Методы и средства санитарного просвещения практическое занятие. Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья. Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему: 1) информировать население об известных факторах риска возникновения заболеваний и доступных методах их предупреждения; 2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования медицинской помощи; 3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. . Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции. Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики. Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки. Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда. Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены. Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая. Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Санитарное просвещение, методы и виды.:

  1. 77. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, права, обязанности. Нарушение санитарного законодательства, виды ответственности.
  2. 16. Философия Просвещения. Французское просвещение 18 века. «Энциклопедия» и ее роль в распространении идеологии просвещения.
  3. 76.Центры санитарно-эпидемиологического надзора, функции, права должностных лиц. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Предупредительный и текущий государственный санитарный эпидемиологический надзор.
  4. 6.Предупредительный и текущий санитарный надзор. Роль санитарного надзора в решении вопросов оптимизации внешней среды, условий труда, проживания, питания.
  5. Идеология Просвещения. Роль Просвещения в истории европейской цивилизации.
  6. БИЛЕТ №15. Принципы и типология европейского Просвещения. Французская революция конца XVIII в. Особенности архивной практики в Западной Европе в эпоху Просвещения.
  7. 2. Какую эпоху в истории Европы называют «веком Просвещения»? Назовите её основных представителей в разных странах. Каковы главные идеи и значение Просвещения?

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение.

Санитарное просвещение пропагандирует , физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении , но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

6.20. санитарное просвещение

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения. Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т.д.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам - есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Рассмотрим принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т.д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура - это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Но важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения. Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, телеи радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Центральный научно-исследовательский институт медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т.д.

Санитарное просвещение - обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированное™ и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных, сотрудники отвечающие за жилищный фонд, работники водопроводных станций и т.д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т.д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т.д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и социальных работников. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников санитарно-просветителъных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

ГЛАВА XIV

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является одним из обязательных разделов медицинского обеспечения личного состава.

Санитарное просвещение имеет целью воспитание у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, разъяснение требований уставов и наставлений, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Одной из главных задач санитарного просвещения является закрепление знаний и практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях и поражениях современными видами оружия.

Важное место в санитарном просвещении занимают вопросы физиологии и гигиены военного труда, техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и ядовитыми техническими жидкостями, профилактики заболеваний и отравлений. Особое значение придается пропаганде вопросов закаливания, физической культуры и спорта, гигиены спортсмена, а также обучению основам* самоконтроля за состоянием здоровья в процессе тренировок.

Санитарное просвещение в войсках неразрывно связано с воспитательной работой, поэтому оно проводится военно-медицинской службой совместно с политическими органами. Санитарно-просве-тительные мероприятия в частях проводятся по плану работы медицинской службы во внеклассное время, чаще всего в часы культурно-массовой работы, а также в любое другое свободное от занятий время.

В санитарно-просветительной работе используются разнообразные методы и средства пропаганды.

Наиболее распространенными средствами пропаганды являются индивидуальные и групповые беседы, лекции, выступления по радио, вечера вопросов и ответов, занятия по оказанию первой медицинской помощи, краткие медицинские информации, чтение вслух научно-популярной медицинской литературы и т. д.

Санитарным инструкторам поручается проведение бесед о Личной гигиене, профилактике некоторых заболеваний, громкие читки научно-популярной медицинской литературы личному составу подразделений. Они принимают участие в изготовлении наглядных пособий, в выпуске санитарно-просветительной газеты медицинским пунктом части, санитарного бюллетеня или боевого листка подразделения. Санитарный инструктор готовит иллюстративный материал к лекциям и беседам и в ходе их демонстрирует диапозитивы, диафильмы и другие наглядные пособия.

Беседу можно проводить как с группой военнослужащих, так и с каждым солдатом или сержантом в отдельности. Для проведения групповой беседы надо иметь конспект, проверенный врачом. Индивидуальные беседы чаще всего проводятся с военнослужащими, допустившими нарушение правил личной гигиены или профилактики.

Старший врач частр проводит с санитарными инструкторами инструктивно-методические занятия по каждой теме беседы или практического занятия.

Санитарный инструктор должен грамотно и доходчиво разъяснять возможные последствия нарушения правил гигиены и убеждать военнослужащих в необходимости их точного выполнешп В выполнении правил личной гигиены ему надо быть примером для других.

Громкие читки научно-популярной медицинской литературы санитарный инструктор проводит в подразделениях и в лазарете медицинского пункта. Желательно отдельные места при читке иллюстрировать примерами из жизни подразделения.

Вечера вопросов и ответов проводят, как правило, врачи частей или госпиталя. К предстоящему вечеру предварительно собирают вопросы, для чего в казарме, в вестибюле клуба части или у входа в столовую вывешивают афишу и ящичек для записок с вопросами.

Выступления по радио с лекциями, беседами, ответами на вопросы радиослушателей организует и ведет врач части в дни, предусмотренные планом клубной работы.

В санитарном просвещении широко используются листовки, лозунги, плакаты, санитарно-просветительные газеты и бюллетени, «Доски вопросов и ответов».

Листовки и лозунги выпускают в период, опасный в эпидемическом отношении, при возникновении в воинском коллективе групповых заразных заболеваний, а также перед выходом части на полевые учения, боевые стрельбы и т. д. Лозунги вывешивают на видных местах, а листовки (памятки) выдают каждому военнослужащему и раскладывают на столах в приемной медицинского пункта.

Плакаты агитационные и инструктивные предназначаются для самостоятельного ознакомления с ними военнослужащих и используются в качестве иллюстративного материала при проведении бесед и практических занятий с личным составом.

В частях и подразделениях практикуется выпуск санитарнопросветительных газет и бюллетеней.

В санитарно-просветительной газете обычно помещают от 6 до 10 статей, посвященных вопросам, наиболее актуальным для того или иного периода боевой подготовки (зимой - предупреждение отморожений и простудных заболеваний, летом - профилактика острых кишечных инфекций и теплового удара).

Отдельные номера газеты могут быть посвящены предупреждению травм, болезней кожи и подкожной клетчатки, плановым оздоровительным мероприятиям, закаливанию, физической подготовке и спорту. Газету вывешивают в комнате ожидания медицинского пункта, в Ленинской комнате и в комнате бытового обслуживания подразделения.

Санитарный бюллетень чаще всего посвящается одной теме, наиболее злободневной для подразделения.

Ответы на интересующие военнослужащих медицинские вопросы могут быть даны в письменной форме на «Доске вопросов и ответов». К ней прикрепляется ящичек для опускания записок с вопросами. В тексте-объявлении под ящичком должно быть указано, в какие дни материал на «Доске» заменяется. «Доска вопросов и ответов» красиво оформляется и вывешивается в хорошо освещенном месте.

В санитарном просвещении находят широкое применение фотовыставки, муляжи, макеты, модели, диапозитивы, диафильмы, натуральные объекты и т. д.

Фотовыставка состоит из серии фотоснимков с пояснительным текстом к ним. В комплекте обычно бывает 15-30 снимков. Фотоснимки в определенном порядке (согласно нумерации на них) наклеивают на чистый лист картона или фанеры, окаймленный рамкой. Стенды с фотоматериалами вывешивают в медицинском пункте, казарме, учебном классе по военно-медицинской подготовке, спортивном зале.

Лекции или беседы часто проводятся в сопровождении показа наглядных пособий, таких, как муляжи, макеты. Муляж - это точное воспроизведение натурального объекта - его формы, размеров, окраски. Модель воспроизводит натуральный объект в уменьшенном или, наоборот, увеличенном виде. Модель может изготавливаться разборной, что помогает изучить натуральный объект в деталях (рис. 224). Макет воспроизводит натуру, как правило, в уменьшенном виде, а иногда и схематично.

Выставочные диапозитивы представляют собой фотоснимки, напечатанные на стекле (черно-белые и цветные). Выпускаются они серией в 10-20 диапозитивов, обычно отражающих одну тему. Из диапозитивов монтируются специальные витражи (приоконные и электрифицированные) .

Плакаты, фотовыставки, диапозитивы, брошюры и памятки используются для оборудования «уголков здоровья» в помещении медицинского пункта или в комнате бытового обслуживания казармы подразделения.

Диафильм - это серия диапозитивов, напечатанных в определенной последовательности на кинопленке Диафильмы показывают с помощью проекционных фонарей, фильмоскопов и эпидиаскопов.

Проекционный фонарь

ПФ-115 позволяет показывать стеклянные диапозитивы, рисунки из книг, схемы, фотоснимки и диафильмы. Для показа диафильмов, изготовленных на кинопленке размером кадров 18X20 мм, используют фильмоскопы. Стеклянные диапозитивы, непрозрачные изображения и обычные плоские объекты показывают с помощью эпидиаскопа.

В санитарном просвещении применяются в качестве иллюстративного материала натуральные препараты: высушенные клещи, комары, мухи, чучела грызунов, микробные колонии в чашках Петри, препараты глистов и т. д.

Большую группу составляют учебные пособия: бинты, индивидуальный перевязочный и противохимический пакеты, шприц-тюбики, противогазы, жгуты-закрутки, шины и др.

Санитарное обучение может выполняться различными организационными способами.

Непосредственным (активным) называют обучение, в котором врач принимает активное участие, оказывая влияние на пациентов своей личностью. Этот способ обучения может быть эффективным только при условии, что врач заслужил авторитет, вызывает у пациентов доверие и желание ему подражать. При опосредованном (пассивном) обучении, которое осуществляется при помощи бумажных носителей или технических устройств, появляется возможность объективизации процесса, возрастает его информационная емкость и привлекательность, но врач (учитель) играет здесь только организующую роль.

Обучение может осуществляться односторонними или двусторонними способами. Сообщение предполагает только изложение материала и/ или его демонстрацию, т.е. одностороннюю активность лектора. Общение протекает при вовлечении врача и пациента, учителя и учеников в диалог или полилог, выработку общих выводов при индивидуальном вкладе каждого. Так протекают беседа, опрос, семинар, дискуссия. Общение повышает психическую активность каждой стороны, что способствует лучшему усвоению материала, но требует хорошей информационной подготовки как врача, так и аудитории. Общение может быть успешным только в условиях жесткого психологического контроля.

При фронтальной организации обучения врач работает с большой аудиторией, которая одновременно воспринимает одну и ту же информацию. Эта форма наиболее экономична, так как требует минимальных расходов времени врача, поэтому с успехом применяется в тех случаях, когда необходимо передать значительное количество информации за короткое время.

Однако обучающая эффективность фронтального обучения ограничена тем, что интеллект слушателей принимает в нем небольшое участие: как правило, их логика и память остаются в пассивном состоянии. Индивидуальные способы обучения обходятся дороже, но выгодно отличаются тем, что предполагают независимое самостоятельное выполнение задания каждым пациентом с последующей врачебной оценкой.

Обучение в паре проводится несколькими способами: в стоматологическом кабинете в паре работают врач и пациент, в школьных проектах взаимообучающие пары образуют дети, которые обсуждают друг с другом новые сведения, оценивают степень их усвоения партнером и т.д. Коллективная работа организуется в группах по 3—5 человек, каждая из которых работает по своему плану под общим управлением врача (учителя), результаты работы выносятся на общее обсуждение.

При комбинации различных способов обучения создаются различные методы санитарного обучения: лекция, опрос, беседа, семинар, дискуссия и т.д. (см. рис. 2.5).


Рис. 2.5. Методы обучения и научения.


Лекция - фронтальное сообщение (реже — общение, если аудитория использует право задавать вопросы лектору), в котором личная, непосредственная вербальная передача материала врачом дополняется использованием технических средств. Лекция отличается строгим, структурированным, последовательным изложением большого объема информации, системным характером освещения важного вопроса.

Опрос — метод опосредованного или непосредственного общения, в ходе которого пациенты (чаще — дети на уроках гигиены) отвечают на поставленные врачом вопросы. Метод позволяет оценить качество усвоения материала, но не имеет побудительной силы.

Беседа — фронтальное, парное или коллективное непосредственное общение, в ходе которого врач при помощи умело поставленных вопросов побуждает слушателей к актуализации (припоминанию) известных им знаний, к размышлению, усвоению новой информации и самостоятельным выводам. Этот метод хорош для вводных, организующих занятий, для «рождения», сообщения и внедрения новых знаний в эвристической манере, для контроля усвоения знаний и их коррекции.

Семинар — фронтальное или групповое общение с целью всестороннего освещения проблемы. Каждому члену группы поручают выступить с сообщением об одном из аспектов проблемы перед всей группой, при этом врач играет роль организатора.

Дискуссия — парный, коллективный или фронтальный метод непосредственного общения с целью обмена знаниями по проблеме, выяснения истинности различных мнений. Дискуссия стимулирует познавательные потребности учеников, развивает их творческое начало, что помогает более глубокому усвоению знаний. Дискуссия требует тщательной предварительной подготовки участников, представляющих различные точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Возможны любые способы и формы организации научения. Метод очень хорош для активизации потребностей в знаниях, в новых умениях и навыках, а также для повышения качества усвоения основного словесного материала, часто используется при проведении уроков гигиены полости рта.

Иллюстрации — показ предметов и явлений в их символьном изображении при помощи фотографий, рисунков, схем, моделей, плакатов, бюллетеней, комиксов. Имеет те же принципиальные характеристики, что и метод демонстрации, но обладает относительно меньшей эффективностью, которая зависит от адекватности смысловой нагрузки иллюстраций и их технического качества.

Работа с текстом — метод самостоятельного опосредованного, чаще индивидуального научения, который имеет как побуждающие, так и обучающие эффекты. Этот метод предъявляет высокие требования как к печатному изданию (книге, брошюре, памятке, статье), так и к пациенту (ученику), который должен иметь высокую мотивацию к самообучению.

Упражнения — планомерное организованное повторное выполнение пациентом заданных действий с целью их освоения или повышения качества выполнения. Чаще всего этот вид обучения используется при коррекции оральных привычек (миогимнастика) и при проведении контролируемой чистки зубов.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, моделирующие реальные обстоятельства, из которых обучаемые должны найти выход самостоятельно. Главная задача игры — оживление, стимуляция познавательного процесса, приближение учебных задач к мотивационной сфере обучающихся. В качестве сценария для игры могут быть использованы вымышленные ситуации или конкретные события, происшедшие с известными аудитории людьми - такие игры называют соответственно симуляционными и инсценировочными. В играх широко используется метод мозгового штурма. Для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста игра является основным методом научения (например, игра «Крокодил и птичка Тари» позволяет детям найти решение проблемы грязных зубов).

Выбор конкретного метода санитарного просвещения во многом определяется материальными, кадровыми, организационными факторами. В зависимости от того, кто является адресатом санитарного просвещения, различают индивидуальные, групповые и популяционные проекты:
. индивидуальная санитарно-просветительская работа рассчитана на одного или нескольких пациентов;

Групповые формы санитарного просвещения рассчитаны на людей, объединенных какими-либо значимыми для стоматологического здоровья общими факторами (возрастом, образовательным уровнем, профессиональными условиями и т.д.);

Коммунальные санитарно-просветительские проекты адресованы большим группам людей, объединенных, как правило, местом проживания и более или менее однородными социально-экономическими условиями.

Важно выделить особый вид индивидуального и группового санитарного просвещения - целевое, адресованное администраторам, педиатрам, заведующим детскими учреждениями и другим лицам, от которых во многом зависит организация первичной профилактики для населения.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова