Учреждения по уходу и присмотру за детьми. Присмотр и уход за дошкольниками

Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования ( (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются .

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 ).

    ДЛЯ СПРАВКИ

    В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

    В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

    В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ().

Также в образовательной организации могут формироваться:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 ).

Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

Таблица. Распространение требований документов на дошкольные группы

Вид группы СанПиН № 1 СанПиН №2
Группы, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования:
  • общеразвивающей направленности
  • компенсирующей направленности
  • комбинированной направленности
Распространяется
Группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей не определяет , а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Обоими документами устанавливается, что количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади не менее 2 кв. м в игровой комнате на одного ребенка , фактически находящегося в группе. Однако СанПиН № 2 определяет еще и количество детей в группах раннего возраста (до трех лет) – на каждого такого ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади игровой комнаты.

На основании вышеуказанных положений можно выделить три самых существенных различия между СанПиН № 1 и СанПиН № 2:

  • первый распространяется на дошкольные группы, размещенные исключительно в жилых помещениях. Отметим, что для размещения детей в жилом доме необходимо, чтобы он соответствовал требованиям не только СанПиН № 1, но и ;
  • СанПиН № 2 распространяется на группы, в которых осуществляется реализация образовательных программ дошкольного образования, а СанПиН № 1, помимо таких групп, еще и на группы по присмотру, уходу и развитию (в том числе семейные дошкольные группы);
  • максимальный возраст принимаемых в организации (группы) детей: в СанПиН № 1 – восемь лет, в СанПиН № 2 – семь.

Что касается минимального возраста принимаемых в группы детей, то отсутствие прямого указания на него в при упоминании в детей в возрасте от года создает, на наш взгляд, неясность – с какого возраста детей можно отдавать в такие группы: только по достижении ими одного года, либо с двух месяцев (с момента, когда по закону об образовании может начинаться получение детьми дошкольного образования), либо вообще с рождения (в случае осуществления присмотра и ухода, а не реализации образовательной программы).

Одной из главных преследуемых целей, как нам кажется, является решение проблемы очередей в детские сады за счет создания дошкольных групп в жилых помещениях и увеличение количества таких учреждений, как семейные детские сады (семейные группы). По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Бориса Альтшулера , данный документ создает предпосылки для существенного увеличения последних, что позволит полностью разрешить проблему очередей в детские сады. Однако член ОП РФ подчеркивает: для того чтобы такие группы внедрились в массовом масштабе, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить подзаконные акты, детально регламентирующие деятельность детского сада по работе с "удаленными" его подразделениями – надомными дошкольными группами, в частности порядок финансирования, урегулирование надомного труда воспитателей, порядок организации дошкольного образования специалистами детского сада, вопросы доставки детей из групп в головной детский сад для проведения занятий, медосмотров и для участия в праздниках, допустимое количество надомных "филиалов" и числа детей в них. Также Борис Альтшулер отмечает необходимость разработки и внедрения программы подготовки будущих воспитателей надомных групп продолжительностью четыре-пять месяцев.

Нехватка мест в детских садах является действительно очень острой и обсуждаемой проблемой. фактически разрешил спорный вопрос о том, можно ли размещать детские сады в жилых домах и если можно, то какие требования к ним предъявляются. Теперь, как нам представляется, логично будет регламентировать порядок функционирования таких учреждений и требования к их персоналу.

Открыть детский сад для получения постоянной прибыли желает практически каждый 10 бизнесмен, который ранее уже успел удачно вести другие виды деятельности и теперь решил испытать свои силы в новой для него сфере. Конечно, везде хочется получать прибыль, при этом используя на расходы минимум средств. С открытием детского сада сэкономить можно, если применить для отражения деятельности 88.91 ОКВЭД, расшифровка так и гласит, что деятельность имеет отношение к предоставлению услуг в виде ухода за детьми в дневное время.

Конечно, открытие детского центра требует много сил и внимания. Ведь для того, чтоб можно было заниматься деятельностью, отражаемой ОКВЭД 88.91, следует собрать множество документов. Любое детское учреждение, требует наличия ряда разрешительных документов.

Как избежать лицензирования?

Конечно, с лицензией редко кто по собственному желанию хочет связываться. Это относится и к ситуации с открытием детского центра. Да, без опытных педагогов деятельность вести такого плана не получится, но это не значит, что избежать получения лицензии нельзя. На самом деле получение лицензии не требуется, если предприниматель будет вести деятельность, исключительно относящуюся к ОКВЭД 88.91. То есть если он имеет педагогическое образование и планирует ведение деятельности самостоятельно, то лицензию получать не обязательно.

В ситуации, если предприниматель желает, чтобы в открывающемся им детском центре работали педагоги с лицензией, то осуществить это можно только при получении лицензии и заключении с педагогами трудового договора. Следует заметить, что если ведение деятельности, отражаемой кодом 88.91, планируется осуществлять на постоянной основе, то между предпринимателем и педагогами должен быть оформлен договор на оказание услуг.

Сам или вместе с коллективом

Как бы ни хотелось, но самостоятельно заниматься развитием детского центра невозможно. Поэтому чаще всего еще до регистрирования такого вида деятельности предприниматель начинает активный поиск лицензированных педагогов. При регистрации и указании деятельности следует быть готовым и к оплате налогов. В большинстве случаев многие предприниматели отдают предпочтение ЕНВД. В числе достоинств налогового режима присутствует и фиксированная величина налога.

Но даже в случае с открытием детского центра, где будут предоставляться услуги в виде дневного ухода за детьми, высчитанная величина налога налоговым органом будет весьма привлекательной в сравнении с другими видами налогообложения. Конечно, не стоит забывать и о присутствующих критериях, применяемых в получении ЕНВД.

Поэтому при решении открыть детский центр следует, в первую очередь, решить, выгоден ли в этом случае ЕНВД, и если да, то следует однозначно выбирать ОКВЭД 88.91. На данный момент он является одним из немногих кодов, позволяющих пользоваться этим режимом и при непосредственной деятельности самого предпринимателя педагога избежать лицензирования.

О. Марова
эксперт журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с п. 2 ст. 65 Закона об образовании за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей, и ее размер. Что понимается под присмотром и уходом за детьми? Как рассчитывается взимаемая плата? Для всех ли она одинакова? Как правильно вести ее учет? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Что подразумевается под присмотром и уходом за детьми?

Согласно п. 34 ст. 2 Закона об образовании присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данную деятельность осуществляют дошкольные образовательные организации.

Законом об образовании разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.

В соответствии с пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своей сути являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Иными словами, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.

Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Родительская плата за присмотр и уход за детьми

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в нее не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (п. 4 ст. 65 Закона об образовании).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, отнесено к полномочиям этих субъектов (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона об образовании).

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

– установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);

– при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать данную плату с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65);

– установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65);

– в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы – на второго ребенка, не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (п. 5 ст. 65).

Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184‑ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ).

Кроме этого, образовательные организации обязаны обеспечить открытость документа об установлении размера платы за услуги по присмотру и уходу за детьми. Такой документ должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (ст. 29 и 65 Закона об образовании).

Начисление и учет родительской платы

Положения о размере родительской платы, а также периодичности и способе ее внесения должны быть прописаны в договоре об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми. Она начисляется за фактически оказанные услуги. Их учет ведется в табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), форма которого утверждена Приказом № 52н . Данный документ заполняется на каждую группу воспитанников. Дни посещения ребенком учреждения в нем не отмечаются, а дни пропусков обозначаются в соответствующей графе буквой «Н». Выходные дни следует пометить буквой «В». По каждому ребенку дни посещений и непосещений подсчитываются и проставляются в соответствующих графах табеля. Табель должен быть подписан ответственным за его ведение лицом (воспитателем) и руководителем учреждения. На основании заполненного табеля производится расчет размера родительской платы.

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к собственным доходом учреждения. В силу п. 21 Инструкции № 157н такие доходы учитываются по КВФО 2. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, их следует относить на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по начислению и поступлению родительской платы отражаются в соответствии с Инструкцией № 183н . Начисление родительской платы отражается так:

Дебет счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Отражение в учете поступления родительской платы на счета учреждения будет зависеть от способов ее внесения.

Обычное поступление наличных денежных средств в кассу автономного учреждения отражается по дебету счета 2 201 34 000 «Касса» и кредиту счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

Другой способ оплаты, в настоящее время приобретающий все большую популярность, – это внесение платежа с помощью банковской карты через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.

Для установки терминала и приема платежей по картам учреждение заключает договор эквайринга с определенной кредитной организацией (банком). Порядок проведения таких расчетов регламентирован Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 № 266‑П.

Напомним, что, помимо чека платежного терминала, выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности – квитанция (ф. 0504510). На них должна присутствовать запись о том, что произведен безналичный расчет.

В бухгалтерском учете проведение операций по приему платежей с использованием расчетной банковской карты получателя услуг, через платежный терминал, установленный в кассе образовательного учреждения, отражается следующим образом:

Такие корреспонденции счетов указаны в Инструкции № 183н в соответствии с изменениями, внесенными в нее Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н. В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте. Ранее аналогичные бухгалтерские записи были предложены в Письме Минфина РФ от 16.10.2014 № 02‑07‑10/52197.

Рассмотрим пример начисления и поступления родительской платы.

Автономное МДОУ «Светлячок» работает пять дней в неделю. В средней группе – 15 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 2 000 руб. за полный месяц. В феврале 2016 года 20 рабочих дней.

В табеле учета посещаемости детей отражены следующие данные:

Фамилия, имя ребенка

Пропущено дней

Дни посещения, подлежащие оплате

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

Ребенок 6

Ребенок 7

Ребенок 8

Ребенок 9

Ребенок 10

Ребенок 11

Ребенок 12

Ребенок 13

Ребенок 14

Ребенок 15

Всего пропущено детьми 15 дней (5 + 5 + 5). Дней, подлежащих оплате, – 285 ((15 дет. х 20 дн.) - 15 дн.). Стоимость одного дня посещения ДОУ в феврале составит 100 руб. (2 000 руб. / 20 дн.). Всего родительской платы начислено 28 500 руб. (285 дн. х 100 руб.).

Часть родительской платы внесена родителями через платежный терминал в кассе учреждения (20 000 руб.), другая часть (8 500 руб.) – наличными в кассу, которые перечислены на лицевой счет в казначействе.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

Сумма, руб.

Начислена родительская плата за февраль

Родительская плата поступила в кассу учреждения

Родительская плата из кассы внесена на лицевой счет учреждения

Родительская плата внесена через платежный терминал

Поступили денежные средства на лицевой счет

Налог на прибыль с доходов от родительской платы

С 1 января 2016 года образовательные учреждения в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль, помимо доходов от осуществления образовательной деятельности, вправе учитывать доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми. Соответствующие изменения внесены в ст. 284.1 НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ.

Ранее данного вопроса в своих разъяснениях часто касались Минфин и ФНС (одни из последних документов – письма Минфина РФ от 06.04.2015 № 03‑03‑10/19184 и ФНС РФ от 01.07.2015 № ГД-4-3/11408@). В них говорилось, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе присмотр и уход за детьми на штатной основе, оказывают родителям услугу.

В связи с этим родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг (собственными доходами учреждения) и подлежит обложению налогом на прибыль.

Расходы, производимые дошкольными образовательными учреждениями за счет родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, учитываются для целей налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При равенстве доходов и расходов налоговая база будет равна нулю.

Финансовое и налоговое ведомства разъясняли, что условием применения налоговой ставки 0% является наличие у организации доходов от осуществления образовательной деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, в размере не менее 90% ее доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы, а также должны соблюдаться иные условия, предусмотренные ст. 284.1 НК РФ, в частности, по наличию соответствующих лицензий, численности работников организации, квалификационным требованиям к ним, отсутствию операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

При выполнении данных условий образовательная организация вправе применять ставку по налогу на прибыль 0% в порядке, предусмотренном ст. 284.1 НК РФ.

По их мнению, дошкольные учреждения к доходам в виде платы за ведение образовательной деятельности могут применять нулевую ставку. Однако услуги по уходу и присмотру за детьми к образовательной деятельности в силу Закона об образовании не относятся.

В связи с внесением в ст. 284.1 НК РФ изменений данная несправедливость устранена, и услуги образовательных учреждений по присмотру и уходу за детьми теперь тоже подпадают под действие поименованной статьи.

Услуги по присмотру и уходу за детьми, оказываемые дошкольными образовательными учреждениями, не относятся к образовательным услугам и предоставляются за плату. Стоимость услуг рассчитывается исходя из нормативных затрат на приобретение продуктов питания и расходных материалов, используемых при оказании данных услуг. Она оговаривается в соответствующем договоре. По факту размер родительской платы рассчитывается на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608). Отдельным категориям семей с детьми могут предоставляться льготы или освобождение от платы за присмотр и уход за детьми. Родительская плата, внесенная за присмотр и уход за детьми, относится к собственным доходам образовательного учреждения и подлежит обложению налогом на прибыль. С 1 января 2016 года к этим доходам может быть применена нулевая ставка по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.