Кто может проводить экспертизу транспортного средства. Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238
"Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

2. Возложить на Министерство транспорта Российской Федерации координацию деятельности органов исполнительной власти в области организации независимой технической экспертизы транспортных средств.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в установленном порядке разработать и утвердить:

совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации - условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам;

совместно с Министерством образования Российской Федерации - требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.

При разработке и утверждении указанных нормативных правовых актов иметь в виду необходимость максимально широкого привлечения профессиональных объединений, союзов и ассоциаций к переподготовке, повышению квалификации и аттестации экспертов-техников.

4. Возложить на Министерство юстиции Российской Федерации ведение государственного реестра экспертов-техников.

Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации утвердить порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

5. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации принять меры по организации, методическому и информационному обеспечению проведения независимой технической экспертизы транспортных средств.

6. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществлять анализ и обобщение опыта работы в области организации и проведения независимой технической экспертизы транспортных средств для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию указанной деятельности.

Правила
организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238)

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720).

2. Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется - экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.

Проведение экспертизы может быть организовано независимо от экспертизы, назначаемой и проводимой в соответствии с гражданским процессуальным , арбитражным процессуальным , уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется - судебная экспертиза).

При наличии в выводах судебной экспертизы сведений, позволяющих страховщику решить вопросы, необходимые для выплаты страхового возмещения, экспертиза может не проводиться.

3. Экспертиза организуется и проводится в отношении транспортного средства потерпевшего или страхователя, признаваемых таковыми Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4. Проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а в случаях, указанных в пункте 4 статьи 12 этого Федерального закона, - потерпевшим.

5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется - государственный реестр).

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

6. Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.

7. Для проведения экспертизы страховщик (потерпевший) обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении экспертизы обязательно указываются:

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего - физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы.

8. Эксперт-техник (экспертная организация) не может проводить экспертизу (участвовать в проведении экспертизы), если:

является учредителем, собственником, акционером, страхователем или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве или свойстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации;

имеет прямую или косвенную заинтересованность в результатах экспертизы.

9. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком (потерпевшим) с учетом требований статей 12 и Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

10. Оплата услуг эксперта-техника (экспертной организации), а также возмещение иных расходов, понесенных им в связи с проведением экспертизы, производятся за счет страховщика (потерпевшего) в соответствии с заключенным договором.

11. Эксперт-техник (экспертная организация) обязан вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы и выданных экспертных заключений. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

12. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору эксперт-техник (экспертная организация) несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством Российской Федерации и договором.

13. За составление заведомо ложного экспертного заключения эксперт-техник несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

14. По каждому заключенному договору о проведении экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

15. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

16. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право:

запрашивать у страховщика (потерпевшего) и третьих лиц информацию, необходимую для проведения экспертизы;

получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы;

привлекать с письменного согласия страховщика (потерпевшего) к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

17. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан:

сообщать страховщику (потерпевшему) о невозможности своего участия в проведении экспертизы вследствие возникновения обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящих Правил;

обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

18. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.

19. В экспертном заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);

дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

основание для проведения экспертизы;

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы;

нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;

описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);

обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование.

20. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

21. В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами экспертизы им может быть организовано проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (экспертной организации). Расходы, связанные с назначением и проведением повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, оплачиваются за счет средств инициатора проведения такой экспертизы, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином.

22. Страховщик (потерпевший) вправе уведомить орган (должностное лицо), проводивший профессиональную аттестацию эксперта-техника, на основании которой этот эксперт-техник включен в соответствующий государственный реестр, о факте некачественной подготовки им (или с его участием) экспертного заключения. К указанному уведомлению должны быть приложены копии заключений первоначальной и повторной (в том числе комиссионной) экспертизы.

Экспресс оценка реального ущерба

Независимая техническая экспертиза транспортных средств

Уже довольно долго наблюдается практика занижения выплат при повреждении транспортных средств в ДТП. В результате полученная владельцем пострадавшего автомобиля сумма не компенсирует затрат на его ремонт. Изменить такую ситуацию поможет наша компания. В перечне услуг одной из самых востребованных является независимая техническая экспертиза автомобилей.

Предназначена независимая техническая профессиональная экспертиза ТС для разрешения разнообразных споров. Заинтересованными лицами в таких конфликтах могут быть изготовители и продавцы транспортных средств, страховые компании, виновники ДТП, владельцы ТС, пострадавших в аварии, и пр. Результатом экспертизы автомобиля становится обоснованное заключение о состоянии ТС, наличии существенных недостатков, повреждений и дефектов. При этом выводы экспертизы принимаются судом в качестве аргументированного доказательства позиции сторон. Более того, в спорных случаях судья сам может потребовать провести экспертизу вашего ТС.

Мы окажем вам необходимую поддержку. Вам требуется независимая техническая экспертиза транспортного средства? Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Наш адвокат по ДТП поможет подать досудебную претензию, подготовить иск в суд или оспорить вердикт суда на основании, которое даст независимая техническая экспертиза автомобиля.

Когда нужно проведение экспертизы технической автомобилей

Необходима техническая экспертиза автомобиля чаще всего в тех случаях, когда ТС пострадало в ДТП. Очень многие водители приобретают полис КАСКО и в обязательном порядке ОСАГО. Следовательно, почти всегда транспортная экспертиза проводится при участии страховщика. И в этом случае нелишним будет убедиться, что техническая экспертиза автомобилей является объективной. В этом может помочь независимая техническая экспертиза автомобиля, которую проведёт специалист, не связанный партнёрскими отношениями со страховщиком.

В соответствии с законодательством, если транспортное средство является застрахованным, то при его повреждении владелец не имеет права производить ремонт, пока не будет проведена транспортная экспертиза автомобиля, попавшего в аварию. При этом техническая экспертиза автомобилей должна быть организована страховщиком в течение пяти рабочих дней после подачи информации о происшествии. Если этого не произошло, то независимая техническая экспертиза ТС может быть заказана владельцем автомобиля самостоятельно. При этом вы можете сэкономить своё время и получить выплату в максимально короткие сроки, если независимая экспертиза транспортного средства будет произведена одновременно с оценкой, проводимой страховщиком. Расходы на организацию экспертизы транспортного средства должны быть возмещены либо виновником аварии, либо страховщиком.

Следующий повод, чтобы была проведена транспортная экспертиза, – лимит ответственности по ОСАГО превышен. Наша компания в этом случае поможет вам взыскать сумму на ремонт автомобиля с виновника ДТП. А для доказательства вашей правоты необходима транспортная экспертиза. При этом мы позаботимся о соблюдении регламента подобного осмотра и пригласим виновную сторону на эту проверку.

Ещё одна причина, по которой транспортная независимая экспертиза автомобиля сегодня весьма востребована: практически всегда сумма выплат составляет от 30 до 90% от реального размера ущерба. В таких ситуациях независимая техническая экспертиза автомобиля является единственным законным способом отстоять свои интересы. Если подвести итог, то можно сделать вывод, что требуется подобная экспертиза любых транспортных средств, пострадавших в результате аварии. И проводить её нужно в соответствии с порядком, определённым в законе. В противном случае результаты такой экспертизы ТС могут быть не приняты во внимание.

Когда важна независимая экспертиза транспортных средств

Сегодня такая техническая экспертиза ТС - это самая распространённая транспортная экспертиза, которой могут подвергаться любые средства передвижения. Значимость её обусловлена тем, что такая экспертиза вашего автомобиля позволяет установить перечень работ, необходимый для восстановления его первоначального состояния, сумму, в которую обойдётся подобный ремонт, приобретение запчастей и материалов. При этом транспортная экспертиза автомобиля нужна:

  • пострадавшим в ДТП;
  • виновникам аварии.

Единственный способ защитить свои интересы, будь то полная сумма выплаты или объективные незавышенные размеры ущерба, – техническая экспертиза ТС. Наша компания поможет в её организации. В первую очередь вам стоит прибегнуть к нашим услугам, если вы считаете, что страховщик неправильно определил реальный размер ущерба. Обращайтесь к нам и изложите свою проблему. Нашим специалистам по плечу экспертиза любых транспортных средств. И на основании полученного заключения экспертизы мы решим ваш спор со страховой компанией.

Где должна проводиться независимая техническая экспертиза транспортных средств

Проводится подобная экспертиза транспортных средств в тех случаях, когда вам нужно получить официальное заключение о реальном состоянии вашего автотранспорта. И лучше всего, если экспертиза ТС будет проведена нашими специалистами. Ведь к вашим услугам будет не только независимая недорогая техническая проверка, но и правовая помощь по защите ваших законных требований.

Мы специализируемся в области поддержки автовладельцев, попавших в сложную ситуацию. Просто позвоните нам сейчас и мы оперативно проведём независимую техническую экспертизу. Такие работы у нас выполняют квалифицированные специалисты, имеющие необходимые сертификаты, техническое оборудование и знания законодательства.

Если вы попали в ДТП и столкнулись с необходимостью определения размера ущерба, квалифицированная экспертиза техническая - это именно то, что вам нужно. Просто наберите наш номер телефона и убедитесь – ваши интересы в надёжных руках.

Экспертиза технического состояния транспортных средств является одной из задач автотехнической экспертизы. Непосредственная её цель - выявление наличия или отсутствия неисправностей автомобиля.
Исследованию подлежат следующие основные элементы транспортного средства: двигатель, коробка передач, шасси, бампер, электроприборы, подвеска, ходовая часть и другие детали. Наиболее часто проводят экспертизу двигателя и его мощности.

В данном виде экспертизы ТС выделяют три направления:

  • экспертиза в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием;
  • экспертиза, связанная с делами о защите прав потребителя;
  • экспертиза для нужд АХО предприятия (для списания с баланса).

Для Государственных заказчиков мы оказываем услуги согласно действующему Законодательству в соответствии с Федеральными закономи 94-ФЗ и 223-ФЗ. Оферты размещены на специализированных порталах.

Диагностика проводится современными методами, позволяющими обнаружить неисправности и элементы ТС, состояние которых привело (либо может привести) к нарушению нормального функционирования всей системы. Таким образом, экспертиза технического состояния ТС необходима для решения спорных вопросов между сторонами. Можно заказать экспертизу как отдельных частей автомобиля, так и технического состояния всей машины в целом.

После диагностики и исследования, в случае обнаружения дефектов определяется их происхождение (заводской это брак, либо приобретённый в процессе эксплуатации).

Если выясняется, что неисправность заводская, то эксперты выявляют время и причины её образования (проектирование, конструирование, ошибки при сборке и т.д.). При возникновении таких недостатков в гарантийный период пользования ТС, они должны быть устранены изготовителем, либо его представителем. В случае недостатков технического состояния, появившихся в процессе некорректной эксплуатации, выясняют, в чём конкретно она выражалась.

В процессе проведения осмотра и диагностики составляется акт, в котором фиксируется состояние транспортного средства, производится фотографирование. Заказчик (его представитель) имеет возможность принимать участие в осмотре автомобиля и обращать внимание автоэксперта на те дефекты, которые, по мнению клиента, он не учёл.

Одним из направлений деятельности компании АВАНТ-Эксперт является проведение независимой экспертизы технического состояния ТС любой степени сложности и в достаточно сжатые сроки. В компании работают только опытные высококвалифицированные специалисты.

С клиентом подписывается договор о проведении независимой экспертизы. Согласовывается время и место для осмотра транспортного средства.

После её проведения заказчику выдаётся заключение специалиста в данной области, являющееся официальным документом. Стоимость экспертизы напрямую зависит от объёма работ и типа транспортного средства. Предварительную консультацию по всем вопросам можно получить по телефону.

Независимая экспертиза решает для владельца транспортного средства множество проблем. В случае возникновения разногласий по экспертизе с третьими сторонами представитель АВАНТ-Эксперт будет отстаивать интересы заказчика в суде. Обращение к опытному эксперту гарантирует проведение справедливой оценки и полный объём выплат.

Стоимость услуг по оценке (экспертизе) технического состояния транспортных средств

Внимание!!! Стоимость в таблице указана ориентировочная, может меняться в зависимости от количества поставленных вопросов и сложности проведения исследования (необходимость компьютерного моделирования, осмотров транспортных средств, места происшествия, дополнительного исследования комплектующих и т.д.).

Услуги

Стоимость заключения Сроки выполнения

Определение технического состояния автомобиля для целей списания с баланса предприятия (включая составление акта осмотра ТС, фотографии)

Определение технического состояния кузова методами неразрушающего контроля (проявление коррозии на деталях кузова)

Экспертиза качества ремонта автомобиля (не качественно выполненный кузовной ремонт, окраска, потеки, шагрень, разнотон)

Экспертиза технического состояния системы безопасности автомобиля (не сработали подушки безопасности)

Экспертиза технического состояния автомобиля после пожара (причины возгорания)

до 30 дней

Экспертиза узлов и агрегатов транспортного средства (узлы и агрегаты, за исключением двигателя и КПП - причины выхода из строя)

от 20000 руб.*

Экспертиза узлов и агрегатов транспортного средства (двигатель, КПП - причины выхода из строя)

от 50000 руб.*

Сопутствующие услуги

Работа эксперта на СТОА свыше 1 часа

1000 руб./час

Выезд эксперта в пределах МКАД

Выезд эксперта за МКАД до 50 км.

Выезд эксперта за МКАД до 100 км.

Выезд эксперта за МКАД до 200 км.

Выезд эксперта на расстояние более 200 км. в пределах Российской Федерации.**

Суточные 1000 руб. в день +
проезд туда-обратно (купе скорого
поезда, либо самолет) + проживание.

Минимум 3 дня

* Услуга включает работу эксперта на СТОА не более 1 часа (осмотр, фотографирование, необходимые замеры, составление акта осмотра при необходимости).

** Cрок командировки минимум 3 дня. Оплата проживания и проезд возможно в натуральном виде - билеты и гостиница.

В соответствии с пунктом 5.2.53.15 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 52, ст. 5587; 2008,N 8, ст. 740; N 17, ст. 1883; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18, ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935; N 26, ст. 3801, 3804; N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922), приказываю :

Утвердить Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

Министр И.Е. Левитин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от __ февраля 2012 г. N ____

ПРАВИЛА
проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее - Правила) разработаны в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) колесных транспортных средств (далее - ТС) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС.

2. Основной задачей Правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.

3. Положения Правил могут применяться при проведении экспертизы при других видах страхования и не страховых случаях в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4. Субъектами экспертизы являются: страховщик или потерпевший, заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу в установленный срок (далее - заказчики), потерпевшие, получившие направление страховщика, участники дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), другие заинтересованные лица, привлекаемые к участию в экспертизе (далее - участники) и эксперты-техники (экспертные организации). Эксперт-техник может осуществлять экспертизу самостоятельно, как индивидуальный предприниматель, или по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

5. Объектами экспертизы являются ТС заказчика и представленные им документы и материалы.

6. Для проведения экспертизы заказчик обращается к любому эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, форму которого эксперт-техник (экспертная организация) определяет самостоятельно, включая в нее необходимую исходную информацию, том числе:

Данные объекта экспертизы для его полной и однозначной идентификации;
- данные по событию, имеющему признаки страхового, и документам, которыми зафиксированы его обстоятельства;
- вопросы, на которые эксперт-техник должен ответить в ходе экспертизы.

7. Основанием для проведения экспертизы является договор. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании. В случае наличия договора на экспертное обслуживание основанием для проведения экспертизы, наряду с договором, служит направление на экспертизу.

8. В ходе экспертизы, исходя из поставленных перед экспертом-техником вопросов, осуществляются следующие операции:

Установление ТС, как объекта экспертизы, и проверка соответствия идентификационных параметров и характеристик данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
- исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового;
- установление наличия и характера повреждений ТС;
- установление причин возникновения повреждений ТС для определения перечня повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;
- определение методов и технологии ремонта повреждений ТС;
- установление объема (трудоемкости) ремонта ТС;
- расчет стоимости ремонта (устранения повреждений) ТС, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;
- расчет размера восстановительных расходов, необходимых для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, рассчитанных с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, заменяемых при восстановительном ремонте ТС (к восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией ТС, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом);
- установление ограничений и пределов применения полученных результатов.

Компетенция эксперта-техника определяется кругом вопросов, которые он уполномочен разрешать в соответствии с настоящими Правилами на основе специальных знаний в соответствии с квалификационными требованиями и программой образовательной подготовки, по которой он прошел обучение.

9. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Форма экспертного заключения определяется экспертом-техником (экспертной организацией) самостоятельно. Типовая форма экспертного заключения может быть разработана и введена профессиональным объединением экспертов-техников.

10. Каждому вопросу, решаемому экспертом должен соответствовать определенный раздел заключения. При необходимости одновременного исследования двух вопросов и более, тесно связанных между собой, ход и результаты исследования могут излагаться в одном разделе.

11. Итоговая часть заключения «Выводы» излагается в виде ответов на поставленные вопросы, причем в той последовательности, в которой они поставлены во вводной части заключения. На каждый из поставленных эксперту вопросов должен быть дан ответ по существу либо указаны причины невозможности дать ответ.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

II. Осмотр поврежденного ТС

12. После заключения договора на проведение экспертизы или выдачи страховщиком направления потерпевшему в случае заключения договора на экспертное обслуживание эксперт-техник проводит осмотр, время и дату которого страховщик согласовывает с потерпевшим с учетом графика работы страховщика и эксперта-техника.

13. В ходе осмотра осуществляются следующие действия:

Фиксация идентификационных параметров и обозначений объекта экспертизы, в том числе его комплектации;
- сверка записей в регистрационных документах ТС с данными ТС;
- фиксация пробега ТС или запись о невозможности фиксации с указанием причин этого;
- определение и фиксация дефектов эксплуатации, повреждений доаварийного характера, следов ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы и величину восстановительных расходов;
- фиксация повреждений, полученных в ходе рассматриваемого ДТП;
- установление принадлежности повреждений ТС к событию, имеющему признаки страхового;
- предварительное определение и фиксация способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных производителем ТС ремонтных воздействий;
- определение, в необходимых случаях, состояния и износа ТС, либо его годных остатков;
- фотосъемка и\или видеозапись.

14. Осмотры подразделяются на первичные и дополнительные, проведенные в стационарных условиях и выездные.

15. Перед осмотром эксперт-техник должен проинформировать участников об их правах и обязанностях, порядке действий.

В случае необходимости эксперт-техник информирует участников о классификации повреждений и о необходимых ремонтных воздействиях.

Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей в обязанности эксперта-техника не входит.

16. При первичном осмотре повреждения ТС, как правило, фиксируются по результатам внешнего осмотра без проведения демонтажных работ.

При необходимости применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования.

17. По результатам осмотра составляется акт, в котором должны быть зафиксированы все исходные данные или указаны однозначные ссылки на документы, достаточные для проведения исследования и оформления экспертного заключения.

Акт осмотра может быть составлен в рукописной форме (почерк должен быть разборчив) или с использованием технических средств, в том числе специализированных расчетно-программных комплексов.

18. Дополнительный осмотр ТС проводится в том случае, если в процессе ремонта (проверки, дефектовки) ТС обнаружены скрытые повреждения. По результатам такого осмотра составляется Акт дополнительного осмотра ТС. Акт дополнительного осмотра оформляется по общей форме с обязательной ссылкой на первичный Акт.

19. Требования к проведению фотографирования поврежденного ТС приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

20. В случаях, когда осмотр ТС невозможен (ТС находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано и т.п.) экспертиза может быть проведена без осмотра ТС по прямому указанию заказчика, если это предусмотрено договором - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, видеоматериалов). В этом случае эксперт должен сделать в экспертном заключении запись о том, что ТС не осматривалось (с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам), и указать перечень представленных ему для проведения экспертизы материалов с приложением их копий к экспертному заключению.

21. Установление ТС, как объекта экспертизы, осуществляемое в основном во время осмотра, проводится с целью определения соответствия идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных документах, и включает следующие действия:

Установление по внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам ТС его марки, модели, модификации, цвета окраски, комплектности, наличия внесенных изменений в конструкцию ТС;
- проверка соответствия установленных идентификационных характеристик и параметров данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
- установление наличия регистрационных знаков и проверка их соответствия данным, содержащимся в регистрационных документах;
- установление маркировки ТС и его элементов и проверка соответствия ее конструктивным и функциональным характеристикам объекта экспертизы, данным, содержащимся в регистрационных и иных документах;
- установление принадлежности отдельных элементов (остатков) ТС объекту экспертизы;
- формулирование выводов экспертизы по результатам выполненных действий.

22. Эксперт-техник рассматривает имеющиеся на ТС повреждения на предмет их отнесения к одному ДТП - событию, имеющему признаки страхового, и определяет границы зоны аварийных повреждений, если для этого не требуется производства автотехнической или транспортно-трассологической экспертизы.

Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП, например, расположенные вне зоны локализации, или не соответствующие по направлению и/или глубине механизму ДТП, следы ремонта и дефекты эксплуатации, наличие которых может повлиять на размер затрат по устранению последствий ДТП, фиксируются в соответствующем разделе Акта с подробным описанием и указанием их основных характеристик (месторасположение, объем (размер), классификация, направление и т.д.).

Эксперт-техник выясняет, подвергалось ли ТС восстановительному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество, производилась ли замена частей, узлов, агрегатов и деталей.

По зафиксированным повреждениям, не относящимся к ДТП, эксплуатационным дефектам, произведенным заменам эксперт-техник должен принять решение, связанное с последующим определением восстановительных расходов, и зафиксировать его в разделе «Заключение эксперта».

23. В ходе осмотра эксперт-техник производит описание повреждений, и проводит предварительное определение способа устранения повреждений, руководствуясь следующими положениями:

20.1. при наименовании частей, узлов, агрегатов и деталей используется порядок, по которому вначале указываются их вид (например, крыло), затем подвид и расположение относительно переда/зада, левой/правой стороны ТС. При наличии возможности нумерации (кодирования) частей, узлов, агрегатов и деталей производится такая нумерация (кодирование) с указанием источника информации (печатного издания или расчетно-программного комплекса).

Для правильного наименования части, узла, агрегата и детали используются каталоги запасных частей производителя ТС или профильных (специализированных) организаций.

20.2. по каждому повреждению фиксируются полные данные: место расположения, вид, характер и объем (степень).

Объем (степень) повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в % или частях).

20.3. для каждой поврежденной части, узла, агрегата и детали определяется вид, а при необходимости, объем предполагаемого ремонтного воздействия.

Необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по ремонту автомобиля устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии предприятия-изготовителя, с учетом особенностей конструкции частей, узлов, агрегатов и деталей, подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.

Решению о замене двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления и т. п., а для специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, должна предшествовать, как правило, их дефектовка с разборкой.

Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в том случае, если они не соответствуют требованиям на приемку в ремонт или не поставляются в розничную сеть.

При необходимости замены частей, узлов, агрегатов и деталей, имеющих иные нормативы износа, чем ТС (АКБ, шины и т.п.), или наличии повреждений и дефектов, не характерных для ТС с аналогичными параметрами, следует отдельно зафиксировать их состояние, год выпуска или, если это невозможно, указать износ, либо состояние.

При назначении окрасочных работ необходимо исходить из возможности одного из вариантов окраски частей, узлов, агрегатов и деталей в зависимости от вида и объема ремонтного воздействия: наружная (наружная с торцами), частичная (если такая окраска предусмотрена, возможна и целесообразна), полная. При незначительных повреждениях лакокрасочного покрытия торцов допускается окраска только торцов. Если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности ТС, эксперт-техник вправе назначить наружную окраску ТС в целом.

Если на момент ДТП уже требовалась окраска, эксперт-техник вправе в зависимости от характера и размеров дефекта не назначать окраску.

24. Эксперт-техник по результатам осмотра должен сделать заключение о выявленных им в ходе осмотра несоответствиях и их учете при расчете восстановительных расходов при наличии:

Несоответствия характера или объема повреждений обстоятельствам ДТП, расхождения в сроках или иных зафиксированных в разных документах фактах, позволяющих поставить вопрос о проведении дополнительной проверки, расследования, автотехнической или транспортно-трассологической экспертизы;

Несоответствия части повреждений, отраженных в справках ГИБДД (ОВД), иных документах, в которых зафиксированы последствия ДТП, повреждениям, выявленным при осмотре ТС и не находящимся с ними в причинно-следственной связи (например, расположенные вдалеке от места локализации основных повреждений; имеющиеся следы воздействия, направленные в другую сторону, по отношению к остальным; имеющиеся наслоения краски, не совпадающей с цветом окраски ТС второго участника, имеющиеся следы застарелой коррозии; и т.д.);

Возможности снижения по поврежденным в ДТП частям, узлам, агрегатам и деталям величины восстановительных расходов в следствии имеющихся на них дефектах эксплуатации или следах ремонта, ухудшающих их эксплуатационные характеристики или качество.

25. В случае, когда эксперт-техник делает вывод о конструктивной гибели ТС по техническим показателям (замена узлов и агрегатов позволяющих провести идентификацию после ремонта, отсутствие технической возможности замены основных узлов или агрегатов и т.п.) или предполагает наличие экономической нецелесообразности проведения ремонта, он должен, по возможности, полно отразить в Акте (или приложении к нему) перечень и состояние частей, узлов, агрегатов и деталей в целях определения их стоимости в качестве годных остатков (частей, узлов, агрегатов, деталей, пригодных для дальнейшего использования) и зафиксировать показатели для определения стоимости ТС до ДТП.

26. Акт осмотра подписывается лицом, производившим осмотр, а также участниками осмотра. Замечания участника осмотра и (или) особое мнение по его требованию должны быть зафиксированы в Акте осмотра (или на отдельном листе и приобщены к Акту). На указанные замечания или особое мнение эксперт-техник в экспертном заключении должен дать аргументированные пояснения.

III. Исследование обстоятельств наступления страхового случая и установление причин возникновения повреждений ТС

27. Целью данной операции является определение соответствия причин, выявленных при осмотре повреждений, заявленным обстоятельствам и выявление из всего перечня повреждений ТС повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового.

28. При выполнении данной операции задача заключается в определении возможности / невозможности получения повреждений ТС потерпевшего при указанных в заявлении о страховом случае обстоятельствах и фактическим данным, зафиксированным на месте дорожно-транспортного происшествия.

29. Установление обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, причин образования повреждений и причинно-следственных связей основывается на:

Сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с повреждениями ТС страхователя;
- сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с иными объектами, с которыми он контактировал после взаимодействия с ТС страхователя в рамках одного события, имеющего признаки страхового (при их наличии);
- исследовании траекторий движения ТС участников ДТП, следов на проезжей части, зафиксированных на схеме ДТП и других значимых обстоятельств и сведений.

30. Проверка соответствия друг другу повреждений на ТС потерпевшего и на ТС страхователя проводится с использованием методов транспортной трасологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения частей, узлов, агрегатов и деталей ТС, а также следов, имеющихся на ТС, проезжей части и объектах (предметах), с которыми ТС взаимодействовало при ДТП.

Если натурное сопоставление невозможно, то может быть построена графическая модель столкновения ТС с использованием чертежей или фотографий ТС, в том числе с применением компьютерных графических программ, размерных характеристик аналогов и зафиксированных в документах данных.

31. Если для установления причин образования повреждений ТС или причинно-следственных связей образования повреждений с действиями участников, траекториями движения ТС, местами расположения объектов дорожного обустройства и т.п. требуются специальные знания в других областях науки и техники, соответствующие исследования проводятся в рамках иных экспертиз, о необходимости проведения которых эксперт-техник (экспертная организация) уведомляет заказчика в письменном виде.

IV. Установление методов и технологии ремонта ТС

32. Установление методов и технологии ремонта ТС производится в отношении повреждений, обусловленных рассматриваемым событием, имеющим признаки страхового.

33. Ремонт ТС должен осуществляться в соответствии технологическими нормами, правилами и процедурами, установленными заводами-изготовителями ТС, а в случае их отсутствия - профильными (специализированными) организациями.

34. Установление методов и технологии ремонта поврежденного ТС проводится на основе следующих положений:

Определение номенклатуры работ по восстановлению поврежденного ТС - с учетом требований технологической документации предприятия - изготовителя по ремонту ТС данной модели (марки, модификации);
- определение номенклатуры работ по восстановлению ТС - для условий производства по ремонту ТС, оснащение которого технологическим оборудованием соответствует требованиям, предъявляемым к станциям технического обслуживания и ремонта ТС;
- определение номенклатуры работ и номенклатуры частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих ремонту или замене, с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей ТС, материалов для ремонта, а также рынков услуг по ремонту ТС на дату ДТП - рассматриваемого события, имеющего признаки страхового, в месте ДТП.

При определении метода и вида работ по восстановлению поврежденного ТС при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения части, узла, агрегата, детали с заменой или без замены и т.д.) выбирается вариант, при котором наиболее полно будут восстановлены доаварийные свойства и внешний вид ТС, а стоимость ремонта будет иметь наименьшее значение.

35. При установлении методов и технологии ремонта ТС учитываются требования Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте.

36. Устранение повреждений ТС методом замены поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей необходимо устанавливать при выполнении соответствующих условий:

Базовая и основные составные части, детали узла или агрегата требуют ремонта с его полной разборкой;
- неисправность части, узла, агрегата или детали не может быть устранена по техническим причинам;
- поврежденные кузов или рама легкового автомобиля (микроавтобуса), кабина или рама грузового автомобиля не соответствуют установленным требованиям на приемку их в ремонт либо имеют повреждения, устранение которых нецелесообразно по технологическим или экономическим причинам;
- сложно деформированы конструктивные изгибы (изломы, складки, ребра жесткости) части, детали;
- ремонт части, узла, агрегата или детали технически невозможен или экономически нецелесообразен.

37. Возможность, технология и метод ремонта пластиковых частей, деталей определяются рекомендациями предприятий - изготовителей ТС, в соответствии с которыми ремонт пластиковых частей, деталей может осуществляться в основном методами склейки, правки, шпатлевания и тепловой воздушной сварки (в том числе с изготовлением ремонтной вставки) с учетом вида пластика.

38. Окрасочные работы назначаются в следующих случаях:

Окраска новой части, детали, устанавливаемой при замене поврежденной;
- восстановление лакокрасочного покрытия на части, детали после ремонта;
- восстановление лакокрасочного покрытия на части ремонтируемой части, детали (если полная окраска нецелесообразна и имеются линии визуального разделения: молдинги, ребра жесткости) - окраска «пятном с переходом».

39. В зависимости от вида повреждения назначается частичная, наружная (наружная с торцами) или полная окраска части, узла, агрегата, детали, наружная или полная окраска ТС.

40. Для устранения незначительных повреждений лакокрасочного покрытия (неглубокие царапины без повреждения базового слоя, потертости, несмываемые пятна и т.п.) могут назначаться полировочные работы.

41. Работы по окраске кузова ТС не назначаются, если в результате осмотра ТС установлено, что непосредственно перед рассматриваемым событием уже требовалась окраска ТС. Работы по окраске отдельных частей, узлов, агрегатов или деталей ТС не назначаются, если в результате осмотра ТС установлены следующие факты:

В зоне повреждения части, узла, агрегата или детали или на всей их поверхности до повреждения отсутствовала окраска;
- окраска части, узла, агрегата или детали до повреждения не соответствовала базовой окраске ТС (кроме случаев специального графического оформления ТС, регламентированных в установленном порядке, автомобильной аэрографии или разнотона после ремонтной окраски);
- на поврежденной части, узле, агрегате или детали в зоне повреждения имеются сквозная коррозия, следы сквозной коррозии, дефекты доаварийного характера, требующие ремонта (замены) с последующей окраской, или следы ремонта, проведенного с нарушением технологии.

42. В результате данной операции для каждого повреждения ТС, обусловленного рассматриваемым событием, с учетом выбранного метода ремонта устанавливаются виды и перечень работ по устранению повреждения. В случае проведения расчета с использованием частей, узлов, агрегатов и деталей, бывших в употреблении, эксперт-техник должен обосновать целесообразность и возможность применения таких частей, узлов, агрегатов и деталей, в т.ч. привести вариант расчета с применением новых частей, узлов, агрегатов и деталей и учетом износа заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей.

V. Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС

43. Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС проводится в соответствии:

С установленными методами и технологиями ремонта для каждого повреждения;
- с нормативно-технической, методической и справочной документацией предприятия - изготовителя ТС, а в случае ее отсутствия - профильных (специализированных) организаций, содержащей информацию по методам и нормативам трудоемкости ремонта ТС.

44. При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений частей, узлов и деталей кузова и оперения используются нормативы, установленные предприятием - изготовителем ТС, а в случае их отсутствия - профильной (специализированной) организацией, занимающейся нормированием технологии ремонта ТС.

При отсутствии такой документации в отношении ТС иностранных производителей следует использовать укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту, приведенные в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Применение нормативов классифицированных категорий (видов) ремонта, установленных для ТС отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3, 4), к ТС иностранных производителей не допускается.

45. Трудоемкость работ по окраске определяется нормативно-технической документацией предприятия - изготовителя ТС, а в случае ее отсутствия - профильной (специализированной) организации или предприятия-производителя краски.

46. В результате данной операции для каждого из повреждений ТС, обусловленных одним событием, по каждому виду работ, выполнение которых необходимо при устранении данного повреждения, устанавливается трудоемкость устранения повреждения. Рассчитывается общая трудоемкость ремонта.

VI. Расчет стоимости ремонта ТС

47. Целью данной операции является расчет затрат на проведение ремонта ТС в целом, в том числе затрат на запасные части, материалы, работы.

48. При проведении расчетов эксперт-техник имеет право уточнять и изменять зафиксированные в акте осмотра предполагаемые способы и виды ремонтных воздействий исходя из технологических и конструктивных особенностей ТС.

49. Стоимость ремонта ТС рассчитывается:

На дату ДТП - рассматриваемого события, имеющего признаки страхового;
- для условий и географических границ товарных рынков работ, материалов и запасных частей, соответствующих месту ДТП.

50. Стоимость ремонта ТС складывается в общем случае из стоимости работ, стоимости используемых в процессе восстановления ТС основных и расходных материалов и стоимости используемых взамен поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей:

С вр = Р р + Р м + Р зч , где:

С вр - стоимость ремонта (руб.);
Р р - расходы на проведение работ (руб.);
Р м - расходы на материалы (руб.);
Р зч - расходы на части, узлы, агрегаты и детали, используемые при ремонте (руб.).

51. Стоимость работ определяется исходя из предполагаемых необходимых затрат времени, средней сложившейся в соответствующем регионе среднерыночной стоимости одного нормо-часа работ по ремонту ТС.

Средняя сложившаяся в соответствующем регионе стоимость запасных частей и материалов принимается по данным государственных и негосударственных информационных ресурсов (ценовых справочников), сформированных в соответствии с порядком формирования и распространения информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте ТС.

52. Эксперт-техник обязан использовать актуальные нормативы трудоемкости, информационные ресурсы (ценовые справочники) и другие источники информации.

53. Стоимость работ, запасных частей, материалов и итоговая величина стоимости ремонта и восстановительных расходов должны быть приведены в национальной валюте - рублях.

54. Стоимость устранения повреждений и дефектов путем ремонтных воздействий при восстановлении кузова ТС не может превышать суммарной стоимости новых запасных частей и стоимости работ по замене частей, узлов, агрегатов и деталей или стоимости замены кузова в сборе. В целом величина затрат на проведение ремонта не должна превышать стоимости ТС до ДТП или аналогичного ему ТС.

VII. Расчет износа и восстановительных расходов

55. При расчете восстановительных расходов стоимость ремонта уменьшается на величину износа заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих замене.

Расчет и установление износа производится в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» .

В том случае, если предполагается, что поврежденные части, узлы, агрегаты и детали будут заменяться соответственно на части, детали, узлы, агрегаты, бывшие в употреблении (имеющие аналогичный износ), при расчете восстановительных расходов износ по таким частям, узлам, агрегатам и деталям не учитывается.

56. В случаях нарушения заводских пломб, замены приборов, явного несоответствия показаний приборов состоянию ТС и т.п. для определения величины износа в расчет принимается среднегодовой пробег однотипного ТС, определяемый с использованием справочных данных о среднегодовых пробегах ТС.

57. К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией ТС, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом.

VIII. Определение стоимости ТС

58. При принятии решения об экономической целесообразности ремонта и величине действительной доаварийной стоимости ТС необходимо исходить из того, что эксперт-техник, как правило, не имеет достоверной и полной информации о состоянии ТС на момент ДТП, поэтому целесообразно принимать величину стоимости ТС на момент ДТП равной среднерыночной стоимости аналога на указанную дату по данным, содержащимся в имеющихся информационно-справочных материалах.

59. В случае отсутствия указанных информационно-справочных материалов эксперт-техник вправе провести расчет стоимости аналога с применением соответствующих методов (подходов, методик), принятых в судебно-экспертной и иных отраслях деятельности.

IX. Определение стоимости частей, узлов и агрегатов и деталей, пригодных для использования (годных остатков)

60. В случае принятия решения о полной гибели ТС, вследствие технологической невозможности или экономической нецелесообразности восстановления перед экспертом-техником может быть поставлен вопрос о расчете стоимости годных остатков. Под годными остатками ТС понимаются части, узлы, агрегаты и детали поврежденного ТС, исправные, имеющие остаточную стоимость и, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного, признанного конструктивно погибшим ТС и реализовать, отвечающие следующим условиям:

Часть, узел, агрегат, деталь не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узел и агрегат, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;
- часть, узел, агрегат, деталь не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем ТС (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);
- часть, деталь не должна иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (следов правки, рихтовки, следов шпатлевания, следов частичного ремонта и т.д.).

61. Стоимость годных остатков определяется как наиболее вероятная стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу.

62. Стоимость годных остатков целесообразно определять по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую аукционную реализацию поврежденных ТС. В отсутствие таких торгов определение стоимости годных остатков проводится расчетными методами.

63. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не следует производить в следующих случаях:

ТС может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в разумный срок;
- ТС не подлежит с учетом технического состояния разборке на запасные части;
- в силу региональных особенностей вторичного рынка запасных частей годные остатки данного ТС не пользуются спросом.

64. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

Ц - стоимость ТС в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
К з - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
К в - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации ТС на момент повреждения и спрос на его неповрежденные части, узлы, агрегаты и детали;
К оп - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений ТС;
C i - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости ТС (%);
n - количество неповрежденных частей, узлов, агрегатов, деталей.

Процентное соотношение стоимости не поврежденных частей, узлов, агрегатов, деталей легковых автомобилей к стоимости автомобиля определяется согласно приложению N 4 к настоящим Правилам.

При частичном повреждении части, узла, агрегата, детали эксперт-техник должен принять значение Сi исходя из данных, содержащихся приложении N 4 к настоящим Правилам, пропорционально объему этих повреждений.

Коэффициент снижения стоимости годных остатков ТС (Кз), учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7.

Значения коэффициента Кв, учитывающего срок эксплуатации ТС на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные части, узлы, агрегаты и детали, и коэффициента Коп, учитывающего объем (степень) механических повреждений ТС, определяются согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.

65. Не подлежащие дальнейшему использованию остатки ТС определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию.