Первичным элементомсистемы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт. Соотношение системы права и системы законодательства - Теория государства и права (Кушнир И.В.)

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).

Особенности системы

Выясним, из каких элементов состоит система законодательства. Несмотря на то, что она схожа с системой права, у них существуют многочисленные отличия. Система права представляет собой объективное основание законодательной области, она обеспечивает доступность и ясность правовой информации, устанавливает иерархию юридических норм, учитывает специфику государственного устройства.

Законодательства взаимосвязаны между собой, регулируются конституцией страны.

Систематизация законодательства

Под данным термином подразумевается деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами.

Для того чтобы создать полноценную систему важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.

Важность систематизации

Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.

Формы систематизации

При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии.

Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию.

В зависимости от субъекта выделяют:

  • официальную систематизацию;
  • неофициальную форму.

Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Особенности правомерного поведения

Первичным элементом системы законодательства является законодательный акт. Законность предполагает режим конкретного функционирования в государстве права. Речь идет о верховенстве законов, их неукоснительном исполнении всеми государственными органами, гражданами, должностными лицами, общественными организациями.

Выражается законность в равенстве всех членов общества перед законом. Правопорядок предполагает такое состояние систематизации общественных отношений, которое базируется на законности и праве. Он выражается в правомерном поведении основных участников правовых отношений. Именно правопорядок является конечным результатом правового регулирования.

Если преступления, которые совершаются гражданами, имеют массовый характер, они перерастают в нарушение законности.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния - все это регламентировано первичными правовыми актами. В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.

Основные элементы системы права

Как уже говорилось, система права состоит из нескольких основных элементов: юридическая норма, институт права, отрасль права.

Норма права. Норма права - это основа системы социальных норм. В современной юридической науке норма права определяется как обязательное для всех правило поведения, установленное государством, поддерживаемое его принудительной силой и закрепленное в официальных государственных актах.

Норма права обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от других правовых явлений.

Прежде всего, она представляет собой общеобязательное правило поведения и предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для всех индивидов образ действий.

В то же время норма права - это не любое правило поведения, а только такое, которое установлено государством и предполагает возможность государственного принуждения в случаях его нарушения.

Норма права - это также формально-определенное правило поведения, что проявляется в четком определении объема прав и обязанностей, конкретных указаниях на последствия ее нарушения. Любая норма права закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативном правовом акте.

Норма права, являясь кирпичиком правовой системы, имеет в то же время различную структуру, специализацию, складываясь в отрасли и институты права.

Многие правоведы обращают внимание на то, что норма права характеризует меру свободы волеизъявления и поведения человека, и ее наибольшая эффективность достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых интересов.

А. Б. Венгеров выделяет кроме общеобязательности, формальной определенности, системности, возможности государственного принуждения также такие признаки правовой нормы, как неперсонифицированность, многократность применения. Т. В. Кашанина и А. В. Кашанин добавляют к этому типичность, отражение наиболее важных ценностей общества, социальной группы или личности.

Возникновение правовой нормы - длительный процесс. Он начинается с того, что в реальной жизни, в определенных ситуациях потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп начинают сталкиваться друг с другом, вызывая экономические, политические, идеологические, религиозные и другие противоречия. Осознание этих противоречий и естественные попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как приемлемого для данного времени и общества способа регулирования конфликтных ситуаций, обеспечивающего нормальную жизнь людей.

Какие грани действительности отражает такая социальная норма?

В индивидуально-социальном плане норма права является мерой свободы и средством защиты интересов, прав и свобод личности.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде справедливого образца поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, силой государства и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном, выражающими интересы большинства.

В юридическом плане правовая норма является формальноопределенным обязательным правилом поведения, закрепленным в официальных документах, нормативных правовых актах и обеспеченным государством. И в этом качестве она выступает регулятором общественных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая норма всегда социально обусловлена. Она отражает соотношение между мерой свободы индивида и свободой общества и является регулятором общественных отношений.

Классификация норм права. Правовые нормы в современном мире весьма многообразны, поскольку они отражают весь пестрый спектр общественных отношений, все разнообразие типичных жизненных ситуаций. Для выявления характерных черт конкретных правовых норм, их места и функциональной роли в системе права их классифицируют. Основания таких классификаций самые различные.

В. Н. Хропанюк, например, классифицирует нормы права таким образом:

по отраслям права - государственное, административное, гражданское право и т. д.;

по функциям, которые выполняют нормы права, - регулятивные, охранительные;

по характеру содержащихся в нормах права правил поведения - обязывающие, запрещающие, управомочивающие;

по степени определенности - абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные;

по кругу лиц - общие и специальные;

специализированные - закрепительные, дефинитивные, нормы принципа.

В. И. Леушин и В. Д. Перевалов предлагают несколько другую классификацию.

По субъектам правотворчества они различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением (сельский сход, всенародный референдум).

Следующий их критерий - социальное назначение и роль нормы в правовой системе. На этой основе нормы подразделяются на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы- инструменты).

Учредительные нормы формируют фундамент правового регламентирования общественных отношений и правового положения человека, закрепляют основы общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, главные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся, как правило, в Конституции, различных основах законодательства, кодексах.

Регулятивные нормы различными способами регулируют общественные отношения. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей обычно выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (запрет на действия и поступки, которые определены законом как правонарушения).

Охранительные - это нормы, отражающие характер государственного принуждения, применяемого при нарушении правовых запретов.

Все нормы права направлены на осуществление функций права. В них находят выражение способы регулирования общественных отношений.

Обеспечительные нормы содержат гарантии реализации субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений.

Дефинитивные нормы - это определения правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы предназначены для устранения противоречий между правовыми предписаниями.

Оперативные нормы определяют даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

По предмету правового регулирования нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

Еще один способ классификации - это выделение норм материальных и процессуальных. Материальные нормы - это правила поведения субъектов правоотношений, процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

Наконец, по методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют категоричный характер. Они не допускают отклонений в регулируемом поведении. Такими нормами являются, как правило, нормы административного права.

Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений самим договориться об объеме реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Типичный пример диспозитивных норм - нормы гражданского права.

По сфере действия нормы подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия действуют на всей территории государства и обязательны для всех граждан этого государства.

Нормы ограниченного действия - это нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов субъектов федерации - республик, краев, областей и т. д.

Локально-нормативные предписания - это нормы, установленные отдельными государственными, общественными или частными структурами для себя.

Существуют и другие критерии классификации: по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников) и т. д.

Структура нормы права. Норма права, являясь «ячейкой» права, имеет собственную структуру. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет конкретные жизненные обстоятельства реализации нормы. Гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные, что зависит от количества перечисленных в норме обстоятельств. Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - это само правило поведения, определяющее поступки и действия участников правоотношения. Диспозиция бывает прямой, альтернативной и бланкетной. Прямая - четко формулирует правило поведения в самой норме. Альтернативная диспозиция позволяет участникам правоотношения выбирать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция - это правило поведения в самой общей форме, в котором содержится отсылка субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция характеризует неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правовой нормы. Санкции подразделяются по степени определенности на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

Структура юридической нормы зависит от структуры общественных отношений и выступает как реальность правовой системы конкретного общества.

Решающее значение здесь имеет заложенная в структуру нормы возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Законодатель, собираясь урегулировать то или иное общественное отношение, использует модель нормы, выработанную на основе практики, достижений науки, опыта правового регулирования. Он стремится направить развитие общественных отношений в нужном для него направлении и получить наибольшую эффективность от правового воздействия. Однако жизнь вносит в этот процесс коррективы, избирает в структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют реальностям. Результатом выступает реальная структура нормы, всегда включенная в структуру института, отрасли, права в целом.

Структура нормы относительно независима от изменения элементов, что позволяет ей сохранить статус целостного государственно-властного веления во всех случаях. Выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила.

Таким образом, структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура обусловлена реальными общественными отношениями и выражена в нормативных правовых актах.

Институт права. Это совокупность юридических норм, регулирующих группу однородных общественных отношений. Например, институт избирательного права в конституционном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт государственной службы в административном праве.

Институты бывают отраслевыми и межотраслевыми, т. е. комплексными.

Институт - часть отрасли, меньшая по сравнению с отраслью, группа юридических норм. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - только их вид.

Классификация институтов зависит от выбора критерия. В теории права существует несколько оснований для выделения институтов.

В зависимости от роли в правовом регулировании институты делятся на материальные (институт зарплаты) и процессуальные (институт судебного разбирательства).

По сфере распространения выделяются институты - отраслевые (институт брака) и межотраслевые (институт частной собственности).

По функциональной роли - регулятивные (институт купли- продажи) и охранительные (институт штрафов) и т. д.

Группа однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Например, наследственное, жилищное право являются подотраслями гражданского права; бюджетное, банковское право - подотраслями финансового права; муниципальное - подотраслью административного права.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, институтов, регулирующих большую группу однородных общественных отношений, целую сферу общественной жизни.

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - реальные общественные отношения, требующие правового регулировании. Это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и т. д. Они жизненно важны для человека, носят целенаправленный характер.

Такие отношения - главный объективный критерий деления права на отрасли и институты. Тип этих отношений, их особенности и существенные характеристики определяют параметры и нормы института и отрасли права.

Еще одним критерием выделения отрасли является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия на поведение людей юридическими средствами, выработанных в результате длительного развития права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, и является материальным критерием. Метод - формально-юридический критерий и отвечает на вопрос, как право регулирует общественные отношения.

Существует несколько методов правового регулирования:

императивный - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, субординации;

диспозитивный - метод равноправных отношений сторон, основанный на дозволениях и координации;

поощрительный - метод стимулирования определенного поведения, необходимого для общества;

В практике правового регулирования используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания, как по отдельности, так и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод применяется в отраслях частного права - гражданского, трудового, семейного.

Краткая характеристика основных отраслей права. Как уже

говорилось, отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.

В литературе по теории права выделяются следующие отрасли права:

  • 1) конституционное (государственное) право;
  • 2) гражданское;
  • 3) административное;
  • 4) уголовное;
  • 5) земельное;
  • 6) трудовое;
  • 7) семейно-брачное;
  • 8) уголовно-исполнительное;
  • 9) аграрное (сельскохозяйственное);
  • 10) экологическое (природоохранное);
  • 11) финансовое;
  • 12) уголовно-процессуальное;
  • 13) гражданское процессуальное.

Это так называемые традиционные отрасли. Однако жизнь не стоит на месте и заставляет регулировать с помощью права ряд новых проблем общественной жизни, вчера еще не известных или не актуальных. Среди них можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права.

Рассмотрим для иллюстрации конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования некоторых основных отраслей современного права.

В конституционном праве предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, полномочия государственных органов. Основной метод - императивный.

Предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения, например честь и достоинство, доброе имя. Главный метод - диспозитивный.

Административное право имеет своим предметом управленческие отношения, складывающиеся в ходе исполнительнораспорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

Уголовное право защищает права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. от преступных посягательств. Господствующий метод - императивный.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое система права?
  • 2. Какова структура системы права?
  • 3. Что такое отрасль права?
  • 4. Что такое институт права?
  • 5. Что такое метод правового регулирования?
  • 6. Назовите основные методы правового регулирования.
  • 7. Охарактеризуйте основные отрасли права.
  • 8. Как соотносятся система права и система законодательства?
  • 9. Что такое норма права?
  • 10. Как классифицируются нормы права?
  • 11. Какова структура нормы права?
  • 12. Дайте определение нормативного правового акта.
  • 13. Как классифицируются нормативные правовые акты?

Лекция 1: Основные понятия теории систем

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений системы.

  1. Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии.
  2. Система — это множество объектов вместе с отношениями этих объектов.
  3. Система — множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

  1. Структурное представление связано с выделением элементов системы и связей между ними.
  2. Функциональные представление систем — выделение совокупности функций (целенаправленных действий) системы и её компонентов направленное на достижение определённой цели.
  3. Макроскопическое представление — понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой.
  4. Микроскопическое представление основано на рассмотрении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы.
  5. Иерархическое представление основано на понятии подсистемы, получаемом при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента — неделимого на более мелкие части (с точки зрения решаемой задачи). Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами.
  6. Процессуальное представление предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

  • пассивное существование;
  • материал для других систем;
  • обслуживание систем более высокого порядка;
  • противостояние другим системам (выживание);
  • поглощение других систем (экспансия);
  • преобразование других систем и сред (активная роль).

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

Структура системы.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи , в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

Рис. — Пример обратной связи

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Основными функциями обратной связи являются:

  1. противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);
  2. компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);
  3. синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);
  4. выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

  • сравнение данных на входе с результатами на выходе с выявлением их качественно-количественного различия;
  • оценка содержания и смысла различия;
  • выработка решения, вытекающего из различия;
  • воздействие на ввод.

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Структурными элементами системы права являются:

  • 1) норма права;
  • 2) отрасль права;
  • 3) подотрасль права;
  • 4) институт права.

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Нормы права составляют основу любой системы права. Они являются первичным элементами системы права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения.

Норма права - это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.

Вместе с тем норма права - это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств

б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны.

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального.

Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. И здесь три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.

Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то главное подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.

Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

  • 1. Общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.
  • 2. Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий.
  • 3. Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели.
  • 4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые.
  • 5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и пред конфликтных ситуаций.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

По отраслям права нормы классифицируются на: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений.

По признаку объема (сферы) их деятельности нормы права также могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы действующие только в пределах отдельного вида отношений. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так в трудовом праве общие нормы распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные.

Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы и временные. Общие нормы устанавливаются на неопределенный срок действия до их отмены. А временные нормы устанавливаются на определенный срок. Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.

Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет ("протоколирует") эту потребность.

Следующим элементом системы права является подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь по сути упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним признаком подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие положения, присущие нескольким правовым институтам.

Подотрасль права обладает следующими признаками:

  • · Реализует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета правового регулирования соответствующей отрасли права;
  • · Наличие обособленного законодательства;
  • · Является не обязательным (факультативным) элементом системы права.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность". Институты права обладают следующими признаками:

  • · Юридическое единство правовых норм, являющихся составной частью отрасли права;
  • · Полнота правового регулирования;
  • · Обособление норм правового института, как правило, в главах (разделах) нормативно-правового акта.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права (конституционное право, гражданское право, трудовое право), существуют немногочисленные институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и юридической литературе их называют смешанными институтами.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

  • 1) структура отдельного нормативного предписания;
  • 2) структура правового института;
  • 3) структура правовой отрасли;
  • 4) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

  • 1. Государственное (конституционное) право -- это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
  • 2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
  • 3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
  • 4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
  • 5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.
  • 6. Трудовое право -- это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
  • 7. Семейное право -- отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
  • 8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.
  • 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.
  • 10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
  • 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые представляют собой два аспекта одной и той же сущности - права.

Система законодательства - это дифференцированная система нормативных правовых актов, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых выступает предмет правового регулирования и интерес законодательных органов в рациональном, комплексном построении источников права.

Система законодательства по сравнению с системой права, которая имеющей объективный характер, в значительной мере является результатом субъективной деятельности правотворческих органов. Система законодательства не только создается, но и направляется ими в своем развитии. Во многом существование и функционирование системы законодательства определяются нормотворческими действиями и волей законодателя.

Итогом системы законодательства является отраслевая обособленность. Такое обособление может быть при условии, если оно отражает особенности правового регулирования. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Для законодателя структура права выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о строении нормативных правовых актов, системе законодательства, неминуемо обнаруживается объективно обусловленная, реальная потребность существования самостоятельных юридических норм, институтов, подотраслей, отраслей права. Законодатель должен исходить в процессе правотворчества из особенностей тех или иных структурных элементов системы права, а также своеобразия их соотношения друг с другом.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права - его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства - есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Следует отметить, что структура права имеет объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Ее элементами являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, в своей совокупности призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамику. Структура права не может быть изменена в угоду законодателю, ее обновление связано с развитием общественных отношений, что приводит к появлению новых отраслей и институтов.

Необходимо учитывать, что структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно, если не брать во внимание ее единства с внешней формой права, т.е. системой законодательства. Законодательство - представляет собой форму существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их объединения в конкретные нормативные правовые акты.

Система права и система законодательства понятия не тождественные. Между ними есть существенные различия.

1) это выражается в том, что первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это «кирпичики», из которых складывается отрасль права. И отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства - нет (финансовое право, сельскохозяйственное и др.). Такие отрасли не кодифицированы, и действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным нормативным правовым актам.

Бывает и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).

Идеальным является вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Такой вариант наиболее желателен, ибо повышается эффективность функционирования всего механизма;

2) законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.);

3) в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, в силу чего отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются по предмету регулирования и не имеют единого метода, следовательно, и не имеют такой степени однородности;

4) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) если система права имеет объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она во многом также обусловлена определенными социально-экономическими процессами объективного характера.

56.Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства - это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация - это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация - это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.



Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения. Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.

Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.

57.Правовые семьи: понятие и виды. Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга. Это вполне закономерно, поскольку право конкретной страны развивалось в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только значительно отличаются друг от друга, имеют достоинства и недостатки, но имеют и общие черты, позволяющие формулировать глобальные закономерности и тенденции развития права.

Изучением национальных правовых систем путем их сравнения в сопоставимый период занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Для сопоставления процессов происхождения права, формирования системы источников, культурной, социально-экономической и политической обусловленности правовых институтов используется ряд понятий.

Термин «правовая система» - наиболее объемное понятие в компаративистике, поскольку охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты возникновения и эволюции права. В силу объемности за этим термином не закрепилось достаточно конкретного содержания.

Так, в российской юридической науке, которая стала использовать это понятие только в конце 1990-х годов, под правовой системой понимается правовая действительность, включающая в себя три группы правовых явлений:

1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона):

3) совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (правовая культура).

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включай нормы, отрасли института права, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок и т.д. Именно в широком смысле данный термин используется большинством авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных, политических факторов.

Однако правовая картина мира демонстрирует не только различия в правовой эволюции человечества, но и сходство, наличие общих закономерностей правового развития народов. Сходство, общие признаки формулирования права в ряде стран позволяют объединять их в правовую семью. Понятие правовая семья служит для обозначения совокупности правовых систем, имеющих сходные юридические признаки (общность источников, структуры, права и т.д.) и исторические пути их формирования.

Наиболее распространенными являются романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовая система.