Гк рф патронаж над дееспособными гражданами. Функции органов, защищающих права граждан, которые не могут исполнять свои гражданские обязанности

Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

По мнению автора, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.

Кроме того, правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии со ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем.

Автор считает что, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.

Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей.

По мнению автора, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов.

Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях - отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью См. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства / Л.Ю. Михеева. - М. : Проспект, 2008. - 18 с..

Патронат - это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.

Однако вызывает сомнение возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на уполномоченные службы См. Хабриева Т.Я. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриева. - М. : ГроссМедиа, 2006. - 53 с..

Автор считает, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо.

Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

Кроме того, автор полагает, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от 14 до 18 лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 ГК РФ.

С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации:

1) либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка и сосредоточить внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку;

2) либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена патронажу, который с принятием Закона об опеке и внесением изменений в ГК справедливо превратился из формы попечительства в самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам. Особенность патронажа - возможность (но не необходимость) его установления в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (п. 1 ст. 41). Патронаж актуален в условиях фактического отсутствия у нуждающегося в посторонней помощи гражданина помощников, однако его установлению не препятствует наличие у такого гражданина детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у нуждающегося в помощи гражданина полной дееспособности означает потенциальную возможность самостоятельного совершения им любых действий и признание за их последствиями юридической силы.

В отличие от опеки и попечительства патронаж может быть установлен органами опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, нуждающегося в помощи, и помощника (п. 2 ст. 41), которые в этом случае заключают договор о патронаже. Поэтому хотя п. 2 ст. 41 и говорит об обязанности органов опеки и попечительства назначить помощника нуждающемуся гражданину в течение месяца со дня его выявления, эта обязанность не может быть исполнена без желания и согласия как нуждающегося в помощи гражданина, так и помощника. Патронаж всегда покоится на фактическом составе из двух юридических фактов: акте органа опеки и попечительства о его установлении (назначении помощника) и договоре между последним и гражданином, нуждающимся в его помощи. Отсюда в основе патронажа - не столько императив и предписание закона (что характерно для опеки и попечительства), сколько свобода, воля нуждающегося в посторонней помощи гражданина и его гражданские договорные отношения с помощником, пожелавшим помогать ему.

2. Дифференцируя функции социального обслуживания и оказания гражданской патронажной помощи, ГК устанавливает, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (п. 2 ст. 41). В этом смысле социальное обслуживание и патронаж призваны дополнять друг друга. Хотя Закон об опеке не регулирует патронаж, это не исключает причастности к нему органов опеки и попечительства, которые в силу прямого указания ГК должны: а) выявлять нуждающихся в посторонней помощи совершеннолетних дееспособных граждан, в течение месяца со дня их выявления подыскивать им помощников и оказывать содействие в заключении договора о патронаже (п. 2 ст. 41); б) контролировать исполнение помощником его обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора (п. 4 ст. 41).

3. Договор о патронаже - договор поручения, доверительного управления или иной договор, например пожизненного содержания с иждивением или смешанный (п. п. 3 - 5 ст. 41). Отсюда правовое регулирование патронажа обеспечивают: а) ст. 41 ГК; б) условия заключенного договора о патронаже; в) нормы закона, регулирующие такой договор (в частности, § 4 гл. 33, гл. 49, 52, 53 ГК), в том числе нормы о разных договорах (п. 3 ст. 421 ГК). В каждом конкретном случае договор о патронаже может быть срочным и бессрочным (в том числе пожизненным), а совершаемые помощником действия - широкими (помощь вообще, пожизненное содержание с иждивением) и конкретно определенными (например, управление загородной дачей, уход за домашним животным).

Поскольку договор о патронаже заключается в условиях, когда гражданин не может самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности, совершаемые помощником действия являются юридическими - материально-правовыми и (или) процессуальными, что, однако, не исключает возможности совершения помощником и иных (фактических) действий. Данные обстоятельства влияют на квалификацию договора о патронаже (ср. п. 1 ст. 971, абз. 1 п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 1012 ГК). Договор о патронаже может быть безвозмездным и возмездным (ст. ст. 972, 1006, 1023 ГК), вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему (в пользование или в собственность) жилья или иного имущества или оказания ему встречных услуг (например, консультационных, образовательных). В этом случае договор о патронаже включает в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг). В рамках договора о патронаже возмездными могут быть не все, а только некоторые виды помощи. Патронаж прекращается с прекращением соответствующего договора по основаниям, предусмотренным законом (см., в частности, ст. ст. 605, 977, 1010, 1024 ГК) или самим этим договором (п. 5 ст. 41).

Бывают такие ситуации, когда человек, будь то ребенок, взрослый либо пожилой человек становится беспомощным, либо нуждается в поддержке. Для того чтобы облегчить ситуацию, оформляется патронаж, ведь это и есть помощь со стороны.

Патронаж это

Под патронажем принято понимать, своеобразный вид опеки над любой возрастной категории, которая осуществляется безвозмездно человеком, работающим в патронажной службе.

Что такое патронажная служба

Патронажная служба — это организация, которая занимается досмотром за недееспособными лицами, за которыми нет возможности ухаживать родными и близким. Попечительство в форме патронажа оформляется после заявления самого человека, нуждающегося в уходе, либо же его родственниками. Через некоторое время ООП выделяют человека, занимающегося уходом за недееспособным лицом с которым должны быть уговорены все нюансы его работы.

Права и обязанности патронажного помощника

Помощник обязан:

  • Заботиться о надлежащем уходе подопечного.
  • Защищать интересы подопечного.
  • Выполнять юридические сделки.
  • Следить за здоровьем подопечного.

Виды патронажа

Существует несколько видов в зависимости от возраста и состояния человека нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.

Дородовый патронаж беременной (антенатальный)

Причины для попечительством над беременной могут быть различны, но в основную группу риска входят:

  • Несовершеннолетние.
  • Старше 30 лет.
  • Многодетные.
  • Одиночки.
  • Имеющие сложную беременность.
  • Из неблагополучной семьи.

Обязанностями работников ж/к курирующих беременную являются:

  • Следить за состоянием здоровья подопечной и будущего малыша
  • Поводить беседы о правильном уходе за ребенком


Беременной женщины

Заключается в наблюдении медсестрами и врачами за состоянием здоровья беременной женщины и за состоянием роженицы и малыша, пока они находятся в роддоме.

Новорожденного ребенка

Попечительство над новорожденным заключается в посещении детским врачом и медсестрой из поликлиники ребенка в первый месяц его жизни. Эти визиты проводятся всего 3 раза. Медсестра и врач осматривают новорожденного, оценивают жилищные условия, в которых находится малыш, и проводят беседу с родителями о правильной гигиене и уходе за ребенком.

Над совершеннолетними дееспособными гражданами

Данный вид попечительства заключается путем заключения договора между ОПП и человеком, желающим оформить над собой патронаж в виду тяжелых заболеваний. К нему в течение месяца приставляют человека, который обязан помогать ему с бытовыми вопросами, а так же защищать его интересы. Также ОПП строго контролируют деятельность помощника.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным лицом прекращается по его желанию путем расторжения договора.

Над психически больными людьми

Попечительство над психически нездоровыми людьми оформляется в виду его недееспособности, которая должна быть доказана в судебном порядке. После чего опекун имеет право представлять его во всех юридических вопросах, а также распоряжаться его финансами.

Над больными и пожилыми людьми

Данный вид опеки является самым распространенным и востребованным, поскольку очень часто родным и близким не всегда хватает времени и сил на досмотр за пожилым человеком либо над инвалидом, и они прибегают к помощи специально обученных людей из ОПП. В зависимости от состояния здоровья человека, помощник находится с ним несколько раз в неделю, несколько часов в день либо же круглосуточно. В основном помощь заключается в решении бытовых вопросов, либо же уходе за самим больным либо пожилым человеком. Если у человека не имеется родственников, ОПП устанавливают над ним поручительство, тем самым они несут ответственность за жизнь и здоровье своего подопечного.

Порядок оформления патронажа

Патронаж оформляется следующим образом:

  1. Человек, нуждающийся в опеке должен написать заявление, которое должно быть дополнено медицинским освидетельствованием недееспособности.
  2. ОПП подбирают кандидата в помощники.
  3. Нуждающийся в помощи подает необходимые документы в ОПП.
  4. Рассмотрение заявления и уведомление подопечного.
  5. ОПП готовит распоряжение об установке патронажа и копию высылает подопечному.
  6. Заключение договора.

Необходимые документы

Конечно же, для оформления данного вида попечительства нужно подготовить ряд документов.

Для помощника:

  • Заявление, в котором должно быть указано желание быть попечителем недееспособного лица, который нуждается в помощи как бытовых, так и юридических вопросов.
  • Копия паспорта.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.

Для гражданина, над которым устанавливается попечительство:

  • Заявление, в котором указано назначение помощника.
  • Копия паспорта.
  • Справка о составе семьи.
  • Медицинское заключение о присвоении инвалидности (для инвалидов).
  • Заключение врачебной комиссии о необходимости сторонней помощи.
  • Копия договора патронажа.

Договор о патронаже

Заключение договора о патронаже является своеобразной гарантией в выполнении требований помощника. В договоре также четко прописаны все права и обязанности обоих сторон.

Договор легко расторгнуть в одностороннем порядке, а также если будут вывялены инциденты неправомерного отношения к субъекту договора, то решение о расторжении будет выноситься в судебном порядке.

Прекращение патронажа

Патронаж может быть прекращен в случае:

  • Смерти подопечного.
  • Превышения полномочий помощника (в судебном порядке).
  • По желанию подопечного.

В помощи и защите нуждаются многие граждане, которые не могут в полной мере жить полноценной жизнью, поэтому патронаж является прекрасным решением проблемы.

Законодательное регулирование

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  2. Гражданский кодекс:

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 ГК РФ.

ст. 41 ГК РФ (С.Джаарбеков. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право)/

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности , может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.



3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

41. Опека и попечительства –

Малолетние до 14

Лица, признанные недееспособными

Попечительство:

Несовершеннолет. 14-18

Ограниченные в дееспособности лица

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан . Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. (к вопросу об основаниях опеки и попечительства)

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ограниченно дееспособные граждане);

В этом законе еще написано, что одному лицу могут быть несколько опекунов или попечителей, но в то же время обычно одно лицо является опекуном или попечителем только одного лица (хотя бывают и исключения – у одного лица на попечении/под опекой м.б. несколько лиц). Близкие родственники (бабушки, дедушки и т.п.) имеют преимущественное право стать опекунами/попечителями для лица.

42. Основания установления опеки и попечительства –

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

43. Юридическое лицо

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ст.48 ГК)

Признаки ЮЛ:

- организационное единство (организация с определенной структурой, органами, соподчиненностью, иерархией; это не применимо к ЮЛ, ктр представляют собой компанию одного лица, а также не распространяется на хозяйственные товарищества, где нет специальных органов управления – Шишмарева)

- обладание обособленным имуществом (обособление им-ва ЮЛ от имущества учредителей и других субъектов: им-во либо находится в собственности ЮЛ, либо передано ему на праве хоз.ведения/ оперативного управления, но все равно так или иначе обособленно)

Самостоятельно выступает в гражданско-правовых отношениях от своего имени + самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам

- способность быть истцом/ответчиком в суде

- необходимость гос.регистрации ЮЛ

Красавчиков:

Теории о сущности ЮЛ:

Теории фикции

- теория фикции

- теория обособленного имущества (+ Шершеневич: ЮЛ – масса имущества)

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

12. Предпринимательская деятельность граждан (в том числе деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве неправосубъектного образования).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершение им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т.д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени и на свой риск. В случаях, когда в предпринимательской деятельности участвуют лица, обладающие частичной дееспособностью, такие лица совершают юридические действия с согласия законных представителей - родителей, усыновителей, попечителя (см. абз. 1 п. 1 ст. 27 ГК).


В сельском хозяйстве предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в форме ведения крестьянского (фермерского) хозяйства <1>. Такое хозяйство может состоять из одного лица, которое является главой хозяйства и признается индивидуальным предпринимателем. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. В качестве предпринимателя выступает только глава крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).

В соответствии со ст. 3 Закона о КФХ членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть как супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей, так и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. Следовательно, крестьянское (фермерское) хозяйство основывается на членских отношениях.

Этот вывод подтверждается анализом ст. ст. 14 - 18 Закона о КФХ, в которых определяются правила приема новых членов и прекращения членства в хозяйстве, права и обязанности его членов, правовое положение главы хозяйства как лица, "действующего в интересах представляемого им фермерского хозяйства" (п. 2 ст. 16 Закона о КФХ). Согласно ст. 17 Закона о КФХ глава хозяйства без доверенности действует от имени крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, то есть выступает как его исполнительный орган.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона о КФХ, кроме случая, когда крестьянское (фермерское) хозяйство создано одним гражданином, для его образования требуется заключение соглашения, которое свидетельствует о договорной природе хозяйства. Исходя из анализа п. 3 ст. 4 Закона о КФХ, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства представляет собой разновидность договора простого товарищества, поскольку должно содержать, в частности, сведения о признании главой крестьянского (фермерского) хозяйства одного из членов этого хозяйства, его полномочиях и порядке управления хозяйством, о порядке формирования имущества хозяйства, владения, пользования, распоряжения этим имуществом, о порядке принятия в члены хозяйства и выхода из его членов, о порядке распределения полученных от деятельности хозяйства плодов, продукции и доходов и т.д. Соглашение подписывается всеми членами крестьянского (фермерского) хозяйства, а изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, подлежат обязательному внесению в него.

Важно подчеркнуть, что ст. 4 Закона о КФХ прямо противоречит ст. 257 ГК, устанавливающей режим общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, если законом или договором между членами хозяйства не определено иное. Общеизвестно, однако, что отношения общей совместной собственности не могут устанавливаться договором. Таким образом, ряд положений Закона о КФХ противоречит ГК и согласно ст. 3 ГК не подлежит применению.

Необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, порядок осуществления которой определяется законом <1>. Однако и здесь Закон о КФХ вступает в противоречие с нормами ГК и Закона о государственной регистрации, поскольку в ст. 5 прямо указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.