Как оплачивается такси в командировке. Расходы на такси в командировке: "прибыльные" нюансы (Мухин В.)

Наш сотрудник заказывает такси в аэропорт во время командировки через Интернет "Такси Gett", оплата была картой сотрудника, на которую мы переводим денежные средства на командировку. На данном заказе указано время, стоимость поездки, маршрут и оплата. Что нам необходимо еще приложить к данному заказу, что бы расходы на такси во время командировки учесть в расходах для налога на прибыль?

заказ-наряд и Правилами , утвержденными , а также чеки ККТ.

И .

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть при расчете налогов и взносов расходы на проезд командированного сотрудника на такси

При соблюдении определенных условий компенсацию сотруднику затрат на такси учтите в расходах при расчете налога на прибыль. НДФЛ и взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагайте.

По Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси. В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:

  • до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
  • по служебным делам во время командировки.

Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Это объясняется так.

Аналогичные выводы есть в разъяснениях Минфина России (письма от 14 июня 2013 г. № 03-03-06/1/22223 , от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/720 , от 27 августа 2009 г. № 03-03-06/2/162).

Суды также признают, что на сумму компенсации расходов на такси во время командировки можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС , Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. № А72-2117/2007 , Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. № А05-11584/2006-31).

Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси , оформленные в соответствии c Правилами , утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 , а также чеки ККТ.

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-11-04/2/80 , от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/621 и ФНС России от 30 декабря 2011 г. № АС-302/4415 .

Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки (указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 , Методические указания , утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).*

НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ). В том числе и с компенсации расходов на такси – как при поездках по служебным делам во время командировки и до места отправления (вокзала, аэропорта), так и в случае, если сотрудник использует такси для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Поскольку законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых для проезда в командировку и служебных поездок.

Аналогичные выводы подтверждает Минфин России в письмах от 27 июня 2012 г. № 03-04-06/6-180 , от 25 апреля 2012 г. № 03-04-05/9-549 , от 28 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-241 . При этом в письме от 14 мая 2010 г. № 03-04-06/1-97 финансовое ведомство пояснило: оплата услуг такси в связи со служебной необходимостьюпроизводственных целях) происходит в интересах самой организации, а не сотрудника. Поэтому компенсация таких расходов не включается в его налогооблагаемый доход.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начисляйте с сумм документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на проезд командированного сотрудника:

  • до места назначения и обратно;
  • в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Такой вывод следует из буквального толкования части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. При этом вид транспорта, которым должен воспользоваться сотрудник, не уточняется. Следовательно, он вправе добираться до места командировки и обратно, а также до вокзала или аэропорта любым способом, в том числе на такси. Аналогичные выводы следуют из письма Минздравсоцразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19 .

Что касается поездок сотрудника на такси по служебным делам во время командировки, то их можно квалифицировать как расходы, связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей. И не облагать взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждают судьи в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2014 г. № Ф03-1879/2014 .

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер»

Реквизиты квитанции на оплату пользования такси, которые помогут избежать налоговых споров

- наименование, серия и номер квитанции;
- наименование фрахтовщика;
- дата выдачи квитанции;
- стоимость пользования легковым такси;
- фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

При этом на практике есть решения, в которых суды указывали, что сам по себе факт нарушения перевозчиком порядка заполнения подтверждающих документов не свидетельствует о том, что расходы необоснованны (апелляционное определение Саратовского областного суда от 06.03.13 № 33-1292).

Рассмотрим, на какие реквизиты квитанции на оплату пользования такси обратить внимание, чтобы избежать претензий налоговиков (см. образец документа ниже).*

1. Дата оформления квитанции определяет период включения затрат на такси в налоговые расходы компании, а также момент возникновения дохода у работника. По общему правилу компания, применяющая метод начисления, учитывает расходы в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Соответственно расходы на оплату услуг такси компания отражает в налоговом учете в периоде оформления квитанции.*

Кроме того, УФНС России по г. Москве в письме от 14.07.06 № 28-11/62271 указало, что компенсация стоимости поездок на такси в командировке, за исключением компенсации расходов на проезд на такси в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, является доходом работника, полученным в натуральной форме. Следовательно, такая компенсация облагается НДФЛ. Учитывая это мнение налоговиков, при удержании НДФЛ со стоимости поездки на такси компания определяет момент возникновения дохода в натуральной форме именно на основании даты выставления квитанции.

Отметим, что по вопросу возникновения налогооблагаемого дохода работника Минфин России придерживается противоположного мнения. В частности, финансовое ведомство в письме от 27.06.12 № 03-04-06/6-180 указывает, что компенсация командированному работнику стоимости услуг на такси не облагается НДФЛ независимо от маршрута поездки (п. 3 ст. 217 НК РФ). Ведь такая поездка связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей. Суды, как правило, в этом вопросе поддерживают налогоплательщиков (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.06.09 № Ф03-2484/2009).

2. Время поездки подтвердит реальность и экономическую обоснованность расходов на такси. Несмотря на то что налоговики не вправе оценивать деятельность налогоплательщика с точки зрения ее целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение Конституционного суда РФ от 04.06.07 № 366-О-П), контролеры зачастую отказывают компании в признании расходов по причине их необоснованности. Кроме того, проверяющие нередко оспаривают реальность затрат. Судебная практика показывает, что компаниям удается подтвердить реальность понесенных расходов на такси квитанцией, в которой указаны дата и время начала и окончания поездки.*

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.07.08 № А19-11498/07-Ф02-3302/08 признал правомерными расходы работника на такси, поскольку дата поездки совпадала с датой судебного заседания, на которое был отправлен сотрудник. А Пермский краевой суд в определении от 08.06.11 № 33-5680 согласился с реальностью факта использования командированным работником такси, поскольку даты отлета и прилета в командировку совпали с датами поездок, указанными в квитанциях.

Отметим, что время поездки не поименовано в Правилах перевозок среди обязательных реквизитов квитанции. Однако указание в квитанции этих сведений поможет компании избежать споров с проверяющими.* В частности, указание в квитанции времени поездки подтвердит, что поездка осуществлялась именно в ночное время. В этом случае суды признают правомерным учет расходов на такси при налогообложении прибыли. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.06.09 № 09АП-8089/2009-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 24.09.09 № КА-А40/9145-09) согласился с правомерностью включения в налоговые расходы стоимости проезда работников организации на такси. Суд установил, что технологические особенности деятельности компании требуют установления круглосуточного или многосменного режима работы персонала отдельных подразделений общества. Следовательно, компании необходимо обеспечивать доставку до дома работников, заканчивающих смену в ночное время, поскольку в указанное время общественный транспорт прекращает свою работу.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.09.12 № А05-2053/2012 также указал, что работодатель вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на такси. Ведь доставку сотрудников на такси компания осуществляла исключительно в ночное время, когда общественный транспорт уже не работает и добраться до места жительства сотруднику иными способами, кроме как на такси, невозможно.

3. Указание в квитанции маршрута поездки подтвердит производственную направленность расходов на такси. Маршрут поездки также не является обязательным реквизитом квитанции. Однако отсутствие в квитанции ссылки на место посадки и высадки пассажира зачастую приводит к доначислению налога на прибыль.* Так, в одном из дел инспекторы посчитали, что компания необоснованно включила в расходы на командировку стоимость услуг такси. Поскольку в представленных квитанциях отсутствовало указание на пункт отправления и пункт назначения. Чтобы подтвердить производственный характер спорных расходов, компании пришлось представить в суд счета с указанием в них уплаченных за проезд сумм, пунктов назначения и времени оказания услуг такси (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.05 № А56-17467/04).

В другом деле Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал компании в возмещении расходов на проезд представителя на такси (в составе судебных расходов). Поскольку представленная в подтверждение спорных расходов квитанция не позволила объективно установить связь таких расходов с проездом представителя компании от аэропорта до гостиницы - маршрут следования в квитанции был не указан (постановление от 17.02.10 № А46-8154/2007).

А в деле, которое рассматривал суд Московской области, налогоплательщик представил квитанции на оплату услуг такси, в которых, помимо стоимости проезда, были указаны пункты отправки и назначения. Суд признал такие квитанции надлежащими подтверждающими документами. И согласился с учетом затрат на проезд работника на такси в составе командировочных расходов в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ (решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.08 № А41-1899/08).

4. Отражение в квитанции тарифа поездки и данных таксометра поможет обосновать стоимость услуг такси. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно быть оборудовано таксометром.* Таксометр предназначен для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством (подп. «д» п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.11 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). При отсутствии в квитанции показаний таксометра или размера установленного тарифа компании будет труднее обосновать стоимость поездки на такси.

Так, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал документально подтвержденными и экономически обоснованными судебные расходы на использование представителем услуг такси. Поскольку указанный в квитанции тариф за ожидание был предусмотрен прейскурантом цен на услуги (постановление от 26.08.11 № А13-3653/2010).

Кроме того, большинство перевозчиков оказывают услуги на автомобилях различного класса («эконом» или «бизнес»). В зависимости от выбранного класса автомобиля определяется стоимость поездки (тарифы на перевозку пассажиров в автомобилях бизнес-класса, как правило, значительно выше). Если услугами такси пользуется директор компании или иные сотрудники руководящего состава, обосновать поездку в автомобилях повышенной комфортности компания сможет необходимостью поддержания имиджа компании и ее деловой репутации в глазах партнеров.

5. Указание в квитанции перечня дополнительных услуг поможет подтвердить разницу в стоимости поездки и показаниях таксометра. Многие компании предлагают пассажирам дополнительные услуги (услугу «трезвый водитель», кондиционирование салона, детское кресло и т. д.). Как правило, такие услуги оказываются за дополнительную плату. Нам не удалось найти официальных разъяснений или судебной практики по вопросу правомерности учета при налогообложении расходов на такие услуги. При этом существует множество судебных решений, в которых арбитры соглашаются с правомерностью включения в налоговые расходы стоимости кондиционеров и обогревателей (например, постановления ФАС Поволжского от 26.07.06 № А55-32558/2005 и Западно-Сибирского от 22.03.06 № Ф04-1851/2006(20801-А45-40) округов). Обоснованность таких расходов объясняется созданием комфортных условий труда работникам (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). По мнению автора, создание комфортных условий поездки работника на такси также можно отнести к созданию комфортных условий труда. Ведь поездка осуществляется в рамках исполнения служебных обязанностей. Следовательно, расходы на охлаждение или отопление салона автомобиля, указанные в квитанции, компания вправе учесть при налогообложении прибыли.

6. Подпись пассажира подтвердит, что услугами такси воспользовался именно сотрудник компании. Подпись клиента, который воспользовался услугами перевозки, не является обязательным реквизитом квитанции. Однако при ее отсутствии налоговики не смогут установить работника, который фактически воспользовался услугой такси. УФНС России по г. Москве в письмах от 27.06.08 № 20-12/060976 и от 27.01.06 № 20-12/5434 указало, что расходы на доставку работников можно учесть в налоговых расходах только при условии ведения персонифицированного учета в отношении каждого работника.*

Второй арбитражный апелляционный суд отметил: если по содержанию квитанции такси невозможно сделать вывод, что именно представитель организации воспользовался данной услугой, такая квитанция признается недопустимым доказательством расходов компании на оплату услуг такси (постановление от 18.07.11 № А82-4808/2010). Следовательно, во избежание разногласий с налоговиками пассажиру (работнику компании) целесообразно проставить в квитанции свою подпись и расшифровку.

Можно ли учесть при расчете налогов расходы на такси для командированного сотрудника? И какими документами можно подтвердить обоснованность таких трат?

Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ можно включить положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси.

В частности, прописать то, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:

  • до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
  • по служебным делам во время командировки.

Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль.

Ведь ни подпункт 12 пункта 1 статьи 264, ни статья 270 Налогового кодекса РФ не запрещают включать в состав расходов стоимость проезда командированного сотрудника на такси.

Конечно же, нужно соблюдать требование, чтобы такие расходы были экономически обоснованы и документально подтверждены. Об этом напоминает и Минфин (письмо от 14 июня 2013 г. № 03-03-06/1/22223).

Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси, оформленные в соответствии c Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, а также чеки ККТ.

Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки.

НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.

Если у Вас есть вопрос - задайте его

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Может ли сотрудник заказать такси, чтобы добраться до аэропорта или вокзала? Может ли директор ездить на встречи с клиентами на такси? Могут ли сотрудники заказывать такси, чтобы добраться до дома, если они задержались в офисе допоздна? В каком случае расходы на такси уменьшают налог на прибыль, а в каком нет? Какие документы должен приложить сотрудник к авансовому отчету, чтобы расходы на такси не вызывали вопросов у налоговой? Все эти вопросы достаточно часто интересуют руководителей компаний, ведь многие из них хотят, создавая комфортные условия для своих сотрудников не упускать выгоду, уменьшая сумму налогов, которые необходимо заплатить. Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье.

Такси до аэропорта или вокзала. авансовый отчет

Если сотрудник направляется в командировку в другой город или страну, то чаще всего он добирается туда на поезде или самолёте, а до вокзала или аэропорта — на такси. Можно ли возместить и принять для уменьшения налога на прибыль такие расходы? Возможность возмещения сотруднику расходов на оплату его проезда на такси во время командировки компания решает самостоятельно, но произведенные расходы обязательно должны быть подтверждены правильно оформленными документами. Чтобы принять расходы для уменьшения прибыли, они должны быть обоснованными, например аэропорт находится далеко от места отправления, слишком позднее время отправления поезда или самолета, высокая ценность перевозимого в багаже груза, обычаи делового оборота предполагаю использование такси и пр. Таким образом, вернувшись из командировки, сотрудник должен приложить к авансовому отчету правильно заполненную квитанцию об оплате услуг такси и тогда компания возместит ему эти расходы и примет их для уменьшения прибыли.

Директор ездит на такси на встречи с клиентами. авансовый отчет

Во многих компаниях директор и менеджеры ездят на встречи с клиентами на такси. Иногда компания заключает договор с фирмой — перевозчиком (тогда директор издает приказ о том, чтобы все сотрудники пользовались в служебных целях услугами этой фирмы), иногда сотрудники заказывают такси в любой компании и отчитывается через авансовый отчет о произведенных расходах. Для того, чтобы принять такие затраты для уменьшения налога на прибыль, должно быть распоряжение директора, в котором обосновываются такие поездки (например в связи с тем, что в компании отсутствует собственный или арендованный транспорт, сотрудникам разрешается пользоваться услугами такси для выполнения служебных обязанностей), а в должностных инструкциях сотрудников, использующих такси для поездок в налоговую, на переговоры и т.п., рекомендуется прописать, что их работа связана с поездками, с поддержанием имиджа фирмы. Также должны быть отчеты о поездках, это могут быть акты, в которых описано, куда ездил сотрудник, какая сумма потрачена. Если поездок много, сотрудник не всегда вспомнит, куда ездил или не предоставит эту информацию в бухгалтерию вовремя. В этом поможет приложение Авансовка , с его помощью можно сразу выслать бухгалтеру копию документа об оплате такси с комментарием.

Могут ли сотрудники заказывать такси, чтобы добраться до дома, если они задержались в офисе допоздна? авансовый отчет

Если в трудовом договоре или коллективном соглашении прописано, что в определенных ситуациях сотрудник может воспользоваться такси, то эти расходы будут экономически оправданы, а значит их можно принять для уменьшения налога на прибыль. При этом сотрудник должен приложить к авансовому отчету квитанцию такси.

Как должны быть оформлены документы на проезд. авансовый отчет

Каждая поездка должна быть подтверждена документами. По Российскому законодательству таксист должен выдавать квитанцию, которая содержит все необходимые реквизиты — реквизиты компании-перевозчика, информацию о поездке, о стоимости поездки, о клиенте, иметь печати и подписи и т.п. Но в реальности такие квитанции получить не удается. В зависимости от того, какую квитанцию приложит к авансовому отчету сотрудник, возможны разные варианты возмещения ему денег: если квитанция содержит всё необходимую информацию то деньги за поездку возмещаются сотруднику полностью, если же квитанция не соответствует законодательству или же утеряна и сотрудник предоставил только служебную записку, в которой просит возместить расходы на такси, то бухгалтер удержит 13% (Налог на доходы физических лиц) из суммы, указанной в ней. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, компании лучше заключить договор с фирмой-перевозчиком. Тогда сотрудник будет прикладывать к авансовому отчету талон, в котором прописан маршрут, стоимость и прочее, а в бухгалтерию перевозчик будет ежемесячно предоставлять акт и счет-фактуру, в которых будут прописаны все поездки и фамилии тех, кто пользовался услугами и маршруты. Но и в этом случае для проверки правильности актов бухгалтеру необходимо, чтобы сотрудник передавал эти талоны с комментариями, к какому клиенту или по каким служебным делам он ездил, а правильность заполнения талона не будет иметь значения.

Подтвердил свою позицию по поводу учета расходов командированного работника по проезду на такси для целей налога на прибыль. Финансисты также рассказали, какими документами можно подтвердить проезд на такси.

Условия для учета расходов на такси

Минфин России не возражает против учета затрат на проезд командированного работника в такси в составе командировочных расходов (письма от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223, от 11.07.2012 № 03-03-07/33 , от 08.11.2011 № 03-03-06/1/720, от 04.10.2011 № 03-03-06/1/621). Логика его рассуждений следующая. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В состав расходов на командировки включаются в том числе расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Исходя из этого финансисты приходят к выводу, что уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов по проезду командированного работника на такси возможно при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. При этом финансисты допускают возможность учета расходов на такси как при проезде работника на данном виде транспорта до вокзала (аэропорта) при следовании к месту командирования и обратно (письмо от 11.07.2012 № 03-03-07/33), так и при поездках на такси в месте нахождения в командировке, например, от гостиницы до офиса клиента (от 08.11.2011 № 03-03-06/1/720).

В комментируемом письме Минфин России также отметил, что расходы работника в командировке на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления их документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, и при условии их обоснованности.

Рассмотрим, какие же документы нужны для этого и что является подтверждением обоснованности поездок на такси.

Документальное подтверждение

Ранее в своих письмах финансисты говорили, что подтвердить расходы по проезду на такси можно заказом-нарядом на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа и квитанцией на оплату пользования легковым такси (письма от 11.07.2012 № 03-03-07/33, от 04.10.2011 № 03-03-06/1/621). Обязательные реквизиты этих документов приведены в приложениях 4 и 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила).

В комментируемом письме Минфин России указал, что подтвердить расходы по проезду на такси можно или квитанцией, или кассовым чеком. Обосновали финансисты свой вывод следующим образом. В соответствии с п. 5.1 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 , документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами. Пунктом 111 Правил предусмотрено, что в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. При этом квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении 5 Правил. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Специалисты финансового ведомства также отметили, что невыдача водителем легкового такси пассажиру по окончании поездки кассового чека, отпечатанного ККТ, либо квитанции в форме бланка строгой отчетности влечет административную ответственность, установленную ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Таким образом, если командированный работник приложит к авансовому отчету по командировке кассовый чек, выданный водителем такси, этого будет достаточно для документального подтверждения расходов на проезд.

Экономическая обоснованность

Экономическую обоснованность понесенных расходов определяют сами организации (Определение Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П , письма Минфина России от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23681, от 29.07.2013 № 03-03-06/2/30016).

Так, отвергая довод налоговиков о необоснованности расходов на оплату такси при нахождении работников в командировке, ФАС Московского округа в постановлении от 05.07.2010 № КА-А40/6676-10 привел следующие доводы. В статье 168 ТК РФ сказано, что при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Следовательно, если работник воспользовался услугами такси с ведома работодателя, данные затраты являются обоснованными и подлежащими возмещению работнику работодателем. Действующее законодательство (в том числе и налоговое) не конкретизирует, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно. Таким образом, расходы на проезд командированного работника на такси, в том числе и в месте нахождения в командировке, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Из представленных материалов суд установил, что использование такси было обусловлено необходимостью решения рабочих и производственных вопросов предприятия в максимально короткие сроки, ограниченным числом авиарейсов, некруглосуточным движением общественного транспорта, в движении которого возможны сбои, плотностью графика работы командированного сотрудника, который может не успеть выполнить поставленные задачи. Так как связь понесенных предприятием расходов с командировками ее работников инспекцией не оспаривается, спорные расходы являются обоснованными и документально подтвержденными, и предприятие имеет полное право учесть их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, если командировка работника связана с производственной деятельностью компании и поездки на такси осуществлялись с ведома работодателя (возможность использования такси прописана в коллективном договоре или ином локальном акте организации), то расходы на такси являются экономически обоснованными и компания может учесть их в составе расходов по налогу на прибыль.