Закон о нераспространении персональных данных. Обратная сила закона

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» регулирует всю деятельность, связанную с обработкой персональных данных. Он призван защищать права и свободу любого гражданина Российской Федерации, защитить семейные тайны, личную и частную жизнь каждого человека.

Общие положения

Закон о персональных данных 152 регулирует все правоотношения и условия обработки личной информации любым органом, физическим или юридическим лицом. Краткое содержание закона в том, что любые органы или лица могут автоматизировать сбор и обработку персональных данных, вносить их в материальные носители или картотеки и имеют право на доступ к ним.

Использовать этот закон можно не только внутри правовых органов, но и в информационно-телекоммуникационных сетях и организациях. Принят он был 8 июля 2006 года Государственной Думой и 14 июля того же года одобрен Советом Федераций. Состоит из шести глав и 25 статей. Последние изменения в него были внесены первого июля 2017 года.

Структура закона:

  • В первой главе объясняется суть закона, его цель, основные термины и понятия, на какую сферу влияет и распространяется;
  • Во второй главе объясняется принцип работы с персональными данными в соответствии с законом. Какие условия должны соблюдаться, конфиденциальность данных пользователей, их согласие на обработку данных, специальные категории и т. д.;
  • В третьей главе описываются права, которыми обладают субъекты, чьи данные собираются и используются;
  • В четвертой главе описываются обязанности лиц, занимающихся сбором, анализом, использованием данных. Такие лица называются операторами;
  • В пятой главе говорится об ответственности операторов и каким образом государство контролирует выполнение обязательств и служение закону;
  • В шестой главе оформлены все дополнительные и заключительные положения.

С каждым изменением в законе растут требования по отношению к организациям, собирающим личную информацию граждан и к операторам.

Особенности использования персональных данных по ФЗ 152

Главное условие использования персональных данных по ФЗ 152 - сбор, обработка и использование должны быть на законных и справедливых основаниях.

Органы, которые могут использовать 152 федеральный закон:

  • Федеральный орган государственной власти;
  • Муниципальные органы;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления;
  • Иные государственные органы.

Использование данных лицами разрешено в случаях:

  • Предварительно определены законные и действительные цели для использования;
  • Личная информация актуальна, полна и ее достаточно для выполнения поставленной цели. При недостаточном количестве информации для выполнения задач оператор дополняет их, при избыточном количестве информации, оператор ее удаляет;
  • Если информация обрабатывается и используется в поставленные для этого сроки. Храниться данные должны в форме, позволяющей в любой момент определить субъекта. По достижению цели оператор обезличивает данные или удаляет всю информацию.

Описываемый закон принят Государственной Думой и использование личной информации для органов, организаций и определенных физических лиц разрешено Правительством Российской Федерации.

Какие были внесены поправки?

Начиная с 2009 года было внесено множество поправок в закон о персональных данных.

В статье номер 3 по последней поправке перечислены термины и определения этих терминов, статья называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В тексте объясняется что такое персональные данные, трансграничная передача персональных данных, кто такой оператор, что такое информационная система персональных данных, как происходит обработка и что это, обезличивание, автоматизация, распространение, уничтожение, предоставление и блокирование персональных данных.

В статье номер 5 последние поправки были произведены 25 июля 2011 года при помощи закона Согласно новой редакции 5 статьи, использование и обработка личной информации справедлива и законна. Все цели и задачи, по которым происходит сбор и обработка информации, законны и определены предварительно. В последней редакции 5 статьи определены условия хранения такого вида информации и способы обновления и удаления ее оператором.

В статье номер 7 по последним поправкам определена суть конфиденциальности персональных данных. Оператор не имеет права распространять ее третьим лицам без согласия на то субъекта.

Поправки произошли и в статье номер 9. Новая редакция этой статьи определяет согласие субъекта на распространение и обработку персональных данных. Дееспособный субъект может согласиться на условия оператора в любой доступной ему форме, в собственных интересах и по свободной воле. Субъект имеет право отозвать согласие.

Письменное согласие субъекта на предоставление персональных данных выглядит следующим образом:

  • ФИО, адрес, идентификационный номер паспорта, информация о документе (дата и место) и т. д.;
  • Информация из доверенности при наличии представителя субъекта;
  • ФИО, адрес и должность оператора, получающего документ;
  • Цель, для чего нужны данные субъекта;
  • Перечень персональной информации субъекта, которая будет использована оператором;
  • Список действий оператора, которые он произведет по согласию субъекта;
  • Срок использования и способы отзыва документа;
  • Подпись субъекта и оператора с расшифровками.

Поправки были внесены и в статью номер 19. В тексте этой редакции говорится о мерах безопасности, которые используются для защиты прав и свободы субъектов. Оператор обязан использовать все имеющиеся меры по безопасности и защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Происходит применение технических мер, контроль, установление порядка, установление правил, учет, восстановление и обнаружение фактов взлома и т. д. Требования к защите устанавливаются Правительством Российской Федерации. Каждая организация или орган принимают определенный устав или правовые нормы, положения которых обязуют сотрудников принимать определенные меры для безопасности личной информации субъектов и конфиденциальности.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 152

Последняя редакция Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» была произведена 29 июля 2017 года. Закон 152 ФЗ о защите персональных данных в последней редакции потерпел изменения в статьях 1, 2, 3 и 6.

Чтобы защититься от проникновения в личное пространство, защитить собственную свободу и права, субъект, чья личная информация используется, может изучить 152 Федеральный Закон.

Поправки и редакции Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» можно скачать

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

Сфера защиты персональных данных является очень щекотливой. Даже государства с более развитым в этой сфере законодательством очень осторожны и постоянно его совершенствуют. Для России же шаги по совершенствование федеральных законов о данных физических лиц происходит нечасто.

С 1 июля 2017 вводится обновленная версия 152-ФЗ , заставившая не на шутку переполошиться владельцев виртуальных ресурсов. Поговорка: «Всё, что не делается, всё к лучшему» в данной ситуации совершенно не уместна, ведь пользы от закона мало. Штрафы стали значительно больше, а также увеличилось количество поводов для привлечения к ответственности.

Попробуем в подробностях разобраться, что сулит обладателям сайтов, где пользователи регистрируются и оставляют информацию о себе. Ведь незнание ни от чего не освобождает, и под прицелом Фемиды может оказаться каждый.

Какие негативные последствия влечет за собой 152-ФЗ

  1. Во-первых, нечестным на руку сотрудникам проверяющих служб будет намного проще портить нервы владельцам компаний. Основанием для этого станет размер штрафа, для юридических лиц, достигающий 75 тысяч рублей.
  2. Во-вторых, 152-ФЗ входит в компетенцию Роскомнадзора. Предыдущие редакции должны были контролироваться прокуратурой, но в силу тяжелой загрузки им было не до этого. А самый опасный момент заключается в том, что бизнес до сих пор не видит, какая угроза над ним зависла.

Основные нарушения, за которые будет штрафовать Роскомнадзор

Перечислим шесть основных случаев, которые вытекают из свода законов КоАП, пункт 3.11, вступающего в силу с 1.07.2017. Сразу стоит оговориться, что там также имеется большое количество прочих пунктов, но они касаются только государственных учреждений, поэтому мы про них рассказывать не будем:

НАРУШЕНИЕ 1: Обработка данных в случаях, которые не прописаны в действующем законодательстве, либо использование метода, преследующего скрытые от частного лица или контролирующего органа цели.

ШТРАФ: от 30 до 50 тысяч рублей.

Этот пункт будет угрожать предпринимателям в следующих случаях:

  • Если компания неявно укажет цели сбора персональных данных или попробует их выразить нейтрально , чтобы таким образом избежать ответственности. Также может сильно повлиять неграмотность лица, составляющего текст.
  • Если связь лиц, занимающихся сбором данных, с компанией, обрабатывающей эти данные, противоречит общим условиям обработки личной информации. Эти ошибки возникают чаще всего при составлении анкет на улицах. Теперь при неправильном подходе за это можно получить штраф.
  • В вашем интернет-магазине действует принудительная регистрация с целью сбора клиентской базы? Вы тоже находитесь под ударом с первого июля. Сама цель продажи не совпадает со сбором персональных данных. Например, чтобы что-либо купить на рынке или в магазине, не нужно показывать свой паспорт. Это же справедливо и для онлайн продаж. Вероятнее всего, что этот пункт будет активно проверяться.

НАРУШЕНИЕ 2: Согласно новому закону, обработка персональных данных должна производиться только с согласия того, чьи данные будут обрабатываться.

ШТРАФ: от 15 до 75 тысяч рублей.

Пока что большинству совершенно не ясно, как будет работать этот механизм, но под угрозой оказываются все без исключения. Опрашивать каждого посетителя на сайте, давал ли он согласие, а тем более заставить давать его в чистом виде, никто не сможет. Остаются различные варианты с галочками и ссылками рядом с формами сбора персональных данных на сайте.

В интернете сотни тысяч сайтов, большинство из которых даже не подозревают об угрозе. Обрабатывать такие объёмы правонарушений не сможет ни одна государственная служба, но ведущим лидерам рынка и выборочным «везунчикам» точно достанется.

НАРУШЕНИЕ 3: Недопущение проверяющих органов к политике проверки персональных данных.

ШТРАФ: от 15 до 30 тысяч рублей.

Работу с индивидуальными сведениями сотрудников регулирует закон о защите персональных данных (Полное название Федеральный Закон «О персональных данных») и Гражданский Кодекс Российской Федерации. Обладая конфиденциальными сведениями о наемном работнике, работодатель обязан, помимо всего, обеспечить их сохранность в соответствии с законом. Чтобы более подробно разобраться в данном вопросе, начнем, как говорится, «от печки» — для начала рассмотрим перечень персональных данных, подлежащих защите.

Оформляя трудовые отношения с новым сотрудником, работодатель собирает и обрабатывает его персональные данные. Под персональными подразумеваются индивидуальные сведения о конкретном человеке. В том числе:

  • личностная информация: ФИО, возраст, половая принадлежность, фотоизображение;
  • сведения о полученном образовании и профессиональных навыках;
  • национальность и расовая принадлежность;
  • отношение человека к наркотическим, алкогольным, психотропным веществам;
  • сведения об этапах прошлой жизни (служба в рядах вооруженных сил, отбывание наказания, предыдущие места работы и т.п.);
  • принадлежность к политическим и религиозным течениям;
  • материальное положение;
  • сведения о месте проживания;
  • информация о родственных связях и семейном положении;
  • оценивающая характеристика личности;
  • данные о физическом и психическом состоянии сотрудника и его сексуальной ориентации;
  • наличие хобби, увлечений.

Получив необходимые сведения о своем сотруднике, наниматель обязан, согласно Федеральному Закону о защите персональных данных, обработать и сохранить их. Обрабатывая индивидуальные данные сотрудников, руководитель предприятия должен соблюдать некоторые правила, предусмотренные законом:

  1. Собирать и обрабатывать можно только те сведения личного характера, которые влияют на эффективность сотрудничества в рамках трудовых отношений, более качественное выполнение трудовых обязанностей и сохранение жизни и здоровья наемного работника.
  2. База данных работника складывается из информации, полученной от самого сотрудника и от сторонних лиц. Запрос сведений у третьих лиц может быть осуществлен только с согласия самого работника, оформленного в письменном виде.
  3. Сведения о вероисповедании, принадлежности к каким-либо политическим течениям, личной жизни, не могут быть материалом для обработки по месту трудоустройства.
  4. Также не обрабатывается информация о принадлежности к профсоюзным организациям и прочим объединениям.
  5. Запрещается принимать решения, ущемляющие личные права наемного рабочего, на основе автоматизированных или электронных данных.
  6. Обязанность по организации защиты персональных данных на предприятии лежит на работодателе.
  7. Руководитель предприятия обязан издать приказ о защите персональных данных своих сотрудников. Образец данного документа приведен ниже.
  8. Сотрудник под роспись знакомится с порядком обработки его индивидуальных сведений.
  9. В целях защиты своих персональных данных и на основе трудового права работник может не передавать нежелательную для него информацию.

Организация защиты персональных данных на предприятии

При обработке и использовании персональных данных своих сотрудников, у работодателя появляются обязанности:

  • не распространять полученные сведения;
  • предоставлять допуск к конфиденциальной информации только уполномоченным на то представителям;
  • какую-либо передачу информации осуществлять только с согласия ее владельца, оформленного в письменном виде.

Помимо прочего, работодатель не имеет права собирать и обрабатывать информацию, не относящуюся к выполнению трудовых обязательств сотрудника.

Относительно вопроса об индивидуальных сведениях работников в Трудовом Кодексе РФ есть статья 89 о защите персональных данных.

Согласно закону РФ о защите персональных данных, работник имеет право:

  • знать, как обрабатывается и хранится информация о его личности;
  • иметь доступ к базе своих персональных сведений;
  • вносить изменения в информационную базу, если таковые имеют место быть;
  • защищать свое право в судебных заседаниях в случае нарушения работодателем положений о защите персональных данных;
  • иметь представителей по защите своих прав.

Приказ о защите персональных данных образец

Защита персональных данных работника - трудовое право

К защите индивидуальных сведений граждан наше законодательство подошло очень серьезно. Нарушение права по защите личных данных, предусмотренное Конституцией РФ, карается законом. В первую очередь, наказаны будут лица, допустившие нарушения прав работника, а также и руководитель данного предприятия.

Уполномоченный сотрудник, который нарушил закон «О персональных данных», воспользовавшись своим служебным положением, подвергается наказанию в виде:

  • денежного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей;
  • материального взыскания, составляющего сумму дохода за 12-24 месяца;
  • содержания под стражей до 0,5 года;
  • запрета занимать определенные должности.

Также, согласно статье 137 УК РФ, лица, виновные в распространении охраняемых законом сведений, несут ответственность в виде:

  • денежного штрафа в размере до 200 000 рублей;
  • материального взыскания, составляющего доход за 1,5 года;
  • от 120 до 180 часов обязательных работ;
  • выполнения исправительных работ сроком до 12 месяцев;
  • заключения под стражу до 4 месяцев.


Помимо всего, сотруднику, разгласившему охраняемую информацию, будет вынесен выговор, либо произойдет перевод его на другую должность, а возможно и увольнение .

Отстаивать права о защите своих индивидуальных сведений гражданин будет в судебном заседании. Доказав нарушения норм законодательства относительно персональных данных, работник может рассчитывать на возмещение материального и морального ущерба.

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.