Новая форма декларации соответствия условий труда. Что такое уточненная декларация соут? Декларирование рабочих мест по соут: кому надо сдать и сроки

Декларация соответствия условий труда оформляется по итогам СОУТ. Этот документ в обязательном порядке нужно предоставить в Государственную инспекцию по труду. Узнайте, как его оформить, скачайте образец и бланк.

Читайте в статье:

Подача декларации по СОУТ в инспекцию по труду

Подавать данный документ должен руководитель любого предприятия, в котором прошла СОУТ. Согласно требованиям законодательства, подготовка его следует сразу за утверждением отчета о проведении специальной оценки. Напоминаем, что спецоценка на всех предприятиях должна быть проведена до конца 2018 года.

Работодатель декларирует, что у него есть рабочие места, соответствующие требованиям ОТ, которые установлены государством. Если этого не сделать, то компания рискует получить штраф до 80 тысяч рублей за первое нарушение и до 200 тысяч, если нарушение повторится. Дело может дойти даже до приостановления деятельности организации на 90 дней, что повлечет за собой немалые убытки.

Помимо этого, декларирование условий на рабочих местах открывает возможности для снижения объема отчислений на страховые взносы. Документ подается в орган ГИТ, который расположен по месту нахождения вашей организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Как подать декларацию в ГИТ по СОУТ? Вы можете выбрать удобную вам форму подачи.

Государственная инспекция принимает документы:

  • лично, в бумажном виде;
  • по почте, с описью и уведомлением о вручении;
  • в электронном виде на официальном сайте ГИТ с обязательной электронной цифровой подписью.

Реестр деклараций соответствия условий труда Роструда

Для того чтобы эффективно отслеживать соблюдение требований ОТ на предприятиях, Федеральная служба по труду и занятости сформировала соответствующий реестр. Поступившие данные по декларированию вносятся в эту базу в течение 15 дней после подачи.

В случае выявления недостоверных сведений, указанных в документе, в течение 5 рабочих дней его действие может быть отменено. Все данные реестра являются открытыми. Вы можете найти их на официальном сайте Роструда .

Декларация соответствия условий труда – образец заполнения 2018

При заполнении важно сверяться с нормами, прописанными в и . Нужно указать:

  • название организации (полное или сокращенное), либо ФИО индивидуального предпринимателя;
  • данные руководителя организации;
  • адрес организации из уставных документов и все коды (ИНН, ОГРН и так далее);
  • при указании данных о рабочих местах в филиале, действующем без образования юридического лица, следует написать адрес основного подразделения организации;
  • полный перечень декларируемых рабочих мест с соответствующими кодами специальностей;
  • общее количество сотрудников;
  • индивидуальные номера рабочих мест, как в картах СОУТ;
  • все нужно пометить буквой «А»;
  • итоги спецоценки;
  • реквизиты экспертного заключения и ФИО эксперта.

На какие рабочие места подается декларация соответствия условий труда

До 1 мая 2016 года декларированию подлежали только рабочие места с безопасными условиями, без . Даже в обыкновенном офисе это большая редкость, поэтому в дальнейшем этот перечень был расширен. Теперь при декларировании нужно учитывать и места с оптимальными и допустимыми условиями.

Сопроводительное письмо в ГИТ по результатам СОУТ

Помимо самой декларации, следует подготовить сопроводительное письмо в Рострудинспекцию. Этот короткий документ нужно составить на фирменном бланке организации с номером, с подписью руководителя и печатью. Письмо направляется на имя начальника соответствующего ГИТ.

Задача письма – уведомить орган трудовой инспекции о том, какой именно документ вы направляете. Это поможет избежать проволочек и т.п. Ниже вы можете скачать образец письма. Написать его нужно по обычной форме, принятой для деловой переписки.

В течение какого срока действительна декларация соответствия условий труда

Срок действия, при условии правильного оформления, составляет 5 лет. Возможно продление действия на такой же срок, если не было зафиксировано ни одного несчастного случая или профессионального заболевания.

Однако расслабляться не стоит. Достаточно одного чрезвычайного происшествия, которое потребует проведения внеплановой спецоценки , и документ будет аннулирован.

Срок подачи декларации соответствия условий труда

Из приказа № 80н следует, что срок подачи составляет 30 рабочих дней после того, как был утвержден отчет о проведении спецоценки. Важно не нарушать эти временные рамки, чтобы избежать штрафов.

Вне зависимости от способа подачи ГИТ должен проверить представленные данные в течение 10 рабочих дней. Если претензий не возникнет, то декларацию по спецоценке условий труда принимают и регистрируют. Если же в ГИТ будут выявлены ошибки, то её вернут на доработку.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Собрание законодательства Российской федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее – декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ “О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2512) по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512), работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по утвержденной настоящим приказом форме с включением в нее данных рабочих мест.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр М.ТОПИЛИН

Приложение №1

Форма декларации

Приложение N 2

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

(в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512).

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, предусмотренной приложением N 1.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДЕКЛАРАЦИЙ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

(в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н)

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, когда у работников выявлены профессиональные заболевания, при условии, что причиной таких несчастных случаев и профессиональных заболеваний явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, явившихся основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014.

Действует с 08.06.2014.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"

Приложение N 2
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.

Каждый специалист по охране труда, профессионал своего дела, знает, что проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) включает в себя ряд важных этапов. Одним из таких этапов является оформление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Что это за документ? Это документ, подтверждающий либо отсутствие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ) на рабочем месте, либо присутствие ВОПФ в оптимальных или допустимых пределах (классы условий труда 1 или 2).
Какой НПА регламентирует процедуру оформления декларации?
Регламентирующий НПА - Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда». Когда документ был выпущен в 2014 году, то декларированию подлежали лишь рабочие места с отсутствием идентифицированных ВОПФ. В мае 2016 года в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» были внесены изменения . Рабочие места при наличии оптимального или допустимого класса условий труда также стали подлежать декларированию. В конце 2016 года Приказом Минтруда России от 14.11.2016 N 642н была изменена и форма декларации.
Как и всегда, есть нюансы. Так, например, из перечня рабочих мест при оформлении декларации исключаются рабочие места, указанные в ч. 6 ст.10 ФЗ «О специальной оценке условий труда" , в отношении которых идентификация ВОПФ не проводится:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Как правильно заполнить декларацию? Минтруд в письме № 15-1/В-724 от 23.06.2014 г. разъяснил как заполнять форму декларации. Декларация подается работодателем, поэтому в начале формы необходимо указывать полное наименование юридического лица и его фактический адрес в соответствии с уставными документами. В поле описания рабочих мест - наименование должности, профессия или специальность работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте, а также численность занятых на нем работников указываются согласно данным карты специальной оценки условий труда данного рабочего места. Индивидуальный номер рабочего места указан в первой графе Перечня рабочих мест, на которых проводилась СОУТ. Аналогичные рабоче места в числе декларируемых обозначаются порядковыми номерами с добавлением прописной буквы "А" в соответствии с данными четвертой графы Перечня. Акцентируется внимание и на заполнение графы "Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда". В ней необходимо указать фамилию и инициалы выполнившего идентификацию ВОПФ эксперта, организации, проводившей специальную оценку условий труда, а также дату и номер заключения указанного эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.
Как, куда, в какой срок, а главное, зачем подавать декларацию соответствия условий труда?
Декларация, заполненная по требуемой форме, подается работодателем или его представителем лично в государственную инспекцию труда по месту нахождения организации. Также возможно направить по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В электронном виде декларацию можно подать при наличии квалифицированной электронной подписи у работодателя. Данные вносятся на официальный интернет-сайт Федеральной службы по труду и занятости.
Заполняется одна декларация на все рабочие места в 2-х экземплярах. В пакет документов к декларации включаются также сопроводительное письмо в 2-х экземплярах, заверенные копии титульного листа отчета о проведении СОУТ, сведений об организации, проводящей СОУТ, заключения эксперта (при наличии). Некоторые региональные ГИТ требуют также диск с декларацией в электронной форме в формате docx.
Срок подачи - не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Следует отметить, что уточненную декларацию следует подавать на все рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, выявленными в ходе СОУТ даже до вступления в силу изменений к 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 01.05.2016 г. Потому как в тексте изменений к ФЗ сказано, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Отказать в принятии декларации ГИТ может лишь при несоответствии её формы. Отказ оформляется в 10-дневный срок после получения инспекцией труда декларации. Если по окончании этого срока на предприятие не приходит никакого уведомления об отказе, то значит декларация принята.
Срок действия декларации – 5 лет. Если в период этого срока на рабочем месте произойдет несчастный случай или у работника выявится профзаболевание - действующая декларация на это рабочее место «сгорит». К тому же при выявлении нарушений государственных требований охраны труда работником или на его рабочем месте при проверках ГИТ декларация также прекратит своё действие. В этих случаях понадобится проводить внеплановую СОУТ. При отсутствии данных условий декларация продляется на следующие 5 лет. Таким образом, декларирование рабочих мест позволяет экономить время и деньги предприятия при проведении СОУТ.
Где представлен перечень всех поданных деклараций? Все декларации хранятся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в реестре деклараций соответствия условий труда. Реестр ведет инспекция по труду. Более подробно о плюсах и минусах ведения реестра мы расскажем в следующей публикации.