечивая в сечении I–I у задвижки рабочее давление Рраб.
6683. Экономический механизм лизинговых сделок 66.64 KB
Состав виды и формы лизинговых платежей Центральным наиболее важным звеном организации лизинговых сделок являются экономически обоснованный состав и размер лизинговых платежей. Очевидно что подобные представления неадекватно отражают экономическую структуру лизинговых платежей имеющих по своей сути многокомпонентный характер. Понятие и функции лизинговых платежей В самом общем виде лизинговые платежи это одна из экономических форм реализации права собственности на имущество. В самом же содержании лизинговых платежей можно выделить...
18951. Механизм управления компанией в рамках ЕС 58.14 KB
Корпоративное управление – это важная составляющая эффективного функционирования любой компании (корпорации). В последние годы в ЕС был принят ряд документов, которые направлены на создание эффективной системы корпоративного управления в компаниях. Следует отметить, что ряд стран приняли обновленные кодексы корпоративного управления, соответствующие требованиям, которые предъявляются Принципами корпоративного управления ОЭСР. Во многих государствах-членах ЕС приняты нормативные акты
11364. МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «АКБ «КОР» 252.9 KB
Анализ финансового состояния заемщика по методике ОАО АКБ КОР. Методика оценки финансового положения заемщика. Пути улучшения использование информационных технологий при оценке финансового положения заемщика. Нет сегодня единства банка и его заемщика в достижении общей цели подъема российской экономики.
18386. Правовой механизм межгосударственного сотрудничества 117.33 KB
Принципы международного права по охране окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Международные договоры и региональные соглашения регулирующие правовую охрану окружающей среды. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды.
16991. Определение целей как механизм саморегулирования 10.07 KB
Определение целей как механизм саморегулирования Идея о том что формирование личных целей способствует повышению мотивации занимает важное место в современной психологии см. Причина проста – для рационального экономического агента в неоклассической парадигме нет разницы между целью и решением поэтому отдельное обсуждение целей не имело смысла. В нашей работе рассматривается теоретико-игровая модель саморегулирования основанная на формировании индивидуальных целей для агентов обладающих предпочтениями со смещением в пользу настоящего....
9242. Рыночный механизм. Спрос и предложение 25.6 KB
Например при снижении цены яблок в 3 раза с 3 до 1 долл. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить что даже после того как рост спроса данного потребителя фактически приостановился при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. Потребители с высоким уровнем дохода могут сокращать свой спрос на товар при снижении...
Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся обеспечения прав и свобод человека, управления обществом и страной. В действительности правовая категория "государство" обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его механизма.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права обычно понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.

Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, осуществляя возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством (например, муниципалисты).

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

5. Механизм государства. Органы государственной власти Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 7 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства Государственное устройство России до принятия Конституции 1993 года включало в себя

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой

Из книги автора

§ 2. Структура механизма государства Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном

Из книги автора

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

6. Механизм государства. Органы государственной власти РФ Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.Признаки механизма государства:1) иерархичность – построение государственного аппарата в

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

Глава 7. Механизм государства Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы (В.М. Сырых).

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (Лазарев, Липень).

Характерные черты механизма государства:

а)он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют

единую систему властвования;

б)его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в)его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г)он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма:

1)государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненное при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2)государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его «материальные Придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3)государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4)государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5)государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Понятие, признаки и виды органов государства

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными императивными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган. Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

    Является самостоятельным элементом механизма государства

    Образован и действует на основе правовых актов

    Выполняет свойственные только ему задачи и функции

    Наделен в этой связи властными полномочиями

    Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений

    Имеет материальную базу и финансовые средства

    обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

    в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

    действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев

по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом

Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

по иерархии - на центральные, республиканские и местные;

по характеру подчиненности - на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Приоритет прав и свобод человека и гражданинаДемократизмРазделение властейЗаконностьГласностьФедерализмПрофессионализмСочетание выборности и назначаемости