Конфиденциальность информации. Основные принципы биомедицинской этики

Многомерные требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов – фундаментальных понятий биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача и медика–исследователя и которые могут быть положены в основу сложной системы обеспечения здоровья народонаселения. Следует отметить, что международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Достаточно напомнить этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинской декларации (1964), Конвенции Совета Европы “О правах человека в биомедицине” (1996) и др. Хельсинская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности. В медицинском научном сообществе также разрабатываются и обсуждаются принципы биоэтики, которые можно было бы признать универсальными. Признаются, прежде всего, уважение автономии личности (ее права на самоопределение) и стремление к обеспечению блага пациента, базирующиеся на фундаментальных демократических ценностях, которыми выступают, в частности, солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских интересов (Б. Дженнингс). “Классические” принципы биоэтики, предложенные Т. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые “джорджтаунские мантры” (по имени университета в США, в котором работают авторы) также включают в себя: уважение автономии личности, справедливость , непричинение зла, ориентацию на благо (делай добро). Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Европейской Комиссии, – “принципы Кемпа” (по имени П. Кемпа – координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство , целостность и уязвимость человека.

Очевидно, что принцип автономии личности признается всеми авторами без исключения и ставится ими на первое место. Что касается других принципов, то они выступают в разном наборе и иногда несут в себе разное содержание, отражающее специфику региональных походов к правам человека, национальных традиций и ценностей.

Автономия личности – принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно этому принципу принятие надежного в этическом отношении медицинского решения основано на взаимном уважении врача и больного и их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения. Сложные медицинские вмешательства проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами. Этическим основанием принципа автономии личности выступает признание ее независимости и права на самоопределение. Таким образом, уважение автономии относится прежде всего к личности, обладающей возможностью и правом распоряжаться своей жизнью и здоровьем, вплоть до сознательного отказа от лечения, даже если это решение будет стоить ей жизни. Принцип автономии личности тесно связан с другим основополагающим принципом биоэтики – информированным согласием.


Информированное согласие – принцип биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, о существующих способах лечения его заболевания и риске, связанном с каждым из них. В автономной модели взаимоотношений этот принцип – не жест доброй воли или желания врача, это его обязанность. Информированное согласие – это коммуникативный диалог врача и пациента, предполагающий соблюдение ряда этических и процессуальных норм: учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача или исследователя, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом. Правильное информирование о состоянии здоровья и его прогнозе дает пациенту возможность самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора.

Добровольность – еще один принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента. Это уважение свободы волеизъявления личности, предполагающего самостоятельное принятие решение или согласие на медицинские манипуляции или исследования при условии информированности и отсутствия внешнего принуждения – не только физического или морального давления, но и зависимости разного рода. В свою очередь добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию конфиденциальности.

Конфиденциальность – принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между врачом и пациентом. Нарушение конфиденциальности ухудшает взаимоотношения пациента и врача и затрудняет выполнение последним своих обязанностей. Принцип конфиденциальности опирается на моральные соображения, по которым каждый индивид имеет право решать, кому и в какой мере он может передать свои мысли, переживания, чувства, обстоятельства жизни. Конфиденциальность предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, надежное хранение врачом информации, полученной от пациента, анонимность проводимых исследований, минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента, тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти пациента.

Рассмотренные нами принципы – автономии личности, информированного согласия, конфиденциальности, добровольности – это принципы одного – “субъект-субъектного” порядка, предполагающие равенство и независимость партнеров, активную роль пациента и его право на самоопределение в процессе лечения или обследования. Но по мере развития медицины и вовлечения в биомедицинские исследования и манипуляции все большего числа людей, особую роль начинают играть принципы, условно говоря, “страдательного” порядка, предполагающие заботу общества и медиков – врачей и исследователей о соблюдении этических требований по отношению к пациентам, попадающим в зависимость от них.

Совершенно особое место в этом ряду занимает категория достоинство. Вшироком этическом контексте это, прежде всего, объективная самоценность, которой обладает каждый человек по праву своего рождения, потому что он человек. Отсюда – человеческое достоинство . Поэтому все люди, и пациенты в том числе, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства. Таким образом, в биомедицинской практике этот принцип охватывает более широкий круг ситуаций, чем принцип автономности , который предполагает осознанную дееспособность и самостоятельность личности. Уважение же человеческого достоинства связано не только с наличием чувства и сознания своего достоинства, которые проявляются во внутренней уверенности личности в собственной ценности, в сопротивлении попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость, в самоуважении (их может и не быть). Принцип уважения достоинства относится и к таким ситуациям, когда человек не в состоянии выразить свою волю, когда в силу своего физического или психического расстройства он совершенно не способен к автономным действиям, когда приходится говорить даже не о человеческой личности, а о человеческом существе. Речь идет о таких ситуациях, как вегетативное существование, тяжелые формы гериатрического состояния, эксперименты с эмбрионом человека и др.

Особую роль в системе биоэтических принципов играют в этой связи принципы целостности и уязвимости , выдвинутые европейскими биоэтиками. Эти принципы непосредственно связаны с уважением достоинства личности и затрагивают как физическую, так и психическую стороны жизнедеятельности индивида.

Целостность – это то, что обеспечивает тождественность личности самой себе, ее самоидентификацию, и поэтому не должно подвергаться манипуляциям или разрушению. Она связана с “жизненной историей” индивида, которая создается памятью о наиболее важных событиях собственной жизни и интерпретацией жизненного опыта. Иными словами, целостность личности – это ее уникальность, индивидуальность и неповторимость. К сожалению, некоторые медицинские вмешательства, имеющие благую цель восстановить здоровье человека, улучшить его состояние, часто бывают связаны с нарушением целостности. Необходимость защищать психофизическую целостность человека, минимизировать ее нарушения требуют сегодня разработки этических и правовых норм, относящихся, в частности, к генетическим манипуляциям и вмешательствам в генетическую структуру индивида, к проблеме использования частей человеческого тела – органов и тканей и т.п.

Уязвимость как принцип биоэтики следует понимать в двух смыслах: Во-первых, как характеристику любого живого существа (не обязательно человеческого), каждой отдельной жизни, по своей природе конечной и хрупкой. В этом смысле уязвимость как общая характеристика жизни может иметь более широкое, чем биоэтическое, значение: она может стать связующим звеном между социально и морально отчужденными в обществе людьми, объединив их в поисках преодоления собственной уязвимости. В определенной мере весь прогресс в области медицины и биологии может рассматриваться как борьба с человеческой уязвимостью, вызванная стремлением минимизировать или “отодвинуть” ее. При этом уязвимость – в том числе смертность и конечность – оптимистически расценивается как некое обстоятельство, которое может и должно быть преодолено. Правда, здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в нашем восприятии действительности. Второе понимание уязвимости – в более узком смысле – относится к отдельным человеческим группам и популяциям (бедным, малограмотным, детям, заключенным, инвалидам и т.п.). Здесь данный принцип лежит в основе особой заботы, ответственности, эмпатии по отношению к другому, более слабому и зависимому, и требует для своей реализации соблюдения еще одного принципа биоэтики – принципа справедливости.

Справедливость – в рамках гуманистической биоэтической парадигмы принцип, предполагающий реализацию социальной программы, в соответствии с которой обеспечивается равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе получению биомедицинских услуг, доступность фармакологических средств, необходимых для поддержания здоровья, защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения. Согласно принципу справедливости польза для пациента всегда должна превышать научный или общественный интерес.

Таким образом, сведение воедино и сравнение американской и западноевропейской моделей биоэтических принципов демонстрирует прежде всего их концептуальное единство и, следовательно, “работоспособность” в любых условиях. С другой стороны, прослеживается и некоторое различие. Американская модель ориентирована, в основном, на взаимодействие врача и пациента, в то время как европейская носит более “социологизированный” характер: авторы считают, что фундаментальные биоэтические принципы должны рассматриваться как нормы защиты личности в государстве, что требует более широкого социального контекста справедливости, ответственности и солидарности.

Вместе с тем рассмотренные основополагающие принципы биоэтики не исчерпывают собой методологическую базу моральной регуляции в биомедицине. К ее базисным основаниям относятся также высшие моральные ценности, выступающие формой проявления и дополнения биоэтических принципов. Среди них важнейшими являются Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство.

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как складываются терапевтические отношения между клиентом и психологом. Основа этих отношений – доверие. Благодаря ему клиент делится с психологом тем, что ему важно и дорого, открывает свои переживания. От того, как специалист распорядится полученной в ходе консультирования информацией, иногда зависит благополучие и здоровье не только клиента и его семьи, но и других людей.

Приведем наглядный пример. Виктория, 22 года, семь из них по настоянию мамы ходит к психологам. Симптомы – повышенная тревожность, приступы страха, сопровождающиеся удушьем. «Прихожу на сеанс просто «поболтать», ни о чем. Зачем я буду открывать душу психологам? Они потом все рассказывают моей маме! Я и не знала, что имею право на конфиденциальность!» Семь лет Виктория мучилась, испытывая приступы острой тревоги, семья девушки тратила деньги впустую, тревожное расстройство хронифицировалось – все потому, что консультирующие ее психологи нарушали принцип конфиденциальности.

В результате подобных действий могут быть разрушены семьи, нанесен урон карьере и здоровью, обесценены результаты работы, да и сама идея психологического консультирования. Именно поэтому конфиденциальность присутствует во всех этических кодексах психологов и психотерапевтов.

Первый этический кодекс психологов

Первый этический кодекс психологов разработан авторитетной организацией – Американской психологической ассоциацией , его первая редакция появилась в 1953 году. Этому предшествовала пятилетняя работа комиссии по этическим нормам, на которой разбиралось множество эпизодов поведения психологов с точки зрения этики.

Согласно кодексу, психологи должны защищать конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, и обсуждать вопросы ее защиты в начале терапевтических отношений, а если в ходе консультирования обстоятельства изменились, вновь вернуться этому вопросу. Конфиденциальная информация обсуждается только в научных или профессиональных целях и только с лицами, имеющими к этому отношение. Раскрывать информацию без согласия клиента можно лишь в ряде случаев, прописанных в кодексе. Основные моменты такого раскрытия связаны с тем, чтобы не допустить нанесения вреда самому клиенту и другим людям.

Среди практикующих психологов в США очень популярен и этический кодекс Американской ассоциации консультантов .

В США за нарушение можно поплатиться лицензией

«Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультантов, публикация случая возможна только после того, как клиент прочитал текст и дал письменное разрешение либо детали изменены до неузнаваемости, – говорит Алена Прихидько, семейный терапевт. – Консультант должен обсудить с клиентом вопрос, кто, где и когда будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Также психотерапевт обязан получать разрешение клиента на то, чтобы обсуждать его случай с родственниками. Вынос случая в публичное пространство без разрешения грозит как минимум штрафом, максимум – лишением лицензии . Психотерапевты в США дорожат своими лицензиями, ведь получить их непросто: необходимо сначала закончить магистратуру, потом 2 года отучиться в интернатуре, сдать экзамены, проходить супервизии, знать законы и этические кодексы. Поэтому сложно себе представить, что они будут нарушать этический кодекс и без разрешения описывать своих клиентов – например, в социальных сетях».

А как у нас?

В России пока не принят закон о психологической помощи, нет общего для всех психологов этического кодекса и крупных престижных психологических ассоциаций, которые были бы на слуху.

Российское психологическое общество (РПО ) попыталось создать единый этический кодекс психологов. Он опубликован на сайте общества, и им руководствуются входящие в РПО психологи. Однако пока РПО не имеет большого авторитета среди профессионалов, далеко не все психологи стремятся стать членами общества, большинство ничего не знает об этой организации.

В этическом кодексе РПО о конфиденциальности в консультативных отношениях сказано немного: «Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий». Понятно, что психолог и клиент должны согласовать условия разглашения конфиденциальной информации и далее придерживаться этих договоренностей.

Получается, что в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики

Этические кодексы психологов, созданные на уровне российских ассоциаций по направлениям психотерапии, также обязательны к применению только членами ассоциаций. При этом у некоторых ассоциаций нет своих этических кодексов, а многие психологи не входят ни в какие ассоциации.

Получается, что на сегодня в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики. Зачастую профессионалы очень поверхностно понимают этические принципы , в том числе мало осведомлены и о принципе конфиденциальности. Поэтому все чаще можно увидеть, как популярные психологи описывают сессии, не получив разрешения клиентов, составляют перечни смешных клиентских запросов, а в комментариях к постам ставят диагнозы комментаторам.

Что делать, если ваш случай стал достоянием общественности

Допустим, информация о работе с вами была размещена психотерапевтом в интернете – например, в социальных сетях. Узнайте, в каком профессиональном сообществе состоит ваш психолог (если не выяснили этого перед первой консультацией).

Если психолог состоит в профессиональной ассоциации, вы сможете предотвратить нарушения конфиденциальности в отношении других клиентов, а также нанести урон профессиональной репутации специалиста. Найдите сайт профессионального сообщества в интернете. Поищите раздел «Этический кодекс» и внимательно прочтите его. Составьте жалобу и обратитесь в этический комитет сообщества. Если вы не нашли кодекса и контактов этического комитета, обратитесь с жалобой напрямую к президенту сообщества.

Под давлением коллег психолог будет вынужден пересмотреть свое отношение к профессиональной этике. Возможно, его исключат из общества, однако практики он в любом случае не лишится, поскольку деятельность психологов в нашей стране пока не лицензируется.

Как не допустить нарушения принципа конфиденциальности

Чтобы не допустить этических нарушений, нужно предпринять ряд действий еще на этапе выбора психолога.

Важно, чтобы у консультирующего психолога были не только базовое психологическое образование, но и профессиональная переподготовка по одному или нескольким направлениям психотерапии. Также ему необходимо пройти личную терапию и регулярную супервизию у более опытных коллег, состоять в профессиональных сообществах.

При выборе специалиста...

...попросите копии диплома о высшем образовании и свидетельств о профессиональной переподготовке.

...выясните, в каком профессиональном сообществе состоит психолог и кто его супервизор. Посетите сайт ассоциации, поищите своего специалиста среди членов общества. Ознакомьтесь с этическим кодексом ассоциации.

...спросите, как ваш психолог понимает принцип конфиденциальности . Задайте конкретные вопросы: «Кто кроме вас будет иметь доступ к конфиденциальной информации? Кто сможет узнать то, о чем мы будем говорить в ходе консультирования?» Адекватный ответ психолога в данном случае будет таким: «Возможно, я захочу обсудить ваш случай со своим супервизором. Как вы к этому относитесь?»

Эти меры предосторожности помогут найти действительно профессионального психолога, которому вы сможете доверять и в результате работы с которым получите эффективную психологическую помощь.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

6. Принцип конфиденциальности

6. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос состоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 5: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или это должны делать родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать. Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят представить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Трехмерный принцип Ну, а сейчас, когда мы во всем разобрались, давайте перейдем собственно к структуре разговора. Ваш разговор с женщиной можно оформить, например, как многократное цитирование разных источников. Именно так мы этот метод и назовем:Метод «цитирования»

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Японки не стареют и не толстеют автора Уильям Дойл

Принцип третий: РИС В детстве на улицах Токио я часто видела еще одного продавца. В отличие от продавца картофеля он не пел песен, а завлекал покупателей тем, что останавливал свою тележку и включал механизм. Его машина готовила «воздушный и хрустящий» рис, колеся по

Из книги Словарь по психоанализу автора Ж. Лапланш

Принцип четвертый: СОЯ

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

Принцип шестой: ЧАЙ

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Из книги Философия здоровья автора Коллектив авторов -- Медицина

Из книги Вода – лекарство тела и души. Исцеляющая сила водных кристаллов автора Масару Эмото

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

Принцип тренировки Что же лежит в основе всех упражнений системы фейсформинга?Принцип самый простой: первые три недели действуйте, следуя описаниям отдельных упражнений. Ваши мышцы будут активированы, получат «начальное образование», абсолютно необходимое на первом

Из книги автора

§ 16.3. Принцип ИНЬ – ЯН В классической физике существует лишь два вида энергии, «отрицательная» и «положительная».Принцип инь/ян значительно шире, это любой дуализм: ? лето – зима; ? день – ночь; ? верх – низ; ? переднее – заднее; ? мужчина – женщина? сильный – слабый; ?

Из книги автора

Фундаментальный принцип Вы испытываете трудности при чтении? Тогда способны ли вы заметить то, что, когда вы смотрите на первое слово или первую букву предложения, то эту букву или слово вы не видите лучше, чем весь остальной текст? Можете ли вы заметить то, что другие

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Принцип вероятности Трудность выбора пропорциональна трудности ситуации; идя по ровной дороге, мы не задумываемся о том, как поставить ногу; ходьба осуществляется без сознательного регулирования; спонтанная свобода утрачивается и дальнейшая активность требует

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учетной информации - коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба ее интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.  

Остановимся подробнее на таком весьма распространенном нарушении этических норм аудиторской деятельности , как нарушение принципов конфиденциальности.  

Таким образом, объем соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Включая такие сведения в перечень, прилагаемый к договору на проведение аудиторской проверки и являющийся его неотъемлемой частью, стороны тем самым принимают на себя обязанность осуществлять публикацию таких сведений только с согласия другой стороны по договору. За несоблюдение принципа конфиденциальности информации на  

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта , за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации распространение информации об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом, и не имеет ограничений по времени.  

распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.  

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации . Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.  

Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.  

Принцип конфиденциальности и конспирации.  

В случаях проведения аудиторами экспертизы по поручению уполномоченных органов государственной власти исполнитель вправе представлять заказчикам экспертизы по результатам проведенных работ отчет и(или) иные документы справочного характера. С учетом принципа конфиденциальной информации , очевидно, следовало бы признать за исполнителем право не предоставлять уполномоченным органам государственной власти рабочую документацию экспертизы.  

Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте , по мнению аудитора (аудиторской организации), не наносит ему материального или иного ущерба.  

Принцип конфиденциальности. Информация, отраженная в отчетности предприятия , не должна наносить ущерб его интересам.  

Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о делах клиента и работодателя, полученной при предоставлении профессиональных услуг . Обязательство по обеспечению конфиденциальности остается в силе и после прекращения отношений между аудитором и клиентом или работодателем. Аудиторы также обязаны обеспечить условия, в которых руководимые ими сотрудники и лица, предоставляющие рекомендации или помощь, соблюдали принцип конфиденциальности.  

Конфиденциальность - не только неразглашение информации аудитором. Принцип конфиденциальности предполагает также, что аудитор не вправе использовать в своих интересах, интересах своей фирмы или интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиента, которая стала ему известной в ходе профессиональной деятельности . Принцип конфиденциальности обеспечивается законодательным закреплением нормы, предусматривающей обязанность его соблюдения аудиторами.  

В других случаях клиент мог понести убытки вследствие нарушения аудитором принципов конфиденциальности или независимости.  

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ - принцип бухгалтерского учета , обеспечивающий соблюдение коммерческой тайны предприятия . За разглашение предусмотрена ответственность, установленная законом.  

Соблюдение принципа конфиденциальности в VIP-тренинге имеет свои особенности по сравнению с психотерапией.  

К числу важнейших требований, связанных с созданием и функционированием системы мониторинга предприятий в Банке России, является обеспечение формирования и поддержания идентичности базы первичной информации по отдельным предприятиям в регионах и центре. Безусловно, выполнение этого требования связано с неукоснительным обеспечением на всех уровнях принципа конфиденциальности информации, получаемой от предприятий, в результате чего в центральную базу территориальным учреждением направляется только обезличенная кодированная первичная информация . Однако представление этой информации в строго установленные сроки носит обязательный характер.  

Профессионализм аудитора заключается не только в качественном проведении аудиторской проверки , но и в соблюдении важного принципа конфиденциальности в ходе своей работы и после ее завершения.  

Хотя консультант и супервизор были встревожены жестоким обращением с ребенком, они полагали, что растущее понимание со стороны Натали своего внутреннего мира снизит уровень ее враждебности и раздражительности надежду вселяло также то, что Натали была явно испугана своим поведением. Супервизор не рекомендовал сообщать о своих тревогах врачу общей практики. В результате отсутствия связи с реальным миром консультант не знал, что его пациентку посещает на дому патронажная сестра. Когда трехлетняя девочка была госпитализирована после падения, всем стало ясно, что о ребенке не заботились надлежащим образом. Терапевт, патронажная сестра и работники социальных служб, которые знали представителей всех поколений этого семейства, почувствовали себя оскорбленными, поскольку консультант и супервизор, придерживаясь принципа конфиденциальности, не сообщили им о возникшем взрывоопасном напряжении в семье. Консультант нес ответственность не только за Натали она также не была единственной пациенткой терапевта, наблюдающего за членами данной семьи. Полезные дискуссии, проведенные в дальнейшем между этими профессионалами, привели к тому, что ребенку была оказана помощь. Консультант также внесла свою лепту, поскольку общее внимание, оказанное Натали, предоставило ей большее реальное пространство. Это позволило ей отвлечься от тревоги, обусловленной чувством вины перед дочерью, и сконцентрировать-  

Важнейшими требованиями к технической базе АСПР являются гарантированная надежность и конфиденциальность работы всех технических устройств и их комплексов высокое быстродействие ЭВМ, большая емкость их оперативной памяти и внешних запоминающих устройств возможность работы в диалоговом режиме большого числа пользователей высокое качество печати и оформления выходных документов возможность прямого взаимодействия с внешними АСУ. Их удовлетворение достигается за счет модульного принципа построения комплекса технических средств АСПР, рационального развертывания и дублирования входящих в его состав устройств, развития терминальной сети.  

Тем не менее констатирующий аудит все еще является как бы основным направлением деятельности аудиторов. Именно в результате проведения аудиторской проверки составляется аудиторский отчет , основная цель которого - подтвердить, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с общепринятыми учетными принципами. В частности, это означает, что в балансе не указаны несуществующие активы, в полном объеме приведены обязательства компании, правильно классифицированы долгосрочные и краткосрочные кредиты и т. п. Помимо публикуемого как приложение к отчетности короткого аудиторского заключения руководителям компании представляют также подробный аналитический аудиторский отчет , имеющий конфиденциальный характер и поэтому используемый только для внутреннего анализа.  

Результаты финансово -хозяйственной деятельности . Рассмотренные два крупных раздела комплексного анализа относятся в основном к такому виду аналитических работ, который, во-первых, имеет ретроспективный характер и, во-вторых, не предназначен для внешних пользователей , т.е. имеет определенный уровень конфиденциальности. Последний блок - финансовые результаты - в принципе является открытым для всех заинтересованных лиц, поскольку его данные сводятся в публичную отчетность . В данном случае речь идет о так называемых конечных финансовых результатах , т.е. результатах, во-первых, подводящих итоги деятельности предприятия за истекший период и, во-вторых, позволяющих дать комплексную оценку его системообразующих характеристик, имеющих значимость прежде всего с позиции долгосрочной перспективы. К таким характеристикам относятся степень финансовой устойчивости структура активов, в которые вложен капитал и которые, по сути, определяют возможность устойчивого генерирования прибыли оптимальность структуры

означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.1. Правило кодирования сведений психологического характера . Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчётом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передаётся заказчику по акту , если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получивших доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера .

Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать , и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5. Принцип осведомлённого согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

1.4. Права и обязанности психологов

Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни. В его обязанности входит следующее.

1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.

2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.

3. Улучшать качество подготовки специалистов путём применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

6. Стремиться к... психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.

7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение [своей деятельности].

9. Руководствоваться в своей работе этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

Психолог имеет следующие права.

1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

3. Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и др.

4. Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

6. Участвовать в работе приёмных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей рабочей среды.

8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

9. Разрабатывать новые методы психологической работы и получать на них авторские права со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.А. Введение в практическую психологию. М., 1990

2. Вопросы психологии, 1989, №3 и 1986 № 3.

4. Вопросы психологии,1990. N 5, 6. С.148-153.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:Изд-во МГУ,1988,с.7-19.

6. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии, 1995, № 2, с. 118-124.

7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

Контрольные вопросы

1. Назовите внешние функции профессионального сообщества психологов.

2. Назовите внутренние функции профессионального сообщества психологов.

3. Каковы основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога?

4. Назовите основные принципы работы психолога.

5. Что относится к правам практического психолога?

6. Каковы обязанности практического психолога?

Лекция 2. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности.

Вопросы:

Личность психолога-теоретика и психолога-практика.

Идея самоктуализирующейся личности в психологии.

2.1. Личность психолога-теоретика и психолога-практика

Психология относится к профессиям типа «человек – человек» . Это одна из таких профессий, в которых тесно связаны профессиональные и личностные качества. Выделяют два типа профессиональных психологов – психолог-практик и психолог-теоретик.

Долгое время психология была теоретической и экспериментально-прикладной наукой. Сейчас в самосознании психологов происходят процессы, которые свидетельствуют о внутрипрофессиональном разделении труда (Е.А.Климов). Наряду с психологами традиционного типа, производящими научную психологическую информацию появился тип психолога-практика. Этот процесс нашел свое отражение и в том, что на факультете психологии МГУ существуют два варианта учебного плана: «Психолог. Преподаватель» и «Психолог. Практическая психология».

Таким образом, психология есть область производства информации и одновременно - область производства полезных действий определенного рода. Эти области взаимосвязаны.

Однако эта взаимосвязь не является полной по ряду причин. Теоретики далеко не всегда учитывают запросы практики, а психологи-практики часто не располагают необходимыми сведениями, или по причине их недоступности, разбросанности по специальным изданиям, или по причине нехватки времени на их изучение у практического психолога. Существует и такая причина, как игнорирование практиками теоретических законов и научно-экспериментальных данных. Эта тенденция зарождается уже в стенах вуза, хотя общеизвестно, что теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Иногда возникает такая ситуация, когда психология в индивидуальном исполнении отдельных специалистов вообще ни жива, ни мертва. В таких случаях исследования проводятся ради них самих или на потребу дня, для удовлетворения спонтанно возникающих запросов практики без глубокого осмысления причин вскрытых фактов.

Знание теории и практики, владение навыками экспериментально-исследовательской работы необходимо всем психологам - и теоретикам, и практикам. При этом важно исключить внутрипрофессиональные распри типа «Кто самый нужный?» (Е.А.Климов).

Поиск фундаментальных закономерностей с одной стороны и работа психолога-практика с другой требуют разных складов личности профессионала. Это связано с различием продукта работы психолога. Для теоретика продукт это новые факты, раскрытие содержания новых феноменов, систематизация понятий, разработка концепций. Человек при этом рассматривается как объект экспериментального исследования, характеристики которого следует подвергнуть анализу. Психологом–практиком человек рассматривается как целостный предмет внимания и заботы , ради которого мобилизуются различные ресурсы науки.

Различны и личностные качества психологов - практиков и теоретиков (Е.А.Климов). Психолог-практик должен быть контактным, инициативным в общении, эмпатичным, терпимым, наблюдательным, хорошим организатором ситуации общения. Он должен держать в памяти много фактов поведения человека и множество теоретических знаний, обладать хорошим распределением и переключением внимания. Психолог, занятый фундаментальными исследованиями , должен обладать способностью сосредоточиться на узких и, возможно, бесполезных в настоящее время для практики вопросах. Он должен обладать способностью видеть скрытые связи, отличаться аналитичностью и глубиной мышления, уметь обобщать разрозненные факты.

Часто говорят о том, что основным рабочим инструментом психолога является его личность. В.Ф.Петренко проведено исследование, выявляющее профессиональные представления студентов-психологов о людях своей профессии (по предлагаемому списку качеств). Выявлено несколько факторов, которые представлены ниже в обобщенном виде.

1 фактор «настоящий парень»;

2 фактор отражает образ сдержанного корректного «правильного» человека;

3 фактор - фактор деловитости;

4 фактор - фактор социальной зрелости, опыта;

5 фактор – фактор норматива.

Таковы представления студентов о людях своей профессии. В психологии существует некий эталон, «идеальный» человек - это представления о самоактуализирующейся личности, выработанные в гуманистической психологии.

2.2. Идея самоактуализирующейся личности в психологии.

Идея самоактуализирующейся личности разрабатывалась американскими психологами Карлом Роджерсом (1902-1987) и Абрахамом Маслоу (1908-1970).

С точки зрения А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация скрытого в человеке потенциала. Потребность в самоактуализации А.Маслоу считает наивысшей человеческой потребностью. По его мнению, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Что же такое самоактуализирующаяся личность? А.Маслоу изучал людей, достигших жизненного успеха (каждый понимал его по своему), людей, которые могут считаться здоровыми в психологическом отношении. Обобщив полученные данные, он выделил следующие черты, присущие этим людям: - объективное восприятие реальности;

Полное самопринятие (принятие себя таким какой есть);

Увлеченность каким-либо делом, преданность чему-либо или кому-либо;

Спонтанность – простота и естественность в поведении;

Потребность в уединении, самостоятельности, независимости;

Интенсивный мистический и религиозный опыт, опыт высших переживаний. Под высшими переживаниями понимается сильное и необычное чувство любви, наслаждения от общения с природой и с произведениями искусства;

Принятие другими таких какие они есть, доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

Нонконформизм (сопротивление внешнему давлению);

Демократический тип характера;

Потребность в творчестве, творческое отношение к жизни;

Высокий уровень социального интереса.

По мнению А.Маслоу, люди, имеющие такие черты, составляют не более 1% населения в американской популяции. Обычно это люди среднего и старшего возраста. Они, как правило, не подвержены неврозам.

Таков один из эталонов личности, выработанный в психологии. Познакомимся еще с одним эталоном. Согласно К. Роджерсу, психологическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

Открытость по отношению к новому опыту любого типа;

Намерение жить полной жизнью в любой ее момент;

Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам, к интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих;

Чувство свободы в мыслях и поступках;

Высокий уровень творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы психологии, 1986, № 3.

2. Вопросы психологии, 1989, №3.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

4. Овсянникова В.В. Динамика "Образа своей профессии" в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии.1981. № 5.С. 133-137.

5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

6. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986,№ 3, с. 133.

7. Человек и профессия. Л.: Лениздат, 1984. Вып. 8.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные особенности психолога- теоретика?

2. Назовите характерные черты психолога-практика?

3. Чем обусловлены различия в личности психолога- теоретика и психолога-практика?

4. Назовите 7-8 черт самоактуализирующейся личности.