Арское кладбище адрес. Арское кладбище

Арское кладбище - центральный действующий некрополь Казани. Погост располагается на территории Вахитовского района. Согласно историческим сведениям, кладбище было образовано во второй половине XVIII в . Первые захоронения на некрополе датируются 1774 г ., когда здесь были похоронены участники штурма Казанского Посада и Кремля, случившегося в то время. Тогда погост назывался Куртинским.

Церковь на Арском кладбище в Казани

На территории Арского кладбища находится действующая церковь Ярославских чудотворцев - святых князей Феодора, Давида и Константина . Храм был возведён на погосте в 1796 г. и с тех пор служит верующим. В церкви совершаются все необходимые ритуальные службы - обряды по отпеванию, поминальные службы.

На Арском кладбище похоронены известные советские учёные, деятели культуры, искусств, здравоохранения, а также политики, выдающиеся спортсмены и военные, удостоенные званий Героев Советского Союза. На этом некрополе был предан земле сын Иосифа Сталина - Василий Джугашвили. В 2002 г. его останки были перезахоронены на в Москве. Сейчас на месте могилы установлен памятник-кенотаф.

Братская могилы на Арском кладбище

На Арском кладбище имеется братская могила , в которой покоятся военнослужащие, погибшие в годы Великой Отечественной войны. В память о защитниках Родины на некрополе установлена мемориальная скульптура воина, а также стелы с именами солдат и офицеров.

В 1980 г. Арское кладбище было закрыто для захоронений. Сегодня на некрополе производятся новые захоронения гробом. Погребения на погосте также осуществляются в имеющиеся родственные и семейные могилы . Повторные захоронения проводятся в пределах установленных оград и при наличии достаточного места.

Экскурсия по Арскому кладбищу

Как доехать и часы работы Арского кладбища

Как добраться : на автобусах № 1, 4, 25, 71, 74а, 91. Ближайшая остановка - «ЦПКиО имени Горького».

Время работы : понедельник - воскресенье, 8:00 - 17:00.

Телефон: +7 (843) 533‒00‒00

Адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, Казань, ул. Н. Ершова, 25Б

Арское (куртинское) кладбище

Анатолий Михайлович ЕЛДАШЕВ

Самым ранним документом, упоминающим Арское (куртинское) 1 кладбище, является план Казани, составленный в 1766 году Василием Кафтыревым. 2 Уже тогда на кладбище имелась часовня.

Но широко использоваться оно стало только в середине 70-х годов XVIII века, когда после очередной опустошительной эпидемии чумы 1774 года Екатерина II своим монаршим указом запретила производить захоронения на городских приходских кладбищах возле церквей и храмов. Первыми, кого захоронили здесь, были погибшие 12 и 13 июля 1774 года при штурме Казанского посада и кремля повстанцы армии Емельяна Пугачева, а также горожане, павшие от рук пугачевцев. 3

Территория кладбища постепенно росла, появились конфессиональные участки для инославных (лютеран, католиков, старообрядцев разных толков) и для иноверцев (иудеев). Был выделен участок и для воинских захоронений, при нём была и деревянная часовенка у южного входа на кладбище. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.

Практически сразу здесь стали хоронить не только просто-людинов, но и горожан, достигших известного социального положения. Так, купеческая жена Каменева (Крохина) Татьяна Ивановна была похоронена на часовенном кладбище в 1779 году. Дворянка Иванова Екатерина Тимофеевна, 36 лет, упокоилась 29 августа 1791 года на православном, коллежский советник фон Данстерн Григорий Григорьевич – 12 августа 1798 г. на лютеранском. Это самые ранние захоронения, отмеченные Н.Я. Агафоновым. 4

Хозяйство кладбища не ограничивалось могилами и оградой. Здесь располагались контора, четыре каменных сторожки для смотрителей, сенник и дровяник. Были своя лошадь с телегой, инструменты. Контора кладбища приняла современный вид в 1884 году. Автором проекта был архитектор В. Бечко-Друзин. 5 Служители кладбища с семьями проживали здесь до начала 1950-х годов.

На территории кладбища находится один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов города – каменный храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Имеются сведения, что ещё до его постройки на кладбище имелась часовня. Датой же постройки церкви исследователи считают 1796 год. Взятая из гораздо более поздних клировых ведомостей, иных подтверждений эта дата (проекты, счета, отчеты по постройке) не имеет.

Храм был построен как двухпрестольный (придел был освящен во имя св. Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 – перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена и колокольня по проекту губернского архитектора Фомы Ивановича Петонди, 6 упокоившегося вместе с женой Надеждой Михайловной (урожд. Кузьминой) на Арском погосте. 7

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к Кафедральному собору. Здесь обычно служили вдовые священники, переводимые из сельских приходов в награду за заслуги.

Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия Благовещенского собора кладбищенская церковь стала приходской.

Отметим, что в 20-е годы здесь служил известный и уважаемый в городе протоиерей Яблоков. 8 В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Грузинская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви) и др.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 годы кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии.

Кладбищенская церковь – единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих – это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.

Уровень морали общества определяется отношением к детям, старикам и к прошлому, в его частично овеществленном виде – к некрополям.

Немногие исследователи разрабатывали эту непростую тему. Отметим, что среди них особняком стоит крупный казанский краевед Н.Я. Агафонов. 9

В своём исследовании 10 он привёл 3207 фамилий казанцев (подсчёты наши – А.Е.), упокоившихся на городских погостах. Он обследовал кладбища Зилантова, Спасо-Преображенского и Кизического монастырей, а также православное Арское, 11 старообрядческие Часовенное и Поморское, Католическое, Лютеранское, а также Архангельское, Адмиралтейское, православное Ягодинское, старообрядческое Стекольное (Прилуцкое). Эти сведения о похороненных там казанцах он опубликовал как одну из глав своей книги под названием «Казанский некрополь». 12

Очевидно, что не все похороненные вошли в его мартиролог – надписи на надгробиях стирались, пропадали и сами надгробия. Недостаточное внимание исследователь уделил Архангельскому кладбищу (22 захоронения), Стекольному (Прилуцкому) и Ягодинскому (по 3 захоронения), Адмиралтейскому (2). Не было обследовано кладбище Порохового завода, а также Архиерейское.

Еще два известных краеведа занимались, каждый по-своему, исследованием казанских некрополей. Искусствовед Петр Евгеньевич Корнилов, 13 будущий заведующий отделом графики Русского музея, описал типы и формы надгробий. Выдающийся библиограф, профессор Петроградского университета Леонид Константинович Ильинский на основе эпитафий Арского кладбища издал брошюру «Поэзия кладбища». 14

Воспоминание о прошлом всегда поучительно. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о будущем. Но прошлое – это прежде всего люди. И вспоминать интересных людей минувшего времени – живая пища ума и тихая радость сердцу. Тем более вспоминать священнослужителей или людей, жизнь посвятивших служению Богу, упокоившихся на одном из старейших погостов города – Арском кладбище. Ибо как сказано в Писании: «Аз есмь воскресение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11: 25-26.).

Часть православного некрополя расположена непосредственно у кладбищенского храма. Могилы профессоров Казанской Духовной академии в основном находятся на I пешеходной аллее, прежде называвшейся «академической».

Так что сделаем попытку, по возможности, назвать хотя бы некоторых подвижников веры из длинного списка усопших.

2. Алексий, иеромонах.

Антония (Берг Анна Германовна), монахиня. Человек удивительной судьбы и высоких духовных дарований, праведница и подвижница. В Киеве в начале 20-х годов приняла тайный монашеский постриг с именем Антония. Затем поступила в Дивеевский монастырь, где несла послушание регента до закрытия обители в 1927 году. Автор стихотворения «Подвиг старца Серафима», ставшего народной песней. 15 Вернулась в Казань, долгое время скиталась, не имея ни жилья, ни имущества. С конца 1940-х годов служила псаломщицей и регентом в церкви во имя святых Феодора, Давида и Константина на Арском кладбище. Близко знавшие ее свидетельствуют, что она имела дар необычайно сильной молитвы и не раз помогала людям, находившимся в трудных обстоятельствах, и больным. Скончалась 24 мая 1986 года, погребена на Царицынском кладбище Казани.

6. Бальбуциновская Елизавета Маркеловна (1814 – 11 февраля 1870), жена иерея Бальбуциновского А.И.

11. Беженцев Александр Павлович (4 ноября 1906 – 28 июня 1967), протодиакон. Его могила находится за алтарем церкви.

13. Бердникова Мария Семеновна (1895-1970), инокиня.

15. Боголюбов Александр Алексеевич, священник. Его могила находится слева от входа в церковь. На могильном камне выбито «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28).

16. Богородская Екатерина Михайловна (20 августа 1852 – 25 июля 1876), жена профессора КазДА Богородского Я.А.

17. Богородская Ксения Алексеевна (12 сентября 1900 – 12 февраля 1979), внучка профессора КазДА Богородского Я.А.

18. Богородский Алексей Яковлевич (1870-1943), сын профессора КазДА Богородского Я.А. Доктор химических наук (1937), заслуженный деятель науки и техники ТАССР (1940). В 1898-1930 в Казанском университете, профессор (1912), с 1917 заведующий кафедрой неорганической химии. С 1930 заведующий одноименной кафедрой Казанского химико-технологического института. Труды по физико-химии расплавленных солей. 16

19. Богородский Яков Алексеевич (14 октября 1841 – 31 июля 1920), доктор богословия (1884), историк. Выпускник Казанской Духовной академии (1868). 17 В 1868-1870 преподавал в Казанской Духовной семинарии, в 1870-1899 в Казанской Духовной академии, профессор (1882) кафедры библейской истории, Ветхого и Нового Заветов, доктор богословия Казанской Духовной академии. Труды по библейской истории и истории еврейского народа в библейские времена. 18 В семейном некрополе упокоились его жена Екатерина Михайловна, сын Алексей, внучки Екатерина и Ксения. Их могилы находятся на II пешеходной аллее.

20. Богословский Михаил Иванович (1844 – после 1918), богослов. Выпускник Казанской Духовной академии (1864). 19 В 1871-1918 в КДА, профессор (1886). Труды по истории Нового Завета. 20

23. Вишневский Николай Александрович (1878 – 8 сентября 1912), священник села Вязовые Свияжского уезда Казанской губернии. На памятнике начертано «Господи, приими дух его с миром». Могила находится на I пешеходной аллее.

24. Владимирский Александр Поликарпович (1821-1906), протоиерей. Выпускник КазДА (1846), доктор богословия, в 1850-1871 гг. профессор Казанского университета, видный специалист по логике и психологии. 1871-1895 – ректор Казанской Духовной академии, его правление – это эпоха в жизни академии. Умер в Казани на покое. 21

28. Воскресенский Иван Степанович (1809 – 30 апреля 1837), профессор Казанской Духовной семинарии.

29. Воскресенский Петр Фомич (1805 – 3 мая 1873), священник. Служил в Казанско-Богородицком женском монастыре (1832-1873). Выпускник Казанской Духовной семинарии (1826). 22

33. Галкина Екатерина Алексеевна (10 января 1892 – 4 декабря 1966), внучка профессора КазДА Богородского Я.А.

34. Гвоздев Иван Петрович (1819 – 5 августа 1873), профессор Казанской Духовной академии. Зять профессора КазДА Саблукова Г.С. На камне начертано «От сослуживцев, товарищей и учеников». Его могила находится в семейном некрополе между главной и I пешеходной аллеей.

35. Гвоздева (Саблукова) Ольга Гордиевна (1836 – 22 октября 1865), жена профессора Казанской Духовной академии Гвоздева И.П.

38. Говорова (Чернова) Анна Николаевна († 7 марта 1885), жена профессора Казанской Духовной академии А.В. Говорова. Ее отец Николай Семенович, потомственный почетный гражданин и уроженец украинского города Нежина, вместе с братом Иваном переехал в Казань, где, в частности, в 1839 году они основали первую адресно-справочную службу и выпускали «Указатели города Казани». 23

40. Григорьев Василий Дмитриевич (1809 – 11 апреля 1841), профессор Казанской Духовной семинарии.

41. Гусев Александр Федорович (1842 – 8 июля 1904), преподаватель Казанской Духовной семинарии. Профессор кафедры богословских наук Казанской Духовной академии. Труды по апологетике, нравственному богословию. 24 Автор сочинения «Основные религиозные начала графа Льва Толстого». Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношения христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах «Гражданин», «Православное Обозрение», «Православный Собеседник», «Вера и разум». Полемизировал он и со старообрядцами.Могилу украшает черный гранитный крест. Он находится на II пешеходной аллее, к юго-востоку от церкви. Рядом упокоилась его жена Екатерина Гаврииловна.

42. Гусев Дмитрий Васильевич († 1894), богослов, историк. С 1871 в Казанской Духовной академии, профессор (1885). Труды по догматическому богословию и патрологии. 25

49. Евдокимов Михаил Александрович (1892-1954), протоиерей. Его могила находится за алтарем церкви. На могильном знаке написано «Господь Бог да упокоит, да ублажит, с праведными сопричтет и нас помилует, яко благ и человеколюбец».

50. Евтропов Николай Иванович (16 декабря 1890 – 16 октября 1960), протоиерей. Его могила находится справа от церкви.

52. Зефиров Михаил Михайлович (1826 – 4 марта 1889), доктор богословия, выпускник КДА (1850). В 1854-1862 г. – священник Богоявленского храма, впоследствии протоиерей Казанского университета. 26

54. Знаменский Иван Степанович (1853 – 23 августа 1882), помощник инспектора Казанской Духовной академии.

57. Ивановская Валентина Алексеевна (23 февраля 1894 – 9 марта 1972), жена протоиерея Ивановского. Ее могила находится за алтарем кладбищенского храма.

58. Ивановский Анатолий Михайлович (3 декабря 1890 – 1 июня 1957), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

59. Ивановский Владислав Анатольевич (29 декабря 1929 – 24 декабря 1996), сын протоиерея Ивановского. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

60. Ивановский Николай Иванович (1840-1913), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия, видный церковно-общественный деятель. Сын священника Архангельской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. С 1869 года – профессор кафедры истории и обличения русского раскола КазДА, где прослужил 45 лет. Автор фундаментального «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» в 3-х частях (Казань, 1886-1888) и других трудов. Издатель памятников древнерусской письменности. С 1873 года – редактор журнала «Православный собеседник». В 1883 году удостоен степени доктора богословия. Деятельный член казанского «Братства святителя Гурия». 27

На протяжении почти сорока лет Н.И. Ивановский вел большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и деревнях Казанской епархии; приложил много трудов и забот в устроении единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени. 28

Его дом на Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) и дачу в Васильево посетил Иоанн Сергиев Кронштадский во время своего пребывания в Казани.

Отпевание Н.И. Ивановского было совершено 28 октября 1913 года в храме Духовной академии Высокопреосвященнейшим Архиепископом Казанским Иаковом в сослужении преосвященных викариев Анатолия, епископа Чистопольского (ректора академии) и Михаила, епископа Чебоксарского (ректора семинарии) и сонма академического и городского духовенства. 29

Впоследствии на могиле был установлен большой крест из черного мрамора-лабрадора. В одной ограде с ним упокоилась его вторая жена Мария Николаевна Чернова.

61. Ильминский Николай Иванович (1822 – 27 декабря 1891), востоковед, педагог-миссионер. Член-корреспондент Петербургской АН (1870). В 1846-1872 преподавал в Казанской Духовной академии и Казанском императорском университете (с перерывами). В 1863 основал Казанскую центральную крещено-татарскую школу, в 1872 – Казанскую инородческую учительскую семинарию, директором которой был до 1891. Автор учебников для инородческих школ.

Переводил на татарский язык духовные и богослужебные книги. Разработал систему христианизации и русификации нерусских народов. 30 Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев». Его особенно почитают православные кряшены. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над его могилой.

62. Иннокентий (Новгородов Иван Матвеевич) (1823 – 20 мая 1868), архимандрит. Ректор Казанской Духовной семинарии (1855-1864) и Казанской Духовной академии (1864-1867). 31 Его могила находится слева от церкви, у северного бокового входа. Надгробие в виде аналоя с евангелием.

64. Иоанн (Тавельский Александр Николаевич) (30 марта 1874 – 9 апреля 1949), протоиерей. Долгое время прослужил священником кладбищенского храма. Его могила находится за алтарем церкви.

65. Иустин (Мальцев) (1891-1950), епископ Казанский и Чистопольский (1949-1950). О нем мало что известно. На казанскую кафедру он был возведен уже совершенно больным после концлагеря, с расстроенным здоровьем, и вскоре скончался. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма рядом с архиепископа Сергия.

66. Камашев Петр Иванович (1875-1950), иерей.

70. Катанов Николай Федорович (6 мая 1862 – 10 марта 1922), тюрколог, этнограф. Доктор сравнительного языкознания (1907). С 1893 г. в Казанском императорском университете, профессор (1894); в 1911-1917 гг. в Казанской Духовной академии. Действительный член Русского географического общества (1894), член Русского археологического общества (1894). Труды по тюркскому языкознанию и этнографии. Основное сочинение «Опыт исследования урянхайского языка» (Т. 1-2, 1903). 32

Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Н.Ф. Катанова, в некрологе писал: «Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградится. Люди, подобные Николаю Федоровичу, родятся веками... Это был исключительный самородок». 33

Катанов владел почти всеми европейскими языками, многими восточными, знал древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древне-уйгурскую и арамейскую графику. В своих трудах он использовал 114 языков народов мира. 34 Катанов переписывался с учеными Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Финляндии, причем с каждым – на его родном языке.

Катанов был погребен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. В дальнейшем перезахоронен на Арском кладбище по I аллее напротив церкви.

Сохранился дом по бывшему Гимназическому переулку (ныне – Школьный переулок, 13), в котором он проживал длительное время. На двухэтажном деревянном доме установлена мемориальная доска, на которой на русском и татарском языках начертано: «В этом доме с 1905 по 1922 годы жил выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов».

71. Кедров Иона Иванович (1810 – 1 апреля 1878), бывший диакон Тихвинской церкви и священник.

72. Колокольников Михаил Николаевич (8 октября 1875 – 6 ноября 1956), протоиерей. До Великой Отечественной войны он состоял секретарем обновленческого Казанского Епархиального управления. После он покаялся, был принят в церковное общение и служил в Николо-Покровской церкви Казани. Именно у него исповедовались архиепископ Сергий и епископ Иустин. Несмотря на его обновленческое прошлое, в памяти людей сохранились его чрезвычайное человеколюбие и мягкость. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

73. Колокольникова Елена Гавриловна (1878-1964), жена Колокольникова М.Н.

83. Лихачев Николай Иванович († 1921(?), смотритель кладбища. У него было четыре сына и дочь. Двое из них стали священниками: Борис служил дьяконом в Петропавловском соборе, кладбищенской и Серафимовской церквах, что в Академической слободе (снесена в конце 40-х годов). Расстрелян в 1937 году, похоронен на Архангельском кладбище и Валериан – священник в Верхнем Услоне, Кукморе и Сарапуле.

87. Малов Евфимий Александрович (1835-1918), православный миссионер. Тюрколог, православный миссионер. С 1863 преподавал (в т.ч. татарский язык, историю и этнографию тюркских и финно-угорских народов Поволжья) в Казанской Духовной академии, в 1870-1884 заведующий кафедрой древне-еврейского языка и библейской археологии, экстраординарный профессор (1868). Основные труды носят миссионерский характер. 35

91. Меньшиков Михаил Симеонович (1843 – 10 июня 1913), протоиерей Тихвинской церкви. Его могила находится справа от церкви.

93. Меткина Дарья Яковлевна (1907-1993), мать архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Ее могила находится справа от церкви.

95. Милославская (Порфирьева) Екатерина Ивановна (1858 – 9 апреля 1884), жена доцента Казанской Духовной академии.

98. Муратовский Никанор Иванович (1814 – 19 сентября 1887), протоиерей. Выпускник Казанской Духовной семинарии (1836). Служил в 1847-1885 гг. в Варваринской церкви, остался в памяти прихожан как хороший проповедник. 36

102. Несмелов Виктор Иванович (1 января 1863 – июнь 1937), богослов. Доктор богословия (1890). В 1888-1918 в Казанской Духовной академии, экстраординарный профессор (1895). Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.

Несмелов был не только преподавателем философии, но и оригинальным мыслителем. После издания в 1898 году его книги «Наука о человеке» ему присуждают степень доктора богословия. Вот как оценил эту работу ректор академии Антоний: «Она звучит как философская музыка». В 1903 году вышел второй том «Науки о человеке», вполне логично подытоживший весь фундаментальный труд казанского мыслителя. О признании учёных и педагогических трудов Несмелова свидетельствуют и шесть российских орденов, которыми он был награжден. 37 После смерти религиозного философа его книга «Наука о человеке» несколько раз переиздавалась: сначала в Лондоне (1971), затем в Казани (1994) и последний раз в Санкт-Петербурге (2000).

В 1931 г. привлекался по делу «О монархическом подполье и катакомбной церкви». Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно в 1990 г. 38

К счастью, Виктор Иванович не был расстрелян, он умер своей смертью. 39 Жил он в своем доме на улице Солдатской второй (ныне Достоевского, дом № 52), недалеко от Духовной академии. В этом доме он жил с 1917 по 1937 г. Однако до сих пор на доме отсутствует мемориальная доска. У него было четыре сына и трагически погибшая дочь. Ныне в Казани живут два его внука – Несмелов Олег Владимирович (1930), профессор Казанской государственной ветеринарной академии, доктор исторических наук, и Евгений (1936), доктор физико-математических наук. Могила Виктора Ивановича находится на I аллее, напротив некрополя семьи академиков Арбузовых. Рядом с ним упокоился его сын Владимир.

103. Нечаев Александр Иванович (1776 – 3 января 1851), протоиерей и профессор Казанского университета. Сын священника села Ямаши (ныне Альметьевский район), выпускник Казанской Духовной академии (1802). Пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. До 1837 г. преподавал в университете богословие, но был отстранен, т.к. его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим. 40

104. Нечаев Вениамин Константинович, иерей (1912-1979), из семьи казанских священнослужителей. Сын упокоившегося на этом погосте протоиерея Константина Евгеньевича Нечаева. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

105. Нечаев Константин Евгеньевич (15 сентября 1882 – 16 февраля 1958), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

106. Нечаев Петр Александрович († 3 августа 1931), протоиерей. Его могила находится за алтарем церкви.

107. Нечаев Федор Петрович (1890-1932). Его могила находится за алтарем церкви.

109. Нечаева Анна Петровна (1884-1978). Ее могила находится за алтарем кладбищенского храма.

113. Нурминский Леонид († 4 июля 1947), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

116. Павел (Флеринский Петр Дмитриевич) (29 июня 1871 – 14 октября 1940), епископ. Родился в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье псаломщика. Духовное образование получил в Самарской Духовной семинарии. В 1895 его рукоположили во священника.

18 марта 1924 после пострижения в монашество он был хиротонисан во епископа Пугачевского, викария Уральской епархии. С мая 1926 по январь 1931 управлял Уральской епархией. 1 сентября 1931 был назначен епископом Покровским, но в управление не вступил, т.к. был арестован и выслан в Усть-Кулому на р. Печора.

Весной 1936 ему по состоянию здоровья разрешили приехать в Казань к дочери-инвалиду. Будучи в Казани, ввиду отсутствия Самарского архиерея, с 1937 по 1939 духовно окормлял паству Самарской епархии. 41

117. Павловская Анна Федоровна (1851-1921). Ее могила находится за алтарем кладбищенского храма.

118. Павловская Екатерина Егоровна (1799-1826) жена священника Павловского.

119. Павловский Гавриил Александрович (1845-1904), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

121. Павловский Федор Гаврилович (1875-1890). Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

122. Пелагея (Таврис), монахиня.

123. Пенкина (Романовская) Людмила Анатольевна (21 августа 1912 – 19 февраля 1996). Упокоилась в одной ограде с профессором Казанской Духовной академии Гусевым Александром Федоровичем, на II пешеходной аллее.

127. Пигулевский Лука Евгеньевич (30 октября 1887 – 22 января 1962), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

130. Покровская Вера Игнатьевна (3 августа 18880 – 1 ноября 1964), жена профессора КазДА Покровского И.М.

131. Покровский Викторин Алексеевич (1898-1976).

132. Покровский Иван Михайлович (17 января 1865 – 19 апреля 1941), профессор Казанской Духовной академии. Доктор церковной истории (1905) по кафедре русской церковной истории историк. В 1895-1918 в Казанской Духовной академии, с 1906 профессор. В 1919-28 работал в Центральном архиве ТАССР. Труды по истории архиерейского дома, монастырей Казанской епархии, экономике Казанского края XVI-XVIII вв., источниковедению. 42

Профессор И.М. Покровский стоял у истоков архивоведения в ТАССР. Он сохранил от уничтожения фонды Казанской Духовной консистории (ф. 4), Казанской Духовной академии (ф. 10), Казанской Духовной семинарии (ф. 116), Казанской учительской семинарии (ф. 93). Сама смерть этого замечательного русского историка и архивиста глубоко символична. Он скончался накануне войны, работая в читальном зале казанского архива. 43

В одной ограде рядом с Иваном Михайловичем упокоились его жена Вера Игнатьевна, сын Петр и дочь Надежда. За могилами ухаживает внучка Ольга Викторовна Троепольская. Семейный некрополь находится между центральной и I пешеходной аллеями.

Усилиями родственников сохранен дом по бывшей улице Солдатской первой, в котором он проживал длительное время (ныне – улица Шмидта, 6). На двухэтажном деревянном доме установлены две мемориальные доски, на которых на русском и татарском языках начертано: «Дом И.М. Покровского. Памятник истории охраняется государством. В этом доме в 1902-1941 годах жил ученый-историк и краевед, профессор Иван Михайлович Покровский. В 1929-1989 годах жил ученый-геолог-нефтяник, профессор Виктор Иванович Троепольский».

134. Покровский Петр Иванович (12 декабря 1902 - 16 марта 1943), сын профессора КазДА Покровского И.М.

143. Попов Алексей Васильевич, профессор кафедры теории словесности, доктор богословия Казанской Духовной академии.

144. Порфирьев Вассиан Сергеевич (10 декабря 1907 – 22 февраля 1990), профессор Казанского государственного университета.

145. Порфирьев Иван Яковлевич (1823-1890), богослов, филолог. Родился он в семье священника села Отары, Уржумского уезда Вятской губернии. С золотой медалью закончил Вятскую гимназию. С 1848 в Казанской Духовной академии, профессор (1859). Доктор богословия (1873), член-корреспондент Петербургской АН (1873). Труды по истории русской литературы, по изучению апокрифов. 44

Один из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - «История русской словесности», «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки». Могила находится на семейном некрополе между главной и I пешеходной аллеями. Могилы инвентаризовались в 1997 г.

146. Порфирьев Николай Иванович (1863-1930), профессор.

147. Порфирьева Августа Гордиевна (1838-1895), дочь Саблукова Г.С.

152. Приклонский Василий Васильевич (1 февраля 1849 – 21 сентября 1909), протоиерей Грузинской церкви. Его могила находится справа от церкви.

154. Прохор († 28 июля 1954), иеромонах. Его могила находится за алтарем церкви. На могильном знаке написано «Душа его во благих водворится».

157. Раева Елизавета Васильевна (1791 – ноябрь 1859), жена протоиерея Раева Филиппа Андреевича († 28 октября 1859, 78 лет, похоронен на погосте Зилантова монастыря).

163. Рудольфов Яков Васильевич (1831 – 3 декабря 1868), профессор Казанской Духовной семинарии.

164. Русских Варвара (1864-1865), монахиня. Ее могила находится справа от церкви. На могильном знаке написано «Господи, приими дух ея с миром. Под сим крестом покоится раба Божия».

165. Саблуков Всеволод Гордиевич (1848 – 20 сентября 1871), студент Казанского университета. Сын Саблукова Г.С.

166. Саблуков Гордий Семенович (1803 – 29 января 1880), востоковед-арабист. В 1849-1862 в Казанской Духовной академии. Автор одного из первых русских переводов Корана (1878) и «Приложений к переводу Корана» (1879), содержащих аннотированные систематические указатели к Корану. Труды по истории Поволжья и Золотой Орды, нумизматике, археологии, этнографии. 45

Между главной и I аллеей находится его семейный некрополь, в коем упокоилось двенадцать родных ему людей, среди них сын Всеволод, дочери Ольга и Августа, муж Ольги профессор КазДА Иван Петрович Гвоздев, муж Августы профессор КазДА Иван Яковлевич Порфирьев, его внук Сергей Иванович Порфирьев.

169. Сатрапинская Александра Ивановна († 18 ноября 1815), жена ключаря Благовещенского Собора.

174. Серафим (Кожурин) (1883 – 9 марта 1969), схииеромонах Седмиозерной пустыни. Один из последних насельников разгромленной в 1930-х годах Седмиозерной обители. Именно он сохранил от поругания чудотворную Смоленскую Седмиозерную икону Божьей Матери, ныне находящуюся в алтаре Петропавловского собора, а также мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова). Его могила находится за алтарем церкви.

178. Сергий (Алмазов) (19 сентября 1892 – 28 сентября 1972), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма. На могильном камне начертано «Мир праху твоему».

179. Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич) (18 января 1881 – 18 декабря 1952), архиепископ Казанский и Чистопольский. С 1914 г. архимандрит и настоятель монастыря в Польше. С 1921 г. епископ Бельский (на территории Польши). В 1922 г. выслан правительством Пилсудского. С 1922 г. викарный епископ в Праге, где пользовался большим авторитетом у русских эмигрантов. С 1946 г. в подчинении Русской Православной Церкви, с 1948 – архиепископ. В 1950-1952 гг. – архиепископ Казанский и Чистопольский. 46

Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. Был весьма гостеприимен. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей.

Прибытие его в Казань в сентябре 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма. На могильном камне начертано «Господи, да будет воля Твоя». 47

О его подвижнической жизни в служении Богу имеется немало публикаций, среди них: «Из бесед Владыки Сергия Пражского» (Париж, 1957), «Памяти Владыки Сергия Пражского» (Нью-Йорк, 1987), «Я возлюбил Вас... Автобиография. Свидетельства современников. Духовное наследие архиепископа Пражского Сергия (Королева)». (М., 2003).

180. Сергия (Чернецкая Людмила Кирилловна) († 16 января 1969), монахиня. Духовная дочь архиепископа Сергия (Королева). После смерти Владыки монахиня Сергия всю свою жизнь посвятила собиранию драгоценных свидетельств о нем, о его прозорливости и благости, его удивительной способности нести в людские души мир и радость истинного богопознания. 48 Ее могила находится за алтарем кладбищенского храма.

184. Спасский Гавриил Николаевич (1825 – 31 декабря 1906), протоиерей. Его могила находится на II пешеходной аллее. Черный куб из гранита изготовлен в московской мастерской А.И. Богатовым.

189. Тагашевский Иоанн (9 апреля 1883 – 25 сентября 1974), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма. На могильном камне начертано «Господи, Любовь неизреченная, помяни усопшего раба Твоего. Покойся, прах души бесценной, под сенью святой, ударит час-конец вселенной, и мы увидимся с тобой».

190. Тавельский Александр Николаевич (30 марта 1874 – 9 апреля 1949), протоиерей. Его могила находится за алтарем кладбищенского храма.

195. Терновский Сергей Алексеевич (1848-1916), профессор кафедры древне-еврейского языка и библейской археологии Казанской Духовной академии, богослов, доктор церковной истории (1899). В 1873-1904 в Казанской Духовной академии, экстраординарный профессор (1899). В 1897-1903, в 1907-1916 редактор журнала «Православный собеседник». Труды по библейской археологии, по истории восточных православных церквей. 49

197. Троепольская Надежда Ивановна (2 сентября 1911 – 1 апреля 1970), дочь профессора КазДА Покровского И.М.

201. Филипповская Зинаида Ивановна (1886 – 5 сентября 1961), жена протоиерея Филипповского Б.Ф., упокоилась рядом с мужем.

202. Филипповский Борис Федорович (1885 – 7 декабря 1957), протоиерей. Выпускник Московской Духовной академии (1914). Сорок три года прослужил священником в храмах Казани. Законоучитель в Родионовском институте благородных девиц, священник Воскресенского храма, Евдокиинской церкви, настоятель деревянной Серафимовской церкви, что в Академической слободе. Долгое время прослужил священником в кладбищенском храме. Рядом с ним упокоилась его жена – матушка Зинаида. Их могилы находятся слева за алтарем кладбищенского храма.

В 2003 году по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия Казанская Духовная семинария издала его записки.

203. Фортунатова (Нечаева) Олимпиада Алексеевна (1804 – 14 июня 1852), жена священника Фортунатова.

205. Хрусталев Александр Герасимович (1826 – 16 октября 1875), ключарь Благовещенского Собора.

206. Цветкова Людмила Васильевна (27 октября 1951 – 6 февраля 2003), жена священника кладбищенской церкви о. Игоря Цветкова. Ее могила находится на II пешеходной аллее недалеко от внешней ограды.

210. Чесноков Петр Николаевич (1877 – 1946). Его могила находится слева от церкви.

К сожалению, мы упомянули не о всех священнослужителях, исповедниках веры Христовой, упокоившихся как у стен храма Ярославских чудотворцев, так и на других участках Арского погоста. Но, думается, попытка нами сделана, и мы ее продолжим с Вашей помощью, уважаемый читатель.

Примечания

1 Куртина (куртино – отдельный участок, островок, кладбище). См.: Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – Репринтное издание. Т. II. – М., «Русский язык». 1979. – С. 223.

2 Кафтырев Василий Ильич (?-1807), первый профессиональный казанский архитектор. Ученик Д.В. Ухтомского. С 1767 работал в Казани, в 1783-91 Казанский губернский архитектор. Автор первого регулярного плана Казани (1768). По его проектам в Казани построены: церковь Четырех евангелистов (1769, утрачена), Марджани мечеть (1766-70, предположительно), Адмиралтейской конторы комплекс (1776), дом Л.Н. Урванцева (1770), дом Чекмарева-Каменева (1775), Архирейская дача (1781), здание Присутственных мест в кремле (1783) и др. Представитель русского барокко. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 270; Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 60, 72. Упокоился 2 октября 1807 года на кладбище Зилантова монастыря. Могила не сохранилась.

3 Ермолаев И.П. и др. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. – Казань: Изд. Казанского университета, 1999. – С. 267.

4 Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I. – Казань, 1906. – С. 62, 68, 74, 75.

5 Казанский архитектор Владимир Кузьмич Бечко-Друзин (1824 – 11 апреля 1898) упокоился на Арском кладбище, как и ранее его жена Александра Николаевна (урожд. Касьян) (1834 – 24 ноября 1866). См.: Агафонов Н.Я. Указ. соч. – С. 62.

6 Петонди Фома Иванович (1794-1874), архитектор. Представитель русского классицизма. В 1817-34 годах Орловский губернский архитектор, в 1834-44 – Казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, в 1855 вернулся в Казань. Автор проектов многих городских зданий. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 435.

7 Агафонов Н.Я. Указ. соч. – С. 93.

8 Яблоков Андрей Поликарпович (1855 – после 1931), протоиерей. Выпускник Казанской Духовной академии, в 1892-1918 был ключарем, позже настоятелем Благовещенского собора. В сентябре 1918 ушел из Казани с белогвардейцами, но вскоре вернулся См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 14. Могила его утеряна.

9 Агафонов Николай Яковлевич (1842-1908), краевед, общест-венный деятель. Один из основателей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878). См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 12-13.

Сам Николай Яковлевич скончался 6 июля 1908 г. и, по всей видимости, был похоронен на Арском кладбище. Могила его утеряна.

10 Агафонов Н.Я. Указ. соч. – С. 58-113.

11 ОРРК НБЛ КГУ. – Ед. хр. 214. – Л. 1209-1215; Ед. хр. 216. – Л. 1464-1466.

12 Рукопись Н.Я. Агафонова «Казанский некрополь» хранится в фондах отдела редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. ОРРК НБЛ КГУ. – Ед. хр. 226. – Л. 876-914.

13 Корнилов Петр Евгеньевич (1896-1981), искусствовед, профессор (1964). В 1920-30 работал в Центральном музее ТАССР. В 1930 в г. Бухаре, с 1932 в Ленинграде. Труды о художниках Среднего Поволжья XIX – начала XX вв., по музееведению и охране памятников в ТАССР, искусству Средней Азии. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 291.

14 Ильинский Л.К. Поэзия кладбища. – Казань, 1910. – 19 с.

15 Дивеевские предания. – М., 1996. – С. 420-421.

16 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 83.

17 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI-начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 45.

18 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 83.

19 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 45.

20 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 83.

21 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 44, 57.

22 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 33.

23 Недорезова И. «...Дело полезное и похвальное»// Татарстан. – 1997. – № 10. – С. 72-77.

24 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 163.

25 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 163.

26 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 26, 57.

27 Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии. – Казань, 1892. – С. 397-401.

28 Знаменский П. История Казанской Духовной академии. Вып. 2. – К., 1892. – С. 401-402. Матяшина Е. Воспоминания // Казань. – № 10. – 2002. – С. 67.

30 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 222.

31 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 20, 44, 54.

32 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 269.

33 Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. – Казань. 1922.

34 Кокова И.Ф. Н.Ф. Катанов: Документально-публицистическое эссе. – Абакан, 1993. – С. 102-103.

35 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 338.

36 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 61.

37 Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. – Казань, 2003. – С. 142-147.

38 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 392.

39 День смерти Несмелова В.И не сохранила даже семейная память.

40 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань, 1998. – С. 57.

41 Якунин В. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. – Тольятти, 1999. – С. 151-159.

42 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 443.

43 Журавский А.В. Казанская Духовная академия на переломе эпох. (1884-1921). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М., 1999. – С. 221.

44 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 447.

45 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 492.

46 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 514.

47 Журнал Московской Патриархии. – 1953. – № 2.

48 Я возлюбил Вас... Архиепископ Пражский Сергий (Королев). Автобиография. Свидетельства современников. Духовное наследие. – М., 2003. – С. 270.

49 Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 574. (в академическом словаре отчество Терновского неверно указано как Александрович).

Арское кладбище города Казани

Самым ранним документом, упоминающим Арское (куртинское) кладбище, является план Казани , составленный в году Василием Кафтыревым. Уже тогда на кладбище имелась часовня. Широко использоваться оно стало только в середине 1770-х годов, когда после очередной опустошительной эпидемии чумы 1774 года Екатерина II своим монаршим указом запретила производить захоронения на городских приходских кладбищах возле церквей и храмов. Первыми, кого захоронили здесь, были погибшие 12 и 13 июля года при штурме Казанского посада и кремля повстанцы армии Емельяна Пугачева, а также горожане, павшие от рук пугачевцев.

За алтарем погребены:

  • Гавриил Павловский (1845 - 1904), прот.
  • Александр Тавельский (30 марта 1874 - 9 апреля 1949), прот.
  • Иустин (Мальцев) (+ 1950), епископ Казанский и Чистопольский
  • Сергий (Королев) (+ 1952), архиеп. Казанский и Чистопольский
  • Михаил Едокимов (+ 1954), прот.
  • Анатолий Ивановский (3 декабря 1890 - 1 июня 1957), прот., служил в Благо­вещенском соборе, кладбищенской церкви
  • Ивановская Валентина Алексеевна (23 февраля 1894 - 9 марта 1972), жена протоиерея Ивановского A.M.
  • Константин Нечаев (15 сентября 1882 - 16 февраля 1958), прот
  • Лука Пигулевский (30 октября 1887 - 22 января 1962), прот.
  • Серафим (Кошурин) (1883 - 1969), иеросхим., последний из числа братии Седмиозерной пустыни
  • Сергия (Чернецкая) (+ 16 января 1969), монахиня. Духовная дочь архиепископа Сергия (Короле­ва).
  • Тагашевский Иоанн (9 апреля 1883 - 25 сентября 1974), прот.
  • Вениамин Нечаев (1912 - 5 ноября 1979), иерей, священник Никольского храма. Сын прот. Нечаева К.Е.

У Никольского придела кладбищенского храма похоронен известный миссионер, просветитель и ученый, директор Казанской учительской семинарии Ильминский Николай Иванович (1822-1891).

Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием - могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородова) (1823 - 1868).

Также на кладбище погребены:

  • Борис Поликарпов (1768 - 28 января 1832), кафедральный прот.
  • Воскресенский Иван Степанович (1809 - 1837), профессор Казанской духовной семинарии
  • Зайцев Савва Степанович (1780 - 1844), купец, старо­ста Петропавловского собора. Участвовал в восстановлении хра­ма в 1824-1825 г. после пожара 1815 г. Дед A.M. Зайцева
  • Григорьев Василий Дмитриевич (1809 - 1841), профессор Казанской духовной семинарии
  • Коринфский Михаил Петрович (+ 1851), архитектор
  • Нечаев Александр Иванович (1776 - 3 января 1851), прот., настоятель Крестовоздвиженской церкви при импе­раторском Казанском университете (1820-1851), профессор уни­верситета.
  • Нечаева Агафия Тимофеевна (1787 - 3 февраля 1852), жена протоиерея А.И. Нечаева.
  • Яков Семенов (1792 - 17 июня 1854), прото­иерей. Его могила утеряна.
  • Лобачевский Николай Иванович (+ 1856), математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения
  • Павел Георгиевский (1782 - 16 февраля 1857), прот.
  • Мардарий Федорович (1823 - 6 марта 1866), юродивый, ходивший зимой босиком. Его могила утеряна.
  • Рудольфов Яков Васильевич (1831 - 3 декабря 1868), профессор Казанской духовной семинарии. Его могила утеряна.
  • Петр Воскресенский (1805 - 3 мая 1873), свя­щенник. Служил в Казанско-Богородицком женском монастыре(1832-1873)
  • Гвоздев Иван Петрович (1819 - 1873), профессор Казанской духовной академии
  • Петонди Фома Иванович (1797 - 13 июля 1874), ар­хитектор. Представитель русского классицизма. В 1834-1844 казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, с 1855 в Казани. Автор проектов многих зданий в Казани. Его могила утеряна
  • Петонди (Кузьмина) Надежда Михайловна (1819 - 1875), жена Ф.И. Петонди. Её могила утеряна.
  • Шишов Владимир Дмитриевич (+ 23 июня 1875), преподаватель Казанской духовной семинарии. Его могила утеряна.
  • Александр Хрусталёв (1826 - 1875), ключарь Благовещенского собора
  • Петр Покровский (1809 - 29 августа 1879), прот.
  • Саблуков Гордий Семенович (1803 - 29 января 1880), востоковед-арабист. В 1849-1862 в Казанской духовной акаде­мии. Автор одного из первых русских переводов Корана (1878) и «Приложений к переводу Корана» (1879), содержащих анноти­рованные систематические указатели к нему. Труды по истории Поволжья и Золотой Орды, нумизматике, археологии, этногра­фии
  • Знаменский Иван Степанович (1853 - 23 августа 1882), помощник инспектора Казанской Духовной академии
  • Никандр Переверзев (5 апреля 1829 - 15 апреля 1883), прот., настоятель Крестовоздвиженской церкви при 1-й Казанской гимназии, священник Казанско-Богородицкого женского монастыря. Его могила утеряна.
  • Добротворский Иван Михайлович (1832 - 9 сентября 1883), богослов, профессор Казанской духовной акаде­мии и Казанского университета
  • Прибытков Павел Александрович (1810 - 21 сентября 1883), Городской голова (1863-1865), купец I гильдии, благотво­ритель. Около 30 лет был ктитором Боголюбской церкви
  • Милославский Петр Алексеевич (1848 - 1884), доцент Казанской духовной академии
  • Ираклий Лепоринский (1841 - 1888), прот.
  • Тихон Рождественский (+ 1 сентября 1885), протоиерей Вознесенской церкви. В 1878 году служил в кладбищенской церкви. Его могила утеряна
  • Зефиров Михаил Михайлович (1826 - 1889), доктор богословия
  • Снегирёв Вениамин Алексеевич (+ 1889), учёный-философ, профессор Казанской духовной академии. Его могила утеряна.
  • Петр Миловидов (+ 17 марта 1892), прот., ключарь Благовещенского собора.
  • Остовский Александр Ефимович (1842 - 1893), известный архитектор. Перестроил Троицкую церковь в Красной Горке (ныне Юдино), здание епархиального училища (ныне школа № 18) Его могила утеряна.
  • Хохряков Андрей Михайлович (11 октября 1818 - 23 сентября 1893), купец. Пожертвовал вместе с казанским куп­цом Павлом Александровичем Прибытковым 1650 руб. на строи­тельство Петропавловской церкви в селе Гари (ныне Зеленодольс­кий район).
  • Гусев Дмитрий Васильевич (+ 1894), богослов, историк
  • Беляев Николай Яковлевич (+ 1894), богослов, профессор Казанской духовной академии, её выпускник (1868). Его могила утеряна.
  • Порфирьев Иван Яковлевич (1823 - 1899), профессор Казанской духовной академии, филолог, исследователь истории русской словесности
  • Гусев Александр Федорович (1842 - 1904), профессор кафедры богословских наук Казанской духовной академии
  • Александр Владимирский (1821 - 29 апреля 1906), прот., доктор бо­гословия, в 1850-1871 гг. профессор Казанского университета, видный специалист по логике и психологии. 1871-1895 - ректор Казанской Духовной академии, его правление - это эпоха в жиз­ни академии. Умер в Казани на покое.
  • Ге Александр Генрихович (1842 - 1907), дерматовенеро­лог, доктор медицины (1868), профессор (1884). Основатель и руководитель кафедры (1872-1907) и клиники (1899-1907) кож­ных и венерических заболеваний Казанского университета, основатель казанской школы дерматовенерологов
  • Гавриил Спасский (1825 - 31 декабря 1906), прот.
  • Зайцев Александр Михайлович (+ 1910), химик-органик, член-корреспондент Петербургской Академии наук
  • Ивановский Николай Иванович (1840 - 1913), заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия, видный церковно-общественный деятель
  • Михаил Меньшиков (1843 - 10 июня 1913), прот. Тихвинской церкви
  • Гусев Александр Федорович (+ 1914), профессор Казанской духовной академии, доктор богословия, историк и православный публицист
  • Терновский Сергей Алексеевич (1848 - 1916), профессор кафедры древне-еврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии, богослов, доктор церковной истории
  • Малов Евфимий Александрович (1835 - 1918), православный миссионер, тюрколог
  • Богословский Михаил Иванович (+ не ранее 1918), богослов
  • Александр Воронцов (+ 13 апреля 1919), настоятель Грузинской церкви, и.д. до­цента КазДА по кафедре пастырского богословия и гомилетики
  • Богородский Яков Алексеевич (1841 - 1920), доктор богословия, историк
  • Лихачев Николай Иванович (+ 1921?), смотритель кладбища
  • Катанов Николай Федорович (1862 - 1922), профессор Казанской духовной академии, тюрколог, этнограф
  • Порфирьев Николай Иванович (1863 - 1930), профессор математики Казанского Университета

Существуют разные точки зрения по поводу времени возникновения Ново-Татарского кладбища. После осады города Емельяном Пугачевым, когда Казань была выжжена, Екатерина II утвердила план, по которому и производилась застройка. Согласно документу все кладбища были отделены от городских строений. Указ 1771 года предписывал, чтобы они располагались на расстоянии не менее 100 саженей от жилых построек. Некоторые историки считают, что именно после выхода этого указа возникли Арское и Татарское кладбища. Но скорее всего, Татарское кладбище появилось позже - в конце XVIII века. Самое раннее из зафиксированных захоронений в литературе датируется 1803 годом, что упоминается во всех путеводителях. Во время систематического обследования кладбища этим летом мы с сотрудниками института этот камень не обнаружили. Самый ранний из выявленных нами - 1813 года. Возможно, предыдущие исследователи неправильно прочли надписи на камне - они сделаны на арабском языке. Или же этот камень попросту утрачен.

С 1813 года кладбище становится основным татарским некрополем Казани. До этого мусульмане хоронили своих усопших на кладбище на месте 5-й горбольницы на улице Шарифа Камала - оно располагалось между Старой и Новой слободами. Но, видимо, на нем не оставалось места, и с начала XIX века захоронения проводили на Ново-Татарском кладбище. Старое кладбище было заброшено, а в советское время на нем появилась городская больница № 5. Источников и документов о дальнейшей истории Ново-Татарского кладбища практически нет: видимо, мусульманская община регулировала эти вопросы в явочном порядке, без бумажной работы.

Площадь некрополя - 21 гектар. Считается, что участок, где похоронен Тукай, - это старая часть кладбища, а рядом со входом - новая. На самом деле все наоборот. Часть в районе входной группы - одна из самых древних на кладбище: во время обследования мы нашли там памятники 1820−1930-х годов. В целом кладбище осваивалось довольно равномерно, через каждые 30−40 лет на месте старых захоронений делали новые. Традиция устанавливать каменные надгробия - одновременно давняя (такие надгробия можно обнаружить в захоронениях периода Золотой Орды) и новая. До революции позволить их себе могли только состоятельные граждане - купцы и духовенство. Основная же часть населения ставила деревянные доски, которые в силу естественных причин со временем исчезали. Через какое-то время на месте этих старых могил появлялись новые захоронения - и так по всему кладбищу. Поэтому разделение на старую и новую части считается условным: везде можно встретить и новые захоронения, и дореволюционные камни.

Мы с коллегами также обследовали кладбище в Бишбалте в Адмиралтейской слободе и Пороховое кладбище около мечети Рамадан. Первое не функционирует с 1930-х, второе - с 1960-х. Так что Ново-Татарское - последнее из действующих исторических татарских кладбищ. Вдобавок оно исторически являлось главным некрополем татарского народа: Пороховое и в Бишбалте - более простые кладбища, обнаружить там могилы видных деятелей нам пока не удалось.

В апреле - июне этого года Институт истории по своей инициативе провел экспедицию по Ново-Татарскому кладбищу. Каждый день мы последовательно проходили участок за участком, захоронение за захоронением. Задача - выявить все арабографичные памятники, сохранившиеся на кладбище с момента его основания до конца 1920-х годов, когда ввели кириллицу. Это был вынужденный шаг. Арабографичные памятники существовали и в 1930–1960-х. Но если учитывать и их, получится огромный пласт работы, который мы просто не успевали охватить за лето. Мы выявили около 1600 памятников - целых и фрагментов. Одновременно с этим мы озадачились найти и зафиксировать захоронения знаменитых деятелей татарской культуры, науки, купцов, предпринимателей, священнослужителей. Ограничений по возрасту могил в этом случае не было. В перспективе мы планируем нанести все данные на карту, ведь о том, кто и где похоронен на кладбище, знают немногие. Одна из наших задач - сделать справочники, путеводители, на основании которых любой желающий может прийти на Ново-Татарское кладбище и самостоятельно найти интересующую могилу. Можно разработать даже отдельные туристические маршруты - по писателям, композиторам, священнослужителям.

В нашей стране старинные кладбища сравнительно недавно стали входить в популярные туристические маршруты. Посетив главный некрополь древнего города, можно узнать не меньше интересных фактов, чем после изучения экспозиции главного краеведческого музея. Если вы впервые приехали в Казань, Арскому кладбищу обязательно нужно уделить внимание в рамках знакомства с городом.

Как появился некрополь в Арском поле?

В XVIII веке в некоторых регионах нашей страны были зафиксированы вспышки эпидемии чумы. Екатерина II в рамках борьбы с «черной смертью» подписала указ, согласно которому новые места для захоронения усопших должны создаваться за чертой населенных пунктов. В Казани для создания нового кладбища было выбрано Арское поле. Известно, что первые захоронения здесь были произведены в июле 1774 года. В то лето Арское кладбище в Казани стало местом упокоения не менее 300 защитников города, вступивших в схватку с армией Е. Пугачева. Постепенно город мертвых разрастался. По соседству с основным некрополем стали организовываться обособленные участки, предназначенные для захоронения представителей различных конфессий. Со временем все кладбища были объединены. На сегодняшний день на территории Арского некрополя организованы православный, два иудейских, два старообрядческих, лютеранский, католический, польский, немецкий и военный участки.

Правдивая история Арского некрополя

В 1796 году на кладбище была построена церковь, освященная во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. Этот храм является единственным, продолжавшим функционировать при советской власти. За свою историю церковь несколько раз реставрировалась и перестраивалась.

В 1835 году Арское кладбище в Казани было обнесено оградой по периметру. Спустя еще 9 лет на территории некрополя была построена контора, сохранившая свой облик до наших дней. В том же 1844 году к храму была пристроена колокольня.

Что примечательно, до недавнего времени в служебных постройках постоянно жил смотритель кладбища со своей семьей. Подобное соседство никого не смущало, напротив, даже сегодня многие коренные жители Казани рассказывают о том, что побывать в гостях в «домике на кладбище» всегда было интересно и приятно благодаря гостеприимству его хозяев.

Двери церкви открыты для прихожан и сегодня, здесь проходят службы по выходным и праздникам, можно заказать отпевание.

Музей под открытым небом или исторический памятник, нуждающийся в восстановлении?

На Арском кладбище в Казани в различные исторические периоды неизменно хоронили выдающихся людей. До революции это были богатые купцы и меценаты, владельцы фабрик, чиновники, деятели искусства.

В СССР на старинном некрополе стали появляться могилы доблестных военных, орденоносцев, ученых, художников, писателей и композиторов. Так почему же некрополь все еще официально не превращен в музей? До наших дней сохранилось всего лишь около 30% старинных захоронений. Значительная часть надгробий XVIII и XIX века была утрачена. Произошло это по разным причинам. Часть памятников была разгромлена и разграблена вандалами, многие монументы разрушились от старости. Еще при советской власти на Арском некрополе стали создавать новые могилы на месте заброшенных. Нередко вторично использовали не только места на территории, но и крупные камни. В наши дни можно заметить памятники и обелиски времен СССР с едва заметными эпитафиями, написанными в дореволюционном стиле. Только в 2013 году на региональном уровне было рассмотрено предложение благоустроить Арское кладбище в Казани. Архив захоронений за всю историю некрополя также не сохранился, а ведь по самым скромным подсчетам здесь похоронено не менее 300 000 человек.

Самые известные захоронения на Арском некрополе

Именно в Казани, на Арском кладбище, был похоронен сын Иосифа Сталина - Василий Джугашвили. В начале 2000-х по желанию родственников было проведено перезахоронение, прах наследника вождя был перевезен в Москву.

Какое же самое древнее захоронение в этом некрополе? Специалистам, исследовавшим территорию, удалось обнаружить могилу городского губернатора Петрова, похороненного в 1818 году.

Кто еще похоронен в старинном некрополе, название которого Арское кладбище? Казань все еще хранит память о многих выдающихся деятелях прошлого. Многие улицы и прочие городские объекты названы в честь известных граждан. Например, на Арском кладбище похоронен купец Шамов, построивший больницу для бедных, которая работает и сегодня. Его «сосед» Ложкин нашел свой последний приют здесь же: при жизни он был известен как владелец самой крупной богадельни. Этот список можно продолжать бесконечно: Л. Галлер (адмирал), Н. Жиганов (композитор), З. Нури (поэт), В. М. Нужнин (математик) и многие другие выдающиеся люди.

Легенды о главном кладбище Казани

Про любой старинный некрополь народ складывает городские легенды. В большинстве своем это страшные рассказы о видениях призраков и неупокоенных душах. Одна из самых романтичных легенд, связанных с Арским некрополем - история про Верочку на бугре. Говорят, когда-то жила молодая и красивая девушка. Ее родители хотели выдать ее замуж за сына купца, но сама Верочка мечтала о любви. Не видя иного выхода, девушка повесилась в день своей свадьбы, в 1885 году. Похоронили ее здесь же, а стал особым местом для всех жителей города. Много различных историй рассказывают и про храм на Арском кладбище. Казань помнит те времена, когда эта церковь была единственной действующей во всем городе. В тот период в храме находилось множество реликвий, перенесенных сюда из закрытых монастырей и церквей. Сегодня паломники приезжают сюда для того, чтобы прикоснуться к мощам святителя Гурия.

Арское кладбище: адрес и часы работы

Созданное когда-то на окраине города, Арское кладбище сейчас находится в центре Казани. Некрополь является закрытым мемориалом. Здесь проводятся только семейные захоронения по индивидуальному согласованию с администрацией. Для посещений территория открыта ежедневно с 9.00 до 18.00. Точный адрес некрополя: улица Н. Ершова, владение 25. Ближайшая остановка общественного транспорта - «ЦПКиО им. Горького», добраться до нее можно на автобусах № 1, 10, 30, 63, 74, 89. Если вы хотите найти конкретную могилу, справку может дать администрация.

Арское кладбище в Казани на сегодняшний день еще недостаточно изучено и описано. Но ежегодно здесь обнаруживаются и благоустраиваются все новые захоронения. Возможно, совсем скоро некрополь станет полноценным музеем под открытым небом.