Что такое объект землеустройства. Смотреть что такое "землеустройство" в других словарях


На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле. И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова. И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно. И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью). А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.

Землеустройство в историческом контексте

Необходимость разграничения земель и установления границ территорий возникла в доисторические времена, но особую значимость приобрела после появления частной собственности. И если вначале роль границ между земельными участками выполняли естественные рубежи (лесные просеки, реки или элементы рельефа), то позже в обиход вошли специальные знаки, ─ устанавливаемые на межах камни, столбы и т.д.

Землемерным работам, как составной части целенаправленной деятельности по организации использования земель и регулированию земельных отношений, уделяли значительное внимание в первых государствах древнего мира: Индии, Египте, Греции. Там был организован учет земель, проводились работы, направленные на сохранение их качества. Можно говорить, что уже тогда появилось то, что сегодня можно назвать «государственное землеустройство».

Вопросы землеустройства постоянно находились в центре внимания правителей средневековой Европы, в числе которых навсегда вписавшие свои имена в скрижали истории Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, Фридрих II.

Землеустройство в России

В России одними из первых землемеров были уполномоченные князьями служители, не только обмерявшие землю, но и отводившие и изымавшие земельные участки.

В царствование Ивана IV было образовано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ведавший, используя современную терминологию, землеустроительными работами. Основным видом этих работ были т. н. писцовые межевания. При Поместном приказе возникла первая в России землемерная школа.

В осознании важности землеустроительных дел были едины все российские монархи. Это подтверждается почти полуторавековым, с середины XVIII и до начала XX века без особых изменений, существованием Межевой канцелярии.

Подчинявшиеся губернским межевым конторам землемерные партии сыграли важную роль в производстве Генерального межевания, проводившегося по инициативе государства и носившего обязательный характер для всех землевладельцев. В 1766 г. (начало Генерального межевания) была создана Межевая инструкция, определявшая организацию и порядок производства землемерных работ.

После Октября 1917 г. землеустройство приобрело новое содержание, став инструментом проведения коренных политических, экономических и аграрных преобразований, направленных на воплощение в жизнь Декрета о земле.

К началу 1990-х годов сформировалась система землеустройства. Она была достаточно эффективной, но в связи с начавшимися в это время в стране общественно-политическими изменениями, одним из которых стало проведение земельной реформы, был дан старт очередному этапу землеустройства.

Землемеры и землеустроители

Вплоть до XVIII века тех, кто занимался описанием земель, называли писцами, описчиками, дозорщиками. Их деятельность определяли особые писцовые наказы. Первый из них был издан в 1555 г., а последний - в 1684 г. В Инструкции Генерального межевания 1754 г. посланные для размежевания и съемки земель правительственные агенты названы «межевщиками». Впервые слово «землемер» использовано в межевой инструкции, изданной в 1766 году.

Современный термин «землеустройство» начал использоваться уже в XX столетии. Привычные слова «межевой инженер», «межевание», «землемерия» все чаще стали заменять другими ─ «инженер-землеустроитель» и «землеустройство».

Учреждение Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий относится к марту 1906 года.

Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» определил землеустройство как механизм осуществления земельной реформы. Принимаются и другие документы: Закон о землеустройстве, утвержденный Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положение о землеустройстве, изданное в 1912 году.

Но слово «землемер» не кануло в небытие. Такое название получило созданное в 1994 году государственное предприятие по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства.

Землеустройство и законодательство

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», принятый Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобренный Советом Федерации 6 июня 2001 года был официально опубликован в Российской Газете 23 июня 2001 г. и с этого же дня вступил в силу.

Закон включает шесть глав. Две ─ «Общие положения» и «Заключительные положения» ─ начинают и завершают документ. И в еще четырех ─ «Государственное регулирование проведения землеустройства», «Проведение землеустройства», «Землеустроительная документация», «Ответственность за нарушение настоящего федерального закона» ─ сконцентрировано его основное содержание. Всего в Законе 27 статей.

На основе этого закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов осуществляется правовое регулирование отношений при проведении землеустройства.

Обязательность и основания проведения землеустройства

В ряде ситуаций проведение землеустроительных работ обязательно. В том числе при изменении границ объектов землеустройства.

Существуют и другие причины для обязательного проведения землеустройства: выявление нарушенных земель и земель, подверженных негативным воздействиям, осуществление мероприятий по восстановлению и консервации земель.

Проведение землеустройства осуществляется на основании решений органов власти (федеральных, субъектов РФ, местных) о проведении землеустройства. Основанием, кроме того, могут служить договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

Землеустройство и государство

Российская Федерация обладает широкими полномочиями в области регулирования проведения землеустройства. Во-первых, это принятие нормативных правовых актов о землеустройстве, установление порядка его проведения и координация деятельности органов власти любых уровней. Другие важные полномочия: установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации, организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства, проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление государственного управления в сфере земельных отношений, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В других субъектах Федерации, как правило, также есть орган власти, по содержанию выполняемых функций ─ комитет по землеустройству, хотя его официальное наименование может быть и иным.

Землеустроительная документация

Землеустроительная документация ─ это документы, полученные в результате проведения землеустройства. Существует несколько видов землеустроительной документации: схема, проект землеустройства, карта (план) объекта землеустройства. Землеустроительной документацией также являются тематические карты и атласы состояния и использования земель, материалы обследований и изысканий, оценки качества земель и их инвентаризации.

Наряду с генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, существуют схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель.

Карта (план) объекта землеустройства в графической и текстовой формах отображает его местоположение, размер, границы и характеристики. Она составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, материалов дистанционного зондирования, картографических материалов, а также по данным измерений, полученных на местности.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель и определения мероприятий по организации их рационального использования и охраны.

Проведение землеустройства

Изучение состояния земель осуществляется в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии. Оно включает почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку качества земель и их инвентаризацию. Основой для них и для таких мероприятий как планирование и рациональное использование земель, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственное землеустройство являются материалы геодезических и картографических работ.

Почвенные, геоботанические и иные обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель.

Оценка качества земель позволяет получить информацию о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Инвентаризация земель помогает выявить земельные участки, которые используются нерационально, не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием или не используются вообще.

Землеустройство и образование

Залог эффективного землеустройства ─ квалифицированные кадры. В мае 1779 г. в Москве была открыта Константиновская землемерная школа, положившая начало российской научной школе в этой области знаний.

Специальность «землеустройство» остается востребованной и сегодня. Подготовку по ней осуществляют не только в учебных заведениях, для которых землеустройство является основным профилем деятельности, например, Государственном университете по землеустройству в Москве, который иногда называют «Университет Землеустройства». Но и в таких высших учебных заведениях как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» в Санкт-Петербурге, в котором представлено направление подготовки студентов «Землеустройство и кадастры».

Землеустройство играет важную роль в жизни общества. Председатель Совета Министров России П. А. Столыпин отмечал: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». Со времени произнесения этих слов прошло более века, а они нисколько не потеряли своей актуальности. Как не потеряло ее и само землеустройство, и все, что с ним связано.

Землеустройством называют целый комплекс мероприятий, которые нацелены на изучение, планирование, организацию использования земельных участков. Регулируется процесс Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Инициатива проведения землеустройства

Проведение землеустройства возможно по инициативе абсолютно любого участника земельных отношений, то есть любой собственник земельного участка или претендент на землю может стать инициатором проведения землеустройства.

При этом существуют определенные основания, которых придерживаются при проведении всех мероприятий. Прежде всего, к ним относятся решения федеральных структур (органов власти), представителей государственной власти, органов местного самоуправления, а также решения государственных органов конкретных субъектов федерации, решения суда, договоры о проведении процедур по землеустройству.

Однако это не означает, что физические лица не могут ходатайствовать в муниципалитет о том, чтобы соответствующие мероприятия провели по какому-то конкретному участку. Любой гражданин, который участвует в земельных отношениях (землевладелец, землепользователь, арендатор и любой другой человек), имеет право обратиться с заявлением к представителям местной власти или в суд с требованием проведения землеустройства.

При наличии соответствующих оснований процедура производится согласно действующему законодательству.

Примечательно, что при проведении процедур по землеустройству все заинтересованные в процессе лица должны быть извещены не позднее, чем за 7 дней (календарных). В противном случае все мероприятия будут считаться не совсем законными. Те, чьи права были ущемлены, имеют право подать жалобу или судебный иск.

Порядок проведения землеустройства

Земельное право предусматривает важный аспект - сведения о землеустройстве носят открытый характер.

За исключением некоторых случаев. В частности, это касается сведений, которые относятся к государственной тайне и личным данным собственников/пользователей/арендаторов земли, которые не могут быть предоставлены третьим лицам без весомых на то аргументов.

Ознакомиться с порядком проведения, проследить за исполнением норм земельного права, указать на недостатки при их обнаружении может абсолютно любой гражданин. Более того, человек имеет право запросить в местной администрации документы, где прописаны все данные по землеустройству по конкретному району, адресу или кадастровому номеру.

Скрывать такие сведения от граждан не имеют права. Выписки предоставляются бесплатно, если иное не прописано в федеральном законодательстве конкретного субъекта.

В целом организация, порядок проведения землеустройства достаточно подробно и четко прописаны в законодательстве.

В частности, в Федеральном законе РФ №78. Полный перечень того, как проводится организация землеустройства, прописан именно там. Он включает в себя несколько этапов:

1. Изучение земельных участков.

2. Проведение работ геодезического и картографического характера.

3. Обследования и изыскания геоботанического, почвенного и иного рода.

4. Независимая оценка качества земли.

5. Инвентаризация.

6. Организация, планирование и определение земель для рационального использования, а также охраны.

7. Определение и установление границ земельных наделов.

8. Устройство землеустройства на внутрихозяйственном уровне.

После того, как на государственном уровне было решено, что провести землеустройство необходимо, запускается поэтапно весь описанный выше процесс. При этом некоторые пункты друг друга взаимно дополняют и определяют.

Так, к примеру, компетентные органы проводят плановое или внеплановое изучение земель, в ходе которого устанавливают и количество, и качество земель. Только после этого приступают к обследованию и определению того, для каких именно целей может быть реализован земельный участок, что на нем может быть возведено, кому его можно передать для использования.

Условия проведения землеустройства

Согласно Федеральному закону РФ № 78 к процедуре землеустройства предъявляются специальные требования технического характера, которые разрабатывают с учетом действующим норм законодательства. Они являются обязательными для исполнения, на их основании составляется государственная экспертная документация.

Проводить все работы необходимо исключительно в рамках законодательства, иначе такие работы считаются незаконными, документация на их основе не имеет никакой юридической силы. А при проведении экспертизы на государственном уровне выносится не только предписание об устранении несоответствий, но и обвинения по нарушению сразу нескольких статей действующего земельного законодательства.

Одним из обязательных условий при проведении, к примеру, оценки качества тех земель, на которых проживают некоторые коренные народы, учитывают не только состояние почвы, но и сохранение условий для проживания коренных народов. К таким народам, согласно законодательству, относятся:

  • Сибирь (малочисленные и малоизвестные народы);
  • Крайний Север (в том числе и традиционные оленеводческие народы);
  • Дальний Восток.

В случаях, если при проведении процедуры землеустройства, описанные факторы не учитываются, то документацию представители государственной или муниципальной власти могут не подписать. И даже отдать на рассмотрение в судебные органы для установления ее правомерности.

Полномочия Российской Федерации при проведении землеустройства

Согласно статье 5 Федерального закона РФ № 5 Российская Федерация наделена особыми полномочиями при проведении процедур по землеустройству:

  • устанавливать порядок, согласно которому будут происходить комплексные мероприятия;
  • координировать действия всех участников процесса землеустройства (государственные органы, местные органы, органы исполнительной власти);
  • управлять государственным фондом, где содержатся данные о землеустройстве;
  • осуществлять государственный надзор за исполнением всех требований и правил по землеустройству. В случаях обнаружения несоответствий выносить решение о наказании нарушителей;
  • самостоятельно проводить процедуру землеустройства на тех землях, которые относятся к федеральной собственности;
  • устанавливать порядок проведения экспертизы документов по землеустройству.

Землеустроительная документация и ее экспертиза

Землеустроительной документацией называют те документы, которые были получены в ходе землеустройства. Их экспертизу проводят государственные органы с целью выявления правомерности их составления.

К примеру, если было неправильно определена целевая принадлежность земель, то компетентные органы могут выписать предписание, чтобы земля была использована строго по назначению.

На законодательном уровне не слишком четко прописано, как именно проверяется землеустроительная документация. Однако при регулировании спорных вопросов суд, к примеру, чаще всего придерживает норм Земельного кодекса РФ и федеральных законов, где прописаны все аспекты земельного права.

Обязательное проведение землеустройства

Согласно статье 3 Федерального закона РФ №78 существуют основания для обязательного проведения землеустройства, независимо от того, ходатайствовал кто-то об этом или нет. К ним относятся:

  • умышленное или естественное изменение границ конкретного земельного участка4
  • обнаружение нарушений по целостности и качеству земли при определении того факта, что качество земель было нарушено из-за подтоплений почвы, эрозии и прочих негативных факторов;
  • при необходимости проведения процедур по восстановлению состояния качества земли.

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

Земельные ресурсы и землеустройство

Важнейшее значение в решении вопросов, касающихся рационального использования природных ресурсов, принадлежит законодательству. В различных нормативных актах используется понятие землеустройства. Оно предполагает мероприятия по исследованию состояния природных богатств, планированию их рационального использования и охраны. Землеустройство - это последовательность конкретных взаимосвязанных инженерно-технических, картографических, инвентаризационных работ. Она направлена на упорядочение существующих и формирование новых участков, установлению их границ. Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования территории гражданами и юрлицами. В рамках комплекса мероприятий осуществляется также планирование местности, на которой проживают малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Специфика

Порядок землеустройства предусматривается в ЗК, градостроительном и лесном законодательствах, а также отраслевом ФЗ. Данная сфера регулируется и рядом правительственных постановлений, региональными и ведомственными нормативными актами. Землеустройство - это проведение топографо-геодезических, аэросъемочных, почвенных, геоботанических и прочих измерений и исследований. В него входит межевание территории, разработка предложений, направленных на обеспечение рационального использования территории. Мероприятия позволяют собирать сведения о качественных и количественных характеристиках местности. Для обеспечения достоверности и надежности данных предусмотрены правила сертификации измерительно-технического оборудования, которое применяется при обследованиях.

Планы

В соответствии с результатами проведенных обследований осуществляется разработка документации. В нее входят схемы, планы, картографические и прочие материалы. На все объекты землеустройства заводится дело. В планы включается информация об участках. В частности, указывается их площадь, расположение сооружений и прочих объектов, инженерных коммуникаций, памятников природы. В плане присутствуют также сведения об обременениях и ограничениях, установленных для конкретных территорий, в том числе, указания на те части, для которых введено право сервитута. Документация (земельное дело) обязательно при продаже или покупке участка, прочих сделок.

Социальные условия

Система землеустройства функционирует по определенным принципам. При проведении тех или иных мероприятий, в частности, учитываются социальные условия. К ним относят:

  1. Структуру и плотность населения.
  2. Уровень благоустройства, количество, размещение, размеры, назначение населенных пунктов.

Организация землеустройства в селах и деревнях имеет ряд особенностей. При проведении их обследования учитывается развитие инфраструктуры, наличие производственных центров (ферм и прочих предприятий хозяйственного назначения), уровень механизации и так далее. В ходе мероприятий принимается во внимание состояние транспортных путей и развязок, присутствие водных ресурсов, уровень электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизация и пр.

Задачи

Ключевые направления землеустройства были установлены 30 января 1991 г. Однако, как показал опыт проведения мероприятий, поставленные задачи не в полной мере соответствуют требованиям современности. В настоящее время разработаны новые направления работы. К ним относят:


Функции

Землеустройство - это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределения участков по субъектам права и формам собственности. Ведомственные функции землеустройства зависят от специфики отрасли, особенностей производства. На этом уровне мероприятия направлены на изыскание территорий для несельскохозяйственной деятельности, изъятие ценных участков. Межхозяйственное землеустройство - это создание условий для работы предприятий всех отраслей. На территориальном уровне формируется структура устойчивого пользования различными участками на местности. При этом устанавливаются правила для эксплуатации земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного значения.

Принципы

Выделяют следующие основы землеустройства:


Классификация

Существуют следующие виды землеустройства:

  1. Внутрихозяйственное.
  2. Территориальное.

Последнее направлено на исследование состояния территорий, планирование их рациональной эксплуатации. В рамках мероприятий определяются административно-территориальные границы и пределы участков. При их изменении, а также в случае выявления нарушенных территорий, консервации и рекультивации, выделении долей, изъятии или предоставлении земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности проводится межевание. К территориальным мероприятиям также относят перенос или установление границ сельских и городских поселений, зонирование, создание парков и прочих особо охраняемых участков, зон с особыми условиями пользования, размещение учреждений и предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство и кадастры обеспечивают планирование рациональной эксплуатации уже выделенных участков для осуществления сельскохозяйственных работ, а также территорий, населенных общинами малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири. На практике мероприятия состоят в разработке, рассмотрении или утверждении проектов по размещению угодий, жилых и производственных сооружений, пастбищ, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные виды землеустройства различаются по обязательности проведения мероприятий. Так, внутрихозяйственные работы осуществляются по желанию субъектов, за которыми закреплены участки.

Землеустройство и кадастры

Подготовка разной проектной документации предусматривается при регулировании использования территорий в городах и иных населенных пунктах. Содержание землеустроительных работ составляет разработка генпланов и проектов застройки, комплексных территориальных схем планирования развития местности, зонирования защиты участков от влияния техногенных и природных факторов, формирования охранных зон, планов отдельных наделов, проектов межевания и пр. Мероприятия проводятся в соответствии с решениями органов госвласти, местного самоуправления, судебными постановлениями. В качестве основания для проведения землеустройства с целью планирования рационального использования участков для сельскохозяйственного производства, а также предоставленных юрлицам и гражданам, выступают договора. В соответствии с соглашениями или решениями выполняются необходимые исследования и изыскания, картографические и геодезические работы. При необходимости проводится межевание.

Субъекты, чьи прав и интересы затрагиваются при землеустройстве извещаются о предполагаемых мероприятиях не позже семи дней до начала их проведения. Уведомления направляются в письменном виде. Землеустроительная документация требуется при выделении территорий для коллективного садоводства, дачного хозяйства, огородничества. По результатам проведенного зонирования местности составляется схема.

В нее включаются сведения о целевом назначении, площадях, расположении участков, виде разрешенного их использования. В схеме указываются данные об обременении и ограничениях, сервитутах, правах, на которых могут предоставляться конкретные участки. Такие документы используются при определении объемов строительства автомобильных подъездных путей, объектов связи и энергоснабжения для развития сети общественного транспорта, медицинского и бытового обслуживания, медицины. Разработка проектов, касающихся планирования участков, их улучшения и охраны от вредных воздействий, выполняемая по инициативе владельцев/собственников, арендаторов/пользователей, осуществляется за их счет.

Типы документов

Землеустроительная документация может быть представлена:

  1. Генеральной схемой территории РФ, субъекта, МО.
  2. Картой (планом) объекта.
  3. Проектом внутрихозяйственного зонирования.
  4. Планом улучшения с/х угодий, освоения новой территории, рекультивации, защиты от селей, эрозий, подтопления, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения производственными отходами, химическими и радиоактивными соединениями, заражения и прочих негативных воздействий.
  5. Материалами геоботанических, почвенных, иных исследований и изысканий, инвентаризации или оценки качества.
  6. Тематическими картами и атласами использования и состояния территорий.

В ФЗ, иных нормативных актах могут предусматриваться другие типы землеустроительной документации. Подготовленные и утвержденные бумаги впоследствии используются при регистрации прав на участок с получением соответствующего свидетельства. При эксплуатации территорий с нарушениями землеустроительной документации к виновным субъектам могут применяться меры юридической ответственности. Не допускается предоставление участков с несоблюдением требований законодательства.

Землеустройство и виды землеустроительных работ

Мало кто из нас имеет четкое представление о значении слова пока лично столкнется с этим понятием в быту.

Землеустройство - это определенный комплекс мероприятий, направленный на урегулировку возникающих вопросов землепользования. Кроме того, предусматривается решение вопросов по охране земли, рационального использования земельными ресурсами. Во вех этих вопросах земля рассматривается как средство производства.

Землеустроительные работы так же предусматривают упорядочивание имеющихся на участке объектов и согласование строительства новых.

Виды землеустроительных работ

Землеустроительные работы производятся лишь при наличии определенных участков земли с имеющимися четкими границами, при восстановлении прав на тот или иной участок при разделе ограниченного участка на несколько частей.

Зачастую землеустроительные работы необходимы при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между родственниками или соседями, при невозможности самостоятельного определения границ имеющихся участков.

Раздел и проведение землеустроительных работ так же может потребоваться при приобретении земли под государственных нужды. Важно лишь, чтобы юридическому или физическому лицу, у которого был совершен выкуп, предоставили другой участок, имеющий аналогичную рыночную стоимость, качество почвы и место расположения. Часто последние требования не всегда удовлетворяются, поэтому возникает необходимость проведения землеустроительных работ.

К землеустроительным работам относят следующие виды работ:

  • Сбор необходимой документации о земельном участке для постановки на Государственный кадастровый учет;
  • Определение границ;
  • Инвентаризация;
  • Определение рациональности использования земельного участка, организация охраны труда;
  • Образование новых участков;
  • Оценка качества участка и определение возможности его использования под те или иные нужды:
  • Создание и ведение необходимой документации, касающейся земельного участка и его пользования;
  • Проведение различных исследований для определения качества почвы.

Все вышеперечисленные землеустроительные работы производятся для одной цели - создать наиболее точный топографический план и карту участка. Все эти работы состоят из трех этапов:

  • Подготовительный этап. На этом этапе специалисты тщательно изучают предоставленные документы по земельному участку и определяю план проводимых работ. Также составляется задание и договор на проведение землеустроительных работ.
  • Полевой этап. Этот этап получил свое название из-за непосредственного нахождения специалистов на исследуемом участке. В процессе работы производится топографическая съемка, обследуется территория.
  • Камеральный. На этом этапе составляются и обновляются документы по изучаемому земельному участку, на план наносятся возможные коммуникации и сети, необходимые на земельном участке. Заказчику преподносится полный отчет о проделанной работе, согласовывается землеустроительная документация и схемы земельных участков.
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

изменения границ объектов землеустройства;
предоставления и изъятия земельных участков;
определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Комментарий к статье 3
В ст. 3 комментируемого Закона дается перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным.
1. При изменении границ объектов землеустройства:
а) территории субъектов Российской Федерации.
Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 67 п. 3 Конституции РФ);
б) территории муниципальных образований.
Изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
в) территории иных административно - территориальных образований.
Изменение границ закрытого административно - территориального образования производится в порядке, установленном ст. 2 Закона РФ "О закрытом административно - территориальном образовании". Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. В свою очередь, предложение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ. Им же вносятся предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории. Таким образом, решение об изменении границ ЗАТО будет приниматься Федеральным правительством по согласованию с правительством субъекта Федерации;
г) изменение границ территориальных зон, земельных участков, а также частей указанных территорий, зон и участков будет осуществляться федеральными специально уполномоченными органами и территориальными органами в области управления лесными, земельными, водными, геологическими ресурсами, охраны окружающей среды и иными органами (Федеральная служба земельного кадастра, Министерство природных ресурсов), а также органами исполнительной власти субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Изменение границ земельных участков возможно также при слиянии двух и более земельных участков (их частей), при купле - продаже части земельного участка, наследовании части земельного участка и при иных комбинационных вариантах.
2. При предоставлении и изъятии земельных участков.
Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и жилищного строительства (см., например, гл. IV. "Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками" Земельного кодекса РФ; гл. 17 Гражданского кодекса РФ (часть первая)).
Изъятие земель - это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.
Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. "Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ".
3. Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:
- при определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
- выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии (водная эрозия - процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами. Различают линейную (глубинная, овражная) и плоскостную водную эрозию (поверхностная эрозия, смыв почв); ветровая эрозия (дефляция, выдувание) - процессы разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром), селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель (консервация земель - временное выведение из использования по прямому назначению деградированных земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, отходами производства сверх допустимой концентрации из-за невозможности их восстановления в ближайшее время), рекультивации нарушенных земель (рекультивация нарушенных земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель), защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания (под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв), вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.