Оказание юридических услуг есть договор нужен ли акт выполненных работ. Нужны ли "акты выполненных работ"

Просьба уточнить ответ по вопросу № 445426. Обязательно ли подписывать акты об оказании услуг?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.

Если заказчик отказывается платить за оказанные ему по договору услуги, исполнитель вынужден доказывать тот факт, что они были фактически предоставлены (ст. 65 АПК РФ).

Внимание! Необходимо различать случаи, когда требуется доказать «фактическое оказание услуг» и «наличие фактических отношений между сторонами».

В первом случае нужно доказать именно факт предоставления услуг в рамках существующего договора. Иными словами, спор идет только о том, были услуги оказаны или нет, при этом заказчик не оспаривает сам факт заключения договора с исполнителем.

Во втором случае требуется доказать не только факт оказания услуг, но еще и согласие заказчика на то, чтобы услуги ему были оказаны. Это касается споров, в которых заказчик оспаривает само заключение договора с исполнителем.

Для подтверждения наличия между сторонами фактических отношений нужно использовать другие доказательства, чем для подтверждения того, что услуги были фактически оказаны.

Одно только наличие доказательств фактического оказания услуг при отсутствии согласия на их оказание не будет свидетельствовать об обязанности заказчика оплатить эти услуги.

Акт об оказании услуг

Факт оказания услуг исполнителем и их получения заказчиком можно подтвердить актом об оказании услуг. Он должен содержать:

1) сведения о перечне и объеме оказанных услуг. Эта информация должна быть достаточно полной, чтобы исключить возможные споры. Иначе такой акт не будет признан надлежащим доказательством оказания услуг (постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2010 г. № КГ-А40/2431-10 по делу № А40-64974/09-106-459 , определение ВАС РФ от 22 июля 2010 г. № ВАС-9853/10);*

Совет

В акт об оказании услуг целесообразно включать следующую универсальную формулировку.

Пример формулировки пункта об отсутствии претензий к качеству со стороны заказчика в акте об оказании услуг

«Подписанием настоящего акта стороны подтверждают, что услуги, предусмотренные в Договоре возмездного оказания услуг № __ от «___» ______ 20__ г., в ______ (отчетный месяц) 2012 г. исполнителем заказчику оказаны качественно, своевременно, в полном объеме и надлежащим образом. Никаких претензий к исполнителю заказчик не имеет».

2) необходимые реквизиты:

  • название документа («акт об оказании услуг», также возможны наименования «акт сдачи-приемки», «акт приемки-передачи услуг» и т. д.);
  • дата составления акта. Акт должен быть подписан сторонами в срок, который они согласовали в договоре, или в разумный срок после завершения процесса оказания услуг (ст. 314 ГК РФ). Иначе заказчик сможет сослаться на пропуск исполнителем срока оказания услуг (постановление ФАС Московского округа от 30 марта 2011 г. № КГ-А41/2184-11 по делу № А41-20326/10);
  • реквизиты договора, исполнение которого подтверждает акт (наименование, дата, номер);

Будет ли являться доказательством акт, который не содержит ссылку на договор

Такой акт будет подтверждать оказание услуг, но только если между сторонами нет иных договорных отношений по оказанию таких же услуг (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 ноября 2010 г. по делу № А29-13559/2009). В противном случае суд не примет такой акт как доказательство, поскольку не сможет установить, что он относится именно к спорному договору (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2011 г. по делу № А58-4388/10 , ФАС Центрального округа от 4 марта 2010 г. № Ф10-239/10 по делу № А14-2942/2009/79/15).

  • реквизиты сторон договора (фирменное наименование, организационно-правовая форма, ОГРН, ИНН, юридический адрес);
  • данные лиц, подписавших документы (фамилия, имя, отчество, должность, подтверждающие полномочия документы);
  • личные подписи. Если акт подписан лицом, которое не было на это уполномочено, суд не примет такой акт в качестве доказательства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2009 г. по делу № А78-2895/2009 , постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2010 г. оставлено без изменения).

От наличия этих реквизитов зависит, будет ли составленный акт являться подтверждением оказания услуг или нет (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 мая 2009 г. по делу № А53-14323/2008).

Если акт об оказании услуг составлен должным образом и подписан сторонами, то суд признает его достаточным доказательством оказания услуг, и исполнитель сможет потребовать оплаты в силу статей и Гражданского кодекса РФ.*

Пример из практики: суд взыскал с заказчика задолженность по оплате, так как факт оказания услуг был подтвержден подписанными сторонами актами

Между ОАО «Б.» (заказчик) и ООО «Э.» (исполнитель) был подписан договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Услуги были оказаны исполнителем, но не были оплачены заказчиком, что послужило причиной обращения в суд.

Договор был признан незаключенным в связи с несогласованностью его предмета. Однако факт оказания истцом услуг ответчику по передаче электроэнергии был подтвержден подписанными сторонами актами.

Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2010 г. по делу № А10-1382/2008).

Если договором не предусмотрено право исполнителя составлять односторонний акт об оказании услуг, то такой акт не будет надлежащим доказательством оказания услуг (постановление ФАС Уральского округа от 3 июня 2010 г. № Ф09-2895/10-С3 по делу № А71-8466/2009).

Что делать, если заказчик уклоняется от подписания акта об оказании услуг

Исполнитель не вправе в судебном порядке понудить заказчика подписать акт об оказании услуг (постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2011 г. № КГ-А41/3777-11 по делу № А41-27081/10), но суд может признать надлежащими доказательствами акты сдачи-приемки, подписанные исполнителем в одностороннем порядке, если:

  • они были направлены заказчику. Причем это лучше сделать сразу после истечения срока, в который заказчик должен был подписать акт, почтовым отправлением с описью вложения, уведомлением о вручении и с получением почтовой квитанции;
  • заказчик не заявил мотивированный отказ от их подписания.

Примерами такого подхода суда могут служить определения ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. № ВАС-4552/11 и от 22 февраля 2011 г. № ВАС-1520/11 .

Суд также может признать в качестве доказательства акты, подписанные исполнителем и посредником (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 февраля 2010 г. № Ф03-409/2010 по делу № А73-2322/2009).

При отсутствии в договоре условия об обязательном составлении акта суд может признать его составление необязательным (определение ВАС РФ от 23 марта 2011 г. № ВАС-2742/11 ,постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2010 г. по делу № А79-1233/2010). А при наличии других доказательств оказания услуг исполнитель сможет подтвердить фактическое оказание услуг и потребовать от исполнителя оплаты.*

Внимание! Есть и противоположная практика: суд может решить, что исполнитель обязан представить акт об оказании услуг.

Даже если в договоре стороны не предусмотрели условие о составлении акта об оказании услуг, суд может признать данный акт необходимым доказательством факта оказания услуг, которое должен представить исполнитель, чтобы потребовать оплаты в силу статей и Гражданского кодекса РФ. При отсутствии указанного акта исполнитель не сможет потребовать оплаты услуг на основании пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ и взыскания неустойки за просрочку оплаты постатье 330 Гражданского кодекса РФ.

Пример из практики: суд указал, что исполнитель в качестве доказательств факта оказания услуг был обязан представить соответствующий акт, несмотря на то что условие о его составлении отсутствует в договоре

ФАС Московского округа отклонил довод исполнителя об отсутствии в договоре условия, предусматривающего подписание заказчиком актов об оказании услуг. При этом суд указал, что данный довод противоречит положениям главы 39 Гражданского кодекса РФ, и сделал вывод о непредставлении исполнителем бесспорных доказательств, которые бы подтверждали факт оказания услуг (постановление ФАС Московского округа от 2 марта 2010 г. № КГ-А41/14892-09 по делу № А41-9361/09).

Если услуги исполнителем фактически не оказаны, то даже подписанный представителем заказчика акт об оказании услуг не будет являться достаточным доказательством и денежное обязательство не возникнет. Это связано с тем, что суд будет проверять содержащиеся в доказательстве сведения на соответствие действительности (п. 3 ст. 71 АПК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 г. № 17АП-6659/2011-ГК по делу № А50-26154/2010 .

Иные доказательства

Даже если акты об оказании услуг не подписаны заказчиком и договором не предусмотрена возможность составления одностороннего акта, то доказать фактически оказанные услуги можно иными документами.

Пример из практики: суд принял в качестве доказательств оказания услуг составленные в одностороннем порядке документы (книгу приема и сдачи дежурств, акты выполненных работ и счета-фактуры)

Во исполнение договора заказчику были оказаны охранные услуги. Исполнитель в качестве доказательств представил:

  • книгу приема и сдачи дежурств;
  • акты выполненных работ;
  • счета-фактуры.

Довод заказчика о том, что эти документы не подтверждают факт охраны объектов по спорному договору, поскольку составлены в одностороннем порядке, был признан несостоятельным. Суд при этом указал, что неподписание ответчиком актов выполненных работ не освобождает последнего от оплаты фактически оказанных услуг (

Любой бизнес не может обойтись без документооборота – входящие документы от поставщиков, исходящие документы для покупателей, многочисленные внутренние документы, отчетность для сдачи в фонды и налоговую. Отсюда вытекает разумное желание предпринимателя свести к минимуму число документов. А бывают и ситуации, когда составить документ вроде бы и нужно, но нет такой возможности. Поэтому у организаций и ИП, которые оказывают услуги, один из самых частых вопросов – обязателен ли акт оказанных услуг?

Нормы гражданского законодательства

Отношения между юридическими лицами основываются на нормах гражданского законодательства, поэтому в первую очередь давайте обратимся к Гражданскому кодексу. Возмездное оказание услуг регламентировано гл. 39 ГК. Правила этой главы применимы к многочисленным видам договоров – на информационные, консультационные, аудиторские, бухгалтерские, туристические услуги, услуги связи, обучения и т.д.

В этой главе ГК акт об оказании услуг не упоминается. Нет и указания на способ приемки и передачи услуг. Однако в ст.783 ГК сказано, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если они не противоречат гл.39 ГК и особенностям предмета договора оказания услуг.

Поэтому на этом этапе можно сделать вывод, что приемка заказчиком услуг должна быть удостоверена актом или другим документом (п.2 ст.720 ГК). Услуги считаются оказанными в момент подписания акта или другого документа, который свидетельствует об их оказании. Акт составляется обязательно, если это закреплено в качестве одного из условий договора.

Однако особенность ряда услуг в том, что они не оставляют материального результата (например, устное консультирование, чтение лекций), поэтому к оказанию таких услуг порядок приема-передачи результатов работ применить невозможно.

Судебная позиция

К сожалению, единая судебная практика по вопросу обязательного наличия актов об оказании услуг не сложилась. Существуют такие позиции судов:

— требование об обязательном подписании заказчиком и исполнителем акта, подтверждающего оказание услуг, законодательством не установлено (постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 № КА-А41/10338-07, ФАС Поволжского округа от 25.01.2007 № А57-17845/05);

— отсутствие акта не может быть однозначным основанием для вывода о фактическом неоказании услуг (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 № Ф08-7879/07 и от 16.06.2005 № Ф08-2393/05);

— прием результатов оказанных услуг может быть оформлен актом, который подтверждает факт их оказания и принятия заказчиком (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 № Ф08-730/04, Центрального округа от 18.01.2007 № А62-2318/2006)

Показательно мнение, выраженное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П: предмет договора возмездного оказания услуг – это совершение определенных действий или осуществление деятельности, и в понятие предмета договора достижение результата не включено. Это связано с тем, что результат не всегда достижим, в том числе и из-за объективных причин.

С точки зрения Минфина, акт оказанных услуг необходим, если составление его обязательно по гражданскому законодательству или по условиям договора (письма Минфина от 30.04.04г. №04-02-05/1/33, от 13.11.2009г. №03-03-06/1/750, от 20.08.2007г. №03-03-06/1/576). Акт должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» 3402-ФЗ.

Последствия отсутствия акта

Акт оказанных услуг – это не формальность, а документ, который свидетельствует о выполнении сторонами условий договора. Он завершает договорные отношения между заказчиком и исполнителем.

Чем чревато отсутствие подписанного акта оказанных услуг:

— самое вероятное, у заказчика налоговые инспекторы снимут расходы как документально не подтвержденные (п.1 ст.252 НК);

— возможность заказчика обратиться с иском в суд на невыполнение условий договора или ненадлежащее качество услуг, даже если услуги оказаны в полном соответствии с договором.

Таким образом, акты об оказании услуг все же лучше составлять, если есть такая возможность.

Что делать, если заказчик уклоняется от подписания акта? Направьте акты в двух экземплярах по почте ценным письмом с уведомлением. Вложите сопроводительное письмо, в котором:

— уведомите сторону об оказанных услугах;

— попросите подписать второй экземпляр акта и отправить вам.

Обратите внимание: аренда не относится к услугам и составление актов по аренде не требуется.

Что должен содержать счет на оплату покупателю, .

— документ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. Его оформление необходимо во всех случаях, когда производится передача выполненных по договору объектов от исполнителя к заказчику.

Заключение подобного актаважный момент деловых отношений, поскольку с его помощью обосновываются затраты заказчика на произведенные работы, а также определяется качество выполненных работ и их соответствие определенным требованиям.

В акте приемки выполненных работ указываются все пункты, оговоренные устно

Исходя из постановлений ГК РФ, подрядчик и заказчик должны совместно осмотреть принятый к исполнению объект. В случае наличия различных недочетов, изъянов и других несоответствий в принимаемой работе, заказчик должен сообщить об этом исполнителю.

Также эти замечания подлежат отметке в акте выполненных работ. Устранение всех выявленных в этом случае недостатков возлагается на исполнителя.

Как составляется акт сдачи-приемки выполненных работ, вы можете узнать и из видеоматериала:

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ.
Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58

Условия применения норм постановления № 58

Принятие Министерством финансов Республики Беларусь постановления от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее - постановление № 58) обосновано нормой Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), содержащейся в п.6 ст.10 и которой предусмотрено, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Постановлением № 58 установлено, что случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Для применения данных норм необходимо выполнение совокупности следующих условий:

1. Предметом договора должны быть работы и услуги, а не товары, денежные средства или иные объекты. В связи с этим одностороннее составление первичных документов возможно по договорам подряда, перевозки, возмездного оказания услуг и т. п., но не купли-продажи, займа или по лицензионному договору. В одностороннем порядке может быть подписан акт сдачи-приемки выполненных работ (или оказанных услуг), но не акт о приемке-передаче основных средств (или нематериальных активов).

2. Такой порядок должен быть предусмотрен изначально в договоре, заключенном между сторонами в письменной форме. Если одна из сторон настаивает на включении такого условия в текст договора, то его можно считать существенным условием (часть вторая п.1 ст.402 Гражданского кодекса, далее - ГК), поэтому пока стороны не достигнут по поводу его согласия договор считается незаключенным. После вступления в силу постановления № 58 стороны, заинтересованные в применении новшества, могут заключить дополнительное соглашение к ранее подписанным договорам.

3. Обычно стороной, заинтересованной в подписании первичного учетного документа, является подрядчик (исполнитель), так как очень часто обязанность заказчика оплатить результаты работ (услуг) зависит от наличия такого первичного документа. Но нельзя исключать ситуацию, когда заинтересованность будет проявлять заказчик (например, за задержку приемки законодательством (примечание 1) или договором установлена пеня). Вопрос о том, какая из сторон (или сразу обе) вправе составить первичный учетный документ в одностороннем порядке, должен быть зафиксирован в договоре.

4. Договор между подрядчиком и заказчиком должен быть публичным. Это последнее условие существенно сужает сферу применения постановления № 58.

Понятие публичного договора

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.) (п.1 ст.396 ГК). Кроме того, согласно части второй ст.22 Банковского кодекса Республики Беларусь договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках (примечание 2). В значительном числе иных нормативных правовых актов также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных, например:

Договор розничной купли-продажи (п.2 ст.462 ГК) (примечание 3);

Бытового проката (п.3 ст.597 ГК) и бытового подряда (п.2 ст.683 ГК);

Договор перевозки транспортом общего пользования (п.3 ст.743 ГК, часть седьмая п.29 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972);

Складского хранения (п.2 ст.798 ГК);

Хранения вещей в ломбарде (п.1 ст.809 ГК) и камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.813 ГК);

Предоставления услуг гостиниц (п.6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471);

Услуг электросвязи (часть вторая п.4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055).

Приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п.1 ст.396 ГК открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Публичные договоры имеют несколько наиболее важных общих признаков:

1) основной из них - определенный автоматизм при заключении: подрядчик (исполнитель) не только не вправе отказать контрагенту в его заключении, но и не вправе проводить переговоры и определять его условия:

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий (п.2 ст.396 ГК) (примечание 4);

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством (часть вторая п.1 ст.396 ГК);

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (часть первая п.3 ст.396 ГК).

Нарушение любого из этих пунктов подрядчиком (заказчиком) дает право потребителю на судебную защиту в форме понуждения к заключению договора (примечание 5) либо признания ничтожности соответствующего условия заключенного договора;

2) в роли подрядчика (исполнителя) всегда выступает коммерческая организация, а заказчика - чаще всего потребитель - физическое лицо. Впрочем, в некоторых случаях (услуги связи, энергоснабжение, страхование от несчастных случаев на производстве в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» и некоторые другие) публичный договор может заключаться и между двумя юридическими лицами;

3) процедура документального оформления договорных отношений может носить упрощенный характер, так как вторая сторона (потребитель) при заключении таких договоров не идентифицируется (примечание 6):

В устной форме могут заключаться все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п.2 ст.160 ГК);

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п.4 ст.396 ГК). В настоящее время белорусскому законодательству известно более трех десятков форм типовых договоров. Но не все они укладываются в диспозицию п.4 ст.396 ГК, поскольку не все они вытекают из законодательных актов и не все изданы Правительством Республики Беларусь. Например, соответствует формулировке п.4 ст.396 ГК Типовой договор на оказание туристических услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064. Такие типовые договоры могут содержать определенные опции, которые стороны могут заполнить (в том числе от руки), но достаточно проблематично вписать в унифицированные формы условие об одностороннем подписании первичных учетных документов.

Сферы применения норм постановления № 58

Если собрать воедино все условия, при одновременном наличии которых возможно применять постановление № 58, получится, что сфера его применения по большей части ограничена потребительскими договорами на выполнение работ (оказание услуг) длящегося характера, которые заключаются коммерческими организациями изначально в письменной форме, что значительно сужает возможность применения норм п.6 ст.10 Закона № 57-З.

Приведем несколько примеров.

1. Заказчик по договору строительного подряда, как правило, должен приступить к приемке работ в течение 3 дней после получения сообщения подрядчика о готовности к сдаче и выполнить ее за свой счет (пп.1 и 2 ст.708 ГК). Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п.4 ст.708 ГК). Другими словами, одностороннее подписание акта переносит бремя доказывания: не подрядчик должен доказывать их отсутствие, а заказчик - их наличие. Между тем, данная норма ГК фактически дезавуируется постановлением № 58, поскольку договор строительного подряда (равно как договор долевого строительства) не является публичным.

2. Учреждения образования являются некоммерческими организациями (подп.1.21 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Таким образом, счета, акты и иные первичные документы об оказании образовательных услуг (подписание которых на практике очень часто задерживают заказчики) не могут быть подписаны ими в одностороннем порядке.

3. Размещение на сайте исполнителя (подрядчика) определенных правил (условий) оказания услуг и (или) текста публичной оферты (договора присоединения). Согласно им акцептоваться они должны путем подписи клиента на первичном учетном или ином документе, подтверждающем факт оказания услуг. То есть применить постановление № 58 в данном случае проблематично.

Применение постановления № 58 идеально для сферы бытовых услуг. Заказ на бытовую услугу оформляется исполнителем в письменной форме путем составления документа, подтверждающего заказ (п.11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, далее - Правила № 1590). Документ оформляется в письменной форме (за исключением заказа на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых) в виде единого документа в двух экземплярах (либо в одном экземпляре с выдачей заказчику корешка), который должен содержать определенный в Правилах № 1590 перечень условий, но может быть дополнен подрядчиком (исполнителем) и условием о праве одностороннего подписания при сдаче-приемке результата работы (услуги). В этом же или ином, удостоверяющем приемку документе должны отражаться недостатки оказанной бытовой услуги (при их наличии), удостоверенные подписями сторон (п.32 Правил № 1590).

Примечание 1. См. п.84 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Примечание 3. Хотя такой договор является публичным, его предмет - товары, следовательно, постановление № 58 к нему не применимо.

Примечание 4. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело № 133-8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу).

Примечание 5. В судебной практике известны ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело № 264-8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).

Примечание 6. Исключение составляют некоторые достаточно редкие случаи, указанные в ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях. Стоит ли разубеждать счетных работников в необходимости актов?

Алексей Капитанов

В большинстве случаев акты не обязательны…

Случаи, когда гражданское законодательство требует составить акт об исполнении договора можно пересчитать по пальцам. В основном это сделки, объектом которых является недвижимость. Так, акт необходимо оформить при передаче покупателю зданий, сооружений (п. 1 ст. 556 ГК РФ) или предприятия (п. 1 ст. 563 ГК РФ), а также при передаче этих объектов в аренду (п. 1 ст. 655 ГК РФ; ст. 659 ГК РФ). Из сделок, не связанных с передачей вещей, составлять акт или аналогичный документ требуется при приемке работ договору строительного подряда (п.4 ст. 753 ГК РФ). Не возбраняется изготовить такой акт и по «обычному» подрядному контракту (п. 2 ст. 720 ГК РФ), но это уже полностью на усмотрение сторон. В остальных случаях по умолчанию составлять какие-либо документы об исполнении обязательств не требуется.

Именно поэтому коллеги по юридическому цеху искренне недоумевают, когда бухгалтерия в дополнение почти к любому договору требует обязательно оформить акт (передачи имущества, выполненных работ, оказанных услуг). Мол, без этого документа нет оснований для учета хозяйственной операции. Бухгалтеры особенно непреклонны, когда речь заходит об услугах (аудиторских, консультационных и т.п.).

Причина такого поведения счетных работников кроется в правилах, которые действуют в бухучете и налогообложении. Если эти особенности без особой нужды игнорировать, это чревато весьма серьезными осложнениями для работы бухгалтерского подразделения, да и всей компании. В лучшем случае такой подход может закончиться дополнительно затраченным временем на споры с инспекцией.

Проблема кроется в том, что финансисты и налоговики воспринимают акты в качестве первичных документов. Именно эта категория бумаг, является основанием для ведения бухучета (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Вот почему счетных работников не устраивают договоры, а также счета, и счета-фактуры из которых и так можно получить достаточную информацию о совершенной сделке.

Является ли акт первичным документом?

Конечно, на самом деле акт можно признать первичным документом далеко не всегда. Если форма документа предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (например, товарная накладная по форме № ТОРГ-12, которую применяют при передаче товара в торговых операциях; утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) применять нужно именно ее. И никакой другой документ (в том числе акт) ее не заменит. Именно благодаря тому, что для торговых операций предусмотрены унифицированные формы первичных документов, в большинстве случаев бухгалтерии оказывается достаточно накладной. Исключения могут быть, например, когда данные поставщика и покупателя по качеству и количеству товаров разойдутся. В этом случае нужно составить акт по форме № ТОРГ-2 (ТОРГ-3 для импортных товаров).

Другое дело работы или услуги. Общих унифицированных форм для этих видов операций не предусмотрено. Существуют лишь отдельные формы для конкретных ситуаций. Например, при приемке строительных работ (напомним, что составлять акт в таком случае обязательно) нужно применять формы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 (Формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат и т.д.).

А что делать, если выполнены работы или оказаны услуги, для которых не предусмотрено унифицированных форм? Ведь первичный документ надо составить и в этом случае. Тут Закон о бухучете обязывает компанию самостоятельно составить документ, реквизиты которого должны удовлетворять требованиям, о которых сказано в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. «Первичные учетные документы, <…> должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
Именно акт выполненных работ и услуг, содержащий эти реквизиты и сыграет роль столь важного учетного документа. Впрочем, компания может дать документу и другое название. Кстати в Минфине и не настаивают, чтобы он именовался именно актом (письмо Минфина России 30.04.04 № 04-02-05/1/33).

Но кроме чисто бухгалтерских резонов, в пользу составления актов есть еще один, и не менее существенный: налоговый.

«Необязательные» акты и налог на прибыль

По дате дата подписания акта приемки передачи имущества (работ услуг) в налоговом учете определяют дату признания доходов от безвозмездно полученного имущества (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ), и материальных расходов на работы и услуги производственного характера (п.2 ст. 272 НК РФ).

СПРАВКА. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Если не составить акт, возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы. А значит у налоговиков появится повод выдвинуть собственную (разумеется, не в пользу компании) версию и на ее основании доначислить пени и, возможно, штрафы за несвоевременное отражение в учете хозяйственных операций.

«Если не составить акт, у бухгалтерии возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы»

На наш взгляд, стоит соотнести трудозатраты на составление акта и на судебную тяжбу. Особенно если учесть, что такой вариант весьма вероятно будет сопряжен с необходимостью возврата из бюджета недоимки пени и санкций, которые налоговики не преминут списать в бесспорном порядке, пользуясь новой редакцией части первой Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2007 года (в ред. Федерального закона от 22.07.06 № 137-ФЗ).

Ежемесячные акты при аренде не нужны

Устремления бухгалтерских работников непременно составить акт на работы или услуги не лишены оснований. Но у проблемы есть еще один аспект: надо ли составлять промежуточные акты по длящимся услугам? То есть когда исполнитель непрерывно оказывает услуги в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов)? Классический пример – аренда помещений (чиновники считают, что для целей налогообложения аренда является услугой). Особенно бдительные бухгалтеры считают, что без таких актов у компании могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов по найму помещений. Причина осторожности бухгалтеров заключается в том, что иногда чиновники позволяют себе давать весьма сомнительные разъяснения о том, что такие акты необходимы (письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-03-04/1/505).

Тут вы можете успокоить работников бухгалтерии. Арендным расходам компании ничего не угрожает и без ежемесячного оформления услуг. Сейчас чиновники, к счастью, отказались от позиции, которую мы упомянули выше. И считают что для учета расходов по аренде достаточно договора аренды, акта приема-передачи имущества, счетов и платежных поручений (письмо Минфина России от 09.11.06 № 03-03-04/1/742). С этой точкой зрения согласны и в налоговом ведомстве (письмо ФНС России от 05.09.05 № 02-1-07/81). И ожидать серьезных осложнений от того, что чиновники вновь изменят свою точку зрения не приходится. Ведь на самом деле аренда не является услугой ни в гражданском ни в налоговом праве. В ГК РФ договоры аренды и возмездного оказания услуг регулируются разными и не связанными друг с другом главами. А в налоговом кодексе термин аренда не подпадает под определение услуги для целей налогообложения п. 5 ст. 38 НК РФ): деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются

в процессе ее осуществления. При аренде потребности арендатора удовлетворяются за счет пользования чужой вещью (материальным объектом), а не за счет деятельности арендодателя.