Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов. Проблемы развития местного самоуправления в рф

Вариант I

1. Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3.форма осуществляется народом своей власти... самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Согласно ФЗ №131, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2.право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3. форма осуществляется народом своей власти..., самостоятельная и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и, распоряжение муниципальной собственностью.

3. Какая форма отсутствует в ФЗ №131:

1.построение двухуровневой модели МСУ

2.определение численности депутатов представительного органа

3. введение контрактной системы для главы МСУ

4.отнесение к органам местного самоуправления только представительного органа

4. Какой принцип территориальной организации МСУ закреплен в российском законодательстве?

1. Территориальный

2.Поселенческий

3.Социально экономический

4.Централизованного управления

5. Муниципальный правовой акт - решение, принимаемое:

1.только по вопросам местного значения

2. По вопросам значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ

6. Статьи 130-132 Конституции РФ устанавливают:

1.гарантированность МСУ со стороны государства

2. самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий

3.обособленность МСУ от органов государственной власти

4.правовое положение человека и гражданина в системе МСУ

7. Что из нижеперечисленного не относится к вопросам местного значения, закрепленных в ФЗ №131?

1.утверждение, исполнение муниципального бюджета и контроль за исполнением данного бюджета;

2.установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3.определание порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

4. установление порядка деятельности предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования

8. Кака я ветвь власти в соответствии с Конституцией РФ, не является обязательной в системе органов МСУ?

1. исполнительная 2.представительная 3. судебная 4.контрольная

9.Назовите три основных исторически сложившихся типа местного

самоуправления:

1.Англо-саксонский, германский, смешанный.

2 .Англо-саксонский, континентальный, смешанный.

3.Англо-саксонский, традиционный, смешанный.

10. Основной нормативно-правовой акт, устанавливающий принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

1.Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

2.Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ»

3. Конституция РФ.

4.Европейская хартия местного самоуправления.

11. Является ли обязательным наличие у муниципального образования выборных органов?

1.Является, при условии закрепления соответствующего положения в уставе муниципального образования.

2.Является, если формируются также и исполнительные органы.

3.Являются, при отсутствии исполнительных органов.

4. Является в любом случае

12. Какой документ устанавливает основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением?

1 .Устав местного самоуправления.

2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

3.Уголовный кодекс РФ

4.Административный кодекс РФ.

5.Органы местного самоуправления не могут быть привлечены к ответственности

13. Как называется свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета субъекта РФ?

1.Сводный бюджет.

2. Консилидированный бюджет

3.Объединенный бюджет

4.Общий бюджет субъекта федерации

14. Каким образом, согласно Конституции РФ, определяется структура органов местного самоуправления?

1.Федеральными законами.

2. Населением самостоятельно.

3.Примерным положением о структуре органов местного самоуправления.

15. Обязательное условие вступления в силу актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы человека согласно законодательству.

2.Рассмотрение в исполнительных органах власти.

3.Утверждение представительным органом местного самоуправления.

16. В структуру какого органа входит местная милиция?

1.Местного органа исполнительной власти.

2. МВД РФ.

3.Штат исполнительного органа местного самоуправления.

17. Может ли быть муниципальное образование подчинено другому муниципальному образованию?

1.Может, если это решение принято путем референдума и население обоих муниципальных образования выразило свое согласие.

2. Может, если это решение утверждено органом законодательной власти субъекта федерации.

3.Может, если это решение утверждено Указом Президента РФ.

4.Не может.

Вариант II

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

1.англосаксонской модели

2. континентальной модели

3.немецкой модели

4.японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

1.В Канаде, Австралии, Новой Зеландии

2. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке

3.В России

4.В Германии

3.Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

1 .Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования

2.Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности

3.Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников

4. Мэр не может назначать муниципальных чиновников

4.Какая из перечисленных моделей муниципальных систем управления не существует?

1.Англосаксонская

2.Континентальная

3.Смешанная

4. Пропорциональная

5.Что характеризует англосаксонскую модель муниципального управления?

1. Местные органы управления полностью автономны от центральной власти

2.Местные органы представляют составную часть государственного управления, но представительные органы выступают как автономно действующие

3.Местные органы управления подчиняются центральным государственным органам непосредственно и по всем вопросам

4.Местные органы управления существуют параллельно государственным

6. Что характеризует модель управления «Совет - менеджер» (США)?

1. Менеджер назначается советом

2.Менеджер избирается населением на 4 года

3.Менеджер назначается мэром

4.Менеджер избирается населением и подбирает работоспособный состав совета

7. Что характеризует советскую модель местного управления

1.Отсутствие иерархической подчиненности органов управления

2. Разделение властей

3.Полновластие представительных органов власти на территории

4.Альтернативные выборы на основе партийной конкуренции

8. Характерной чертой современной модели МСУ в России является:

1.выделение органов МСУ из системы органов государственной власти

2. функционирование органов МСУ в системе органов государственной власти

3.придание органам МСУ статуса общественных организаций

4.ни один ответ не верен

9. Принцип ultra vires (действовать с превышением полномочий) характерна для:

1.континентальной модели МСУ

2. англосаксонской модели МСУ

3.итальянской модели МСУ

4.немецкой модели МСУ

10. Правило Дилона - это:

1.Д. правило, по которому муниципальным органам разрешены все действия, не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов

2. правило, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон

3.правило, регулирующее действия муниципальных органов в социальной сфере

ФЗ №131 в ст.1 дает нормативное определение местного самоуправления – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Европейская хартия местного самоуправления также дает определение местного самоуправления – это право и способность ОМС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч.2 ст.3 Конституции РФ.

В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура ОМС определяется населением самостоятельно. Посредством этой конституционной нормы обеспечивается опосредованное участие населения в управлении.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти.

Хоть местное самоуправление не входит в систему ОГВ, действующее законодательство предусматривает возможность вмешательства органов государственной власти в дела местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность. Речь идет о позитивной ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население.

Муниципальное образование само отвечает по своим обязательствам принадлежащем ему на праве собственности имуществом.

ФЗ №131 предусматривает различные вопросы местного значения для разных видов МО. Конкретный перечень вопросов для каждого МО закрепляется в его уставе.

В соответствии с данным понятием вопросы местного самоуправления (местного значения) могут решаться только населением или ОМС, без какого-либо давления или вмешательства со стороны других органов.

КС РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П («Курское дело») указал, что передача ОМС полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима.

МС осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

В целом МС – достаточно многозначное явление, которое можно рассматривать в нескольких значениях:

1. Одна из основ КС, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве;

2. МС – право граждан, проживающих на определенной территории, на самостоятельное решение вопросов местного значения;

3. МС – деятельность населения по решению вопросов местного значения;

4. МС – одна из форм народовластия, предусмотренных Конституцией (ст.3);

5. МС – один из видов социального управления. ОМС осуществляют ту разновидность публичной власти, которая называется местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти, среди них такие, как возможность принимать самостоятельные решения, обеспечивать их исполнение и т.д. Однако, данные признаки подчеркивают не столько государственное начало местной власти, сколько отражают её публичный характер. Данная позиция нашла своё отражение в Постановлении КС РФ от 15 января 1998 г. Рассматривая вопрос о местных органах власти в Республике Коми, КС указал, что местные органы, согласно закону РК, являются органами власти, что само по себе не свидетельствует тем не менее об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной. Поэтому КС высказал позицию, в соответствии с которой ОМС осуществляют не государственную, а местную власть и их природа не является государственной, следовательно, муниципальная властьпубличная власть особого рода, которая отличается от государственной следующими признаками:

a. Территориальной ограниченности;

b. Широким спектром форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

c. Системой принуждения (упор сделан на убеждение; принуждение тоже может быть, но оно носит государственных характер);

d. Законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

e. Подконтрольностью государству реализацией передаваемых местной власти государственных полномочий;

f. В сфере местного управления преобладает хозяйственная составляющая, а не властная.

Исходя их понятия МС, представляется возможным дать его содержательную характеристику:

1. МС имеет свой субъект;

2. МС занимает особое место в механизме управления обществом и государством;

3. МС имеет свой объект управления, каковым выступают вопросы местного значения (ст.14,15,16 ФЗ №131);

4. Самостоятельность МС, которая гарантируется государством;

5. Ответственность МС;

6. Всё осуществляется в интересах местного населения;

7. В МС находят отражение исторические и иные местные традиции.

Пространственные рамки МС

Вопросы местного значения решаются в рамках МО, под которым признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией или иная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В трактовке понятия местного самоуправления следует различать также три аспекта:

1. Социальный – здесь основным является вопрос о субъекте (основной субъект – территориальный коллектив);

2. Функциональный – основное в нем – содержание и классификация функций местного самоуправления (2 группы функций: функции местного самоуправления и функции, которые осуществляются и характерны для государственного управления, но они же могут выступать функциями местного самоуправления);

3. Институциональный – в этом аспекте МС понимается как система демократических институтов, посредством которых осуществляется местное самоуправление и решаются вопросы местного значения, т.е. это есть не что иное как система организации МС.

МС может выступать и выступает как конституционный принцип.

МС можно рассматривать и как конституционное право местного сообщества, которое является естественным, коллективным притязанием населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

ВоПрОс: а может ли население отказаться от данного права? Как отметил КС в постановлении по «Курскому делу», это не только право, но и конституционная обязанность населения решать соответствующие вопросы местного значения, поэтому от данного права отказаться нельзя.

Право населения на местное самоуправление включает в себя:

1. Право на самоорганизацию и на признание городских и сельских поселений в качестве территорий;

2. Право на самостоятельное осуществление власти (ст.3 Конституции РФ);

3. Право на самостоятельность организации власти на своей территории и определение её структуры (ст.131 Конституции РФ);

4. Право на проведение местных референдумов (ст.3 Конституции РФ);

5. Право на муниципальные выборы, проводимые в соответствии с общими принципами (ст.3 Конституции РФ)

6. Право на осуществление законодательной инициативы и реализацию правотворческих инициатив (ФЗ №131);

7. Право на обладание местным бюджетом (ст.132 Конституции РФ);

8. Право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (ст.130 Конституции РФ);

9. Право на установление местных налогов и сборов (ст.132 Конституции РФ);

10. Право на осуществление охраны правопорядка (ст.132 Конституции РФ);

11. Право на судебную и иные формы защиты (ст.133 Конституции РФ);

МС осуществляется в рамках децентрализации властных полномочий.


Похожая информация.


Современные подходы к понятию местного самоуправления

Термин «самоуправление» используется многими, но в него, порой, закладывается разный смысл. Понятно, что «общественное самоуправление», «производственное самоуправление», «ВУЗовское самоуправление», «территориальное самоуправление», «местное самоуправление» – категории не тождественные.

Изучаемое нами «местное самоуправление» – явление многоплановое и его понятие не имеет однозначного определения. Одни авторы подчеркивают его институциональную составляющую и определяют его как систему местных органов, осуществляющих народовластие. Другие – делают упор на функциональную составляющую и определяют «самоуправление» как деятельность населения по управлению своими делами.

Проблемы местного самоуправления на протяжении многих лет находятся в центре внимания белорусских ученых и специалистов в области государственного управления. Однако в настоящее время многие из них остаются дискуссионными. Не достигнуто единство взглядов и в отношении самого понятия местного самоуправления. Ощущается недостаток публикаций по этим проблемам. Более глубоко они исследованы в России.

Анализируя историю местного самоуправления в России, Е.М.Ковешников отмечает, что российские ученые второй половины ХIХ в. – начала ХХ в. рассматривали местное самоуправление как коллективную деятельность общины по решению вопросов локального значения. Он приводит определения, данные рядом ученых.

Так, М.А.Курчинский полагал, что местное самоуправление представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом .

По мнению В.В.Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц, избранных населением .

А.И.Васильчиков называл самоуправлением систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления, с соответствующими правами . Он рассматривал самоуправление как один из видов управления. «Самоуправлением, писал он, называется такой порядок управления, при котором местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями – земскими обывателями.

Как составную часть государственного управления, осуществляемую местными жителями, трактовали местное самоуправление В.П.Безобразов, Н.М.Коркунов и другие российские ученые.

Представители западной научной мысли ХIХ–ХХ вв. А.Токвиль, Р.Гейст, Л.Штейн, Лабанд, внесшие большой вклад в развитие теории местного самоуправления, также придерживались подобной точки зрения. Так, П.Ашпей определял его, как осуществление местными жителями или их представителями обязанностей и полномочий, которые им представлены законодательной властью или принадлежат им по общему праву.

К.Маркс считал, что самоуправление – это «народ, действующий сам и для самого себя», он «распоряжается сам и в своих интересах своей собственной общественной жизнью».

Осмоловский В.В приводит распространенное в европейской литературе определение немецкого ученого Г.Еллинека: «Самоуправление – это государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».

Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основываются на тех же научных подходах. Сегодня местное самоуправление рассматривается, в первую очередь, как самостоятельная, инициативная деятельность населения, имеющая целью удовлетворить свои нужды и интересы. В тоже время в научной литературе даются различные определения местного самоуправления, что связано с различным пониманием авторами места и роли местного самоуправления в системе государственного управления.

Например, российский исследователь В.И.Фадеев полагает, что «местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории».

По утверждению С.А.Авакяна, «абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения). В таком подходе отражено предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Кардинальное значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально финансовая база».

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 года, под местным самоуправлением понимает систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

В Европейской Хартии местного самоуправления, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность в интересах населения» .

Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет местное самоуправление, как форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материальной базы и привлеченных средств.

Среди белорусских исследователей активные дискуссии ведутся вокруг понятий «местное управление» и «местное самоуправление». Зачастую указанные понятия пытаются развести, обозначив ими две независимые друг от друга системы, параллельно функционирующие на местном уровне. При этом под местным управлением понимают форму организации и деятельность органов, назначаемых из центра и представляющих государственную администрацию на местах, а под местным самоуправлением – форму организации и деятельности местных представительных органов, независимых от государства.



Не отрицая функциональной обособленности этих институтов, представляется более правильным не противопоставлять местное самоуправление местному управлению, а рассматривать их как части единого целого. Такой подход исходит из признания единства системы власти, осуществляемой народом. Этот принцип закреплен в законодательстве Республики Беларусь. В силу этого для обозначения органов местной власти в Республике Беларусь используется термин «органы местного управления и самоуправления».

Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула “местное самоуправление” должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.

Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода – прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как “вопросы местного значения”, “муниципальное образование”, “органы местного самоуправления”, “должностное лицо местного самоуправления” и др.

Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность – осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. По В. Далю самостоятельный – это стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого. Однако В.И. Даль добавляет, что самостоятельный человек тот, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости <*>. Получается, что как самостоятельную мы должны оценивать ту деятельность людей, которая не только осуществляется по их воле и в их интересах, но еще и покоится на их твердых убеждениях, на осознании ими своих действительных, а не мнимых интересов. Выходит, что самостояние не дается законом или по одному желанию – до него надо еще дорасти.

——————————–

<*> См.: Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955. С. 135.

Что означает активность под свою ответственность? В правоведении принято различать положительную и негативную ответственность. Положительная ответственность – это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть – возложение на индивидов обязанности претерпевать лишения за совершенные ими правонарушения.

Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность – это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность – осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Задача законодателя, таким образом, ограничивается творческой конкретизацией разбираемого института. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.

Здесь уместна аналогия с уровнем самостоятельности региональных коллективов в рамках федеративных государств. Публичная самостоятельность региональных коллективов, внешне отражаемая в статусе субъектов федерации, имеет обязательным источником их собственную волю. Да, статус субъектов закрепляется прежде всего в федеральном законодательстве, однако федерация не вправе упразднять субъекты, изменять их конституционный статус без согласия последних. Федерация – та форма государственного устройства, которая не может меняться государственным центром в одностороннем порядке, например, на унитарную структуру. Федерация – тот уровень децентрализации, который перестает полностью охватываться усмотрением государства, неся в себе известный заряд необратимости. Это принципиально отличает федерацию от унитарного государства с наличием законодательных автономий. Широкая самостоятельность законодательных автономий, сравнимая с самостоятельностью субъектов федерации, проистекает всецело из воли государственного центра. Унитарное государство вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административные единицы. Напротив, государственный суверенитет федеративного государства ограничен в части одностороннего пересмотра федеративного устройства и статуса субъектов федерации. Конституционное признание местного самоуправления означает, что Конституция исключает наряду с односторонним пересмотром государством собственной федеративной структуры и односторонний пересмотр им конституционно установленной самостоятельности местного самоуправления.

Гарантируемая активность – подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения – это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.

Пространственные рамки местного самоуправления. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории “муниципальное образование”. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования: а) осуществление в его рамках местного самоуправления; б) обособленная муниципальная собственность; в) местный бюджет; г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования); д) населенная территория; е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

Недостаток, в Республике Беларусь вопросы местного значения не определены ни в Конституции, ни в другом законодательстве.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее - Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

В международных стандартах определение местного самоуправления другое. В рамках СНГ принята Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества» . В части 1 ст. 2 Декларации «под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства» . Отметим, что в Декларации первичным субъектом местного самоуправления признается население, проживающее на соответствующей территории. Это определение местного самоуправления является достаточно общим.

Помимо Декларации в рамках СНГ на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ принят также модельный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (постановление № 10-17 от 6 декабря 1997 года) . Согласно части 1 ст. 2 Закона «под местным самоуправлением понимается форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с конституцией и законами государства». В этом определении ключевым моментом является указание на то, что местное самоуправление является одной из форм власти народа, а также то, что оно осуществляется населением. В нем не перечислены некоторые другие субъекты местного самоуправления. Полагаем, что такое определение местного самоуправления также нельзя признать образцовым.

Государства члены Совета Европы 15 октября 1985 г. приняли Европейскую хартию местного самоуправления . В ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Следует обратить внимание на то, что речь в статье идет о таком субъекте местного самоуправления как органы местного самоуправления. Именно им отдается приоритет при определении местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление трактуется как право и реальная способность органов местного самоуправления значительную часть публичных дел. Такое определение местного самоуправления, на наш взгляд, не является удачным, демократическим.



Полагаем, что определение местного самоуправления может быть следующим. Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, местное самоуправление:

закреплено в разделе V «Местное управление и самоуправление» Конституции Республики Беларусь;

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно или через избираемые ими органы;

осуществляется исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан;

осуществляется в границах административно-территориальных единиц;

осуществляется на собственной материально-финансовой базе.