Подача в суд на виновника дтп для возмещения ущерба. Верховный суд рассказал, как найти виновника дтп

Каждый автомобилист знает, что в случае попадания в ДТП, приходиться обращаться в страховую компанию за возмещением имущественного, а то и морального ущерба. В некоторых случаях страховщики не идут на спор и после проведения независимой экспертизы попросту соглашаются с суммой, которую затребовал водитель. Но бывают и такие ситуации, когда приходится обращаться в суд с жалобой на страховую компанию, которая не желает выполнять свои обязательства.

Виновнику автомобильной аварии следует понимать, что в период исковой давности, который установлен на 3 года, пострадавшая сторона может передать к страховой компании (СК) право суброгационных требований. Таким образом, суброгация – это возможность страховщика потребовать от виновника аварии компенсацию за нанесенный ущерб страхователю в размере возмещенной суммы.

К примеру, если СК потерпевшего в результате дорожного происшествия уплатила ему страховку по договору КАСКО, то она вполне способна потребовать от виновника ДТП компенсацию понесенных убытков в размере, что превышает допустимый лимит по ОСАГО, а это более 120 тыс. рублей. С большой вероятность страховщик подаст на вас, как на виновника аварии, в суд ближе к окончанию 3-летнего периода, срока исковой давности. Ведь гораздо интереснее требовать с человека денежное возмещение, когда он уже позабыл о происшествии, не помнит всех нюансов.

Конечно, если на ваше имя было отправлено заказное письмо от страховой компании, в которой находится исковое заявление и повестка в суд, то вы будете лишь задаваться вопросом: после ДТП на меня подали в суд, что делать? Разумеется, для начала нужно просмотреть такой документ как исковое заявление, возможно уже истек срок давности. Если вам все же не повезло, то нужно обязательно явиться на судебное заседание, поскольку в случае неявки суд вынесет решение в пользу страховой компании, то есть истца.

Стоит заметить, что судебные споры по суброгации не всегда заканчиваются успешно для страховых компаний, которые уверенно идут к своей цели. Зная тонкости законодательной базы можно противоборствовать и добиться вынесения решения в свою пользу.

Многие автовладельцы спрашивают: после ДТП на меня подали в суд, как себя вести? Мы готовы дать несколько полезных советов, если вы оказались в столь сложной ситуации.

  1. Нужно в мельчайших подробностях вспомнить о происшествии, которое случилось ранее. Для этого достаточно отыскать сохранившуюся документацию, пересмотреть материалы по делу о ДТП. Возможно, вы удивитесь, когда обнаружите какие-то неточности.
  2. Необходимо изучить документы с заявленной исковой суммой. Это может быть составленная калькуляция по стоимости проведения ремонта авто либо заключение независимого эксперта. Надо проверить, какие повреждения были внесены в документацию. Возможно, туда внесли стоимость замены деталей автомобиля, которые просто не могли выйти из строя в результате небольшого ДТП. Иногда можно обнаружить ошибки в подсчетах, даже по истечению нескольких лет. К примеру, когда указанная сумма восстановительных работ выше нежели стоимость транспортного средства. Стоит заметить, что замена деталей должна быть взята из расчета средних рыночных цен. Таким образом, если у вас возникли какие-то сомнения, то можно заявить о проведении повторной судебной экспертизы.
  3. Можно обжаловать судебный иск от страховой компании, если вы не имели возможности присутствовать на экспертизе, которую проводила страховая компания, но только в том случае, если есть какие-либо доказательства. По правилам страхования, экспертиза должна быть проведена не штатным сотрудником от СК, а независимым экспертом.

Если документально никаких ошибок обнаружено вами не было, то следует отработать другую версию самозащиты в суде. Согласно п.1 ст. 1079 ГК РФ, автомобилисты должны нести ответственность за взаимодействие источников повышенной безопасности солидарно, то есть в равных частях. Поэтому, вам следует доказать лишь факт обоюдной вины в результате столкновения автомобилей, либо уверить суд в том, что в произошедшем ДТП виновником был другой водитель. Таким образом, суд затребует уплатить в страховую компанию сумму ущерба, которая будет разделена на обеих участников ДТП.

Если вы избрали такую тактику защиты своих прав, то стоит позаботиться о сборе доказательств в свою пользу. Следует обратиться в автоинспекцию, где был зарегистрирован ваш случай. Суд может сам затребовать материалы по делу из ГИБДД, если имеется на это ходатайство.

Страховые разбирательства в суде происходят довольно часто. Можно самостоятельно изучить материалы подобных дел, которые имеются в открытом доступе, что помогут ответить на вопрос: как защитить себя, если после ДТП на меня подали в суд? Но в более сложных и запутанных историях следует обращаться к грамотным юристам, которые предоставят вам консультацию и смогут представлять в суде ваши интересы.

После ДТП на меня подали в суд, как себя вести

Как ни крути, а явиться в суд и отстаивать свои права придется. Вам придется побывать на всех судебных заседаниях, если конечно вы не предоставите эту возможность юристу, на которого выписали доверенность. Если не явиться в суд, то будет принято заочное решение в пользу истца.

Что такое суброгация и как она происходит?
Суброгацией называют передачу к страховщику права взыскания компенсации с виновника ДТП за причиненный ущерб страхователю в размере возмещенной суммы. То есть, страховая компания может предъявить вам свои требования, но это совершенно не значит, что нужно со всем соглашаться. Вам под силу:

  • оспорить приписанную сумму;
  • снизить ее;
  • доказать, что вы ничего и не кому не должны.

Самое главное, что следует понимать виновнику ДТП, нужно иметь базовые знания законодательства. Правда, чаще всего они отсутствуют, а поэтому у страховщика больше шансов на победу. Таким образом, в результате ДТП страховая обязует виновного уплатить ее расходы в невероятно завышенных размерах.

Следует рассмотреть документы, в которых была рассчитана сумма на ремонт авто, и понять насколько реальна цена иска, соответствуют ли повреждения автомобиля пострадавшего лица тому, что было в реальности. Иногда совершенно в очевидных ситуациях вас могут попытаться обмануть. К примеру, если вы точно помните, что в результате столкновения с автомобилем потерпевшего была разбита его задняя фара, а в экспертизе фигурирует упоминание о переднем бампере.

Иногда по документации можно столкнуться с запредельно высокой суммой требования по иску, которая даже превышает стоимость самого авто. Может произойти и такое, что СК затребует возместить ущерб, не учитывая изношенность многих деталей.

Таким образом, расчет идет как за новые.
Если вы приходите к юристу и говорите: после ДТП на меня подали в суд как на собственника ТС, что мне делать? То в первую очередь вам предстоит составить письменное ходатайство о проведении новой судебной экспертизы, с чем может помочь адвокат по ДТП. За нее придется уплатить, хотя в некоторых случаях может быть предоставлена рассрочка.

После судебной экспертизы, как правило, ситуация несколько проясняется. Правда, и в этой сфере деятельности встречаются неопытные специалисты. Если вас угораздило столкнуться именно с таким экспертом, который может предоставить в суд только необоснованное заключение, то стоит продолжать отстаивать свои права.

Без разницы, какой был причинен ущерб, что затребуют с вас в суде, стоимость нашей работы для вас будет складываться исходя из различных факторов: деятельность в Москве, выезд в суд, сумма за выезд по области.

Эта стоимость включает в себя:

  • консультацию юриста;
  • представление на судебном заседании ваших интересов;
  • оформление письменной документации, заявлений и ходатайств;
  • анализ имеющихся документов.

Что не стоит делать, чтобы не подали в суд

Некоторые предприимчивые автовладельцы пытаются обогатиться за счет виновника ДТП и страховой компании. К примеру, это может произойти, если они намереваются взять компенсацию со страховой компании и затребовать возмещения ущерба с виновного. Да только обмен может быть легко открыт и такие деятели окажутся в зале суда по статье за мошенничество.

Если вина в ДТП полностью ваша и вы решили договориться о компенсации с пострадавшим на месте, то при передачи денежного возмещения следует затребовать с него расписку.

Важно! Срок исковой давности составляет 3 года. По истечении этого времени дела о суброгации не могут быть заведены страховой компанией.

Чтобы избежать дел по суброгации со страховщиком, следует:

  • придерживаться на дороге ПДД и избегать аварийных ситуаций;
  • заключить договор страхования ответственности на как можно большую сумму;
  • присутствовать при осмотре транспортных средств на предмет повреждения.

Если вы получили от страховщика заявление о необходимости выплат в порядке суброгации и у вас возникает вопрос: после ДТП на меня подали в суд, что делать, то лучше обратиться к специалистам.
Суброгация не столь страшна как может изначально показаться. Стоит лишь упомнить, что СК может затребовать сумму к взысканию, которую он выплатил, но с вычетом процента износа имущества. Суброгация может быть применена лишь согласно договору имущественного страхования, в остальных случаях это незаконно, а требования страховщика ничтожно.

Любой водитель по той или иной причине может оказаться в сложной ситуации на дороге.

Нарушения ПДД, езда в нетрезвом виде обязательно повлекут за собой ряд наказаний. Лишение водительских прав – одна из самых строгих мер наказания для любого автовладельца.

Перспектива остаться без права на управление ТС в течение 1-3 лет не радует ни одного водителя.

Если подобная неприятность всё же случилась, следует знать, как себя вести и как в целом проходит суд по изъятию водительских прав в 2019 году.

С 01.09. 2013 г. в КоАП РФ были сделаны поправки в соответствии с ФЗ- №196. Изменения касаются процедуры лишения и возврата водительского удостоверения.

Только судебные органы вправе лишить автовладельца водительского удостоверения. Какой бы ни была степень совершённого правонарушения, документы остаются у него на руках вплоть до решения суда. Инспектор же вправе всего лишь проверить удостоверение у водителя, но не принять решение о лишении прав.

До 2013 года сотрудник ГИБДД составлял протокол, изымал права, выдавая взамен водителю временное разрешение на управление ТС. Всё это происходило прямо на месте задержания.

Теперь досудебный процесс проходит следующим образом:

  1. Инспектор задерживает нарушителя.
  2. Оформляет протокол о правонарушении.
  3. Собирает все необходимые доказательства (показания свидетелей, фото, видео и т. д).
  4. Всю документацию передает в суд.

К протоколу сотрудник ГАИ прилагает все собранные доказательства вины ответчика:

К лишению водительских прав приводят более 10 правонарушений (гл. 12 КоАП РФ):

Если в случае неправильно организованной перевозки груза водителя могут только оштрафовать, то при наличии в крови алкоголя, скорее всего, лишат удостоверения.

Видео: Лишение водительских прав. Как не стоит поступать на дороге?

Итак, инспектор ГИБДД направляет протокол и все сопровождающие его документы в судебные органы.

Протокол рассматривается в течение 15 дней, после чего водитель получит повестку из суда.

Не стоит радоваться, если вы не получили повестку, хотя ознакомлены с протоколом, составленным сотрудником ГИБДД. Наверняка, уведомление о суде просто до вас не дошло.

Суд, конечно, можно пропустить, но тогда у вас не будет шанса оспорить своё правонарушение.

Чтобы этого не произошло, самостоятельно узнайте дату проведения суда. С этой целью можно обратиться лично в отделение ГИБДД или зайти на сайт Госавтоинспекции и ввести реквизиты водительского удостоверения в поиск.

Место проведения суда

Дела об аресте водительских прав рассматриваются мировыми судьями .

Протокол направляется в отделение суда, которое ближе находится от места правонарушения или аварии. Но если автовладельца это не устраивает, то он вправе подать ходатайство о переносе рассмотрения его дела по месту регистрации.

Подобную просьбу можно вписать в протокол, который составляет инспектор ГИБДД на месте задержания. Можно также направить в суд письмо и заявление с такой же просьбой.

После того как протокол попадает в суд, мировой судья принимает все материалы, собранные инспектором ГИБДД, к производству. Он устанавливает дату и время проведения судебного разбирательства и оповещает об этом нарушителя через повестку.

Автовладелец в ходе рассмотрения дела имеет полное право на изучение всех материалов следствия, чтобы представить суду свои объяснения и доказательства. Как водителю вести себя на суде?

Перед началом разбирательства судья обязан разъяснить права и поинтересоваться, имеется ли у водителя ходатайство. Если письменное объяснение имеется, то нужно подать ходатайство о его приобщении к материалам дела.

Если вы обнаружили в протоколах или действиях работников ГИБДД нарушения, обязательно укажите их суду.

Часто в суде в качестве свидетеля выступает сотрудник ГИБДД, который оформлял протокол. Необходимо противостоять его позиции, требовать разъяснения по каждому пункту, указывать на нарушения и ни в коем случае не оправдываться.

Подавайте ходатайство об исключении или признании недействительным любого документа, если он был составлен с нарушениями закона. Если какой-либо документ отсутствует, то можно подать ходатайство о запросе нужной бумаги и переносе сроков суда.

В том случае, если судья не примет ходатайство, его действия следует обжаловать.

На завершающем этапе суда можно предоставить письменное ходатайство о приглашении в суд своих понятых и свидетелей, если таковые имеются.

Даже если принято решение об аресте прав, его можно обжаловать . Если доказательств будет недостаточно, производство по делу о лишении прав будет прекращено.

Многие спрашивают: а что будет, если водитель не явится в суд на разбирательство по своему делу?

Скажем прямо: никаких санкций в этом случае не предусмотрено. Если водитель не явился на заседание суда, дело будет рассмотрено единолично судьёй.

Но надо понимать, что, не явившись на суд, водитель лишает себя возможности доказать свою невиновность.

В этом случае решение будет принято судьёй только на основе тех фактов и материалов, которые передал сотрудник ГИБДД. И вполне очевидно, каким будет результат.

Если же водитель придёт на заседание со своими фактами и доказательствами, то ход судебного разбирательства можно будет изменить.

На решение суда влияют:

  1. Сведения о нарушениях при задержании и оформлении протокола.
  2. Водительский стаж.
  3. Чистосердечное признание вины.
  4. История вождения (наличие или отсутствие предыдущих нарушений).
  5. Видео- и фотосъёмка с места происшествия.

Водители, не пришедшие на заседание суда, могут узнать о решении по делу несколькими способами. Сведения можно получить:

  • в любом отделении ГИБДД лично;
  • через письмо в Госавтоинспекцию;
  • на ближайшем посту ДПС;
  • в канцелярии отделения суда;
  • по интернету: через сайты ГИБДД (www.gibdd.ru), ФССП (fssprus.ru), Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru).

Иногда оповещения о решении дела приходят на электронную почту водителя.

Если судья решит оставить право управления ТС за водителем при наличии смягчающих обстоятельств, то максимальным наказанием может стать уплата штрафа. В этом случае водитель получит на адрес регистрации квитанцию об оплате штрафа.

Если водитель, получивший извещение о лишении прав, продолжает ездить на авто более 10 суток после Постановления суда, то инспектор ГАИ будет вправе его оштрафовать прямо на месте задержания.

Размер взыскания в 2019 году составляет 30000 рублей; альтернативное решение — лишение свободы на 15 суток или отработка 100 — 200 часов на «благо общества» (ст. 12.7 КоАП РФ).

В законодательстве РФ имеется пункт, касающийся срока давности дел по нарушению ПДД.

Если материалы дела вовремя не были переданы в судебную инстанцию или суд не вынес Постановление в срок, то дело будет автоматически закрыто.

В статье 4.5 КоАП оговаривается срок давности по рассмотрению правонарушений, связанных с изъятием прав. Этот срок составляет 1 год.

Бывает, что нарушители пытаются намеренно отсрочить рассмотрение дела, всячески избегая получения повестки. Но чаще всего это заканчивается принятием решения в одностороннем порядке, без присутствия водителя.

Когда решение вступает в силу?

Срок вступления в силу данного решения регулируется статьёй 31.1 КоАП и наступает по истечении 10 дней с момента издания Постановления. Однако это касается тех случаев, когда водитель не обжалует решение суда.

Сдать своё удостоверение водитель обязан в течение 3 дней с момента вступления в силу решения суда об аресте водительских прав. Отсчитывается срок лишения со дня сдачи документа.

Также не стоит забывать, что водительское удостоверение хранится в ГИБДД максимум 3 года . Если в течение 3 лет автовладелец не успел подать письменное заявление с просьбой о возврате прав, документ аннулируется.

Водителю придётся восстанавливать права, возможно, даже со сдачей всех экзаменов по вождению.

Выиграть суд можно, если сотрудниками ГИБДД были допущены грубые нарушения в ходе привлечения к административной ответственности, такие как:

  • отсутствие понятых;
  • ошибки при составлении протоколов;
  • отсутствие подписи водителя об ознакомлении со ст. 51 Конституции РФ;
  • водителя не ознакомили с порядком проведения медицинского освидетельствования.

Если водитель уверен в своей невиновности, то ему не стоит признавать вину в суде. Кроме того, можно ходатайствовать о переносе дела на другую дату для предоставления дополнительных доказательств и консультации с юристом.

В течение 10 дней после издания Постановления автовладелец вправе подать апелляционную жалобу.

Чтобы увеличить шансы на благополучный исход дела, необходимо нанять адвоката и собрать все факты, свидетельствующие в пользу водителя, а также обстоятельства, которые могли повлиять на управление автомобилем.

Это могут быть такие факты, как:

  • низкое качество дорожного полотна, наличие ям;
  • неисправный светофор;
  • отсутствие предупреждающих знаков;
  • необработанное полотно дороги в гололедицу;
  • нарушения действий рабочих на дороге и прочие факторы.

Если отыскать много оправдательных доказательств в пользу водителя, то есть шанс сократить срок ареста удостоверения до нескольких месяцев либо обойтись денежным штрафом.

Конечно, садиться за руль будучи в подпитии нельзя ни в коем случае. И это должен для себя уяснить каждый водитель. Тогда и санкции в виде лишения прав не последует.

А что касается других правонарушений, то здесь многое зависит от воли случая, и если это так, то смело заявляйте в суде о своей невиновности и действуйте примерно так, как описано в нашей статье.

Видео: Лишение водительских прав в суде

Скачать:

Вас заинтересует:


20 Comments

    имеет ли право сотрудник дпс при задержании водителя управлявшего автомобилем вне трезвом виде не составляя не каких письменных документов о задержании т.с.передавать управление третип лицам причем даже не сотруднику дпс и не объяснив причин задерживать намерино продливать срок хронения на штраф стоянке с целью набирания пений за хранения автомобиля и можно ли это обжаловать в суде

Возмещение ущерба, причиненного в результате аварии, не во всех случаях возлагается на страховую компанию. Зачастую автомобилистам приходится обращаться в судебные органы, чтобы установить лицо, обязанное возместить вред, причиненный его машине. Сумма ущерба может быть взыскана с виновника ДТП, а в некоторых случаях, с собственника автомобиля, который не был участником дорожно-транспортного происшествия.

Когда платит виновный в аварии?

Обязательства, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате аварии, возлагаются на страховую компанию, при условии, что участники ДТП застраховали свою ответственность. В законодательстве указывается максимальная сумма, которая может быть выплачена пострадавшей стороне. Если причинен физический вред, вплоть до наступления смерти - возмещение производится в размере, равном 500 тысячам рублей. При вреде, носящем имущественный характер, выплачивается 400 тысяч.

Во внимание не принимается факт, скольким людям был причинен ущерб в результате аварии, то есть обратиться за возмещением может каждый из пострадавших.

Страховая компания может отказать в выплате возмещения, если лицо, признанное виновным в совершении ДТП, находилось в состоянии опьянения в момент столкновения, если виновник не имеет водительского удостоверения, если инцидент произошел в период, не входящий в страховку. Стоить отметить, что отказ на данных основаниях, является неправомерным. Если виновный не имел водительских прав или был пьян - страховая обязана возместить ущерб, после чего имеет право на обращение в суд с иском в регрессном порядке к виновнику аварии. Если человек забыл дома полис, и в это время произошла авария, возмещение также производится, при условии что у виновника имеется действительное ОСАГО и известны его реквизиты.

Виновное лицо будет возмещать ущерб, если размер возмещения превышает установленный законодательством максимум (оплачивается сумма в части превышения), если вред причинен не во время движения, к примеру, когда водитель неосторожно открыл дверь и поцарапал рядом стоящую машину, если осуществляется взыскание морального вреда, носящего моральный характер, и если у виновного отсутствует действующий полис ОСАГО. При этом если человек в момент аварии находился за рулем автомобиля, принадлежащего другому человеку, обязательства, связанные с возмещением вреда возлагаются на хозяина машины.

Досудебное урегулирование

Чаще всего целесообразным будет заключить с виновником , на основании которого будут производиться выплаты. Связано это с тем, что дела в суде рассматриваются на протяжении длительного периода времени. Соглашение может быть составлено сторонами самостоятельно, либо с помощью нотариуса. В нем указывают данные сторон, обстоятельства аварии, порядок возмещения. Виновник каждый раз выплачивая пострадавшему ущерб, должен получать , в противном случае доказать факт выплаты будет невозможно. Пострадавшая сторона, несмотря на заключенное (или не заключенное) соглашение, может подать иск в суд. Судья в зависимости от обстоятельств дела может полностью или частично удовлетворить иск или оставить его без удовлетворения. Далее будут рассмотрены случаи из судебной практики с различными судейскими решениями по искам о возмещении материального ущерба.

Дело № 2-6533/2017 - иск удовлетворен частично

В декабре 2017 года судом города Санкт-Петербурга был рассмотрен иск гражданина Р. к гражданину Х. о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, а также расходов, носящих судебный характер. В результате столкновения, произошедшего по вине Х. автомобилю, который принадлежал Р., причинен ущерб. На основании административного постановления Х. признан виновником аварии. Ответственность Х. на момент совершения аварии застрахована не была.

Р. произвел независимую экспертизу, по результатам которой стоимость ремонта его машины составила 53 тысячи рублей. Истец требовал возмещение вреда, причиненного автомобилю, а также расходов, связанных с судебным рассмотрением дела. Р. и Х. явились на заседание суда. Истец поддержал выдвинутые требования, Х. заявил, что не согласен с ними, так как они завышены, указывая на то, что экспертиза проведена спустя неделю после ДТП и за это время автомобилю могли быть причинены повреждения. Доводы ответчика не были приняты во внимание судом, так как не были обоснованы. Судом было принято решение требования удовлетворить частично. С Р. взысканы денежные средства за причиненный ущерб в размере 53 тысяч рублей, расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 6 тысяч, оплата госпошлины, а также направление телеграммы виновнику. Остальные требования отклонены.

Дело №2-6652/2017 - иск удовлетворен

В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск ООО «Сельта» к гражданину В. о возмещении вреда, причиненного в результате аварии, расходов на оплату госпошлины. ДТП произошло по вине В., который занимал должность водителя-экспедитора в ООО. В. виновность свою признал и указал, что оплатит причиненный ущерб в добровольном порядке. Спустя определенный период времени, требования ООО удовлетворены не были, по этой причине произошло обращение в суд. Ответчик на заседание суда не явился, хотя был уведомлен надлежащим образом, причины неявки, и доводы по делу не сообщил. Представитель истца на суде присутствовал и требования поддержал.

Суд счел требования ООО подлежащими удовлетворению, поскольку были представлены доказательства того, что В. осуществлял в ООО трудовую деятельность на основании договора, было предоставлено заключение экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, чек об оплате государственной пошлины. Виновность В. подтверждается на основании административного постановления. Иск удовлетворен полностью, с виновного взыскана сумма в размере 57 тысяч на ремонт машины и 1963 рубля в качестве оплаты госпошлины.

Дело № 2-5249/17 - иск удовлетворен частично

В ноябре 2017 года Красносельским судом Санкт-Петербурга рассмотрен иск гражданина С. к гражданину П. о возмещении стоимости ремонта авто в размере 316 тысяч рублей, расходы на представительские услуги - 36 тысяч, проведение экспертизы - 4 тысячи, услуги эвакуатора - 2,5 тысячи. Авария произошла по вине П. Страховая компания отказалась возмещать причиненный автомобилю ущерб, так как ответственность П. не была застрахована.

На судебное заседание явился представитель истца, который поддержал ранее выдвинутые требования. Ответчик не явился на суд, о времени и месте был извещен в надлежащей форме. Причины неявки не указаны. Судом рассмотрены имеющиеся материалы дела, в том числе административное постановление, на основании которого установлена вина П. в совершении ДТП. Истец требования подтвердил документально.

Принято решение удовлетворить требования С. частично. С П. взыскана сумма ущерба, причиненного автомобилю, в размере 316 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы 4 тысячи, оплата госпошлины 6425 рублей, сокращена сумма на оплату услуг представителя до 20 тысяч. В удовлетворении остальных требований было отказано.

Дело № 2 – 4610/2017 - иск удовлетворен

В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск о возмещении причиненного ущерба. Истцом выступило ООО «Сервис Тур», ответчиком - гражданин М. ООО было указано в исковом заявлении о том, что между ним и М. было заключено соглашение о прокате автомобиля без экипажа. М. был предоставлен автомобиль марки Тойота во временное пользование, за что М. должен был уплачивать установленную плату. Основание передачи машины стал акт приема-передачи.

Согласно заключенному договору М. не имел права передавать арендованное авто в пользование других лиц, однако сделал это. В результате чего К., управляя указанной машиной, совершил дорожно-транспортное происшествие. Автомобилю были причинены повреждения, по причине которых дальнейшая сдача в аренду невозможна. В соответствии с договором ответственность за сохранность автомобиля возложена на арендатора.

ООО направило М. претензию о возмещении причиненного вреда в добровольном порядке, однако оплаты не последовало. Согласно проведенной экспертизе стоимость возмещения авто составила 625 тысяч рублей. Также ООО просило взыскать с ответчика расходы на проведение экспертизы в размере 6 тысяч, оплаты госпошлины в размере 9517 рублей, оплаты представительских услуг - 35 тысяч, почтовые расходы - 400 рублей.

Ответчик на суд не явился, представитель ООО на заседании присутствовал, требования поддержал. Судом на основании оценки представленных доказательств, в том числе заключения экспертизы относительно стоимости ремонта, документального подтверждения виновности М. в ДТП, чеков и квитанций, свидетельствующих об оплате ООО прочих расходов, принято решение требования ООО удовлетворить, с М. была взыскана сумма причиненного ущерба в размере 625 тысяч рублей, оплата госпошлины 9517 рублей, проведение экспертизы - 6 тысяч, расходы на представителя с учетом требований разумности сокращены до 20 тысяч рублей.

Заключение

Таким образом, на основании искового заявления о возмещении материального ущерба, а также учитывая обстоятельства происшествия и доказательную базу, суд, руководствуясь статьями Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, выносит решения по делам о возмещении материального ущерба, полученного в результате ДТП. При этом учитывается множество факторов, в том числе степень вины сторон.

Статья 264 УК РФ определяет такое понятие, как нарушение правил дорожного движения с пострадавшими. Также есть нормы в административном кодексе, которые определяют нарушения правил движения и формирование последствий в виде аварийной ситуации. Суд по ДТП в обязательном порядке рассматривает все нюансы дела, осуществляет проверку технической экспертизы, оценивает ситуацию, опрашивает стороны дела, а также свидетелей. Таким образом, суду удается восстановить объективную картину происшествия и принять рациональное, законное и правильное решение.

Как осуществляется суд по ДТП?

  1. Изначально суд осуществляет изучение всех документов, а также требований, которые были предъявлены к нарушителю;
  2. После чего, в обязательном порядке осуществляется процесс опроса водителя, потерпевших, свидетелей;
  3. Также осуществляется процесс изучения всех представленных доводов, доказательств, фактов и пр.
То есть, как вы имеете возможность видеть, суд крайне детально подходит ко всем аспектам изучения дела. Ведь изначально, самое главное – определить виновника, а также степень его вины.

Например, бывают ситуации, когда виновник происшествия просто не имел возможности осуществить иные действия, именно по этой причине, обвинения в данном случае могут быть полностью с него сняты, или же степень наказания в данном случае будет минимальной. Кроме всего прочего, имеет место оговор, самооговор и пр. Поэтому, суд непременно осуществляет процесс проведения судебного следствия, на основании которого можно восстановить объективную картину происшествия и принять правильное решение.

Защита в суде

Отметим, что нередко возникает формирование уголовных дел по ДТП, и как вы понимаете, в данном случае, вам непременно потребуется качественная и грамотная защита, особенно в том случае, если по стечению обстоятельств обвинение выдвинуто неправомерно. Конечно же, можно самостоятельно изучить максимальное количество литературы по данному вопросу, можно постараться самостоятельно проработать тактику защиты своих интересов. Тем не менее, вряд ли вы сможете полноценно защищать себя без углубленных познаний законодательства. Именно по этой причине, вам непременно нужно воспользоваться помощью специалистов. При этом, впоследствии затраченные средства вы можете, посредством ходатайства, вписать в судебные расходы, которые должны будут вам компенсироваться от имени истинно виновного лица.

Основное направление деятельности суда – восстановить истину и применить разумное наказание с учетом особенностей правонарушения. Ваша основная задача – собрать как можно больше фактов и доказательств, определяющих вашу правоту. А вот если вы используете помощь юриста, то вы еще и получите грамотное манипулирование законодательной базы, с целью вашего полного оправдания.


В административном и уголовном кодексе указывается на то, что все дела по ДТП рассматриваются исключительно судами общей юрисдикции. Основанием для открытия дела выступают...

Фото с сайта aifudm.net

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев» . Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова - оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд . Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли - положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский . По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией