Есть методы правового регулирования диспозитивный и. Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример

Императивный метод

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения ) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности . В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Creep
  • Бородин, Михаил Маркович

Смотреть что такое "Императивный метод" в других словарях:

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

    Метод муниципального права - способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… …

    Императивный или властно-побудительный метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Норма права: понятие

Как уже указывалось ранее, юридическая сфера имеет свой механизм реализации. Его основой являются Но возникает вопрос: что они собой представляют? Нормой права называется правило поведения, в котором закреплены возможности и обязанности людей. Но, как мы понимаем, далеко не все правила могут иметь представленный статус. Чтобы он существовал, норма должна быть официальной. Она должна исходить от государственных органов и признаваться ими. В своей совокупности правила поведения такого рода регулируют разные типы юридических отношений, входящих в ту или иную отрасль.

Признаки норм

Говорить о правиле как об официальной форме проявления права можно лишь в том случае, если оно характеризуется по ряду признаков. То есть норма права является таковой, если ей присущи все особенности данного юридического явления:

  1. Все правила поведения официального характера общие. Иными словами, не существует единого адресата для их действия. Регулируемые нормами права отношения, как правило, типичны и однородны.
  2. Юридические нормы общеобязательны абсолютно для всех.
  3. Официальные правила поведения максимально конкретизированы, что облегчает их употребление в процессе правореализации.
  4. Нормы права фиксируются в официальных нормативных актах. Например, в законах, указах, конституциях и т. п.
  5. Правовая норма является системой, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Виды правовых норм

Следует отметить тот факт, что упомянутое в статье юридическое явление имеет большое количество видовых интерпретаций. Как уже указывалось ранее, существует два противоположных метода правового регулирования. Именно они обуславливают наличие диспозитивных и императивных норм. Но в данном случае как метод, так и правила поведения являются исходными элементами от понятия диспозитивности, которое представляет собой достаточно многогранное явление.

Понятие диспозитивности

В юриспруденции существует множество терминов, расшифровать которые можно несколькими способами. Категория диспозитивности является таким понятием. Долгое время ученые спорили, что же именно характеризует этот термин. На сегодняшний день существует три основных взгляда на проблематику диспозитивности:

  • Прежде всего, данное понятие характеризует один из методов правового регулирования. Он применяется для координирования правоотношений той или иной направленности в рамках каких-либо юридических отраслей. Диспозитивный метод подразумевает наличие свободы у сторон в конкретных ситуациях. Прямой его противоположностью является императивный способ регулирования. В нем четко прописана вся деятельность субъектов правоотношений. При этом они не могут отступать от созданных официальных рамок.
  • Диспозитивная норма права - это еще одна интерпретация одноименного понятия. Такие правила поведения применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений не установили иные принципы своей деятельности. То есть подобные нормы отменяются общим решением субъектов.
  • Существует также принцип диспозитивности. Он присущ гражданской отрасли права. Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.

Таким образом, диспозитивность - это возможность самостоятельного становления собственного правового режима. Чтобы лучше разобраться в особенностях этого явления, необходимо детальнее рассмотреть все его проявления.

Диспозитивный метод: особенности и отрасли использования

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и конкретных средств, при помощи которых общество можно регулировать и направлять. В процессе социального координирования данное явление играет достаточно значимую роль. Благодаря этому право формирует главные социальные устои. Диспозитивный метод в данном случае представляет собой условные рамки, которые люди должны соблюдать. Однако субъекты правоотношений на законных основаниях могут сами определять варианты поведения, которые приемлемы для них в конкретных условиях. Если какие-либо вопросы между сторонами не урегулированы, то за них это делают ранее созданные правовые нормы. Следует отметить, что диспозитивный метод применяется в отраслях частного права. Для него характерно равенство субъектов.

Вид юридических правил диспозитивного характера

Диспозитивная норма права - это, как мы выяснили, правило поведения, которое устанавливает общие тенденции по тому или иному вопросу в конкретных правоотношениях. Иными словами, подобная норма очерчивает лишь примерный сюжет деятельности сторон. Они, в свою очередь, имеют полное право отказаться от выполнения предписаний того или иного правила и создать собственную линию поведения.

Однако отступление от нормы не говорит о том, что стороны полностью вольны в своих действиях. Да, они могут выбирать свои права. Однако должны делать это в рамках, установленных законодательством. Отличным примером диспозитивной нормы является возможность любого человека подать иск в суд. При нарушении прав кто-либо может обращаться в соответствующую инстанцию за защитой, однако не обязан этого делать, если мы говорим о гражданском процессе. Но при реализации данного права лицо должно воспользоваться услугами исключительно судебных органов.

Диспозитивные нормы в разных юридических отраслях

В системе юриспруденции существует большое количество различных сфер регулирования. Все они отличаются по типу правовых отношений, которые непосредственно координируются. Наиболее явными и часто используемыми являются диспозитивные нормы гражданского права. Их существование обусловлено основополагающей идеей равенства сторон, которая представлена в отрасли. Вторым важным фактором можно назвать саму специфику гражданского права. В сферу его ведения входят договорные, обязательственные, наследованные и иные подобные правоотношения. Тут изначально не может быть властного веления. Диспозитивные нормы существуют также в отрасли, которая исходит от основного закона. В данном случае мы говорим о Конституции.

Диспозитивные нормы в конституционном праве - это правила, определяющие возможность субъектов совершать или не совершать определенные действия. К примеру, согласно положениям основного закона РФ, республики имеют возможность устанавливать собственный язык наравне с государственным. То есть отличие диспозитивных норм гражданской отрасли от конституционных состоит в том, что в первом случае субъекты могут лишь принимать или отказываться от конкретных возможностей, а во втором - лично создавать собственный правовой режим.

Императивные и диспозитивные нормы семейного права

Наиболее противоречивой в плане регулирования отношений является отрасль, наиболее тесно связанная с деятельностью людей. Таковой является Метод регулирования в контексте этой сферы проявляется двояко. С одной стороны, появление семейных отношений реально лишь при наличии конкретных оснований, например, заключения брака и т. п. Но если посмотреть на отрасль с иной позиции, то становится понятно, что в ней есть определенная субъективная свобода. К диспозитивным правовым нормам относятся нормы права семейной сферы, затрагивающие вопросы договоренности между субъектами. Отличным примером является юридический режим брачного контракта, при котором стороны определяют рамки своего поведения.

Диспозитивность: принцип

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах - принципах. Диспозитивная норма права - это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов. При этом многие ученые отрицают наличие какой-либо свободы в процессуальной среде. Они утверждают, что это невозможно, так как главным субъектом таких отношений является суд. Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Свобода правоотношений в процессе гражданского типа

Императивные и диспозитивные нормы права в равной мере присутствуют в цивилистической процессуальной деятельности. Однако свобода юридических отношений имеет свое содержание, которое обусловлено следующими аспектами:

  • Исковые требования определяются конкретной стороной.
  • Гражданское дело возбуждается после подачи иска.
  • Кассация и апелляция возможны по воле сторон.
  • Требование о принудительном исполнении акта подается одной из сторон.

Учитывая представленные особенности, можно утверждать, что диспозитивные нормы права, примеры которых существуют в других отраслях, есть и в процессуальной сфере гражданской направленности.

Вывод

Итак, диспозитивная норма права - это правило поведения, допускающее свободу сторон в конкретных правоотношениях. Но в некоторых юридических отраслях наличие вольностей недопустимо, так как это может сказаться на жизнях людей и их неотъемлемых возможностях.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.



Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С.24.

18 Земельное право современной России

ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.



Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

Глава 1. Понятие земельного права 19

ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти - обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

Диспозитивный метод отличается от императивного метода своим координационным характером. В рамках данною метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения.

Как правило, этот метод

связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражение согласованные сторонами их взаимные нрава, обязанности и ответственность. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, и в том числе права гражданского.

Нельзя отрицать, что элементы диспозитивности содержат и административное право, и другие публичные отрасли российской системы права, так же как нельзя не замечать и обратного: гражданское право зачастую прибегает к императивному методу правового регулирования, например, законодательно закрепляя недопустимость ограничения прав потребителя, несмотря на договорное согласование соответствующих положений. И тем не менее именно административное право наиболее часто прибегает к императивному методу правового регулирования отношений, что связано со спецификой его предмета.

Как мы уже говорили, административные отношения - это отношения по управлению, а значит, в них неизменно присутствует субординация субъектов отношений. Д.Н. Бахрах верно отмечает, что администрирование (управление) само по себе предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью1. Такое неравенство естественно и не должно вызывать смущение. Природа публичной власти такова, что государство, регулируя управленческие отношения, сознательно оформляет соответствующим образом юридическое неравенство. А сделать это можно только с применением императивного метода регулирования.

С другой стороны, гражданское право, исходя из своих основных принципов, призвано оформлять отношения юридического равенства

"Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М., 2000, С. 22.

субъектов регулируемых отношений. Для того чтобы в своих их имущественных и личных неимущественных отношениях субъекты чувствовала себя равными, государство применяет метод координации (диспозитивный метод).

Еще по теме Диспозитивный метод правового регулирования:

  1. § 3. ДИСПОЗИТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.

Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

  • – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средств их обеспечения (санкций);
  • – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.

Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.

Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.

В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).

В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.

Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании "правовая энергия" поступает на соответствующий участок общественных отношений не только "сверху", от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.

Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.

Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.

Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.

Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).

Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:

  • – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
  • – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу "дозволено все, что не запрещено". Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.