Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.). Отсрочка и рассрочка уплаты госпошлины

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можно уменьшить, рассрочить или отсрочить платеж, согласно статье 90 ГПК РФ. Сумма задолженности может быть выплачена единовременно или поэтапно. Такое право имеют как физические лица, так и организации — при наличии определенных оснований. Это делается в судебном порядке по запросу налогоплательщика. Предлагаем разобраться, что такое рассрочка и отсрочка с точки зрения ГПК РФ.

Под рассрочкой понимается возможность уплаты госпошлины не единовременно, а по частям. Размер платежей, их периодичность и порядок внесения определяется судом.

Отсрочка уплаты госпошлины — возможность внести сумму платежа через определенный промежуток времени после совершения процессуального действия судом. Подразделяется на два вида:

  1. Отсрочка на определенный период времени. Это либо установленный срок, либо отсрочка до конкретной даты. (Пример: «отсрочка на 30 дней» или «отсрочка до 20 июля 2016 г.»)
  2. Отсрочка до наступления конкретного юридического факта. Обычно этим фактом становится вынесение судебного решения по рассматриваемому делу.

Отметим также некоторые особенности предоставления рассрочки и отсрочки:

  • Срок уплаты налога может быть изменен не более, чем на один год.
  • В течение периода рассрочки/отсрочки не начисляются проценты на сумму госпошлины.
  • Если решение судьи не устраивает — в течение 10-ти дней можно подать .

В некоторых случаях возможно также уменьшение размера госпошлины. О предоставлении льгот свидетельствует . Это определяется судом в индивидуальном порядке и зависит от материального положения налогоплательщика.

Главной причиной для отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины является тяжелое имущественное положение лица. Это нужно доказать, приложив к ходатайству соответствующие справки и другие документы. И возможно это в случае, когда есть одно из оснований:

  • Причинение ущерба. Это могут быть последствия стихийных бедствий, катастроф и другие тяжелые обстоятельства.
  • Задержка выплат. Актуально, когда речь идет о финансировании лица из бюджета, а также об оплате госзаказа, который был выполнен.
  • Угроза банкротства. Если возникает ситуация, при которой своевременная уплата налога может привести к банкротству — будет утверждено мировое соглашение или график погашения задолженности. Решается арбитражным судом.
  • Тяжелое имущественное положение. Когда человек не в состоянии выплатить налог.
  • Сезонный характер производства/реализации товара, оказания услуг. Перечень отраслей и видов деятельности определен Правительством.
  • Определенные таможенные условия. Могут возникнуть основания, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Определяется соответствующим законодательством.

Итак, если имеется одно из вышеуказанных оснований — можно ходатайствовать.

Новая редакция Ст. 333.41 НК РФ

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Комментарий к Статье 333.41 НК РФ

Арбитражный суд по ходатайству истца, заявителя может предоставить ему отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который представлена отсрочка или рассрочка, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она была предоставлена.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" (далее - Постановление) ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Кроме того, в Постановлении приведены основные требования к ходатайству об отсрочке уплаты государственной пошлины, в частности, указано, что в нем должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

Другой комментарий к Ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации

Физические лица и организации имеют право на отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться по всем категориям юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию прав, государственными органами или должностными лицами, уполномоченными главой 25.3 НК совершать такие действия (см., например, письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-05-04-03/29).

Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Текст статьи 90 ГПК РФ в новой редакции.

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

N 138-ФЗ, ГПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 90 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.

Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Отсрочка бывает двух видов:

На конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) - например, "на 30 дней со дня возбуждения производства по делу", "до 30 января с.г.";

До наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

Следующий комментарий к статье 90 ГПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 90 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины урегулированы ст. 333.41 НК РФ. Согласно закрепленным здесь правовым положениям отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.

2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

3. При рассмотрении заявлений об освобождении от уплаты в доход государства судебных расходов необходимо индивидуально подходить к определению материального положения сторон, учитывая требования о возможности отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату судебных расходов, взыскиваемых в доход государства.

4. См. также комментарий к ст. 89 ГПК РФ.

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".