Законодательство в сфере образования направлено на. Законодательство российской федерации в области образования

1.1. Конституция и Федеральные законы РФ об образовании.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании»

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья . Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании» говорится: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Внимательный слушатель заметил неоднозначность трактовки общедоступности и бесплатности Образования в п. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 закона РФ «Об образовании».

В связи с этим следует отметить, что приступая к изучению данного курса необходимо разобраться прежде всего с терминологической базой, с основополагающими определениями, терминами, понятиями, которые используются в законодательстве об образовании памятуя о том, что разработчики законов не всегда представляют в Думу, Федеральный Совет и президенту на подпись качественно отработанные проекты.

Часть ошибок, противоречий, неоднозначностей устраняются в ходе их чтений в Думе и т.д., но значительное количество проходит до стадии утверждения. Мы об этих недостатках законодательной базы будем говорить по ходу изложения материала.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов , в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующиеобразовательные программы . ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы

направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Остановимся на понятии ступени образования . В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения ) картины мира».

В ст. 16 п.1 того же закона выделяются ступени образования :

· начального общего,

· основного общего,

· среднего (полного) общего,

· начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получениеобразования соответствующего уровня .

Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

1) основное общее образование

2) среднее (полное) общее образование

3) начальное профессиональное образование

4) среднее профессиональное образование

5) высшее профессиональное образование

6) послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:

«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

Одним из ключевых понятий закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» является понятие (не путать со ступенью образования из закона «Об образовании»).

Вот что сказано о них в статье 6:

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования :

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) " бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца (в соответствии с п.3 статьи 7 такое образование называется – незаконченное высшее. В этой же статье неполное высшее и незаконченное высшее также рассматриваются как ступени ВПО) .

4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр", не менее чем четыре года;

для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) "магистр" не мене чем шесть лет.

5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Сочетание в 6-й статье закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" пунктов 2, 5, 6 вызвало в последующей практике значительное количество недоразумений.

Во-первых, смешивались две совершенно разных системы образования: одноуровневая (одноступенчатая) в виде традиционной подготовки специалиста и двухуровневая (двухступенчатая) по направлению подготовки бакалавр – магистр.

Во-вторых, получалось, что студент мог последовательно получить три диплома о высшем профессиональном образовании бесплатно, хотя в пункте 4 статьи 2 этого закона отмечается, что "гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые".

Исправлять нечеткое изложение и восприятие ст.6 закона было вынуждено Министерство образования, которое, ссылаясь на этот закон (ст.2 п.4), затем на постановление Правительства РФ от 12.08.94 г. № 940 *) в своем письме от 03.08.2000 г. № 14-55-485/13 "Методические указания по формированию образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее профессиональное образование" устанавливало:

"2.1. Не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

    продолжение образования лиц, имеющих диплом бакалавра, в магистратуре;

    продолжение образования лиц, имеющих диплом бакалавра, по направлениям подготовки дипломированных специалистов или специальностям высшего профессионального образования.

2.2. Рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

    освоение программ двухлетней специализированной подготовки магистра лицами, имеющими диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

    освоение основных образовательных программ подготовки бакалавра лицами, имеющими диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

    освоение основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов лицами, имеющими диплом магистра;

    освоение основных образовательных программ подготовки бакалавра лицами, имеющими диплом магистра.

При этом срок обучения для лиц:

    имеющих диплом бакалавра – по специальности соответствующей направленности

    имеющих диплом специалиста – по программе специализированной подготовки магистра

без перерыва в обучении устанавливается не менее 1,5 лет".

*) В этом постановление было установлено, что образовательные программы ВПО, обеспечивающие подготовку специалистов со степенью (квалификацией) «магистр» или квалификацией «дипломированный специалист» являются программами одного (третьего) уровня (первый уровень – неполное высшее, второе – бакалавриат).

Виды, статус и наименование вузов.

В РФ устанавливаются следующие виды вузов: университет, академии, институт.

Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации, научных, научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования (нет широкого спектра) ;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило , образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

10.01 2003 г. Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»».

Изменения и дополнения в основном касались порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий и хранения на бумажных и (или) магнитных носителях индивидуальных данных о результатах освоения обучающихся образовательных программ.

И перед тем как перейти ко второму вопросу, остановимся на понятиях «автономия вуза» и «академические свободы». В статье 3 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» записано:

Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы , в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Детализация законов осуществляется в рамках Постановлений правительства РФ, приказов и инструктивных писем Минобразования РФ.

1.2. Основные Постановления Правительства РФ в области образования

(см. сайт Минобразования РФ: http :// www . ed . gov . ru / min , а также сайт Методического отдела СПбГУ http :// umu . spbu . ru )

· от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» , утвержденное постановлением Правительства РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.04.2005 №188)

· от 17.06.2004 № 288 Федеральном агентстве по образованию", утвержденное постановлением Правительства РФ

· от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» , утвержденное постановлением Правительства РФ

· от 5.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования(высшем учебном заведении)Российской Федерации"

· от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"

· от 2.12.1999 № 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации вуза»

· от 22.11.1997 № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается»

· от 5.04.1997 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации»

С 1999 г. – Министерство было переименовано в Министерство образования, а указом Президента РФ В.В. Путиным от 9.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649) создано Министерство образования и науки РФ.

· от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утверждённое постановлением Правительства РФ

· от 24.10.1994 № 1185 «Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученый званий».

1.3. Порядок создания и регистрации вуза, лицензирование его деятельности, аттестации и аккредитации. Реорганизация и ликвидация вуза.

Все этапы жизнедеятельности вуза, описанные в законах РФ, можно представить в виде схемы, приведенной ниже.

Приведем основные выдержки из законов РФ, касающиеся организации деятельности вузов.

Российские законы о лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Закон РФ "Об образовании" (принят ГД 12.06.95г. и одобрен СФ 5.01.96г.)

Статья №33. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

    Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. Исковое заявление учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.

    Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет:

а) заявление на регистрацию;

б) решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей;

в) устав образовательного учреждения;

г) документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

    Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.

    Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).


И Федеральные законы РФ об образовании.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании»

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья . Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании» говорится: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Внимательный слушатель заметил неоднозначность трактовки общедоступности и бесплатности Образования в п. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 закона РФ «Об образовании».

В связи с этим следует отметить, что приступая к изучению данного курса необходимо разобраться прежде всего с терминологической базой, с основополагающими определениями, терминами, понятиями, которые используются в законодательстве об образовании памятуя о том, что разработчики законов не всегда представляют в Думу, Федеральный Совет и президенту на подпись качественно отработанные проекты.

Часть ошибок, противоречий, неоднозначностей устраняются в ходе их чтений в Думе и т.д., но значительное количество проходит до стадии утверждения. Мы об этих недостатках законодательной базы будем говорить по ходу изложения материала.

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования.

Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска "ГАРАНТ-Образование", которая позволит наиболее комфортно работать с его текстом. Обратите внимание, интернет-версия спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование" обновляется 1 раз в неделю, по-этому все документы представлены в актуальных редакциях.

Кодексы РФ

Федеральные законы РФ и Законы РФ

Постановления и распоряжения Правительства РФ

  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
    "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420
    "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
    "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
  • Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
  • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
  • Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
    "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"
  • Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
  • Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 846
    "О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р
    "Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152
    "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 328
    "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах"
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991
    "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
  • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164
    "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"
  • Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
    "О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания"
  • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
    "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (утратило силу)

Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

  • Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
    "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814
    "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1076
    "Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении"
  • Приказ Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884
    "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната"
  • Приказ Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. N 2749
    "Об утверждении Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057
    "Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию"
  • Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994
    "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
    "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
    "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65
    "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362
    "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2009 г. N 68
    "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337
    "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 505
    "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. N 117
    "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 25
    "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451
    "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895
    "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107
    "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N 654
    "Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно"

Отношения в сфере образования согласно статье 4 Закона об образовании регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.



Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы. Федеральные законы в области образования:

ƒ разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

ƒ регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

ƒ вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона представляется вполне логичной. Она включает в себя 15 глав, в которых последовательно закрепляются правовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в данной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образования. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализуется в полном объеме.

Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне действует и Федеральный государственный образовательный стандарт, так называемый ФГОС II поколения. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования:

впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию

образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям

реализации программ

В отличие от стандартов первого поколения нормируются:

· результаты образования

· структура основных образовательных программ

· условия и ресурсы реализации основных образовательных программ

· впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель

· впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость

· впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в области образования, представлены указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минобрнауки Российской Федерации.

Поскольку в структуре системы образования значительное место занимают муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления также обладают некоторыми нормотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут принимать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т.д.).

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативных актов, т. е. актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц. Примерами локальных нормативных актов образовательных учреждений могут служить правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и др. На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда).

Ядром отношений в образовательном праве является взаимодействие между его субъектами: образовательное учреждение - обучающийся; педагог - обучающийся; родители (осуществляющие семейное образование) - ребенок.

К ситуациям правового взаимодействия относятся, к примеру, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся. Эти взаимоотношения регулируются ст. 19 Закона РФ «Об образовании», уставом и локальными актами образовательного учреждения. Соблюдение законных прав участников образовательного процесса и выполнение ими своих обязанностей составляет основу защиты их чести и достоинства, базу для установления гуманитарных отношений.

Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка установлены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Нормативно-правовая база социального педагога

1. Конвенция ООН о правах ребенка 1995 года;

2. Российские документы федерального значения:

Конституция РФ,-Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы,-трудовое законодательство,

Закон РФ «ОБ образовании» с изменениями и дополнениями,-Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,-Закон «Об общественных объединениях»,

Закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений»,

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».-ведомственные документы «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»;3. Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает;4. Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления);5. Внутриучрежденческие документы: Копия Устава образовательного учреждения, копия плана работы образовательного учреждения, должностная инструкция социального педагога.