Роль воспитателя в детском саду статьи. «Роль воспитателя в организации игр детей

- 20.42 Кб

Роль воспитателя в жизни детей раннего дошкольного возраста

Ребенок безгранично доверяет взрослому, с которым вступает в тесный эмоциональный контакт. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому. От того, какое общение ребенок получает в раннем возрасте, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.

В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребенка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.

Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. (Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребенка). Но спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. (Любовь к ребенку не означает вседозволенность).

Усилия воспитателя должны быть направлены на эмоциональное благополучие и гармоничное развитие личности каждого воспитанника, общение с ним должно неизменно проходить в атмосфере комфорта, доверия, открытости.

Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.

Успех воспитания детей в возрасте до трех лет зависит от соблюдения взрослым следующих правил:

  1. Объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;
  2. Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях дошкольного учреждения);
  3. Значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм;
  4. Одновременное обращение сразу ко всем воспитанникам группы в этом возрасте неэффективно. Следует использовать лишь адресные обращения к детям (при этом действенным приемом является прием «глаза в глаза», если необходимо, присев на корточки).
  5. Между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время, т.к. в силу особенностей возраста малыш не в состоянии сразу перестроится с одного вида деятельности на другой.
  6. В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Воспитатель всегда должен найти повод, чтобы в течение дня несколько раз похвалить каждого ребенка, подчеркнув, за что именно он его хвалит. У детей скромных, застенчивых особенно эффективным будет использование приема опережения одобрением.

Воспитатель должен работать над своей речью, обращаясь к детям, сводить к минимуму количество отрицаний, уметь преобразовывать негативные обращения в позитивные указания.

Взрослый должен быть спокойным, доброжелательным со всеми воспитанниками; категорически запрещается высмеивать ребенка, обращаться к детям на повышенных тонах.

Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу.

И все же ребенок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения. На третьем году жизни конструктивным будет предложение ребенку на выбор нескольких интересных дел.

Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждается:

  1. Запреты на действия, связанные с угрозой жизни как самому ребенку, так и окружающим.
  2. Запрет на действия, предполагающие относительный комфорт за счет других, то есть запрет на безнравственное поведение.

В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Взрослый должен выражать не гнев, а огорчение, при этом взрослый должен порицать не личность, а поступок ребенка. Порицание должно следовать сразу же за проступком, чтобы ребенок понял его справедливость.

Внимательный взрослый должен уметь предотвратить нежелательные действия детей.

Послушание достигается единством требований взрослых в семье и дошкольном учреждении, атмосферой любви и понимания, искренним интересом взрослых к делам и успехам малыша, их умением предупреждать негативные проявления ребенка. Необходимо жить интересами детей, предлагать им увлекательные виды деятельности, сузить до минимума круг запретов.

Типы воспитателей

В практике работы с детьми выделяют четыре типа воспитателей:

  1. Воспитатель авторитарного типа общения.
  2. Экзальтированный взрослый (гиперопека).
  3. Отстраненный взрослый.
  4. Воспитатель демократического стиля общения.

Наблюдение за работой воспитателя ясельной группы.

Для определения стиля работы воспитателя ясельной группы я провела наблюдение в группе № 8. Воспитателя зовут Ольга Васильевна, педагогический стаж работы более 30 лет, поэтому воспитатель имеет очень большой опыт в работе с детьми раннего возраста. Наблюдение проводилось в течение 20 минут в первой половине дня.

Воспитатель встречает детей: Здравствуй Анечка! Как у тебя дела?

Ребенок что-то весело лепечет, мама помогает ему раздеваться.

В это время воспитатель спрашивает: как Анечка спала ночью, как она себя чувствует?

Мама отвечает: Анечка легла спать вовремя, спала хорошо, проснулась бодренькая.

Анечка бежит к ребятам в группе. Воспитатель и мама прощаются.

В это время в группе 8 детей (няня приглядывает за детьми, пока воспитатель встречает вновь прибывших), свободная игровая деятельность.

Анечка стоит у окна и машет рукой маме на прощание. Другие детишки играют в игрушки.

Вдруг раздается плачь: Андрюша и Костик не могут поделить машинку. Костик вырывает машинку из рук Андрея и уходит в другой конец группы. Воспитатель подходит к Андрюше, наклоняется к нему и говорит: Андрюша, посмотри сколько у нас машин в группе. Протягивает ему пожарную машину: на, возьми машину, поиграй с ней. Подходят еще несколько ребят. Ольга Васильевна говорит: ребята, кто знает как называется эта машина? Коля отвечает: Она пожар тушит. Воспитатель говорит: правильно ребята, это пожарная машина, она тушит пожары.

В раздевалке слышится плачь, Маша не хочет оставаться в саду. Мама Маши расстроена, она спешит на работу, а дочка ее не отпускает: вчера легла спать поздно, утром еле-еле ее разбудила…

Ольга Васильевна подходит к Маше, присаживается на корточки и говорит ей: Маша, давай отпустим маму на работу. Сейчас я помогу тебе раздеться, а потом мы будем играть в очень интересную игру (Маша немного отвлеклась, мама потихоньку уходит).

Воспитатель помогает Маше переодеться, ведет ее в группу.

Проведя наблюдение за работой воспитателя ясельной группы и проанализировав полученные наблюдения, пришла к выводу, что воспитатель данной группы принадлежит к демократическому стилю общения, т.к. воспитатель доброжелателен, с улыбкой на лице. Она увлечена своей работой, любит детей, имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, старается уделить внимание каждому ребенку. Воспитатель знает особенности детей данного возраста и использует знания в работе. Ольга Васильевна стремиться к получению новых знаний в области педагогики, проходит курсы повышения квалификации. Дети, прошедшие период адаптации, с большим удовольствием идут в детский сад.

Описание работы

Ребенок безгранично доверяет взрослому, с которым вступает в тесный эмоциональный контакт. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому. От того, какое общение ребенок получает в раннем возрасте, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.

Светлана Ильиных
«Роль воспитателя в организации игр детей»

Современный ребёнок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города, а игра- самая любимая и естественная деятельность детей . И задача воспитателя- увлечь детей играми , сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия : отвести играм достаточное время, организовать удобную , спокойную обстановку, подобрать игрушки. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня : утром до завтрака, в течения дня, на прогулке, во второй половине дня.

Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре у детей зависят от наличия жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов . Своеобразны мотивы такого творчества- это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Но появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Этому его должен научить педагог.

Чёткое определение места и значении игры в педагогическом процессе тесно связано с работой воспитателя . Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни , разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Если же у воспитателя нет контакта с детьми, то они не улавливают событий детской жизни, происходящих в играх. Он слабо влияет на детей , иногда проявляет даже педагогическую некомпетенцию.

Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет представлена на усмотрение самих детей . Педагог должен быть в центре этой жизни, должен понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять. Деятельность воспитателя прежде всего обращена на то, чтобы организовать играющих детей , добиться между ними правильных взаимоотношений, потому что всякая организация жизни требует установления взаимоотношений. Игра- это радость для детей , поэтому процесс организуется так , чтобы игры воспитывали положительные эмоции. Участвуя в жизни детей . в их играх, педагог руководствуется определёнными задачами воспитания . Необходимо воспитывать у детей такие качества как дружба, умение действовать самостоятельно, взаимопомощь; дети дошкольного возраста могут оказывать посильную помощь друг другу, воспитываем в них чувство справедливости, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, организованность , личную инициативу, изобретательность, смекалку и т. д. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельности нравственного воспитания .

Очень тяжело организовать игры , если численность группы составляет 20-25 человек. Но это вполне разрешимая задача, если руководствоваться правилами организации жизни детей в группе . Надо знать, что только опосредованным путём, через игры можно добиться больших воспитательных результатов .

В процессе игр педагогу принадлежит большая роль , так как именно здесь происходят те события, которые делают возможной игру. Каждое звено в цепи развивающихся событий что- то вносит в жизнь детей , делает их игры содержательными. Игры повторяются ежедневно и именно в играх крепнет детский коллектив. Можно заметить, что при поступлении нового ребёнка в группу, а также его дальнейшего пребывания в новом детском коллективе, отдельные дети не могут найти себе места в коллективе, они остаются вне этой жизни, никто из детей не хочет с ними играть. Именно в этой ситуации воспитатель должен помочь ребёнку влиться в коллектив, пытаясь вовлечь его в различные совместные игры. Но есть дети, которые очень легко вливаются в детский коллектив, которых приглашают нарасхват, перед некоторыми заискивают. В этом случае педагог также должен обратить внимание на этого ребёнка, чтобы в дальнейшем не возникли осложнения в детском коллективе.

В только что организованных группах необходимо самое активное участие воспитателя в играх . Для начала лучше всего организовывать общие простые игры с правилами для того, чтобы дети могли познакомиться друг с другом. Если ребёнок уже умеет хорошо играть, также вовлекайте его в общие игры- это только оживит игру, сделает её более забавной и интересной.

Говоря о детских группировках в играх, важно всегда учитывать возраст играющих детей . В младшем дошкольном возрасте играющая группа детей легко распадается , и так же легко возникает новая группировка. Здесь воспитателю легко ориентироваться. Сложнее в старших группах где начинают преобладать симпатии и антипатии, наличие новой дорогой игрушки, либо это какие-либо особенные способности ребёнка. Важно знать и понимать по каким признакам складывается та или иная группировка. Именно группировки детей являются организационной опорой для воспитателя . Пока воспитатель не овладеет умением руководить этими группировками, он должен стремиться к тому, чтобы дети находились под его наблюдением, участвовали в его играх.

Педагог в глазах детей всегда должен быть опытным лицом, знающим много разнообразных игр, умеющий их правильно и интересно организовать . Поэтому, при правильном взаимоотношении «взрослый- дети» , педагог сможет непрерывно обогащать опыт и знания детей всё новыми играми , развивать и совершенствовать те игры, которые имеются уже в практике.

Именно такое руководство воспитателя принесёт огромную и несомненную пользу. Педагогу просто необходимо владеть мастерством руководства игры : подвижной, сюжетно-ролевой, театрализованными играми, дидактическими, музыкальными и др. играми. Воспитатель всегда должен быть готов показать игру детям, проиграть её с ними, оценить их достижения.

В старшей группе, где я работаю, 28 детей и все они разные : общительные и замкнутые, активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и , наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения : одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие, наоборот, с низким уровнем игровых навыков и умений, безынициативные. У себя в группе, продолжая работу по развитию игровой деятельности, мы создали все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в разнообразных играх. Мы тщательно продумывали условия и подбирали материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить её в течении всего дня.

При планировании воспитательного процесса в группе мы учли, что есть несколько детей малообщительных , которые стараются играть в одиночку. Внимательно понаблюдав за ними, мы поняли, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому мы стремились, чтобы такие дети прежде всего овладели необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями – знали сюжет игры, могли их творчески развивать. Только после этого стали этих детей вливать в общие игры.

Дети в группе в основном активные, всегда могут самостоятельно найти себе дело, легко вступают в контакт с другими детьми. Наша роль , как воспитателей - косвенное руководство. Также в работе мы не забываем о «лидерах» , к которым нужен особый подход. Такие дети общительны, хорошие организаторы игр , но стараются большую роль взять на себя . Поэтому мы стали насыщать второстепенные роли действиями, стали делать их более привлекательными и ненавязчиво предлагали их детям. В процессе нашей работы мы стали замечать как меняется отношение таких детей к другим детям . Они стали более внимательными и дружелюбными, научились договариваться. Также в группе имеются часто конфликтующие дети. Причина такого их поведения – неумение управлять своим поведением и недостаточное владение игровыми навыками. Таких детей мы старались чаще остальных привлекать к изготовлению игрового оборудования, включать их в общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре предлагали такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и дисциплинированности. По ходу игры выступаем в роли советчика.

Хочется сделать вывод о необходимости воспитателю владеть мастерством руководства игрой. Мы берём игру как жизнь детей , со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть самая настоящая жизнь, то организовав эту жизнь хорошо , разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей , воспитывать их в том или ином отношении.

г. Волгоград
МДОУ детский сад № 380 "Антошка"
Е.В.Тенякова, воспитатель
И.А. Рындина, старший воспитатель

Педагог дошкольного образования в воспитании детей

Основными задачами современного образования являются всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Реализуя свою деятельность в соответствии с ФГОС, воспитатель формирует у дошкольников основы моральных качеств, трудолюбия, патриотизма, уважение к людям других национальностей. Педагог создает условия для успешного привития дошкольникам полезных навыков и привычек, доброжелательного отношения к сверстникам. Современный воспитатель предоставляет ребенку возможность самому выбирать ту или иную деятельность, организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал ум, формировал основы личности.

Воспитание - кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности. Ведь воспитание нового человека, всесторонне развитого, стало в нашей стране государственным делом - от этого зависит не только счастье и благополучие каждой семьи, но и развитие общества в целом.

Воспитание в детских садах осуществляется в деятельности, поэтому педагоги создают в группе условия для развития игр, правильной организации труда, занятий по замыслам. Дети могут быть заняты различными делами, но задача, стоящая перед воспитателями, общая: они - организаторы детской деятельности, способствуют реализации замыслов детей, расширению их интересов.
Нет таких детей, которые бы ничем не интересовались, их внимание не захватывали бы предметы и явления окружающего мира.
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие, а интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.

… Посидеть спокойно для некоторых мальчишек настоящее наказание. Зато, изображая шофера, они могут долго просидеть на стуле, держась за "баранку".
Пока еще ребенок мал, нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо интересы. Чаще всего это заинтересованность предметами и действия с ними. По мере роста меняется и характер интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее.
При правильном воспитании у детей среднего и старшего возраста формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют появлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Вместе с общим развитием ребенка расширяется и круг его интересов - здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что его окружает, проникает в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка. От того как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.

Воспитатель серьезно относится к детским вопросам, помня, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого - источник удовлетворения и развития интереса. Поэтому нельзя допускать неправильных или приблизительных ответов, вносящих путаницу в детское сознание. Не зазорно при затруднении в каком-то ответе обратиться за помощью к литературным и специальным источникам, отсрочив свои объяснения, что не теряет авторитет взрослого в глазах ребенка, а напротив – указывает юному любознайке, где можно почерпнуть знания.
Воспитатель создает условия для развития наблюдательности, привлекая внимание детей к различным явлениям окружающей жизни.

В практике педагог широко применяет экспериментирование. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий. Формируя интерес к миру природы, он одновременно воспитывает в малышах бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Ребенок не только учится видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучается оберегать ее, активно охранять, принимать участие в создании прекрасного в природном окружении.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о современности, о труде, об исторических местах и т.д.
… Сколько интересно дошкольники узнают с помощью воспитателя!
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов.

Жизнь дошколят наполнена не только интересным, но и обязательным. Им постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть руки и лицо и т.д. Воспитатель стремится сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, подвести детей к преодолению трудностей, учит завершать начатое, добиваться выполнения задуманного, хотя для ребёнка совсем нелегко проявлять волю, которая у него еще недостаточно развита.

Особое место в воспитании детей занимает формирование умения проявлять заботу о других людях, участия в их жизни (выполнение поручений, помощи, содействия и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок ощущал свой вклад, свою зависимость и свою причастность к жизни и судьбе общества.

Воспитателю необходимо создать такие условия, чтобы ребенок научился чувствовать рядом с собой другого ребенка, человека, присматриваться к нему, к его состоянию и поведению.
Громадные возможности, таящиеся в природе каждого дошкольника, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

Жизнь детей нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Только в благоприятной эмоциональной атмосфере, грамотно созданной педагогом, ребенок приобретает нравственные черты.
В этой статье трудно раскрыть всю аспекты педагогической деятельности, выполняемой воспитателем постоянно и непрерывно во время пребывания ребенка в детском саду. Не затрагивается также вопрос о работе с семьей, хотя, несомненно, только при условии тесного контакта с родителями можно рассчитывать на успех в воспитании детей. Одна из важнейших задач этой статьи - нацелить дошкольных работников на то, чтобы добиться понимания и заинтересованности родителей в деле воспитания, желания видеть своих детей добрыми, щедрыми, здоровыми, успешными.

Только совместная работа семьи и детского сада по воспитанию дошкольников может привести к формированию у них тех качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью.

Краткое описание документа: Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию контрольная работа по дисциплине Педагогика. Понятие, сущность и виды, 2017.



контрольная работа по дисциплине Педагогика на тему: Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию; понятие и виды, классификация и структура, 2015-2016, 2017 год.

Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:

«Воспитатель дошкольного учреждения - специалист по дошкольному воспитанию»

Санкт - Петербург

План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.

2. Мама или детский сад.

3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.

5. Требования к личности воспитателя.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я поняла, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. При этом в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.

Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

2. Мама или детский сад

Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».

Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от них зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.

Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.

Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.

Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми - все это залог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык.

Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), и логическое мышление (умение находить сходство-различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам).

В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.

Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:

Следовать режиму, разделяющему работу и отдых,

Общаться в коллективе и находить контакт с людьми,

Всесторонне развиваться,

Овладеть навыками самостоятельной работы,

Укрепить здоровье и характер.

3. Фу нкции воспитателя детского сада

Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

Постоянное общение с ребенком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.

При этом самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача -- будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ве дущими нормативными документами

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия, предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:

· участвовать в работе совета педагогов;

· избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;

· выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

· защищать свою профессиональную честь и достоинство;

· требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;

· повышать квалификацию;

· профессиональное мастерство;

· аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;

· участвовать в научно-экспериментальной работе;

· распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

· получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:

· выполнять Устав ДОУ;

· соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;

· охранять жизнь и здоровье детей;

· защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

· сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать

5. Требования к личности воспитателя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший воспитателя представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось.

3. Установить, какими достоинствами должен располагать, и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу.

4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу.

Обсудим сформулированные выше положения. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества - это демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Прежде всего - это умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой - это отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы воспитать личность, а сейчас, нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - это важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с детьми?

Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку» своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникши» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю - малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму - давай быстрее, мама, побежим! Наверно - это вот и есть ответ - ценнее нашего труда на свете нет!»

Л.Ф. Евстратикова

Педагог он вечный созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю свою судьбу.

Много нужно ласки и заботы

Всех услышать, каждого понять.

Воспитатель - трудная работа -

Постоянно маму заменять.

Вырастут ребята, детство не забудут,

Впереди у жизни целый век.

И тот шалун с годами добрым будет,

Главное, чтоб был он - ЧЕЛОВЕК!

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя - ведь дети навсегда!

Чем больше уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

Уйдут одни, придут другие дети,

Получают здесь и ласку, и уют.

Меня оценят в 21 веке,

Труд воспитателя оценят - добрый труд!

Список литературы

Основная

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;

2. Дошкольное образование в России. - М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой - М., 1988,

4. Часть 2, глава 7.

5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. - М. - 2000, глава 1.

Дополнительная

1. Концепция дошкольного образования.

2. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. - М., 1986, глава 21.

3. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение роли воспитателя в развитии личности ребенка. Характеристика личности педагога. Структура мастерства воспитателя. Классификация социально-психологических качеств педагога - специальных (профессиональных) и личностных нравственно-волевых.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Роль семьи в жизни ребенка и его социализация. Педагогическое содействие самоопределению ребенка. Роль отца в жизни ребенка. Типичные проблемы детей из неполных семей. Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей, причины искаженных взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую и во вторую половину дня. Задачи помощника воспитателя. Роль и место самостоятельной деятельности в развитии ребенка. Самостоятельная организация деятельности детей в старшей группе.

    отчет по практике , добавлен 15.10.2013

    Воспитание - социальное взаимодействие педагога и воспитанника, его многофакторный характер. Характерные особенности воспитательного процесса. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, сформированности коллектива.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2011

    Исследование и оценка влияния изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника, с учетом возрастных особенностей. Методы и приемы изобразительной деятельности в развитии ребенка. Опыт практической деятельности в данном направлении.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Психологические особенности развития межличностного восприятия в старшем дошкольном возрасте. Влияние стиля педагогического общения на восприятие личности воспитателя старшими дошкольниками. Диагностика особенностей восприятия личности воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Социально-психологическая сущность и потребность в общении. Цель общения педагогов с учениками и его успех. Внутренняя нравственно-эстетическая и творческая работа как вид духовной деятельности. Проблемы коммуникации в межличностном общении и их причины.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Подбор эффективных стандартизированных практических методик для изучения индивидуальных особенностей личности. Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка для создания благоприятной образовательной среды, развивающей личность ребенка.