ЛПХ – что это такое, размер земельного участка, назначение деятельности и необходимые разрешительные документы. Какую продукцию может производить ЛПХ

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка«для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

В Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по . Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

– это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

– это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

Закон об ЛПХ, предельно ясно разграничивает назначение выращенной, либо произведенной продукции, которая главным образом должна покрывать потребности самих владельцев. Реализация излишков не подлежит налогообложению, и ЛПХ не приравнивается к предпринимательской деятельности. Подоходный налог, также не взимается с лиц, владеющих ЛПХ, если вся работа по выращиванию продукции происходит без привлечения наемных работников и лично осуществляется владельцем земельного участка. К работам могут быть привлечены лишь члены семьи, при этом есть ограничения, которые касаются размеров участка. За гражданином законодательно закреплено право использовать под нужды ЛПХ не более половины гектара земли.

К тому же, предусмотрена всесторонняя поддержка со стороны государства. Это и выделение земли, и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного ведения работ. Электричество, вода и транспортная доступность необходимы для ведения любой сельскохозяйственной деятельности. Поэтому, независимо от того, где именно выделяется земельный участок, власти должны оказать максимальную помощь в устранении всех сопутствующих проблем.

Использование выделенного участка не должно идти вразрез с уголовным кодексом. Например, нарушение закона о запрете на выращивание наркотических растений, предусматривает уголовную ответственность и недобросовестные пользователи понесут суровое наказание за такое правонарушение.

Что такое ИЖС?

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

Аббревиатура ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, разрешенное на выделенном участке земли для ведения личного подсобного хозяйства. При этом возведение дома, в котором согласно законодательству могут получить постоянную регистрацию все члены семьи, имеет определенные условия:

  • Проектированием жилого дома имеют право заниматься только компании, имеющие гослицензию;
  • Проект должен пройти согласование с контролирующими органами;
  • На одном участке земли не может возводиться более чем одно жилое строение;
  • Строительство не должно завершиться в течение трех лет с момента начала работ.

Какие земли выдаются под ЛПХ?

Как можно использовать участок, выделенный под ЛПХ? Землями распоряжается администрация поселения, и во многом от нее зависит, к какой категории будет принадлежать надел и разрешено ли возводить строения на данной территории. Ведь для одних целей дается участок на землях сельхоз назначения, а для других выделяется приусадебный участок.

Так, в случае с полевым участком, проводить на нем какие-либо строительные работы запрещено. Приусадебный участок, напротив, может использоваться, как для производства продукции, так и возведения всевозможных строений, в том числе жилых, и относится к землям населенного пункта.

Но, особое внимание стоит уделить тому, какими правами наделяется владелец участка. Может ли он построить жилое строение и прописаться в нем. Ведь при нарушении правил использования, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, избежать которые можно было на начальном этапе, внимательно изучив документы.

Каковы достоинства и недостатки ЛПХ?

К положительным моментам ЛПХ можно отнести отсутствие необходимости в регистрации. Тут не предусмотрено никаких налоговых нагрузок и отчетности. Вся информация о ЛПХ содержится в администрации населенного пункта, при этом, все сведения предоставляет владелец подсобного хозяйства. К тому же, освобождение от НДФЛ и принятие личного решения об отчислениях в ПФ.

К недостаткам ЛПХ можно отнести ограниченную территорию, которую не удастся расширить без благосклонности администрации поселения. Несмотря на проявления внимания к вопросам ведения личного хозяйства, государство не предусматривает возможности субсидирования либо льготного кредитования для данной категории лиц. Также существуют некоторые виды ограничений, которые касаются вида деятельности на вверенном участке.

В любом случае и ЛПХ, и ИСЖ дают возможность вести личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы присутствуют везде, но прежде чем обратиться к администрации населенного пункта за помощью, следует серьезно задуматься, а нужно ли вам это? Собственное хозяйство требует, чтобы ему уделяли огромное количество времени, внимания и заботы, независимо от того, чем именно вы будете заниматься. Ведь для того, чтобы вырастить скот или простые помидоры, необходимо приложить массу усилий, постоянно контролировать процесс и самостоятельно осуществлять уход.

Государственная поддержка, конечно, есть, но вот на местах она оказывается с большой неохотой. Добиться благосклонности от сотрудников администрации на деле не так уж просто. Но зная установленные правила, каждый гражданин может воспользоваться законодательно закрепленным правом и получить в пользование землю. Главное - детально ознакомиться с федеральными законами о ведении ЛПХ, которые говорят о всеобщей доступности таких участков. Региональные законы могут лишь немного корректировать некоторые направления деятельности и ставить свои условия, но отнять право на ЛПХ никакая инстанция не имеет полномочий.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Организационно-управленческое управление в с/х.

Организационно-управленческий правоотношения :

a. внутренние (с/х общества и с/х предприятия: локальные НПА, диспозитивные нормы, уставные соглашения);

b. внешние (государственное регулирование, взаимодействие государства и с/х обществ, кредитные отношения, страхование, налоги и т.д.)

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное законодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает 3 взаимосвязанные между собой сферы правового регулирования:

a. традиционная область в сфере с/х отношений;

b. при обработке земли; в сфере производства продукции, растениеводства, животноводства; в сфере промышленной переработки с/х продукции, её реализации;

c. сфера агрообслуживания.

Личное подсобное хозяйство: правовой статус, экономико-правовая сущность.

Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Сейчас на практике сложилось 3 группы ЛПХ:

1. Мелкие хозяйства потребительского типа, которые ориентированы на удовлетворение потребностей данной семьи. (12%)

2. Потребительско-товарные (средние) хозяйства, для себя + реализация излишек (55%)

3. Преимущественно товарные (крупные) основная часть идёт на реализацию, использование семейного + наёмного труда. (33%).

До принятия действующего ГК было 2 модели правового режима ЛПХ:

1. основанные на общей совместной собственности членов колхозного двора;

2. основанные на общей совместной собственности супругов.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.


Учёт ЛПХ осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления.

Местные органы власти должны разрабатывать специальные программы развития ЛПХ.

Выводы:

1. ЛПХ – форма производства гражданами сельхозпродукции, в основном для личного потребления, следовательно, это форма хозяйствования, не производственная.

2. Характеристика ЛПХ как формы вторичной занятости предполагает лишь наличие у них основного места работы, но это не значит что наличие работы является обязательным условие для предоставления земельных участков для ЛПХ. Вторияная занятость должна выходит на первый план не при предоставлении з/у а при его нормировании.

3. Законодатель должен учитывать реально существующее положение в сфере использования ЛПХ при корректировке действующего ФЗ об ЛПХ.

4. Законодатель должен позволять субъектам учитывать местные условия при предоставлении земельных участков + при оказании гос. поддержки социальной инфраструктуре сельского хозяйства независимо от федеральной поддержки и поддержки субъектов РФ.

В результате рыночных преобразований в Дагестане личные подсобные хозяйства стали доминирующим сектором аграрной экономики. В республике личным подсобным хозяйством занимаются около 400 тыс. семей, за которыми закреплено более 100 тыс. га земель (в среднем по 0,25 га на одно хозяйство, при 0,44 га по стране). Личные подсобные хозяйства производят около 80% валовой продукции сельского хозяйства, 86,8% овощей, 92,5% картофеля, 88,1% плодов, 82,4% мяса, 83% молока от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, что говорит о ключевой роли сектора в жизнеобеспечении региона. Именно этим и было обусловлено принятие в 2003 году федерального, затем и республиканского законов «О личном подсобном хозяйстве», заложивших прочную правовую основу для их устойчивого развития.

В соответствии с законодательством личные хозяйства не подлежат государственной регистрации, их учет согласно упомянутому закону осуществляется в похозяйственных книгах. Однако порядок их ведения до сих пор не был законодательно установлен.

Похозяйственная книга - документ первичного административного учета сельского населения, наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.
Как известно, похозяйственные книги были введены с 1935 года на основании постановления СНК СССР от 26 января 1934 г. № 185 "О первичном учете в сельских советах", которое устанавливало обязательную для всех сельских советов систему первичного учета. Первоначально они вводились в сельсоветах на 3 года, а с 1986 года – на 5 лет. По истечении срока действия книг в сельсоветах заводились новые книги, но, к сожалению, система организации первичной информации была несколько ослаблена в средине 90-х годов. Последним нормативным актом по этому вопросу было распоряжение Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 294-р. Перезакладка похозяйственных книг и других форм первичного учета в сельских администрациях была произведена в 2001 году. Срок их действия истек 1 января 2007 года.

В условиях формирования рыночных отношений решающим фактором стабильного развития ЛПХ является внедрение в повсеместную практику рыночных механизмов, но основной проблемой для выработки обоснованных и эффективных мер в этом направлении стало отсутствие достоверных сведений, поскольку не было системной работы по обновлению информации в этих книгах.
Поэтому крайне актуальным и своевременным является принятие 30 декабря 2008 г. №302-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Данный закон устанавливает, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Можно сказать, что он предусматривает закрепление реально исполняемых органами местного самоуправления поселений полномочий по ведению похозяйственных книг, а также определяет перечень вносимых в такие книги сведений о личных подсобных хозяйствах.

Кроме того, закон создает правовые основы для получения органами местного самоуправления необходимой информации для решения вопросов в рамках их полномочий по планированию бюджета и социально-экономическому развитию и позволит наладить учет личных подсобных хозяйств и его единообразие, позволит органам местного самоуправления на основании похозяйственных книг выдавать справки гражданам, связанные с заключением сделок гражданско-правового характера, получением государственной поддержки и предоставлением льгот.
Поэтому нужно особо подчеркнуть, что в первую очередь в интересах самих же граждан добровольно предоставлять соответствующие сведения о составе семьи, наличии земель, скота, техники и т.д., поскольку сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах, жизненно важны для них. Вот несколько примеров.

Во-первых, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства служит основанием для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.

Во-вторых, для освобождения от налогообложения доходов от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства согласно подпункту 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ требуется выписка из похозяйственной книги.

В-третьих, выписки из похозяйственных книг нужны для получения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Одновременно с учетом проводимой в республике широкомасштабной работы по переводу ведения похозяйственных книг на электронную основу унификация вносимых в похозяйственные книги сведений предоставит возможность интеграции информационных систем органов местного самоуправления на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства.

Поэтому с учетом слабого развития муниципальной статистики реализация установленных законом норм позволит сформировать развернутую, постоянно обновляемую информационную базу состояния и динамики развития экономики сельских поселений, а значит, значительно увеличатся возможности для развития личных подсобных хозяйств в рамках принимаемых мер по государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Как гласит закон, форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств будут устанавливаться уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, которые, надеемся, в ближайшее время будут утверждены. До сих пор эти функции выполняли статистические органы. Теперь дело за органами местного самоуправления, которым предстоит организовать необходимую работу по исполнению требований закона.