Закон о малоимущих семьях. Новые критерии малообеспеченности

Помощь малоимущим семьямважный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.

Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Законодательная база

Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзиныминимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).

Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .

Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.

Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.

Виды государственной помощи

Денежные пособия

Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.

Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:

  1. Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
  2. Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
  3. Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.

Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:

  • покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
  • получения детского питания;
  • льготного пользования общественным транспортом;
  • льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
  • компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
  • помощь в поступлении в вуз.

Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.

– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:

  1. Инвалиды детства І и ІІ группы.
  2. Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
  3. Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
  4. Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.

Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.

Жилищные и коммунальные субсидии

Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:

  • собственники жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
  • члены семей всех перечисленных выше категорий.

Исключениями из этого правила являются:

  • граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
  • арендаторы жилья у частных собственников;
  • арендаторы жилья по договору поднайма;
  • отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
  • граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
  • и, соответственно, члены их семей.

Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.

Налоговые и социальные льготы

Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.

Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.

Адресная помощь

Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:

  • ежемесячным или единовременным пособием;
  • социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
  • обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
  • оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.

Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).

Предоставление одежды и других вещей

Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.

Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.

Четко установленной процедуры ее получения не существует.

Региональные особенности

Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.

Чаще всего это:

  • регулярные выплаты;
  • единоразовые пособия;
  • гранты на обучение;
  • надбавки к стипендиям;
  • натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).

Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.

В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.

Благотворительные фонды и центры поддержки

В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:

  • адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
  • натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
  • психологическую и юридическую помощь и т. п.

Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.

Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье

Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:

Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.

Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям


В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы , предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.


2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.


2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Мэра и
Правительства Москвы
www.mos.ru, 11.01.2017

О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

Название документа:
Номер документа: 954-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.01.2017

Вестник Мэра и Правительства Москвы, спец. выпуск N 47, 30.12.2016

Дата принятия: 28 декабря 2016
Дата начала действия: 09 января 2017

Вполне ожидаемо в Москве вводятся расширенные понятия нуждаемости (малообеспеченности) семей - теперь при определении необходимости оказания помощи будут учитываться не только размер доходов членов семьи, но также будет оцениваться уровень имущественной обеспеченности семьи. Это может оказать серьёзное влияние на тех, кто имеет низкий доход, а в реальности является владельцем разнообразного имущества - такие семьи не будут признаваться нуждающимися и малообеспеченными.

Такие положения приняты в опубликованном постановлении Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» .

Согласно этому постановлению Правительства Москвы от 28.12.2016г. №954-ПП утверждается .

Существенные, на наш взгляд, критерии, которые определяют, что семья не будет признана нуждающейся (малоимущей) - краткие выдержки:

1. Наличие недвижимого имущества:
- Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений;
- Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения) и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), ...);
- Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место);
- Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, общая площадь которых превышает 0,2 гектара;
- Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков.

2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники:
- Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, воздушного судна, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним и других видов техники в Российской Федерации;
- Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет;
- Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках:

Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Введение данных критериев безусловно повлияет и на возможность получение мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Публикуем полный текст постановления от 28.12.2016г. №954-ПП согласно официальной электронной версии журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы ".

«О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям»

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» и от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченное) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное™) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

В наше время правительство России прилагает все усилия для того, чтобы обеспечить помощь нуждающимся слоям населения.

Она может выражаться как в виде денег, так и в виде специальных льгот.

Отдельного внимания заслуживают семьи с низким среднедушевым доходом, так как их в России достаточно много и они нуждаются в .

Куда нужно обращаться для признания семьи малоимущей и кто относится к таковым по закону – попробуем разобраться в этой статье.

Кто может претендовать на данный статус

Чтобы определить, действительно ли доходы семьи меньше положенных или нет, необходимо рассчитать ее среднедушевой доход. Это и есть главное условие признания соответствующего статуса для последующего выделения на семью с низким доходом государственных средств.

Также нужно помнить, что семьей считается группа людей, которые живут вместе и ведут совместный быт. Как правило, между людьми в пределах одной семьи присутствуют родственные связи, однако, бывают и исключения.

Если говорить точнее, входить в малоимущие семьи могут мужья и жены, дети, родители, усыновленные и усыновители, бабушки и дедушки, падчерицы и пасынки, мачехи и отчимы, опекуны и их подопечные. Если в семье с низким доходом присутствуют инвалиды, она является или, наоборот, то она имеет право на внеочередное и быстрое получение государственной поддержки и признания статуса малоимущей.

Если у супругов нет детей или у одного из родителей есть ребенок, воспитанием которого он занимается самостоятельно, они тоже могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны власти. А вот мужьям и женам, состоящим в гражданском браке, рассчитывать на подобную помощь не приходится. Более того, даже если супруги официально расписаны, но проживают раздельно, они не имеют права получить помощь государства.

Важен тот факт, что к малообеспеченным семьям относятся только люди, находящиеся в проблемном денежном положении из-за обстоятельств, на которые они не могли повлиять самостоятельно. Если же трудоспособные члены семьи по своей вине испытывают финансовые трудности, не работая по причине нежелания, или же по причине злоупотребления алкоголем (наркотическими веществами), такие люди не имеют права на получение помощи государства.

Порядок и критерии расчета среднедушевого дохода семьи

Нужно заметить, что к доходам относят не только заработную плату, но и различные официальные денежные выплаты, пенсии, вознаграждения за авторство, доходы от недвижимого или движимого имущества, натуральные доходы от ЛПХ (последние выражаются в количестве выращенных или собранных продуктов растениеводства и/или животноводства, а также в количестве произведенной продукции).

Сумма, полученная в результате, делится на 3 месяца, после чего необходимо произвести деление на количество людей в семье. Если в результате деления вы получили число, которое ниже на душу населения в том регионе, где вы проживаете, ваша семья имеет право на получение материальной поддержки со стороны государства.

Рассмотрим пример расчета среднедушевого уровня дохода семьи из Москвы.

В семье у нас есть три человека – мать, отец и несовершеннолетний сын (12 лет). Мы будем учитывать исключительно доходы трудоспособных и совершеннолетних супругов. Общая заработная плата матери за последние 3 месяца составила 46000 рублей, отца – 53000 рублей. Других доходов семья за последние 3 месяца не имела, иначе их необходимо было бы также учесть и добавить к общему числу.

Считаем дальше: 46000 + 53000 = 99000 руб. Делим это число на три (количество месяцев) и получаем следующую цифру 99000: 3 = 33000 рублей. Теперь необходимо разделить результат на количество членов семьи (3), в итоге получаем 33000: 3 = 11000 рублей. Прожиточный минимум на душу населения в Москве по состоянию на 3-й квартал 2018 года составляет 16 260 рублей, следовательно, это больше, чем среднедушевой доход нашей семьи. А значит, эти люди имеют полное право получить статус малоимущей семьи и соответствующую помощь в виде , и от государства.

Поэтапный порядок оформления статуса

Если вы и ваша семья претендует на статус малоимущей, вам нужно обратиться по этому поводу в орган социальной защиты населения , расположенный по месту вашего проживания.

При этом нужно предоставить органу соцзащиты следующий пакет документов :

В течение 14 дней все предоставленные документы будут рассмотрены в обязательном порядке. Если же в результате рассмотрения среднедушевой доход действительно окажется ниже нормы, такая семья мгновенно получит статус малоимущей.

Отказ от присвоения этого статуса может быть только в тех случаях, когда обнаружится, что были поданы фальшивые сведения о составе или о доходах семьи, а также, если за членами семьи числится больше одной квартиры или дома и общая площадь (стоимость) всей недвижимости превышает норму. Если же вы подали правдивые сведения и среднедушевой доход в вашей семье действительно ниже прожиточного минимума, вы получаете соответствующую справку , которая подтверждает то, что ваша семья малоимущая.

Региональные особенности

При подаче документов в управление социальной защиты и подсчете среднедушевого дохода в семье нужно учитывать то, что в каждом регионе прожиточный минимум разный.

Если же для определенного региона уровень прожиточного минимума отсутствует, в таком случае нужно ориентироваться на прожиточный минимум по всей стране (федеральный).

По состоянию на 4 квартал 2018 года прожиточный минимум на душу населения в целом по России составляет 10 213 рублей. В Москве — 16 260 рублей, в Татарстане — 9 450 рублей, в Санкт-Петрбурге — 12 080 рублей, а на Чукотке — 21 606 рублей.

О поддержке малоимущих семей на Ямале рассказано в следующем видеосюжете: