Творческое занятие: гравюра для детей. Обзор готовых наборов и руководство по домашнему творчеству в этой технике

Светлана Большакова

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры .

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры . Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке . Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами , я захотела вспомнить, как это делается.

Гравюра на картоне (от франц. gravure ) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела. Она очень многогранна : линогравюра , гравюра по металлу , гравюра на картоне , ксилография, литография. Есть много способов снимать оттиски с природных объектов : листьев, перьев, цветов. Граттаж - это имитация гравюры .

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне . Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.


Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно


Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней


Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев




Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Но мне не понравилось.

Закрасила черной

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться


В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации) - гравюрой с использованием полистирола - подложки для овощей. У меня была одна такая "мисочка" из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках







Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск



Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Публикации по теме:

Наступило самое волшебное время года - весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные. Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса.

И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.

Для создания цветной гравюры понадобятся:

  • белый картон (не глянцевый);
  • восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
  • гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
  • жидкое мыло;
  • кисточка;
  • апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).

Шаг 1. Создаем цветную основу-фон

Большинство гравюр, которые продаются в магазинах, сделаны с одноцветным фоном (золотистым или серебристым), а деткам будет интересней видеть картинку в разных цветах. Для этого разрисовываем одну сторону белого матового картона в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками — чем насыщенней и контрастней цвета, тем эффектней они буду выглядеть при гравировке. Примечание: вместо восковых карандашей можно использовать обычные или фломастеры, но их нужно будет дополнительно зарисовать сверху парафиновой свечой, и лишь тогда приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Делаем промежуточный слой гравюры

Чтобы сделать некий «защитный» невидимый слой, который не позволит стирать цветной фон при гравировки, понадобится жидкое мыло. Его нужно равномерно нанести на фоновую мозаику. Примечание: «втирать» мыло в пастель следует более аккуратно, потому что цвет может «размазываться», то есть переноситься на участок бумаги другого цвета.

Шаг 3. Наносим финишный слой для процарапывания

После того, как мыло впиталось в цветной фон картона, необходимо плотно закрасить его черной густой гуашью. Даже если в некоторых местах краска будет расходиться от воска, необходимо повторять закрашивание, пока фон не перестанет проступать. Закрасить можно, как весь лист, так и его часть.

Ждем, когда гуашь подсохнет, и наша гравюра готова. (хотя правильней будет сказать граттаж , который является лишь одной из разновидностей гравюры). Теперь можно брать в руки тонкий заостренный предмет (например, апельсиновую палочку, спицу, пустой стержень от ручки и т.д.) и приступать к процарапыванию нового шедевра.

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Для знакомства со стилем “гравюра” и приобретением первого опыта можно воспользоваться набором для творчества, которое так и называется “Гравюра”. Такие наборы можно купить как в магазинах с художественными отделами, так и в интернет-магазинах. Модели для работ предлагаются различной сложности, есть простые небольшие картинки, но есть и достаточно сложные и тонкие по исполнению картины. Рекомендуемый возраст художника-гравировщика указан на упаковке. При этом такое занятие может увлечь как школьника, так и вполне взрослого человека. На картинке, представленной для примера, указан возраст от 3-х лет. Но детям в младшем возрасте нужно работать обязательно под присмотром взрослых.

2 шаг

Заготовка для гравюры выглядит как плотный лист металлизированной бумаги, покрытой тонированным слоем, на которую нанесены контуры будущего рисунка. Металлизированная бумага бывает разных цветов: серебро, золото или радуга (переливающиеся цвета).

3 шаг

В набор входит и инструмент для выполнения работ – штихель. Этим инструментом делают насечки на верхнем темном слое, через который в результате проявляется слой металлизированный. Штихель похож на ручку, только стержень у нее металлический. Для безопасности на острие надевается колпачок, когда штихелем не работают. Если работа выполняется детьми, то нужно обязательно контролировать обращение со штихилем, чтобы не было травм.

4 шаг

Для выполнения гравюры следует нанести все нарисованные штрихи, сняв в этих местах тонированный слой. Штихель может выполнять тонкие насечки или насечки пошире, в зависимости от того, какой стороной вы его повернете. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Гравюра на картоне - относительно молодой жанр искусства. По-простому этот вид работы называют «царапка», поскольку, чтоб добиться рисунка, то есть непосредственно гравюры, нужно процарапать какую-то поверхность. И для таких целей подойдет даже картон. Этот могут осилить не только люди со стажем в искусстве, но и начинающие художники.

Сама гравюра зависит от таких факторов:

  • фактуры выбранного материала, в данном случае картона;
  • высоты рельефа;
  • силы нажима во время работы; линии можно делать разной толщины и интенсивности окрашивания.

Цветная гравюра на картоне

Как делается гравюра?

Из материалов для гравюры пригодятся:

  • картон любого вида (упаковочный, переплетенный, прессшпан);
  • иглы или надфили;
  • ланцет;
  • ножи.

Сама методика проходит в несколько этапов:

  • Мягким карандашом или литографским изображают картину на кальке или глянцевой бумаге. После этого нарисованной стороной кальку прикладывают к листу картона. По ней сверху с нажимом водят специальной пластинкой. А вот дальнейший рельеф получают с помощью процарапываний или гравировкой штихелями, или аппликацией.
  • Придать фактурность гравюре поможет водоэмульсионная краска. Закрепить результат нужно нитролаком, избегая при этом потеков.

Учтите, что эта методика является более профессиональной. Она выполняется вручную, но оттиск картины в таком случае не должен превышать 2030 сантиметров иначе к бумаге прилипнет не вся краска. Для такой процедуры краску нужно выбирать густую, часто смешивают обычную масляную краску и белила, разведенные с олифой в соотношении 7:3. Такой материал должен быть выдержанным несколько дней в открытой посуде.

Слой краски наносится на картон толщиной 0,1–0,5 миллиметра. Для печатания чаще выбирают краски на водной основе, смешивая их с глицерином. Бумагу наносят сверху на картон со слоем краски и начинают процесс притирки. Пластины, которые притирают бумагу, часто натирают воском. Это необходимо для лучшего скольжения.

Эта процедура может выполняться в механизированном режиме с помощью офортного станка. В этом случае на бумагу дополнительно накладывается доска и несколько слоев мягкой бумаги, тогда не будет нарушения рельефности оттиска.

Цветная гравюра может получиться только на картоне. Изначально делается оттиск теплого оттенка. Потом материал просушивается, и далее поочередно делаются оттиски других цветов. Эта процедура занимает достаточно много времени, но зато в гравюре можно достичь разных оттенков, рельефов и фактур на одной картонке.

Чтоб усилить оттиск гравюр, художники используют приладки, прикладываемые сверху листа, с которого выполняется оттиск в тех местах, где художник хочет насытить рисунок. А вот усилить эффект от цветовой гаммы может маска, которая кладется между бумагой и картонкой.

Сам инструмент гравирования - надфиль - нужно держать либо прямо, либо под углом 35 градусов. Бывают ситуации, когда самые маленькие прорези во время печатания сжимаются, и эффект от оттиска не достигается. А также не используйте в этой технике перекрестную штриховку. Проблема этой методики заключается в том, что во время ее применения на картоне будут вырываться целые куски из материала, поэтому оттиск будет некачественным, и вы не добьетесь нужной картинки.

Этот метод больше подходит профессионалам, поскольку человек, который сталкивается с подобной гравюрой в первый раз, может не понять принципа работы метода. К тому же сделать правильный оттиск или нанести краску так, чтоб получился требуемый рельеф, будет особенно сложно. Любые пятна, неровности не в запланированном месте могут смазать эффект гравюры, поэтому перед тем, как выполнять такую работу, нужно потренироваться. Или же выбрать простой вариант.

Вариант домашнего гравирования

Гравюру можно сделать своими руками. Принцип ее изготовления будет отличаться от художественного способа, но зато с его помощью можно будет интересно провести время. Такая гравюра на картоне называется «царапка». На картонку наносится фон. Он может быть однотонным и разноцветным.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Сверху накладывается восковой слой черного цвета. А далее специальным ножичком на нем вырезаются разные фигуры или целая картина. Правда, рельефа в таких гравюрах не добиться, но результат может получиться очень красивым и изысканным. Часто такие рисунки продаются даже в детских отделах, но их можно изготовить самостоятельно.

Для этого понадобятся:

  • картон;
  • восковые карандаши;
  • кисть;
  • гуашь.

Картонку нужно полностью закрасить, это может быть разноцветный или однотонный фон. Сверху наносим гуашь на листок, не оставляя промежутков. Лучше всего выбрать черную краску, тогда у гравюры появится контраст. После того как слой краски высох, можно с помощью царапающих инструментов гравировать картинку. Рисуйте изображения на свой вкус. Вы можете менять толщину линии и оттиск благодаря силе нажатия.

А еще таким образом можно закрасить уже готовый рисунок. Чтоб он проявился на гравюре, нужно будет стереть верхний слой монеткой. Но такие вариации достаточно примитивны и подходят для детей.

Гравюра - довольно интересный вид искусства, который продолжает развиваться. Многое в нем зависит от мастерства художника. Но также этот жанр подойдет тем, кто любит экспериментировать и рисковать.