Какие основные правовые акты прокурорского надзора. Понятие и система функций органов прокуратуры, их общая характеристика

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ . Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных ответственности, предупреждение нарушений закона.

Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом от 7 декабря 2007 г. N 195.

Так, в соответствии с п. 16 данного приказа в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. В конкретных актах прокурорского реагирования в зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц. При составлении и внесении таких актов реагирования, как протест и представление, прокурор каждый раз решает вопрос о необходимости своего участия в их рассмотрении.

Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора РФ обращается на контроль за рассмотрением внесения актов прокурорского реагирования и фактическим выполнением указанных в них требований. С этой целью в прокуратуре ведутся специальные журналы или карточки, в которых указывается, какой акт прокурорского реагирования, по какому поводу, кому и когда был направлен. Там же излагается краткое содержание требований прокурора, делается отметка о получении информации о рассмотрении актов прокурорского реагирования и результатах их рассмотрения.

Протест прокурора .

Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов.


Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции . Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.).

В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора, принесшего протест, который он лично и подписывает.

В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем.

Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указано, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста заседании.

При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Пункт 4 ст. 23 Закона о прокуратуре предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. Обычно оно связано с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме. Эти требования являются важной гарантией своевременности и реальности исполнения требований прокурора, так как к такому сообщению должна быть приложена копия приказа об отмене или изменении незаконного опротестованного акта.

Представление прокурора .

Представление как акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения предусмотрено ст. 24 Закона о прокуратуре. Это одно из наиболее широко применяемых прокурором актов в целях устранения как самих правонарушений, так и причин и условий, способствовавших их совершению. Представление составляется в письменном виде. В нем указываются наименование прокуратуры и должностное положение прокурора или его заместителя, вносящего представление, наименование государственного органа, организации, учреждения или должностного лица, которым адресуется представление, описание выявленного нарушения или нарушений закона, основные причины и условия, способствовавшие этим правонарушениям, предложения прокурора о мероприятиях, необходимых для устранения правонарушения, и способствовавших его совершению причин и условий, указание на обязательность рассмотрения представления и уведомления прокурора в письменной форме о принятых мерах по устранению правонарушения, способствовавших его совершению причин и условий. Представление подписывается вносящими его прокурором или заместителем прокурора.

В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений, имевших место, например, в районе, городе или нескольких регионах субъекта РФ. Так, прокурор района может обобщить факты неоднократного издания актов местными органами самоуправления об отводе земель под данное строительство на территориях, где такой отвод земель запрещен (водоохранная зона, не подлежащие вырубке леса и т.п.), и внести в целях устранения и предупреждения подобных правонарушений представление в орган законодательной или исполнительной власти субъекта РФ.

Возможность внесения такого представления не исключается и в тех случаях, когда выявленные незаконные акты были уже опротестованы прокурором. В представлении может быть поставлен вопрос не только об устранении выявленных нарушений закона, но и об их предупреждении. В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность..

Эффективность представления как правового акта прокурорского надзора в значительной степени зависит от правильного определения адресата его внесения. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить выявленные правонарушения, причины и условия, им способствующие. Ими могут быть как сами правонарушители, так и их вышестоящие органы или должностные лица, имеющие полномочия по наложению дисциплинарных и материальных взысканий на правонарушителей, по отмене незаконных правовых актов, на проведение мероприятий экономического, управленческого, кадрового и иного характера, необходимых для предупреждения подобных правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время (в первый рабочий день после выходных или праздников, на первом заседании совета директоров, коллегии или иного руководящего органа).

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

Каждое внесенное представление регистрируется в соответствующих учетных документах прокуратуры для контроля исполнения.

Постановление прокурора . Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этому постановлению, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении .

Прокурор, как известно, не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан, совершивших правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. В постановлении, указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество составившего постановление прокурора, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.

После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то КоАП органу или должностному лицу. Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.

В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений.

Помимо оснований, предусмотренных ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор может вынести постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Такое постановление выносится на основании п. 3 ст. 22 вышеназванного закона. При осуществлении надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор выявляет факты незаконного административного задержания лиц органами и должностными лицами, имеющими соответствующую административно-исполнительскую компетенцию (органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы военизированной охраны, органы внутренних войск МВД РФ и др.). В этих случаях прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению.

Предостережение о недопустимости нарушения закона . Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Закон о прокуратуре (ст. 25 1) не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В ст. 25 1 указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях". Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п.

Поэтому, исходя из смысла ст. 25 1 , следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.

Согласно тексту закона (ст. 25 1) предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме.

После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре.

Информация прокурора .

Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ.


Введение

1 Протест

2 Постановление

3 Представление

Заключение

Список литературы


Введение


В настоящей работе рассматривается вопрос применения органами Прокуратуры Российской Федерации средств реагирования на нарушения закона. Прокурорский надзор за соблюдением законов важен для выявления нарушений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов со стороны органов государственной власти, контрольных органов, иных субъектов правоотношений. Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора. Правовые средства прокурора представляют собой регламентированные законом и опосредованные его полномочиями действия, осуществляемые в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры РФ. Соответственно, Прокуратура принимает меры воздействия к нарушителю прав, если устанавливает в его действиях нарушение закона.

Объект исследования - Прокуратура РФ.

Предмет исследования - средства реагирования на нарушения закона.

Цель работы - определить средства прокурорского реагирования на нарушение законности.

Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку следующих задач:

Рассмотреть понятие актов прокурорского реагирования и требования, предъявляемые к ним;

Описать виды актов прокурорского реагирования и дать им общую характеристику;


Глава 1. Понятие актов прокурорского реагирования и требования, предъявляемые к ним


Корешникова Н.Р. в своем автореферате отмечает, что правовые средства можно подразделить на два уровня. Первый уровень составляют первичные правовые средства, предоставленные прокурору государством полномочия, используемые им с целью выполнения поставленных перед прокуратурой задач. Первичные правовые средства обусловливают формирование правового инструментария, всей системы правовых средств прокуратуры, т.е. фактически являются абстрактными правами и обязанностями прокурора. Второй уровень - операционный, регламентированные законом действия прокурора в процессе реализации его функций. Правовые средства обоих уровней перманентно взаимодействуют друг с другом.

Прокурорский надзор - «осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу»

Важнейшим направлением прокурорского надзора является надзор за законностью правовых актов. В предмет надзора входит законность и обоснованность правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых названными органами правовых актов лежит закрепленный в Конституции РФ принцип верховенства закона. Правовые акты указанных органов и их должностных лиц носят подзаконный характер. Они издаются в целях реализации законов и в своей основе имеют закрепленные в законе положения. Любое отклонение от текста закона может привести к искажению его смысла, наступлению отрицательных, во многом непредсказуемых последствий. Поэтому государство всецело заинтересовано в том, чтобы подзаконные акты издавались в точном соответствии с требованиями, заложенными в законе. Надзор за соответствием закону правовых актов является одной из основных задач прокуратуры, к решению которой прокуроры должны подходить предельно ответственно и профессионально. Принцип верховенства федеральных законов обусловливает необходимость соответствия им законов субъектов РФ.

Правовые меры (средства) прокурорского реагирования, или, как их именуют в юридической литературе, акты прокурорского реагирования, имеют специализированный характер и применяются только по направлениям деятельности с учетом предмета прокурорского надзора. По одним и тем же предметам, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на объединение, могут применяться различные правовые средства. Так, при выявлении несоответствующих законам правовых актов, которые нарушают права граждан, свободу их объединений, прокурор вправе принести протест с требованием об их отмене либо обратиться по этому поводу в суд.

В отношении понятия "средств надзора" есть несколько точек зрения. Под средствами (актами) прокурорского реагирования на выявленные нарушения прав граждан на объединение следует понимать полномочия прокуроров по предупреждению и пресечению нарушений прав человека и гражданина, свободы деятельности их общественных объединений, восстановлению нарушенных прав и свобод, принятию мер по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствуются тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.

В случае отклонения органом власти субъекта Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все материалы направляются в Генеральную прокуратуру.

В Российской Федерации установлен постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. Особое внимание в таких случаях уделяется положению дел на объектах военно-промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое значение.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представляются материалы Генеральному прокурору.

Для любых средств, применяемых органами прокуратуры необходимы определенные требования. Акты прокурорского реагирования не исключение. В документах прокурорского реагирования нужно излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

Прокурорам следует использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для предупреждения издания правовых актов, несоответствующих федеральным законам. В этом плане особое значение имеет участие прокуроров в подготовке проектов правовых актов представительными и исполнительными органами субъектов РФ. Этим актам принадлежит большая роль в реализации федеральных законов. Акты органов субъектов РФ в значительной мере определяют состояние законности и правопорядка в регионах. В связи с этим прокурорам желательно проводить необходимую работу по оказанию правовой помощи представительным и исполнительным органам субъектов РФ при подготовке проектов правовых актов с тем, чтобы в последствии не прибегать к их опротестованию. Следует также искать формы влияния прокуроров на принятие правовых актов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Важную роль в области надзора за законностью правовых актов играют прокурорские проверки. Обычно органы прокуратуры приступают к проверке только при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденность в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором. Однако, на сегодняшний день есть, пожалуй, всего один случай, когда прокурор в целях защиты общественных и государственных интересов вправе начать проверку, не дожидаясь поступления к нему информации.


Глава 2. Виды актов прокурорского реагирования и их общая характеристика


Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление. Они закреплены в статьях 23 - 25 вышеуказанного закона. Ст. 25.1 закрепляет предостережение о недопустимости нарушения закона. Но, наверное, сложно относить предостережение к актам прокурорского реагирования на нарушения законности. Предостережение лишь предотвращают нарушения, мера профилактического воздействия в отличии от протеста, представления и постановления, которые являются актов реагирования на уже совершенное деяние. Поэтому в рамках данной работы необходимо посчитать верным раскрытие лишь вышеперечисленных трех актов прокурорского надзора.

К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц. Кроме того, выявление нарушений закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами.

Истребование актов управления производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности. Данное средство может быть использовано как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма предполагает вынесение прокурором постановления об истребовании конкретного акта управления для проверки его соответствия закону. Как правило, истребование актов управления применяется в процессе производства прокурорских проверок.

Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов управления проведения проверок и ревизий в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции. Закон "О прокуратуре РФ" закрепил право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц. Качество проведения проверок и ревизий во многом зависит от точности и четкости, сформулированных прокурором вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки или ревизии. Важнейшим правовым средством выявлений нарушений законов являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства. Поводами для проведения проверок являются прямые обращения граждан, материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другая информация, содержащая данные о правонарушениях.

В процессе прокурорской проверки прокурор знакомится со всеми необходимыми документами и материалами, истребует дополнительные документы, вызывает должностных лиц и иных граждан, требует от них письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона. Выявив нарушения закона и обстоятельства, способствовавшие им, прокурор с помощью правовых средств, принимает меры к устранению правонарушений и их предупреждению.

1 Протест


Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его заместителем. Прерогатива прокуроров определяется приказом Генерального прокурора РФ №20 от 28 мая 1992 г. в зависимости от компетенции прокуроров различных звеньев органов прокуратуры. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и общественными организациями, а также должностными лицами. Так, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района.

Прокуроры краев, областей и приравненные к ним прокуроры приносят протест соответственно на незаконные правовые акты, принятые краевыми органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями и должностными лицами, действующими в масштабе края и области.

Право опротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции.

Так, прокурор области вправе принять на себя функции районного или городского прокурора и принести протест на правовой акт, изданный местными, т.е. районными или городскими представительными органами.

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.

В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.

В соответствии со ст. 23 Закона О прокуратуре РФ протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзоре протест прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону О прокуратуре РФ. Протест содержит: наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия, должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.


2 Представление прокурора


Представление прокурора (ст. 24 Закона О прокуратуре РФ) - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона О прокуратуре РФ, сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом<#"justify">2.3 Постановление прокурора


«Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме» - так гласит ст.25 ФЗ «О прокуратуре».

При этом формулировка Закона такова, что не предусматривает права прокурора без возбуждения административного производства сообщить о правонарушении и передать материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В то же время предоставляет такое право прокурору, одновременно обделяя им его заместителей и помощников, если допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, носящие характер административного правонарушения.

Прокурор, осуществляя надзорные функции, не вправе подменять своей деятельностью иные государственные органы и должностных лиц, в том числе и тех, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уполномоченных применять меры административного воздействия.

Прокурор не формулирует в окончательном варианте, выражаясь терминологией уголовного процесса, обвинение в совершении лицом административного правонарушения и не вправе налагать на деликтанта административное взыскание.

Как в уголовном, так и в административном процессе прокурор, обнаружив признаки преступления либо административного правонарушения, должен исполнить одну из основных функций прокурорского надзора - в рамках Закона осуществить соответственно административное преследование лица, допустившего противоправные действия. С точки зрения процессуальной формы преследование начинается с момента вынесения одного из двух указанных в Законе постановлений. При этом Закон наделяет прокурора полномочиями, но вовсе не обязывает прокурора лично проводить административное расследование обстоятельств совершения правонарушения. Для этого существуют следственный аппарат и органы административной юрисдикции. Главная задача прокурора - после возбуждения уголовного либо административного производства обеспечить исполнение соответствующими органами и должностными лицами требований закона на последующих стадиях процесса.

Прокурор, исходя из характера правонарушений, принимает постановление о возбуждении уголовного преследования или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после принятия постановления, если оно не обжалуется вышестоящему прокурору.

Прокурор принимает постановление также и в иных, установленных законом случаях, в частности, прокурор правомочен принять постановление об отклонении возбуждения уголовного дела и т.д.

Постановление должно иметь определенное содержание. В случаях возбуждения производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:

наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено;

правовые обоснования ответственности должностного лица;

указание на нарушенный закон;

требование прокурора о наложении взыскания;

предложения прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщении прокурору о результатах рассмотрения;

должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Таким образом, дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями Кодекса, возбуждаются прокурором.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержит вышеуказанные сведения.

Постановление об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.


Заключение


Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. На выявленные нарушения законов прокурор должен реагировать посредством актов прокурорского реагирования. Они имеют процессуальный характер, составляются в определенной законом форме.

Правовые меры (средства) прокурорского реагирования, или, как их именуют в юридической литературе, акты прокурорского реагирования, имеют специализированный характер и применяются только по направлениям деятельности с учетом предмета прокурорского надзора.

Акты прокурорского реагирования необходимы прокурору: для устранения нарушений закона; опротестования противоречащих закону правовых актов; принятия мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении; предупреждения нарушений закона.акт прокурорское реагирование закон

Средствами реагирования на нарушение закона являются протест прокурора (на нарушающее закон решение или нормативный акт), представление прокурора (на устранение нарушений закона), постановление прокурора (о возбуждении уголовного дела, административного дела), предостережение прокурора (при возможном нарушении закона со стороны субъектов правовых отношений - мера профилактического воздействия).

К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц.


Список литературы


Нормативные документы и судебная практика


Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014)"О прокуратуре Российской Федерации"

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 1992 г. N 20 (в ред. от 22.05.1996) «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации»

Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.01.2003 N 3 (ред. от 05.07.2006) "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».


Книги, учебники, учебные пособия:


Бызова, М. В. Представление прокурора:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.11. - Судебная власть; Прокурорский надзор; Организация правоохранительной деятельности; Адвокатура /М. В. Бызова; Науч. рук. Е. Р. Ергашев. - Екатеринбург,2009

Гриненко А.В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах. Серия: Учебный курс: Кратко и доступно. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008

Корешникова Н.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: Автореферат дис… канд. юр. наук. - Екатеренбург: УГЮА, 2010.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.

Соловьева, Н. А., Мэденцов, А. А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе// Изд-во ВолГУ, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Акты прокурорского реагирования – специфические средства прокурорского реагирования на нарушение закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий. Акты прокурорского реагирования должны соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, они должны быть законными . Это основное требование к любому акту.

Во-вторых, любой как надзорный, так и ненадзорный акт прокурорского реагирования должен быть императивным , т.е. содержать обязательное регламентированное законом требование о его рассмотрении, а в предусмотренных законом случаях – и требование о письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрения акта.

В-третьих, акт должен соответствовать требованию оперативности , под которой понимаются предусмотренные законом сроки внесения и рассмотрения адресатом акта и направления прокурору уведомления о результатах его рассмотрения.

В-четвертых, акт прокурорского реагирования – это индивидуальный акт. Данное требование состоит в том, что акт прокурорского реагирования является отдельным самостоятельным средством прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности, причины и условия, способствующие правонарушению, принесенным определенному субъекту, адресату.

В-пятых, акт прокурорского реагирования должен быть убедительным , что обеспечивается юридической и фактической аргументацией, профессиональной (юридической) грамотностью (имеется в виду правовая квалификация правонарушения, надлежащее толкование нарушенных норм права, подлежащих применению), указаниями на последствия, а также избежанием ошибок, логической грамотностью (объективное изложение фактов, правильная оценка, выводы), стилистической, синтаксической, орфографической грамотностью, а также надлежащим техническим оформлением (поля, красная строка, реквизиты).

В-шестых, акт должен быть результативным , т.е. фактически устранять выявленные правонарушения, восстанавливать нарушенные права субъектов, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

В-седьмых, акт прокурорского реагирования – это письменный акт , который составляется по установленной форме.

В-восьмых, должен соответствовать требованию субъектности. Субъектность включает в себя два компонента. В первый входят должностные лица, которые вправе применить тот либо иной акт прокурорского реагирования. К ним относятся должностные лица прокуратуры РФ, обладающие соответствующей компетенцией. Как правило это первые лица прокуратуры – прокуроры и их заместители. Второй компонент данного признака определяет круг субъектов, в отношении которых могут быть применены акты прокурорского реагирования. К ним относятся в первую очередь поднадзорные органам прокуратуры субъекты: органы, организации, коммерческие и некоммерческие структуры, должностные лица, допустившие нарушения закона и попавшие в сферу прокурорской деятельности.

Особенностью большинства актов прокурорского реагирования, отличающих их от других правовых средств прокурора, является опосредованный характер их реализации. Ее сущность сводится к тому, что прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона. В случае выявления правонарушений он обязан направлять предусмотренные законом средства прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона, органам или должностным лицам, имеющим полномочия на их устранение.

Данная особенность обусловлена спецификой властных полномочий органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, четко регламентированных действующим Законом о прокуратуре.

В случае выявления подавляющего большинства нарушений закона органы прокуратуры не вправе самостоятельно их устранять, они обязаны отреагировать на них с помощью специальных правовых средств, свойственных лишь прокуратуре. Это средства, и в первую очередь акты прокурорского реагирования, предусмотрены как Законом о прокуратуре, так и процессуальным законодательством.

Закон обязывает субъекта, получившего акт прокурорского реагирования, рассмотреть его и направить прокурору письменное сообщение о результатах рассмотрения и принятых мерах в установленный законом срок. Требования же, касающиеся устранения выявленных прокурором нарушений закона, не являются для адресата обязательными для исполнения.

Приведенное суждение на первый взгляд кажется нелепым и некорректным, в связи с чем, требует особого внимания и разъяснения.

В действующем Законе о прокуратуре содержится специальная ст. 6, в которой прямо указывается на то, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, 27, 30, 33 подлежат обязательному исполнению. Но это не означает, что любое требование прокурора, изложенное в акте прокурорского реагирования, подлежит обязательному исполнению. Исполнению подлежат лишь законные (в самом широком смысле данной дефиниции) требования прокурора. В связи с этим было бы корректно внести изменение в ч. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре, включив слова "законные требования прокурора" в ее новую редакцию. Но почему это не было сделано законодателем? Как представляется, законодатель не случайно допустил в редакции указанной статьи подобную неточность. Поскольку из общего назначения органов прокуратуры РФ (a priori) следует, что прокуроры не могут совершать незаконные действия и предъявлять незаконные требования. Но право оценивать требования прокурора с точки зрения его законности и решать вопрос об удовлетворении этих требований (с возможными негативными последствиями, которые обязательно наступят для субъекта, в случае признания требований прокурора законными) остается за адресатом.

Отсюда и взаимообусловленность приведенного требования к актам прокурорского реагирования и требований законности, оперативности и убедительности.

В теории прокурорского надзора акты прокурорского реагирования подразделяют по сфере применения на общие и специальные, а по характеру – на предупредительные, пресекательные и карательные.

Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности.

Специальные акты характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

Предупредительные акты основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (предостережение – характерный пример предупредительного акта).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных, длящихся правонарушений.

Карательными актами являются оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности, например постановление о возбуждении административного производства. Карательным актом может быть и представление, если с его помощью прокурор использует такое средство реагирования, как требование привлечения лица к материальной или дисциплинарной ответственности. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, изложен в приказе Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". В соответствии с п. 16 указанного приказа в документах прокурорского реагирования необходимо излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушения закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Данные акты должны быть комплексными и упреждающими, т.е. дополняться мерами предупредительно-профилактического характера.

К числу требований к актам прокурорского реагирования относят также комплексность и законченность. Акты прокурорского реагирования должны быть упреждающими, достаточно острыми, маневренными, адекватными, "дополняться мерами предупредительно-профилактического характера" . Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.

Следует заметить, что на практике выбор акта прокурорского реагирования определяется принципом целесообразности и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.

Следовательно, правильное составление актов прокурорского реагирования, полное и точное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований является неотъемлемым условием надлежащей прокурорской деятельности.

Законом о прокуратуре установлены четыре вида актов прокурорского реагирования: протест (ст. 23); представление (ст. 24); постановление о возбуждении административного производства (ст. 25); предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1).

Протест – официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к органам государственной власти, управления, должностным лицам по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.

Протест прокурора – это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов. Данные цели определяют содержание протеста.

Протест прокурора имеет структуру , состоящую из четырех частей:

  • 1) вступительной – содержит сведения об адресате, наименовании акта и предмете опротестования;
  • 2) описательной – излагается описание содержания незаконного правового акта либо его части;
  • 3) мотивировочной. Это главная часть протеста, в которой прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения незаконного правового акта, указывает нормы нарушенного закона;
  • 4) заключительной (резолютивной), содержащей логические выводы из всего предшествующего изложения.

Между мотивировочной и заключительной частями существует связующее звено, содержащее указание на изложенное и норму права, которая предусматривает полномочия прокурора на принесение протеста (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Заключительная часть протеста начинается со слов "требую" и состоит из двух компонентов: требовательного и распорядительного. В требовательном содержится указание прокурора об отмене или изменении незаконного правового акта, а также требование о восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, устранения последствий незаконного правового акта. В распорядительном – указывается на обязательность рассмотрения протеста в предусмотренный законом 10-дневный срок, а также содержится указание на незамедлительное сообщение прокурору о принятых мерах. Если протест направлялся коллективному органу, прокурор вправе требовать о сообщении ему времени рассмотрения протеста с тем, чтобы он мог принять личное участие в заседании органа.

Заключительная часть протеста, приносимого прокурором на решение судьи по делу об административном правонарушении (п. 3 ст. 36 Закона о прокуратуре), состоит из одного компонента. В нем прокурор предлагает суду изменить либо отменить незаконное решение по административному делу. Распорядительного компонента данной части указанного протеста прокурора нет в связи с принципом независимости суда.

Протест заканчивается указанием даты его направления, наименования, классного чина, фамилии и инициалов прокурора, его подписью.

  • Ястребов В. П. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: МНЭПУ, 2001. С. 145.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются: -

протест; -

представление; -

постановление; -

предостережение.

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

В случае, если протест подлежит рассмотрению в коллегиальном органе, о дне заседания должно быть сообщено прокурору, принесшему протест. Пока протест не рассмотрен прокурор или его заместитель могут отозвать свой протест. Сразу после принятия решения по протесту, содержание решение доводится до сведения в письменной форме до прокурора.

Следующим актом реагирования прокурора на нарушения закона является представление об устранении нарушений закона. Как следует из его наименования, оно готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление об устранении нарушений закона и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Также как и при рассмотрении протеста, если представление рассматривает коллегиальный орган, то заранее об этом и о дне заседания уведомляется прокурор. Законом установлен срок, в течение которого должностными лицами, получившими представление, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; и в письменной форме сообщено прокурору о результатах принятых мер. Этот срок составляет один месяц со дня внесения представления.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в су- дебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения: -

о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК). -

о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК). -

о применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др.

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся про- тивоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдение прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Еще по теме 14.5 Акты реагирования прокурора на нарушения закона:

  1. НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЗАКОННОСТИ И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ
  2. (., .1.4.). Гражданские права и обязанности, составляющие содержание гражданских правоотношений, возникают из юридических фактов, с которыми закон и другие правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей

Раздел 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В УГОЛОВНОЙ СФЕРЕ

Глава1. Акты прокурорского надзора

Акт прокурорского надзора - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означает закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств надзора, или готовящиеся правонарушения. Так же акт прокурорского надзора можно трактовать как предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Несмотря на множество определений, данных различными авторами, акта прокурорского надзора, совершенно точно можно выделить ряд признаков, которыми обладает настоящий акт:

1. Всегда выражается в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта – единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского надзора носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен данный акт, привлекается к административной ответственности. Прокурор - представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского надзора на нарушения законности - индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретного адресата.

5. Акт прокурорского надзора служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его.

6. Они всегда направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора - одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурорского надзора, являясь документом применения права .

8. Они должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9. Это - документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения). В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования. Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям.

Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные;

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов. Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мерах предупредительного акта - предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательных актов можно принести протест, представление прокурора.

К карательными актам относятся оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Ярким примером карательного акта является постановление о возбуждении о возбуждении производства об административно правонарушении. Карательным актом также может быть представление, когда с его помощью прокурор использует такое правовое средство как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности .

3. Акты прокурорского надзора, являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же разделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным следует отнести акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Речь идет о протесте, представлении, предостережении и постановлении прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования относятся - представления прокурора, принесенные на незаконные судебные акты.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» все акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные. Акты прокурорского надзора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

Исходя из выше изложенного, совершенно точно можно утверждать, что акты прокурорского надзора должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

1.2.1 Протест:

Протест на противоречащий закону правовой акт, в том числе и на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10.КоАП РФ).

1.2.2 Представление:

Представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

1.2.3 Постановление:

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4.КоАП РФ);

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7.КоАП РФ);

Письменное заключение прокурора, которое дается в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7.КоАП РФ);

Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

1.2.4 Требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», Федеральный законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»).

1.2.5 Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10.Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.6 Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.7 Заявление в суд .

На основании выше изложенного рассмотрим более подробно акты прокурорского надзора:

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение. .

Протест прокурора в порядке, предусмотренном КоАП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования прокурора. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а именно не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

Постановление о назначении административного наказания;

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, которые вынесены только должностным лицом. В других случаях протест приносится в суд. Данный протест уже не является актом прокурорского реагирования. В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет особенность. Так для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания;

в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Понятие представления прокурора можно трактовать как акта
прокурорского надзора на нарушения закона. Под ним понимается акт
прокурорского надзора, вносимый указанным в законе должностным
лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение
нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное,
гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий
соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный, превентивный и во многих случаях карательный
характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества и государства .

Среди правовых средств, с помощью которых прокуроры реагируют на выявленные нарушения закона, устраняют и предупреждают совершение правонарушений, видное место занимает предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона - важнейшая мера предупреждения коррупционных правонарушений.

На практике предостережение не применяется, если уже имеются основания для привлечения нарушителей закона к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности .

Предостережение прокурора может быть объявлено должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений.

Предостережение может быть вынесено Генеральным прокурором РФ, его заместителем либо подчиненным ему прокурором или его заместителем, другими словами, прокуроры и их заместители от Генерального прокурора до городских и районных прокуроров (прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур). Как указано в п. 1.1 указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7, применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают .

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан .

В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 20.01.2003г. « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» четко говорится о том, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 ГПК РФ. Помимо указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны и другие причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора может не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дел .

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ, а именно:

1) Исковое заявление подается в суд в письменном форме.

2) В исковом заявлении должны быть указаны:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; ..