Уголовный кодекс рф ст 322. Какой вид наказания предусмотрен за незаконную прописку иностранных граждан или жителей россии


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 32] [Статья 322.1]

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.


« Следующая

Комментарий к статье 322.1

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.
В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.
См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.
2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.
Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.
Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).
Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.
Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.
Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.
4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).
5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.
6. Глава 18 КоАП предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения.
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

Комментарий к статье 322.1

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба.
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы» и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
———————————
Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.
Организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства предполагает совершение таких действий организационного характера, которые направлены на обеспечение незаконного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации в другое государство. Конкретно это может быть выражено в предоставлении транспорта для незаконного проезда, обеспечении сопровождения указанных лиц при их проезде, подкупе должностных лиц с целью обеспечения незаконного проезда иностранных граждан или апатридов и т.п.
4. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции действий организационного характера.
5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
7. Часть 2 ст. 322.1 УК предусматривает два квалифицирующих признака: а) совершение этого преступления в составе организованной группы (см. ст. 35 УК); б) совершение тех же деяний в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. Вид такого преступления и его тяжесть законом не определены, поэтому при квалификации достаточно установить направленность умысла виновного на организацию незаконной миграции с указанной целью. Если незаконные мигранты фактически совершат преступление, то организатор миграции подлежит уголовной ответственности за это преступление в качестве соучастника.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 322 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление посягает на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

3. Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.

5. Документами, по которым осуществляется выезд из РФ и въезд в нее, являются: для граждан РФ - внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в качестве таковых, а также в определенных случаях - виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.

6. Право гражданина РФ на пересечение государственной границы с действительными документами может быть временно ограничено в случаях, когда: а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г) лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом.

7. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям: а) если эта мера необходима для обеспечения безопасности государства; б) в период предыдущего пребывания в РФ оно было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ; в) при отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; г) оно сообщило заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания. Кроме того, этим лицам не разрешается выезд из РФ в случаях, если они: а) задержаны по подозрению в совершении преступления либо являются обвиняемым или осужденным за преступления, совершенные на территории РФ; б) уклоняются от исполнения обязательств, возложенных на них судом; в) не уплатили необходимых налогов.

8. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Уголовную ответственность по настоящей статье может нести лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.

12. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

13. О понятии насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст. 318 УК. В данном случае дополнительным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица, осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ). Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 112 УК.

14. В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

15. Согласно ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное ее пересечение лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна, буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и др.). В указанных случаях отсутствует умысел на незаконное пересечение Государственной границы РФ.

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

3. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность, оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

5. Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ государство, визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов. Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

7. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

За указанные деяния виновному грозит наказание:

  1. До 200 тыс. р. штрафа (или в размере зарплаты/прочего дохода за полтора года).
  2. Принудительные работы.
  3. Тюремное заключение.

Продолжительность последних двух наказаний по ст. 322 УК РФ – до 2 лет.

Квалифицирующие составы

За пересечение госграницы России при въезде на территорию страны иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданства, если он заведомо для них не разрешен по установленным в законодательстве основаниям, предусмотрены следующие виды наказания:

  1. До 300 тыс. р. штрафа.
  2. Лишение свободы.
  3. Принудительные работы.

Длительность последних двух санкций по ст. 322 УК РФ – до 4 лет. Преступления, предусмотренные в частях первой и второй, которые совершены организованной группой или по предварительному сговору, а также с использованием насилия либо под угрозой применить его, наказываются шестью годами тюрьмы.

Ст. 322 ч. 2 УК РФ: комментарии

Действие рассматриваемой статьи не охватывает случаи прибытия иностранных граждан и физлиц, не имеющих подданства/гражданства, с нарушением правил, установленных для правомерного пересечения госграницы страны, если:

  1. Указанные субъекты используют свое право на получение политического убежища. Такая юридическая возможность предусматривается в Конституции РФ.
  2. В действиях этих лиц отсутствует иной состав преступления.

Порядок, в соответствии с которым предоставляется политическое убежище для иностранцев и людей, не имеющих гражданства/подданства иной страны, регламентируется соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Объективная часть

В качестве непосредственного объекта посягательства выступает порядок пересечения госграницы, установленный в нормативных актах страны. Объективную сторону преступления по ст. 322 УК РФ формируют действия, состоящие в непосредственном переходе рубежа:


Ст. 322: примечание

В качестве обязательного признака объективной части посягательства выступает место его совершения. Им является госграница РФ. В качестве Государственной границы выступает линия и вертикальная поверхность, проходящая по ней, определяющая пределы территории страны (воздушного пространства, недр, вод, суши). Другими словами, это пространственный предел, до которого действует (или с которого начинает действовать) суверенитет государства. Пересечение госграницы лицами и транспортом на суше производится на путях международного автомобильного, железнодорожного сообщения или в других местах, установленных в соответствии с соглашениями России с другими странами или решениями правительства. Состав преступления по ст. 322 УК РФ считается формальным. Деяние считается завершенным с момента, когда виновный пересек госграницу (вне зависимости от направления).

Особенности пропуска

В качестве основания, разрешающего перемещение через госграницу грузов, лиц, транспортных средств, животных и товаров, выступают соответствующие действительные документы. Въезд на пропускные пункты, а также выезд, ввоз/вывоз объектов производится в специальных местах по пропускам. Они выдаются администрацией аэродромов, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, станций, прочих транспортных предприятий после согласования с пограничными войсками и органами. Въезд/выезд российских граждан осуществляется по документам, подтверждающим их личность за пределами страны. Порядок, в соответствии с которым они выдаются и изымаются, установлен в ФЗ № 114. Иностранные лица и не имеющие гражданства должны при въезде и выезде предъявлять действительные документы, которые удостоверяют их личность, а также визу, если другое не предусматривается в международном соглашении.

Документы

При разбирательстве преступлений, попадающих по ст. 322 УК РФ, судебная практика ориентируется на ряд положений. В частности, документами, которым осуществляется въезд/выезд, являются:


Исключения

В законодательстве предусмотрен ряд обстоятельств, которые не охватываются рассматриваемой статьей. В частности, не будет считаться нарушением госграницы действия, совершенные при:

  • Несчастном случае.
  • Стихийном бедствии или аварии, угрожающих безопасности зарубежному судну (воздушному в том числе), военному иностранному кораблю, иному государственному объекту, используемому в некоммерческих целях.
  • Сильном шторме, ледовых условиях или ледоходе.
  • Буксировке поврежденного иностранного судна, военного в том числе, используемого в некоммерческих целях.
  • Доставке спасенных людей.
  • Оказании медпомощи пассажирам или членам экипажа.
  • Иных чрезвычайных обстоятельствах.

Субъективная часть

В качестве виновного может выступать физлицо (вменяемое), достигшее 16 лет. Субъективную часть преступления образует вина в виде прямого умысла. В диспозиции части второй присутствует указание на заведомость. Она означает, что виновный знал заранее, что его действия незаконны. Это объясняет характеристику субъективной стороны. Виновным может быть как российский гражданин, так и иностранец или физлицо, не имеющее гражданства.

Отягчающие обстоятельства

Они формулируются в части третьей рассматриваемой статьи. В частности, ответственность ужесточается за деяния, предусмотренные в ч. 1 и ч. 2, если они совершены:

  1. Организованной группой или субъектами, состоящими в предварительном сговоре.
  2. С использованием действий насильственного характера либо с угрозой их применения.

Определение понятия группы лиц, состоящих в предварительном сговоре, а также организованного преступного сообщества, раскрывается в ст. 35 Кодекса. Насильственными действиями при пересечении госграницы следует считать такой способ, который предполагает максимальное среднетяжелое нанесение ущерба здоровью. При причинении в ходе совершения преступления умышленного вреда физическому состоянию потерпевшего, деяние дополнительно квалифицируется по ст. 111 Кодекса. Угрозы могут выражаться в разных формах. Их характер всегда связан с физическим насилием. В данную категорию, в числе прочего, относят угрозы убийства. В таком составе в качестве дополнительного объекта выступает здоровье физлица (обычно служащих, контролирующих порядок пересечения госграницы России).

Дополнительно

За непосредственное пересечение госграницы ответственность установлена в ст. 322 УК РФ. Незаконная организация миграции выведена в отдельную норму. Лица, совершающие такое преступление, не рассматриваются как пособники или соучастники. Их ответственность квалифицируется по ст. 322.1 УК РФ. Отграничение предступления позволяет предотвратить деятельность преступных сообществ, обеспечивающих неправомерное перемещение субъектов через госграницу на коммерческой основе. Вероятность наступления уголовной ответственности ужесточает контроль деятельности пограничной службы. Установленная дифференциация стала особенно актуальна в условиях обострившегося миграционного кризиса.

Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

Данное деяние образует отдельный от указанных выше состав и охватывается ст. 322.3. Фиктивная регистрация иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства, по месту их пребывания в жилых помещениях на территории России наказывается:

  1. 3 годами принудительных работ.
  2. Тюремным заключением до 3 л.
  3. Штрафом в 100-500 тыс. р. или равном зарплате/доходу виновного за 3 г.

Дополнительно к двум первым наказаниям суд вправе запретить субъекту заниматься какой-либо определенной деятельностью или пребывать на конкретном посту в течение 3 лет. Комментарий ст. 322.3 УК РФ в качестве фиктивной регистрации называет постановку на учет при предоставлении заведомо ложных (недостоверных) документов либо сведений, а также при отсутствии намерения регистрируемых проживать (пребывать) в жилых помещениях или предоставить их принимающей стороной. Субъект может быть освобожден от ответственности по данной статье, если он способствовал раскрытию данного преступления, а в его действиях не выявлены признаки иного состава.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.