Преступления против мира и человечности. Преступления против мира и безопасности человечества


Преступления против мира и безопасности человечества

1. История развития преступлений против мира и безопасности человечества в Украине и мире

Рассматривать в комплексе генезис развития преступлений против мира и безопасности человечества не представляется возможным так, как каждое из этих преступлений имело свою собственную историю и этапы развития, некоторые имели место быть еще в Древнем Египте, другие же появились только на заре ХХ века. Поэтому в этом разделе будет рассмотрена история наиболее значительных преступлений против мира и безопасности человечества и история возникновения понятия «преступления против мира и безопасности человечества».

Для начала рассмотрим такое явление как наемничество, которое в УК Украины представлено в ХХ разделе, как одно с тягчайших преступлений против мира.

История наемничества начинается во времена династии Саито (Saite) - XXVI династии Древнего Египта. Самые древние свидетельства историков о широком использовании наемников относятся к временам господства Псаметика І (663 - 609 гг. до н.э.), когда Египет, истощенный бесконечными войнами и опустошительными набегами ассирийцев и нубийцев, больше не мог держать многочисленную армию, необходимую для своей обороны и поддержания своей роли в Азии. В Древнем Египте воины из Ливии составляли боеспособную часть армии феодалов.

Говоря о Древней Греции, то развитие торговли и ремесла способствовало увеличению имущественного неравенства. Богатые рабовладельцы, которые не желали больше служить в армии, имели возможность откупиться от «налога кровью», выставив за себя заместителя. Богатые граждане, вместо того, чтобы самим выполнять воинскую повинность, считали для себя более удобным платить за заместителя. Выходом из этого положения стало формирование легкой и средней пехоты из наемников.

Наемную армию также имела и купеческая республика Карфаген. Со времен Карфагена до нас дошло свидетельство о крупном восстании греческих наемников, которые, победив романцев на Сицилии, почти разрушили государство Карфаген. Несмотря на это, именно наемники во главе с Ганнибалом принесли большую военную славу Карфагену.

Первый известный военный трактат «О защите обложенного города» был написан в IV в. до н.э. Энеем Тактиком. Этот трактат содержал много полезных советов для тех, кто оборонялся и, похоже, был написан профессиональным наемником.

Наиболее отчетливо опасность, которую представляли наемники для существующего строя, звучит в гл. XII трактата. В ней говорится о том, как использовать силы союзников и наемников, не подвергая опасности существующий в городе порядок. Как отмечал Эней, когда обращаются за помощью наемников «…нужно всегда, чтобы граждане, которые их нанимают, превосходили их числом и силой. Ведь опасно оказаться под властью иностранцев и наемников» (XII, 2).

Что же касается Средневековья, то наемничество в Средние века - исторически значимое, но малоизученное явление, которое в определенной степени характеризует общество этого периода. На протяжении XIV-XV вв. во всех европейских армиях несли службу множество наемников, причем впервые они появились задолго до этого периода. Кроме того, в этот период наемники также использовались в борьбе с восстаниями городской бедноты и крестьян. Так, например, по свидетельству историков, в мае 1358 года на северо-востоке Франции с участием наемников было подавлено крестьянское восстание под руководством Г. Каля, известное в истории под названием Жакерия. В 1381 году английский король Ричард II, при поддержке английских рыцарей и наемных солдат, совершил жестокую расправу над восставшими под руководством У. Тайлера.

Среди исследователей истории развития наемничества в Средневековье, интересной представляется точка зрения С. Александрова, который предлагает выделить несколько типов наемничества. По его мнению, первый тип наемничества, условно - «низший», формируется в XIV в. этому способствовал рост товарно-денежных отношений, который был базисом наемничества. В этот период наемничество постепенно замещало ополчения, которые становились все слабее и слабее. Основной чертой «низшего» типа было сохранение войском феодально-рыцарской структуры при наличии бессрочного найма.

В XVI в. появляется новый, «высший» тип наемничества, который характеризуется наличием построенного на новых структурных началах войска при временном найме.

Выделяют два основных подхода к организации найма: швейцарский «государственный» вариант и немецкий «подрядный» (подр. см. Схему 1).

В XVІ - XVII в. альтернативы наемничеству не было. Оно вполне соответствовало основным требованиям, которые предъявлялись к вооруженным силам:

1) характеру и масштабам войн, что значительно выросли в тот период;

2) интересам абсолютной монархии на этом этапе, потому, что зависимые от нее военачальники, обычно были способны на свои средства лишь провести вербовку, но не удерживать войско постоянно, и они, как правило, не посягали на политическую власть. Этому способствовало и их, часто незнатное или иностранное происхождение, отрыв от беспокойного сообщества имперских чинов. Ландскнехты служили только тому, кто им платил, не имея других требований, кроме своевременной оплаты;

3) наемничество, в отличие от феодального ополчения, полностью обеспечивалось необходимыми кадрами, представителями всех сословий, которые из-за распада традиционного экономического уклада были выброшены из привычной среды.

Наемничество как социальное явление было распространено также и в Киевской Руси. Так, еще в 944 г. князь Игорь, отправляясь в Царград, предварительно укрепил свое войско печенегами. Болгары сообщали об этом императору Роману: «Идут русины, наняли и печенегов» .

Из исторических источников известно, что в XVII-XVIII вв. российские цари привлекали в армию иностранцев. Так, во время правительства Федора Иоанновича в русской армии служили немцы, поляки, литовцы, шотландцы, датчане, шведы, греки.

Кроме того, в петровскую эпоху офицеры-иностранцы были обычным явлением в русской армии. Например, в боях под Нарвой командиром был бывший генерал австрийской армии.

Анализируя историю возникновения и развития наемничества как социально-правового явления, было выяснено, что наемные армии были основной военной силой многих государств, а наемничество представлялось совсем нормальным явлением. Однако уже в Средние века некоторые государства пытались наказать своих граждан за службу в иностранной армии. Так, например в 1453 г., когда Карл VII Французкий хотел завербовать наемников в Швейцарии для войны с Англией, аристократия Берна провела на заседании Сейма решения, что кантонные солдаты не должны воевать за другие страны. Однако это решение имело небольшое влияние и уже в следующем году 3000 бернцев продались герцогу Савойскому, а Сейм в значительной мере подтвердил безрезультатность своего решения приказом, чтобы местные власти, под страхом телесного и гражданского наказаний, запрещали наемничество.

Когда король Людовик XI, основатель новой монархии во Франции, вступил в борьбу с крупными феодалами, особенно с самым влиятельным своим вассалом - герцогом Бургундским, и попытался нанять швейцарских наемников, но Швейцарский союзный совет принял в 1465 г. новый запрет наемничества. Он снова оказался безрезультативным и даже подвергался насмешкам, в то время как наемники направлялись толпами не к французскому королю, а к герцогу Бургундскому.

Когда в 1793 г. началась Война первой коалиции, Франция на основании договора, заключенного в 1778 г., Обратилась к Соединенным Штатам с призывом разрешить французам снаряжать каперы в американских портах, захватывать призовые судна в американских водах, возвращать их обратно в американские порты и оказывать там французским консулам право налагать арест на такие суда.

Президент Вашингтон решительно выступил против привлечения США в войну. Под давлением британского правительства он выдвинул новую в то время теорию о том, что нейтральное государство обязано не допускать, чтобы ее подданные шли на военную службу в пользу любой воюющей стороны. Правительство США издало постановление, нарушение которого рассматривалось как общеправовое преступление, то есть преступление, подпадает не под статутное, а под прецедентное право.

Первая международная попытка поставить наемников вне закона была сделана в рамках Гаагской конвенции 1907 г., ст. 4 которой запрещала вербовки комбатантов и открытие вербовочных пунктов в интересах воюющих сторон на территории нейтрального государства. Сразу следует отметить, что ст. 6 этой Конвенции одновременно освобождала от ответственности нейтральные государства в случае выезда частных лиц из страны с целью поступления на службу в иностранную армию.

Таким образом, Гаагская конвенция, с одной стороны, запрещала наемничество как явление а, с другой - утверждала институт добровольцев, которых, безусловно, следует отличать от наемников.

Возникновение национальных армий, находившихся под властью централизованного государства, означало упадок наемничества, но не его исчезновение. Наемничество снова возродилось в 60-е гг. XX в. во время колониальных войн в жестокой борьбе за раздел мира, в сохранении и укреплении господства над порабощенными народами. Именно тогда возникла острая необходимость в закреплении противоправности наемничества в международно - правовых документах в целях организации противодействия этому явлению.

В связи с процессами, происходившими на Африканском континенте в 60-х гг. XX в. принят ряд международно-правовых документов, запрещающих наемничество. Особенно нужно выделить акты, принятые Организацией африканского единства (ОАЕ), среди которых - Резолюция о наемниках, одобренная Ассамблеей ОАЕ в г. Киншаса 14 сентября 1969 г.; Резолюция VII Чрезвычайной сессии Совет министров ОАС, которая состоялась в Лагосе в 1970 г.; декларация о деятельности наемников в Африке, принятая в Аддис-Абебе в июне 1971 г. В этих документах наемничество квалифицируется как орудие преступления колониалистической политики; указывается на то, что наемники являются серьезной угрозой миру и безопасности, территориальной целостности.

Далее следует перейти к рассмотрению такого преступления как геноцид. Данный термин вошел в политический обиход вскоре после Второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т.п.).

Беспрецедентным по своим масштабам и жестокости явился геноцид армян, осуществленный турецким государством в 1915 году. Он явился прологом невиданного истребления народов государственной машиной германского нацизма. Подлежащими уничтожению Гитлер объявил евреев, цыган, психически нездоровых людей. В контексте геополитических рассуждений о борьбе за «жизненное пространство» допускались частичное уничтожение и депортация славянских народов (лишь начало реализации этой программы привело к уничтожению четверти всех белорусов). Идеологи нацизма не слишком опасались осуждения со стороны общественного мнения. Гитлер ссылался в качестве примера на безнаказанность вандализма младотурок в начале века: «Кто же сегодня говорит об истреблении армян?». Австрийский писатель Франц Верфель считал, что геноцид, совершенный гитлеризмом, явился расплатой цивилизованной Европы за то, что она «не заметила» геноцида армян в начале XX века.

Нам так же не стоит забывать о геноциде направленном против нашего народа большевицкой властью. Конечно, существует куча мнений, что голодоморов на территории Украины не было, либо они были обусловлены естественными обстоятельствами, но все же существуют неопровержимые факты.

Такие непоправимые потери украинская нация понесла, прежде всего, потому, что советская Украина была оккупированной и колониально зависимой территорией, на которой кремлевские вожди любой ценой стремились насадить антиукраинскую власть и уничтожить стремление украинского народа к самостоятельному государственному существованию.

Три Голодомора, которые пережила Украина во время господства коммунистического режима, - это жестоко спланированные преступления в истории человечества. Никакие войны и уничтожения народов не сравнятся с масштабностью уничтожения украинского населения, жившего в стране с самыми плодородными почвами, на земле своих предков, которые одними из первых освоили полеводство и сумели благодаря труду на земле добиться достатка. Захватив в октябре 1917 г. власть в Петрограде, большевистские вожди осознавали, что новая (коммунистическая) империя невозможна без экономического потенциала Украины, а потому самый агрессивный удар и самую грубую силу террора направили, прежде всего, против украинского, стремившегося к возрождению собственного независимого государства.

Безотказным инструментом большевистской власти в борьбе с украинцами, несогласными с политикой коммунистических преобразований, служил террор голодом, который ленинско-сталинский Кремль, по молчаливому согласию компартийно-государственной верхушки УССР, трижды (в 1921-1923, 1932-1933 и в 1946-1947 гг.) применял для усмирения Украины.

Впервые террор голодом относительно украинских крестьян был применен в 1921-1923 гг., то есть сразу же после поражения украинской национально-освободительной борьбы 1917-1921 гг. Положил начало этой украинофобской «традиции» большевистский вождь В.В. Ленин для того, чтобы подавить крестьянское повстанческое движение и втянуть «суверенную» советскую Украину в СССР. Возникновение голода в начале 20-х годов в Украине официальной советской историографией объяснялось засухой 1921 г., а также последствиями семилетней войны (сначала мировой, затем гражданской). На самом же деле голод 1921-1923 гг. был вызван прежде всего субъективными причинами, а именно: большевистской политикой «военного коммунизма» и насильственными мерами, что ее сопровождали.

Кризис в сельском хозяйстве, вызванный сталинской политикой сплошной коллективизации вначале 30-х гг., и попытка партийно-государственного руководства любой ценой выполнить план хлебозаготовок в Украине, повлекли в 1932-1933 гг. ужасающий Голодомор. Сталинские эмиссары в Украине - В. Молотов, Л. Каганович, П. Постышев, Я. Яковлев вместе с С. Косиором, В. Чубарем и другими руководителями УССР сознательно обрекли миллионы украинских крестьян на голодную смерть. Постановления партийно-государственных органов власти за подписями Сталина, Молотова, Кагановича, а также тайная переписка между ними являются бесспорным доказательством того, что сознательная акция геноцида украинского крестьянства была спланирована в Москве, а осуществлена руками партийно-советского руководства УССР. Ведь хлебозаготовительные кампании 1932 и 1933, которые имели цель изъятие хлеба у украинских крестьян, возглавляли генеральный секретарь ЦК КП(б) У С. Косиор, председатель Совнаркома УССР В. Чубарь и председатель ВУЦИК Г. Петровский. Обнародованные в последнее время архивные документы убеждают нас в том, что беспринципность тогдашнего руководства УССР, исполнявшего функции оккупационной администрации Кремля в Украине, способствовала реализации политики геноцида украинского крестьянства.

Жертвами Голодомора 1932-1933 гг. стали не только миллионы украинских крестьян, но и украинство, украинская идея в целом. Именно тогда была свернута политика «украинизации», а на место умерших от голода украинских крестьян переселены жители других регионов СССР. Финальным «аккордом» начатой в 1932-1933 гг. политики геноцида в Украине стал «большой террор» 1936-1938 гг., в результате чего погибли практически все представители партийно-советской номенклатуры УССР, исполнявшие преступные сталинские директивы и приказы во время Великого голода.

Организовав в 1921-1923 и в 1932-1933 гг. два Голодомора в Украине, большевистский Кремль сделал это и в третий раз - в 1946-1947 гг. Старшее поколение граждан Украины хорошо помнит голод 1946-1947 гг., но советская историография всегда обходила эту народную трагедию. Из немногочисленных упоминаний о ней можно получить лишь короткую информацию о тяжелых последствиях послевоенной разрухи в сельском хозяйстве, усиленных необычайной засухой 1946 г. в южных областях Украины. Не упоминалось только о том, что хлеб в УССР тогда был, как и во время предыдущих голодоморов. Но Москва в очередной раз, забирая хлеб у голодного украинского крестьянина, отправляла его на экспорт (на этот раз, правда, не для получения средств для форсированной индустриализации, как это было в начале 30-х годов, а для обеспечения хлебом стран так называемой народной демократии).

Сам термин «геноцид» является юридическим понятием, появившимся в изданной в Вашингтоне в 1944 году книге американского юриста Рафаэля Лемкина «Основное правило в оккупированной Европе». Автор сомневался, предпочесть ли этот термин, не вполне удачно образованный из греческого и латинского корней, или же термин «этноцид» . У геноцида есть две основные характерные черты. Это уничтожение национальной модели захваченного народа и навязывание ему своей. В отношении евреев и цыган это был особый и крайний случай навязывания всей оккупированной Европе разных степеней насилия. Юридический смысл этого термина был расширен в Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной 9 декабря 1948 г. в Париже и ратифицированной всеми странами - членами ООН.

В данной Конвенции указано, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

В современном же правовом поле, а именно, в Уставе Международного уголовного суда, геноцид выделен в отдельный вид преступлений, так как представляет наивысшую опасность для общества.

Исторически первой в доктрине международного права была сформулирована противоправность агрессивной войны. Гуго Гроций, «отец международного права», считал справедливой, разрешенной войной только ту, какая была начата в ответ на нарушение права. Разрешена война как самозащита: «В случае нападения на людей открытой силой при невозможности избегнуть иначе опасности для жизни дозволена война, влекущая даже убийство нападающего» . Война будет иметь справедливый характер только при соблюдении следующих условий: «Необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем - чтобы соблюдать известные обряды. В частности, к обрядам, то есть правилам ведения войны, он относил: 1) гуманное отношение к гражданскому населению, в первую очередь к детям, женщинам, людям преклонного возраста, а также к священникам и приравненным к ним лицам, учителям, научным работникам, землеробам, торговцам; 2) запрет на лишение жизни пленных, их немилостивое наказание, обременение тяжелыми работами; 3) запрет на необоснованные разрушения; 4) запрет на уничтожение культурных ценностей и культурных предметов.

Тем не менее, прошлые исторические периоды в международном праве обращение к войне, независимо от ее целей, традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого государства (jus ad bellum), как высшее проявление его суверенитета в международных отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм международного права.

Но на рубеже XIX-XX вв. под влиянием сторонников доктрины преступности агрессивной войны в Гаагских конвенциях и положениях (1899 и 1907 гг.) было заявлено, что договаривающиеся стороны будут «искать наиболее эффективные средства обеспечить народам прочный мир», а также подписаны протоколы о намерениях мирного урегулирования международных споров.

Первая мировая война стала одним из важных факторов всеобщего осуждения агрессии. Идея преступной агрессии и признание необходимости установления ответственности за нее нашла отображение не только в этическом, но и в правовом его сознании. В развитии правовой теории осуждение, агрессии большую роль сыграли принятые государствами на конференциях международные документы.

После этой войны международное сообщество пыталось выработать некие правовые основания и условия привлечения виновных в развязывании агрессивной войны к уголовной ответственности.

Версальский мирный договор 1919 г. содержал положения об уголовной ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и других деяний, что выходят за рамки национального уголовного законодательства. В соответствии с Версальским договором были разработаны проекты документов о привлечении к уголовной ответственности немецкого кайзера и его соратников за военные преступления. Но в силу нечеткости формулировки преступных деяний, неясности порядка формирования и деятельности суда, уполномоченного для наказания кайзера, а также того, что неотвратимость ответственности физического лица за агрессию не стала еще принципом международного уголовного права, указанные лица остались безнаказанными.

После Первой мировой войны правовые идеи развивались в направлении признания международными преступлениями военных преступлений и агрессивной войны (Ф.Ф. Мартенс, Л. Оппенгейм, Ч. Хайд и др.). Появились положения о том, что виновные в нарушении законов и обычаев войны и законов человечности подлежат уголовной ответственности. Важным правовым выводом этого периода является положение о том, что международное право разрешало судебным органам воюющей стороны привлекать за ряд преступлений к уголовной ответственности подконтрольных этой стороне физических лиц.

Позже в Статуте Лиги Наций была определена детальная процедура для ограничения использования силы. Однако данный статут было невозможно использовать в целях предотвращения войны. Одной из причин было то, что в нем не было определения «акта агрессии».

В 1928 году был подписан Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт «Бриана-Келлога»), в котором осуждалось обращение к войне для урегулирования международных споров и провозглашался отказ от войны как качестве орудия национальной политики.

Наиболее серьезное влияние на развитие концепции преступности агрессивной войны оказало создание и функционирование Нюрнбергского Международного военного трибунала.

В его Уставе были сформулированы нормы о составах тягчайших международных преступлений - против мира и человечности, военных преступлений. При этом преступлениями против мира были признаны планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, а также участие «в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий». В этом же документе впервые был установлен принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессивной войны.

Среди международно-правовых актов, прямо запрещающих агрессивную войну, в первую очередь следует отметить Устав ООН, Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974 года (далее - Определение агрессии).

В нем, под агрессией подразумевается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

Таким образом, к началу XXI века в международно-правовой доктрине и актах международного права прочно укоренилось понимание того, что агрессивная война является тягчайшим международным преступлением против всеобщего мира.

Как говорилось ранее, преступления против мира и безопасности человечества возникли не одновременно и о таком преступном деянии как применение оружия массового поражения стали говорить только в начале прошлого века, следовательно, оно входит в разряд новейших преступлений нашего времени, что, впрочем, не уменьшает его опасности, поэтому лучше подробнее изучить его историю, что мы и сделаем далее.

Несмотря на то, что химические средства и дымовые завесы успешно использовались в ходе боевых действий в течение нескольких тысячелетий, большинство военных историков считают началом использования химического оружия в Первой мировой войне 22 апреля 1915 года, когда немецкие войска применили хлор против французских войск на участке фронта у реки Ипр (Бельгия) . Французы оказались беззащитными перед токсичным газом. Более 5000 солдат погибли, около 10000 человек получили повреждения.

В последующих военных действиях химическое оружие получило более широкое применение. Наряду с другими менее токсичными веществами использовались фосген, синильная кислота, хлор и иприт. Общие потери воюющих сторон в первой мировой войне от химического оружия составили более I миллиона человек, что позволило отнести его к оружию массового поражения.

В период до второй мировой войны развитие и совершенствование этого оружия в капиталистических странах не прекращалось. В фашистской Германии были синтезированы новые отравляющие вещества (далее по тексту - ОВ) нервно-паралитического действия. Не имея цвета и запаха, эти OB были в 75 раз токсичнее иприта. В 1936 году в ходе использования инсектицидов (химические вещества, применяемые в борьбе с вредными насекомыми) доктор Герхард Шрадер синтезировал фосфорорганический эфир, который стал известен и производился под названием табун. В 1938 гиду аналогичные исследования привели к созданию значительно более токсичного вещества - зарина. Третье ОВ нервно-паралитического действия, известное под названием зоман, было получено в 1944 году. Все три ОВ смертельны для человека после воздействия в течение нескольких минут.

Только неотвратимость мощного ответного удара антигитлеровской коалиции и стремительное наступление Красной Армии в 1944-1945 гг. против немецко-фашистских войск сорвали планы Гитлера по массовому использованию химического оружия. Тщательно готовились к химической и, особенно, бактериологической войне японские милитаристы.

После второй мировой войны центром разработки химического оружия стали США. В 60-х годах арсенал химического оружия США пополнился новыми ОВ: Ви-Экс, Би-Зед, Си-Эс. США использовали химическое оружие в ходе войны в Корее (1950-1952 гг.). В еще более широких масштабах армия США применяла химические средства поражения в войне во Вьетнаме (1961-1972 гг.).

Биологическое оружие появилось также в первую мировую войну. Именно тогда для решения военных задач Германия предприняла первую попытку применения возбудителей инфекционных болезней в значительных масштабах. В годы второй мировой войны такую же попытку предприняла Япония. А в 1952 г. американское командование производило над территорией Кореи и Китая практическую проверку некоторых боеприпасов и способов применения биологических средств.

Ядерное оружие было создано в конце второй мировой войны в США в результате работы физиков ряда стран, эмигрировавших из Европы в США (А. Эйнштейн, Э. Ферми, Р. Опенгеймер, Л. Сциллард и др.). После первого испытательного взрыва 16 июля 1945 г. американские правящие круги предприняли варварские бомбардировки с самолета В-29 японских городов Хиросима (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.), в результате которых погибло около 250 тыс. мирных жителей. Известно, что боевое применение двух атомных бомб мощностью по 20 кг каждая, разрушивших два японских города, не являлось военной необходимостью, а служило только демонстрацией мощи нового вида оружия и носило политический характер. Рассчитывая на длительное монопольное владение ядерным оружием, США решили его использовать для политического шантажа прежде всего Советского Союза, пересмотра в своих интересах итогов второй мировой войны.

В 1949 г. российские ученые во главе с И.В. Курчатовым успешно решили задачу, создав и испытав атомную бомбу. В 1953 г. в СССР (на год раньше, чем в США) была испытана первая в мире термоядерная бомба большой мощности. Была ликвидирована монополия США на ядерное оружие. Более того, в 1952 году к странам, уже владеющим ядерным оружием, присоединилась Англия, в I960 г. - Франция и в 1964 г. - Китай. В 1974 г. подземный ядерный взрыв осуществила Индия. В 1979 г. испытательный ядерный взрыв в Южной Атлантике проведен совместно ЮАР и Израилем. Активно ведутся работы по созданию ядерного оружия в Пакистане.

Стремясь сохранить ядерное превосходство, США в конце 70-х начале 80-х гг. создали нейтронные боеприпасы, а 6 августа 1981 г., в день 36-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы, президентом США было принято решение о полномасштабном их производстве.

В настоящее время наступил новый этап в развитии военного дела. Набирает силу процесс осознания мировым сообществом того положения, что во всеобщей или даже ограниченной ядерной войне не будет победителя; последствия такой войны губительны для человечества в целом. Не меньшую угрозу создает также мировая война с применением обычных вооружений. Количественный и качественный их рост, наличие на вероятных театрах военных действий многочисленных источников повышенной опасности: атомных электростанций, химических, биологических, нефтегазовых предприятий, тепловых электростанций, гидросооружений и др. объектов, - в случае их разрушения будет означать гибель целых континентов.

Мировое сообщество довольно быстро, после первого использования Германией химического оружия, осознало особую опасность существующих видов оружия массового уничтожения. И уже в 1925 г. был заключен Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Действие этого документа не остановило накопления и совершенствования химического и биологического оружия.

В отношении этих двух видов оружия массового уничтожения международное сообщество добилось больших успехов: есть две конвенции, полностью запрещающие эти виды оружия. Это Конвенция о запрещении химического оружия и Конвенция запрещения биологического оружия.

К сожалению ситуация с атомным оружием не столь однозначна, как это имело место в отношении химического и биологического оружия. Оно до сих пор не запрещено. Более того, оно приобретает все большую и большую актуальность, в том числе и в военных планах государств.

Говоря об истории ядерного оружия и об его применении на территории нашего государства необходимо отметить, что СССР в 1968 году заключил Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1978 г. СССР заявил, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его не своей территории. Это заявление СССР было впоследствии пересмотрено Россией. В 1982 г. в ходе 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, СССР заявил о том, что берет на себя в одностороннем порядке обязательство не применять ядерное оружие первым. Это обязательство также было впоследствии пересмотрено Россией.

Рассматривая же независимую Украину, то она отказалась от использования ядерного оружия. В официальных документах отказ от ядерного оружия впервые прозвучал в декларации о суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. 23 мая 1992-го в Лиссабоне Украина, а также Беларусь, Казахстан, США и Россия подписали протокол, по которому Киев, Минск и Алма-Ата обязались свои, доставшиеся в наследство от СССР, стратегические ядерные боеголовки утилизировать или вывезти в РФ. Стоит отметить, что Украина отказалась от третьего по мощи ядерного арсенала в мире: ядерные силы, дислоцированные на территории нашей страны, превосходили силы Франции, Британии, Китая. Взамен Вашингтон и Москва гарантировали независимость и целостность Украины. В декабре 1994 года Украина, США, Великобритания и РФ подписали меморандум о гарантиях безопасности Киеву, которым обязались воздержаться от применения силы против Украины и экономического принуждения. Что впоследствии стало для Украины исторической ошибкой.

Что же касается преступлений против мира и безопасности человечества как группы преступлений, закрепленных в международном уголовном праве, то следует заметить, что в качестве самостоятельной категории международных преступлений в первую очередь выделились военные преступления. Преступления же против мира и против человечности, долгое время оставались сугубо моральными принципами, и только после Первой мировой войны постепенно становились принципами международного права, но окончательно были сформулированы как особые составы международных преступлений только в Уставе Нюрнбергского военного трибунала 1945 г. Так в ст. 6 этого Устава была закреплена унифицированная и наиболее конкретизированная на тот момент классификация преступлений против мира и безопасности человечности, воспринятая год спустя Уставом Токийского трибунала.

Статья 6 Устава признала следующие действия преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:

Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий (преступления против мира);

Нарушение законов или обычаев войны, к коим относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления (военные преступления);

Убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершённые в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимого от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены или нет (преступления против человечности) .

Итак, сразу после Второй мировой войны в международном праве путем закрепления соответствующих положений в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов преступления против мира и безопасности человечества стали рассматриваться в качестве международных преступлений, под которыми понимались особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом.

Следует обратить внимание на то, что в статье 6 Нюрнбергского устава закрепляется понятие «преступления против человечности», а не человечества, т.е. отдается предпочтение традиционной формулировке, основанной на отраженном в «оговорках» Мартенса и в Гаагской конвенции 1899 г. принципе человечности. Подобная формулировка была впервые употреблена в совместной Декларации трех держав Антанты (Англии, Франции и Российской империи) от 13 мая 1915 г., принятой в знак осуждения осуществляемых османской Турцией массовых убийств подданных армянской и ассирийской национальностей. Декларация провозгласила следующее: «[…] В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня армян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и при прямом содействии оттоманский властей […] Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечности и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов турецкого правительства, а также на тех местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне».

Отметим, что формулировка «преступления против человечности» учтена лишь в английском и французских вариантах текста рассматриваемой Декларации, тогда как русский текст Декларации 1915 г. Говорит о «преступлениях против человечества».

При этом исследователям данной тематики не представляется принципиальным вопрос об использовании одной из рассмотренных ранее формулировок. Большинство ученых, описывая составы исследуемых преступлений, либо проводят незначительную грань между приведенными понятиями, либо отождествляют их в части, касающейся их содержания.

В 1947 году была учреждена Комиссия международного права (КМП), одной из целей которой была разработка Свода принципов международного права, признанных в Уставе Нюрнбергского трибунала и подтвержденных в его приговоре, и составление проекта Кодекса законов о преступлениях против мира и безопасности человечества. Именно в документах этой Комиссии категория «международные преступления» получила свое наименование «преступления против мира и безопасности человечества». Приступая к разработке проекта кодекса, Комиссия использовала представленный на ее рассмотрение в 1950 г. авторский проект В. Пеллы. В окончательной редакции данный проект появился под названием проект четырех статей 1954 г., в котором содержалось следующее определение международного преступления: это преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в настоящем Кодексе и являющиеся «преступлениями по международному праву, за которые привлеченные к ответственности физические лица должны быть подвергнуты наказанию» (ст. 1), однако Генеральная Ассамблея ООН (далее ГА ООН) отклонила этот проект кодекса, поскольку он вызывал целый ряд вопросов, тесно связанных прежде всего с определением агрессии (ст. 2).

В дальнейшем работа над концепцией «международного преступления» продолжилась в рамках подготовки новой редакции проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В 1984 г. Представитель КМП ООН Д. Тиам представил доклад, содержащий перечень действий, квалифицируемых как преступления против мира и безопасности человечества, и рекомендовал включить в проект кодекса расширенную классификацию международных преступлений физических лиц.

На своей очередной сессии КМП ООН приняла решение направить на рассмотрение ГА ООН новую редакцию проекта преступлений против мира и безопасности человечества 1991 г. В части второй этого проекта были кодифицированы 12 следующих составом международных преступлений: 1) агрессия; 2) угроза агрессии; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

В 1994 г. КМП ООН одновременно с подготовкой проекта устава Международного уголовного суда приступила ко второму чтению проекта Кодекса. Был заслушан специальный Доклад №13 о перечне преступлений против мира и безопасности человечества, который вошел впоследствии в доработанный проект кодекса и содержал расширенный перечень преступлений по международному праву.

Подготовленный в итоге новый вариант проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в 1996 г. был передан на рассмотрение ГА ООН в качестве приложения к официальному отчету Комиссии о работе ее 48-й сессии. Здесь же содержались рекомендации об оптимальной форме издания международного уголовного кодекса: международная конвенция, объединяющая кодекс со Статутом Международного уголовного суда, либо специальная декларация ГА ООН. Кроме того, впервые было закреплено правило универсальной юрисдикции в отношении преступлений против мира и безопасности человечества: «Без ущерба для юрисдикции Международного уголовного суда каждое Государство-участник должно принять такие меры, какие могут быть необходимы для установления его юрисдикции в отношении преступлений, предусмотренных статьями 17, 18, 19 и 20. Независимого от того, где или с кем были совершены такие преступления…» (ст. 8 проекта кодекса). В своей итоговой резолюции ГА ООН выразила положительную оценку проделанной КМП работы и призвала государства, участвующие в Подготовительной комиссии по учреждению Международного уголовного суда, использовать проект кодекса 1996 г.

Своеобразная кодификация общих принципов уголовной ответственности и элементов составов международных преступлений была осуществлена Римским Статутом Международного уголовного суда (МУС) от 17 июля 1998 г. разработчики Римского статута воспользовались новой типологией международных преступлений, которые подразделяются теперь на четыре категории вместо трех традиционных для «нюрнбергской модели»: 1) преступление геноцида; 2) преступление против человечности; 3) военные преступления; 4) преступление агрессии (п. 1 ст. 5).

Анализ истории преступлений против мира и безопасности человечества позволил сделать вывод, что по отдельности преступления против мира и безопасности человечества существовали давно, некоторые появились раньше, другие, в связи с развитием техники и науки, позже. Многие столетия эти преступления вообще были декриминализированы и воспринимались обществом, как что-то само собой разумеющееся, иногда даже их совершение становилось основным способом для выживания, но, тем не менее, все они являются особо опасными для общества, несут всеобщее разрушение. Узаконивание признание Нюрнбергским военным трибуналом данных преступных деяний особыми составами преступлений сдвинуло развитие международного уголовного права и международной криминологии с мертвой точки, что повлекло усовершенствование норм, понятий, ответственности за данные преступления, что же касается криминологии, то начали вестись работы в области разработки теорий причинности этих деяний, их особенностей и путей предотвращения.

2. Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества

2.1 Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества

Специфика преступлений против мира и безопасности человечества заключается в том, что они непосредственно связаны с современным международным уголовным правом, по которому эти действия также признаются преступлениями. Выработанные многолетними усилиями всей прогрессивной общественности, международные уголовно-правовые нормы установили основания и условия ответственности за опасные группы преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, независимо от того, является ли конкретное деяние нарушением внутреннего законодательства страны, в которой совершено преступление, а также от места совершения преступления, распространение на них юрисдикции Международного уголовного суда или судов других государств.

Поэтому правильная квалификация преступлений и выяснения содержания соответствующих статей раздела ХХ Особенной части УК предусматривают обращения к соответствующим международным актам. К ним, в частности, относят: Устав Международного военного трибунала от 08 августа 1945 г., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными. Об улучшении судьбы раненых и больных в действующих армиях, об улучшении судьбы раненых, больных и лиц, которые потерпели аварию на корабле, с состава вооруженных сил на море, о защите гражданского населения во время войны; Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Протокол І о защите жертв международных вооруженных конфликтов от 10 июня 1977 года и Протокол ІІ относительно защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 10 июня 1977 г.); статуты международных уголовных трибуналов по Югославии и Руанде; Римский статут Международного уголовного суда и другие многочисленные конвекции и резолюции ООН.

Преступления против мира и безопасности человечества относят к международным преступлениям, поэтому, чтобы уяснить их значение необходимо соотнести понятия, которые включает в себя международное преступление.

Первая попытка дать правовое определение международному преступлению была предпринята Комиссией международного права в первоначальной редакции проекта статей об ответственности государств. Статья 19 этого документа указывала, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно-важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

В доктрине международного права международные преступления понимаются как наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу международному миру и безопасности.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин - транснациональные преступления.

Отграничивающими критериями данных понятий являются элементы и признаки преступления, посягающего на мир и безопасность человечества, а также объект и объективные стороны посягательства. Что же касается субъекта международных преступлений, то ответственность за их совершение несут как государства и иные юридические лица, так и отдельные индивиды. В качестве субъекта преступления международного характера могут признаться только физические лица, что принципиально отличается от ответственности субъекта международного права.

Следовательно, преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка - это общественно опасные деяния, которые влекут существенный вред миру, безопасности человечества и международному правопорядку, угрожают причинением такого вреда и ответственность за которые предусмотрена международно-правовыми актами и разделом ХХ Особенной части УК Украины.

Определяя объект данных преступлений необходимо раскрыть понимание «мира и безопасности человечества». Международно-правовые акты обычно не дают такого определения, констатируя, что преступления против этих интересов «относятся к самым тяжелым» .

Некоторые ученые все таки определяют непосредственный объект ряда преступлений против мира и безопасности человечества, так Кузнецова Н.Ф. под объектами подразумевает «основы мира, т.е. мирного взаимодействия государств при решении любых проблем, исключающего какое-либо насилие», «международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов», «основы человечества и человечности, т.е. международного обеспечения безопасности национальных, этнических, расовых, религиозных групп» .

Г.В. Матусевич, справедливо говорит о том, что преступления против мира и безопасности человечества характеризуются исключительно высокой степенью общественной опасности, замечает: «Они способны причинить невосполнимый ущерб самим основам существования жизни на земле, так как объектом их посягательства являются не отдельные общественные отношения в той или иной сфере жизни на земле, существование человечества или значительной его части» .

Как видно, определение объектов преступлений против мира и безопасности человечества в постсоветской науке продолжает оставаться в русле «классического» определения объекта уголовно-правовой охраны как общественного отношения (отношений), защищаемых уголовным правом.

Юридическое понимание «мира и безопасности человечества» можно определить, исходя из анализа противоположных состояний человеческого общества и предписаний национального законодательства.

Общеизвестно, что мир - это состояние, характеризующееся отсутствием войны. При этом неважно, объявлены военные действия de jure или нет: в соответствии с Определением агрессии. Состояние международного мира имеет место при отсутствии военных действий de facto. Таким образом, состояние мира как охраняемое международным правом благо представляет собой такое состояние, которое характеризуется отсутствием фактических военных действий между государствами.

Соответственно, непосредственным объектом преступлений против мира признаются охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров.

Прямое указание международного законодательства на «безопасность человечества» заставляет под этим термином понимать состояние защищенности неопределенного круга лиц от любых угроз, посягающих на их жизненно важные интересы. Понятно, что перечень «жизненно важных интересов» человечества очень широк и вряд ли может быть сформулирован в законодательстве.

С другой стороны, безопасность человечества - обеспечение жизнедеятельности той или иной демографической группы. Действительно, например, геноцид угрожает существованию расовой, национальной или религиозной группы людей.

Подобные документы

    Преступления против мира и мирного сосуществования государств. Подготовка либо ведение агрессивной войны. Преступления против безопасности человечества. Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни. Понятие геноцида и экоцида.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Изучение понятия и истории геноцида. Рассмотрение положения геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества. Уголовно-правовая характеристика данного преступления. Исследование международной и национальной судебной практики.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2015

    Классификация и специфика преступлений против мира и безопасности человечества. Военные преступления: применение запрещенных средств и методов ведения войны. Общественная опасность призывов к военным конфликтам, распространению оружия и геноцида.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2009

    Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества. Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой. Общие положения о преступности агрессии. Незаконный оборот оружия массового поражения.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Международное взаимодействие в области противодействия преступности. Развитие международно-правовых основ борьбы с международными преступлениями. Национальные международно-правовые нормы, направленные на обеспечение мира и безопасности человечества.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Международное сообщество в борьбе с наемничеством. Пределы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Примеры вербовки наемников. Перечень признаков, характеризующих наемника как специального субъекта преступления.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Особенности правовой регламентации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, понятие и место в действующем уголовном законодательстве. Квалифицирующие признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Теоретические аспекты института международно-правовой ответственности: понятие, основания возникновения, формы. Характеристика ответственности государств и международных организаций. Преступления физических лиц против мира и безопасности человечества.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Характеристика понятия геноцида. Геноцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества, его уголовно-правовая характеристика. Уголовная ответственность за геноцид по российскому законодательству. Проблемы исполнения конвенции по геноциду.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Виды и признаки государственной власти, характеристика преступлений против нее. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против государственной власти. Преступления против правосудия и порядка управления.

Родовым объектом указанных преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности.

К числу обязательных признаков некоторых составов относится предмет (ст.355 УК - химическое , биологическое оружие и т.п.)

Составы почти всех преступлений являются формальными. Только ответственность за экоцид сопряжена с угрозой наступления экологической катастрофы.

Совершение данных преступлений предполагает активные действия. В ряде случаев используется факультативный признак - обстановка вооруженного конфликта или военных действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. В ряде преступлений указана цель их совершения - при геноциде - уничтожение определенной этнической, расовой, национальной группы людей (события в Спитаке), цель провокации войны и т. п.

Субъект - лицо, достигшее 16 лет. В ряде случаев - специальный субъект.

В зависимости от непосредственного объекта преступления классифицируются следующим образом:

1) преступления против мира (ст.ст.353-355);

2) военные преступления (нарушение правил и обычаев ведения войны - 356);

3) преступления против человечности (ст.ст.357,358);

4) посягательства на принципы правового регулирования воору женных конфликтов (ст.359);

5) посягательства на неприкосновенность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой (ст.360).

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 353, образуют три разновидности общественно опасных действий:

а) планирование агрессивной войны;

б) ее подготовка и

в) ее развязывание.

Понятие агрессии (агрессивной войны) содержится в решениях Генеральной Ассамблеи ООН , в частности в специальной резолюции 3314 от 14 декабря 1974 . Агрессия определяется как "применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций" (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 673).

К планированию агрессивной войны относится разработка планов ее осуществления.

Подготовка агрессивной войны - это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов.

Развязывание агрессивной войны - это начало конкретных действий по ее ведению. Генеральная Ассамблея называет такие действия "актом агрессии".


К ним она относит:

Вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любую военную оккупацию или аннексию;

Бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

Нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства;

Применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий соглашения об их пребывании;

Предоставление территории одного государства для использования другим государством в целях совершения агрессии, и т. д.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные осознают, что совершают планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желают совершения указанных действий.

Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (см. Положение о федеральной государственной службе. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2267. - РГ, 1993, 24 декабря).

Часть 2 ст. 353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны. Сопоставление понятия "ведение" с понятием "развязывание" приводит к выводу, что если развязывание агрессивной войны - это ее начало, осуществление акта агрессии, то ведение - это продолжение агрессивной войны.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Объективная сторона преступления выражается в публичных призывах (см. комментарий к ст. 280 УК) к агрессивной войне, т. е. в подстрекательских действиях, направленных на развязывание агрессивной войны.

Преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли виновному спровоцировать войну или вооруженный конфликт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что занимается пропагандой войны, и желает этого. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, является любое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 354 предусматривает ответственность за те же действия, если они совершаются с использованием средств массовой информации или лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Использование средств массовой информации предполагает пропаганду войны с использованием газет, журналов, радио и телевидения и т. д.

Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения

Объективная сторона данного преступления характеризуется тремя разновидностями действий:

1) производством,

2) приобретением и

3) сбытом химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

В документах ООН к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которое "действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия" (Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на ХХII сессии. Нью-йорк, 1968, с. 47). В настоящее время к оружию массового поражения в соответствии с международно-правовыми актами относится химическое, биологическое (производство которых абсолютно запрещается) и ядерное оружие (применение которого также запрещено, а производство ограничено).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект - любое лицо, достигшее 16 лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями:

1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

2) депортация гражданского населения;

3) разграбление национального имущества на оккупированной территории;

4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон: личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомбатанты (несражающиеся, т. е., как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. д.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях нормы права вооруженных конфликтов (отрасль международного права, регулирующая ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов).

Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. (Международное право в документах. М., 1982, с. 751 - 772). В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому насилию или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.

В международном праве существует правило, что гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью.

При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением;

Места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например убежища, больницы и т. д.);

Продукты питания, районы производства продуктов питания, а также источники воды.

В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается:

Насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов;

Телесные наказания;

Надругательство над человеческим достоинством, например унизительное и оскорбительное обращение;

Принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме;

Взятие заложников;

Коллективные наказания;

Угрозы совершить указанные действия (Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. - Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570 - 658).

В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их заставляли выполнять различные тяжелые работы.

Депортация гражданского населения - насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Разграбление национального имущества на оккупированной территории - его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупируемой территории. "Ограбление общественной или частной собственности" в Уставе Международного (Нюрнбергского) военного трибунала было названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия "культурная ценность" (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 794 - 802).

К запрещенным средствам ведения войны относится в первую очередь применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи (о понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355). Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981 г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (см. Ведомости СССР, 1984, N 3, ст. 50). В протоколах, прилагаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. запрещается отдавать воюющим приказ "не оставлять никого в живых", угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе, запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте (см. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570 - 658).

В соответствии с Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается использование в вооруженных конфликтах любых средств, способных вызвать землетрясение, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 595 - 599).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что применяет запрещенные средства и методы ведения войны, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 356, и желает этого.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (о понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355).

Статья 357. Геноцид

Данная норма сформулирована на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

д) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 336).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 357, характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, а также способом - путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, образующие геноцид, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Статья 358. Экоцид

Объективная сторона преступления характеризуется:

1) действиями:

а) массовым уничтожением растительного или животного мира;

б) отравлением атмосферы или водных ресурсов;

в) другими подобными действиями;

2) последствием - возможностью наступления экологической катастрофы;

3) причинной связью между указанными действиями и последствием.

Субъективная сторона характеризуется умыслом (прямым или косвенным). Лицо осознает общественную опасность своих действий (массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы и водных ресурсов и других подобных действий), предвидит возможность и неизбежность того, что указанные действия способны вызвать экологическую катастрофу, и желает или сознательно допускает ее наступление либо безразлично к этому относится.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Статья 359. Наемничество

Запрещение наемничества содержится в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.: "Каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства" (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 7). Наемничество как явление было характерно еще для средневековья, но значительное распространение оно получило в последние годы, особенно в ходе так называемых локальных войн.

От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами. Не являются наемниками и добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны (согласно V Гаагской конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне").

Часть 1 ст. 359 к объективной стороне наемничества относит следующие действия:

1) вербовка,

2) обучение,

3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника,

4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего (т. е. лица, не достигшего 18 лет). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359, характеризуется действием - участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, перечисленные в комментируемой статье, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом наемничества, предусмотренного ч. 2, является специальный субъект - см. примечания к ст.ст. 201 и 285.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

Статья 360 предусматривает ответственность за нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой. Смысл формулирования данной уголовно-правовой нормы заключается в том, чтобы оградить лица и учреждения, пользующиеся международной зашитой, от посягательств различного рода экстремистских групп, использующих в своих целях средства террора. Юридическим источником данной нормы является Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 409 - 415), в которой определяется понятие "лицо, пользующееся международной защитой".

В соответствии с этой Конвенцией к таким лицам относятся:

а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте такого совершения преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

К таким лицам и учреждениям, пользующимся международной защитой, относятся не только работники дипломатической, консульской или внешнеторговой службы, но и сами указанные службы. Уголовный закон призван защищать и различного рода общественные организации и их представителей, также пользующихся международной защитой (имеются в виду, например, соответствующие представители различного рода международных организаций и международных благотворительных обществ).

Объективная сторона данного преступления выражается в действиях:

1) нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, и

2) нападении на служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой, и желает этого. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется также целью провокации войны или осложнения международных отношений (разрыв или ухудшение дипломатических отношений, расторжение договоров и т. д.).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Хрупкое создание человек, несмотря на главенствующее положение на планете он очень уязвим. Самая большая опасность исходит от истинной природы и от других людей с недобрым умыслом. Нарушить мир одного человека очень просто могут люди разного уровня – от соседа до глав государств. Итак, давайте узнаем, какие действия являются преступлениями против мира и безопасности человечества.

Что такое преступления против мира и безопасности человечества?

Глобальные угрозы нависли над миром в основном после событий 39-54 годов 20 века. Новое смертоносное оружие, живые примеры страшнейших преступлений, миллионы жертв, упадок жизнедеятельности стран и мировая скорбь – все это послужило толчком для разработки мер защиты людей от преступлений против мира.

Кроме непосредственного развития вооружения, армии и защитных комплексов, люди создали нормативно-правовые акты, подписали конвенции, которые должны обезопасить людей и постараться предупредить совершение страшных преступлений. К важнейшим документам относятся:

  • Устав Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов;
  • Конвенции 1948 (о геноциде) и 1973 года (о преступлениях против лиц, защищенных международными объединениями);
  • Декларация ООН о запрете ядерного оружия;
  • Устав ООН;
  • Внутригосударственные Уголовные кодексы и иные законы.

Иногда речь идет и о кодексе преступлений против мира и безопасности человечества. Характеристика данных преступлений с точки зрения российского УК:

А теперь давайте узнаем что относится к преступлениям против мира и безопасности человечества, виды таких действий.

Виды ППМиБЧ

За преступления против мира человечества в России отвечает глава под номером 34 УК. В ней содержится 7 статей, характеризующие правонарушения в этой категории. Каждую из них можно отнести к одному из 4-х видов преступлений в описываемой категории:

  • Преступное нарушение мира – 4 статьи 353-356, в т.ч. , ;
  • Правонарушения, касающиеся несоблюдения принципа человечности – 2 статьи 357, 358 ( и );
  • Преступные изменения формирования военных конфликтов – 359 статья ();
  • Угроза безопасности лиц, находящихся под защитой международных организаций и объединений – 360 статья (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, пр. посольство России).

Способы борьбы с такими злодеяниями

Вопрос защиты от преступлений против безопасности человечества стоит очень остро в последнее время. И он достаточно сложен как в регулировании, так и в предотвращении.

  • Главным источником всех глобальных и масштабных войн, кровопролитных конфликтов, применения оружия массового поражения остается человек и его внутренняя психология. Дело в частном случае должно сводиться к слежке за каждым жителем земли, а это противоречит не только закону, но и здравому смыслу.
  • Второй особенностью данных преступлений является их масштаб. В делах, касающихся безопасности человечества, фигурирует зачастую не одна страна. Возникает необходимость в регулировании конфликта с учетом тонкостей законодательства разных стран.

ООН и Интерпол

На международной арене всеми вопросами по данной категории правонарушений управляет ООН. На сессиях принимаются главные законы, например Конвенции, резолюции, обсуждаются вопросы по борьбе с терроризмом и т.д. Из Социального и Экономического советов ООН вышел особый орган – Комитет по предупреждению и контролю таких преступлений. В его состав входят представители 27 государств.

Часто помогает справляться с поиском преступников и в целом с правонарушениями против мира и безопасности всем известный Интерпол – Международная уголовная полиция. Внутри него функционируют делегированные от страны-участника правоохранительные органы, функции которых отвечают требованиям Интерпола.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью

На территории СНГ действует Бюро по координации борьбы с организованной преступностью. Оно подчиняется совету министров МВД различных стран, которые находятся в СНГ. Бюро выполняет следующие функции:

  1. Формирует банк данных для предоставления инициатив во внутренние МВД;
  2. Содействие и помощь Интерполу, например в международном розыске;
  3. Оперативное проведение розыскных, комплексных операций на территории нескольких стран СНГ.

В рамках сформировавшейся после Второй мировой войны кон­цепции международного уголовного права принято выделять две группы международных преступлений:

1) преступления против мира и безопасности человечества, круг которых определен Уставом международного военного трибунала от 8 августа 1945 г.;

2) преступления международного характера, подрывающие осно­вы сотрудничества государств в отдельных сферах, например терроризм, угон воздушного судна, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, пиратство и др.

Ответственность за обе разновидности посягательств наступает при условии, если международно-правовые предписания относитель­но их наказуемости трансформировались в нормы отечественного уголовного права. Применительно к первой группе преступных деяний это сделано в разд. XII УК, состоящем из гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 353-360). Что касает­ся международных преступлений, не затрагивающих прямо мир и без­опасность человечества, то они предусмотрены в главах Особенной части о посягательствах против других объектов уголовно-правовой охраны (ст. 186,188, 205, 221, 227, 270 и др.). Основанием для выделения в УК посягательств против мира и безопасности человечества явились предписания ст. 6 Устава между­народного военного трибунала. Преступления против мира и безопас­ности человечества могут быть подразделены на три группы:

преступления против мира (ст. 353, 354, 360);

военные преступления (ст. 355, 356, 359);

преступления против человечества (ст. 357, 358).

Объективная сторона всех этих видов преступлений предпола­гает активные действия субъектов и исходя из особой важности объ­ектов посягательства конструируется в рамках формальных составом.

С субъективной стороны характерен прямой умысел.

Субъектами по общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 20, могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, хотя вы­зывает сомнение, способны ли подростки, например, планировать и развязывать агрессию (ст. 353), разрабатывать и распространять за­прещенные виды оружия массового поражения (ст. 355) либо финан­сировать и обучать наемников (ст. 359). Все преступления против мира и безопасности человечества, за исключением предусмотренного в ст. 354 (призывы к агрессии), от­носятся к категории тяжких или особо тяжких. В соответствии с Конвенцией о неприменении срока давности квоенным преступлениям и преступлениям против человечества от 28 ноября 1968 г. 1 УК в ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 установил, что сроки давности не применяются к лицам, совершившим деяния, предусмо­тренные ст. 353,356-358. Итак, на основе международно-правовых норм о наказании пре­ступлений против мира и безопасности человечества УК предусмо­трел ответственность за три группы подобных посягательств:



преступления против международного мира;

военные преступления;

преступления против человечества.

Все они могут быть совершены только активными действиями виновных и предполагают прямой умысел.

Умысел и его виды.

Умысел (ст. 25 УК РФ) - наиболее распространенная форма вины. В УК РФ определены два вида умысла - прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умыслом лицо сознает обще­ственно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или ре­альную возможность наступления общественно опасных последствий и же­лает их наступления. Интеллектуальный момент прямого умысла характеризуется осознани­ем общественно опасного характера совершаемого виновным деяния. Пред­ставляется, что прежде всего при совершении преступления с прямым умыс­лом человек должен понимать фактический характер своего поведения. Должностное лицо не­сет ответственность за регистрацию заведомо незаконной сделки с землей, совершенной из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 169 УК РФ), т.е. субъект должен осознавать прямое противоречие своего деяния предписаниям законодательства.

Волевой момент прямого умысла состоит в желании лицом наступления тех последствий, которые охватывались его предвидением. Желание лица как волевая характеристика прямого умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут выступать в ка­честве:

а) конечной цели;

б) промежуточного этапа - при прямом умысле вредные последствия
могут быть как непосредственной, так и промежуточной целью дей­
ствий виновного;

в) средства достижения цели;

г) необходимого сопутствующего элемента деяния 3 .

При косвенном умысле лицо, совершая преступление, осознает обществен­но опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероят­ность) наступления его общественно опасных последствий и хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление. Косвенный умысел отличается от прямого умысла как по интеллектуальному, так и по волевому моменту.

Интеллектуальный момент косвенного умысла в части осознания об­щественно опасного характера деяния аналогичен прямому умыслу. Отли­чия имеются в характере предвидения общественно опасных последствий: интеллектуальный момент прямого умысла включает предвидение неизбеж­ности наступления общественно опасных последствий, что исключено в кос­венном умысле. Основное отличие между прямым и косвенным умыслом заключается в волевом моменте, характеризующем направленность воли человека. Воле­вой момент косвенного умысла характеризуется сознательным допущением виновным общественно опасных последствий совершенного деяния (безраз­личным отношением виновного к указанным последствиям).

Суд присяжных обоснованно признал лицо виновным в убийстве с косвен­ным умыслом, совершенном при следующих обстоятельствах: С. совершил убийство Д., произведя с близкого расстояния выстрел в шею потерпевшей. Он предвидел наступление ее смерти и к этим последствиям относился без­различно.

Следовательно, при совершении преступления с косвенным умыслом лицо никак не идентифицирует свое волевое отношение к возможным ре­зультатам (последствиям) собственного поведения, действует «на авось».

В ст. 25 УК РФ определены виды умысла применительно к преступлени­ям с материальными составами.

В преступлениях с формальными составами допускается только пря­мой умысел, причем его интеллектуальный момент заключается в осозна­нии лицом фактического характера своего общественно опасного деяния, а волевой - в желании его совершения. Сам факт теоретического допущения косвенного умысла по отношению к деянию противоречит презумпции вме­няемости, так как при допущении собственного деяния под сомнение ставит­ся свободная воля субъекта.

Практическое значение деление умысла на прямой и косвенный выра­жается в первую очередь в процессе квалификации преступлений с матери­альным составом. Так, при прямом умысле в отношении более тяжких по­следствий, не наступивших вопреки воле лица, содеянное квалифицируется как покушение на более тяжкое преступление. При установление косвенного умысла в отношении более тяжких последствий содеянное квалифицируется в зависимости от фактических последствий как оконченное преступление.

В теории уголовного права выделяют иные разновидности умысла. По моменту формирования различают заранее обдуманный и внезапно возник­ший; по четкости предвидения характера общественно опасных последствий преступления умысел делят на конкретизированный (определенный) и не-конкретизированный (неопределенный). Разновидностью внезапно возникшего умысла является аффектирован­ный умысел, который может возникнуть при сильном душевном волнении, вызванном неправомерными действиями потерпевшего. Существует альтернативный умысел, при котором лицо, совершая об­щественно опасное деяние, одинаково относится к любому из последствий, которые могут наступить.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.

Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: 1)преступления против мира; 2)преступления против безопасности человечества.

К преступлениям против мира относятся:

– ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

– ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

– ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

– ст. 359 УК РФ. Наемничество.

Преступления против безопасности человечества:

– ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;

– ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;

– ст. 357 УК РФ. Геноцид;

– ст. 358 УК РФ. Экоцид.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:

– в планировании агрессивной войны– разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;

– в подготовке агрессивной войны– совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;

– в развязывании агрессивной войны– начало действий по ее ведению.

Агрессиейявляется применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Субъект преступления– лица, занимающие высшие государственные должности.

Часть 2 статьи устанавливает ответственность за ведение агрессивной войны, т. е. за непосредственное осуществление военных операций на территории иностранного государства.