Виды захоронений. Северо-восточное кладбище

Но сначала про историю этого кладбища. Она неплохо описана в статье из сборника "Краеведческие чтения", которую я уже упоминал. Приведу её полностью, благо статья не очень большая.

М. С. САЛМИНА
ИСТОРИЯ ЗАХОРОНЕНИЙ ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НА КЛАДБИЩЕ ЧТЗ

По данным ОГАЧО, официальное открытие кладбища ЧТЗ и создание похоронного бюро в Тракторозаводском районе состоялось в декабре 1941 года. Согласно книге регистрации умерших, хранящейся в муниципальном предприятии «Мемориал», за 1943—1953 гг. на кладбище обрели покой 10597 человек. В братских могилах времен Великой Отечественной войны по нашим подсчетам похоронено в 1943—1945 гг. 2235 человек.
Началось функционирование кладбища с докладной записки секретаря парткома Кировского завода М. В. Козина, которая была отправлена в Челябинский обком партии 20 декабря 1941 года и содержала следующую информацию: «Бытовое обслуживание коллектива рабочих Кировского завода (...) совершенно неудовлетворительное и не может быть оправдано условиями военного времени. Следовательно, факты подтверждают, что в районе этому вопросу не уделяется должного внимания:
1. В районе отсутствует похоронное бюро. Для того чтобы отрыть могилы, трудящиеся подыскивают случайных лиц и платят 250—300 рублей. Единственное кладбище в районе закрыто. Трупы отвозят на городское кладбище за 10 км от завода. Транспорта для перевозки трупов не имеется. Городское похоронное бюро бездействует и в предоставлении транспорта или какой-либо помощи отказывает. Все это создает такое положение, что покойники пролеживают 6—8 дней до погребения... Завком вынужден организовать бригады в цехах для отрывки могил и организации похорон. Необходимо открыть кладбище в Тракторозаводском районе и организовать работоспособное похоронное бюро».1
Так, через полгода после начала Великой Отечественной войны официально открылось кладбище в Тракторозаводском районе, хотя на самом раннем из оставшихся на сегодняшний день захоронений выбита дата смерти — 17 мая 1940 года. Это могила (?) Алексея Андреевича (фамилия стерта), родившегося 30 марта 1900 года. К сожалению, мы не располагаем документами, рассказывающими о первых захоронениях. Возможно, неофициально кладбище стало действовать во времена строительства тракторного завода.
Около половины захоронений всех лет составляют захоронения времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. При этом необходимо учитывать, что в условиях военного времени имели место массовые захоронения умерших — так называемые братские могилы без фобов и надгробий. Многие жители прилегающих к кладбищу домов свидетельствуют, как по ночам осуществлялись массовые захоронения. Трупы привозили на подводах из больницы ЧТЗ (в то время она носила название больницы Кировского завода), исправительно-трудовой колонии № 3, а также от других организаций и учреждений. Как отмечается в книге регистрации умерших, самое большое массовое захоронение за № 547—576 произведено 2 июня 1946 года, и составляло оно 30(!) трупов в одну могилу.
Проведенные в ходе исследования подсчеты помогли установить число захоронений, выполненных различными организациями за 1943—1948 годы:
1. Эвакогоспиталь № 423 — 3.
2. Отдел рабочих колонн — 229.
3. Больница ЧТЗ — 1185.
4. Изолятор больницы ЧТЗ — 115.
5. ИТК № 3 - 682.
6. Другие организации — 21.
Всего 2235 захоронений отдельных людей.
Необходимо оговориться, что братские могилы на сегодняшний день опознать, отличить от других невозможно. Сохранились лишь фамилии в книге регистрации умерших.
Для выяснения полноты картины в таблице № 1 приводим соотношение захоронений «обычных» и выполненных различными организациями и учреждениями. Под «обычными» захоронениями мы обозначаем индивидуальные захоронения, осуществленные родственниками, близкими людьми. Выяснить это позволяет строка в книге регистрации умерших под названием: «Кто хоронил». У этих людей были постоянные адреса проживания, которые зафиксированы в книге. Напротив остальных фамилий, как правило, ставилась фигурная скобка и обозначалась организация, за которой они числились.

Таблица 1

Из таблицы № 1 видно, что в 1943—1944 гг. преобладали «особенные» захоронения. Рассмотрим подробнее, какие организации входили в это число.
1. Эвакогоспиталь № 423. В условиях войны одной из важнейших задач было сохранение боеспособности и численности армии. Поэтому от медицины требовалась полная отдача сил по спасению раненых. Во всех городах, удаленных от линии фронта, создавались эвакогоспитали. Челябинск не был исключением, 17 госпиталей были развернуты в городе2. Умерших от ран хоронили на кладбище в Советском районе, получившем название «Лесное». 53 могилы воинов сохраняются и на Успенском кладбище. Оказалось, что и на кладбище ЧТЗ покоятся бойцы Красной Армии, скончавшиеся от ранений. Хотя книга регистрации умерших называет всего 3 фамилии, на кладбище сохраняются памятные знаки подобных захоронений — металлические звезды.
2. Отдел рабочих колонн (трудармия) Кировского завода. Самый ранний документ по поводу приема и устройства рабочих колонн на Кировском заводе относится к 8 февраля 1942 года. На завод прибыло 4500 трудармейцев. Разместили их в школах № 11 и 51. Для них же завершалось строительство бараков, оборудованных двухъярусными нарами. На размещение и оформление на работу отводилось от 2-х до 5 дней. Прибывшие обеспечивались постельными принадлежностями, спецодеждой и хозяйственным инвентарем.3
В зимне-весенний период 1942 года на завод прибыло шесть рабочих колонн: № 1402, № 1992, № 1688, № 1741, № 1742, № 1044. Приказом № 648 от 1 июня 1942 года была произведена реорганизация личного состава отдела рабочих колонн (ОРК) завода4. На 3 июня 1942 г. на заводе трудилось 3405 бойцов, как было заявлено начальником рабочих колонн М. М. Чирковым5.
Следует отметить многонациональность состава трудармейцев — на заводе работал эстонский отряд, немцы Поволжья, узбеки и представители других среднеазиатских республик, которым приходилось особенно сложно.
На долю трудармейцев выпали колоссальные трудности: недостаток жилья — их селили в бараках и землянках, о качестве которых красноречиво говорит тот факт, что в преддверии зимы в 1943 г. был отдан приказ директора завода об обеспечении ОРК 50 вагонами шлака для подсыпки к стенам жилья в качестве утеплителя. Но бытовые проблемы бойцов ОРК на этом не заканчиваются — недоставало теплой одежды, белья, постельных принадлежностей, обуви. Известен приказ по ОРК о создании мастерской из 40 трудармейцев по плетению лаптей6.
Одна из докладных записок на имя директора завода говорит о том, что основной процент смертности на заводе идет за счет рабочих трудармии. В одной из колонн было зарегистрировано 344 человека, больных дистрофией, из которых 262 человека не были госпитализированы, а продолжали трудиться. 16 смертельных случаев от дистрофии зафиксировано в этой колонне7.
Отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий вело к высокой смертности среди трудармейцев. Только в 1943—1945 гг. подразделением похоронено на кладбище в Тракторозаводском районе 229 умерших.
3. Исправительно-трудовая колония (ИТК) № 3. В соответствии с книгой регистрации умерших колония за период с 22.03.1943 г. по март 1945 г. захоронила на данном кладбище 682 умерших заключенных. Это в три раза больше, чем отдел рабочих колонн за этот же период времени.
Последние захоронения, сделанные колонией, относятся к 26 марта 1945 года, в этот день были преданы земле 13 человек в одну могилу.
Кто же были эти люди? Чаще всего, те, кто нарушил жесткий режим военного времени. Основанием для их наказания считался Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1941 г., по которому строго карались (от 5 до 8 лет заключения) нарушения трудовой дисциплины. Документы гласят — опоздание на 21 минуту, на 38 минут, невыход на работу (иногда тому была уважительная причина: отсутствие обуви, смерть близких) не рассматривались как оправдание. Наказывался и сон в цехе после рабочей смены, утеря документов, неверная производственная информация и многое другое. Число осужденных в месяц колебалось от 300 до 600 человек. Известен факт, когда в феврале 1942 года единым приказом в один день было отдано под суд 58 человек8.
Изменив статус, бывшие рабочие ЧТЗ и других заводов выполняли усложнившиеся трудовые задания в новом качестве. Оторванные от дома, от родных, получавшие минимальную норму продуктов, эти люди продолжали вносить вклад в выпуск военной продукции.
4. Изолятор и больница Кировского завода. Примерно 1300 захоронений военного и послевоенного времени приходится на данные учреждения. Сюда относятся люди, умершие в больнице и в изоляторе, причем как гражданское население, так и представители указанных выше спецконтингентов.
5. Лагерь военнопленных германской армии. На территории кладбища ЧТЗ существует отдельное захоронение немецких военнопленных в 94 братских могилах. Они обнесены низкой металлической оградкой. Внутри расположены ровные ряды могил, обозначенные табличками с порядковыми номерами в западной части могилы.
В книге регистрации захоронений на кладбище ЧТЗ за 1943—1953 гг. отдельных списков захоронений военнопленных не имеется. Хотя очень часто встречаются отдельные немецкие фамилии в списках массовых захоронений, сделанных больницей ЧТЗ и ее инфекционным отделением.
В послевоенные годы (1946—1953 гг.) значительную часть захоронений составляли захоронения детей. Подавляющее количество смертей относится к детям до одного года. Много захоронений на кладбище ЧТЗ осуществляла в эти годы больница завода № 78 (им. С. Орджоникидзе).
Например, обратимся к записям с № 50 по № 55 от 21.01.1950 г.:
№ 50 Ваняшина Нина Федоровна (3 месяца)
№ 51 Николаева Людмила Александровна (3 месяца 27 дней)
№ 52 Старицын Александр Васильевич (23 дня)
№ 53 Феретыев Анатолий Сергеевич (9 месяцев)
№ 54 Старицын Владимир Васильевич (2 месяца)
№ 55 Лебедева Ольга (7 месяцев)
Все они были погребены санитарами указанной больницы.

Таблица 2

Детская смертность в военные годы была очень высокой, а рождаемость в эти годы низкой. Всплеск рождаемости в послевоенные годы сопровождался высокими показателями младенческой смертности, что было обусловлено слабым здоровьем людей, изнурительной работой. К 1953 году детская смертность сократилась почти в два раза.
В первые послевоенные годы в западной части кладбища стали осуществляться захоронения немецких военнопленных и людей мусульманского вероисповедания. Для их погребения была отведена западная окраина кладбища. Как видно из книги регистрации умерших, некрополь принял в свои владения людей разных национальностей и разной веры. Очень часто в списках встречаются немецкие, еврейские, украинские фамилии, много тюркских фамилий, что связано с прибытием в годы войны на ЧТЗ эшелонов с мобилизованными трудармейцами из Средней Азии. Встречаются и фамилии китайского происхождения — под № 204 1945 г. значится Ким-Чан-Ю (1885 года рождения, похоронен был ИТК № 3 20 марта 1945 года) и 46-летний Сун-Цзо-Лин Канья Кузм, похороненный 15 августа 1957 года.
В 1962 году кладбище закрывается, но его история на этом не заканчивается. В конце 1960-х годов в Россию приезжает делегация из Германии. Немцы очень трепетно относятся к своим умершим. Жители соседних с кладбищем домов свидетельствуют, что к моменту приезда немецкой делегации могилы военнопленных были застроены зданием электроподстанции, и военнослужащие за короткое время возвели «ложное кладбище», огородив его от остальных могил. Доказать или опровергнуть эту точку зрения очень сложно. Это одна из многочисленных загадок в истории кладбища.
В настоящее время территория кладбища имеет запущенный вид. По инициативе учащихся школы № 59 и администрации Тракторозаводского района на территории построена и освящена часовня, проводятся субботники, которые, к сожалению, не решают главной проблемы — вывоза мусора.
В 2002, 2003, 2004 гг. братские захоронения военнопленных германской армии посещали делегации из ФРГ, состоящие из бывших военнопленных и их родственников. Несколько лет тому назад международное общество «Военные мемориалы» установило на месте захоронения памятник «Венгерским воинам — жертвам фашизма». В настоящее время в городской администрации рассматривается вопрос о полном закрытии кладбища.

В настоящее время вопрос о закрытии кладбища уже решён, поскольку истекли отведённые федеральным законодательством 50 лет. Все захоронения переносятся на Покровское кладбище, а на этой площадке будет разбита зелёная зона.

По факту же кладбище и так в некотором смысле превратилось в "зелёную зону". Граждане из окрестных домов добираются до своих домов по множеству тропинок, протоптанных между могилами. Во многих местах могилы завалены мусором. Впрочем, предоставляю вам самим по фотографиям судить о том, что мы сегодня увидели.

Это, насколько я понял, "старая" часть кладбища, все таблички, на которых можно что-то разобрать, датированы 1941-43 годом.

Посредине территории стоит часовенка из свежего кирпича.

Забором обнесена лишь небольшая часть кладбища, там где сейчас работают рабочие "Мемориала".

На всей этой лужайке могилы, даже там где уже нет крестов.

Нам часто приходится слышать слово захоронение в сочетании с различными прилагательными. Воинское захоронение, братское захоронение, одиночное – что различает данные словосочетания? Почему под каждой фразой подразумевается абсолютно иное понятие? Данная статья призвана раскрыть читателю детали и различия между видами захоронений.

Родственные (семейные) захоронения

Чаще всего в обиходной речи нам встречаются родственные или семейные захоронения. Многие путают их значения между собой. Тем не менее на законодательном уровне чётко прописано, что означает каждое из этих понятий.

Родственное . Рассчитано на парное погребение лиц, доводящихся друг другу близкими родственниками. Как правило, удостаиваются чести быть упокоенными рядом дети и родители или супруги. Участок выделяется на безвозмездной основе по факту смерти одного из домочадцев.

Семейное . Фактически является расширенным понятием родственного. Участок предназначен для упокоения более чем 2-х членов одной семьи. Обычно дополнительная площадь прилегающая к родственному захоронению докупается или резервируется. Например, на кладбищах Московской области резерв 1 кв. м. кладбищенской земли обходится по нынешним ценам в сумму 10 000 рублей.

До 2004 года многие погосты не имели чётко упорядоченной системы распределения территорий под захоронения. Этим нередко пользовались особо практичные россияне, фактически устраивая «самозахват» дополнительных площадей. На деле это означало, что в какой-то момент возле одной из могил появлялось ограждение, установленное с целью разместить внутри как можно больше прилегающей свободной площади. Чтобы не устраивать передел, на государственном уровне было принято решение позволить гражданам РФ перерегистрировать такие участки на своё имя. При этом устанавливалось и ограничение. На сегодняшний момент разрешается отводить под семейное захоронение не более 12 кв. метров (в отдельных регионах – до 15 кв. м.) кладбищенских земель.

С родственными (семейными) захоронениями связаны и другие понятия:

Упокоение в ограду . Означает захоронение родственника на свободное место внутри выделенного семейного захоронения на погосте. Предание земле в пространство между могилами строго запрещено. К слову, на мусульманских кладбищах ни один правоверный не позволит себе пройтись между могилами. Ведь согласно традиции тело исповедавшего при жизни ислам укладывается не на дно вырытой ямы, а в нишу. Таким образом, останки правоверных оказываются погребёнными как раз между могильными участками.

Подзахоронение . По истечению санитарного срока в 15 (или 20) лет в существующую могилу разрешается проводить захоронение гробом. Таким образом решаются сразу несколько проблем:

  • Не требуется выделение новых земель для погребения.
  • Могилы родственников располагаются неподалёку друг от друга.
  • За участками на погосте продолжают ухаживать потомки упокоенных.

Подзахоронение выполняется лишь в могилы близких родственников: детей к родителям, внуков к бабушкам и дедушкам, сестёр к братьям, жена к мужу.

Одиночные захоронения

Как следует из понятия, подобные захоронения рассчитаны на упокоение одного гражданина РФ. Учитывая этот момент руководство некрополя обычно выделяет для таких погребений участки на околицах или в труднодоступных местах погоста. Часто могилы располагаются впритык, без соблюдения обязательного размера в 1*2 метра.

Одиночные захоронения предназначены для погребения:

  • личностей без установленного места жительства (иначе - БОМЖ);
  • одиноких граждан, оставшихся без родственников;
  • тел из моргов, которые в течение 14 дней не были востребованы или опознаны.

Предание земле происходит за счёт средств выделяемых из местного бюджета. В журнале регистрации каждая могила фиксируется отдельно. В случае отсутствия идентификации приводится перечень примет, по которым родственники в дальнейшем смогут опознать упокоенного и, при желании, эксгумировать останки для организации дальнейших похорон.

Воинские захоронения

Люди, посвятившие свою жизнь службе Родине, достойны после смерти быть упокоенными с дополнительными почестями. Это касается как места погребения (воинские кладбища, отдельные участки на общественных погостах), так и самой организации похорон. Как правило, в честь доблестных бойцов или служителей в правоохранительных органах на печальной церемонии похоронный оркестр исполняет гимн РФ или военный марш, а солдаты салютуют троекратным залпом.

Таких почестей удостаиваются погибшие при исполнении служебных обязанностей, вышедшие на пенсию по выслуге лет или вследствие понесённых травм:

  • военнослужащие;
  • таможенники;
  • полицейские;
  • пожарные;
  • работники судебно-исполнительной системы;
  • сотрудники органов по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ.
  • ветераны Великой Отечественной и Афганской войн;
  • участники боевых действий в Чечне;
  • погибшие при прохождении срочной службы или на военно-полевых сборах.

Братские (общие) захоронения

Основной особенностью братских захоронений считается невозможность диверсификации человеческих тел. Такое случается при гибели людей от погодных явлений (оползень, землетрясение), по причине теракта, промышленной катастрофы, взрыва самолёта или поезда. Есть только установленное место трагедии и список погибших.

Каждая братская могила – это неутихающая боль в сердцах многих людей. Чтобы как-то помочь семьям пережить потерю близких, государством выплачиваются денежные компенсации, а на место случившегося устанавливается мемориал памяти.

Первичные захоронения

Первичные захоронения устраиваются в отсутствие времени и условий для воздания последних почестей. Так, при проведении боевых действий – активного наступления или быстрого отступления – тела бойцов хоронили в общей могиле. В лучшем случае место погребения обозначали памятными знаками, а то и просто наносили на карту, чтобы облегчить последующие поиски.

Помимо боевых, также существуют санитарные захоронения. К такой практике издавна прибегали древние народы во время морового поветрия или массового голода. Тела умерших сносились в ямы, а затем тщательно засыпались землёй. Этими действиями живые старались уберечь себя от заражения трупными ядами и инфекционными заболеваниями.

Почётные захоронения

Почётного захоронения на главной аллее городского кладбища удостаиваются люди, внёсшие значительный вклад в науку или развитие культуры страны, имеющие особые достижения. По смерти на рассмотрение местного совета подаётся ходатайство о выделении особого участка для погребения. Заявку могут подать заинтересованные в этом лица с указанием причин и обоснований. Участок размером 6 кв. м. выделяется на бесплатной основе. Само погребение, а также производство и установка памятника часто финансируется за счёт бюджетных или фондовых средств. Родственники могут выразить пожелания относительно дизайнерского решения и способа погребения (гробом или кремация).

После похорон близким выдаётся удостоверение о проведенном почётном погребении. Подзахоронение в подобные могилы не разрешается.

Массовые захоронения

Земля скрывает немало тайн прошлого. Каждое обнаруженное массовое захоронение провоцирует немало обсуждений. Ведь причины единоразового погребения многих людей могут быть разными. Чаще всего подоплёкой становятся политические или религиозные разногласия, криминальные разборки. Немало могильников сложено в местах ранее проводимых репресий.

В качестве примеров можно привести:

  • Могильник в пос. Охотничий Приморского края, где были расстреляны репрессированные староверы.
  • Массовое захоронение на западе сирийской провинции Ракка, где боевиками террористической группировки «Исламское государство» было расстреляно в 2014 году свыше сотни солдат сирийской армии и местных жителей.
  • Восемь массовых захоронений в подвале парижского супермаркета. Останки датируются эпохой Средних веков. Предполагается, что причиной смерти послужила эпидемия бубонной чумы.

Возможно, вас заинтересует:

Прежде чем начать описание старейших кладбищ города Ухты, что стоит на берегу реки Ухта, в Республике Коми, посреди непомерной, грозной и труднодоступной тайги, очется остановиться на краткой истории образования города. Это может дать некоторое представление, в каких годах функционировали, застраивались и кем «заселялись» погосты северного города.
Датой основания Ухты можно считать 21 августа 1929 года. Именно на левом берегу реки Ухта, что берет начало на склонах Тиманской возвышенности, причалили лодки геологоразведочной экспедиции в количестве 126 человек. Об Ухтинской нефти знали давно. Еще во времена царствования Ивана Грозного на Ухте была найдена первая в России нефть. Суровость природы, труднодоступность района стали причиной того, что добытчиками «черного золота» при сталинском режиме были политзаключенные. Именно здесь были организованы первые концлагеря, в которых трудились геологи, буровики, проектировщики и простые добытчики нефти и газа. В 30-40е годы Ухта была центром одного из островов архипелага ГУЛага – Ухтапечлага (в последствии –Ухтижемлага).Задачи по выявлению мест захоронений узников концлагерей достаточно сложны, так какв то печальное время не существовало карты легерных кладбищ, а в личных делах репрессированных, как правило, данные о том, где захоронен человек, отсутствуют. С каждым годом все меньше остается свидетелей прошлого, которые могут указать памятные места Ухтапечлага. Однако по мере возможностей работы по выявлению захоронений продолжаются вестись.
Ухта сама по себе является памятником лагерной эпохи. Так, например, при прокладке водопроводных сетей на ул. Октябрьской в конце 60-х годов в траншее был найден череп, который впоследствии довольно долго прослужил экспонатом в одной из средних школ в кабинете биологии.
В данной работе приведены наиболее значимые с точки зрения некромантического исследования захоронения.

Немецкое кладбище

Находится на улице Загородной юго-западной стороны города. Точных сведений о площади нет, т.к. нет генерального плана. По приблизительным меркам занимает около 20 соток. Кладбище названо так потому, что в нем преимущественно хоронили пленных немецких солдат. Однако оно является также местом захоронения и тех, кто прибыл в Ухту по своей воле. Основано в 1939 году, по некоторым сведениям в 1941 году. Кладбище выглядит совершенно заброшенным. Сейчас оно представляет собой просто участок улицы, по обе стороны которой расположены жилые дома и предприятия. На участке множество холмиков, следов бывших могил, и пять-шесть опознаваемых захоронений. Многие годы историко-просвететительное общество пытается добиться восстановления этого кладбища и признания за ним статуса мемориального.

На месте немецкого кладбища никаких аномальных или странных процессов не происходило. По крайней мере, про наличие таковых выяснить не удалось.

«Второе» кладбище.

У этого кладбища отсутствует какое-либо название, и, поскольку, располагается оно на небольшом расстоянии от Немецкого, на той же улице Загородной, то носит только порядковый номер. Кладбище было создано в 40-е годы. Мне удалось найти захоронения, датируемые 1943 годом. Из-за отсутствия средств кладбище не огорожено, не защищено от набегов пьяниц и наркоманов. Площадь кладбища составляет около 40 соток. Могилы располагаются весьма кучно и огорожены оградками. Оградки, порой, так близко примыкают друг к другу, что это значительно затрудняет свободное передвижение по кладбищу (рис. 1). Многие могилы разорены людьми и природой (рис. 2).
Следует рассказать об одном весьма примечательном случае, произошедшем в непосредственной близости от данного кладбища. Невдалеке, можно сказать, на территории кладбища (30 метров), была построена церковь. Рассказывают, что периодически в этой церкви происходят «знаменательные» события, такие как излечение больных. Факты изложены с рассказов прихожан. Объясняется ли это близостью кладбища, сильным православным эгрегором, концентрирующимся в Ухте, или геомагнитной спецификой места — предстоит еще выяснить. По крайней мере, в двух других православных церквях ничего подобного не происходило. По собственным ощущениям я могу лишь сообщить, что на кладбище царит небывалое душевное спокойствие. Здесь огромная концентрация птиц всевозможных пород, и насекомых, хотя в других лесных массивах города этого не наблюдается.

Рис. 1. «Второе» кладбище на ул. Загородной

Рис. 2. Разоренные могилы

Во время моего исследования началась гроза. Каково же было мое удивление, что грозовые тучи обошли кладбище по кругу, дождя над кладбищем практически не было.

Захоронение на р. Ухтарке

Это место нельзя назвать кладбищем в цивилизованном смысле этого слова. Захоронение находится на ручье Ухтарка, впадающем в реку Ухта в ее верхнем течении – в лесу. Туда можно добраться только пешим ходом. Скорее всего, описание этого места можно было бы и избежать, если бы не одно «но». Захоронение это связано с ужасами издевательств лагерного начальства над заключенными, и странными событиями, происходившими вблизи этих мест в 1937-1938 годах. Вот как описывает очевидец происходившие в те далекие времена события (цитируется дословно): «Каждую ночь на Ухтарке казнили. Днем заключенные рыли для себя могилы, а ночью их расстреливали. Исполнители слегка забрасывали трупы землей, а дальнейшую засыпку производила новая партия приговоренных. А потом рыла могилу для себя. Вот такой конвейер. В одну из этих ночей эти спецуполномоченные закрыли в бараке заключенных, много, более сотни их было там, облили барак соляркой и подожгли. Когда он вспыхнул, как факел, заключенным изнутри каким-то столбом, видимо стойкой от нар, удалось выбить дверь барака. Но кто выбегал из этого костра, тех косили насмерть из пулемета парни из команды того чекиста».
Место захоронения обозначают несколько грубых деревянных крестов, вколоченных в землю. Сколько находится мертвецов в этой братской могиле, никто не знает. Исследований до настоящего времени не проводилось. Места, на которых находится братская могила считаются «нехорошими». В этих лесах пропало несколько человек. Объясняют это легкомыслием туристов. Все дело в том, что захоронения находятся на территории карстовых пещер. Пещеры не видны сверху, но один неосторожный шаг – и человек проваливается вглубь земли. Из такой пещеры в одиночку выбраться практически невозможно.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.На территории города Ухты и Ухтинского района находится высокая концентрация захоронений бывших заключенных, многие из которых жили в ужаснейших условиях и умирали задолго до естественного конца.
2.Наиболее предпочтительным для некромантического исследования, следует считать «Второе кладбище». Необходимо выяснить, что является причиной «чудес» излечения в христианском храме, а также необычную, аномальную природу самой территории кладбища.

Давайте вспомним об особенностях похорон осужденных в разные эпохи - от богословской подоплеки четвертования и сожжения трупов в средние века до утилизации обезличенных «отходов» в ГУЛАГе.

Cредневековая Европа и смерть в тюрьме.
Чтобы понять, насколько уголовно-исполнительная система средневековой Европы отличалась от того, что мы видим в местах лишения свободы сегодня, достаточно обратиться к классическому труду француза Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать». Средневековое наказание было по определению телесным и подразумевало изощренные пытки и казни. Кравшим золотые монеты из королевской казны не назначали домашний арест, а отрубали руки и варили в огромных котлах. Закон, как и все средневековое государство, представлялся продолжением сакрального «тела короля», поэтому его нарушителя неминуемо ждал симметричный ответ - физическое страдание и страшное уродство.

Люди с отрезанными ушами и вырванными ноздрями наводняли городские криминальные гетто. В 1525 году в Меце прядильщик Жан Леклер был осужден за то, что опрокидывал статуи святых: калеными клещами ему вытягивали из суставов руки, отрезали кисть, оторвали нос, а затем сожгли на медленном огне. Обвиняемых часто «проверяли» огнем: считалось, что вынести пытки человек может лишь благодаря божественному вмешательству, которое является очевидным знаком его невиновности. Чудесное спасение означало полное оправдание - правда, извинялись за ошибку перед оправданными редко.

Казнь и пытки служили не только наказанию осужденных. Судилища развлекали чёрный люд наравне с городскими ярмарками, театральными представлениями и красочными карнавалами. Гораздо позже придет осознание, что публичные экзекуции не отвращают людей от преступлений, а, наоборот, ожесточают общество.
Логично, что с трупами преступников и вовсе не церемонились. В средневековой Европе отношение к смерти было простым. Не существовало хосписов, больниц и моргов: люди умирали в семье, дома, на глазах своих близких, а иногда и просто на улице. Смерти вокруг было много, и относились к ней соответственно - как к элементу частной жизни и быта. Людей хоронили в общих могилах, подолгу хранили разлагающиеся трупы в ожидании хорошей погоды для погребения, эксгумировали для перезахоронения. Что уж говорить о телах преступников?

Их трупы могли не один месяц оставаться на месте казни, демонстрируя горожанам прямое действие закона. В 1660 году после казни цареубийц, причастных к смерти Карла I, мемуарист Джон Ивлин писал: «Я не видел самой расправы, но встретил их останки, - изуродованные, изрубленные, зловонные - когда их везли прочь от виселицы в корзинах на салазках». Головы казненных висели на мосту через Темзу и украшали городские стены Парижа.

2.

Тела преступников палачи нередко отдавали в анатомические театры, где их публично вскрывали врачи в парадных одеяниях. Публика приходила на такие представления целыми семьями - медик, как цирковой фокусник, извлекал внутренние органы и раскладывал их перед зачарованными зрителями. Трупы преступивших закон превращались в наглядные пособия для студентов и художников, но кроме того - были весьма востребованы ведьмами и колдунами, которые варили из них снадобья и изготовляли талисманы.
Кости арестантов шли на производство «лечебных» порошков и мазей. Из волос делались парики, а из человеческого жира - парфюмерные композиции. Доктор Сорбонны, историк парфюмерии Анник Ле Герер приводит в своей книге «Ароматы Версаля в ХVII-XVIII веках» рецепт некоего Кроллиуса, ученика великого алхимика и врача Парацельса, который советовал для усиления композиции непременно использовать тело умершего насильственной смертью рыжего молодого человека. Французский химик и фармацевт XVII века Николя Лефевр рекомендовал своим ученикам использовать для приготовления лекарств мясо молодых казненных арестантов. В европейских городах существовали целые рынки по продаже и перепродаже трупов казненных.
Невостребованные же рынком мертвые тела быстро предавали земле далеко за оградами городских кладбищ. Хоронили в общих могилах и, конечно, без каких-либо памятников. В одной земле с благочестивыми христианами преступникам лежать было нельзя.

3.

Казнь, тюрьма и похороны в России - от средневековой Руси до 1917 года.
Несмотря на все споры о том, является ли Россия Европой или нет, человек, попавший в средневековую Русь, отметил бы полное сходство - по крайней мере, в части отношения к преступнику и его телу. Разбойников, воров и прочих «лихих людей» на Руси так же варили в котлах, сжигали и сажали на кол, а тела использовали для устрашения народа и прочих бытовых нужд. Причем, по мнению ряда историков, смертная казнь пришла на Русь из Византийской империи.

Псковская судная грамота 1467 года называет пять преступлений, за которые обвиняемому грозит смерть: храмская татьба (кража из церкви), коневая татьба (конокрадство), переветничество (измена), зажигательство (поджог) и кража, совершенная в третий раз. На деле же смертная казнь применялась куда шире. По Судебнику 1497 года смерти подлежали «ведомые лихие люди», убийцы своего господина, изменники, «предатели городов», церковные и городовые шаши (воры), зажигатели, сделавшие ложный донос ябедники. В Уложении царя Алексея Михайловича (1649 год) упоминаются уже около 60 преступлений, каравшихся смертью.
Справедливости ради стоит сказать, что смертная казнь на Руси долгое время оставалась явлением менее распространенным, чем в Европе. Действовала система штрафов - откупа. Существовало и подобие тюрьмы, больше похожее на срубную могилу - в земле выкапывали яму, стены обкладывали деревом, сверху водружалась миниатюрная домовая крыша. Там арестанты ожидали суда и наказания. Именно в таком земляном срубе несколько лет продержали знаменитого старообрядческого святого протопопа Аввакума - правда, позже проповедника в том же срубе и сожгли.
В земляных ямах арестанты часто погибали от недостатка воздуха, холода или отравления собственными нечистотами. Со временем функции тюрем все чаще отходили к башням и темницам монастырей.

4.

Тела лихих людей могли подолгу оставаться на месте казни. До нас дошла датированная 2 августа 1696 года грамота новоторжскому воеводе с выговором за то, что он не снял с виселиц два трупа преступников, повешенных 18 июня. В 1610 году березовский воевода лишь через три года после повешения по просьбе родни казненных запросил в Москве разрешения снять с виселицы тела бунтовщиков-остяков.
Примечательна история казни и сожжения трупа Емельяна Пугачева. Его сначала обезглавили, а потом четвертовали, и части тела выставили на публичное обозрение. Именно в этой последовательности проявлялся гуманизм императрицы Екатерины II - убить, и лишь затем расчленить уже бесчувственное тело: для сравнения, Степану Разину отрубили сперва руки, а после - голову. Чуть позже все останки Пугачева сожгли, а прах его развеяли. Тела часто сжигали вместе с эшафотом, на котором совершалась казнь; часто казнь через сожжение применялась к людям, совершившим религиозное преступление. Уничтожение тела имело догматический смысл: преступник лишался шанса на воскресение, а значит - и жизнь вечную. Некоторые тела скармливали собакам.
Обычно же трупы заключенных из острогов отвозили в «убогие дома» на краю города и хоронили вместе с умершими без покаяния, отступниками и самоубийцами. Хоронили в один день, скопом, всех сразу. Как правило, погребение совершалось в Троицкий четверг после общей панихиды. На службе присутствовал и кто-то из власть имущих - следил, чтобы преступников не похоронили случайно близко к церкви. Трупы накапливались в огромных количествах; так было до тех пор, пока однажды, проезжая мимо московской Божедомки (ныне улица Достоевского), царица Елизавета Петровна не почувствовала жуткий смрад и не приказала отменить единый день похорон для преступников.

5.

Смертная казнь получила особо широкое распространение при Петре I - но после него этот вид наказания постепенно выходит из употребления. Уже через сто лет, при Александре I, в год казнили не более 80 человек на всю огромную Российскую империю. Наказание в виде смерти назначали в самых крайних случаях, когда речь шла о посягательстве на власть. Самыми массовыми и громкими казнями XIX века стали повешение декабристов и народовольцев-террористов.
Место погребения казненных декабристов неизвестно. Петербургская молва гласила, что их или утопили в холодных водах Финского залива, или же тайно похоронили на пустынном острове Голодай. Известно, что Екатерина Бибикова, сестра казненного декабриста Сергея Муравьева-Апостола, просила отдать ей тело брата, но Николай I ответил решительным отказом. Городские легенды до сих пор связывают остров Голодай с повешенными декабристами.
Тела народовольцев ожидала несколько лучшая участь. Их часто хоронили на старом Преображенском кладбище. Правда, хоронили тайно. Вот что смотритель кладбища Валериан Григорьевич Саговский рассказывал о похоронах казненных первомартовцев - заговорщиков, подготовивших и исполнивших покушение на Александра II 1 марта 1881 года: «Накануне казни 2 апреля 1881 года ко мне на кладбище явился пристав Александро-Невской части города Петербурга с каким-то штатским господином и приказал спешно приготовить в отдаленном углу кладбища общую могилу для пяти гробов. Документ на эту могилу он обещал доставить завтра. В дальнем углу кладбища на пустыре могильщики в тот же день вырыли глубокую яму…
Он сообщил мне, что привезли для похорон пять гробов с цареубийцами, которых казнили в Петербурге, на Семеновском плацу. Я привычен к похоронным делам. Но тут по моему телу пробежали мурашки. Мне не приходилось хоронить казненных и при том с соблюдением такой таинственности и без всяких похоронных обрядов…

6.

Привезли ящики с телами казненных к могиле и стали спускать. Ящики до того были плохи, так наскоро сбиты, что некоторые из них тут же поломались. Разломался ящик, в котором лежало тело Софьи Перовской. Одета она была в тиковое платье, в то самое, в котором ее вешали, в ватную кофту». На этом же кладбище (после революции его переименуют в Кладбище памяти 9-го января - в честь погребенных здесь же жертв Кровавого воскресенья) хоронили заточенных в Трубецком бастионе Петропавловской крепости и других умерших в застенках революционеров. Могилы их неизвестны; в литературе указывается лишь приблизительное место захоронения.
Впрочем, отголоски средневековых практик, в которых тела казненных и после смерти служили устрашению живых, еще слышны: в 1878 году одесского народовольца Ивана Ковальского, расстрелянного за вооруженное сопротивление при задержании, похоронили на военном плацу. «Войска с музыкой промаршировали по могиле», - писала о его похоронах подпольная газета того времени.
Но уже в конце XIX века похороны политзаключенных превращались в многочисленные демонстрации, причем не только в крупных городах, но и в Сибири, куда массово ссылали неудавшихся революционеров. Подобные акции стали прообразом «красных похорон», обряда, который возникнет в первые годы после революции: покойника наряжали в алую рубаху, а приходившие проститься с ним выступали рядом с гробом с пламенными речами.

7.

Смерть в ГУЛАГе: мерзлая земля.
Неправда, что холодный и страшный ГУЛАГ начинался за несколько тысяч километров от Москвы. Островки «архипелага» были и в пределах современного Третьего транспортного кольца. Небольшие лагеря открывались в бывших монастырях в городской черте - например, на Ленинских горах, где труд заключенных использовался на стройках.
Умирали заключенные часто. Несмотря на официально невысокий процент смертности (от 0,5 % до 20% в годы войны), умерших было на порядок больше, о чем свидетельствуют воспоминания бывших осужденных и их дневники, в которых огромное внимание уделяется борьбе за выживание - каждодневным проблемам, встающим перед зэка - и лишь мимоходом говорится том, как они уходили из жизни. Смерти было настолько много, что она стала обыденностью.
Читая дневники, обнаруженные нами в архивах центра «Мемориал», понимаешь: похороны в ГУЛАГе рассматривались как утилизация отходов. Покойника полностью раздевали еще в морге, прикрепляли к трупу бирку с номером заключенного, фамилия не указывалась. «Дежурный вахтер сверял направление для выноса трупа в зону с сопроводительными документами. Затем брал тяжелый молоток на длинной деревянной ручке и с силой бил покойника по голове со словами: "Это тебе последняя печать на лоб, чтобы живого никого за зону не вынесли"». (Фонд ПЦ «Мемориал», Гурский, Ф.2, ОП.3, Д.18).

8.

Труп воспринимался как лишняя проблема для лагерной администрации. На его утилизацию нужны трудовые ресурсы, которых постоянно не хватает. Труп создает опасность инфекционных болезней. Труп не работает и не выполняет норму. «В условиях вечной мерзлоты для похорон необходим был аммонал, чтобы взорвать почву для ям. Администрация прииска аммонал не давала, мотивируя это тем, что аммонал нужен для производственных целей.
А не для захоронений. Но администрация лагеря протестовала, требуя аммонал для захоронений. В итоге его дали, но очень мало совсем. Из-за этого и из-за халатности бригады, которая занималась похоронами, ямы для захоронений были очень маленькие. И весной обнаружилась страшная картина: во многих местах из-под снега и земли торчали руки, ноги…». (Фонд ПЦ «Мемориал», Гросман А.Г., Ф.2., ОП.1, Д.50).
Не было никаких гробов, заключенных хоронили в мешках или просто нагишом, складывая тела друг на друга. Белье обязательно снимали - после стирки оно переходило к новому заключенному. Могилы были неглубокими.
Один из бывших арестантов вспоминал, как трупы зэка выкладывали в ряд там, где должна была пройти новая дорога. Затем бульдозер ровнял землю и заодно зарывал тела погибших. Трупы сплавляли в воду, зарывали в снег, хоронили в бывших штольнях, устраивали целые некрополигоны вроде подмосковной Коммунарки.

9.

Смерть весной: политическая оттепель и похороны в тюрьме после 1953 года.
Политические перемены, последовавшие за смертью Сталина и осуждением «культа личности», сказались и на условиях содержания заключенных. В течение трех лет на свободу вышло несколько миллионов человек, до 75% заключенных получили амнистию. К 1956 году в заключении оставалось меньше одного миллиона человек.
Смерть Сталина заключенные восприняли с энтузиазмом; с ней связывали большие ожидания. Но не все дождались освобождения. Комиссии, пересматривавшие дела, никуда не спешили; в некоторых лагерях вспыхнули восстания, которые были быстро подавлены. Убитых во время бунтов зэка хоронили в общих могилах, вырытых бульдозерами. Так, норильских арестантов, поднявших лагерное восстание летом 1953 года, предали земле у подножия горы Шмидта. Их было 500 человек.

10.

Во времена Никиты Хрущева и Леонида Брежнева отношение к телу заключенного стало гораздо более гуманным. Дальние лагеря ГУЛАГа были расформированы, им на смену пришли колонии. Покойников стали выдавать для захоронения родственникам или же хоронить на соседних кладбищах, в специально отведенных местах. Появились гробы; как обязательное условие вводилась регистрация умерших, с указанием места захоронения. Мертвые обрели свои могилы.
В постсоветской России родственников умершего в местах лишения свободы обязаны оповестить о его смерти в течение суток. За это время тело должно быть подготовлено для выдачи и транспортировки. Если родственники отказываются от тела, или у бывшего заключенного таковых не было, его за счет ФСИН хоронят «в специально отведенном месте» на кладбище. Внешний вид могилы и погребальная одежда заключенного регламентированы ведомственными документами; на месте захоронения устанавливается табличка, из которой можно узнать, кто здесь покоится. Номер могилы заносится в архивное дело осужденного.