Порядок проведения инвентаризации. Как правильно провести инвентаризацию

Акт приема-передачи документов при смене директора - правовой документ, формируемый в рамках корпоративных отношений. Рассмотрим, в каких случаях он составляется и в какой структуре может быть представлен.

Для чего нужен акт передачи дел при смене директора?

При смене руководителя организации передача документов, до того находящихся в распоряжении предыдущего директора, — типичная процедура, проистекающая из логики корпоративных правоотношений. Как правило, речь идет об оригиналах соответствующих документов, и если предыдущий руководитель не передаст их новому — восстановить их во многих случаях крайне сложно. Особенно если это документы, относящиеся к следующим категориям:

  • учредительные (регистрационные);
  • первичка;
  • доверенности;
  • международные договоры.

Факт передачи указанных источников фиксируется в отдельном акте приема-передачи документов при смене директора организации. Он составляется в 2 экземплярах.

Подписываться данные экземпляры могут:

1. Бывшим (увольняющимся) и новым руководителем.

Но в этом случае может возникнуть проблема: с момента передачи документов увольняющийся руководитель может утерять фактический доступ к необходимым сведениям и не сможет полноценно исполнять еще актуальные обязанности.

2. Бывшим (увольняющимся) руководителем и его заместителем (штатным или назначенным).

В этом случае необходимые сведения еще действующий директор может запрашивать у заместителя, у которого будет доступ к документам. После выхода нового директора на работу заместитель может сразу же передать ему полученные документы (как вариант — с помощью аналогичного по структуре акта).

Если это необходимо, акт может дополняться различными приложениями, например:

  • ксерокопиями важнейших документов (они также могут заверяться передающей и принимающей стороной);
  • описями документов (соответственно, в самом акте могут приводиться ссылки на описи).

Обязан ли бывший генеральный директор передавать документы по акту?

Обязанность увольняющегося или фактически прекратившего трудовые отношения с фирмой директора передать документы новому руководителю не закреплена на уровне общеотраслевых федеральных нормативных актов. Вместе с тем данная обязанность зафиксирована:

  • в части передачи документов бухучета — положениями п. 4 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • в ст. 24 закона «О банках…» от 02.12.1990 № 395-1 — однако юрисдикция данных норм распространяется только на кредитно-финансовые правоотношения.
  • в п. 10.5 «Основных правил работы архивов», отраженных в решении Коллегии Росархива от 06.02.2002 (обязательны для государственных организаций).

Кроме того, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 21.01.2014 № А60-34604/2013 обязал ответчика — бывшего руководителя фирмы передать вверенные ему документы новому директору организации. Суд установил, что требование о передаче документов должно предъявляться бывшему генеральному директору, а при смене директора печать, учредительные, бухгалтерские и иные документы должны передаваться вновь избранному руководителю организации. Апелляция оставила решение арбитража в силе.

Таким образом, в локальных нормативах организации правомерно закрепить положения, регламентирующие обязательную передачу документов от бывшего руководителя новому.

Передача документов бывшим директором новому: локальные нормативы

Соответствующие нормативы могут быть закреплены на уровне положения, например, Положения «О передаче документов организации исполнительным органом при освобождении от должности». Оптимально, если оно будет введено в действие приказом учредителя организации. В рассматриваемом нормативе могут присутствовать формулировки:

1. Закрепляющие основные перечни документов, подлежащих передаче от бывшего директора к новому (заместителю).

В данные перечни могут входить, как мы отметили выше:

  • учредительные (регистрационные) документы;
  • первичка;
  • лицензии и разрешительные документы;
  • доверенности;
  • международные соглашения.

Также можно определить такие категории:

  • бухгалтерская документация (та, что находится в распоряжении непосредственно генерального директора);
  • ценные бумаги, векселя и прочие финансовые документы;
  • свидетельства о праве собственности и иные правоустанавливающие документы;
  • прочие документы (например, докладные и служебные записки, внутрикорпоративные отчеты).

2. Регламентирующие составление директором, передающим свои полномочия, акта, в котором в соответствии с основными перечнями, также установленными Положением, будут передаваться документы.

Данный акт, как мы отметили в начале статьи, составляется в 2 экземплярах: первый отдается бывшему директору, второй — новому (или заместителю директора).

3. Регламентирующие дополнение директором акта приема-передачи документов различными приложениями.

Локальный норматив может дополняться положениями, устанавливающими должностную обязанность секретаря директора содействовать своему начальнику в подготовке акта и приложений.

Акт приема-передачи документов от бывшего директора к новому: структура документа

В таком акте могут присутствовать следующие элементы:

1. Информационный блок, в котором отражаются:

  • дата, место составления акта;
  • Ф. И. О. увольняющегося директора;
  • Ф. И. О. нового директора (заместителя).

2. Блок, в котором отражаются действия, удостоверяемые актом: передача увольняющимся директором и прием новым документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации.

3. Блок с перечнем передаваемых документов (по категориям, которые отражены в Положении).

Данный блок оптимально представить в виде таблицы, столбцы которой отражают:

  • порядковый номер позиции;
  • наименование передаваемых документов (номера описей по группам передаваемых документов);
  • число листов передаваемых документов (количество документов в описях);
  • необходимые примечания.

4. Блок с подписями:

  • лица, передающего полномочия и документы;
  • лица, принимающего полномочия и документы.

В некоторых случаях данный блок может быть дополнен подписями главного бухгалтера и иных компетентных лиц. Кроме того, есть вероятность, что акт потребуется заверять подписью нотариуса. Рассмотрим, какими факторами это может быть обусловлено.

Передача документов по акту: нюансы

Речь идет о следующих нюансах:

1. Поскольку увольняющийся генеральный директор имеет статус материально ответственного лица (ст. 277 ТК РФ), то перед передачей документов ему нужно провести инвентаризацию имущества и бумаг, удостоверяющих имущественные права организации (п. 22 Методических указаний по приказу Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н), например ценных бумаг, векселей.

2. Одновременно с инвентаризацией имущества полезно инициировать аналогичную процедуру в отношении всех передаваемых документов. Если каких-то документов будет недоставать, сведения об этом можно отразить в акте или в отдельном приложении к нему (собственно в нем же могут фиксироваться результаты инвентаризации документов).

3. Подтверждение подлинности и комплектности переданных документов может быть осуществлено с привлечением третьих лиц, например главного бухгалтера, финансового директора. При этом они могут осуществлять указанные действия как члены специальной комиссии (порядок ее созыва также может регламентироваться локальным нормативом). В составе комиссии могут присутствовать и иные специалисты — например, документовед, бухгалтер.

Бывает, что компетенций нового генерального директора недостаточно для того, чтобы определить подлинность или комплектность того или иного финансового документа — в этом случае без привлечения специалистов фирмы (иногда и независимых экспертов) не обойтись.

В свою очередь, подпись на акте нового генерального директора (заместителя), удостоверяющая факт получения им документов от бывшего, а также подпись главного бухгалтера может заверяться присутствующим нотариусом.

Где можно скачать образец акта передачи документов при смене директора?

Загрузить заполненный образец акта приема-передачи документов при смене руководителя организации вы можете на нашем сайте.

Данный образец рассчитан на заверение обоих экземпляров акта бывшим и новым генеральным директором и главным бухгалтером организации. При необходимости свои реквизиты на нем может проставить нотариус.

Ознакомиться с иными полезными нюансами взаимодействия частной организации и нотариуса вы можете в статье «ФНС разъяснила, когда не нужно заверять у нотариуса решение об увеличении уставного капитала» .

Итоги

Увольняющийся из компании генеральный директор должен передать вверенные ему документы новому. Процедура данной передачи может быть регламентирована на уровне локальных нормативов (установлена как обязанность в кредитно-финансовых и государственных организациях). Основным локальным правовым актом, удостоверяющим прием-передачу документов при смене директора, может быть акт, составляемый в 2 экземплярах.

Узнать больше об особенностях правоотношений, которые осуществляются в рамках корпоративного права, вы можете в статьях:

  • «Увольнение генерального директора по собственному желанию» ;
  • «Лист ознакомления с локальными нормативными актами — образец» .


В четыреста втором федеральном законе, который посвящен бухгалтерскому учету, четко регламентирован порядок проведения инвентаризации . Как правильно провести инвентаризацию, чтобы все требования были выполнены, а полученные результаты удовлетворяли законам, можно так же найти в положениях, регулирующих ведение самих процедур бухучета, и составление отчетных документов.

В какой последовательности следует проводить инвентаризацию, а так же с какими финансовыми обязательствами столкнется предприятие, прописано в приказе под номером сорок девять, который подписан в министерстве финансов. Отразить результаты инвентаризации следует в специальных, унифицированных документальных формах, которые установил государственный комитет статистики. Их номер – восемьдесят восемь и двадцать шесть.

Опираясь на перечисленную документальную базу, любая компания может в правильной форме составить отчет и провести работы по инвентаризации, не нарушая при этом установленные государством требования.

Регулярность проведения инвентаризации.

Законодательно регламентированы определенные ситуации, которые обязывают предприятие к проведению реструктуризации, к ним относятся следующие:

1. Ликвидация или реорганизация предприятия;
2. Стихийное бедствие, пожар или другая чрезвычайная ситуация, повлиявшая на деятельность организации;
3. В компании выявлен факт кражи, было испорчено имущество;
4. Произошли изменения в коллективе, и материальную ответственность принимает на себя другое лицо. Необходимо провести инвентаризацию только той части имущества, у которой сменился ответственный работник, полная проверка не необходима;
5. Планируется составление отчетов бухгалтера за год в ближайшее время. Необходима инвентаризация всех имущественных ресурсов, которые не были пересчитаны после первого октября текущего года.

Порядок проведения инвентаризации.

В процессе проведения проверки компания сталкивается с необходимостью провести ряд последовательных действий, которые мы рассмотрим далее пошагово.

1. На первом шаге необходимо определить состав инвентаризационной комиссии. После того, как список ее членов будет готов, он должен быть заверен подтверждающим приказным документом, который составляет руководитель компании. Это также может быть распоряжение или постановление. Стандарт такого приказа является унифицированным и не допускается возможность отступать от установленной формы, которая еще в 1998 году была заверена постановлением, как восемьдесят восьмая. Каждый сотрудник может быть принят в инвентаризационную комиссию, но чаще всего предпочтение отдается:

Представителям управленческих направлений;
Сотрудникам бухгалтерского отдела: главному бухгалтеру, его заместителю или работнику бухгалтерии, который отвечает за определенный участок;
Другим служащим компании. Это могут быть и технические рабочие, например, инженеры, и сотрудники финансового отдела, и юристы, и многие другие.

Те рабочие, которые несут материальную ответственность, не могут быть членами комиссии, но, не смотря на это, они обязаны присутствовать во время проведения проверки имущественной базы. Минимальный состав комиссии – это два лица, допускается и большее число, но никак не меньше. Приказ на инвентаризацию предусматривает указание не только самих членов комиссии, но и основания для проведения проверки, термин ее проведения, а так же перечень имущественных ресурсов, которые подлежать ревизии.

В первую очередь, документ заверяет генеральный директор, после него – все участники комиссии, не исключая председателя. После этого проходит регистрация приказного документа в журналах по контролю над исполнением распорядительных документов.

2. Для того чтобы провести инвентаризацию, понадобятся все приходные и расходные документы. Причем подготовить пакет соответствующих бумаг и тщательно их пересмотреть необходимо до того, ка начнется сам процесс проверки. После этого каждый отдельный документ будет заверять председатель, указывая дату, когда проверка будет стартовать. НА этом основании бухгалтерия сможет впредь определить, сколько имущественных ресурсов оставалось на предприятии в момент начала пересчета, согласно данным учетной документации.

3. Все лица, которые несут какую-либо материальную ответственность, должны составить расписку. Это должно быть осуществлено до начала самой инвентаризации, и все документы направлены в инвентаризационную комиссию к моменту старта ревизии. Расписка гарантирует тот факт, что все материально ответственные работники приготовили и сдали приходно-расходную документацию в бухгалтерский отел или же передали в комиссию, все ценные материалы, за которые они несут ответственность, оприходовали, а те, которые выбыли – списали.

4. Необходимо проверить и документально подтвердить наличие состояние и оценку каждого актива и обязательства. В обязанности инвентаризационной комиссии входит также определение:

Всех наименований и количественных показателей имущественной базы – это касается финансовых ресурсов, документарных ценных бумаг, основных средств и материально-производственных запасов, которые есть на предприятии, даже если они арендованы. Осуществляется это натуральным подсчетом, при котором параллельно идет контроль состояния имущественных ресурсов, с целью определения возможности их использования;
Тех видов активов, которые нельзя отнести к материальным или вещественным группам, допустим, финансовые вложения или нематериальные активы. Для этого комиссия сверяет документы, подтверждающие право компании на владение этими активами;
Состава задолженностей по кредиту или дебиту. Для этого сверяется документация с бумагами контрагентов, проверяются бумаги, которые подтверждают наличие обязательств или требований.

Все сведения, которые были получены в процессе проведения указанных выше мероприятий, сохраняется в инвентаризационных описях, а все работники, которые несут материальную ответственность, должны заверить эту опись своей росписью, подтверждая, тем самым, факт своего присутствия.

5. Сверяются данные из отчетов бухгалтерии и полученные сведения из инвентаризационных описей. Иногда на этом этапе мешают провести инвентаризацию какие-либо несоответствия в сведениях. В таком случае понадобится сличительный документ, в который будет внесена вся информация о расхождениях – излишках или недостачах, которые показала проверка. Сюда вносится только та часть имущественной базы, в которой были отмечены несоответствия.

Чтобы правильно и понятно оформить проведение и итоговые сведения инвентаризации, чаще всего используются:

Для основных средств – инвентаризационные описи и сличительные ведомости инвентаризации оборотных средств. Формы и .
Для материальных производственных запасов – инвентаризационные описи товарных и материальных ценных вещей, акты инвентаризации этих же вещей, которые были отгружены, и сличительные ведомости. Используются формы , .
Для расхода будущего периода – Акты инвентаризаций тех затрат, которые планируются на будущий период. Форма .
Для кассы – инвентаризационные акты по кассовым финансовым ресурсам. .
Для ценных бумаг – акты инвентаризации по базе ценных бумаг, а также бланкам документации строгой отчетности. .
По расчетным операциям с клиентами, заказчиками, и другими лицами, с которыми велись дебиторские или кредитные финансовые операции – инвентаризационная опись всех расчетных операций с лицами, .

6. Порядок проведения инвентаризации включает в себя заключительный этап – подведение итогов. Собирается заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются сведения обо всех расхождениях, недостачах и переизбытках, которые имеют место на предприятии. Также формируется различные варианты по урегулированию ситуаций, и подведения фактической материальной базы к той, которая существует, согласно данным бухучета. Это заседание протоколируется. Даже в тех случаях, когда все данные совпадают, протоколирование все равно необходимо. После того как заседание закончится, члены инвентаризационного комитета может приступать к обобщению итогов.

Существует специальная форма, под номером , которая используется специально для занесения всех сведений и итогов, которые были получены в процессе проверки. Эта ведомость была утверждена государственным комитетом статистики, и должна содержать информацию об избытках и нехватках материалов или ресурсов.

Итоговые выводы делает руководящее звено предприятия после того, как бумага с протоколом о заседании членов комитета будет передана ему лично для рассмотрения.

7. Теперь необходимо утвердить значения, которые были получены в процессе проверки. Руководитель должен получить от членов инвентаризационной комиссии ведомости по учету итогов, которые выявила ревизия, а также протокольный документ с данными о заседании. Иногда предоставляются так же и некоторые акты проверки вместе со сверяющими ведомостями. После того, как начальник ознакомиться со всей этой информацией и примет конечное решение, он должен будет оформить так же, как приказ об инвентаризации, но только с уклоном на утверждение итоговых сведений. В любом случае, приказной документ должен включать в себя требование немедленно устранить все издержки и недостатки, которые показала инвентаризация. Далее бумага отправится в отдел бухгалтерии.

8. Все инвентаризационные итоги будут внесены в отчеты. Кроме того, бухгалтерский учет непременно должен учесть все сведения о нехватке фактических ресурсов или их переизбытке, и отразить их в том промежутке времени, когда проводилась инвентаризация. Если же проверка проводилась ежегодная, то результаты можно внести в учет бухгалтерского учета за год. Если в процессе проверки были обнаружены неработающие ресурсы, те, которые уже не подлежат использованию или просто устарели, то их следует списать с учета в принципе. То же самое касается и задолженностей, у которой истек термин давности – ее тоже спишут.

Что делать, если проявились недостачи?

Каждая недостача должна быть записана под той датой, когда была проведена ревизия на предприятии. Если приобретались материальные и производственные запасы, то финансы, которые потратили на них, относят за затратную базу. Есть несколько проводок, которые желательно знать:

Д94-К10(41,43) – списание стоимостей утраченных долей имущественной базы;
Д20(25,26,44)-К94 – списание недостач, которые не нарушают предел нормы естественных убытков;

Если говорить о стоимости недостачи материальных и производственных запасов не согласованных с нормой, превышающих естественный убыток, или же о нехватке основных средств, финансов, инструмента и так далее, то последствия следующие:

Лица, которые виноваты в том, что возник недостаток в материальной базе, были установлены – все убытки предприятия будут взысканы с них;
Если не установили личности виноватых за убыток, то он переноситься в статью прочих расходов.

Еще несколько проводок, которые используются для списания:

1. Д94-К01(10,41,43,50) – списывается цена утерянной части имущественной базы;
2. Д73(76)-К94 – списывается недостача, виновные в которой установлены и она относиться к ним;
3. Дт50(51,70)-К73(76) – списывается недостача, которая взыскивается с виноватых личностей;
4. Д91-К94 – недостачи, которые превышают нормативные, и направляются в расходную статью.

С целью выплаты налоговых обязательств, которыми облагается прибыль, лучше учитывать цену покупки тех материальных и технических запасов, которых недоставало, как материальные расходы в промежутке, когда были выявлены убытки, не превышающие утвержденные нормы естественных убытков.

Инструкция о порядке проведения инвентаризация включает также и правила, согласно которым учитываются недостатки материальных производственных запасов, не зависимо от того, имеют ли они утвержденные нормы естественных убытков, или нет. То же самое касается и основных средств, хотя в большинстве случаев приходится ориентироваться на ситуацию.

Например, если провести инвентаризацию, в ходе которой были установлены определенные недостающие части материальной базы, но при этом обнаружить и того, кто виновен в факте недостатков, то стоимость этих убытков следует отнести к материальным расходам:

Если работник добровольно признал свою вину и согласен возместить урон, тогда датой станет день заключения договора между предприятием и сотрудником о компенсации урона на добровольных основаниях;
Если работник отказывается признавать свою вину и предприятие действует через суд, то датой станет день, когда решение суда вступит в силу.

Сразу необходимо указать размер ущерба, и его стоимость, которую признает либо суд, либо сам сотрудник.

Или другая ситуация. На предприятии решили провести инвентаризацию, в ходе которой в итоге установлены несоответствия между бухгалтерскими данными и ревизией – недостаток материалов. Однако виновника данного факта установить не удалось. Недостача будет учтена в документальном отчете:

Это может быть постановление с просьбой остановить предварительное следствие по делу, на основании того, что виноватый работник не может быть установлен;
Или же документ из компетентных органов, который подтвердит, что убытки появились в виду чрезвычайных обстоятельств.

Если проявились лишние материалы.

Предприятие решило провести инвентаризацию, а в процессе оказалось, что материалов и ресурсов больше, чем указано в бухгалтерских отчетах. Необходимо оценить рыночную стоимость переизбытка, и включить ее в бухгалтерский и налоговый учет, как часть состава дохода относительно той даты, когда проводилась проверка. Для подтверждения рыночной стоимости этой части материальной базы следует использовать одну из бумаг:

Справку, которую составит само предприятие, опираясь на доступную информацию касательно цен на аналогичные продукты;
Отчет от независимых оценщиков.
Что касается проводки, то для отражения излишков, которые показывает инвентаризация, используют: Д01(10,41,43,50)-К(91).

Именно так выглядит примерный порядок проведения инвентаризации. Как правильно провести инвентаризацию можно также узнать из бухгалтерской литературы или на тематических сайтах.

Глава организации - лицо, которое несет полную материальную ответственность, оттого при его замене предусматривается прохождение инвентаризации. Организация здесь - действующее согласно российским законам юрлицо (за исключением банков). Рассмотрим в статье, как проходит инвентаризация при смене руководителя организации, какие документы нужно составлять, в какие сроки.

Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава

Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.

Нормативный акт Краткое описание
Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, ч. 2

(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016 )

Ведение бухгалтерского учета, инвентаризация имеющегося имущества, финансовых обязательств
Методические указания по части инвентаризации

(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010 )

Порядок осуществления, оформления
ФЗ № 402 «О бухучете» от 2016г. (гл. 2, ст.11) Обобщенные требования к инвентаризации
Постановление Федеральной службы государственной статистики РФ № 88 от 18.08.98, последняя редакция Список форм первичной документации по части инвентаризации, их использование, заполнение

Первостепенной задачей инвентаризации при замене главы организации (либо ее собственника) является проверка:

  • реального наличия имущества, включая находящегося на ответственном хранении, неучтенного и его остатков (средства, товары, продукция в готовом виде, финансовые и капитальные вложения, нематериальные и другие активы);
  • состояния всех видов финансовых обязательств (резервы, займы, кредиторские и дебиторские обязательства, прочие пассивы);
  • полноты, достоверности соответствующих сведений по бухучету.

Процедура проходит по месту нахождения имущества и требует документального доказательства результатов. Проводит ее уполномоченная на это группа лиц (инвентаризационная комиссия)

Исключение составляет проверка обязательного характера, которая имеет место при ротации кадрового состава (замене главы организации, лиц, несущих материальную ответственность), а также смене собственника (в случае аренды, выкупа либо реализации имущества).

Осуществление обязательной инвентаризации правомерно в день приема-передачи дел от одного руководителя другому. При прекращении деятельности организации сроки привязываются преимущественно к составлению ликвидационного баланса (Методические указания по части инвентаризации, гл. 1, п.1.5 и 1.6 ).

Распоряжение о начале инвентаризации при ротации руководящего состава

Ход обязательной инвентаризационной проверки, ее итоги оформляются согласно требованиям Постановления Федеральной государственной службы статистики РФ №88. Не позже чем за 10 дней дается распоряжение в форме приказа о предстоящей инвентаризации, который надлежащим образом регистрируется в учетном журнале по контролю над исполнением приказов в отношении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Приказ устанавливает:

  • место, сроки исполнения мероприятий (время начала и окончания);
  • основание для инвентаризационного контроля;
  • содержание, объем работ (список реального имущества, финансовых обязательств, которые будут инвентаризировать и т. д.);
  • подобранный состав проверяющих.

Поэтапная инструкция по проведению инвентаризации при ротации руководящего состава

Процедура проходит под патронажем и ведением уполномоченной группы лиц, состав которой утверждается распоряжением руководства организации. В число проверяющих входят:

  • председательствующий (руководитель либо замещающее его лицо);
  • опытные специалисты (финансисты, начальники отделов и т. д.).

Могут включаться в группу проверяющих представители внутреннего аудита и уполномоченные лица независимых организаций. В случае значительного объема предстоящих работ формируются рабочие комиссии, а при их малом количестве процедуру вправе провести ревизионная комиссия.

Стержневые функции уполномоченных лиц - подготовка, обеспечение прохождения процесса, инструктажа, контрольной проверки. Предусмотренные проверкой мероприятия проходят в несколько последовательных этапов.

Этап инвентаризационного контроля Описание действий проверяющих лиц
Издание приказа о начале проверки По , утвержденной Федеральной службой статистики РФ
Подготовка к ревизии Собрание членов комиссии:

руководитель с главным бухгалтером проводит инструктаж,

проверяющим передаются последние приходно-расходные документы с отчетами,

берутся расписки с ответственных лиц о передаче этих документов бухгалтерии и комиссии;

опломбирование помещений, где имеются на хранении ценности и будет проходить инвентаризация,

проверка приборов измерения на исправность

Ревизия реального имущества, финансовых обязательств Ревизия осуществляется путем взвешивания, обмеривания, пересчета, описывания материальных ценностей;

по результатам подготавливаются описи в 2 экземплярах, где принявший имущество руководитель расписывается о его получении, а сдавший - о его передаче ;

сопутствующие оформленные документы (акты обмеров, расчеты и т. д.) закрепляются за описью

Сопоставление информации по описям и бухучету Ключевое требование ревизии - точность, правдивость бухучета и отчетности, вследствие этого при сравнении выявляются несоответствия по сопоставляемой информации и их причины;

обнаруженные несоответствия отображаются в сличительных ведомостях ( , )

Подведение итогов Корректировка обнаруженных несоответствий в бухучете, привлечение виновных к ответственности;

контрольная проверка на предмет правильности порядка проведенной инвентаризации, по итогам которой составляется соответствующий акт с последующей его регистрацией в учетной книге

Пребывание материально-ответственных лиц в местах проверки обязательно. Глава организации как материально ответственное лицо несет все виды ответственности за свои действия. При раскрытии прямого реального ущерба, нанесенного по вине главы организации, последний обязан по требованию учредителей его возместить (ст. 277 ТК РФ ).

Отображение итогов инвентаризационного контроля в бухучете при ротации руководящего состава

Обнаруженные несоответствия между реальным наличием имущества и данными бухучета фиксируются на учетных бухгалтерских счетах. При этом имущественные излишки зачисляют на результаты (для коммерческой структуры) или увеличение прибыли (для некоммерческой структуры).

Утрату, как и порчу имущества, в рамках норм естественной убыли причисляют к прочим расходам, а сверх норм - на счет виновных нарушителей, если они известны, и на прочие расходы, когда нарушители не определены.

Наименование операции Используемые проводки
Отображение излишков имущества ДТ 01 (10, 41,43, 50), КТ 91
Отображение имущественных потерь в рамках норм убыли: ДТ 94, КТ 10 (41, 43) - выявление потерь, списание цены утраченного имущества,

ДТ 20 (25, 26, 44), КТ 94 - списание утраты в рамках норм

Отображение потерь имущества сверх норм естественной прибыли, включая МПЗ, ОС и т. п. ДТ 94, КТ 01 (10,41, 43, 50) - списание цены утраченного имущества,

ДТ 73, 76, КТ 94 - отнесение цены недостачи на счет виновных нарушителей,

ДТ 50 (51, 70), КТ 73 (76) - взыскание размера потерь с виновных,

ДТ 91, КТ 94 - перенос потерь имущества сверх норм на прочие расходы

Список некоторых счетов, применяемых бухгалтерией в проводках:

  • 01 - основные средства;
  • 10 - материалы;
  • 41 - товары;
  • 43 - продукция в готовом виде;
  • 50 - средства в кассе;
  • 73 - расчеты по иным затратам;
  • 91 - прочие затраты и доходы;
  • 94 - утрата по причине порчи имущества.

Обнаруженные во время инвентаризационного контроля излишки и потери имущества отображаются в бухучете по состоянию на дату его прохождения.

Пример 1. Отображение излишек в бухучете по итогам инвентаризации при ротации руководящего состава

При смене руководящего состава ООО «Василек» прошла полная инвентаризация реального имущества и всех видов финансовых обязательств. В результате ревизионной комиссией были раскрыты излишки стройматериалов.

Во время собрания уполномоченных лиц был составлен протокол по итогам проверки, содержащий решение проверяющих. На его основании учетной бухгалтерией отображены излишки при помощи соответствующей проводки: ДТ 10, КТ 91 (учтен избыток стройматериалов согласно результатам инвентаризации).

Пример 2. Отображение в бухучете недостачи по итогам инвентаризации при ротации руководящего состава

По итогам полной инвентаризации при ротации руководящего состава в ООО «Линия» раскрыта утрата стройматериалов сверх норм естественной убыли. Бухгалтерия при учете отображает потерю материалов так: ДТ 94, КТ 10 (обнаружение потери, списание цены утраченных материалов) и ДТ 73, КТ 94 (отнесение суммы потери на виновное лицо).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Можно ли вообще исключить инвентаризацию при замене руководящего состава или не затрагивать при подобной проверке расчеты с покупателями, заказчиками, поставщиками?

Вопрос №2. Как и кем оформляется акт инвентаризации?

Акт содержит итоги контрольной инвентаризационной проверки. Основанием для его составления является опись. Заполненная типовая форма - ОКУД 0504835 - визируется председательствующим и членами комиссии.

Вопрос №3. Можно ли выборочно проводить инвентаризацию при замене руководителя?

В единичных случаях, когда ротация руководящих кадров приходится на начало года, можно. То есть бывший руководитель уволился в самом начале года, а новый в это время вступил в должность. Получается, только что прошла годовая инвентаризация, соответственно, сведения по прошлому году уже имеются. Поэтому допускается инвентаризировать только материальные запасы с денежными средствами.

Вопрос №4. Можно ли вносить исправления в инвентаризационный список учитываемого имущества?

Можно. Ошибку перечеркивают, рядом пишут правильный вариант, заранее оговоренный уполномоченными ответственными лицами. Затем внесенное изменение заверяют подписями члены комиссии. Только тогда исправление будет считаться действительным.

Вопрос №5. Когда инвентаризация признается недействительной или приостанавливается?

Порядок осуществления проверки регламентируется законодательством. Отступление от его норм может стать нарушением порядка и, соответственно, являться основанием приостановки или недействительности всего процесса.

Так, основными причинами признания недействительности проверки могут быть документальное подтверждение отсутствия одного проверяющего или оформление одного экземпляра описи. Считается, что нет оснований для проведения процедуры, когда не утвержден состав комиссии или в распоряжении не указаны сроки по проведению.

Звонок в один клик

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании конкурсного управляющего предпринимателя Курносова Р.Н. (ИНН 613300562986, ОГРНИП 307613308000019) Бахвалова С.В., открытого акционерного общества Коммерческий банк "Центр-Инвест", иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Бахвалова С.В. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года (судьи Щербакова И.Л., Хворых Л.В., Латышева К.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года (судьи Стрекачёв А.Н., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-31357/2009, установил следующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предпринимателя Курносова Р.Н. (далее - должник) в суд обратился ОАО КБ "Центр-Инвест" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Бахвалова С.В. (далее - конкурсный управляющий).

Определением суда от 11 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 ноября 2015 года, заявление удовлетворено в части. Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении инвентаризации имущества должника, признано незаконным.

В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты в части удовлетворенных требований мотивированы следующим. Бахвалов С.В. не провел инвентаризацию имущества должника в течение трех месяцев с момента назначения его конкурсным управляющим. Проведение инвентаризации предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В. не имеет правового значения и не освобождает нового конкурсного управляющего от названной обязанности.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новое решение в данной части.

По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусматривает прямо того, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материального ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие. Должником является предприниматель, который теряет свой статус с момента объявления его банкротом, а гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имуществом гражданина. Конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего. Результаты инвентаризации, проведенные предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В., являются обязательными для Бахвалова С.В. Закон о банкротстве не содержит нормы, регламентирующей сроки проведения инвентаризации имущества должника.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Определением суда от 1 марта 2013 года Мелешко В.Н. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден Передереев С.В.

Определением суда от 30 декабря 2014 года Передереев С.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением суда от 10 марта 2015 года (резолютивная часть от 24 февраля 2015 года) конкурсным управляющим утвержден Бахвалов С.В.

Податель кассационной жалобы не согласен с выводам судов о том, что вновь утвержденный конкурсный управляющий обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника (инвентаризация имущества проведена и у Бахвалова С.В. нет оснований ей не доверять).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно абзацу 4 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являющихся приложением к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Суды правильно истолковали положения статьи 129 Закона о банкротстве как обязывающие вновь назначенного конкурсного управляющего провести инвентаризацию имущества должника (в том числе и когда она уже проводилась, когда должник являлся предпринимателем). Названное соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Кроме того, в ходе банкротства установлено, что у должника имеются доли в ООО "Подсолнух", ООО "Курант" и ООО "Гранит". Данное имущество было выявлено ранее конкурсными управляющими, однако не включено им в отчет ввиду не проведения инвентаризации.

Суды отметили, что конкурсный управляющий три месяца не проводил инвентаризацию. Из позиции управляющего по делу следует, что у него отсутствовало намерение проводить инвентаризацию.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года по делу N А53-31357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Обзор документа

Кредитор должника-ИП обратился в суд с жалобой на бездействие вновь назначенного конкурсного управляющего.

Как указал заявитель, управляющий после его назначения на должность не провел инвентаризацию имущества должника.

Возражая, управляющий сослался на то, что данную инвентаризацию ранее уже проводил прежний конкурсный управляющий.

Закон о банкротстве напрямую не предусматривает, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материально ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие.

В данном деле должником является ИП, который теряет такой статус с момента объявления его банкротом. Гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имущество гражданина. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего.

Поэтому конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию.

Суд округа не согласился с такой позицией и указал следующее.

По Закону о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию.

Согласно требованиям Положения по ведению бухучета и бухотчетности проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Аналогичное правило предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Таким образом, вновь назначенный конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника в т. ч. в случае, если она уже имела место (когда должник еще являлся ИП).

Выполнение такой обязанности соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Руководитель обладает правом выступать представителем учреждения без доверенности, распоряжаться его имуществом, заключать договоры, определять кадровую политику. Он несет персональную ответственность за результаты деятельности организации. Одним словом, выступает в роли единоличного исполнительного органа. Однако руководители, как и все простые смертные, могут быть уволены. А на их место приходят новые начальники. О правовых аспектах смены руководства читайте далее.

Кто принимает решение

Основания для принятия решенияо прекращении трудовых отношений с прежним руководителем и о назначении новогомогут быть самыми разнообразными и устанавливаются как ТК РФ, так и инымифедеральными законами (например, ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 56Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и т. д.). К основаниямотносятся: истечение срока действия трудового договора; инициатива руководящегоработника или работодателя; соглашение сторон; основания, предусмотренные самимтрудовым договором; иные основания.

Решение о назначениируководителя государственного или муниципального учреждения, а также опрекращении его полномочий, принимает орган, осуществляющий функции иполномочия учредителя. Например, в отношении федерального казенного учрежденияв случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, функции и полномочияучредителя осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, в ведении которого находится это учреждение (п. 2 Положения об осуществлениифедеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федеральногоказенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от26.07.2010 № 537).

На основании принятого решения учредитель издаетприказ, а также заключает или прекращает трудовой договор. В некоторых случаяхподлежат обязательному применению типовые формы трудовых договоров, утвержденныев установленном порядке (например, Модельный трудовой договор с руководителемгосударственного казенного учреждения города Москвы (утв. постановлениемправительства Москвы от 01.02.2011 № 20-ПП)).

Приказ учредителя о назначении (увольнении) руководителя является административным актом. Помимо него следует издать кадровые приказы (распоряжения) по учреждению о приеме работника на работу по унифицированной форме № Т-1 и о прекращении (расторжении) трудового договора с работником по форме № Т-8, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Зачастую организациисоставляют приказ о приеме на работу руководителя в произвольной форме, но этоневерно. Как сказано в постановлении Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а,Минфина России от 18.06.1998 № 27н, первичные учетные документы (в т. ч. всфере труда и его оплаты) принимаются к учету, если они составлены поунифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию сМинфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти. Указанное вытекает также из положений ст. 9Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее -Закон о бухгалтерском учете).

При необходимости организация может вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций). При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России форм остаются без изменения. Вносимые поправки должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) учреждения (части 2-3 постановления Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

Кроме издания приказа о приеме на работу (об увольнении), вносятся соответствующие записи в трудовые книжки как увольняемого, так и назначенного руководителя, а также в личные карточки работников по унифицированной форме № Т-2.

Направление уведомлений

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 5Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), вЕдином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имениюридического лица: Ф. И. О., паспортные данные или данные иных документов,удостоверяющих личность, ИНН. При смене руководителя организация должнасообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (ч. 5 ст. 5Закона № 129-ФЗ).

Поскольку на казенныеучреждения не распространяется специальный порядок государственной регистрациинекоммерческих организаций, установленный ст. 13.1 Федерального закона от12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регистрирующим органом дляних является ФНС России или ее территориальные органы (постановлениеПравительства РФ от 30.09.2004 № 506). В иных случаях федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческихорганизаций, является Минюст России (указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313).

Как установлено ч. 2 ст. 17Закона № 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений оюридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительныедокументы, в регистрирующий орган представляется подписанное уполномоченнымлицом заявление по форме № Р14001 (приложение № 4 к постановлению ПравительстваРФ от 19.06.2002 № 439) с заполненным листом «Б» (ч. V Методических разъясненийпо порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрацииюридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@).

Согласно ч. I Методическихразъяснений, заявителем при данном виде регистрации может быть руководительпостоянно действующего исполнительного органа организации или иное лицо,имеющее право без доверенности действовать от ее имени. Возник спор: ктодолжен подписывать заявление по форме № Р14001, - новый или прежнийруководитель.

ФНС России в письме от26.10.2004 № 09-0-10/42231 разъяснила, что при смене руководителяорганизации заявление подается и подписывается лицом, сведения о которомсодержатся в государственном реестре, т. е. прежним руководителем. ВАС РФпризнал указанную точку зрения налоговиков противоречащей действующемузаконодательству. Суд указал, что с момента прекращения уполномоченным органомуправления юридического лица полномочий руководителя последний не вправе бездоверенности действовать от имени юридического лица, в т. ч. подписыватьзаявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличномисполнительном органе (Решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06). Таким образом,заявление подписывает новый руководитель учреждения.

Подлинность подписи уполномоченного лица на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально (п. 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439).

Непредставление,несвоевременное представление или представление недостоверных сведений оюридическом лице (в т. ч. о новом руководителе) в регистрационный орган влечетпредупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб.(ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Документы для внесенияизменений в сведения о юридическом лице, со­держащиеся в ЕГРЮЛ, представляютсяв регистрирующий орган без уплаты государственной пошлины.

Государственная регистрацияосуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрирующий орган. Не позднее одного рабочего дня с моментагосударственной регистрации указанный орган выдает (направляет) заявителюдокумент (свидетельство), подтверждающий факт внесения записи в реестр (ч. 1ст. 8, ч. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Помимо налогового органа, о смене руководителянеобходимо уведомить Федеральное казначейство (его территориальный орган), атакже учреждение Центрального банка РФ, кредитную организацию.

Так, согласно п. 1.9инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (далее - Инструкция № 28-И), вслучае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии банковскогосчета, клиенты обязаны представлять в банк необходимые документы (их копии),подтверждающие изменение данных сведений.

При открытии расчетного счета юридическому лицу в банк должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, а также карточка с образцами подписей (подп. «г», «е» п. 4.1 Инструкции № 28-И). Конкретный срок исполнения клиентом обязанности по представлению документов устанавливается договором банковского счета.

Аналогичные положения содержит Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н, далее – Порядок № 7н).

Направлять уведомления о смене руководителя в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения ФСС РФ, территориальные ФОМС и органы Федеральной службы госстатистики учреждению не нужно. Указанная обязанность возложена на регистрирующий орган (ч. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 19 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438).

О праве подписи

Как разъяснил ВАС РФ в Решенииот 29.05.2006 № 2817/06, законодательство о юридических лицах связываетвозникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа срешением уполномоченного органа управления данного юридического лица (например,с решением учредителя о назначении руководителя). С момента принятия решения унового руководителя возникает право подписи документов, образующихся впроцессе функционирования организации.

В отличие от случаев внесенияизменений в учредительные документы,которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственнойрегистрации (ч. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ), внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями его учредительных документов, носит уведомительный характер.

Соответственно, новый руководитель с момента принятия решения о егоназначении вправе подписывать не только внутренние документы (приказы, распоряжения и т. д.), нои, например, договоры с контрагентами.

Полномочия руководителя определяются не только законодательством, но и учредительными документами юридического лица, а также трудовым договором. Чтобы исключить вероятность возникновения каких-либо вопросов в будущем, можно порекомендовать при разработке устава организации и/или трудового договора с руководящим работником в разделе, посвященном его компетенции, уделить внимание праву подписи.

Пример

В Уставе Государственного казенного учреждения г.Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления«Мосэкопром», утвержденного распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 14.11.2011 №05-14-736/1, сказано, что директор:

  • без доверенности действует отимени учреждения, в т. ч. представляет его интересы, подписывает заключаемыеучреждением государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению засчет бюджетных средств, от имени г. Москвы в пределах доведенных учреждениюлимитов бюджетных обязательств;
  • по согласованию с учредителем утверждает структуруи/или штатное расписание учреждения;
  • утверждает годовуюбухгалтерскую отчетность учреждения и регламентирующие его деятельностьвнутренние документы, издает приказы и распоряжения, дает поручения иуказания, обязательные для исполнения всеми работниками.

Несмотря на вышесказанное, вряде случаев совершить определенные действия для легитимизации подписи новогоруководителя все-таки придется. Речь идет о праве подписи платежных и иныхдокументов при совершении операций по счетам ворганах федерального казначейства и кредитных организациях. В соответствии снормативными правовыми актами право первой подписи таких документов принадлежитруководителю организации-клиента (см. п. 7.5 Инструкции № 28-И, п. 2.24Порядка № 7н). Образец подписи руководителя содержится в карточке образцовподписей, предоставляемой в ОФК или банк при открытии счетов организации.

Например, как установлено п.2.25 Порядка № 7н, при смене руководителя организации-клиента представляетсяновая карточка образцов подписей (приложение № 3 к Порядку № 7н) с образцамиподписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи, заверенная вустановленном порядке. Казначейство (ОФК) не требует предъявлениядоверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписикоторых включены в карточку (п. 2.29 Порядка № 7н). При этом на оборотнойстороне карточки проставляется отметка вышестоящего участника бюджетногопроцесса об удостоверении полномочий и подписей, либо удостоверительная надписьнотариуса о засвидетельствовании подлинности подписей.

Что касается кредитных организаций, то согласно п. 7.14Инструкции № 28-И в случае замены хотя бы одной подписи, изменения фамилии, имени,отчества лица, указанного в карточке, в случае досрочного прекращения илиприостановления полномочий органов управления клиента в соответствии сзаконодательством РФ клиентом представляется новая карточка. В отличие отпроцедуры замены карточки, установленной Порядком № 7н, представление в банкновой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов,подтверждающих полномочия указанных в ней лиц на распоряжение денежнымисредствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющихих личность.

Подлинность собственноручнойподписи лица, наделенного правом первой подписи, может быть засвидетельствовананотариально, либо уполномоченным лицом банка (пп. 7.12-7.13.4 Инструкции №28-И).

Инвентаризация, прием и сдача дел

В соответствии с ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб,причиненный организации.

Для справки

В ч. 3 п. 2.25 Порядка № 7н упоминается ситуация, когда в организации назначен временно исполняющий обязанности руководителя. В этом случае представляется временная карточка образцов подписей, заверенная вышестоящим участником бюджетного процесса или нотариально.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете при смене материально ответственных лиц обязательно проведение инвентаризации в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Инвентаризация являетсяодним из этапов процедуры передачи дел в организации.

Вообще, вопрос о том, нужно ли передавать дела присмене руководства, является спорным. С учетом того, что руководитель, помимополной материальной ответственности, несет ответственность за положение дел вцелом во вверенном его заботам хозяйствующем субъекте, включая организациюбухгалтерского учета, соблюдение законодательства, организацию хранения учетныхдокументов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (см. ч.1 ст. 6, ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете), можно утверждать, чтопередачу дел от сложившего с себя полномочия руководителя к вновь назначенномуосуществлять необходимо.

Так, нормативными правовымиактами министерств и ведомств, регулирующими вопросы статуса гражданскихслужащих, устанавливается их обязанность не позднее дня увольнения сдатьдокументы и материальные ценности по акту (см., например, приказ Роспечати от14.11.2007 № 258.

Пример

Показательным являетсяРегламент Генеральной прокуратуры России (далее - Регламент), утвержденный приказомГенпрокуратуры России от 17.04.2008 № 67. Документ устанавливает, что прием ипередача дел производятся в целях обеспечения преемственности в работе приосвобождении от должности, своевременного ознакомления с обстановкой иповышения ответственности за состояние дел при назначении на должность.Передача дел осуществляется в течение семи календарных дней после изданияприказа о назначении руководящего работника на должность либо освобождении отдолжности по акту приема и сдачи дел и материальных ценностей (п. 11.1Регламента).

В акт приема и сдачи делвносятся сведения: о штатах, их укомплектованности кадрами; об основных(плановых и внеплановых) мероприятиях текущего года, в т. ч. не завершенных кмоменту передачи дел; о состоянии делопроизводства (наличие карточек, книгучета и т. п.); о сохранности документов, в т. ч. содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну, специального хранения и строгой отчетности, законодательныхактов и литературы для служебного пользования; об имеющемся имуществе, и егосостоянии и др. (п. 11.2 Регламента).

Акт составляется в двухэкземплярах, подписывается сдающим и принимающим дела, а также участвовавшими впроцедуре должностными лицами, и передается для утверждения вышестоящемуруководителю.

Помимо нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, обязанность по передаче дел при смене руководителя может устанавливаться учредительными документами (уставом) организации, локальными нормативными актами.