Отстранение опекуна. Помимо заявления человек должен предоставить

Статус опекуна и попечителя предполагает широкий объем правомочий. Согласно закону (ст. 37 и 38 ГК РФ), эти лица имеют возможность распоряжаться имуществом представляемого гражданина.

Такая ситуация неизбежно порождает вопросы о том, что делать, если попечитель или опекун злоупотребляют в процессе выполнения своих функций? Другая проблема касается случаев прекращения статуса этих лиц в случае, если основания для их назначения отпали.

Действующий закон предусматривает возможность освобождения и отстранения опекунов и попечителей от выполнения ими своих функций по целому ряду оснований.

Освобождение и отстранение: в чем разница?

Нередко граждане не отличают институты освобождения и отстранения опекунов и попечителей (ст. 39 ГК), а также прекращение их статуса. Это является ошибкой.

Главным основанием для разделения является причина, служащая основанием для применения той или иной нормы закона:

  • В случае с прекращением опеки и попечительства (ст. 40 ГК), ими служат все ситуации, когда подопечный получает полную дееспособность или ее больший объем при достижении определенного возраста, по судебному решению (восстановление или эмансипация), либо в результате вступления в брак. В таких ситуациях этот статус прекращается автоматически.
  • Ситуации, при которых происходит освобождение граждан от выполнения их функций, не связаны с изменениями в дееспособности подопечных. Это происходит в тех случаях, когда необходимость в таких лицах отпадает (возвращение детей родителям, либо усыновление), а также при невозможности эффективно представлять их интересы.
  • Основанием для отстранения опекуна либо попечителя является совершение им действий, противоречащих интересам подопечного.
  • Освобождение и отстранение опекунов и попечителей отличаются и в части применяемых процедур.

Освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими свои обязанностей

Основной целью назначения таких лиц является необходимость добросовестного управления имуществом и воспитания подопечных (в случаях с несовершеннолетними). Освобождение этих лиц от обязанностей связано с двумя основными группами причин:

  • Если у несовершеннолетнего появляются законные представители. Это относится к ситуациям, когда восстанавливаются родительские права, а также к случаям усыновления. Родители или усыновители обладают всеми правомочиями по воспитанию и управлению имуществом несовершеннолетних. В целях устранения возможных коллизий, законодатель предусматривает обязанность уполномоченного органа прекратить статус лиц, выполнявших эти функции.
  • Если назначенное лицо не в состоянии выполнять свои обязанности в сложившейся ситуации. В случаях, когда подопечный помещается в медицинское, социальное или образовательное учреждение, гражданин не может эффективно участвовать в его воспитании. По этой причине орган опеки и попечительства освобождает такого опекуна или попечителя от обязанностей.

Такая процедура может быть осуществлена и по собственной просьбе гражданина. Другой причиной может служить выявление органом опеки и попечительства конфликта интересов между ним и подопечным. При этом важно не совершение опекуном или попечителем каких-либо действий, нарушающих права, а сама возможность таковых.

Особенности процедуры освобождения опекунов и попечителей от выполнения обязанностей

Все необходимые решения, связанные с освобождением от данного статуса принимаются органами опеки и попечительства. Если они связаны с появлением у подопечного несовершеннолетнего законных представителей, то эти действия являются составной частью процедуры усыновления или восстановления родительских прав.

Если освобождение от статуса опекуна или попечителя связано с помещением подопечного в социальное, образовательное или медицинское учреждение, то эти решения принимаются вместе. Возможно и сохранение опеки и попечительства. Такая ситуация имеет место быть, если отмена статуса опекуна или попечителя навредит интересам подопечного. Примером может послужить наличие необходимости эффективного управления имуществом или установившиеся теплые отношения между этими гражданами.

В остальных случаях (освобождение по собственному желанию или по инициативе органа опеки и попечительства) рассмотрение этого вопроса является самостоятельной процедурой. В случае, когда имеет место конфликт интересов сторон, опекун или попечитель может быть освобожден на время. Это связано с периодом, в течение которого будут действовать основания для противоречий.

Отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

Отстранение опекуна или попечителя от выполнения ими своих функций связано с недобросовестным исполнением соответствующих обязанностей. Закон выделяет несколько оснований для применения такой процедуры (ч. 5 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

  • Если возложенные на него обязанности выполняются ненадлежащим образом.
  • В случаях существенного нарушения законных интересов и прав подопечного. К ним относятся корыстные цели опекуна или попечителя, а также невыполнение обязанностей по надзору и оставление подопечного без необходимой помощи.
  • Если установлены факты нарушения правил охраны и распоряжения собственностью подопечного.

Хотя вопросы надзора, воспитания и управления имуществом являются частными случаями ненадлежащего выполнения обязанностей, они служат самостоятельными снованиями для отстранения опекуна или попечителя. Это связано с тем, что такие нарушения однозначно наносят ущерб подопечному.

Ненадлежащее выполнение других обязанностей может не оказать негативного влияния на подопечного, но существенно осложнить возможность контроля за действиями опекуна или попечителя. Характерным примером является непредставление ежегодного отчета в соответствующий орган.

Особенности процедуры отстранения опекунов и попечителей от выполнения обязанностей:

Порядок отстранения от выполнения функций этих лиц предусматривает принятие соответствующего решения органами опеки и попечительства (ч.3 ст. 39 ГК). Такой статус прекращается с момента, когда оформлен указанный акт.
Если отстраненный гражданин считает это решение необоснованным, он может обжаловать его, обратившись в районный суд по месту нахождения органа опеки и попечительства.

Последствия отстранения

Если имуществу или подопечному причинен вред, то орган опеки и попечительства обязан предъявить исковые требования о возмещении ущерба.

Кроме того, законодательство предусматривает уголовную (ст. 156 УК) и административную ответственность (ст. 5.35 КоАП) таких граждан.

Если нарушения опекунов или попечителей имеют соответствующие признаки, то орган опеки и попечительства обязан инициировать расследование.

Отстранение от выполнения этих функций имеет и другие последствия. Такие лица не смогут усыновить детей (ст. 129 СК), стать приемными родителями (ст. 153 СК), а также повторно получить статус опекуна и попечителя (ст. 146 СК).

Процедуре отмены усыновления посвящены пять статьей Семейного кодекса РФ (ст.ст. 140-144), все они о судебном этапе отмены и ничего не говорят о том, что предшествует (или могло бы предшествовать) подаче заявления в суд. В Правилах передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275 , об отмене усыновления не говорится вообще ничего. Хотя в этом документе есть положения о взаимодействии усыновителей и органов опеки после утверждения усыновления судом (например, о порядке контроля за усыновителями).

Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» - он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.

Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечных. Из нарушений личных прав подопечных - только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП. Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка. Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

На мой взгляд, существующее регулирование вполне достаточно.


Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования .

I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально "замораживает" любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так

: «Разрешено все, что прямо не запрещено» . Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя - качества, характерные для профессиональной среды , существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же

Нам не решить проблему детских домов без профессионализации семейного устройства.


Под профессионализацией семейного устройства я понимаю по сути создание той самой профессиональной среды, о важности которой писала выше:

  • Подготовку, аттестацию и регулярное повышение квалификации для сотрудников органов опеки и банка данных.

  • Подготовку специалистов по сопровождению и сотрудников ООП, и приемных родителей, знакомых с психологией сиротства, открытых для международного обмена опытом, постоянно обновляющих своих знания.

  • Подготовку и постоянное профессиональное сопровождение приемных родителей, сознательно выбирающих профессию замещающего родителя - т.е. родителя для не кровных детей, обладающего педагогическими и психологическими навыками, достаточными для участия в работе по реабилитации и социализации детей-сирот с тяжелым (в т.ч. детдомовским) прошлым, и/или с особенностями здоровья, и/или с перспективной возвращения в кровную семью.

  • Реформирование классических детских домов в центры патронатной подготовки и сопровождения.

Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей являются:

· возвращение несовершеннолетнего подопечного родителям. Например, родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. Такой возврат не может быть осуществлен автоматически. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. В случае удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу;

· передача его на усыновление. В результате усыновления подопечного меняется его семейно - правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется;

· помещение подопечного в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения;

· иные уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.), препятствующие опекуну (попечителю) исполнять свои обязанности. Если уважительные причины не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства). Освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей представляют собой разные правовые институты. Существо различия состоит в том, что отстранение является своеобразной санкцией за виновное (умышленное или неосторожное) неисполнение им своих обязанностей по отношению к подопечному.

Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 29 ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна при проведении процедуры эмансипации.

Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна и в силу положений п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Согласно ч.3 ст. 29 ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. На наш взгляд, данная норма противоречит основным началам, закрепленным общими положениями данного Федерального закона.

Так, п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" гласит, что одним из принципов деятельности по опеке и попечительству является свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.

Реализация этого принципа предполагает право любого гражданина на отказ от принятых на себя функций по опеке или попечительству и обязанность органа опеки и попечительства такое право безоговорочно удовлетворить в случая заявления такового.

Утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер. Если отпадут обстоятельства, мешавшие родителям выполнять свой долг по отношению к детям (окончание курса длительного лечения, возвращение из мест лишения свободы, восстановление судом в родительских правах и т.д.), возникает проблема освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Содержащееся в п.1 ст.39 правило об освобождении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления не следует понимать буквально, поскольку далеко не всегда возвращение несовершеннолетнего к родителям в его интересах. Не исключается возникновение при этом спора между родителем и опекуном (попечителем), не желающим почему-либо отказаться от своего подопечного. Если есть сомнение, что возврат ребенка родителям не в его интересах, а опекун (попечитель), к тому же, противится освобождению от принятых на себя обязательств, органам опеки и попечительства следует рекомендовать родителю, настаивающему на личном воспитании своих детей, обратиться в суд с иском о возврате ребенка, подростка. При удовлетворении иска органы опеки и попечительства обязаны вынести постановление об освобождении опекуна или попечителя от их обязанностей.

Усыновление подопечного опекуном или попечителем одно из оснований прекращения опеки или попечительства. Это достаточно распространенное явление. Чаще всего оно наступает, когда чувства опекуна (попечителя) проверены временем, его глубокая привязанность к подопечному очевидна, и он хочет приобрести статус родителя. В таких случаях происходит правовое оформление уже сложившихся отношений в соответствии со ст. 130 Семейного кодекса. Согласие родителей на усыновление здесь, как правило, не требуется. Исключение составляют случаи установления опеки или попечительства на время. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя).

Усыновление подопечного служит основанием для вынесения органами опеки и попечительства постановления об освобождении опекуна (попечителя). Если он после этого не возвращает ребенка родителям (усыновителям), последние вправе предъявить иск о возврате им несовершеннолетнего. При назначении опеки (попечительства) на время (например, на год или до окончания срока командировки, лечения) опекун или попечитель освобождается от своих обязанностей при наступлении (по прошествии) указанного срока. Выносить постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно. Если срок четко не определен, то для прекращения существующих правоотношений необходимо постановление органов опеки и попечительства.

По целому ряду причин (болезнь, инвалидность подопечного, необходимость содержания его под постоянным медицинским контролем и т.п.) подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.). Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей. При устройстве на полное государственное попечение и навсегда неизбежно освобождение опекуна и попечителя. Но и здесь по смыслу п. ст. 39 это возможно, если не нарушаются интересы подопечного.

Эффективность опеки и попечительства во многом зависит от желания (нежелания) опекуна (попечителя) выполнять принятые на себя обязательства. Однако беспричинно отказаться от их выполнения закон не разрешает. Но если причины уважительные, то заставлять опекуна, попечителя выполнять свой долг, как правило, не в интересах подопечного.

Исчерпывающий перечень причин, дающих опекуну (попечителю) право на освобождение от исполнения его обязанностей, предусмотрен п.2 ст.39 ГК. В их числе могут быть: изменение семейного положения опекуна (попечителя), нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Подобного рода причины служат основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей только по его просьбе.Когда же взамен никого другого найти не представляется возможным, целесообразно, чтобы органы опеки и попечительства помогли опекуну (попечителю) преодолеть возникшие у него трудности, чтобы не оставить подопечного беззащитным.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, указанные лица могут быть отстранены от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), а не лишены родительских прав. В соответствии с п.3 ст.39 ГК РФ этот вопрос решается органом опеки и попечительства. Если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке (попечительству), отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, последний вправе обратиться в суд с иском об отобрании ребенка.

Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в том числе и от самого подопечного.

В этом случае полностью прекращаются правоотношения, связывающие опекуна (попечителя) и его подопечного. Отстранение не зависит от волеизъявления опекуна (попечителя), его намерений и планов. Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных (малолетних детей, тяжело больных). Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например, при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить в прокуратуру. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст.127, 146, 153 Семейного кодекса).

Таким образом, освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей представляют собой разные правовые институты.

Освобождение опекуна от исполнения ими своих обязанностей возможно по его просьбе ипри наличии указанных в Законе причин. Освобождение происходит если опекун добросовестно исполняет свои обязанности.

Отстранение происходит приненадлежащем исполнении опекуномили попечителем своих обязанностей и влечет за собой целый ряд установленных Законом неблагоприятных последствий.

Комментарий к статье 39

1. В п. 1 комментируемой статьи определены основания, при наличии которых опекуны (попечители) освобождаются от своих обязанностей.

Основаниями для освобождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних являются:

восстановление у родителей возможности самостоятельно их воспитывать, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.);

усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;

помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное обеспечение.

Указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для освобождения опекуна (попечителя). В каждом случае вопрос решается исходя из интересов подопечного. Так, при усыновлении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), требуется согласие его опекуна (попечителя). При отказе опекуна (попечителя) суд, руководствуясь интересами ребенка, вправе вынести решение о его усыновлении без согласия опекуна (попечителя) или отказать в усыновлении (ст. 131 Семейного кодекса). Временное помещение ребенка в воспитательное, лечебное или иное государственное детское учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка (ст. 147 Семейного кодекса). Требование лица, восстановленного в родительских правах, о возврате ему ребенка подлежит удовлетворению судом только в случае, если это соответствует интересам ребенка (ст. 72 Семейного кодекса).

Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить его помещение в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты населения. 2.

Опекун (попечитель) может быть освобожден от выполнения обязанностей по опеке (попечительству) и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной. Исчерпывающего перечня таких причин закон не содержит. Они определяются с учетом конкретных обстоятельств и интересов подопечного. Кроме перечисленных в п. 2 комментируемой статьи к уважительным причинам могут быть отнесены: изменение семейного положения, состава семьи, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частое и продолжительное служебное отсутствие, отдаленность места жительства и др.

Если причины, по которым опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей, не являются (не могут быть признаны) уважительными, это может послужить основанием для отстранения опекуна (вместо его освобождения), но отношения по опеке (попечительству) все равно прекращаются, поскольку их уже нельзя считать нормальными. 3.

Для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей достаточно объективных обстоятельств, определенных пп. 1 и 2 комментируемой статьи. Наличия его вины для принятия этой меры не требуется. Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, предусмотренное п. 3, является, по существу, санкцией за виновное поведение и влечет целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст.

127, 146, 153 Семейного кодекса). Опекуны (попечители) отстраняются, если они: уклонялись от выполнения обязанностей; злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях; оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи.

Вынося решение об отстранении опекуна (попечителя), орган опеки и попечительства принимает меры к возмещению причиненного подопечному вреда (ст. 1022 ГК). В случае, когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи и его жизнь и здоровье находятся в опасности, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 125 УК.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

Комментарий к статье 40 1.

Комментируемая статья предусматривает основания и порядок прекращения опеки и попечительства. 2.

Основаниями для прекращения опеки являются:

решение суда, вступившее в законную силу, о признании подопечного дееспособным (п. 1 ст. 40, п. 3 ст. 29 ГК, ст. 263 ГПК);

достижение несовершеннолетним возраста 14 лет, при котором объем его дееспособности увеличивается (о гражданской дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет см. ст. 26 и коммент. к ней).

Для прекращения опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). По достижении малолетним 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство без какого-либо дополнительного решения (п. 2 ст. 40 ГК). 3.

Основаниями для прекращения попечительства являются: решение суда об отмене ограничения дееспособности подопечного (п. 1 ст. 40, п. 2 ст. 30 ГК, ст. 263 ГПК); приобретение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: достижение 18 лет или вступление несовершеннолетнего в брак, а также его эмансипация. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до наступления брачного возраста (18 лет), определены в Семейном кодексе (п. 2 ст. 13). Об эмансипации несовершеннолетних см. ст. 27 и коммент. к ней.

При судебной отмене ограничения дееспособности попечительство прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности - без такого решения. 4.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом опеки и попечительства). Причем подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью). 5.

Прекращение опеки и попечительства в соответствии со ст. 39 (см. коммент. к ней) возможно также в форме освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей или отстранения его по решению органа опеки и попечительства.

Еще по теме Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей:

  1. Каков порядок взыскания штрафа по ст. 123 НК РФ, налога и пени при неисполнении налоговым агентом своих обязанностей?