Опасные и чс. Предмет безопасности жизнедеятельности

Ни для кого не секрет, что человек ежедневно подвергается множеству опасностей. Даже находясь дома, вы рискуете покалечиться или умереть, а опасные ситуации в городе вас подстерегают на каждом углу. "Как страшно жить, оказывается!", - скажете вы. На самом деле нет. Если соблюдать простейшие правила безопасности, то такие ситуации можно предупредить и избежать. К тому же, зная, как себя вести, вы сможете свести неприятные последствия к минимуму.

Что такое опасная ситуация? Определение

Для начала разберемся в том, какую ситуацию можно назвать действительно опасной. Если бы мы спросили ребенка лет пяти, то он субъективно мог бы ответить, что опасная ситуация - это, когда, например, сломалась любимая игрушка. Ну а мы дадим точное определение.

Опасная ситуация - это обстоятельства, при которых возникает серьезная угроза здоровью или жизни человека, состоянию окружающей среды или имущества. Они могут произойти внезапно и требуют незамедлительной реакции.

Что такое чрезвычайная ситуация?

В этой статье мы будем говорить не только об опасных, но и о чрезвычайных ситуациях. Последние происходят в результате аварии на крупном предприятии. Они могут повлечь или повлекли за собой множественные смерти людей, огромный материальный ущерб, резкое ухудшение природных условий.

Типология

Все опасные ситуации можно условно разделить на три группы в зависимости от причины их возникновения:

1. Природного характера.

2. Техногенного характера.

3. Общественного характера.

Разгул стихии

Природные опасные ситуации можно разделить на 8 групп. Классификация производится в зависимости от их происхождения. Рассмотрим примеры опасных ситуаций. Кроме того, разделим их в соответствии с видами.

1. Откроют наш список под названием "Опасные чрезвычайные ситуации природного характера" космогенные катастрофы. Они, пожалуй, имеют самые масштабные последствия. К космогенным опасностям можно отнести метеоритные дожди, а также столкновение нашей планеты с кометами и метеоритами. Последствия таких явлений действительно ужасают, но, к счастью, ученые умеют отслеживать траектории небесных тел и смогут предупредить людей об опасности. К тому же небольшие метеориты можно сбивать с орбиты и менять их курс, так что человечеству смерть от "камней из космоса" пока что не грозит.

2. Геофизические. Город Помпеи был стерт с лица земли, а также Япония постоянно страдает именно из-за геофизических явлений. Догадались? В эту категорию мы относим извержения вулканов, а также землетрясения. Почувствовать весь ужас геофизической катастрофы поможет картина художника Карла Брюллова, ставшая пиком его карьеры.

3. Метеорологические. Это сильные бури, ураганы, штормы и торнадо. До сих пор не существует какой-либо одной определенной теории о том, почему возникают ураганы и торнадо. Это произошло из-за того, что процессы, которые происходят внутри "воронки", очень сложны для изучения. Однако ученые предполагают, что это происходит на стыке теплого и холодного Смерчи обладают серьезной разрушительной силой, и не зря древние люди считали их божьим наказанием.

4. Геологические.В эту категорию входят оползни, обвалы, лавины, проседание земной поверхности, карст, эрозии, Угроза "белой смерти", как называют лавины, будет существовать для любителей отдыхать на горнолыжных курортах всегда.

Лавина может образоваться из сухого снега после снегопада на морозе, снег в такое время практически не сцепляется между собой, и масса, похожая на порошок, с огромной скоростью будет готова обрушиться вниз от небольшого колебания земли либо громкого звука. Воздух наполнится пылью из снега, и горнолыжник будет мучительно умирать, задыхаясь.

Лавина из влажного снега возникнет, если столбик термометра покажет 0 градусов по Цельсию. Если вы любите покататься на лыжах или сноуборде в горах, то запомните золотое правило: там, где один раз сошла лавина, она сойдет еще раз.

Опасные ситуации природного характера очень предсказуемы, обязательно пользуйтесь приведенной выше информацией.

5. Гидрометеорологические. Это ливни, снегопады, крупный град, сильнейшая засуха, резкое понижение температур, невыносимая жара, метель. Такие ситуации серьезно угрожают урожаю, а также могут способствовать развитию болезней. Если в вашем регионе объявляют об аномальной жаре, холоде, осадках, то старайтесь не выходить из дома, иначе рискуете провести ближайшее время в больнице.

6. Гидрологические. Эти ситуации напрямую связаны с водой, как вы догадались. Это наводнения, подтопления, раннее появление льда на реках, по которым ходят суда, снижение и подъем уровня воды. Звучит, конечно, не так страшно, как извержение вулкана, да вот только не менее опасно на самом деле. Грозит и потерей урожая, и материальными потерями, и порчей почвы.

7. Морские гидрологические. К ним относят тайфун, цунами, сильный шторм, дрейф льда, а также обледенение морских судов.

Почему корабли могут обледенеть? Основной причиной считается так называемое забрызгивание судна. Морская вода из-за ветра или ударов волны о борт некоторое время находится в воздухе, быстро охлаждается на морозе, поэтому со временем на обшивке возникает ледяная корочка, которая далее лишь растет и растет, а затем покрывает все большие площади.

Это безмерно мешает передвижению: сильно ухудшается управляемость, возникает крен, снижается скорость. Это явление таит в себе множество опасностей.

8. Природные пожары. Почему же они возникают? Иногда это происходит из-за сильной засухи, деревья и почва высыхают до такой степени, что загораются. Но зачастую вспыхивают торфяники. К тому же торф имеет свойство самовоспламеняться и гореть под водой! Опасные ситуации природного характера нередко развиваются по непредсказуемому сценарию.

Техногенный мир

Мы узнали, какие бывают опасные природные теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

2. Внезапные обрушения зданий, сооружений. Это происходит, когда материалы теряют былую прочность либо здание построено некачественно, не в том месте.

Если вы заметили трещины на фасаде собственного дома, рекомендуем обратиться в соответствующие службы, например, в ЖКХ. Существуют специальные программы по переселению людей из аварийных построек.

Пожары и взрывы

Все мы склонны ошибаться. Так же и электроника не может служить вечно без каких-либо отклонений. В здании, на объектах хранения горючих веществ, в метро, рядом с неразорвавшимся снарядом... Много мест, где что-то может загореться, взорваться и нанести зачастую непоправимый ущерб. Это действительно опасная ситуация. ОБЖ с начальных классов учит нас, что делать при пожаре в здании, как себя вести, куда идти. Напомним еще раз эти простые правила:

  • Сразу же вызывайте пожарных, набрав 112 или 01.
  • Не поддавайтесь панике. В таком состоянии вы можете наделать глупостей.
  • Приступайте к тушению пожара водой только в том случае, если нет опасности поражения электрическим током.
  • Если концентрация дыма высока, закройте органы дыхания влажной тряпочкой или платком, передвигайтесь на четвереньках, так как вредные вещества в дыму легче воздуха и поднимаются вверх.
  • Если опасность пострадать от тока существует, отключите электроэнергию и приборы.
  • Горючие жидкости заливать водой запрещено! Используйте песок, огнетушитель, мокрую тряпку или ткань.
  • Ни за что ни открывайте окна. Огню нужен кислород для того, чтобы разгореться еще сильнее.
  • Если вам не удается своими силами ликвидировать пожар, уходите из помещения в срочном порядке, сообщите другим, ждите пожарных.
  • Если путь наружу из здания вам отрезан, выйдите на балкон, плотно закрыв дверь, ждите помощи, зовите прохожих.
  • Не входите в помещения, если концентрация дыма высока, то есть видимость меньше десяти метров.
  • Покинув здание, ни в коем случае не возвращайтесь назад. Дожидайтесь приезда спасателей.

Авария на Чернобыльской АЭС

Теперь переходим к самому разрушительному и опасному. Аварии на АЭС, ГЭС, на электростанциях и очистных сооружениях. Таких катастроф случается очень мало, но каждая из них врезается в память. Последствиями аварий на АЭС являются выбросы вредных химических веществ, опасных для жизни. Чрезвычайные ситуации на ГЭС грозят наводнениями, прорывами дамб. Авария на электростанции грозит отключением света в районе, который она обслуживает. И многие из подобных катастроф уносят десятки, сотни, тысячи жизней.

Пожалуй, такие вещи не забываются. Каждый помнит об аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей двадцать шестого апреля 1986 года. Огромное количество ядовитых и радиоактивных веществ оказалось в воздухе. Уровень радиации в некоторых районах до сих пор превышает допустимый в тысячи раз. Эта катастрофа стала жесточайшим уроком для всего человечества. Она признана самой крупной в истории атомной энергетики.

Так выглядит на сегодняшний день машинный зал четвертого энергоблока. Здесь высочайший уровень радиации, нахождение даже в специальных костюмах крайне опасно. После сбоя в реакторе и выброса вреднейших веществ прошли сутки, прежде чем людей начали эвакуировать из опасной зоны. Все вокруг покрылось белым налетом, но дети продолжали гулять на улицах, как ни в чем не бывало. Стояла невыносимая жара, люди ездили на рыбалку, пляж, пока все вокруг чуть ли не засветилось от радиации. Вследствие этой халатности от тяжелой лучевой болезни погибли тысячи человек.

Припять стала городом-призраком. В течение уже нескольких десятков лет здесь никто не живет. Всем известно, какие печальные последствия повлекла за собой эта опасная ситуация. ОБЖ уже в средней школе рассматривает последствия и причины таких глобальных катастроф, чтобы мы с детства осознавали весь ужас таких ситуаций и делали все, что он нас зависит, для их недопущения. Удивительно, но в Припяти и близлежащих районах обосновались редкие виды представителей флоры и фауны. Кстати, здесь даже живут люди.

К таковым мы можем отнести крайне неблагоприятные явления и процессы, происходящие в обществе, представляющие прямую угрозу для жизни человека, его прав и свобод, а также для имущества.

Причина возникновения опасностей социального характера

Давайте рассмотрим источник зарождения этих проблем. Подобные ситуации происходят из-за того, что люди не могут решить какие-либо важные проблемы политики, экономики, культуры, этики и так далее. Человечество не оправдало надежд философов, гуманистов, например, насчет победы над голодом и помощи нуждающимся. Эти проблемы становятся все острее со временем и вызывают резонанс в обществе. Отправной точкой опасных ситуаций такого типа может стать безработица, инфляция, национализм, кризисы, низкий уровень жизни, коррупция и др. В подобных ситуациях одному придет в голову совершить самоубийство, другому - ограбить магазин, убить человека, изнасиловать кого-либо, отомстить и так далее. Некоторым инициативным людям приходит в голову примерно такая мысль: "Нужно что-то менять. Но раз правительство меня не слушает, придется переходить к радикальным действиям". И тогда они организовывают революцию. Ну и на худой конец какому-нибудь фанатику с психическими отклонениями приходит идея об объединении всего мира под своим командованием, о создании идеальной расы, о сокращении населения земли и т.п. Не менее разрушительным является банальное желание "забрать вот этот лакомый кусочек земли себе" или стремление убивать других.

Типы опасностей

Таким образом, опасные и подразделяют на два вида:

1. Собственно социальные. Они могут быть направлены на здоровье конкретного человека (самоубийства, наркомания, социальные болезни, зомбирование со стороны сект, шантаж, захват заложников, насилие, террор). Это еще раз подтверждает тот факт, что опасные ситуации в городе поджидают нас на каждом шагу.

2. Военные. Ситуации, во время которых применяется обычное, ядерное или самое новое оружие, например, биологическое, генетическое и лучевое.

Заключение

Опасные и чрезвычайные ситуации случаются повсюду, но происходят они в подавляющем большинстве случаев именно по вине самого человека. Нужно думать логически, учиться принимать быстрые и верные решения, предвидеть возможные последствия собственных действий, иначе все человечество умрет от собственной недальновидности. Будьте благоразумны!

Мы считаем, что дома мы всегда будем в полной безопасности. Даже есть поговорка - «мой дом - моя крепость». Часто мы невнимательно относимся к обязательным правилам безопасности и забываем выключить утюг, закрыть входную дверь; уходя, не проверяем, закрыты ли водопроводные краны. Впускаем в дом незнакомых людей.

Из-за оставленных включенных электробытовых приборов происходят пожары. Незакрытый кран в ванной или на кухне становится причиной затопления. Утечка газа может привести к отравлению и взрыву, а незакрытая дверь - к краже.

По данным служб спасения можно составить перечень наиболее распространённых опасных ситуаций в жилище:

  • возгорания, пожары;
  • отравления угарным или бытовым газом;
  • бытовые травмы;
  • падения с лестниц, с высоты;
  • утеря ключей, захлопывание дверей;
  • кражи, нападения злоумышленников;
  • мошенничество;
  • затопление помещений;
  • разрушение зданий, повреждение имущества;
  • нападения животных.

Мы перечислили почти все виды опасных ситуаций, которые возможны в жилище. Причинами опасных ситуаций в доме могут стать техногенные, природные и социальные факторы:

  • неисправные или оставленные без внимания включенные электробытовые приборы;
  • технические аварии: повреждения водопроводов и газопроводов, нарушения системы отопления;
  • ураганы, ливни, сильные холода, жара, землетрясения, наводнения;
  • взрывные устройства, ядовитые вещества;
  • неправильное поведение людей, нарушающих общественный порядок;
  • нарушение правил безопасности, правил обращения с приборами и механизмами.

Повторим один из важнейших уроков ОБЖ:

  • в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

Знаешь ли ты, как много подростков получили различные травмы из-за несоблюдения правил пользования лифтом?

Ты думаешь, они не знали о правилах поведения или не читали инструкцию, висящую в каждой кабине лифта? Они просто не задумывались об опасности и о том, чем им грозит собственное легкомыслие и неосторожное поведение.

Некоторые факты

    Двухлетняя девочка вместе со своей матерью поднималась на лифте. Двери стали закрываться, и нога ребёнка попала между створками. Лифт проехал почти метр, пока мать пыталась остановить кабину лифта. Девочка получила серьёзные травмы. Врачам пришлось сделать несколько операций, чтобы сохранить здоровье девочки.

Лифт в многоэтажном доме - это неоспоримое удобство, которое обеспечивает нам комфортное существование. Пользуясь лифтом каждый день, мы забываем о том, что лифт может стать источником опасности для здоровья и жизни человека. Опасность может быть вызвана его неисправностью, действиями преступников, хулиганством и грубым нарушением правил эксплуатации лифта.

Для того чтобы избежать возможных бед, необходимо соблюдать правила пользования лифтом.

  • Прежде чем войти в открывающиеся двери, убедись, что перед тобой кабина, а не зияющая пустота шахты.
  • Входить в лифт нужно не спеша и нажимать кнопку нужного этажа только при условии окончательной погрузки всех пассажиров.
  • Категорически запрещается пользоваться лифтом при пожаре. Скопление дыма в кабине может быть опасно для жизни человека, и при аварийном отключении электричества лифт остановится.
  • Запрещается в лифте курить, прыгать, толкаться, то есть делать резкие движения.
  • Если лифт старой конструкции, без автоматических дверей, то нужную кнопку можно нажать только при закрытых внутренних дверях. Во время движения строго запрещается открывать двери кабины лифта.
  • Если в холле дома появился подозрительный человек, то воздержись от поездки в лифте. Если всё же это случилось - нажми кнопку не своего, а ближайшего этажа. Нажми кнопку вызова диспетчера и сообщи ему о ситуации, попроси позвонить в полицию.

Вот ещё одна типичная ситуация, которая изложена в четверостишии:

      Грустно я стою теперь...
      Мне сквозняк захлопнул дверь.
      И сестра моя молчит:
      Все забыли взять ключи.

Конечно, в таких случаях нужно срочно звонить родителям. Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию. Но самое надёжное - это всегда помнить правило ОБЖ: выходя из квартиры даже на короткое время, бери с собой ключи.

Вопросы

  1. Назови причины опасных ситуаций в жилище.
  2. Что поможет сделать твой дом безопасным?
  3. Причинами нежелательных и опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найди соответствие между фактором и его характеристикой. Ответ запиши в тетрадь.

    Факторы

      1. Природный
      2. Техногенный
      3. Социальный

    Характеристика факторов

  4. Ситуационные задачи.
    1. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать?
    2. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно?

Задания

  1. Составь правила пожарной безопасности для выполнения в твоём доме.
  2. Придумай и нарисуй два знака, которые предупреждают о какой-либо опасности в доме и на улице. Дай им название.

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

Невосполнимость природных ресурсов;

Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

Резкий рост численности населения планеты;

Снижение динамики развития мировой цивилизации;

Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

Определение и описание опасностей;

Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Объект и цели БЖД.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

· Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

· Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

· Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

· Участия в работе по защите населения

Основными задачами БЖД являются:

· распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

· снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

· обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

· воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

· модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принципы и методы БЖД

Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы принципов БЖД:

Ориентирующиеся:

1) Профессиональный отбор

2) Принципы формирования негативного воздействия

Управленческие

1) Контроль

2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

3) Принципы ответственности

Организационные

1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

2) Рациональная организация труда.

3) разработка рационального режима работы.

4) организация санитарно-защитных зон

Технические:

1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

2) защита с помощью организаций.

3) герметизация

4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД:

1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Невероятные факты

Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


Правила поведения в опасных ситуациях

1. Давка


Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

2. Нападение собак


Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


3. Авиакатастрофа


Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

Опасные ситуации природного характера

4. Снежная лавина


Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

5. Поведение во время грозы


Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

6. Торнадо


Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

7. Большая волна


Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

8. Падение с горного склона


Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

9. Укус медузы


Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

Возникновение опасных ситуаций

10. Вы провалились под лед

Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

11. Заблудился в лесу: что делать


Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

12. Машина упала в реку


Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

13. Действия при пожаре


Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

14. Судорога в ноге: что делать


Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

15. Нога увязла в водорослях


Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

16. Что делать, если подавился


Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

17. Случай нападения в лифте


Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

18. Падение с высоты


Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

Опасные и чрезвычайные ситуации

19. Ядерный взрыв


В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

20. Стрельба в школе и других помещениях


Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

21. Вас захватили в заложники


Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

22. Перекрестный огонь


Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

23. Заживо закопали в гробу


Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?