Назначается ли дпс заместитель. Организация и несение дорожно-патрульной службы

Как отмечалось выше, дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне , подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает - федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:

а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа исполнения административного законодательства и розыска;

з) группа пропаганды;

ж) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба тыла

м) роты (взвода).

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Дежурная часть создается в соответствии с типовыми штатными расписаниями строевых подразделений, утверждаемыми нормативными правовыми актами МВД России. Дежурные части строевых подразделений ДПС руководствуются Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России , Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , иными нормативными правовыми актами МВД России и актами управления в области безопасности дорожного движения.

Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

Старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке занимается комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляет личные дела сотрудников, готовит материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимает участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.

Методы деятельности дорожно-патрульной службы включают в себя, преимущественно, контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данный тезис соответствует ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» .

Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов . При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства .

Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств .

При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление , можно утверждать, что деятельность дорожно-патрульной службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:

Административно-процессуальной;

Активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);

Внутриаппаратной и внешней;

Индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;

Взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.

Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.

Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:

В пешем порядке;

На патрульном автомобиле в движении или стационарном положении

На стационарном посту ДПС.

При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1) группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не входит в состав более крупного формирования


Рис. 3. Схема подчиненности ДПС

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД делится на группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более крупные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиняются по вертикали - вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - территориальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД рис. 3)

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС, для которых характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).

1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

3.Цели и задачи дежурной части:

Непрерывное управление силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнение других задач ДПС;

Сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

Организации выезда на места ДТП;

Обеспечение личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

Установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора - дежурного (далее - дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного и инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер - электроник и фотолаборант.

4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.

5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствую­щую розыскную документацию.

6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам, боевой и физической подготовке и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.

8. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности старших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1/8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводит инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составленной ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспекторы ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет заместитель командира взвода.

Инспекторы ДПС:

1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;

2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;

3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев;

4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

5) регулируют дорожное движение;

6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;

8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;

9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправности;

10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться (например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствующим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета).

К надзору за дорожным движением могут привлекаться работники других служб ГИБДД, участковые инспектора милиции в сельской местности, которым предоставлены соответствующие административно - юрисдикционные полномочия, а в особых случаях штатные и внештатные работники милиции, представители ВАИ и общественных объединений. Со своей стороны, ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания говорить о ДПС не только как об организационно оформленном структурном подразделении ГИБДД, но и как об общественном выражении одной из важнейших функций правоохранительных органов в сфере дорожного движения.

Обязанности инспектора ДПС , так же как и его права, установлены законодательством. Инспектор ДПС является таким же участником д орожного движения, как и водитель. Более того, если он не выполняет всех требований закона и ведет себя ненадлежащим образом, вы вправе подать жалобу на его действия (бездействие).

Права и обязанности инспектора ДПС

Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).

Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.

Главная обязанность инспектора ДПС — организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения.

Итак, начинаем. Вас останавливает сотрудник ДПС и просит предъявить документы.

Остановка автомобиля возможна только на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах, которыми являются места несения службы нарядом ДПС, оборудованные служебным помещением и оснащенные специальными средствами.

Вне стационарных пунктов остановка возможна только в следующих случаях:

  • Наличие ориентировки о том, что водитель или автомобиль, на котором он передвигается, был замечен в совершении ДТП, преступления или правонарушения.
  • Водитель нарушил правила дорожного движения.
  • Необходимо опросить водителя о ДТП или иных правонарушениях, свидетелем которых он стал.
  • Инспектору ДПС необходимо воспользоваться вашим автомобилем.
  • Необходимо использовать водителя в качестве понятого.
  • Для выполнения регулировочных действий.
  • Если водителя необходимо привлечь для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Если проводятся спецоперации.

Так что если вас остановили вне стационарного пункта, поинтересуйтесь причиной остановки. При этом, как мы видим, в вышеуказанном списке нет такой причины, как проверка документов!

Если инспектор ДПС не дает вам четкого ответа на поставленный вопрос, то он своими действиями нарушает ст. 12.35 КоАП и должен заплатить штраф в размере 20 000 руб.

А что, если вас останавливает не инспектор ДПС, а другой сотрудник полиции? Разве такое возможно?

Да. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ не делает различий между инспекторами ДПС и другими сотрудниками системы МВД. Но любой сотрудник полиции должен действовать в рамках предоставленных ему полномочий. Например, сотрудник ППС может остановить ваш автомобиль для проверки документов перед проездом в зону оцепления и т. д.

Не знаете свои права?

Сигнал об остановке вашего транспортного средства должен быть четким и понятным. Если вы его не заметили и проехали инспектора ДПС, то можете оправдать свой проезд тем, что не различили взмах жезла инспектора и не поняли, что он предназначался именно вам.

Но! Инспектор ДПС не имеет право останавливать транспортное средство в следующих местах:

  • на участках дороги с ограниченной видимостью;
  • до или после подъема;
  • перед перекрестками и ж/д переездами;
  • в других опасных местах.

Исключение в данном случае составляют ситуации, при которых необходимо остановить транспортное средство во избежание наступления нежелательных последствий.

Выходить из автомобиля или нет

Если вас останавливает инспектор ДПС, вы вправе общаться с ним, не выходя из своего транспортного средства. Предложить выйти инспектор может в следующих случаях:

  • Для проведения досмотра или осмотра автомобиля и/или перевозимого груза.
  • В случае необходимости участия водителя в процессуальных действиях (например, в качестве понятого).
  • При необходимости устранения технических неисправностей в транспортном средстве.
  • Для проведения в присутствии водителя сверки номерных агрегатов со сведениями, указанными в документах.
  • Если у водителя имеются признаки состояния опьянения или болезненного состояния.
  • Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Очень часто инспекторы ДПС просят открыть багажник автомобиля, что относится к категории досмотра транспортного средства. Если инспектору интересно, он может заглянуть через окна в салон автомобиля или сверить номера двигателя с документами. Но если он решил все проверить досконально, то здесь следует уделить внимание основным моментам:

  • Во-первых , досмотр проводится при обязательном участии 2 понятых и с составлением протокола. Нелишним будет вести во время досмотра видеозапись всех действий инспектора ДПС.
  • Во-вторых , досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Это говорит о том, что инспектор ГИБДД не может самовольно перекладывать вещи, вытаскивать их из автомобиля без вашего участия. Все эти действия можете осуществить только вы. Если вдруг инспектор просит показать содержимое барсетки или иных личных вещей, то эти действии квалифицируются как личный обыск и возможны только при наличии соответствующей санкции.
  • В-третьих , досмотру может подвергнуться не любой автомобиль, а только тот, в отношении которого у него есть подозрения о нахождении там орудий совершения преступления или предметов административного правонарушения.

Установление состояния алкогольного опьянения: как должно быть в идеале

Итак, вас остановил сотрудник ДПС, и выясняется, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Как вы должны себя вести в данном случае? Какие права есть у вас и у инспектора ДПС?

Первое, что должен сделать инспектор ДПС в случае обнаружения факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, — это отстранить его от управления транспортным средством. Но отстранение в обязательном порядке происходит при участии не менее 2 понятых. По результатам отстранения составляется протокол, в котором расписываются все участники процедуры.

Не торопитесь сразу дуть в алкотестер, который вам «любезно» предоставил инспектор ДПС. В некоторых случаях вы можете нарваться на недобросовестных сотрудников полиции, чей алкотестер уже будет с определенным количеством промилле. Так что настаивайте на проведении освидетельствования.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится в следующем порядке:

  • Инспектор должен выявить признаки опьянения: неустойчивость позы, нечеткость речи, характерный запах изо рта и т. д.
  • Инспектор объясняет водителю, как проводится освидетельствование, и рассказывает об алкотестере.
  • Если выявляется наличие опьянения, то дополнительно необходимо учитывать возможную погрешность прибора.
  • После проведения процедуры инспектором составляется акт проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается инспектором, понятыми и водителем. Если водитель считает, что алкотестер показывает неправильные значения, в акте он пишет о том, что не согласен с результатами освидетельствования и требует проведения медицинского освидетельствования.
  • В этом случае инспектор ДПС составляет протокол о направлении водителя на медицинское освидетельствование, который также подписывается 2 понятыми.
  • После чего он обязан сопроводить водителя до медицинского учреждения, где будет проводиться освидетельствование, и в случае отрицательного результата (водитель НЕ находится в состоянии алкогольного опьянения) доставить его обратно до автомобиля.

Отдавать права или нет, или Как вести себя в ситуации, когда вы нарушили ПДД

В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.

По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.

В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.

В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.

Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.

Причем это должно исполняться абсолютно во всех ситуациях, связанных с дорожным движением. Зачастую сотрудники полиции пренебрегают этой обязанностью и ведут себя довольно некорректно по отношению к водителям. Но у вас есть возможность подать жалобу на действия сотрудников ДПС и защитить свои права надлежащим образом.

Относительно обязанностей сотрудника ГИБДД всегда возникала масса вопросов. Во многом причинами этому является недостаточно полная нормативно-правовая база и чрезвычайно большое количество непредвиденных ситуаций, которые могут случиться с водителем на дороге.

Но это не означает, что водитель не может знать обязанности сотрудника ГИБДД и не может быть юридически подкованным в этом вопросе. В любом случае, в нашей стране действует определенный устав сотрудников дорожно-патрульной службы, в соответствии с которым они осуществляют свою профессиональную деятельность.

В 2017 году подготовлен административного регламента работы ГИБДД. Советуем его изучить и руководствоваться последней версией документа.

Главным документом и можно сказать «библией» сотрудника ДПС является «Об утверждении Административного регламента … по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований … безопасности дорожного движения». Именно он регламентирует работу инспектора при исполнении. Обратимся к этому документу и постараемся выяснить, что работник ДПС должен делать, а что ему делать, наоборот, воспрещено.

1. Инспектор имеет полное право на остановку любого транспортного средства с целью , как водителя, так и ТС. Таким образом, при остановке инспектор может попросить вас предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства.

Замечание: в некоторых случаях сотрудник может потребовать предъявить ПТС автомобиля, но это больше следует из практики, нежели из нормативной документации. ПТС – это безусловный документ на владение. Но теоретически таким владельцем может быть кто угодно, например, банк, если автомобиль находится под кредитом.

2. Отсутствие необходимых документов приводит к задержанию ТС водителя. Это прямая обязанность сотрудника ГИБДД.

Замечание: однако, сотрудник ДПС имеет право на то чтобы предоставить вам время (не более 3 часов) для доставки всех необходимых документов на пост. Вы можете попросить, чтобы кто-либо привез Вам необходимые документы, но сами покинуть место проверки Вы не имеете права.

3. Приказ гласит, что вольное или невольное нарушение водителем ПДД ведет к ответственности. В обязанности сотрудника ГИБДД в таком случае входит проверить документы, потребовать объяснения нарушения или наложить административное взыскание в виде штрафа.

4. Инспектор ДПС может остановить ТС, за рулем которого находится водитель в нетрезвом состоянии. Сотрудник определяет это по ряду признаков, например по поведению первого на дороге. Если автомобиль едет неуверенно, виляет и игнорирует знаки дорожного движения, вероятнее всего водитель, управляющий ТС, находится в нетрезвом состоянии.

Замечание: нередко по подозрению в нетрезвом состоянии останавливают чрезвычайно аккуратных водителей новичков, которые всех пропускают, едут значительно медленнее скоростного режима и постоянно меняют полосу движения. Поэтому на дороге будьте увереннее.

Автомобиль остановлен сотрудником ГИБДД – что дальше?

После того как инспектор ДПС остановил автомобиль, в соответствии с приказом он обязан представиться и известить водителя о причине по которой произошла остановка.

Замечание: сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка, но только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в организации ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Сотрудник ДПС не имеет права настаивать на том, чтобы водитель покинул ТС.

Замечание: однако, есть ряд случаев, при которых инспектор может потребовать водителя покинуть автомобиль. Он может потребовать это из-за подозрения на алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянения покинуть авто, для устранения поломки ТС или прицепа, в случае, если им выявлены те или иные нарушения правил транспортировки грузов, для сверки номерного кода компонентов автомобиля с идентичными на регистрационных документах, для осуществления обыска или досмотра автомобиля или груза, в случае если сам водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления, а также когда другим водителям нужна помощь.

После остановки автомобиля, инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение. Это также входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Замечание: в приказе, возле этого пункта стоит небольшая заметка «по требованию водителя». То есть если вы не попросите удостоверение, инспектор может вам его не предъявлять. Не все могут свободно потребовать предъявить удостоверение. Во многом причиной является психологический барьер перед более высоким по социальному положению, который нужно срочно побороть.

Сотрудник ГИБДД не имеет права передавать документы в руки водителю. Также он по требованию должен сообщить номер своего жетона (нагрудного знака). В случае, если причиной остановки стали нарушения водителем ПДД, то обязанностью инспектора является ясное и недвусмысленное объяснение основного смысла допущенных нарушений.

Сотрудник ГИБДД на законном основании обладает правом осуществить досмотр ТС. Водитель имеет право потребовать составления протокола. В таком случае в обязанности сотрудника ГИБДД входит удовлетворить такую просьбу. Протокол может пригодиться Вам для создания жалобы на действия сотрудников ГИБДД, в случае, когда водитель предполагает, что последние были не правы, а также с целью разрешения любых других ситуаций спорного характера. Кстати, довольно часто сотрудники ДПС решают не проводить досмотр, в случае, когда водитель настаивает на составлении протокола.

Важно заметить, что инспектор ГИБДД представляет собой сотрудника полиции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обычно сотрудник требует у водителей и пассажиров ТС в процессе предъявления документацию, удостоверяющую личность, либо провести административное задержание. Эти требования входят в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые он должен исполнять.

В соответствии с , остановка ТС должна происходить в течение минимально короткого срока. Но если водитель начнет доказывать, что сотрудник ГИБДД задержал его на большой срок, инспектор может заявить, то имеет право установленное законом задержать вас на 3 часа. Однако, стоит заметить, что проверка документов или составление протокола о нарушении – не повод для задержания на такой длительный срок. Задержание как мера предполагается только для рассмотрения дела или исполнения конкретного предписанного постановления.

Во время ознакомления водителя с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права. Это входит в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые тот должен неукоснительно соблюдать. Поэтому нарушение этого предписания влечет к ответственности. Из-за того, что в регионах Российской Федерации сейчас имеются различные формы протоколов, следует внимательно знакомиться с ними до того как поставить свою подпись. Это защитит Вас от непредвиденных проблем, связанные с необдуманным признанием того, что Вы, собственно, не совершали.

Эти простые советы и знания о том, какие есть обязанности у сотрудника ГИБДД, станут отличной помощью автомобилистам, которые хотят спокойно пользоваться своим транспортом и не страдать от произвола, который сейчас все реже, но еще встречается на улицах российских городов.

Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.