Уголовно процессуальные нормы и их виды. Фгоу впо морская государственная академия. Структура уголовно-процессуальной нормы

Реализация уголовно-процессуальным правом регулятивной и охранительной функций воплощается в делении уголовно-процессуальных норм на два вида - регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на то, чтобы предоставить участникам процесса права и возложить на них процессуальные обязанности, обеспечивающие реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Таким образом, конституции и основополагающие принципы и права, установленные в них, передаются в виде социальных пактов в письменной форме, что. Они ограничивают сферу неразрешимости, то есть то, что не может решить большинство или решить: с одной стороны, пределы и запреты в целях обеспечения прав свободы; с другой стороны, облигации и обязательства в обеспечение социальных прав.

Это глубокая трансформация первоначальной парадигмы правового позитивизма, с которой принцип, характерный для верховенства закона, подчинения закону всей силы достигает своей кульминации, в том числе и самой законодательной власти. превращает, изменяет характер действительности законов, который перестает совпадать с его существованием, определяемым простым уважением форм и процедур, установленных формальными правилами их производства, а также требует согласованности их значений с конституционными принципами.

Охранительные нормы направлены на регламентацию оснований, характера, объема и порядка применения процессуальных санкций. Только совместными усилиями регулятивных и охранительных норм может быть обеспечено государственно-властное регулирование.

В зависимости от способа правового воздействия уголовно-процессуальные нормы делятся на управомочивающие, обязывающие (императивные) и запрещающие 1 В приведенной классификации можно выделить еще один вид, а именно представительно-обязывающие нормы, когда возникает двухсторонние уголовно-процессуальное отношение - право одного участника процесса является одновременно обязанностью другого.

Во-вторых, он меняет характер юрисдикции и юридической науки, которой она больше не соответствует только заявлению и знанию каких-либо правовых норм, но, кроме того, они предполагают, кроме того, критическую роль их инвалидности, когда это возможно. Действительно, конституционная гарантия вводит в демократию существенное измерение, чуждое старой парадигме законодательного правового государства и порождаемое, точно, запретами и обязательствами, налагаемыми на политические варианты, как законодательные, так и правительственные, гарантиями основные права основных прав, санкционированных в конституциях.

Управомочивающие нормы, содержащие дозволение , - это правила поведения, разрешающие субъекту действовать (бездействовать) по своему усмотрению. Например, следователь (дознаватель) имеет право проводить осмотры, обыски, другие следственные действия, производить задержания, аресты и т.д., когда для этого имеются предусмотренные законом основания. Дозволение можно трактовать как разрешение, но при этом неразрешенное запрещено. Но такой запрет распространяется только на действия, которые носят процессуальный характер. Что же касается криминалистических приемов и методов раскрытия преступлений, то в законе вопрос об их допустимости, как правило, не решается, однако они не могут применяться, если противоречат основным принципам судопроизводства (например, допрос обвиняемого под гипнозом или наркозом недопустим, так как противоречит праву обвиняемого на молчание и добровольность дачи показаний).

Книга: Гражданский процесс - М. И. Штефан

Таким образом, в конституционном правовом государстве политическая и правовая легитимность осуществления власти перестает быть обусловлена ​​только правилами, которые дисциплинируют мажоритарные формы его осуществления - кто и как из решений, но также по правилам, которые обусловливают его сущность - то, что является законным или обязательным для принятия любым большинством, - и именно такие гарантии, налагаемые на его содержание, путем конституализации основных прав: отрицательные первичные гарантии в ограничений или запретов, налагаемых правами свободы; позитивные первичные гарантии в виде связей или обязательств, налагаемых социальными правами; вторичные гарантии контроля за конституционностью законов и действенного суждения всех субъективных прав, начиная, очевидно, с фундаментальных прав.

Структура уголовно-процессуальной нормы

Они определяют процессуальную технику. Но техническим нормам присуще и определенное юридическое свойство - ненадлежащее исполнение их расценивается как уголовно-процессуальное нарушение.

1. Гипотеза - это условие, при наличии которого применяется норма. Например, в каждом случае обнаружения признаков преступления (гипотеза) должны быть приняты меры по установлению события преступления... (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Таким образом, на нормативном уровне модель демократии - конституционная демократия - характеризуется сложной системой правовых ограничений и связей, различий и балансов полномочий, нормативных иерархий и юрисдикционного контроля и, следовательно, диаметрально противоположных образ плебисцитарной демократии так часто вызывал в нынешних политических дебатах самые стойкие защитники принципа большинства. «Демократия», согласно этому образу, была бы не чем иным, как всемогуществом большинства, легитимированного всенародным голосованием, которое позволило бы злоупотреблять властью, конфликтами интересов и безнаказанностью; так же, как симметрично, «либерализм» будет состоять, в свою очередь, в отсутствие правил и ограничений свободы предпринимательства.

2. Диспозиция - это сущность содержащегося в норме требования - допущения, предписания или запрета, требующего определенного поведения. К примеру, согласно ч. 3 ст. 49 УПК РФ, защитник участвует в уголовном деле (диспозиция), если....

3. Санкция - это штрафная или правовосстановительная мера, которая применяется к лицу или органу, не выполнившему возложенной на него процессуальной обязанности. Так, по правилам ст. 117 УПК РФ в случае неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей... на них может быть наложено денежное взыскание (санкция).

Выражение «либеральная демократия», которое в классическом лексиконе обозначало политическую систему, основанную на защите индивидуальных свобод, разделение властей и принципы верховенства закона, прямо противоположно слову «абсолютизм», - закончилось бы, обозначив в этой перспективе две конвергентные формы абсолютизма, противоречащие системе связей и противовесов, в которых гарантируются: абсолютизм большинства и абсолютизм рынка, политических и экономических полномочий, особенно угрожающие из-за их заметной тенденции запутаться.

оказаний).

Понятие и система принципов уголовного судопроизводства.

Уголовное судопроизводство, уголовный процесс - урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.

Гарантированная и конституционная парадигма, которая здесь кратко изложена, представляет собой теоретическую и нормативную парадигму, которая, конечно же, не реализована и, возможно, как это происходит со всеми нормативными парадигмами, никогда не может быть реализована совершенно. Гарантии, как уже было сказано, как первичные, так и вторичные, являются соответственно первичными и вторичными нормами. Хотя это подразумевается конституционно установленными основополагающими правами, на самом деле они могут отсутствовать, когда они не были, в свою очередь, явно установлены.

Система принципов уголовного судопроизводства представляет собой интегрированный в структурно упорядоченное единство комплекс нормативных предписаний высшей юридической силы, обладающих относительной самостоятельностью, стабильностью, автономностью функционирования, возможностью взаимодействия с другими элементами внутри системы и с иными правовыми системами в целях наиболее полного урегулирования вопросов, возникающих в связи с возбуждением, предварительным расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Даже на самом деле, хотя они и были созданы, они могут быть нарушены их адресатами, которые, как было замечено, являются государственными органами. Это объясняет, почему парадигма гарантии всегда является парадигмой, которой в значительной степени не хватает в развитии, даже если она навязывается конституционными уставами, оставляя без содержания из-за дефектных действий, как из-за отсутствия, так и из-за неэффективности, и к первичным нормам гарантий или вторичных.

Можно говорить о недостатке или неэффективности гарантий, прежде всего в отношении уголовной гарантии, что, по сути, означало, начиная с Просвещения, основание, на котором была построена модель либерального правового государства. Уголовные и процессуальные гарантии, как указано, являются по существу отрицательными гарантиями, направленными на ограничение карательной власти в защиту индивидуальных свобод. Эта же идея часто была идентифицирована с проектом «минимального уголовного права»: то есть с помощью уголовной системы, способной подавать карательные меры - как в юридическом прогнозе преступлений, так и в судебном контроле - к жестким ограничениям, налагаемым на защиту прав человека.

Норма права - это общеобязательное, формально опреде­ленное, охраняемое от нарушений принудительной силой госу­дарства правило поведения.

Гражданская процессуальная норма представляет собой общеобяза­тельную меру должного или возможного поведения участников судо­производства, устанавливаемую Российским государством.

Что касается преступности, то эти ограничения не являются существенными уголовными гарантиями: от принципа строгой законности или ограничения поведения, караемого за преступления, связанные с преступностью, материализмом и виновностью. Что касается процесса соответствует процедурным и организационным гарантиям: принцип противоречия, паритет между обвинением и защитой, жесткое разделение судьи и судебным преследованием, презумпция невиновности, бремя доказывания на обвинитель, гласности и гласности судебного процесса, внутренней и внешней независимости судебных органов и принципа естественного судьи.

Граж­данские правовые нормы обладают некоторыми особенностями, отличающими их от норм других отраслей права:

Закрепляются только законами, но не подзаконными актами;

Регулируют правоотношения в особой сфере человеческой деятельности - сфере правосудия;

Обязательны для какого-то определенного круга субъектов (для всех участников правоотношений, только для суда, толь­ко для сторон, для свидетелей и т.д.);

Эти же гарантии, с другой стороны, служат для ограничения и минимизации карательной власти, поскольку все они могут быть настроены как нормативные методы, предназначенные для того, чтобы связать его с ролью установления процедурной правды. По этой причине следует охарактеризовать криминальные гарантии, начиная с четкой и точной формулировки криминальных деятелей, навязанных принципом строгой законности, таких как те, которые в правовой сфере обеспечивают в максимальной степени установление юридической правды, то есть, проверяемость и опровержимость, в абстрактном, гипотез обвинений, учитывая, что неопределенное и неопределенное обвинение не может быть проверено или опровергнуто.

Их конечной целью является обеспечение законного, обосно­ванного и справедливого правосудия.

Гражданские процессуальные нормы построены на основных принципах процесса - диспозитивности, состязательности и равно­правия сторон. Действенность этих норм обеспечивается как силой государственного принуждения (за непредставление истребуемых судом доказательств может быть наложен штраф, судебное решение должно быть исполнено принудительно), так и иными мерами (при подаче иска без соблюдения требований, предъявляемых к исковому заявлению и доказательствам, исковое заявление остается без движе­ния и при неустранении в разумный срок недостатков считается непо- данным и возвращается истцу).

Вместо этого, можно охарактеризовать процесс, бремя доказывания принципа состязательности или право на защиту, как и те, которые обеспечивают в максимально возможной степени, в юрисдикционный уровне, констатируя фактическую истину, т.е. которые требуют, в частности, проверки обвинительными гипотезами об обвинениях и допускают их опровержение защитой.

В отличие от любой другой юридической деятельности, юрисдикционная деятельность в правильном состоянии является когнитивной деятельностью в дополнение к практике или предписывающей; или, лучше, это предписывающая деятельность, которая имеет в качестве необходимого оправдания мотивацию во всем или частично когнитивном.

По классификации И.М. Зайцева, все гражданские процессуаль­ные нормы подразделяются на дефинитивные, регулятивные, органи­зационные и охранительные.

Дефинитивные нормы закрепляют основные определения и по­нятия. К ним относятся, например: ч. 1 ст. 55 ГПК (доказательст­вами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требова­ния и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела); ч. 1 ст. 69 (свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела); ч. 1 ст. 121 (судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на осно­вании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмот­ренным ст. 122).

Кафедра «Общеправовые дисциплины»

Законы, положения, административные акты и частный бизнес являются исключительно предписывающими актами, ни истинными, ни ложными, юридическая сила которых зависит от соблюдения правил производства и политическая легитимность которых зависит от их сроков, от их лояльности к представляемым интересам, репрезентативности или автономии ее авторов, а не определенных предпосылок, де-факто или де-юре, утверждали как «истинные». Вот почему, в отличие от любой другой публичной власти, судебная система не допускает легитимацию представительского или консенсуального типа, а только легитимацию рационального и юридического типа.

Регулятивные нормы направлены непосредственно на регламен­тирование процессуальных правоотношений, определение прав и обя­занностей участников процесса.

К императивным нормам относятся, например: ст. 56 ГПК (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссышается как на основания своих требований и возражений, если иное не пре­дусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятель­ства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие- либо из них не ссышались); ч. 2 ст. 69 (лицо, ходатайствующее о вызо­ве свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значе­ние для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свиде­тель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительст­ва) и др. Императивные нормы устанавливают для субъекта правоот­ношений строго определенную линию поведения.

Вы не можете наказать гражданина только потому, что он соответствует воле или интересам большинства. Ни одно большинство, однако сокрушительное, не может узаконить осуждение невиновного или оправдание виновной стороны. И ни один политический консенсус - из парламента, прессы, партий или общественного мнения - не может заменить или исключить доказательства обвинительной гипотезы.

В системе уголовной преступности большинство консенсуса или репрезентативного вложения судьи ничего не добавляет легитимности юрисдикции, поскольку ни воля, ни консенсус, ни общие интересы, ни какой-либо другой принцип власти не могут превратиться в истину, что который является ложным или наоборот. Таким образом, существует связь не только между минимальным уголовным правом и гарантией, но и между минимальным уголовным правом, эффективностью и легитимностью пенитенциарной системы. Только уголовный закон задуман исключительно на основе опеки. первичных товаров и основных прав могут обеспечить наряду с определенностью и другими уголовными гарантиями также эффективность юрисдикции против все более мощных и угрожающих форм организованной преступности.

Диспозитивными являются нормы, закрепляющие правомочия уча­стников процесса: ч.

1 ст. 35 ГПК (права лиц, участвующих в деле); ст. 39 ГПК (изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение).

К организационным относятся нормы, определяющие процессуаль­ную форму, т.е. порядок, процедуру отправления правосудия по граж­данским делам, нормы, закрепляющие процедуру возбуждения судо­производства, судебного заседания, движения дела по стадиям и т.д.

И только процессуальное право, уточненное из наследия чрезвычайной ситуации - от несоответствия между обвинениями и защитой до чрезмерного усмотрения в предварительном заключении - может предложить надежную и надежную основу для независимости судебной власти и ее роли в борьбе с незаконностью полномочия. Установлены социальная защита и гарантия, опека над основными товарами и гарантия прав обвиняемых, обеспечение безопасности в отношении преступлений и произвольных наказаний, а также два аспекта, не только существенные, но связанные друг с другом, которые узаконивают карательная сила.

Охранительные нормы предназначены для обеспечения действия всех остальнык норм. Это нормы, закрепляющие штрафы и иные меры ответственности за несовершение предписанных законом действий или совершение действий, устанавливающих помехи правосудию.

Нормы любой отрасли права, в том числе гражданского процессу­ального, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Таким образом, минимальный уголовный закон характеризуется таким образом, что закон самого слабого в момент совершения преступления является потерпевшим, в процессе, обвиняемым и в наказании осужденным. Именно здесь возникают вмешательства и конфликты между силами, которые на протяжении многих лет делят общественное мнение в нашей стране по фракционной логике, которые отражают дебаты о справедливости, предотвращают рациональную конфронтацию и подвергают риску вызвать общую дискредитацию наших учреждения.

В то же время это имеет последствия для юрисдикции, расширения ее произвольных пространств, компрометации обязательного характера преступных действий и ослабления познавательной природы судебных процессов, а вместе с тем и источника легитимности судебной власти и ее независимости.

Гипотеза указывает основания и условия начала действия нор­мы (например, отвод мирового судьи, рассматривающего дело, вы­бытие одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении - смерть гражданина, реорганизация юриди­ческого лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах). Гипотеза раскрывает место, время, субъектный состав нормы и т.д.

Диспозиция закрепляет права и обязанности участника правоот­ношения при возникновении юридических фактов, указанных в ги­потезе (при отводе мирового судьи дело передается районным су­дом другому мировому судье, действующему на территории того же судебного района, или, если такая передача невозможна, оно пере­дается вышестоящим судом мировому судье другого района; при выбытии одной из сторон суд допускает замену этой стороны ее правопреемником; правопреемство возможно на любой стадии гра­жданского судопроизводства).

Санкция устанавливает последствия несоблюдения прав и невы­полнения обязанностей, указанных в диспозиции (при неизвеще­нии суда, а также невыполнении требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или граждан, не являющихся лица­ми, участвующими в деле, налагается штраф на должностных лиц до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей).

Одной из основных особенностей гражданских процессуальных норм является то, что части нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут находиться в разных частях одной статьи или даже в разных статьях. Статьи, содержащие в себе все три элемента, являются скорее исключением, чем правилом. Структура конкретной процессуальной нормы определяется путем тщательного анализа и изучения логиче­ской взаимосвязи элементов нормы, расположенных в разных статьях.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федераль­ными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, реше­ний суда, определений суда), постановлений других органов. Закон не имеет обратной силы. Дата отмены закона или признания закона утра­тившим силу является датой прекращения действия закона.

Действие процессуального законодательства в пространстве оп­ределяется территорией России, под которой понимается сухопут­ное и водное пространство в пределах Государственной границы РФ, а также недра. К территории России относится также территория ее посольств и иных дипломатических представительств в других госу­дарствах, военных и гражданских судов, воздушных кораблей.

Еще по теме 1.5. Гражданские процессуальные нормы: понятие, виды, особенности структуры:

  1. 1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве