Инструктаж на рабочем месте: периодичность проведения. Сотруднику полиции запрещается

В стране уделяют большое внимание вопросам, связанным с охраной труда. Так же внимательно следят и за безопасностью работников во время выполнения производственных процессов. Такой подход обязывает предусматривать целую серию мероприятий. Одним из главных компонентов данной системы безопасности на производстве есть проведение инструктажей. Далее мы рассмотрим виды инструктажей по охране труда, порядок и сроки их проведения в 2017 году.

Что важно знать?

Согласно действующим нормам законодательства в данной сфере работодатель несет персональную ответственность за соблюдение безопасности на производственных процессах. В его обязанности входит регулярное проведение нескольких инструктажей по охране труда. Это надо делать со всеми без исключения работниками предприятия или организации, где согласно штатному расписанию осуществляется руководство должностным лицом.

Любой из представленных инструктажей вообще является определенной формой для обучения работников предприятия или организации основам безопасного ведения труда. Также данными нормативными документами предусматривается и поведение работников на производстве вообще, а также это касается и каждого отдельного его участка. Поэтому данному вопросу на каждом производстве уделяется огромное внимание.

Также вы должны знать, что инструктажи по ОТ следует осуществлять с каждым из работающих на производстве или в организации. Проводиться такие мероприятия будут на протяжении всего периода работы. Форма проведения может быть различной. Есть индивидуальные, а есть и коллективные инструктажи по вопросам безопасности. При этом их ведение не засвистит о рода деятельности, которая проводится в организации или на производстве. Также нет зависимости и от формы собственности такого объекта.

Если предприятие крупное, то ведение инструктажей может быть возложено на отдельного специалиста, прошедшего соответствующую подготовку в лицензированных организациях. Для этого руководитель предприятия отдаёт соответствующий приказ. Таким человеком выступает в большинстве ситуаций или инженер по охране труда либо специалист по технике безопасности.

Инструктажи необходимо проходить всем без исключения работающим на предприятиях или организациях. Особое внимание уделяется объектам энергетического типа. Включается в перечень работников и руководители предприятий.

При этом надо более пристальное внимание уделять тем работникам, чей стаж не превышает одного календарного года. Так же данный подход касается и работающих с большим практическим опытом, имеющим соответствующий стаж. Это сделано, потому что согласно статистическим данным такие категории работников наиболее часто подвергаются несчастным случаям. Причиной их становится нарушение действующих правил техники безопасности. Те, кто начинает свою профессиональную деятельность, обычно допускают данные нарушения в силу нехватки опыта работы. Те же, кто имеет большой опыт в профессии по своей собственной халатности, которая объясняется самоуверенностью чрезмерного типа.

В каждом из происшествий связанных с травматизмом руководство организации согласно действующим нормам обязано проводить специальное расследование. В ходе данного мероприятия необходимо определить причины и виноватых в происшедшем. Далее издаётся необходимый приказ по организации или предприятию. Такое распоряжение согласно правилам необходимо подвергнуть проработке со всеми сотрудниками. Это так же есть своеобразной формой их обучения по данным вопросам.

Форма, по которой производится инструктаж по ОТ и ТБ с сотрудниками, устанавливается лицом, которое его проводит — лекция либо собеседование. Обязательно нужно произвести фиксацию такого факта проведения обучения. Для этого на производстве заводится соответствующий журнал. В нём под роспись происходит фиксация факта проведения обучения. Этим занимается специальное должностное лицо, которое и фиксирует факт обучения, а также производит контроль над выполнением сотрудниками норм правил безопасности.

Виды инструктажей

Все действующие инструктажи разделяются на несколько видов. Это вводные, целевые, первичные, внеплановые и периодические. Соответствующий тип обучения определяется целями и временем, когда оно проводится. Также это зависит и от места проведения. Рассмотрим, какие бывают инструктажи по охране труда и технике безопасности и кто их проводит.

Вводной

Его предусматривается проводить во время приёмки нового сотрудника на работу. При этом нет разницы, носит работа постоянный или временный характер. Он же выполняется и для командированных на предприятие лиц. Соответственно лицо, которое пребывает для прохождения учёбы или производственной практики обязано пройти вводной инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Его выполняет лицо, которому по приказу это положено в обязанностях или же инженер по ОТ и ПБ.

Для проведения обучения рекомендуется применять пособия наглядного характера и средства технического обучения. Оно охватывает все вопросы, которые есть характерными для данного вида производства. Это отмечается с точки зрения безопасности труда. После того как инструктаж проведен, лицо проводящее его, должно убедиться в полученных инструктируемым знаниях.

Первичный

Его проводят перед началом выполнения работ на месте. Программой предусматривается включение вопросов, которые есть в инструкции для этой профессии и других нормативных актов в данной области. После проведения его инструктирующий так же обязан убедиться в усвоении материала лицом, для которого проведён инструктаж. Делается это, к примеру, опросом. Проводит первичный инструктаж по охране труда прямой руководитель производимых работ либо мастер.

Сотрудники, для кого это делается:

  • те, кто вновь взяты на предприятие;
  • работники, которых перевели с другого подразделения либо выполняющие новый вид деятельности;
  • временные работники предприятия;
  • командированные работники сторонних организаций.

Повторный

В нем присутствуют вопросы, освещающие технологический цикл. Они проводятся каждый квартал с соответствующей категорией сотрудников. Остальные работники, рабочее место которых обуславливается менее опасными условиями труда, проходят инструктаж раз в 6 месяцев.

Его можно осуществлять индивидуально или в коллективной форме. Целью есть совершенствовать знания правил и инструкций, а так же не допускать их нарушения.

Внеплановый

Проведение внепланового инструктажа по охране труда должно осуществляться в нескольких ситуациях:

  1. Ввод новой документации.
  2. Замена используемого в технологическом процессе оборудования.
  3. Нарушение правил.
  4. Требования лиц сферы надзора.
  5. В ситуации перерыва, который продолжается более 30 суток для опасных работ и 60 суток для обычных работ.

Проводится внеплановый инструктаж по аналогии с повторным, но особое внимание при этом уделяется причине его проведения.

Целевой

Его выполняют когда:

  1. Работы осуществляются по наряду или специальному распоряжению.
  2. Проведения работ разового характера не предусмотренных должностными инструкциями.
  3. Участие в процессе ликвидации аварийных ситуаций.
  4. Проведение работником работ внепланового характера (например, экскурсии по заводу).

Фиксация происходит в соответствующем журнале под роспись сотрудника, который его прошёл.

Вот мы и рассмотрели виды инструктажей по охране труда, порядок и сроки их проведения. Надеемся, наша краткая памятка была для вас полезной!

Полезное

Из этой статьи вы узнаете:

Какие существуют виды инструктажей по безопасности и охране труда;
как провести инструктаж по охране труда на рабочем месте;
какие инструктажи по охране труда проводятся на рабочих местах, а какие нет;
каковы последовательность и сроки проведения инструктажей по охране труда;
должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей.

Все виды инструктажей по охране труда – составляющая постоянного обучения правилам безопасности, стартующего в детском саду и продолжающегося в образовательной сфере, а затем и в производственной. Их основная цель – ознакомить трудящихся с особенностями производственной среды организации, рабочими местами, безопасной техникой ведения работ, их правами и обязанностями, а также постоянно поддерживать эти знания в «рабочем режиме».

Обязанность работодателей инструктировать своих сотрудников закреплена в ст. 225 Трудового Кодекса. Здесь же прописана их обязанность обучать приемам безопасности трудящихся, которые работают в далеких от идеала условиях. Обучение требованиям ОТ при этом делится на:

первичное;
периодическое.

Руководители соответствующих рангов организуют работу системы обучения ОТ и отвечают за результаты ее работы, в том числе качество и своевременность проведения инструктажей в целом по организации и ее подразделениям. Персональную ответственность за инструктирование закрепленных работников несут их непосредственные руководители, за организацию и проведение – назначенные руководителем организации лица.

Со своей стороны, трудящиеся обязаны своевременно проходить все виды инструктажей по безопасности и охране труда, показывать качественное усвоение материала по их окончании. Трудящиеся, которые уклоняются от инструктирования, не допускаются к выполнению производственных заданий. Если такое произошло, заработок за ними не сохраняется. Проинструктированные работники, которые показали неудовлетворительное качество знаний (не выполнили правильно тест, не дали правильных ответов на вопросы инструктирующего), отправляются на переобучение.

Виды инструктажей по безопасности и охране труда

1. Вводный – предназначен для всех, кто будет трудиться или просто присутствовать на предприятии или его территории. Его проходят все сотрудники предприятия независимо от ранга и профессии, в том числе студенты-практиканты, подрядчики и даже сотрудники медпунктов и столовых.

2. Первичный – предназначен для трудящегося, который будет работать на конкретном рабочем месте, используя конкретное оборудование. Его перед допуском к работам проходят работники, учащиеся, практиканты. Этот инструктаж могут не проходить лица, профессии и должности которых перечислены в соответствующем приказе.

3. Повторный – предназначен для всех лиц, которые проходили первичный инструктаж, если их не освободили от этой обязанности приказом в течение «межинструктажного» периода.

4. Внеплановый – предназначен для лиц, которые должны ознакомиться с новой информацией по ОТ, либо прерывали работы данного вида на 30 либо 60 календарных дней (больничный, другая деятельность, отпуск).

5. Целевой – предназначен для лиц, которые будут направляться на выполнение работ разового характера, либо требующих наличия особой документации (например, наряда-допуска).

Особенности каждого из инструктажей устанавливает .

Порядок проведения инструктажей по охране труда. Какой инструктаж проводится на рабочем месте, а какой нет.

Пошаговый алгоритм инструктирования трудящихся службы ОТ организаций разрабатывают, учитывая особенности их работы. Общие закономерности этого инструктирования таковы:

Подготавливают и ведут сотрудники службы ОТ или другие назначенные руководителем организации лица. Часто в качестве этих лиц выступают кадровики. Поэтому его проводят в кабинетах, уголках ОТ, учебных классах, актовых залах или других специально отведенных помещениях, размеры которых зависят от количества одновременно проходящих инструктаж людей. Желательно оборудовать такое помещение вне зоны проведения производственных процессов, чтобы не допускать пребывания недообученных правилам ОТ людей в потенциально опасных условиях.

И организуются на рабочих местах . Поскольку руководитель работ может проводить их с работниками по одному либо с целой группой (если каждому из них нужно объяснить одинаковый материал), допускается использовать комнаты для сменно-встречных собраний, другие помещения. Практические части инструктажей проводятся исключительно на рабочих местах – формализма в вопросах безопасности допускать нельзя.

— место организации этого инструктажа устанавливается, исходя из его содержания. Если его проводят из-за изменения производственных процессов, несчастного случая, замены оборудования и подобных факторов, то он проходит на рабочих местах. Если же причиной внепланового инструктирования стало изменение законодательства, касающееся общих вопросов ОТ (например, изменение «льготных» списков), которые можно в достаточной степени осветить без привязки к помещению, то инструктирование можно организовать в актовом зале или комнате сменно-встречных собраний.

Организуется перед:

· выдачей наряда-допуска – на рабочих местах;
· стартом выполнения производственных заданий разового характера – на рабочих местах;
· массовыми мероприятиями (ученическими турпоходами, профсоюзными митингами, спортивными олимпиадами и др.) – в оборудованных для подобных целей помещениях;
· устранением последствий аварии, природного бедствия – исходя из сложившейся обстановки по усмотрению руководителя работ.

Сроки проведения инструктажей по охране труда

Каждый «участник процесса» должен соблюдать такие сроки проведения инструктажей по охране труда:

вводный – при трудоустройстве;
первичный – перед допуском к работам (самостоятельным или под руководством опытного сотрудника) или стажировке;
повторный – через каждые 6 месяцев, начиная с даты первичного инструктажа (если этого требуют условия работы, можно чаще);
внеплановый и целевой – по необходимости.

При правильно организованном трудоустройстве сотрудников и безопасном ведении работ соблюдается логическая последовательность чередования инструктажей. всегда проходит после вводного, а все остальные – после первичного. Если в ходе проверки оказывается, что инструктаж по охране труда на рабочем месте трудящийся прошел раньше, чем вводный при трудоустройстве, это сигнализирует об их проведении в режиме «для галочки» и проблемах в функционировании службы ОТ компании.

Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на надомников?

Надомники – это лица, которые трудятся на пользу работодателя по месту своего фактического проживания. Он предоставляет им сырье, материалы, необходимое оборудование. Условия, в которых организован их труд, должны соответствовать требованиям ОТ точно так же, как и «обычных» работников. О существовании этой необходимости работодателей ставит в известность ст. 311 ТК РФ. Поэтому надомников также необходимо обучать ОТ в полном объеме, соответствующем их деятельности. Это касается и инструктирования. Работодатель организует обучение надомных работников, может освобождать их от инструктажей на тех же основаниях, что и работников, которые трудятся на территории предприятия.

Для выполнения порученных надомному работнику заданий он может использовать помощь своей семьи. Если он так поступает, то должен помнить: трудовые отношения существуют только между ним и работодателем. Между членами его семьи и его работодателем таких отношений нет, следовательно, инструктажи по ОТ с ними не проводятся.

Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на «дистанционщиков»?

«Дистанционщики» выполняют свои рабочие функции вне стационарных рабочих мест, ответственность за состояние которых лежит на работодателях. Они скорее оказывают услуги, чем занимаются выполнением конкретных производственных заданий. Нанимая работников, которые будут трудиться дистанционно, по требованию ст. 312.3 ТК, работодатель должен ознакомить их с требованиями ОТ, которые касаются оборудования и средств производства:

Дополнительно, согласно требованиям этой же статьи ТК, работодатель, который использует труд «дистанционщиков», должен:

Расследовать и учитывать НС и ПЗ, произошедшие с его дистанционными работниками;
выполнять предписания Госнадзора, рассматривать представления органов общественного контроля относительно «дистанционщиков»;
страховать дистанционных работников от НС и ПЗ.

Поэтому проводить все виды инструктажей по охране труда для «дистанционщиков» в ряде случаев все же придется. Организуются такие инструктажи так же, как и остальное общение «дистанционщика» с работодателем: в форме пересылки.doc, .txt, .pdf и любых других файлов, конференции в Skype, Viber и любом другом мессенджере, используемом организацией. Отметка об ознакомлении «дистанционщика» с инструктажем по ОТ делается в том же порядке, как и с другими нужными для работы документами. Это целесообразно обсудить и прописать в трудовом договоре, указать в Правилах внутреннего распорядка, «Положении об обучении по ОТ» и других документах, которые затрагивают этот вопрос. Работодателю позволено освобождать «дистанционщиков» от инструктажей точно так же, как и других работников.

Качественно проведенный инструктаж – недорогое, но эффективное мероприятие, которое позволяет работникам трудиться с полной самоотдачей, не рискуя собственным здоровьем и безопасностью.

Отвечаем на вопросы

1. Должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей?

Специалист по охране труда не должен проводить все виды инструктажей. Согласно ТК РФ специалист по охране труда проводит только вдовый инструктаж. Все остальные виды инструктажей должен проводить непосредственный руководитель данных работников. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

2. Женщина вышла из отпуска по уходу за ребенком (т.е. был перерыв в работе более 60 дней). Какой инструктаж ей проводить?

В данном случае лучше всего проводить повторный инструктаж. Смотрите видео с подробным ответом на этот вопрос:

3. Кому можно не проходить инструктаж по охране труда на рабочем месте?

Если в процессе работы подчиненные не подвергаются опасностям, не обслуживают оборудование, если работники не применяют в своей работе инструменты, сырье материал, руководитель организации или подразделения может освободить их от всех инструктажей по охране труда на рабочих местах. А вот вводный инструктаж

Работодатель проводит инструктажи перед началом рабочей смены. Для проведения инструктажа работники заступающей смены должны прибыть в офис работодателя за 30 минут до начала рабочей смены. Указанное время не включается в период рабочего времени и не оплачивается. Правомерны ли действия работодателя по проведению таких инструктажей до начала рабочего времени? Будет ли это считаться сверхурочной работой? Может ли работодатель привлечь работника к дисциплинарной ответственности за опоздание на инструктаж (отсутствие на инструктаже)?


Если участие в инструктаже является должностной обязанностью работника, то работник обязан принимать участие в таком инструктаже.

Однако инструктаж должен проводиться в рабочее время работника. Если проведение инструктажа производится в нерабочее время, то работодатель должен получить письменное согласие работника на проведение такого инструктажа в нерабочее время и это время должно быть оплачено как сверхурочная работа, т. е. за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Если работодатель получит от работника письменное согласие на участие в инструктаже в сверхурочное время, то за опоздание или за неявку работника на инструктаж он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Правовое обоснование:

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


11. Подготовка и инструктаж нарядов

11.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Утвержден Приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 1993 г. N 175).

Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе.

11.2. Лица, назначенные в наряд для несения ДПС, прибывают в подразделение или орган внутренних дел не менее чем за 15 мин. до начала инструктажа и докладывают о прибытии дежурному и своему командиру.

11.3. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или его заместитель в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в постовой ведомости.

В соответствии с утвержденным графиком на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

11.4. Должностные лица при проведении инструктажа должны:

11.4.1. Убедиться в готовности инспекторского состава ДПС к несению службы и принять меры по устранению выявленных недостатков.

11.4.2. Выборочно проверить знание инспекторским составом ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности.

11.4.3. Информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории.

11.4.4. Объявить посты и маршруты патрулирования.

11.4.5. Довести до сведения инспекторского состава ДПС результаты работы, а также обстоятельства нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки.

11.4.6. Назначить старших нарядов.

11.6. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 8), служебное и водительское (если сотрудник имеет право на управление транспортными средствами) удостоверения, выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.

11.7. Инструктаж завершается отдачей приказа о заступлении нарядов строевого подразделения на службу.

11.8. Запрещается выставлять для несения службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников ДПС.

11.9. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж в определенные дни недели. О заступлении на службу инспекторы ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники ДПС информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И НЕСЕНИЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:

12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.

12.1.2. Пешее патрулирование.

12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).

12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.

Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.

С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.

Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.

В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.

Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.

Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.

13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.

Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.

О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.

В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.

Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:

а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;

б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;

в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;

г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;

д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:

а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;

б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:

а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;

б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;

в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;

г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;

д) преследования лиц, совершивших правонарушение;

е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;

ж) охраны места происшествия;

з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;

и) внезапного заболевания;

к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:

а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;

б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;

в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;

г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.

28. Управление патрульно-постовой службой - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), начальников горрайлинорганов по рациональному использованию сил и средств милиции общественной безопасности и СМВЧ в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступление и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Управление нарядами патрульно-постовой службой включает:

    Анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию патрульно-постовой службы;

    Подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;

    Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;

    Организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;

    Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;

    Учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовых нарядов.

29. Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части. Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам (старшим группы) с последующим докладом в дежурную часть горрайлиноргана о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

30. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на два года - планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.

При этом учитываются:

    Географические, социально-экономические особенности города (района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, АЭС, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

    Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;

    Расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;

    Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе по единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

31. Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

    Статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (приложение 9), ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

    Оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений милиции;

    Доклады патрульно-постовых нарядов;

    Сообщения соседних органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, воинских частей внутренних войск;

    Материалы других правоохранительных органов;

    Сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан;

    Сообщения печати, радио, телевидения.

32. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана и его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

33. В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

    Общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя и сложившейся обстановки;

    Обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

    Состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

    Возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

    Система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

    Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

34. План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: - схему района, города транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия связи между ними и другие необходимые сведения.

35. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка (приложения 3-5), в которой указываются:

    Маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

    Время несения службы;

    Объекты и зоны, требующие особого внимания;

    Порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

    Особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

    Порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.

36. Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке (приложение 7).

37. Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников милиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью. Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.).

При несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.

38. Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.

39. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом горрайлиноргане, подразделении милиции и СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Начальник горрайлиноргана, его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно-постовых нарядов.

40. Начальник горрайлиноргана или начальник милиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.

41. Назначение сотрудника милиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Милиционеры закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются.

Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.

42. Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операции и т.д. в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Подготовка и инструктаж нарядов

43. Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру. Например: «Товарищ лейтенант! Сержант Громов для несения службы прибыл».

Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии милиционеров на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

44. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь:

    Служебное удостоверение;

    Служебную книжку, карточку маршрута, поста;

    Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

    Резиновую палку;

    Радиостанцию;

    Наручники;

    Свисток;

    Служебную сумку или планшет, ручку;

    Индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

    Учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

    Квитанции об уплате штрафов на месте;

    Электромегафоны;

    Карманный электрический фонарь;

    Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

    Средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

45. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным составом строевых подразделений милиции с обязательным участием руководителей и опытных сотрудников служб общественной безопасности и криминальной милиции, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

46. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях. Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

47. С приближением к строю руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: «Наряд, смирно! Равнение НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО, НА-СЕРЕ-ДИНУ)» - и докладывает о готовности наряда для инструктажа. НАПРИМЕР: «Товарищ подполковник! Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Петров». Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: «Здравствуйте, товарищи!». На его приветствие наряд отвечает: «Здравия желаем, товарищ подполковник!». После этого инструктирующий подает команду: «Вольно».

48. Инструктирующий должен:

    Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

    Проверить знание патрульными и постовыми своих прав, обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

    Объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

    Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия;

    Отработать с милиционерами вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и др.);

    Напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам, ответить на имеющиеся у сотрудников милиции вопросы. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов милиции на службу. Например: «Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в городе Энске. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять справедливость и вежливость. НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом марш!».

49. В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов патрульно-постовой службы по плану единой дислокации. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по организации обеспечения общественного порядка. После общего построения руководящий и начальствующий состав проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники ГАИ, инженеры и техники проводят осмотр технического состояния автотранспорта и средств связи. Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в соответствии со ст. 44-49 настоящего Устава. Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем. Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Обеспечение связи

50. Связь в системе МВД России является основным средством, обеспечивающим управление органами внутренних дел. Схема ее организации обусловливается структурой органов внутренних дел, характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между собой при несении патрульно-постовой службы и проведении различных мероприятий по борьбе с преступностью.

Начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения милиции и СМВЧ обязаны организовать и обеспечить бесперебойную связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:

    Выбора режима работы средств связи, исходя из реальной оперативной обстановки и схемы организации связи;

    Использования назначенных подразделением связи радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в тайне проводимых оперативных мероприятий;

    Осуществления контроля за соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

    Организации правильного хранения и выдачи средств связи, их своевременного технического обслуживания и ремонта;

    Обеспечения запасных каналов и средств связи.

51. Для обеспечения управления подразделениями и нарядами применяются радио, проводные, сигнальные средства связи, телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным средством связи с подвижными нарядами. Проводные средства (городские и специальные телефоны) используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.

При отсутствии средств связи или невозможности их использования, а также для уточнения или дублирования отдельных указаний используются посыльные на транспортных средствах или пешие связные.

Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания взаимодействия.

Телевидение применяется для наблюдения за состоянием общественного порядка и общественной безопасности на наиболее важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за действиями нарядов.

Организация взаимодействия и маневра

52. Наиболее важным условием выполнения поставленных перед патрульно-постовой службой задач является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами ПСМ, другими подразделениями органов внутренних дел, СМВЧ и общественными формированиями, принимающими участие в охране правопорядка на улицах и в других общественных местах. Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на начальников горрайлинорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и СМВЧ.

53. Основными формами взаимодействия являются:

    Своевременное доведение до патрульно-постового наряда оперативной обстановки;

    Разработка согласованных планов работы;

    Постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или патрульно-постовому наряду;

    Проведение совместных инструктажей;

    Определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся обстановке;

    Осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в том числе несение службы по единой дислокации;

    Оказание взаимной помощи и поддержки патрульно-постовым нарядом при выполнении повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

    Комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.

54. Взаимодействие командиров строевых подразделений милиции с руководством горрайлиноргана, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного анализа оперативной обстановки, участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения коррективов в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

55. Для организационного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами патрульно-постовой службы и другими приданными силами.

В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

56. Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) осуществляют маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги, при необходимости усиливают патрульно-постовую службу за счет дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел, СМВЧ. Начальники горрайлинорганов при необходимости осуществляют маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных участках, транспортных магистралях и других объектах органов внутренних дел на транспорте.

57. В решении на осуществление маневра указываются:

    Цель маневра и его задачи;

    Количество выделяемых нарядов и других сил и в течение какого периода времени они должны нести службу в указанном районе (городе);

    Время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования и постах;

    Наличие резерва;

    Порядок управления нарядами и контроля за несением службы;

    Материально-техническое обеспечение.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости.

58. При необходимости сосредоточения нарядов строевого подразделения милиции в одном районе в течение определенного времени они в установленное время направляются в указанный район (город) и несут там службу в течение этого времени, после чего возвращаются на закрепленные за ними маршруты.

59. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется по специальному плану. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся:

    В пределах города, имеющего районное деление, - распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД) с докладом руководителям министерства, главного управления, управления внутренних дел;

    В пределах района в городе или участка обслуживания - указанием дежурного по горрайлиноргану с немедленным докладом начальнику органа внутренних дел, начальнику милиции общественной безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ);

    В пределах города, не имеющего районного деления, района - распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с немедленным докладом начальнику;

    В пределах патрульного участка - распоряжением начальника патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом дежурному по горрайлиноргану.

В необходимых случаях право на внесений изменений в расстановку нарядов строевых подразделений ППС милиции имеют их командиры с последующим докладом дежурному по горрайлиноргану.

Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

60. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является одним из важнейших элементов укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения высокой постоянной активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных право нарушений, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту, маршруте.

61. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются:

    Правильность расстановки и использования личного состава и технических средств в соответствии с принятым решением складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах маршрутах;

    Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;

    Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;

    Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

    Уровень взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, сотрудниками других подразделений милиции и общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка;

    Соблюдение нарядами законности и дисциплины;

    Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;

    Правильность оформления и ведения служебных документов.

62. Патрульно-постовую службу обязаны проверять:

    Лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) - при каждом выезде в командировку или инспектировании горрайлинорганов и подразделений;

    Начальники горрайлинорганов, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц;

    Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава службы милиции общественной безопасности горрайлинорганов - не менее одного раза в неделю;

    Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни по графику);

    Начальники караулов и их помощники - каждый не менее четырех раз в сутки, из них в ночное время - не менее двух раз;

    Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;

    Участковые инспектора милиции (начальники линейных пунктов милиции) - ежедневно на территории обслуживаемого участка.

Патрульно-постовые наряды, задействованные на охрану общественного порядка по единой дислокации, проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам.

63. Проверку службы войсковых нарядов СМВЧ осуществляют руководители МВД, УВД (ГУВД), горрайлинорганов, а также лица по их поручению совместно с командирами этих частей, подразделений, их заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками патрульных групп.

64. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное предписание на право проверки.

65. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

Например: «Товарищ лейтенант! Патрульный сержант Карпов». В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию. По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) отвечает на заданные вопросы.

При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.

66. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

67. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

68. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.

За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд милиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру СПМ) и уведомлением дежурного.

О результатах проверки патрульно-постовой службы проверяющий делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы милиционеров.

69. При негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощь проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику горрайлиноргана или другому руководителю (командиру), назначившему проверку.

70. Начальник горрайлиноргана, начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Учет и оценка результатов работы нарядов

71. Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства персональной ответственности за выполнение пост явленных перед ним задач.

72. Результаты работы патрульно-постовых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы ППН отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно-постовой службе горрайлиноргана и раздельно по каждой службе, ежеквартально по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ).

73. Деятельность патрульно-постовой службы, других подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах и районах, республиках, краях, областях, округах, объектах транспорта. По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) и их участием, проводится служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству органа внутренних дел.

74. Работа милиционера оценивается по следующим критериям:

    Состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, роль наряда);

    Личное участие и активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении мужества, решительности, находчивости и умении быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;

    Знание требований уставов, приказов и инструкций;

    Количество инициативных задержаний преступников;

    Соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;

    Взаимодействие с участковыми инспекторами, оперативными сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами милиции и членами общественных объединений по охране правопорядка.

Особенности организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха.

75. Патрульно-постовая служба в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и приданными силами. Потребность в силах и средствах милиции и необходимость маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки и общественного порядка, количества приезжающих в эти места граждан, а также возможностей использования общественных объединений по охране правопорядка.

76. Основными формами организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдых являются:

    Переход на усиленную охрану общественного порядка за счет увеличения числа нарядов;

    Создание временных пунктов размещения приданных патрульно-постовых нарядов;

    Закрепление наиболее подготовленных милиционеров за зонами массового отдыха;

    Привлечение к охране общественного порядка при необходимости курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, членов общественных формирований;

    Несение патрульно-постовой службы нарядами со служебными собаками и патрулирование на лошадях.

77. При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям, а также обеспечению безопасность движения транспорта и пешеходов на основных магистралях дорогах. Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

78. Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований настоящего Устава. На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах, портах, поездах и судах патрульно-постовая служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта милиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

79. Основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок являются:

    Патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;

    Сопровождение нарядами поездов, судов;

    Патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;

    Участие членов общественных объединений по охране правопорядка.

80. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать милицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе милиционеры.

81. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах, самолетах, на судах обеспечиваются нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава. Для сопровождения специальных поездов (судов), туристических поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие работы, выделяется усиленный наряд милиции. Предусматривается обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления до пункта назначения.

82. Работа наряда осуществляется по графику, разрабатываемому руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем должны быть указаны перечень подлежащих сопровождению поездов (судов), время начала и конца работы, места и время пересадок. Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа внутренних дел. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем), членами общественных объединений.

83. Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам, выставляется заслон милиции.

84. При следовании специальных поездов (судов, самолетов) патрульно-постовая служба на объектах транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями органов безопасности.