Не является препятствием. Объезд препятствия с выездом на встречную полосу

Неоднозначные дорожные ситуации — это не редкость, о чём знает каждый водитель. Один из наиболее актуальных моментов такого рода — объезд препятствия через сплошную. Нередко в подобных ситуациях приходится выезжать на встречную полосу движения. Но допустимо ли подобное нарушение актуальных ПДД? Говорят, можно получить серьёзный штраф за пересечение разметки в виде сплошных линий.

Каждому, кто берётся за управление авто, необходимо знать, как правильно действовать при таком стечении обстоятельств.

Понятие объезда

В соответствии с действующими правилами, под объездом принято понимать совершение определённого манёвра , требующего покинуть полосу движения транспортным средством по причине наличия на ней некого препятствия.

Причём препятствие трактуется как некий объект, который находится непосредственно на проезжей части, сохраняя неподвижное положение, если он исключает возможность движения по определённой полосе дороги. Понятие объезда препятствия через сплошную оговаривают именно как неподвижный, а не движущийся предмет. Об этом обязательно стоит помнить.

Препятствиями считается:

  • неисправное либо повреждённое в силу тех или иных причин ТС ;
  • любое ДТП, затрудняющие движение;
  • любые посторонние предметы;
  • дефекты дорожного полотна.

То есть, если на дороге с соблюдением всех требований действующих ПДД остановится транспорт, его нельзя классифицировать как препятствие.

Сложность проблемы

Как уже отмечалось выше, препятствием считается все то, что неподвижно располагается на проезжей части и исключает проезд по данному участку автомобилей. Актуальные правила предписывают объезжать его только справа либо, если есть другая свободная полоса, — по ней. Выполнить объезд препятствия через сплошную на четырехполосных дорогах обычно несложно .

Но как правильно действовать, если на проезжей части имеется всего 2 полосы для движения, а справа ехать не представляется возможным? В таких ситуациях нужно чётко знать, разрешён ли объезд препятствия через сплошную линию разметки.

Действующие правила указывают, что движение при объезде по полосе для встречных машин трактуется как серьёзное нарушение. За него может быть выписан штраф в размере 1500- 2000 тыс. рублей. Возможно лишение водителя прав на 4- 6 месяцев. Аналогично наказывается штрафами любая попытка объезда по тротуару , обочине.

Некоторое время назад ввиду множества спорных ситуаций по данному вопросу руководство ГИБДД дало разъяснения к правилам дорожного движения относительно объездов через сплошную - наказаний за это быть не должно. Но на практике они применяются не всегда.

За что могут выписать штраф?

Важно понимать, какие именно действия со стороны автовладельцев могут составить административное правонарушение, если выполняется объезд препятствия, в том числе через сплошную.

Так, при движении по дороге и появлении на пути препятствия для его объезда водитель может выехать на обочину или на встречную полосу . В любом случае при выполнении объезда некоего препятствия через сплошную линию разметки, имеющую обозначение 1.1, равно как и 1.3, формируется реальное нарушение.

Это касается всех типов препятствий, в том числе:

  • ДТП с участием нескольких авто;
  • любого крупного предмета, исключающего попутный объезд;
  • ограждения, выставленного дорожными рабочими;
  • поломки иного ТС, спровоцировавшего его вынужденную остановку на проезжей части.

Однозначно не считается за препятствие затор, разбитое стекло, картонная коробка, пробка, лужа, мусорный мешок и даже пешеход. Если в таком случае совершить объезд препятствия через сплошную линию разметки, это может повлечь лишение ВУ по решению суда на основании ст. 12.15 КоАП по ч.4.

Выполнение объезда подвижного препятствия

Ещё один непростой момент на дороге - это объезд объектов подвижных, которые нельзя классифицировать как препятствие, как его трактуют ПДД. Даже если стоящее транспортное средство, у которого включена аварийная сигнализация, при его объезде начнёт движение, то объезжающий автоматически трансформируется в нарушителя установленных правил поведения на дороге. В таком случае объезд препятствия через сплошную линию трансформируется в обгон, выполненный по встречной полосе.

Другая спорная ситуация может сложиться с участием пассажирского транспорта. Так, если любой его представитель совершит остановку, чтобы высадить пассажиров, его нельзя назвать препятствием. В таких случаях объезд препятствия через сплошную недопустим . предписывают дожидаться окончания остановки маршрутного транспортного средства.

Варианты фиксации выезда на встречную полосу

Такое нарушение, как объезд препятствия через сплошную с выездом на встречную полосу, если это трактуется как нарушение, может быть зафиксировано как посредством современных комплексов, осуществляющих автоматическую видеофиксацию, так и специальной камерой сотрудников Госавтоинспекции. Если с ГАИ можно обсудить сложившуюся ситуацию и привести доводы в свою защиту, то с оборудованием это попросту невозможно. По результатам работы технического устройства водителю оформляется соответствующее постановление, сопровождающееся квитанцией для оплаты штрафа по выезду на полосу встречного движения.

Если же объезд препятствия через сплошную зафиксировали сотрудники Госавтоинспекции, вполне возможен конструктивный диалог, допускается выражать свои возражения, несогласия с нарушением в спокойной форме. Необходимо обязательно упомянуть вынужденный характер своего манёвра и отсутствие конкретного умысла. Допустимо сослаться на бездействие самих сотрудников, которые не принимают мер по решению проблемы с появившимся на дороге препятствием. Основанием для подобных претензий может выступить приказ МВД № 185, пункт 49.

В наиболее сложных случаях, когда водитель уверен в своей правоте и действительно не совершал правонарушения, которое ему приписывает сотрудник, можно подать жалобу на его действия в прокуратуру либо службу собственной безопасности. Но для столь серьёзного шага у водителя действительно должны иметься веские на то основания.

Современная судебная практика такова, что в большинстве случаев водители получают штрафы за объезд препятствия через сплошную, так как правила трактуют ситуацию двояко.

Выполнение объезда препятствия по встречной полосе

Не всегда получается произвести объезд препятствия через сплошную не на встречке . Но действующие законодательные пункты 9.2, 15.3 запрещают перемещение на полосы, рассчитанные на движение встречных авто в рамках объезда препятствий. То есть категорически запрещаются следующие манёвры :

  • при движении по дорогам, имеющим не менее четырёх полноценных полос, перемещаться на полосы, выделенные под движение встречных авто во время объездов препятствий;
  • при движении в непосредственной близости от перемещаться в полосу, предназначенную для встречных авто в рамках объездов любого рода, независимо от того, сколько полос предусмотрено на дороге.

Если же на двухполосной дороге разметка не нанесена либо явно видна прерывистая линия, обозначенная 1.5, запрещается выполнение объезда по встречной полосе. Это обусловлено отсутствием условий, которые создают факт запрета на подобные манёвры в принципе .

Особенности объезда препятствия в виде аварии по встречной полосе

Многие водители намереваются выполнять объезды препятствия даже через двойные сплошные, если попутные полосы перекрыты участниками дорожной аварии. Но такой манёвр карается серьёзным штрафом, не исключено лишение водительского удостоверения, что производится уже в судебном порядке.

Вне зависимости от причины, выезд на встречную полосу , если дорога разделена одной либо двумя сплошными линиями, повлечёт за собой наказание. Обычно объезд препятствия через двойную сплошную карается ещё строже, чем нарушение одной сплошной!

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке , но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение. В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных , которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку . То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это - неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

Особенности маневрирования по знакам

Изредка на дороге могут встретиться препятствия, которые уже обозначены соответствующими знаками. В таких случаях необходимо следовать их указаниям. Водитель должен чётко их трактовать.

Установка знака, обозначающего наличие препятствия, осуществляется в случаях:

  1. Остановки специальных машин коммунальных служб, которые планово или экстренно работают в конкретной области дороги. Тогда непременно определённый участок огораживается, устанавливаются знаки, указывающие на объезд.
  2. ДТП, которое на длительный период времени полностью перекрывает полосу движения на дороге.
  3. Проведение ремонтных дорожных работ.

В каждом из перечисленных случаев нужное направление для объезда укажет установленный знак. Оно может быть разным в зависимости от ситуации. Даже если такой знак покажет путь, предполагающий движение через запрещающую разметку, нарушением это не будет, когда соблюдены его требования. То же касается установки временных знаков, регулирующих дорожное движение.

Предусмотренные штрафы

Размер штрафов за все нарушения периодически пересматривается. По информации на конец 2017-го, «стоимость» манёвра , связанного так или иначе с пересечением сплошных, составит 1000- 2000 рублей.

Возможно и которое карается штрафом в 1500 рублей. За движение по дорожкам для пешеходов либо велосипедистов предусматривается штраф в 2 тыс. рублей.

Важно понимать, что по мере возможности необходимо дождаться, пока препятствие будет устранено, чтобы не нарваться на санкции. В редких случаях, возможно, некоторый участок пути придется проехать задом, чтобы совершить разворот, но только если на это нет запретов. В противном случае и это наказывается штрафами.

Когда разрешается объехать препятствие?

Актуальные на сегодняшний день ПДД во многих случаях не запрещают выполнение такого манёвра , как объезд препятствия на полосе движения. Сделать это можно, выехав на:

  • находящуюся рядом полосу для попутных авто, только когда она отделяется строго прерывистыми линиями;
  • центральную полосу для движения по дороге (если есть три и более полос), если это не требует нарушать нанесённую на участке разметку и действие не разворачивается поблизости от железнодорожного переезда;
  • встречку , если двухполосная дорога не разделена сплошной линией и действие не разворачивается поблизости от ж/д переезда.

Как правильно объехать реальное препятствие на проезжей части?

Каждому водителю рано или поздно приходится сталкиваться с появлением препятствий на пути. Во многих случаях они провоцируют выполнение манёвра через сплошную. Так или иначе, важно помнить о простых правилах совершения объезда, следование которым позволит не допустить санкций в отношении водителя.

Основные правила таковы:

  1. В первую очередь важно оценить ситуацию и чётко выявить причину препятствия - вполне возможно, что автобус просто остановился для высадки пассажиров или образовался дорожный затор.
  2. Далее, необходимо искать пути объезда с правой стороны, если присутствует соответствующее место, не допуская наезда на область тротуара.
  3. Если серьёзная проблема налицо, о ней требуется сообщить сотрудникам ГИБДД, желательно дождаться сотрудника, чтобы он нашёл решение ситуации, хотя на практике такой вариант представить сложно.
  4. Если водитель принимает решение о пересечении сплошной, необходимо как минимум зафиксировать дорожную ситуацию посредством камеры в мобильном телефоне либо с применением видеорегистратора - это выступит доказательством в случае разбирательств, но и это не будет гарантией безнаказанности для водителя.

Двухполосная дорога, транспортные потоки разделены сплошной линией разметки 1.1. Автобус совершает остановку для высадки и посадки пассажиров на неизвестное время. Автомобиль сзади совершает объезд и пересекает разметку. Разберем эту ситуацию подробно. На примере этого случая подробно рассмотрим определение “Препятствие” и выясним, что остановка в местах, где остановка запрещена не всегда является нарушением Правил дорожного движения .

Сразу отметим, что водитель автомобиля является заложником нарушений других лиц. Либо недопустимая организация дорожного движения, либо водитель автобуса осуществляет посадку или высадку вне остановочного пункта.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Это требование Правил дорожного движения не имеет исключений из чего следует, что данный маневр выполнен с нарушением требований ПДД.

Основной вопрос это правильно квалифицировать нарушение. Конфликт между двумя частями статьи 12.15 КоАП РФ(актуальный текст на декабрь 2014 года – 2015 год):

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев .

Разница в ответственности внушительная, а в случае повторного нарушения с ответственностью по части 4 статьи 12.15 лишение права управления уже будет на один год без возможности оплаты штрафа. Задача поставлена – определить является ли автобус в такой ситуации препятствием или нет.

Является ли автобус на остановке препятствием?

Препятствие имеет определение в Правилах дорожного движения:

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

  • Может ли автомобиль продолжить движение по полосе? – нет.
  • Остановился ли автобус в соответствии с требованиями Правил? – нет.

Если первое утверждение не вызывает сомнений, то второе следует пояснить. Часто фразу “в соответствии с требованиями Правил” трактуют как “без нарушения Правил” и ввиду нарушения водителем автобуса п.12.4 который запрещает остановку, если до сплошной линии разметки менее 3 метров не применяют второй абзац из определения “Препятствие”. Почему такая трактовка неверная?

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В тексте Правил в принципе не могут рассматриваться случаи, подразумевающие нарушение этих Правил. То есть фраза “остановившееся на этой полосе движения” в дописке “в соответствии с требованиями Правил” не нуждается, это исходит из п.1.3. Что же означает эта дописка в определении “Препятствие” и какой в ней смысл?

Остановка и остановка

“Остановившееся” транспортное средство и совершившее “Остановку” или “Стоянку” это разные понятия.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. “Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Транспортное средство остановившееся в заторе, не совершает остановку и не является препятствием. Аналогично не являются препятствием, не совершают остановку и транспортные средства, остановившиеся в соответствии с требованиями Правил, а именно :

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Если вас инспектор остановил в месте, где остановка запрещена он не сможет наказать за нарушение правил остановки, потому что это не преднамеренное прекращение движения, а остановка в соответствии с требованиями Правил

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

Например, представьте, светофор установлен в зоне действия знака “Остановка запрещена”, а вы остановились в этой зоне, далее первого ряда, ближе 3 метров от сплошной линии разметки и ближе 5 метров перед пешеходным переходом.


11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться , чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться .

Как видно “Остановка в соответствии с требованиями Правил” не является “Остановкой” по определению. “Вынужденная остановка” также не является “Остановкой” по определению, лишь с той разницей, что имеет отдельный термин.

Итак, сколько бывает случаев прекращения движения, описанных в Правилах?

Прекращение движения:

  • при совершении остановки – преднамеренное прекращение движения по определению;
  • при совершении стоянки – преднамеренное прекращение движения на длительное время по определению;
  • при совершении вынужденной остановки – вынужденное прекращение движения по определению;
  • в заторе;
  • в соответствии с требованиями Правил.

Препятствие или нет?

Возвращаясь к определению “Препятствие” – не является препятствием только два из пяти случаев прекращения движения – в заторе и в соответствии с требованиями Правил.

Остановка, вынужденная остановка и стоянка, на полосе движения не позволяющие продолжить движение по ней – являются препятствием.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Выезд на встречную полосу далеко не всегда означает прощание с водительским удостоверением. Есть такое понятие, как объезд препятствия, которое наказывается лишь штрафом. Просто объезжать его нужно правильно, и мы расскажем как.

Для справки. Наказания за выезд на полосу встречного движения регламентируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Пожалуй, их стоит процитировать:

12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

12.15 Часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Но тут стоит определить, что такое препятствие. Снова обратимся к законодательству, а именно к пункту 1.2 Правил дорожного движения:

«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Таким образом, автобус, высаживающий пассажиров, автомобильная пробка, небольшая неровность или выбоина на дороге, лужа, осколки стекла и даже ползающий пьяный пешеход препятствием никоим образом не являются!

Препятствиями могут быть:

  • ограждения в связи с дорожными работами;
  • провал или яма на дороге;
  • машина с выставленным аварийным знаком;
  • упавшее дерево и тому подобное;
  • прочие предметы, которые не позволяют проехать.

Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.


Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется «развод». Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.

Ваши действия?

Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.

Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.

И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где «играл в прятки» инспектор.


Если инспектор все же составил протокол, то в графе объяснения лица пишем:

«По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения». (При наличии таковой.)

И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.

Наказание за объезд препятствия

Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по «встречке». Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина «Объезд».

Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.

И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:

  • п.9.2 ПДД. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…»;
  • п.15.3. Движение через ж/п: «Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.

Буквально все водители хотя бы один раз в жизни сталкиваются с необходимостью объезда препятствия, возникшего на попутной стороне дороги. Обуславливать подобные блокировки может как обыкновенное ДТП, так и неправильно остановившаяся маршрутка или автобус.

В подобных ситуациях любой водитель становится перед непростым выбором. Он может подождать немного, пока дорога освободится или попытаться выполнить маневр, именуемый как объезд препятствия. ПДД допускают подобные действия со стороны водителей даже в ситуациях, когда выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Правила дорожного движения существуют для обеспечения безопасности на проезжей части. Однако некоторые водители просто не задумываются о такой, казалось бы, очевидной необходимости. Поэтому нередко в наше время водители не знакомятся с дорожными знаками и понятия не имеют, что могут означать те или иные изображения. Дополнением к этому является неумение управлять транспортным средством, что нередко приводит к ошибкам в нестандартных ситуациях, которые приводят к летальному исходу.

Даже у многих водителей, обладающих немалым стажем управления транспортными средствами, нередко возникают вопросы относительно правил объезда препятствий, В подобных ситуациях неопытные водители нередко наталкиваются на сотрудников ГИБДД, поскольку не понимают разницы между объездом препятствия справа или слева и обыкновенным обгоном.

Что такое объезд препятствия

Существующие ПДД не дают конкретного определения данному понятию. Однако на основе отдельных положений законодательной базы можно сделать вывод, что под объездом подразумевается конкретный маневр, выполняемый в случае невозможного дальнейшего проезда по первоначальной полосе дороги. Следовательно, когда водитель меняет полосу движения, такое действие в ряде случаев может подразумевать объезд.

Существуют конкретные правила объезда препятствия на дороге, поскольку подобные маневры могут быть рассмотрены в качестве обгона другого участника дорожного движения или его опережения. Следует также отметить, что штраф за объезд препятствия по встречной полосе, выполненный не по правилам, значительно меньше чем за нарушение ПДД во время обгона.

Пересечение сплошной линии

Некоторые неопытные водители нередко задают вопрос: можно ли объехать препятствие через сплошную? Какой бы ни была ситуация, пересечение сплошной линии будет расцениваться, как нарушение действующих ПДД. В подобных ситуациях рассматриваются три основных разновидности штрафных санкций:

  • Выписывается административный штраф в объеме 500 рублей или простое предупреждение в ситуациях, когда выхода на встречную полосу не было. В таких случаях нет разницы между обгоном и объездом. Учитывается сам факт пренебрежения требованиями разметки на конкретном участке проезжей части.
  • Взыскание в объеме от 1000 - до 1500 руб. предусматривается после объезда препятствия через двойную сплошную на двусторонней дороге.
  • Лишение водительских прав на период от 4 до 6 месяцев, если выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Объезд места ДТП

Если проезжая часть перекрывается по причине аварии, можно выполнить объезд возникшего препятствия по встречной полосе. В случае когда дальнейшее движение по дороге затрудняется из-за неправильно остановившегося общественного транспорта, желательно подождать несколько минут до возобновления движения.

Нередко условия позволяют выполнить манёвр, не выдвигаясь на встречную полосу. Водителям нужно понимать, что выполнять обгонный маневр по встречке нельзя, когда действует запрещающий дорожный знак. За подобные нарушения предусмотрено административное взыскание либо лишение прав на определенный период.

Согласно положениям законодательной базы, каждый участник дорожного движения имеет полное право выражать несогласие и оспаривать заключения дорожных инспекторов, если считает, что штраф выписывается незаслуженно. Судебные инстанции уполномочены заниматься подобными вопросами. Составление заявления имеет особую актуальность в ситуациях, когда водителя лишают прав.

Для того чтобы результат судебного разбирательства оказался в пользу водителя, необходимо предоставить для рассмотрения все существующие доказательства. В подобных ситуациях никогда нельзя учитывать словесные заявления. Чтобы утверждение можно было учитывать, рекомендуется снимать происходящее на дороге на видеорегистратор. Такие устройства помогают водителям в различных спорных вопросах.

Объезд на перекрестке

Однако, нередко возникают ситуации, когда в недобросовестном отношении можно обвинить не только водителей, но и самих сотрудников ГИБДД. Известны случаи, когда сотрудники автомобильной инспекции устраивали автомобилистам самые настоящие подставы на дорогах с целью привлечения их к ответственности за грубые нарушения ПДД. Одним из таких примеров является объезд препятствия по встречке на перекрестке. Для этого на перекрестке перед самим светофором ставится грузовой автомобиль с зажжёнными аварийными сигнальными огнями. Все это происходит на дороге с двусторонним движением.

Подъезжающее к грузовику транспортное средство выходит на встречную полосу, выполняя объезд препятствия слева, но в этот момент грузовик внезапно начинает движение. Сотрудники ГИБДД, стоящие на другой стороне перекрестка, естественно, останавливают водителя за обгон на перекрестке, что, по сути, является очень грубым нарушением ПДД.

Поскольку вероятность возникновения подобных ситуаций на проезжей части высока, всем владельцам транспортных средств рекомендуют устанавливать у себя в машинах устройства видеорегистрации. При отсутствии подобного приспособления можно воспользоваться видеокамерой, установленной на мобильном телефоне или другим устройством.

Объезд справа

Дорожный знак 4.2.1, обозначающий «объезд препятствия справа». Он ставится на конкретных участках проезжей части, не подлежащих восстановлению и обеспечению нормального передвижения транспортных средств в ближайшем будущем. При помощи такого знака обозначается направление, по которому препятствие можно объезжать, не нарушая ПДД. Таблички с соответствующими изображениями устанавливаются чаще всего при разделении полосы на проезжей части или в случае, когда выполняются ремонтные работы.

Этот знак допускает возможность объезда любого объекта только справа, без каких-либо других вариантов. За выполнение маневра в другом направлении на водителя может быть наложен штраф. Участникам дорожного движения следовало бы воспринимать подобные обозначения на проезжей части как указание на оптимальный вариант преодоления возникшего препятствия без каких-либо последствий.

Объезд слева

Как было сказано ранее, в соответствии с существующими ПДД, объезд какого-либо препятствия на дороге допускается только справа. Но нередко возникают ситуации, когда по причине каких-либо других препятствий такой способ преодоления препятствия оказывается невозможным. В подобных ситуациях в порядке исключения может быть установлен знак, обозначающий возможность объезда препятствия слева, допускающий маневры, запрещенные ПДД.

Дорожный указатель 4.2.2 выполняет функцию информирования участников дорожного движения относительно допустимого способа преодоления возникшего препятствия на дороге. Также водители должны быть соответствующим образом оповещены о том, что объезд справа выполнять не рекомендуется.Такой знак в большинстве случаев используется на технических средствах, находящихся в распоряжении коммунальных служб или неподалеку от объектов благоустройства. Нередко знак устанавливается в местах выполнения ремонтных работ, если объезд препятствия справа не представляется возможным. Если автомобиль движется по проезжей части со сплошной линией дорожной разметки, а на определенном отрезке пути установлен знак объезда препятствия слева, водитель обязан неукоснительно следовать указанию. Требование линии разметки в подобной ситуации может быть проигнорировано.

Внимание! Следует отметить, что после выполнения маневра участники движения должны снова занять свою дорожную полосу.

Некоторые ситуации, возникшие на дороге, допускают установку знака, обозначающего возможность объезда препятствия справа или слева. Подобные знаки позволяют участникам движения самостоятельно определять наиболее подходящий вариант дальнейшего продвижения. В большинстве случаев такие знаки используются в процессе выполнения ремонтных работ на дороге или буквально посреди улицы. Оптимальным вариантом будет, естественно, объезд препятствия справа. Тем не менее каждому водителю в подобных ситуациях предоставляется возможность выбора.

Больше информации по данной теме можно получить, ознакомившись с видеороликом:

Ситуация с объездом препятствия - наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины - ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов Монитора автоправосудия , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод - значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы - очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего пять:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.4. «Обгон запрещен:

    На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

    На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

    На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

    На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

    В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
  • п. 9.6. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю ().

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия подписала Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР